Кого называли волхвами в древней руси, что умели эти люди? упоминание в библии и чародейство в наши дни
Содержание:
- Маги в Библии
- Кто такие славянские волхвы?
- Волхвы — маги или астрономы?
- Где похоронены волхвы. Мощи трех волхвов в Кельне — одна из главных христианских святынь
- Агмы: что это такое и работа с энергией
- Волхвы в наше время
- Православные день трех царей не празднуют
- Национальность волхвов. Кто такие волхвы в Библии?
- Где встречаются волхвы в сказаниях, документах
- Где жили и чем они занимались?
- Литература
- Что волхвы принесли Иисусу даров привет. Неизвестно, сколько было волхвов, но в Предании есть имена 3 из них
- Кого так называли в Древней Руси — определение
- История языческих прорицателей (волхвов)
- Волхование в наше время
- Поклонение волхвов указывает на стремление язычников принять Иисуса Христа как Царя Царей
- Иконография
- Что умели?
- Использованные материалы
Маги в Библии
Три волхва, пришедших с дарами к младенцу Иисусу – это маги с востока («волхвы» в данном случае – это русский перевод с греческого языка, магами же называли жрецов, пророков и звездочетов у персов). Согласно библейскому преданию, эти языческие мудрецы принесли Божьему сыну священные дары:
- ладан;
- смирну;
- золото.
Так, образ восточных мудрецов перекликается со славянским описанием волхвов в древних преданиях. Нет известной информации о том, сколько именно было волхвов в Библии, поэтому традиционно их число определяется по количеству поднесенных даров – три. Именно так их изображают на картинках и библейских иллюстрациях.
Существует также другая версия, согласно которой этими магами были жрецы другой монотеистической религии – зороастризма, которая также предполагает приход Мессии и Спасителя.
Кто такие славянские волхвы?
Славянские волхвы – это люди, которые получили особые знания от богов, хранящие их, использующие на благо общества. Они совершают обряды подношений Родным Богам, треб (бескровных жертв), следят за чистотой кумиров (изображений богов), алтарей и капищ (места поклонения богам) на материальном и тонком плане.
Кроме этого:
- проведение общественных кологодных праздников;
- изготовление амулетов, оберегов, идолов, кумиров, алтарные и иные сакральные украшения;
- составление календарей;
- имянаречение;
- участие в свадьбах, освещении построенного дома, похоронах;
- исцеление людей и животных;
- проведение гаданий о судьбоносных вопросах людей;
- пророчества;
- защита деревни, либо людей от нападок злых сил;
- участие в войнах силами магии, заклинаний и взаимодействие со стихиями и иными природными силами.
Знания волхвов поражают своей глубиной и многогранностью. Славянские волхвы ведали:
- ход проведения обрядов;
- символику богов, стихий, духов разного уровня (домашних, природных, ратных, местных и прочее);
- ритуальные тексты – песни, славления, заговоры, молы (ударение на «о»);
- свойства лекарственных и магических трав;
- способы и методы волшбы;
- технику оборотничества (превращения в разных животных, птиц), создания иллюзий и прочих искусств;
- астрологию, вычисления по календарям событийных дат;
- магию стихий – например, вызывание дождя во время засухи.
Книги славянской мифологии
На практике волхвы должны уметь общаться с силами Природы, духами и, конечно же, с Богами славян. Некоторые считают, что среди мужчин-волхвов были также и женщины-волхвы, которых называли:
- ведуньями («ведать» — значит «знать»);
- знающая,
- чаровница,
- волшбица,
- волхитка,
- волхида,
- влхва,
- и даже «старая женщина».
Мужчины-волхвы решали задачи общины, женщины-волхвы (женщина-влхва) брали на себя заботы о вопросах семей, домашнего, хозяйственного обихода, лекарства, знахарства, гаданий. Славяне шли к ним, когда нужно было помочь разрешиться родами, запросить охрану домашнего скота от злобных духов и в других случаях.
Волхвы — маги или астрономы?
Времена Нового Завета — это времена правления царя Ирода. Трон Ирода был нестойким, народ его не любил. Для людей Ирод был узурпатором трона Давида, злым тираном. В последние годы жизни и правления Ирода случались и жестокие расправы над подданными. Ирод был подозрителен к каждому, почти в каждом видел врага, которого казнил.
В те же времена жили волхвы. Кем же они были? Волхвы не относились к правоверным иудеям. Волхвами называли ученых людей, которые наблюдали за звездами. Они не были астрономами, скорее относились к колдунам и магам. По звездам эти древние мудрецы определяли важные события в жизни людей, при этом они оставались язычниками. Во времена правления Ирода люди верили в то, что при рождении Мессии в небе появится новая звезда. Язычники тоже верили в приход Мессии, но Христос в их понимании должен был стать Великим Царем Израильским в земном смысле. Люди ждали что Великий царь свергнет Ирода, и наступит вечное благоденствие для народа. Волхвы узнали пророчество Валаама о Мессии:
Где похоронены волхвы. Мощи трех волхвов в Кельне — одна из главных христианских святынь
Им поклоняются все христиане. Они первыми поклонились Младенцу Христу и принесли святые дары к его колыбели.
Алтарь XV века: Мария с Младенцем и три короля
В разных странах и разных ответвлениях христианства их называют по-разному: волхвами, магами, мудрецами, звездочетами… Согласно Евангелию от Матфея, эта троица явилась «с востока», следуя за путеводной звездой, чтобы поклониться «Царю Иудеев». Лет 700 назад западные теологи решили, что эти трое были на самом деле королями или царями: уж очень дорогие дары — золото, ладан и смирну — принесли они к колыбели младенца Христа. Апокрифическими являются их имена: Каспар, Бальтазар (Валтасар), Мельхиор. Больше, чем где-либо в мире, им поклоняются в немецком городе Кельне.
Алтарные фигуры из Кельнского собора. 1310-1322
«Пожалуй, ни в одном городе мира нет культа столь укоренившегося и в такой степени определяющего самоидентификацию граждан на протяжении веков, как культ трех королей в Кельне», — говорит в беседе с DW директор музея Шнюттгена (Schüttgen-Museum) и куратор выставки «Три святых короля: миф, искусство и культ в Кельне» Мориц Вёльк (Moritz Woelk).
Самая знаменитая кельнская достопримечательность (и самая популярная достопримечательность в Германии) — грандиозный готический собор. И вот уже восемь с половиной веков в этом соборе стоит золотая рака с древними мощами библейских волхвов — «трех королей». 2014 год был объявлен в Кельне «годом трех королей». Поскольку в городе традиционно все делается с некоторым опозданием (как известно, и знаменитый собор строился, в общей сложности, семь веков), главная выставка, посвященная Каспару, Балтазару и Мельхиору, открылась лишь к концу юбилейного года.
Посланники в вечность
Выставка объединила на сравнительно небольшом пространстве около 130 объектов, ради каждого из которых в отдельности стоило бы совершить паломничество в музей: раннехристианские саркофаги III века из ватиканских музеев, бесценный барельеф из собора французского Отёна, впервые ставший экспонатом зарубежной выставки, уникальные рукописные книги из немецких, французских, британских собраний. Все объекты объединены общей темой: поклонение волхвов — первых людей, которым открылся свет Спасения. «Волхвы — своего рода звено, связующее смертного человека с вечностью, — поясняет Мориц Вёльк. — Именно это определяет уникальное значение этих реликвий в эпоху Средневековья».Откуда появились мощи «трех королей», известно не вполне. Вроде бы их привезла из «Святой земли» вместе со множеством других реликвий Елена, мать императора Константина. В IV веке мощи попали из Константинополя в Милан, где находились в античном ковчеге в церкви святого Евсторгия. В 1158 году Фридрих Барбаросса (Friedrich Barbarossa) осадил город и потребовал выдачи святых мощей. По настоянию ближайшего советника императора, архиепископа Кельна Райнальда фон Дасселя (Rainald von Dassel) мощи волхвов в 1164 году перенесли в Кельн. 23 июля ковчег с ними торжественно водрузили в центре старого романского храма.
Агмы: что это такое и работа с энергией
В жреческой и мистической практике волхвы использовали слова власти или агмы – что это такое, потребуется разобрать немного более подробно, чтобы иметь представление о деятельности древнерусских ведунов.
Итак, агмы – это слова или сочетания слов, а также особые комбинации звуков, направленные на обращение к высшим силам с целью получения защиты и помощи.
Волхвы на Руси знали, что через тело человека проходит определенная энергия, и умели с этой энергией работать – на такой практике и строилось врачевание и защита от дурных влияний. Агмы они использовали в качестве одного из самых сильных инструментов воздействия, с их помощью можно было управлять внутренними и внешними энергетическими потоками, упорядочивать их и направлять нужным образом.
Главным и основным правилом при работе со славянскими агмами считался запрет злоупотребления той силой, которая дана во благо. Поэтому знания об агмах старались никогда не разглашать, их могли использовать только ведающие люди.
Также волхвы знали определенные правила чтения агм – обладали сведениями о том, как должно быть очищено пространство при проведении ритуала, как правильно дышать в ходе чтения и многое другое.
Волхвы в наше время
Историки считают, что настоящие волхвы, которые обладали магическими силами, уже канули в лето. Самым известным среди них является Вещий Олег. Некоторые современные маги и экстрасенсы называют себя языческими жрецами, но это не всегда является истиной. Следует помнить, что настоящие волхвы у славян не только обладали магическими способностями, но и управляли силами природы, а такими способностями похвастаться популярные нынче экстрасенсы не могут.
Выясняя, кто такие волхвы в современном мире, стоит отметить, что так принято называть носителей ведических знаний. Их главная обязанность заключается в том, что они отвечают за жизнь людей живущих по славянским традициям. Знания волхвов безграничны и они должны нести их людям. Еще современные языческие жрецы называют себя родоверами, но историки считают, что настоящие волхвы не имеют такого права, поскольку их силу должен признать род.
Православные день трех царей не празднуют
Католики отмечают поклонение волхвов 6 января, в день праздника Богоявления. В некоторых странах его ещё называют праздник трёх царей. Особенно активно и пышно он празднуется в испаноязычных странах. До сих пор в честь праздника устраивается массовое пышное шествие. Оно начинается ещё 5 января и называется la festividad de los Reyes Magos или кавалькада царей-волхвов, в процессе которого инсценируется прибытие трех волхвов в Иерусалим.
Кавалькада царей-волхвов, Богота, Колумбия. Во многих католических странах в честь праздника трёх царей проводиться праздничное шествие, называемое «кавалькада трёх царей»
Православные говорят о том, что это событие случилось через 12 дней после Рождества Христова, при этом в православии не принято отмечать день поклонения волхвов. Православная версия этого события отражена в древнем предании восточной церкви. Согласно ему поклонение волхвов произошло после Сретения. В Евангелии от Псевдо-Матфея утверждается, что в Иерусалим волхвы прибыли лишь спустя два года после рождения Иисуса. Их память католики отмечают 23 июля.
По легенде, волхвы были крещены апостолом Фомой, и приняли мученичество в восточных странах. По преданию, мощи волхвов были найдены императрицей Еленой и положены были сначала в Константинополе. В V веке мощи волхвов были перенесены оттуда в Медиолан (Милан), а в 1164 году, по желанию Фридриха Барбароссы, в Кельн, где и хранятся в Кёльнском соборе в золочёной тройной раке.
Святыня трех волхвов за алтарем Кельнского собора. Рака с мощами трех волхвов храниться в Кельнском соборе
Священное писание кроме трёх волхвов упоминает и о других волхвах. Так известен Валаам, исполнившийся вместо проклятия Израилю, Духом Божиим и благословил его (Чис.24). Кроме того, рассказывается о Симоне Волхве, обратившемуся ко Христу и просившегося ко Христу и просившегося в апостолы чтобы получить благодать исцелений, предлагая за это деньги (Деян. 8:9-24).
Национальность волхвов. Кто такие волхвы в Библии?
Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Кто есть кто в Библии» . Сегодня мы говорим о том, кто такие волхвы в Библии.
Словом «волхвы» на русский переведено греческое «маги». В Ветхом завете маги – жрецы, ученые, астрономы и пророки у мидян и персов. Они упомянуты в Книге Иезекииля (39:3-13). Пророк Даниил был назначен на должность мага в Вавилоне (Дан 2:46).
В Новом завете волхвы упомянуты только в Евангелии от Матфея. Это мудрецы с Востока, которые, следуя за звездой, пришли поклониться младенцу Иисусу (Мф 2:1 и далее). В дар Спасителю маги принесли золото (как Царю), ладан (как Богу, потому что ладан использовался во время религиозных церемоний) и смирну (как смертному человеку, потому что ее использовали в траурных церемониях). Более подробных сведений в Библии о них нет.
Волхвы: маги и волшебники
Они пришли в Иерусалим и спросили Ирода: «Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним».
Если выходить за рамки того, что сказано в Библии, можно добавить, что, по свидетельству Геродота, маги составляли одно из шести племён древних мидян, которое, как можно предположить, было ответственно за всю религиозную жизнь народа, как, скажем, еврейские левиты. В античные времена магами называли жрецов иранской религии – зороастризма – которая была монотеистической. Авеста (священная книга зороастрийцев) так же как и Библия, обещает приход Спасителя в мир.
О магах было сложено множество легенд и сказаний. В них появляются имена волхвов, которые пришли к Младенцу Христу, – Каспар, Мельхиор и Валтасар. Впервые они появляются на мозаике в церкви San Apolinar Nuovo (Равенна, Италия). (В греческой традиции магов именуют Апелликон, Америн и Дамаскон, в еврейской среде – Магалах, Галгалах и Серакин).
Не всегда считали, что волхвов было трое (у Матфея об их числе не сказано ни слова). Вероятно, число три возникло в связи с тем, что Христу были принесены три дара.
Где встречаются волхвы в сказаниях, документах
Из оставшихся до сегодняшнего дня древних источников можно найти сведения, как в Царьграде совершались сделки с обязательным присутствием русского императора и волхвов.
В летописях отмечено, как волхвы совершали благодарственные молы (молебны) за то, что корабли благополучно проходили многочисленные пороги Днепра в районе Хортицы:
Нужно отметить, что мясо и приношение петуха закланием в честь Перуна (либо Волоса – Велеса) было популярно у западных славян и южных в более поздние времена. Ранее Богу Громовержцу кровных жертв не приносили. Предполагают, что это связано с тем, что большая часть волхвов уходила подальше от христианизации на север и в тайгу. Народ знания постепенно утрачивал, в связи с чем отмечалось искажение обрядовости и ритуальных служб славянским богам.
Наличие среди славян волхвов наблюдалось еще и после христианизации Руси, но в уже меньшем количестве. И это несмотря на то, что волхвы встречаются в христианском Евангелии, где приносят дары рожденному младенцу Иисусу. Есть задокументированные церковные источники, где говорилось о том, как христианская Церковь осуждала людей за доброе отношение к волхвам и обращению к ним за помощью. До самого XIII века волхвы еще активно проявляли себя в Новгороде, а среди балтийских славян они встречаются до XI-XII веков. О них известно из источников следующее:
Самым известным храмом, где волхвы почитали Святовита (некоторые славяне отождествляли его с самим Родом Прародителем, одной из Его форм), считался Храм в Арконе, стоящий на берегу Балтийского моря. Аркона – город жрецов, волхвов на о. Рюгене. Город был сожжен и взят датским королем Вальдемаром I в июне 1168 года. Храм Святовита, его идол был уничтожен, а сокровища – обрядовые вещи, украшения и утварь, были им увезены в Данию.
Встречаются упоминания о волхвах в древних летописях, былях и даже исторических документах. Среди русских князей даже встречается князь-волхв, которого именовали – Вольга Всеславович (Волх Всеславьевич). Он умел оборачиваться волком, щукой, птицей, был предводителем дружины и умел волховать для воинских дел.
Где жили и чем они занимались?
Уважение к ведунам на Руси было огромным – к их мнению могли прислушиваться сильнее, чем к княжескому слову. Несмотря на такую всенародную любовь и почтение, селиться славянские чародеи предпочитали вдали от селений, в лесах, неподалеку от алтарей и капищ. Некоторые волхвы жили в деревнях – тогда они выбирали себе жилище на окраине.
С приходом на Русь христианства образ волхвов старались очернить, как противоречащий православному учению, поэтому со временем крестьяне начали ведунов бояться, однако уважение к ним никуда не пропало – еще очень много лет в избы на отшибе приходили, чтобы получить помощь, вылечиться и получить мудрый совет.
Круг обязанностей славянских волхвов в дохристианские времена был очень обширным:
- уход за капищами, поддержание в порядке идолов и алтарей;
- наречение имен новорожденным;
- участие в обрядах на свадьбах, похоронах, новоселье;
- гадание и предсказания;
- врачевание, составление лекарств;
- создание календарей;
- защита поселений от нечистой силы и негативных влияний извне.
Исследуя мифы и легенды древних славян, можно сделать вывод, что волхвы – это не просто мудрецы, наделенные особыми знаниями, их наделяли магическими качествами, доверие к ведунам было практически безграничным.
Сохранились упоминания не только о мужчинах-волхвах. Ведуньями (или влхвами, волхидами) могли быть и женщины. Различие между ними заключалось в том, что мужчины решали более глобальные вопросы общины, в то время как женщины были сосредоточены на проблемах семей, сельского и домашнего хозяйства.
Литература
- ActaSS. Ian. T. 8. P. 323, 664;
- BHG, N 802–806b; BHL, N 5135-5138;
- NikТdhmoj. Sunaxarist»j. T. 4. S. 405-409;
- MartRom. P. 1, 8;
- ЖСв. Дек. С. 704-715;
- Таррагонский аноним «О граде Константинополе»: Лат. описание реликвий XI в. // Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. М., 2000.
- Царевский А. С. Волхвы с Востока и вифлеемская звезда. К., 1891;
- Митякин А. П. Волхвы с востока: Историко-экзегетический очерк // ХЧ. 1893. Ч. 1. С. 13-37;
- Протопопов П. Волхвы египетские, вавилонские и вифлеемские // ВиР. 1901. Т. 1. Ч. 2. С. 755-782, 801-818;
- Фивейский М., свящ. Евангелие от Матфея // Лопухин. Толковая Библия. СПб., 1911. Т. 8. С. 00-00;
- Kehrer H. «Die Heiligen Drei Kцnige» in der Legende und in der deutschen bildenden Kunst bis A. Durer. Strassburg, 1904;
- idem. «Die Heiligen drei Kцnige» in Literatur und Kunst. 2 Bde. Lpz., 1908-1909;
- Hildesheim, 1962;
- Скабалланович М. О звезде волхвов. К., 1912;
- Knabenbauer J. Commentarius in Evangelium secundum Matthaeum. 2 Bde. 19223;
- Meisen K. Die heiligen drei Könige und ihr Festtag im volkstümlichen Glauben und Brauch. Köln, 1949;
- Olschki L. The Wise Men of the East in Oriental Tradition // Semitic and Oriental Studies. 1951. Vol. 11. P. 375–395;
- Monneret de Villard U. Le leggende orientali sui Magi Evangelici. Vat., 1952;
- Gordini G. D. Magi // BiblSS. Vol. 8. Col. 494-520;
- Leclercq H. Mages // DACL. T. 10. P. 980-1067;
- Riedinger U. Die Heilige Schrift im Kampf der griechischen Kirche gegen die Astrologie: von Origenes bis Johannes von Damaskos. Innsbruck, 1956;
- Montefiore H. Josephus and the NT // NT. 1960. Vol. 4. P. 139-160;
- Die Heiligen Drei Kцnige: heilsgeschichtlich, kunsthistorisch; das religiцse Brauchtum / Hrsg. A. Wienand. Köln, 1974;
- Schulze A. Zur Geschichte der Auslegung von Mt 2, 1-12 // ThZ. 1975. Bd. 31. S. 150-160;
- Ferrari-d’Ochieppo K. Der Stern der Weisen. Wien, 1972;
- Hughes D. The Star of Bethlehem Mystery. L., 1979;
- Yamauchi E. M. The Episode of the Magi // Chronos, Kairos, Christos / Ed. J. Vardaman, E. M. Yamauchi. Winona Lake, 1989. P. 15-39;
- Stramare T. Matteo 2,1–12: Gesù adorato dai magi a Betlemme (Parte I) // Bibbia e oriente. 1997. T. 39. P. 155-167;
- idem. Matteo 2,1–12: Gesù adorato dai Magi a Betlemme (v. 6) e tu, Betlemme, terra di Giuda // Ibid. 1998. T. 40. N. 2. P. 119-125;
- Forster H. Die Feier der Geburt Christi in der Alten Kirche: Beitr. z. Erforschung d. Anfдnge d. Epiphanie- u. Weihnachtsfests. Tüb., 2000;
- Maalouf T. T. Were the Magi from Persia or Arabia? // Bibliotheca sacra. 2001. Vol. 156. P. 423-442.
Что волхвы принесли Иисусу даров привет. Неизвестно, сколько было волхвов, но в Предании есть имена 3 из них
Имена волхвов часто создают путаницу и отражаются в неправильной иконографии. На самом деле,в Библии не сказано, как звали волхвов. Называть их поимённо — поздняя традиция, она возникла в Средневековье и не основана на Священном Писании. Вот такие имена преподобный Беда Достопоченный из монастыря святых Петра и Павла приписывает путешественникам:
- Каспар;
- Мельхиор;
- Валтасар.
3 имени волхвов известно из текстов преподобного Беда Достопочтенного
Но это вовсе не означает, что волохов было всего трое. Эта цифра, вероятно, связана с количеством даров, которые преподнесли младенцу Христу. Но к ним мы ещё вернёмся.
Помимо имён, Предание сообщает внешность этих трёх человек:
- Каспар — юноша без бороды
- Мельхитор — чернокожий эфиоп
- Валтасар — бородатый старец
Возможно, что эти люди действительно существовали и были вождями большой группы путешественников, а может, действительно, странствовали втроём. Библия не даёт никаких зацепок для того, чтобы отдать предпочтение какой-либо версии.
Кого так называли в Древней Руси — определение
Волхвы (ведуны, «чудодеи») – представители славянской религии с древних времен, когда наши предки еще жили небольшими общинами. Именно волхвов считали хранителями традиций, посредниками между богами и людьми. Несмотря на то что одной из функций древнерусских ведунов было осуществление поклонения богам, выполнение треб (подношений) и уход за капищами, было бы неправильно назвать их жрецами – между этими классами существовал ряд отличий.
Волхвов считали наделенными сверхъестественными способностями, благодаря которым они имели способность врачевать болезни, предсказывать судьбу, давать магическую защиту.
Волхование или волшба – по определению примерно то же самое, что колдовство, предсказание, чародейство. За помощью и советом к волхвам могли прийти как простые крестьяне, так и влиятельные люди, представители власти.
История языческих прорицателей (волхвов)
В рамках языческой культуры волхвами называли древнерусских жрецов, якобы способных говорить с богами. В Древней Руси такие люди обладали властью править богослужения, «регулировать» проведение всевозможных ритуалов и указывать, когда и какими должны быть жертвоприношения.
Считалось, что волхвы, как посланцы и представители высших сил, получали от своих небесных покровителей способность заклинать стихии, а также гадать по звездам, прорицать будущее и влиять на настоящее.
Независимо от благосостояния и положения всего племени, волхвов неизменно наделяли особым статусом, благодаря чему со временем они «отслоились» в своеобразную социальную касту, достаточно изолированную от простого люда.
Актуализация термина в старославянском языке, учитывая его более древнее ассиро-вавилонское происхождение, произошла лишь IX-X вв. – уже после Великого переселения народов и практически повсеместного распространения христианства.
Тогда в обиходе восточных славян появилось слово «влъснѫти», которое описывало манеру речи какого-то человека:
- сбивчивый говор;
- неясное произношение;
- невнятное бормотание.
А поскольку такие особенности были характерны для чтения заговоров и заклинаний, произносимых в рамках обряда, то вскоре это определение стали применять и в отношении людей, в магической практике которых основным средством служило слово.
Таким образом, к X веку на Руси уже сформировалось понятие волхования как синонима чародейства и колдовства.
При этом некоторые независимые исследователи указывают на непосредственную связь «вълхвъ» с такими словами, как:
- волосатый, длинноволосый, волхатый – что означало нестриженность, характерную для всех жрецов того времени;
- врач – от «врачити» («гадать, ворожить, чародейничать, предсказывать, лечить»).
Однако именно от слова «волшба» («колдовство, волшебство») произошла современная трактовка этого термина.
Сегодня мы его понимаем так, что волхвы – это обобщенное наименование волшебников, предсказателей, шаманов, знахарей и так называемых зелейников (составителей снадобий).
Но если это славянское наследие, то почему на поклон к сыну израилеву тоже пришли волхвы?
Волхование в наше время
Сегодня большая часть знаний древних славян, особенно касающихся волшбы и колдовства, утеряна, поэтому современные практики нельзя в полной мере считать аналогичными тем, которые существовали до Крещения Руси.
Несмотря на это, по сей день в деревнях, где влияние цивилизации проявляется не очень сильно, существуют хранители знаний, передаваемых из поколения в поколении.
Интересно, что на сегодняшний день волшбой занимаются в основном женщины, среди мужчин эта практика распространена в гораздо меньшей степени.
Волхвы, ведуны, хранители тайных знаний – этот образ до сих пор остается наиболее загадочным, однако он хорошо известен нам по былинам, преданиям и легендам. Даже с учетом того, что в современном мире такие понятия, как ведовство и волшба в их исконном понимании, сохранились слабо, они все равно помогают поддерживать славянское самоосознание и связь с предками.
Поклонение волхвов указывает на стремление язычников принять Иисуса Христа как Царя Царей
Сюжет рассказа о том, что три волхва пришли поклониться Божественному младенцу Иисусу, имеет символическое значение. Кроме того, это произошло в исполнении многих пророчеств.
Поклонение волхвов Христу говорит о готовности язычников, совместно с иудеями признать Иисуса Христа как Царя царей. Принятие же даров волхвов символически говорит о том, что Сам Бог желает принять в число участников Нового Завета язычников и всех людей вообще.
Поклонение волхвов. Византийская икона. Символическое принятие даров волхвов говорит о том, что Бог готов принять в Царство Небесное всех людей, а не только иудеев
Согласно преданию Римско-католической церкви, которое называет волхвов царями, при этом имена трех волхвов — Мельхиор, Каспар, Валтасар. Сам сюжет о них получил широкую популярность благодаря сборнику итальянца Иакова Ворагинского «Золотая легенда», составленному около 1260 года. Этим объясняются различные его нестыковки.
Так, например, в раннехристианской литературе имена волхвов варьируются: у Оригена это Авимелех, Охозат, Фикол; в сирийской традиции это Гормизд, Язгерд, Пероз и др. Есть греческие варианты их имён (Аппелликон, Америн и Дамаскон) и еврейские (Магалат, Галгалат и Серакин).
От 3 до 12
варьируется количество волхвов
Существуют легенды о четвёртом волхве, которого зовут Артабан (как брата или потомка брата персидского царя Дария I). В ранних рукописях Бальтазара зовут Вифисарей.
Количество волхвов также варьируется от 3-х до 12-ти. Общепринятая же версия останавливается на трёх волхвах, при этом являлись представителями трех возрастов и трех родоначальников послепотопного человечества.
Первый из них — Мельхиор описывается в виде старца, потомка Иафета, второй — юноша Каспар, потомок Хама, а третий — это Валтасар, возмужалый, потомок Иафета. Таким образом, они символизируют всё человечество, пришедшее поклониться Спасителя и принять Божию волю.
«Три философа» — мудрецы у входа в грот. Картина Джорджоне. Поклонение волхвов изобличает тех из иудеев, которые не пришли первыми поклониться Христу
При этом поклонение волхвов изобличает тех из иудеев, которые должны были признать Спасителя одним из первых, но не сделали это. Так, во времена Ветхого Завета на еврейский народ была возложена особая миссия быть хранителем веры в Единого Бога: им было «вверено слово Божие» (Рим.3:2).
Проповедь ветхозаветных пророков содержала указания на время (Дан.9:24-27) и место (Мф.5:2) рождения Христа, на некоторые обстоятельства Его служения, на Его смерть и Воскресение (Ос.6:1-2). Таким образом, иудеи и, особенно книжники и священники из них, должны были первыми признать Мессию. Они не сделали этого, но подсказав Ироду, где должен родиться Христу, не пошли и не поклонились Ему, как и сам Ирод, направивший, затем, в Вифлеем палачей для убийства местных младенцев (Мф.2:16).
Иконография
Рождество Христово с поклонением волхвов. Икона |
Мф 2, 1апокрифическихIIIIIIIVIIIVI
Почитание волхвов в средневековье было связано с перенесением их мощей из Милана в Кёльн (). В пространном сказании о «Трёх святых царях» Иоанна Хильдесхаймского наряду с изложением легендарной истории волхвов и повествованием об обретении и перенесения их мощей содержится возвышенная похвала Кёльну. Заключительная 46-я глава «О прославлении трёх святых царей, о том, как надлежит их хвалить» свидетельствует о значении их почитания для Церкви. Особенности местного кёльнского празднования и рождественские мистерии оказали влияние на русскую иконографию. Так, на псковской иконе «Собор Богоматери» (Государственная Третьяковскоя галерея, нач. XV в.) волхвы изображены подносящими дары (в своих обычных одеждах) и поющими рождественскую стихиру (в диаконских стихарях).
Что умели?
Для того, чтобы называться волхвом, полагалось обладать очень большим объемом знаний и умений. Зачастую старцы и мудрецы готовили себе последователей, выбирая наиболее смышленых маленьких мальчиков, которых затем обучали – это считалось крайне почетной судьбой.
В первую очередь, ведун должен был знать все тонкости поклонения богам, доскональный ход всех ритуалов и обрядов, правила порядка на капищах. В традиции это прежде всего верное соблюдение всех ритуалов Годового Круга, связанных с почитанием тех или иных божеств.
Это включало также подробное знание символов и знаков, обережных орнаментов, рунического алфавита для гаданий и составления амулетов. Волхвы помнили наизусть огромное количество текстов песнопений и заговоров на все случаи жизни – от гимнов на великие празднества до нашептываний на исцеление от недугов.
Также волхв должен был обязательно знать методы лечения при помощи трав, правила приготовления отваров и настоев, сочетания тех или иных натуральных лекарственных компонентов. Других врачей, помимо волхвов, у древних славян не было, поэтому именно на ведунах лежала ответственность за здоровье подопечных крестьян.
Волхвы составляли календари, умели высчитывать точное время и дату тех или иных праздников и годовых событий. На эти сведения славяне ориентировались, планируя сельскохозяйственные работы.
Наши предки верили, что ведуны наделены знаниями о том, как обращаться в животных и управлять погодой, по поверьям они могли вызывать дожди и укрощать метели.
Использованные материалы
-
Неклюдов К. В.,, О.В.Л., Квливидзе Н. В.Волхвы// Православная энциклопедия, т. 9, с. 278-282:
«Ἡ Προσκύνησις τῶν Μάγων», страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, «Синаксарь Православной Церкви»), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, .
Страница календаря на официальном сайте Греческой православной архиепископии в Америке Константинопольского Патриархата, , «The Adoration of the Magi: Melchior, Gaspar, & Balthasar».
Страницы календаря на официальном сайте Православно Церкви в Америке: «The Adoration of the Magi», ; «The Three Magi — Melchior, Gaspar, and Balthasar», .
Календарь на официальном сайте Кафедрального собора Святых Новомучеников и Исповедников Российских и Святителя Николая в г. Мюнхене (Русская Православная Церковь Заграницей): «Поклонение свв. волхвов: Мельхиора, Гаспара и Валтасара», .
Herod. Hist. I 101; VII 43, 191 и мн. др.
Alcibiades Maior 122a
Ср.: Strabo. Geogr. XV 3. 15; XII 3. 37; Xen. Cyrop. IV 5. 14; VII 5. 57
Ср.: Plin. Jun. Hist. Natur. XXX; также Plutarch. Vitae. Alexander 3. 7
Stuckrad K., von. Das Ringen um die Astrologie. B., 2000. S. 575
Hughes. P. 193
Yamauchi. P. 15–39; Митякин. С. 15–17; Фивейский. С. 41
Maalouf. P. 426–430
Cardini. Sp. 496
Ferrari d’Ochieppo. P. 124–130; Hughes. P. 93–194
Montefiore. 143; Hughes. 148–152
О так называемом сиппарском звёздном календаре и берлинской планетарной таблице см.: Ferrari d’Ochieppo. S. 55–58
Tacit. Hist V 4
См. Greeven H. proskuno // ThWNT. Bd. 6. S. 762. Anm. 38–40
Gardini. Sp. 499
Ign. Eph. 19. 3; Iust. Martyr. Dial. 78. 9; Tertull. De idolatr. 9. 7; Clem. Alex. Exc. Theod. 74; Riedinger. S. 142–146
Iust. Dial. 78; Orig. Contr. Cels. I 60; Hieron. In Is. 19. 1; Aug. Serm. 20. 3, 4
Aug. Serm. 200. 1, 202. 1
Beda. In Matth. // PL. 92. Col. 13; Ioan. Chrysost. In Matth. 6. 3; 7. 5; Petr. Chrys. Serm. 158
Tertul. De idolatr. 9. 5; Ioan. Chrysost. In Matth. 7. 5
Clem. Alex. Strom. I 15; Cyr. Alex. In Is. 49. 12; Ioan. Chrysost. Hom. 6. 14; 7. 1, 15; 8. 1; Leclercq. P. 992
Dial. 77. 4; 78. 1; 88. 1
Adv. Marc. III 13. 8; Adv. Iud. 9
Knabenbauer. Bd. 1. S. 128) (напр., Maxim. Torin. Hom. 18–28 de Epiph)
Adv. Marc. III 3
PG. T. 38. Col. 961
PL. T. 39. Col. 2018
Gordini. Sp. 501
Sermo. 139
Beda. In Matth. 13; Walafrid Strabo. Glossa Ordinaria // PL. T. 114. Col. 73
Luther M. Predigt von 1524 // WA. Bd. 15. S. 409
Maldonat J. Commentarii in quatuor Evangelistas / Hrsg. J. Raich. Kirchheim, 1874. Bd. 1. S. 25
In Gen. Hom. 14. 3
Contr. Cels. I 60
Kehrer. 1904. S. 22–25
Cesar. Arl. Sermo 139
Excerpta Latina Barbari, VI в.?; Paris Cod. 4884, VII в., ср.: Kehrer. 1908. S. 64–75; Leclercq. S. 161–167
Ps.-Beda. Excerpta et Collectanae // PL. 94. Col. 541
Contr. Cels. I 59; In Num. 13. 7; 15. 4
Hieron. In Matth. II; Ambros. Mediol. In Luc. II 44, 48; Basil. Magn. Hom. de Nativ. 15
Euseb. Quaest ad Steph 16. 5; Hieron. Chron. 3; Epiph. Adv. haer. 51. 9
Serm. 203 in Epiph. 1. 3
Iren. Adv. haer. III 9. 2
Adv. haer. III 9. 2
Clem. Alex. Paed. II 63. 4
Maximus Turin. Hom. 21
Opus imperfectum in Mattheaum
Opus imperfectum in Mattheaum 2
Euth. In quat. Evang. 145
Greg. Magn. XL Hom. In Evang. 2. 10
Thomas Aquin. Super Evangelium S. Matthaei Lectura. Torino/Roma, 19515. N. 201; Erasmus. In Evangelium Matthaei Paraphrasis // Opera Omnia. T. 7. Hildesheim, 1962. S. 10
PG. T. 56. Col. 637
Мартиролог Рабана Мавра IX в. и др.
Например, Минологий имп. Василия II – PG. 117. Col. 225–228
Таррагонский аноним. С. 158