Кто такие волхвы?
Содержание:
- Даты Рождества Христова
- Протоиерей Андрей Ткачев: «Нам дан шанс обратиться к огромной массе людей, которых мы не видим в храмах каждое воскресенье»
- Православные день трех царей не празднуют
- История даров после Успения Богородицы
- LiveInternetLiveInternet
- Как выглядят Дары волхвов
- История:
- Использованные материалы
- Популярное за 7 дней
- Иконография
- Появление звезды
- Что такое благодать?
- Благословение Валаама
- Литература
- Погремушки Господа
Даты Рождества Христова
В главных христианских Церквях разделяется церковный календарь: Православная Церковь совершает праздники и дни памяти святых по старому стилю (юлианскому календарю), Католическая – по григорианскому (это связано с астрономическими явлениями).
В отношении Рождества Христова григорианский календарь удобнее: ведь неделя праздников начинается 24-25 декабря Рождеством и продолжается Новым Годом, а вот православные должны праздновать Новый год скромно, спокойно, чтобы соблюсти пост. Тем не менее, и православный человек может повеселиться в Новый год, стараясь не употреблять мясо или какие-то особо вкусные вещи (если он в гостях). Также и дети в православных семьях не должны быть лишены праздника Нового года, радости от Деда Мороза. Просто многие православные семьи стараются подчеркнуть значимость Рождества более дорогими подарками, более активными совместными посещениями мероприятий и т.д.
Отметим, что Рождество празднуется 25 декабря и рядом Православных Поместных Церквей, но вот Пасху все православные отмечают в один день (этот праздник сдвигается в зависимости фаз луны). Дело в том, что только в Православную Пасху совершается схождение Благодатного Огня в Иерусалиме.
Протоиерей Андрей Ткачев: «Нам дан шанс обратиться к огромной массе людей, которых мы не видим в храмах каждое воскресенье»
Настоятель храмов во имя преподобного Агапита Печерского и святителя Луки Крымского в Киеве.
– Подобного рода акции должны иметь свою целевую аудиторию. «Все для всех» — не бывает. Только Литургия приносится «за всех и за вся», а человеческие дела всегда направлены на определенную категорию людей.
Для кого привозят эти святыни?
Например, для женщин, которые никогда не смогут поехать в скит святого Павла на Афоне.
Также 70% наших граждан никогда не были за рубежом, не только у святынь, а и вообще.
Очевидно, что церковные пастыри, архипастыри надеются на возможный подъем религиозности у народа.
Для того, кто укоренен в традиции, кто знает Евхаристическую Чашу, кто знает, что такое Писание и сколь оно сладко, кто принадлежит к общине православной христианской, для того великих сдвигов от привезения святыни ожидать не стоит, это не для него. Знамения и чудеса – для неверующих, а не для верующих.
Номинальных христиан у нас – огромное количество, фактических – скромное. Разрыв между фактическим христианством и теоретическим в нашей стране достигает колоссальных размеров. Поэтому, я думаю, что подобного рода акции направлены на тех, кто придет в храм по случаю, кто придет в храм за сенсацией, кто придет в храм из любопытства, кто придет в храм, потому что приехал в Киев. Для многих людей такого рода события являются поводом зайти в храм.
А вот нам теперь нужно использовать этот повод, чтобы храм стал точкой встречи человека с Христом и Его словом.
Христианство – религия словесная. Тот священный исихазм, который у нас есть, является высшей точкой православной жизни. А так всё вокруг свидетельствует о Христе. Колокола – звонят, храмы – стоят, мощи – лежат. Праздник словесен, почтим Слово словом.
Поэтому я предлагаю несколько простых вещей.
Для того чтобы звучало живое слово для людей, медленно тянущихся в очереди к реликвии, выделить нескольких священников – от 5 до 20 человек, которые приготовили бы каждый по одной проповеди по 3-5 минут и каждый час выходили бы с этим словом.
Это можно технически решить, поставив громкоговоритель. В очереди на территории Лавры (от входа под аркой до собора) люди проводят длительное время. В это время человека нужно «поймать». Обратиться к тем, кто не знает самых важных слов Евангелия, который не слышал еще никогда: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Нужно сказать унывающему – ободрись, гордому – смирись, жадному – поделись, завидующему – прекрати завидовать, невенчанным – повенчайтесь, нераскаянному – очистись, упавшему – поднимайся, и всем – Христос Воскресе, радость моя!
Для каждого нужно найти свое слово. Словесное служение – это тот шанс, который дает нам Церковь во время привезения любой святыни. Каждый раз нам, пастырям, дается не просто святыня, нам дается шанс обратиться со словом к той огромной массе людей, которых мы не видим в своих храмах каждое воскресенье.
Те православные, которые приходят в храм регулярно, – это наша паства, точка наших усилий, нашего попечения, за которых мы будем особо отвечать.
Но мы также будем держать ответ за тех, кого мы крестили и которых так и не воцерковили. Вот многие из них будут приходить к святыням, и нам нужно их «ловить». Не зря же апостолы были рыбаками, они забрасывали удочки, сети. В обычной жизни мы в основном разговариваем один на один – это забрасывание удочки, а тут мы можем забросить сеть. Там будет масса невоцерковленного народа, о них пора подумать.
В это дело нужно вовлекать уже горящих огнем талантливых семинаристов и академистов, преподавателей, образованных пастырей, которые учат будущее духовенство — чтобы все они вырабатывали смысловое ядро отношения к событию, чтобы они его артикулировали, вытягивали из него проповеднические смыслы, и чтобы эти проповеднические смыслы долетали до людей, как стрелы до цели.
Вот именно для этого, мне кажется, такие массовые акции и делаются. Поэтому, если мы начнем об этом думать и двигаться в эту сторону, мы будем со временем созерцать качественное улучшение и численное умножение паствы. Иначе «горы будут рождать мышь». Чтобы такого не случилось, нужно, чтобы огромные массы людей, приходящих к святыням, рождали себя хотя бы в виде десятины остающихся в храме. Это минимальная или оптимальная цель, которой могут посвящены подобного рода масштабные акции.
Будем надеяться, что мы такую цель перед собой поставим, как-то ее решим, а в следующие разы решим ее еще лучше. И будем делать все для того, чтобы Слово Божие распространялось и чтобы Бог прилагал спасаемых к Церкви – это главная наша задача.
***
Православные день трех царей не празднуют
Католики отмечают поклонение волхвов 6 января, в день праздника Богоявления. В некоторых странах его ещё называют праздник трёх царей. Особенно активно и пышно он празднуется в испаноязычных странах. До сих пор в честь праздника устраивается массовое пышное шествие. Оно начинается ещё 5 января и называется la festividad de los Reyes Magos или кавалькада царей-волхвов, в процессе которого инсценируется прибытие трех волхвов в Иерусалим.
Кавалькада царей-волхвов, Богота, Колумбия. Во многих католических странах в честь праздника трёх царей проводиться праздничное шествие, называемое «кавалькада трёх царей»
Православные говорят о том, что это событие случилось через 12 дней после Рождества Христова, при этом в православии не принято отмечать день поклонения волхвов. Православная версия этого события отражена в древнем предании восточной церкви. Согласно ему поклонение волхвов произошло после Сретения. В Евангелии от Псевдо-Матфея утверждается, что в Иерусалим волхвы прибыли лишь спустя два года после рождения Иисуса. Их память католики отмечают 23 июля.
По легенде, волхвы были крещены апостолом Фомой, и приняли мученичество в восточных странах. По преданию, мощи волхвов были найдены императрицей Еленой и положены были сначала в Константинополе. В V веке мощи волхвов были перенесены оттуда в Медиолан (Милан), а в 1164 году, по желанию Фридриха Барбароссы, в Кельн, где и хранятся в Кёльнском соборе в золочёной тройной раке.
Святыня трех волхвов за алтарем Кельнского собора. Рака с мощами трех волхвов храниться в Кельнском соборе
Священное писание кроме трёх волхвов упоминает и о других волхвах. Так известен Валаам, исполнившийся вместо проклятия Израилю, Духом Божиим и благословил его (Чис.24). Кроме того, рассказывается о Симоне Волхве, обратившемуся ко Христу и просившегося ко Христу и просившегося в апостолы чтобы получить благодать исцелений, предлагая за это деньги (Деян. 8:9-24).
История даров после Успения Богородицы
Божия Матерь бережно хранила дары и перед своим Успением передала их Иерусалимской Церкви, где они находились до 400 года. Позже византийский император Аркадий перенес дары в константинопольский храм Святой Софии. После захвата Константинополя турками-османами, в 1470 году дары волхвов передала сербскому монастырю святого Павла на Горе Афон вдова турецкого султана Мурата II Мария, дочь правителя Сербии (она не приняла ислам и до конца жизни оставалась христианкой).
Согласно преданию, Мария лично хотела принести дары волхвов в монастырь, но перед стенами ее остановил небесный голос и напомнил о запрете женщинам находится на Святой Горе. В память об этом монахи установили крест, который называется Царицыным, а в стоящей рядом часовне изобразили встречу великих святынь насельниками обители.
Дары волхвов по сей день хранятся в 10 специальных ковчегах на Святой горе Афон (Греция) в монастыре святого Павла.
LiveInternetLiveInternet
Воскресенье, 09 Декабря 2012 г. 11:45 + в цитатник При переводе Библии на русский язык мирра названа смирной, но это разные вещества, получаемые из разных растений. Во всем мире смирной называется смола камедь, добываемая из смирниума (Smyrnium perfoliatum),
Smyrnium perfoliatum L.
а мирра добывается из дерева Commiphora myrrha, растущего в Аравии, Йемене, Сомали и Эфиопии.
Commiphora myrrha
АФРИКАНСКАЯ МИРРА (Commiphora Africana) Ароматическая смола, растворенная в растительном масле, использовалась в качестве парфюма. Египтянки носили ароматические мешочки, наполненные смолой. Используется при артрозе, как кровоостанавливающее, против бесплодия, дерматоза, диареи, как антисептик, прокаженным дают, для похудания, как анальгетик.. Припарками лечат миозит, смола — инсектицид против термитов. Древесина — для изготовления бус. Народное средство от рака печени и сухожилий, успокаивающее, от полипов. Из живицы мирры делают пластырь против лихорадки и судорог. Вымытая кора, смешанная с солью, — против укуса ядовитой змеи. Запареные на молоке листья с просом — от зубной боли. Лучшим сортом мирры всегда считалась самоточная мирра, которая сама вытекает из растения естественным путем, а та, которую собирали из надрезов, сделанных специально, была сортом ниже. Ствол выделяет живицу бледно-желтого цвета, застывающую в виде красных капель. Если собиратели надсекают кору для увеличения выхода продукта, цвет остывших капель красно-коричневый. Смолу сушат, получая кусочки размером с грецкий орех, которые измельчают и дистиллируют.
Commiphora myrrha — gum
Состав мирры: 85 – 95 % сексвитерпенов, монотерпены, фенолы, альдегиды и кетоны. Чистая мирра ценится дороже серебра и в настоящее время, как и в прошлые времена, кроме благовония используется в парфюмерии и в медицине. Эфирное масло мирры укрепляет волосы, препятствует их выпадению и поредению. Оказывает противовоспалительное и антисептическое действие при хронических, вялотекущих процессах бактериальной и вирусной этиологии. Общеукрепляющее действие. Спазмолитическое, противосудорожное средство. Стимулирует лимфодренаж организма и пр. После сбора мирру тут же на месте смешивают со многими веществами. Лучшим видом считается смола (мирра) красная и чистая. Мирра бывает жидкая и твердая. Мертвое тело, смазанное миррой, растворенной в вине, не тлеет, поэтому она использовалась для бальзамирования. Мирра принадлежит к святому елею древности.
Мирру, которая в Библии названа смирной при переводе на русский язык, наряду с ладаном и золотом, волхвы принесли в подарок младенцу Христу (Мф.2:11).
Золото было символом царской власти, ладан употреблялся для благововонных курений, т.е. символ признания Божественности Младенца, а горькая смирна была символом Его крестных страданий. Источник Самой лучшей и самой чистой миррой считается «смирна самоточная» (Исх 30:23; Песн 5:13; в Синод. пер. — «текучая мирра»). Мирра более низкого качества получали, делая надрезы на коре дерева. Мирра употреблялась при изготовлении различных благовоний; миро для священного помазания, в состав которого она входила, служило для освящения сосудов скинии и для посвящения на служение Аарона и его потомков (Исх 30:23-32). Кроме того, мирра использовалась в косметике (Есф 2:12), для придания аромата одеждам (Пс 44:9) и спальням (Притч 7:17). Женщины носили на груди узелки или мешочки с миррой (в Синод. пер. — «мирровый пучок», Песн 1:13). Источник
Рубрики: | Исследуя Писание природа |
Метки: смирна мирра
Нравится Поделиться
Нравится
- 2 Запись понравилась
- Процитировали
- Сохранили
- Добавить в цитатник
- Сохранить в ссылки
Как выглядят Дары волхвов
Честные Дары волхвов были сбережены Самой Богоматерью. Она отдала их епископам Иерусалимской Церкви, и затем Дары переносились из Иерусалима в Константинополь, после – на Святую Гору Афон, и это неслучайно. Ведь Афон – земной удел Божией Матери. Люди часто думают, что святые Дары волхвов были подарены раздельными веществами. Это не совсем так. Золото волхвов — это 28 золотых пластин-подвесок в форме квадратов, многоугольников и трапеций. На пластинах – изящный орнамент, который индивидуален для каждой из них. Ладан и смирна объединены в 70 темных шариков величиной примерно с маслину.
Причем символично не только дарение ладана и смирны, но и их соединение: ведь они подарены Христу, соответственно, как Богу и Человеку, и они слиты, как две природы в Господе — Божественная и человеческая.
История:
О волхвах пишет евангелист Матфей:
Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф 2:1–2).
Не узнав ничего от Ирода, волхвы пошли дальше за звездой, которая привела их в Вифлеем: И се, звезда… пришла и остановилась над местом, где был Младенец… и войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну (Мф 2:11).
Поклонение волхвов. Джотто ди Бондоне. Между 1305 и 1313
Использованные материалы
-
Неклюдов К. В.,, О.В.Л., Квливидзе Н. В.Волхвы// Православная энциклопедия, т. 9, с. 278-282:
«Ἡ Προσκύνησις τῶν Μάγων», страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, «Синаксарь Православной Церкви»), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, .
Страница календаря на официальном сайте Греческой православной архиепископии в Америке Константинопольского Патриархата, , «The Adoration of the Magi: Melchior, Gaspar, & Balthasar».
Страницы календаря на официальном сайте Православно Церкви в Америке: «The Adoration of the Magi», ; «The Three Magi — Melchior, Gaspar, and Balthasar», .
Календарь на официальном сайте Кафедрального собора Святых Новомучеников и Исповедников Российских и Святителя Николая в г. Мюнхене (Русская Православная Церковь Заграницей): «Поклонение свв. волхвов: Мельхиора, Гаспара и Валтасара», .
Herod. Hist. I 101; VII 43, 191 и мн. др.
Alcibiades Maior 122a
Ср.: Strabo. Geogr. XV 3. 15; XII 3. 37; Xen. Cyrop. IV 5. 14; VII 5. 57
Ср.: Plin. Jun. Hist. Natur. XXX; также Plutarch. Vitae. Alexander 3. 7
Stuckrad K., von. Das Ringen um die Astrologie. B., 2000. S. 575
Hughes. P. 193
Yamauchi. P. 15–39; Митякин. С. 15–17; Фивейский. С. 41
Maalouf. P. 426–430
Cardini. Sp. 496
Ferrari d’Ochieppo. P. 124–130; Hughes. P. 93–194
Montefiore. 143; Hughes. 148–152
О так называемом сиппарском звёздном календаре и берлинской планетарной таблице см.: Ferrari d’Ochieppo. S. 55–58
Tacit. Hist V 4
См. Greeven H. proskuno // ThWNT. Bd. 6. S. 762. Anm. 38–40
Gardini. Sp. 499
Ign. Eph. 19. 3; Iust. Martyr. Dial. 78. 9; Tertull. De idolatr. 9. 7; Clem. Alex. Exc. Theod. 74; Riedinger. S. 142–146
Iust. Dial. 78; Orig. Contr. Cels. I 60; Hieron. In Is. 19. 1; Aug. Serm. 20. 3, 4
Aug. Serm. 200. 1, 202. 1
Beda. In Matth. // PL. 92. Col. 13; Ioan. Chrysost. In Matth. 6. 3; 7. 5; Petr. Chrys. Serm. 158
Tertul. De idolatr. 9. 5; Ioan. Chrysost. In Matth. 7. 5
Clem. Alex. Strom. I 15; Cyr. Alex. In Is. 49. 12; Ioan. Chrysost. Hom. 6. 14; 7. 1, 15; 8. 1; Leclercq. P. 992
Dial. 77. 4; 78. 1; 88. 1
Adv. Marc. III 13. 8; Adv. Iud. 9
Knabenbauer. Bd. 1. S. 128) (напр., Maxim. Torin. Hom. 18–28 de Epiph)
Adv. Marc. III 3
PG. T. 38. Col. 961
PL. T. 39. Col. 2018
Gordini. Sp. 501
Sermo. 139
Beda. In Matth. 13; Walafrid Strabo. Glossa Ordinaria // PL. T. 114. Col. 73
Luther M. Predigt von 1524 // WA. Bd. 15. S. 409
Maldonat J. Commentarii in quatuor Evangelistas / Hrsg. J. Raich. Kirchheim, 1874. Bd. 1. S. 25
In Gen. Hom. 14. 3
Contr. Cels. I 60
Kehrer. 1904. S. 22–25
Cesar. Arl. Sermo 139
Excerpta Latina Barbari, VI в.?; Paris Cod. 4884, VII в., ср.: Kehrer. 1908. S. 64–75; Leclercq. S. 161–167
Ps.-Beda. Excerpta et Collectanae // PL. 94. Col. 541
Contr. Cels. I 59; In Num. 13. 7; 15. 4
Hieron. In Matth. II; Ambros. Mediol. In Luc. II 44, 48; Basil. Magn. Hom. de Nativ. 15
Euseb. Quaest ad Steph 16. 5; Hieron. Chron. 3; Epiph. Adv. haer. 51. 9
Serm. 203 in Epiph. 1. 3
Iren. Adv. haer. III 9. 2
Adv. haer. III 9. 2
Clem. Alex. Paed. II 63. 4
Maximus Turin. Hom. 21
Opus imperfectum in Mattheaum
Opus imperfectum in Mattheaum 2
Euth. In quat. Evang. 145
Greg. Magn. XL Hom. In Evang. 2. 10
Thomas Aquin. Super Evangelium S. Matthaei Lectura. Torino/Roma, 19515. N. 201; Erasmus. In Evangelium Matthaei Paraphrasis // Opera Omnia. T. 7. Hildesheim, 1962. S. 10
PG. T. 56. Col. 637
Мартиролог Рабана Мавра IX в. и др.
Например, Минологий имп. Василия II – PG. 117. Col. 225–228
Таррагонский аноним. С. 158
Популярное за 7 дней
На престольном празднике погибла супруга священника
21.11.21 10:33
Митр. Антоний (Паканич): 4-й псалом открывает формулу счастья
17.11.21 11:38
Образы старой Греции в полотнах Теодороса Раллиса
23.11.21 10:45
«А крестик с ребёнка лучше снимите»: о новом атеизме
17.11.21 13:39
Святой Архистратиг Михаил и прочие Небесные Силы бесплотные: как и нам стать Ангелами?
19.11.21 19:14
Митр. Антоний (Паканич) о главном уроке от Архистратига Михаила
20.11.21 22:21
Архангел Михаил. 10 икон
18.11.21 18:17
Что такое эгоизм больного человека?
19.11.21 10:52
Митр. Антоний (Паканич): Зачем нужны правила поведения?
22.11.21 16:39
22 ноября — празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.21 09:21
Иконография
Рождество Христово с поклонением волхвов. Икона |
Мф 2, 1апокрифическихIIIIIIIVIIIVI
Почитание волхвов в средневековье было связано с перенесением их мощей из Милана в Кёльн (). В пространном сказании о «Трёх святых царях» Иоанна Хильдесхаймского наряду с изложением легендарной истории волхвов и повествованием об обретении и перенесения их мощей содержится возвышенная похвала Кёльну. Заключительная 46-я глава «О прославлении трёх святых царей, о том, как надлежит их хвалить» свидетельствует о значении их почитания для Церкви. Особенности местного кёльнского празднования и рождественские мистерии оказали влияние на русскую иконографию. Так, на псковской иконе «Собор Богоматери» (Государственная Третьяковскоя галерея, нач. XV в.) волхвы изображены подносящими дары (в своих обычных одеждах) и поющими рождественскую стихиру (в диаконских стихарях).
Появление звезды
Рождение Сына Божьего
сопровождалось удивительным небесным явлением — возникновением на небе яркой и
необычной звезды. Она шла перед волхвами, указывая им путь к месту, где был
Младенец Христос. Вот как об этом повествует евангелист Матфей:
Путь звезды был необычен. Она шла вопреки законам природы, с востока на запад, чтобы остановиться над Вифлеемом.
В Священном Писании подобные небесные знамения упоминаются не единожды. Такое происходило с царем Езекией, когда в подтверждение исцеления от смертельной болезни Господь дал знамение через пророка Исаию — солнце пошло назад, и тень воротилась на десять ступеней (4 Цар 20:8–11, Ис 38:2–8). Также мы читаем, что по молитве Иисуса Навина Бог остановил солнце и луну во время сражения израильтян за Гаваон (Нав 10:12–14). Знали ли об этих историях мудрецы Востока, нам неизвестно. Но они хорошо знали карту звездного неба и с большим почтением относились к звездам, связывая их с судьбами отдельных людей и всего мира.
В христианской традиции есть разные мнения о характере небесного светила. Многие сотни лет о его происхождении и природе ведутся споры, высказываются разные гипотезы. Вифлеемская звезда могла быть: – кометой; – соединением планет (парад планет); – новой звездой; – специально сотворенной особенной звездой; – ангелом в образе звезды.
Не так важно, чем была
эта звезда. Бог говорит с людьми на их языке. Волхвы читают небо, и Бог
творит звезду, чтобы она указала им путь
Но почему эту звезду
волхвы сочли знамением рождения Царя в Израиле?
Ответ на этот вопрос дает нам Церковь во второй паремии Рождественского сочельника из Книги Чисел (24:2–3, 5–9, 17–18).
Что такое благодать?
Татьяна — человек воцерковленный и к «благодатным очередям» тоже привычный.
— Я и у Пояса Богородицы была, и у креста апостола Андрея. А молиться буду о том, чтобы в стране все спокойно было.
Кто-то ищет у святынь духовных даров. Зинаида тоже бывала и у Пояса Богородицы, и у креста апостола Андрея. Сейчас стоит уже шесть часов:
— Меня этот путь к святыне очень укрепляет в вере!
Эту духовную поддержку чувствуют многие — даже те, кто почти ничего не знают о привезенной святыне (а таких в очереди большинство).
Виктор очень чтит преподобного Серафима Саровского, ходит в храм по праздникам, но на рождественскую службу попасть не смог — жена работала, он с детьми сидел. Может быть, поэтому он приехал к святыням Рождества из подмосковного Наро-Фоминска. Простоял с половины девятого до трех часов дня.
— Не скажу, что устал. Благодать поддерживала. Если бы надо было электричку или поезд на вокзале столько ждать — было бы невыносимо! А здесь я как-то и не заметил, что время прошло.
Почему решил прийти, Виктор сформулировать не смог.
— Христианская вера… Это не долг, это в душе потребность какая-то.
Благословение Валаама
Попробуем мысленно перенестись на двенадцать веков
раньше, к событиям Исхода.
В конце странствия по пустыне израильтяне достигли Моавитских владений и подошли к стенам Иерихона. Царь моавитян послал своих людей к знаменитому тогда прорицателю Валааму с просьбой прийти и проклясть Израиль, чтобы моавитяне смогли одолеть его. Валаам описывается как “муж с открытым оком”, слышащий слова Божии и видящий видения Всемогущего (Чис 24:3–4). Он мог бы стать величайшим пророком Ветхого Завета, но корысть, побуждавшая Валаама торговать своим даром, помешала ему в этом. Вот и сейчас он идет, поначалу желая обогатиться, но Бог вмешивается и принуждает его благословить Израиль:
Валаам видит Израиль как оазис в пустыне, как
райский сад. И вместе с тем он видит и грозную силу, сокрытую в этом народе.
Он чувствует среди Израиля присутствие Господа. Прекрасен
Израиль как избранный народ Божий. Прекрасен и благословен. Опасно проклинать
его!
Но вот взгляд Валаама переносится вдаль, и он видит
даже большее:
Что же он видит? В народе, особо отмеченном Богом,
через довольно длительный промежуток времени должен появиться Некто, кто славой
Своей будет подобен звезде, и кто при этом будет владеть жезлом, властью.
Он должен победить врагов Израиля: моавитян, едомитян.
Отчасти это пророчество осуществилось в фигуре Давида. Но его
победы не прошли проверку временем, довольно скоро подчиненные им моавитяне
вновь обрели независимость, а ко времени Евангельской истории Израилем даже
стал править потомок Едома — идумеянин Ирод.
Так кого же видел Валаам? Сам Господь открывает евангелисту Иоанну: «Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» (Откр 22:16).
Звезда от Иакова — это прообраз Самого Христа, соединившего в Себе сияние славы Отчей и духовной власти над миром. Воплотившийся Сын Божий будет путеводной звездой для ищущих Царства Небесного, которая в ночи освещает нашу жизнь.Это поняли волхвы, и потому в церковных песнопениях они называются учениками Валаама.
Литература
- ActaSS. Ian. T. 8. P. 323, 664;
- BHG, N 802–806b; BHL, N 5135-5138;
- NikТdhmoj. Sunaxarist»j. T. 4. S. 405-409;
- MartRom. P. 1, 8;
- ЖСв. Дек. С. 704-715;
- Таррагонский аноним «О граде Константинополе»: Лат. описание реликвий XI в. // Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. М., 2000.
- Царевский А. С. Волхвы с Востока и вифлеемская звезда. К., 1891;
- Митякин А. П. Волхвы с востока: Историко-экзегетический очерк // ХЧ. 1893. Ч. 1. С. 13-37;
- Протопопов П. Волхвы египетские, вавилонские и вифлеемские // ВиР. 1901. Т. 1. Ч. 2. С. 755-782, 801-818;
- Фивейский М., свящ. Евангелие от Матфея // Лопухин. Толковая Библия. СПб., 1911. Т. 8. С. 00-00;
- Kehrer H. «Die Heiligen Drei Kцnige» in der Legende und in der deutschen bildenden Kunst bis A. Durer. Strassburg, 1904;
- idem. «Die Heiligen drei Kцnige» in Literatur und Kunst. 2 Bde. Lpz., 1908-1909;
- Hildesheim, 1962;
- Скабалланович М. О звезде волхвов. К., 1912;
- Knabenbauer J. Commentarius in Evangelium secundum Matthaeum. 2 Bde. 19223;
- Meisen K. Die heiligen drei Könige und ihr Festtag im volkstümlichen Glauben und Brauch. Köln, 1949;
- Olschki L. The Wise Men of the East in Oriental Tradition // Semitic and Oriental Studies. 1951. Vol. 11. P. 375–395;
- Monneret de Villard U. Le leggende orientali sui Magi Evangelici. Vat., 1952;
- Gordini G. D. Magi // BiblSS. Vol. 8. Col. 494-520;
- Leclercq H. Mages // DACL. T. 10. P. 980-1067;
- Riedinger U. Die Heilige Schrift im Kampf der griechischen Kirche gegen die Astrologie: von Origenes bis Johannes von Damaskos. Innsbruck, 1956;
- Montefiore H. Josephus and the NT // NT. 1960. Vol. 4. P. 139-160;
- Die Heiligen Drei Kцnige: heilsgeschichtlich, kunsthistorisch; das religiцse Brauchtum / Hrsg. A. Wienand. Köln, 1974;
- Schulze A. Zur Geschichte der Auslegung von Mt 2, 1-12 // ThZ. 1975. Bd. 31. S. 150-160;
- Ferrari-d’Ochieppo K. Der Stern der Weisen. Wien, 1972;
- Hughes D. The Star of Bethlehem Mystery. L., 1979;
- Yamauchi E. M. The Episode of the Magi // Chronos, Kairos, Christos / Ed. J. Vardaman, E. M. Yamauchi. Winona Lake, 1989. P. 15-39;
- Stramare T. Matteo 2,1–12: Gesù adorato dai magi a Betlemme (Parte I) // Bibbia e oriente. 1997. T. 39. P. 155-167;
- idem. Matteo 2,1–12: Gesù adorato dai Magi a Betlemme (v. 6) e tu, Betlemme, terra di Giuda // Ibid. 1998. T. 40. N. 2. P. 119-125;
- Forster H. Die Feier der Geburt Christi in der Alten Kirche: Beitr. z. Erforschung d. Anfдnge d. Epiphanie- u. Weihnachtsfests. Tüb., 2000;
- Maalouf T. T. Were the Magi from Persia or Arabia? // Bibliotheca sacra. 2001. Vol. 156. P. 423-442.
Погремушки Господа
Любимый святой Светланы (она с семьей приехала в Москву из Калуги) — святой великомученик Пантелеимон. Но в очереди к святыне она стоит впервые, на принесение мощей святого Пантелеимона не попала. О Дарах волхвов узнала случайно и решила прийти помолиться.
— Так сложилось — и время свободное есть в праздники, и настроение души соответствует.
Светлана и ее близкие простояли в очереди около семи часов, довольные вышли из храма и теперь собираются изучить историю реликвии.
Николай и Анастасия ждут ребенка и пришли благодарить Бога и просить Его дальнейшей помощи. О святыне тоже знают мало, но говорят о ней очень трогательно:
— У нас в семье говорят, что это были как бы детские погремушки Младенца Иисуса, которые Ему принесли в подарок.
Анастасия не скрывает чувств:
— В храм заходишь — и пока движешься в общем потоке к ковчегу, испытываешь в душе что-то невообразимое. Я даже заплакала.