Владимирский собор, севастополь, херсонес. усыпальница, адрес, история, фото, расписание

Архитектурные особенности собора

Своим великолепием собор в первоначальном виде был обязан мастерству итальянского скульптора В. Богани, который по рисункам художника Р .Изелло выложил уникальную мозаику из мрамора различных цветов. Величие храму придавали темно-бордовые стены, облицованные мрамором с белыми бликами.

Черноморские моряки регулярно собирали деньги на строительство святыни, благодаря чему верхний киот, хранящий образ Спасителя кисти И. Айвазовского, выглядел особенно изящно.

Отделана Усыпальница Адмиралов инкерманским камнем, который добывается в Крыму от начала новой эры.

Каждого входящего в храм встречает надпись, расположенная над алтарем.

На куполе храма изображен Господь в окружении ангелов. Современным архитекторам удалось восстановить великолепие прежнего великолепия, воссоздать уникальную мозаику на полу. Подчеркивают изящество Усыпальницы Адмиралов ажурные двери и люстры, выполненные из бронзы.

Владимирский собор в Севастополе, интерьер

Внимание! Уникальность храма Владимира в Севастополе состоит в отсутствии икон на стенах, они украшены списками георгиевских кавалеров, отдавших жизни за свободу Отечества

История храма

Плита в честь адмирала Лазарева в стене собора История собора началась в 1825 году, когда командующий Черноморского флота адмирал А. С. Грейг подал прошение императору Александру I установить памятник на развалинах Херсонеса, в котором был крещён князь Владимир. В 1829 году был объявлен конкурс на создание памятника. Утверждение получил проект архитектора К. А. Тона (1794—1881) — крестово-купольный пятиглавый кубовидный храм в русско-византийском стиле. В 1842, по ходатайству адмирала М. П. Лазарева, обеспокоенного недостаточным числом православных храмов в Севастополе, было принято решение о строительстве собора в центре города, а не на развалинах Херсонеса. Факт непосредственного деятельного участия адмирала М. П. Лазарева в возведении храма подтверждается его письмом таврическому губернатору В. И. Пестелю, текст которого хранится в фондах Государственного архива Крыма. В письме адмирал просит содействия в получении дополнительных пожертвований на строительство храма «на указанном Его Императорским Величеством месте».

Подготовительные работы начались в 1848 году. Через три года, в 1851, умер адмирал М. П. Лазарев, командующий Черноморского флота, и в память о его заслугах решено было похоронить его в специально сооруженном склепе на месте будущего собора. Закладка собора была произведена 15 июля 1854, и к началу осады Севастополя успели возвести только фундамент.

Во время Крымской войны в склепе будущего храма были захоронены адмиралы В. А. Корнилов, В. И. Истомин, П. С. Нахимов, погибшие на бастионах Севастополя.

После Крымской войны, в 1862, работы по возведению собора возобновились. Для этого пригласили известного архитектора, академика А. А. Авдеева (1818—1885). Он жил тогда в Севастополе, сооружал храм святого Николая на Братском кладбище (Северная сторона). Авдеев не был сторонником официального русско-византийского стиля с его обязательным пятиглавием, приверженцем которого был автор предшествующего проекта К. А. Тон. Академик Авдеев переработал проект К. А. Тона на основе изученной им действительно традиционной византийской церковной архитектуры. В 1881 году закончено сооружение нижней церкви, а в 1888 году, после смерти А. А. Авдеева — завершено строительство верхней.

Во время Великой Отечественной войны храм серьёзно пострадал. В 1991 году специальная комиссия обследовала склеп, и обнаружила среди мусора лишь обломки костей, которые в 1992 году были торжественно перезахоронены[источник не указан 46 дней

8 мая 2014 года состоялся чин великого освящения собора во имя святого равноапостольного князя Владимира — усыпальницы российских адмиралов. Чин освящения и Божественную литургию в новоосвященном соборе совершили: Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь, Митрополит Феодосийский и Керченский Платон, Епископ Джанкойский и Раздольненский Алипий, Епископ Балтийский Серафим, духовенство города Севастополь.

Предыстория возведения херсонесской священной реликвии

Сама задумка построить собор Владимира по праву принадлежит А. Грейгу, который являлся командиром Черноморского флота (в 1825 году представил ходатайство Александру I). Изначально идея подразумевала под собой воздвижение небольшой церкви, а также божий приют. Пока выносилось решение о будущем построении храма, с подачи Н.Крузе (пребывал в звании мичмана) на денежные средства, которые были собраны матросами, развернули археологические раскопки. Основополагающая цель – установить наверняка конкретное место, где крестили князя Владимира.

После кончины царя Александра I его последователем был назначен Николай I, который проектировал строительство собора на месте древней базилики (обнаружена в процессе археологических исследований). Благодаря этим раскопкам было точно установлено место храма Рождества Богоматери. Именно в ней крестили в 988 году князя Владимира.

Историческое событие для России (согласно воспоминаниям праведного Н. Летописца) развивалось в самом «сердце» города Корсунь. Первейший камешек Свято-Владимирского собора был уложен Александром II вместе с его супругой Александровной Марией. По случаю такого судьбоносного события был произведен священный молебен, на котором присутствовало все императорское окружение.

Ввиду регулярной нехватки денежных средств строительство херсонесского места поклонения заняло много времени. В 1877 году подсобные работы были завершены. На протяжении 11 лет собирались финансовые ресурсы на внутреннее убранство. В 1888 году была проведена Литургия в почет 900 – летней годовщины Крещения Руси.

Имена на стенах

После окончания Севастопольской обороны строительство собора возобновилось, но опять шло очень неторопливо — на сей раз потому, что прежний проект решено было переработать. Сделал это архитектор Алексей Авдеев, автор храма Святого Николая на Братском кладбище на северной стороне Севастополя, — и это еще больше подчеркнуло символический характер собора, ставшего еще одним памятником героям обороны города. Еще заметнее эта роль стала после того, как в 1883 году, когда нижний храм был достроен и освящен, император Александр III своим указом повелел «в Севастополе, в храме Святого Владимира, иметь мраморные доски с именами и фамилиями адмиралов, штаб- и обер-офицеров Морского ведомства, убитых или умерших от ран во время войны 1853–1856 годов», а также «доски для умерших впоследствии Георгиевских кавалеров: адмиралов, генералов, штаб- и обер-офицеров Морского ведомства, удостоившихся получить орден Святого Георгия за храбрость во время той же войны, и впредь вносить на эти доски имена и фамилии таких же кавалеров по их кончине».

Самым первым удостоился чести быть упомянутым на стене Владимирского собора адмирал Григорий Бутаков, умерший в Санкт-Петербурге в 1882 году. На Черном море он прославился тем, что 5 (17) ноября 1853 года в ходе первого в истории боя паровых кораблей атаковал и захватил 10-пушечный турецкий пароход «Перваз-Бахри», за что был произведен в капитаны II ранга и удостоен ордена Святого Георгия 4-й степени, а во время обороны Севастополя командовал отрядом пароходофрегатов, которые поддерживали огнем войска на суше. Всего же на стенах верхней церкви собора — там, где такие плиты можно было легко увидеть и прочитать, не поворачиваясь спиной к алтарю, — со временем разместили 81 мраморную плиту с 72 именами офицеров Морского ведомства, написанными покрытыми сусальным золотом свинцовыми буквами.

Внутренне убранство верхней церкви Владимирского собора, начало ХХ века

Но были и люди, которые удостоились чести упокоиться в нижней церкви собора, рядом с прахом четырех легендарных адмиралов: эта традиция была восстановлена повелением императора Александра II в продолжение той, что сложилась в дни обороны Севастополя. В 1869 году первым здесь упокоился контр-адмирал Петр Карпов, последний командир обороны Малахова кургана: император прислал из столицы Георгиевский флаг, чтобы укрыть им тело адмирала, и повелел упокоить его рядом с боевыми товарищами-адмиралами. С тех пор в нижней церкви хоронили высших морских офицеров-участников обороны города во время Крымской войны. Исключением стал лишь последний, девятый похороненный здесь флотоводец — вице-адмирал Михаил Саблин. Родившийся уже после окончания Крымской войны, он стал последним в истории Русского императорского флота командующим Черноморским флотом, и именно поэтому в 1920 году удостоился чести упокоиться рядом с Лазаревым и Нахимовым.

История возведения собора

В 1825 году верующие собирались отмечать грандиозное событие — девятисотлетие со дня Крещения Руси. Инициатива постройки собора принадлежала адмиралу Грейгу, который в ту пору командовал Черноморским флотом, дислоцирующимся на полуострове. Предполагалось, что Владимирский собор (Севастополь), фото которого мы здесь поместили, станет важным религиозным символом для всей страны. Александр I без малейших колебаний одобрил проект.

Начиная с 1827 года в Севастополе активно велись раскопки, целью которых было обнаружение той самой базилики, в которой якобы крестился Владимир. Руководил археологической экспедицией мичман Крузе. Ученым удалось откопать ряд культовых объектов, локализующихся на территории Херсонеса. Предпочтение в итоге отдали византийской базилике крестообразной формы, подходившей под некоторые исторические описания. Дальнейшие события разворачивались так:

  • 1829 год. Объявлен тендер на возведение памятника, в итоге победил проект, разработанный архитектором Тоном (русско-византийский стиль, крестово-купольное сечение, пять куполов).
  • 1836 год. Николай I утвердил ходатайство адмирала Лазарева о начале строительства собора (правда, в качестве площадки был выбран центр Севастополя, а не окраины, как предполагалось изначально).
  • 1848 год. Начало подготовительных работ.
  • 1851 год. Смерть адмирала Лазарева, после которой отложенное строительство было возобновлено.

Как видите, церковь около трех лет находилась в стадии согласования проекта и бесконечных подготовительных работ. Сейчас Владимирский собор — усыпальница адмиралов, Севастополь (точнее, его руководство) так решил после гибели адмирала Лазарева. Масштабные работы стартовали в 1852 году, но их вновь пришлось отложить по причине вспыхнувшей Крымской войны. В 1861 году Крым посетил Александр II — в его присутствии и состоялась торжественная закладка фундамента. Императорская семья взяла под личное покровительство стройплощадку, и дело сдвинулось с мертвой точки.

Общее руководство осуществлял архитектор и гениальный инженер Арнольд, а в основу создания святыни лег проект академика Гримма. Росписью помещений и внутренним убранством занялся академик Чагин. В 1877 году Владимирский собор в Херсонесе был сдан в эксплуатацию. Стоит отметить, что общее оформление интерьеров растянулось еще на пару десятилетий. Чагин изо всех сил пытался сдать объект к установленному начальством сроку, но из-за высокого художественного уровня росписи сделать это не получилось.

Дата, как вы помните, была выбрана не случайно. Поэтому чиновники были заинтересованы в скорейшем завершении строительных работ. Лишь в 1894 году декорирование подошло к логическому концу. Вот список участников, внесших вклад в оформление внутреннего убранства собора:

  • академик Нефф;
  • академик Корзухин;
  • скульпторы братья Баскарини и Сеппи;
  • иконописцы Сорокин и Майков;
  • художники Молокин, Тихобразов и Рисс.

Советский и постсоветский периоды

В 1922 году на Крымском полуострове установилась советская власть, что не лучшим образом повлияло на состояние местных достопримечательностей. Некогда блиставший роскошью Владимирский собор лишился драгоценной утвари, а спустя некоторое время и вовсе был закрыт. Здание церкви поступило в распоряжение музейного комплекса, расположившегося на Херсонесском городище. Некоторое время здесь организовывались экскурсии, но в 1924 году собор окончательно закрыли. Долгие годы здание находилось в заброшенном состоянии, проводить службы было строжайше запрещено.

Период заброшенности сменился периодом тотального разграбления. Собор ветшал и понемногу разрушался, а в период немецкой оккупации в здание попала бомба. В результате сильного взрыва пострадал купол сооружения. Оберст Кольб, отступая из Крыма, приказал взорвать святыню — это случилось в 1944 году. К тому моменту, когда весь православный мир отмечал тысячелетие Крещения Руси, комплекс представлял собой жалкое зрелище — по сути, собор лежал в руинах.

Второе рождение церкви произошло после распада СССР — в 1997 году. Сперва стартовала наружная реставрация достопримечательности, которую подрядчики сумели завершить к 2001 году. Настенные росписи и внутреннее убранство реконструировали на протяжении последующих пяти лет. В 2004 году (3 апреля) был торжественно освящен главный алтарь, спустя еще пару лет полностью завершились остальные реставрационные работы. Если сравнивать дореволюционные фотографии объекта с его современным состоянием, можно увидеть, что Владимирский собор в Севастополе восстановлен и практически не отличается от оригинала.

Город

Севастополь
Севастополь — это город с многовековой историей, который расположен в юго-западной части Крыма, непосредственно у берега Черного моря, береговая линия которого составляет 106 километров. Основные исторические достопримечательности расположены в южной части Севастопольской бухты.

Географические координаты города Севастополь на карте Крыма GPS: N44.6146, E33.6380.

Резервное Крым
Поселок Резервное находится на юге Крымского полуострова. Ближайшие населенные пункты Орлиное и Форос. Расстояние от поселка Резервное до Орлиного 6,7 км, расстояние от поселка Резервное до Фороса 21 км. Ближайший город Севастополь находится на расстоянии от поселка Резервное 24 км. Поселок находится возле мыса Айя, в горной местности, окруженный с двух сторон…

Санаторное Крым
Поселок Санаторное находится на Южном берегу Крымского полуострова. Граничит на западе с Форосом, расстояние между поселком Санаторное и Форосом всего в 3 км, на востоке в на расстоянии 7,5 км — поселки Береговое и Олива. Крупные города на востоке — Ялта 41 км, на западе Севастополь.

Географические координаты поселка Санаторное на карте Крыма GPS N 44°23′55 E 33°48′45

Климат…

Поселок Песчаное в Крыму
Поселок Песчаное находится на юго-западе Крымского полуострова, между тремя большими городами — Севастополь, Евпатория и Бахчисарай. Расстояние от поселка Песчаное до Севастополя 52 км, расстояние от поселка Песчаное до Евпатории 70 км, до Бахчисарая 26 км.

Географическое положение поселка Песчаное на карте Крыма GPS N44°50′50 E33°36′00

Климат в поселке…

Инкерман Крым
Инкерман — город с многовековой историей, последнее название которого было Белокаменск. Такое название город имел 15 лет до 1991 года, а потом переименовали в Инкерман. Основанный как крепость, он сформировался в 20 веке в рабочий поселок.

Город расположен в юго-западной части Крыма, вблизи Севастополя, и является составляющей единицей Балаклавского района города…

История возведения в Херсонесе Таврическом

Впервые вопрос о постройке православного собора, посвященного девятисотлетию Крещения Руси, подняли в 1825 г. – инициатива исходила от командующего Черноморским флотом в Крыму адмирала Грейга. С этим предложением он обратился к Александру I, одобрившему его проект. С 1827 г. под руководством мичмана Крузе в Херсонесе велись раскопки, целью которых было обнаружение церкви, где крестился Великий князь Киевский.

Археологи нашли руины нескольких старинных культовых объектов, но предпочтение отдали крестообразной византийской базилике, находившейся на центральной городской площади – как наиболее вероятному месту крещения Владимира. Тем не менее, по ходатайству адмирала Лазарева, утвержденному в 1836 г. Николаем I, возведение началось, но совсем там – в самом Севастополе.

К прежнему проекту вернулись лишь в 1852 г., но строительство снова пришлось отложить, на этот раз из-за разгоревшейся Крымской войны. Лишь в августе 1861 г., в присутствии Александра II, состоялась церемония закладки, а Владимирский собор в Херсонесе начал строиться при деятельном участии императорской семьи. Его возводили по проекту академика Гримма, хотя руководил операцией гениальный инженер и архитектор Арнольд, а убранством и росписями занимался академик Чагин.

Основание православной святыни завершилось в 1877 г., но оформление и роспись продолжались еще почти два десятилетия – как не спешил Чагин закончить их к знаменательной дате, ему это так и не удалось. Окончательно работы по декорированию окончились в 1894 г. В них приняли деятельное участие академики Корзухин и Нефф, иконописцы Майков и Сорокин, художники Рисс, Тихобразов и Молокин, скульпторы Сеппи и братья Баскарини.

Тяжелые времена

После установления в Крыму советской власти в 1922 г. из блиставшего роскошью Владимирского храма изъяли всю драгоценную утварь, а его закрыли и передали новообразованному музею на Херсонесском городище. Однако экскурсии в нем проводили недолго, в 1924 г. его закрыли для посещений и фактически забросили, несмотря на все просьбы прихожан позволить им проводить в нем службы.

После этого церковь начали систематически разграблять, она ветшала, начала постепенно разрушаться. В годы войны в нее угодила бомба, полностью разрушившая купол, а в 1944 г., перед уходом из Крыма, немцы по приказу оберста Кольба взорвали ее. К 1000-летию крещения Руси, как и Херсонес Таврический, Владимирский собор, находившийся в руинах и представлявший собой жалкое зрелище, «гармонично дополнял» общий пейзаж городища.

Второе рождение церкви

В 1997 г. началось первое после окончания ВОВ восстановление. На стартовом этапе проводилась внешняя реставрация достопримечательности, закончившаяся в 2001 г., а в течение следующих пяти лет велись работы по реконструкции внутреннего убранства и настенных росписей. 3 апреля 2004 г. освятили главный алтарь, а в 2006 г. реставрационные манипуляции закончились и Свято-Владимирский собор в Севастополе возник в первозданном виде, о чем можно судить по фото начала прошлого века.

Судьба верного слуги Божьего Романа Медведя

Долгое время во Владимирской святыне служил крестник Иоанна Кронштадтского Роман Медведь, выпускник Духовной Академии в Санкт-Петербурге. По свидетельству священноисповедника Романа во время служб он видел, как преподобный Иоанн парил в воздухе.

В 1907 году Роман Медведь стал настоятелем Усыпальницы Адмиралов. Как благочинный священник Роман побывал вместе с моряками военных кораблей в Греции, где ему выпала честь приложиться к мощам Николая Угодника. Особое уважение среди моряков заслужил настоятель собора после восстания матросов на корабле «Св. Иоанна Златоуста», когда он всю ночь принимал на исповедь и причащение приговоренных к смерти восставших.

Другие статьи о православной вере:

  • Что такое мощи святых
  • Что означает нимб над головой святых
  • Как попасть в рай

Революция 1918 года заставила батюшку выехать с семьей в Москву, где он стал настоятелем Покровского собора. Тяжелая участь ждала священника впереди. Постоянные аресты, смертный приговор, замененный на 10 лет жизни в концлагере, после чего он уходит в монахи, умирает под именем Иосиф.

Икона святого исповедника Романа

В августе 1999 года частичка мощей преподобного Иосифа была передана в Усыпальницу Адмиралов, где хранится и поныне.

Чем Владимирский собор в Севастополе привлекает туристов

В первом веке легендарный апостол Лука создал образ Корсунской Божией Матери, список которой чудом уцелел и сейчас является главной достопримечательностью Владимирского собора. Паломники со всей России стекаются в Севастополь, чтобы увидеть эту икону. Впрочем, есть и другие вещи, которые вам непременно стоит увидеть. Вот их список:

  1. Мраморный иконостас. Этот объект воссоздан по дореволюционным фотоснимкам. Красивая позолота покрывает резной деревянный киот, а восемь святых образов венчает купол — подлинное произведение церковного искусства.
  2. Купольные композиции. Восстановлением монументальных изображений занимались киевские и крымские художники. Речь идет о работах Неффа и Корзухина «Крещение Господне», «Святой Дух», «Преображение Господне».
  3. «Тайная Вечеря». Отреставрированная композиция, расположенная в пределах главного алтаря. По сути, это ключевой сюжет алтарного пространства.
  4. Витражи. В соборе очень красивые витражи. Когда через них проникает свет, перед вашим взором открываются удивительные картины.
  5. Настенная роспись. Сюжеты основаны на Библии и представляют определенный исторический интерес. Художники постарались максимально приблизиться к дореволюционным изображениям, сохранившимся в архивах.

В пределах досягаемости от храмового комплекса локализуются знаменитые руины Херсонеса. Планируя осмотр местных достопримечательностей, закладывайте побольше времени — там есть много интересных вещей. Взять, например, Базилику в базилике — одну из ключевых достопримечательностей древнего Херсонеса. Здесь можно увидеть прекрасный мозаичный пол и остатки старинной колоннады.

Западные врата Херсонеса неплохо сохранились — там вы можете увидеть башню Зенона и фрагменты крепостной стены. Обязательно посетите Херсонесский театр — в былые дни сюда могло поместиться около 3000 зрителей. Помимо представлений посетители театра могли наслаждаться гладиаторскими поединками. А вот на самом побережье локализуется Севастопольский колокол, отлитый из турецких пушек в 1776 году. Этот колокол вновь заговорил в 2002 году после длительного молчания.

Тайны Херсонеса Таврического

Современный Херсонес расположен на месте погребенного, исчезнувшего под слоем земли, античного города. На греческом языке означает «полуостров тавров», обитавших здесь воюющих племен. Первыми переселенцами на Гераклейский мыс были греки. Колония расширялась, укреплялась; впоследствии путем дипломатии, захватнических войн преуспела и достигла благополучия. Херсонес Таврический – свидетель истории трех великих держав, составной частью которых являлся:

  • древней цивилизации греков, Эллады;
  • могущественного Рима;
  • христианской Византии.

При греческом владычестве демократическое управление сочеталось с рабовладельческими устоями. Экономически сильный полис под покровительством верховной Артемиды участвовал в торжествах, празднествах, спортивных соревнованиях. Летописец Сириск (III век до н. э.) составил описание Херсонеса, внешнюю политику по отношению к Боспорскому царству и колониям Причерноморья. Боспорский период характеризовался для республики спадом экономики, ограничением демократических свобод.

Последние сто лет до н. э. древний город известен, как плацдарм Римской империи. Ведутся захватнические действия в близлежащих землях. Политика властей строится по принципу олигархата.

Начало новой эры знаменуется постепенным внедрением христианства под влиянием Византии. Спустя 4 века это вероучение было официально признано. В период средневековья полис становится столицей христианства, наполняется монастырями, церквями, скитами, подземными поселениями. Цитадель, две линии оборонительных стен защищали жителей от вражеских натисков. Однако, в конце XIV века татарские кочевники уничтожили город, его остатки поглотили пепел и земля.

Позднее (XVIII век) недалеко от места нахождения исчезнувшего полиса был основан город Севастополь. В 1827 г. начались первые археологические исследования. Результаты постепенно открывали миру воссозданные древние жилые постройки, площади, улицы и церкви.

На базе раскопок в 1892 году создан Археологический музей, ему исполнилось 126 лет. Раскопки продолжаются до сегодняшнего дня. Земля хранит секреты и свидетельства древности. К изысканиям проявляют интерес ученые зарубежных стран. Предметы старины характеризуют Херсонес Таврический как развитый культурный, политический, экономический центр Причерноморья.

Взору современника открылись мастерские ремесленников, монетный двор, акрополь. Воссозданы театр, разрушенные базилики, фрагменты крепостных стен. О жизни горожан свидетельствуют экспонаты на открытой местности. Подводные археологи обнаружили на дне моря амфоры, части затопленных судов, пирсов, приморских построек, свинцовые якоря. Ценнейшие артефакты выставлены в Эрмитаже Санкт-Петербурга.

Территория Херсонеса – это Историко-археологический государственный музей-заповедник. Числится под защитой Всемирного наследия ЮНЕСКО, но с 2014 г. контроль его неприкосновенности не проводится.

Владимирский собор в Херсонесе:

Владимирский собор – главная православная святыня Херсонеса. Построен он после крещения киевского князя Владимира (Владимир Ясно солнышко). Впоследствии православие было принято по всей Руси. В первой трети XIX века, в процессе раскопок, цель которых – обнаружение остатков культовых сооружений, была обнаружена крестообразная базилика с колоннами. Она находилась на центральной площади древнего города. Предположили, что там могло происходить крещение князя Владимира. Идея вице-адмирала А.Грейга, обнаружившего христианские храмы в Херсонесе обратится к царю с прошением о строительстве собора, была поддержана. Строить решили неподалеку от базилики. В 1856 году подписан проект академика Д.Гримма. При заложении первого камня собора присутствовали император Александр II с императрицей Марией Александровной. В 1891 году строительство окончено, и храм освящен. Собор представляет шедевр архитектурного творчества. Построен он в неовизантийском стиле однокупольного типа. Высота – 36 метров. Главная святыня собора – сохранившийся список с иконы Корсунской Божьей Матери, написана апостолом Лукой в I веке. Оформление собора изнутри окончено в 1894 году. Отреставрирована центральная композиция алтаря «Тайная вечеря», мраморный иконостас, подкупольные композиции Неффа и Корзухина «Святой Дух», «Крещение Господне», «Преображение Господне».

Как добраться самостоятельно:

https://hersones.org/blagochinie/xramy/1129-kafedralnyj-svyato-vladimirskij-sobor-v-xersonese.html

Посетить Владимирский собор в Севастополе и Свято-Владимирский собор в Херсонесе можно на многих экскурсиях в Севастополе. Для удобства вы можете прямо со страницы этой достопримечательности перейти к просмотру предложений. Экскурсию проводят как частные гиды, так и экскурсионные фирмы. Цена зависит от программы экскурсии, транспорта и опыта гида. Выбирайте проверенные экскурсии в Севастополе, для этого на сайте есть рейтинги и отзывы. «Экскурс» поможет сделать обдуманный выбор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector