Картины о великой отечественной войне

Живопись времён ВОВ

Основной тематикой живописи тех лет была, разумеется, военная. Художники отражали в своих работах фашистскую угрозу, суровые будни, ненависть к врагу, страдания советского народа, скорбь по погибшим. В начале войны присутствовала торопливая фиксация увиденного, не исключающая глубины мысли (Я. Николаев «За хлебом», В. Пакулин «Набережная Невы. Зима»). В середине войны в живописи наблюдались лаконизм, простота, прямолинейность. К концу войны картины становятся сложнее, с развитой драматургией.

Основные жанры и произведения живописи

Развивались следующие жанры:

  • Портретная живопись (П. Кончаловский «Автопортрет», М. Сарьян «Портрет писателя М. Лозинского»);
  • Пейзажные зарисовки (А. Пластов «Фашист пролетел», К. Юон «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года»);
  • Исторические полотна (А. Бубнов «Утро на Куликовом поле», М. Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем»).

Таким образом, война становится основной темой во всех жанрах: в исторической живописи художники обращались к военному прошлому, в портретной – изображали героев войны и тружеников тыла, даже пейзаж приобретает патриотическую направленность.

Острое перо карикатуры

В годы Отечественной войны художественная графика наиболее ярко представлена сатирической карикатурой. Классики советской карикатуры Кукрыниксы работают в газете «Правда», других печатных изданиях. Практические ежедневно появляются едкие карикатуры на фашистов, которые призывают граждан к сопротивлению, рассказывают, насколько жесток и коварен враг и как следует с ним драться.

В осаждённом Ленинграде моральный дух поддерживают карикатуристы, издавая журнал «Боевой карандаш». В Грузии карикатуристы выпускают альманах «Штыком и пером», в нем рисовал мастер Л.Д. Гудиашвили. Карикатуристы Борис Ефимов, М. Черемных сотрудничали с «Окнами ТАСС», оперативно реагируя на каждодневные события на фронтах. Юмор и сатира воодушевляли бойцов, направляли справедливый гнев народа на священную борьбу.

Военная станковая графика

В военный период активно развивается станковая графика. Этот динамичный и лаконичный по художественным средствам и приёмам вид изобразительного искусства не требовал специальных художественных материалов. Карандаш, уголь всегда были под рукой и позволяли художнику делать рисунки, документируя увиденное и свои впечатления на бумаге.

Классикой жанра стали зарисовки М. Сарьяна, литографии Верейского, акварельные рисунки А. Фонвизина, гравюры С. Кобуладзе. Жизнь блокадного Ленинграда отражена в гуашах художников Я. Николаева и М. Платунова, в акварельных и пастельных рисунках Е. Белухи и С. Бойма. Серия графических зарисовок Дм. Шмаринова «Не забудем, не простим!» была начата 1942 г. в освобожденных от фашистов городах. Выполнена углём, чёрной акварелью.

Военные будни и быт запечатлели рисунки Л.В. Сойфертиса в чёрной акварели. Серии «Севастополь», «Крым», «Кавказ» создавались с 1941 по 1944 годы. Жанровые картинки наполнены гордостью за советских людей, оптимизмом, прославляют боевой дух народа.

Литература – орудие борьбы

Во время ВОВ прозаиками, поэтами и драматургами создаётся образ воюющего народа и противостоящего ему врага, формируется настрой каждого гражданина страны

Важно было рассказать то, с кем предстоит сражаться, ЧТО несёт фашизм народу в целом и отдельному человеку. Литература стала орудием борьбы

Можно выделить черты литературы военных лет:

  • Сочетание публицистического и художественного осмысления происходящего;
  • Максимальный учёт обстановки в театре военных действий и в тылу;
  • Мобильность в отклике на события.

Основные литературные жанры и произведения

В Великую Отечественную войну особенного расцвета достигли такие жанры, как очерк (П. Лидов – «Таня»), баллада (Н. Тихонов, К. Симонов), поэма (А. Твардовский «Василий Тёркин», О. Берггольц «Ленинградская поэма»), лирическое стихотворение (А. Ахматова, Б. Пастернак) и др. Во время войны были популярны малые жанры, так как люди ценили быстроту отклика на военные события: писатель мог не успеть закончить своё произведение, как и люди могли не успеть прочитать его до конца…

Одно из самых прославленных произведений военного времени – «Василий Тёркин» А. Твардовского. В главном герое поэмы запечатлены все лучшие черты русского человека. Тёркин – простой добрый парень с щедрым сердцем, любящий жизнь и смотрящий вперёд с оптимизмом, он храбрый, но совершенно негордый. Это собирательный образ бравого, стойкого и жизнерадостного русского солдата.

Богатый литературный опыт тех лет показал, какой могучей и возвышающей силой может стать правдивое слово, направленное на борьбу за идеал. Литература 40-х гг. показала нам патриотическое и гуманистическое начало, народность, сплочённость советских граждан. Героями многих произведений становились реальные люди, участники войны.

Ход занятия:

I.Воспитатель:

– Ребята, кто скажет какой праздник мы отмечаем 9 мая?

– Сколько лет прошло с того времени, как наш народ одержал знаменательную победу над фашистскими захватчиками?

Многие художники в своих произведениях отображали события, происходящие в те страшные годы. Мы с вами в течение всего года рассматриваем такие произведения живописи на наших занятиях. Благодаря им, мы больше знаем о Великой Отечественной войне, о людях, которые подарили нам мир.

Земли немало кровью оросили,

И вечно будет помнить мир о том,

Как шли сыны и дочери России

Сквозь гром войны

К победе над врагом!

Воспитатель: Сегодня мы с вами рассмотрим последнюю репродукцию с картины о военных годах. В отличие от тех произведений с которыми мы познакомились раньше и которые как бы пропитаны кровью, муками, страданиями, эта картина очень светлая, нежная тёплая. Именно поэтому, что добро не только в сказке, но и в жизни побеждает зло, мы закончим знакомство с произведениями живописи о войне именно на этой картине.

Но прежде чем показать её, я хотела бы, чтобы вы вспомнили – многое из того, о чём мы с вами беседовали по произведениям в течение года и провести небольшую викторину.

Вопросы викторины:

1. Как зовут трех сыновей принцессы живописи? (пейзаж, натюрморт, портрет).

2. Портрет какого, самого главного из военноначальников мы рассматривали с вами на занятии? (портрет «Маршал Жуков»).

3. Кто из художников написал этот портрет? (Павел Корин).

4. Какой художник и в каком своём произведении изобразил самое начало войны, её первые бои? (П. А. Кривоногов «Защитники Брестской крепости»).

5. Как называется картина П. А. Кривоногова, которая, наоборот, изображает конец войны? («Победа»).

6. Кто из художников на своём полотне изобразил подвиг моряков в годы Великой Отечественной войны? (А. А. Дейнека «Оборона Севастополя»).

7. Как называется картина художника М. И. Самсонова, показывающая подвиг женщин на войне? (М. И. Самсонов «Сестрица»).

8. Какие художники и в каких произведения показали, какие испытания пришлись на долю народа в тылу врага? (Б. С. Угаров «Ленинградка 1941г.», Т. К. Гапоненко «После изгнания фашистов»).

9. Что изображает в своих произведениях художники-баталисты?

II.Воспитатель:

А теперь мы познакомимся с произведением Александра Лактионова «Письмо с фронта». Это произведение живописи для нас имеет ещё большее значение потому, что Александр Лактионов – наш земляк – родился в Ростове-на-Дону 16 мая 1910 года, а это значит, что в мае этого года ему исполнилось бы 100 лет.

Вопросы по содержанию картины:

1. Как вы думаете, о чем рассказывает эта картина?

2. Где происходит действие картины?

3. Как художнику удалось передать радость людей от полученного письма с фронта?

4. Кто принес это письмо?

5. Кто читает письмо, кто его внимательно слушает?

6. Как вы думаете, о чем написано в этом письме?

7. Какие, по-вашему, мнению происходили события в этой семье до получения письма?

8. Какие детали на картине говорят о том, что семья очень бедствовала в годы войны без своего кормильца?

9. Как художник показал, что все самое страшное позади, а впереди людей ждет светлая мирная жизнь?

Обобщение:

В своей картине «Письмо с фронта» художник А. И. Лактионов показал жизнь советских людей в дни войны. Сюжет её прост, в каком-то небольшом русском городке у широко распахнутой двери старого деревянного дома собралась семья фронтовика. Долгожданную весточку с фронта принес раненный боец, мальчик читает письмо отца в слух, бережно держа перед собой дорогие листки.

Покосившийся порог, прогнившие доски, старые стоптанные туфли женщины всё говорит о той разрухе которую принесла война.

Все мы как бы стоим вместе с героями картины в дверном проёме и радуемся долгожданной весточке. Написанная светлыми,ликующими красками композиция буквально наполнена солнцем: золотыми лучами пронизано небо, белокурые волосы девушки, кажется, что светится сам воздух. Во всём ощутимо дыхание близкой и такой желанной победы!

Картина “Фашист пролетел” (А. А. Пластов): описание

Второе полотно — «Фашист пролетел» — написал Аркадий Александрович Пластов, крупный советский живописец, пришедший в искусство от крестьянского труда. Решив посвятить себя искусству, А. А. Пластов упорно работает, пишет этюды, разрабатывает эскизы будущих картин. Его первые работы на колхозную тему стали заметным явлением в советском искусстве 30-х годов. Они подкупали глубоким знанием изображаемого, богатством цвета.

А. А. Пластов — автор широко известных и любимых зрителем полотен «Купание коней», «Сенокос», «Жатва», «Ужин трактористов». Среди них написанная в 1942 году и показанная на выставке «Великая Отечественная война» картина «Фашист пролетел». Это одно из самых проникновенных произведений советского искусства.

Описание картины. К военной теме художник обратился не впервые. В начале войны он создал картины «Немцы пришли», «Защита родного очага», отличающиеся активным, боевым духом и изображающие крестьян, готовых дать отпор врагу.

По-иному воспринимается картина «Фашист пролетел». Она решена в лирическом плане, и если в полотне «Мать партизана» нас захватывает глубина конфликта, то у Пластова действие минимально. Уже при первом взгляде на картину мы ощущаем грусть — изображен хмурый день русской осени, опушка березовой рощи со взъерошенными ветром деревцами, желто-бурый косогор, уходящее вдаль темно-зеленое озимое поле. И вот чувство лирической грусти уступает место щемящей тоске, готовой выплеснуться в ненависть, когда замечаешь справа уткнувшегося в землю убитого мальчика и воющую возле тела собаку, а чуть поодаль — разбредшееся стадо и несколько убитых животных. Далеко на горизонте виден уходящий самолет. Фашист пролетел…

Полотно Пластова, в котором так много места уделено пейзажу — не вспомогательному, а активному средству создания образа, воспринимается как философское раздумье о жизни, только начавшейся и безвременно прерванной, о бесчеловечности врага, и действенная сила этого произведения, вызывающего чувства ненависти и отвращения к фашизму, огромна.

Метки: сочинение на тему “Фашист пролетел”, сочинение по картине “Мать партизана” художника Герасимова, картины про войну, Отечественная война картинах, картины на тему “Война”.

По материалам старого советского журнала…

Кино – в деле защиты страны

И кинематограф не остался равнодушным к ужасным событиям тех лет. Были созданы документальные фильмы, хроника, кинорепортажи. Сюжетами для фильмов стала, опять же, борьба советского народа с захватчиками, показаны крупные сражения и нелёгкие будни трудящихся в тылу. Во время войны сняты такие известные художественные фильмы, как «Парень из нашего города», «Секретарь райкома», «Жди меня», «Два бойца», слава которых не утихает и сегодня. Были сняты и документальные ленты: «Битва за Севастополь», «Берлин», «Разгром немецких войск под Москвой» и др.

Таким образом, в начале 40-х гг. все силы деятелей искусства были брошены на правдивое изображение трагедии войны и прославление подвига советского народа. Мы доказали себе и врагам, что наша страна и в нелёгкое время остаётся страной свободных и талантливых, никому не покорившихся писателей, художников, деятелей кинематографа. 

Отечественная война и её герои в произведениях живописи

Военная живопись, включая батальные полотна, в начальном этапе войны не отличалась глубиной проработки деталей. Однако эти полотна подкупают глубиной чувств, живостью впечатлений, которые хотел передать художник. Особое развитие получает портретный жанр. Художники, вдохновленные героическими подвигами бойцов, стремились запечатлеть одухотворённые и выразительные лица героев.

Одной из таких картин стал «Портрет партизанского командира» кисти Ф. Модорова, 1942 г. Художник написал целую галерею портретов простых партизан и боевых командиров. В боевой обстановке и в рабочем кабинете герои войны сосредоточены и решительны, они уверены в себе и в будущей победе. Также в 1942 г.портрет генерал-майора Панфилова написал художник В.Яковлев. На плечах командира походный полушубок, в руках – бинокль. Кажется, он только с линии фронта, но уже снова готов идти в бой.

Батальные сцены, героическое сопротивление врагу изобразил в монументальном полотне А.А. Дейнека «Оборона Севастополя» 1942. На мгновение застыли фигуры моряков, отражающих атаки врага. Сейчас в фашистов полетят связки гранат, часть врагов уже убита. Накал битвы усиливает красный закат, служащий фоном. Солнечный свет борется с чёрными клубами дыма так же, как моряки в белых одеждах с фашистами в тёмно-зелёной форме. Контраст движения – замахивающийся матрос и лежащий фашист и контраст цвета – красно-чёрный закат и яркая бела форма матросов придают полотну особую художественную выразительность. Она же и воодушевляет зрителя, который уверен в победе над врагом.

Бытовая и жанровая живопись периода ВОВ

Живописцам из блокадного Ленинграда В. Раевскому, В. Пакулину, Н. Рутковскому, Н. Тимкову, удалось запечатлеть с документальной точностью жизнь советских людей в осаждённом городе. С картины Я. Николаева «Очередь за хлебом», 1943г. на зрителя веет холод и мороз вместе с надеждой дождаться пайки хлеба. Надежда не покидала горожан, и они сумели выжить!

Курыниксы М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов, узнав о казни партизанки Зои Космодемьянской, приехали на место ее гибели. По свежим впечатлениям они написали полотно «Таня». Измученная девушка за миг до смерти непокорно и с ненавистью смотрит в глаза палачам. Зоя не сломлена, она прямо держит голову, кажется, девушка заговорит. Её уверенность и сила духа передаётся зрителям.

Картина “Мать партизана” (С. В. Герасимов): описание

«Мать партизана» — картина на тему войны, написанная в 1943 году. Ее автор — народный художник СССР Сергей Васильевич Герасимов. Один из зачинателей советского искусства, живописец высокой культуры, крупнейший пейзажист, с необычайной тонкостью воспевший природу родного Подмосковья, талантливый иллюстратор Пушкина, Некрасова, Островского, М. Горького, общественный деятель и педагог, С. В. Герасимов чутко понимал горе и гнев советских людей, оказавшихся на временно оккупированной гитлеровцами территории. Народ не покорился, народ борется, народ победит — такие мысли вызывает картина «Мать партизана».

Трагический конфликт, лежащий в основе сюжета картины, понятен с первого взгляда: гитлеровцы схватили партизана, проникшего в родное село. К месту допроса сына привели мать, надеясь с ее помощью заставить заговорить партизанского разведчика. Почему же этот, казалось бы, совсем не новый сюжет так волнует нас в произведении Герасимова, в чем сила картины, властно влекущая нас к себе, заставляющая и через 70 лет пристально вглядываться в происходящее и поражаться, и восхищаться, и переживать вместе с героями? Эта сила — волшебство искусства, вызывающее к жизни образы, неподвластные времени. В картине все просто, но простота эта глубоко продумана художником.

Описание картины. Немец в зеленом мундире с хлыстом в руке стоит боком к зрителю. Он написан, можно сказать, изучен, прослежен художником внимательно, правдиво, без гротеска — представитель «нового порядка», насаждаемого огнем и мечом, экземпляр из породы палачей, выведенной фашизмом. Он чуть подался к женщине, и, не видя, мы чувствуем, какой звериной злобой искажено его лицо. И переводим взгляд на нее, на мать. И поражаемся и восхищаемся ею. Чувствуется, что она — центр происходящего, более того — хозяйка положения. За ее спиной рвется к ней из рук конвоиров сын, совсем еще мальчик. Но не на него смотрит она, и не увидеть слез материнского отчаяния фашистам. Мать стоит босая, с опущенными вдоль тела руками, ее фигура, осанка полны достоинства, неповторимо выражение лица, на котором сдерживаемое горе смешано со спокойным презрением. Мы чувствуем, что ее не могут унизить и сломить ни положение пленницы, ни отчаяние. Она противопоставлена фашисту. Их конфликт воспринимается скорее в моральном плане.

Раздражению, гневу немца противостоит спокойная уверенность матери, его угловатой, в резком движении фигуре — ее неподвижная, какая-то спокойно-монументальная фигура. И понимаешь, что вооруженный фашист бессилен перед безоружной женщиной, и в этом огромный человеческий смысл замечательного произведения С. В. Герасимова.

Монументальное искусство в годы Отечественной войны

В трудный период войны было востребовано и монументальное искусство. Скульпторы выезжали на фронт, создавая в сложных боевых условиях зарисовки и портреты с натуры. Советские монументалисты стремились отобразить патриотический подъем народа: военные сцены и героический труд в тылу. Это дало новый толчок к развитию жанровой и монументальной скульптуры.

Каноническим стал выполненный Е. В. Вучетичем бронзовый бюст генерала Черняховского 1945-1946. Статуя «Политрук» была создана им в 1942 г. Политрук поднимает в атаку бойцов, его героический порыв передается всем присутствующим. Многие скульпторы, побывавшие на фронте, создали бюсты и портреты простых солдат и военных командиров. Среди них :

  • работы Л. Е. Кербеля – портреты героев-летчиков;
  • И. Г. Першудчева – портрет генерала Ковпака, санинструктора Маши Щербаченко, воинов со знаменем Победы сержанта М.А.Егорова и сержанта М. В.Кантария;
  • В. И Мухиной – портреты полковников Б. А. Юсупова, И. Я. Хижняка;
  • Н. В. Томского – портрет дважды Героя Советского Союза М. Т. Гореева.

В период Отечественной войны художники не только отображали военные реалии и борьбу советских людей, но и развивали, совершенствовали художественную культуру, поддерживали в народе боевой дух, веру в победу, вдохновляли его на подвиги.

Проникновенный язык военного плаката

Патриотический плакат стал действенным идеологическим оружием. Яркие художественные образы создавались минимальным набором графических средств в короткое время. Изображения на плакате были доступны и понятны всем гражданам. Герои плакатов вызывали сопереживание, ненависть к врагу и любовь к Родине, горячее желание встать на защиту Отчизны.

Создатели плакатов и их произведения стали классикой советской патриотической графики. Хрестоматийные примеры:

  • художник И. Тоидзе и его «Родина-мать зовет»;
  • Д. Шмаринов с требованием «Отомсти»;
  • В. Корецкий, призывающий «Воин Красной Армии, спаси!».

Классиками советского патриотического плаката называют В. Иванова, В. Касияна, А Кокорекина, Л. Голованова и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector