Музыка и песни о великой отечественной войне
Содержание:
- Владимир Прохоров: «Солдат Победы»
- Наталья Чернышёва: «Победа»
- «Смуглянка» (1940г.)
- Катюша
- «Журавли» (1969г.)
- «Случайный вальс» (1943г.)
- День Победы
- Песни о войне послевоенного периода
- Симфония № 7 «Ленинградская»
- «Алеша» (1966г.)
- Михаил Денега: «Вечный огонь»
- Ольга Вольнова: «Песня защитников Москвы»
- Песни Великой Отечественной войны. ВОЕННЫЕ ПЕСНИ СОЛОВЬЕВА-СЕДОГО
- Заветный Камень
- Презентация на тему: » Песни военных лет…».» — Транскрипт:
Владимир Прохоров: «Солдат Победы»
Через частное — к общему, именно так показывается трагедия войны в этой песне. Перед глазами возникает образ солдата
Да, обобщенный, но все внимание приковано к нему, он в фокусе идет до самого конца войны, улыбается, жмурится, вспоминает смерти боевых товарищей. Этот солдат – не памятник, он – человек, в пыли и пропах дымом
И с ним происходит удивительное: он глохнет от тишины, которую не слышал с начала войны. Это психологическая история. К шуму, грому танковых пушек, бомбежек человек адаптировался, а вот на фоне тишины теряется. И радуется победе, как ребенок. Ракурс смещается на медали, которые блестят на солнце. А значит, наконец, ясное, мирное небо над головой. И хоть «конец войны» далеко от Родины, так и чувствуется радость этого солдата, что он дошел до победы.
Автор музыки Владимир Прохоров посвятил песню павшим и оставшимся в живых участникам ВОВ: «Среди этих великих людей был и мой дед Михнов Михаил, офицер-артиллерист, который был призван в 1939 году на службу в Красную Армию и окончил её уже в 1947 году в Берлине».
Слова написаны Степаном Щипачёвым, в качестве исполнителей выступили Вячеслав Мельников и сводный хор.
Наталья Чернышёва: «Победа»
Патриотичная, одновременно поднимающая дух победившего народа и заставляющая почувствовать боль утраты, песня Натальи Чернышевой написана в старых добрых традициях военных песен.
Наталья пишет с 7 лет стихи, чуть позже – песенные, поздравительные и рекламные тексты. Как признается автор, ее песня – благодарность всем, кто неимоверными усилиями, ценой собственной жизни, потом и кровью завоевал победу. «Мечтаю, что все войны исчезнут с лица Земли, и человечество вступит в новую эру добра и справедливости, объединившись для совместного прогресса, духовного роста, развития науки, для блага всех людей во всём мире», – рассказала Наталья.
Музыку написал Дмитрий Мосс, а в качестве исполнителя выступил Сергей Прибой.
«Смуглянка» (1940г.)
Жизнерадостная и необыкновенно лирическая «Смуглянка», гимн легендарной «поющей» эскадрильи, была создана в сороковом году, как часть песенной сюиты о молдавских партизанах. К началу войны партитура вокального цикла у композитора Анатолия Новикова затерялась, но, воссоздав ноты по памяти, автор показал свои наброски на радио. Однако руководству задорная песенка показалась чересчур фривольной и несерьезной, несоответствующей тяжести военного времени. И лишь позднее, в 1944 году «Смуглянку» оценил и включил в свой репертуар руководитель Ансамбля песни и пляски В. Александров.
Мелодичная и веселая песня о любви партизана и молдавской девушки облетела фронтовые концертные площадки, полюбилась бойцам и труженикам в тылу. В 1974 году песня получила новое дыхание – после выхода всеми любимого фильма «В бой идут одни «старики» ее подхватила вся страна. Лирическая история о смуглянке-молдаванке и поныне звучит каждую годовщину Великой Победы.
Катюша
Еще до войны, в 1938 году, уже известный поэт Михаил Исаковский, автор Вдоль деревни и Зелеными просторами, сочинил два четверостишия, ставших в дальнейшем частью русской культуры:
Расцветали яблони и груши,Поплыли туманы над рекой.Выходила на берег Катюша,На высокий берег на крутой.Выходила, песню заводилаПро степного сизого орла,Про того, которого любила,Про того, чьи письма берегла…
Вскоре после написания этих строк у поэта состоялось знакомство с композитором Матвеем Исааковичем Блантером. Стихотворение настолько поразило Блантера, что он сам загорелся невероятным желанием создать песню.
В 1938 году Красная армия вынуждена была вести тяжелые бои с японскими войсками у озера Хасан
Как говорил сам поэт: «По этим причинам тема Родины, тема защиты ее от посягательств врага была темой самой важной, самой первостепенной, и я, конечно, никак не мог пройти мимо нее даже в лирической песне». Именно благодаря стараниям этих людей, сегодня мы можем услышать Катюшу
Михаил Исаковский получил даже за текст песни Сталинскую премию.
Премьера Катюши состоялась в Колонном зале Дома Союзов, где в ноябре 1938 года её исполнила Валентина Батищева. По воспоминаниям Блантера: «когда после всей нашей программы на сцену вышла эта девочка и спела песню, в зале стоял стон от аплодисментов».
Катюшу знал не только усталый русский народ, но и весь мир. Приехав из Италии, известный поэт Александр Прокофьев сказал, что почти всё население не только наслышаны об этой песне, но и готовы в любой момент её спеть. Она побывала также и в США. Украинский поэт Андрей Малышко, вернувшись оттуда вскоре после войны, писал в одном из своих стихотворений:
И напев отогревал им душу,Белым цветом яблонь осыпал.Негры пели славную «Катюшу»,Ту, что Исаковский написал.
А в Японии, например, есть кафе Kachusha, в котором каждый вечер не проходит без этой песни. Но невероятно интересным фактом для Михаила Исаковского стало то, что некоторые немцы тоже знают Катюшу. С его слов: «Весьма любопытную историю рассказал мне еще в дни войны поэт Илья Сельвинский, который участвовал в боях на Керченском полуострове. Однажды под вечер, в часы затишья, наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного поблизости, больно знакомую песню. Немцы прокрутили ее раз, потом поставили второй раз, потом третий… Это разозлило наших бойцов: мол, как это подлые фашисты могут играть нашу Катюшу?! Не бывать этому! Надо отобрать у них её!»
Сегодня же можно сказать, что Катюша — это бесхитростные строчки, которые идут прямо из человеческой души. Эта песня стала гимном всего хорошего, светлого и доброго, что пытался разрушить агрессивный фашистский механизм.
«Журавли» (1969г.)
Каждый год 9 мая как реквием всем погибшим и не вернувшимся с поля боя звучит песня «Журавли» – эмблема неугасающей Памяти и вечной благодарности от нас, живых. Особенна и история этой легендарной песни. В 1965 году советский поэт Расул Гамзатов посетил город Хиросима в Японии, где его глубоко поразила история девочки, погибшей от самого страшного в мире оружия, и тысяче журавликов, которых она так и не успела сложить из бумаги. Вернувшись на Родину, поэт написал стихи о своих соотечественниках, однополчанах, ставших жертвами кровавой войны.
Переведенное на русский язык, стихотворение было напечатано в журнале «Новый мир», где его и прочел Марк Бернес. Проникновенные и печальные строки затронули сердце Бернеса, который был в это время уже безнадежно и тяжело болен. В 1968 году по просьбе актера композитором Яном Френкелем была написана музыка и родилась песня, последняя в жизни великого исполнителя. Через месяц после записи «Журавлей» Марка Бернеса не стало.
Военные песни, глубокие и вечные, будут живы всегда, пока жива память о тех, кто ценой своих жизней даровал мир и возможность счастливого будущего всем поколениям – нынешним и грядущим.
«Случайный вальс» (1943г.)
История рождения этой душевной фронтовой песни удивительна и необычна. Несмотря на суровые условия и тяготы, война не могла убить самые важные человеческие чувства и лирику жизни – радость знакомств и первых свиданий, робкое чувство влюбленности и танцы до утра… Именно так называлось стихотворение Евгения Долматовского, в названии которого поэт отразил популярное объявление на дверях клубов и танцевальных площадок прифронтовых городков.
Вскоре после победного завершения битвы при Сталинграде Долматовскому и композитору Марку Фрадкину было поручено написать песню, способную усыпить немецкую бдительность перед наступлением на фашистов в Курском сражении. На основе стихотворных зарисовок поэта родилась новая песня – «Офицерский вальс», которая моментально распространилась по станциям, фронтовым участкам и полустанкам, обогнав в пути своих «отцов». Изначально в тексте песни, вместо ладони, рука незнакомки лежала на погоне офицера. Но когда Сталину дали прослушать песню, верховный главнокомандующий отметил, что хрупкой девушке не достать до плеча статного советского офицера. Подверглось критике и название – офицерам не пристало вальсировать во время войны. Так «Офицерский вальс» стал «Случайным».
День Победы
Стоит отметить главную «победную» песню, без которой рассказ о военной музыке был бы неполным. Песня День Победы появилась только через 30 лет после завершения войны, она была написана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым.
После выхода песни поэт говорил:
«Меня поймут ветераны Великой Отечественной, которые тогда, к началу войны, едва-едва переступили школьный возраст! Как часто грезилось нам — измотанным, пропыленным: сбросить бы кирзу, хоть совсем ненадолго, и, словно в детстве, босиком — по траве, по лужам…».
Здравствуй, мама, возвратились мы не все…Босиком бы пробежаться по росе!..
Композиция была принята в штыки.«Так исполнять песню о Победе — кощунство», — говорил Союз композиторов. Для них Давид Тухманов был «юным» эстрадником, несерьезным музыкантом. Они считали, что он не имеет право прикасаться к святому. Тем не менее, День Победывсё-таки зазвучала и не где-нибудь, а на официальных торжествах. Впервые её исполнили 8 мая 1975 года в Краснознамённом ансамбле песни и пляски имени Александрова и 9 мая — на праздничном Голубом огоньке в исполнении Леонида Сметанникова.
Песня звучала недолго — жалобы Союза композиторов привели к тому, что на пол года она исчезла из эфиров. Но в композицию искренне влюбился набирающий популярность певец Лев Лещенко. Именно ему удалось возродить песню 10 ноября на концерте в праздник Дня милиции. Это был самый настоящий триумф: СМИ почти без перерывов транслировала выступление Лещенко, а через какое-то время композиция стала лауреатом Песни года.
Песни о войне послевоенного периода
- «Алеша». Слова К. Ваншенкина, музыка Э. Колмановского.
- «Баллада о матери». Слова А.Дементьева, музыка, Е.Мартынова.
- «А мы с тобой, брат, из пехоты» («Бери шинель…»). Слова Б.Окуджавы, музыка В.Левашова.
- «Баллада о солдате». Слова М.Исаковского, музыка В.Соловьева-Седого.
- «Воспоминание об эскадрилье «Нормандия-Неман». Слова Е.Долматовского, музыка М.Фрадкина.
- «Враги сожгли родную хату». Слова М.Исаковского, музыка М.Блантера.
- «День Победы». Слова В.Харитонова, музыка Д.Тухманова.
- «Довоенный вальс». Слова Ф.Лаубе, музыка П.Аедоницкого.
- «Если б не было войны». Слова И.Шаферана, музыка М.Минкова.
- «Журавли». Слова Р.Гамзатова, музыка Я.Френкеля.
- «За того парня». Слова Р.Рождественского, музыка М.Фрадкина.
- «Майский вальс». Слова М. Ясеня, музыка И. Лученка.
- «Махнем не глядя». Слова М.Матусовского, музыка В.Баснера.
- «Москвичи». Слова Е.Винокурова, музыка А.Эшпая.
- «Не стареют душой ветераны». Слова Я.Белинского, музыка, С.Туликова.
- «На кургане». Слова Ю.Друниной, музыка А.Петрова.
- «Наш город». (Над заставами ленинградскими). Слова А.Фатьянова, музыка В.Соловьева-Седого.
- «Не могу забыть». Слова В.Харитонова, музыка В.Шаинского.
- «Память сердца». Слова М.Ясеня, музыка И.Лученка.
- «Песня артиллеристов». Слова В.Гусева, музыка Т.Хренникова.
- «Песня десятого десантного». Слова и музыка Б.Окуджавы.
- «Поклонимся великим тем годам». Слова М.Львова, музыка, А.Пахмутовой.
- «Пора в путь дорогу». Слова С.Фогельсона, м узыка В.Соловьева-Седого.
- «Письмо из сорок пятого». Слова М.Ясеня, музыка И.Лученка.
- «Растет в Волгограде березка». Слова М.Агашиной, музыка, Г.Пономаренко.
- «Рязанская мадонна». Слова А. Поперечного, музыка А.Долоуханяна.
- «Снег седины». Слова В.Бокова, музыка Г.Пономаренко.
- «На безымянной высоте». Слова М.Матусовского, музыка В.Баснера.
- «Легендарный Севастополь». Слова П.Градова, музыка В.Мурадели.
- «Мы армия страны — мы армия народа». Слова И.Резника, музыка, Э.Ханка.
- «Я люблю тебя, жизнь». Слова К. Ваншенкина, музыка Э. Колмановского.
- «Песня о тревожной молодости». Слова Л.Ошанина, музыка, А.Пахмутовой.
- «Надежда». Слова Н.Добронравова, музыка А.Пахмутовой.
- «В путь». Слова М.Дудина, музыка В.Соловьева-Седого.
Симфония № 7 «Ленинградская»
Шостаковичу неоднократно предлагали эвакуироваться, но, несмотря на эти предложения, композитор остался в осажденном Ленинграде. Летом 1941 года первая часть произведения была полностью готова. Тогда композитор начал работу над средними частями, которые были закончены композитором еще до эвакуации.
О своей работе над написанием симфонии композитор говорил: «Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал, и не ел и отрывался от сочинения только, когда дежурил или при возникновении воздушных тревог».
Симфония имела громкое название — Ленинградская. Его она получила от известной русской поэтессы Анны Ахматовой. Эта композиция стала символом сопротивления советского народа фашистским агрессорам. Так воспринимали её не только на Родине, но и во многих странах мира.
Впервые симфония была исполнена 9 августа 1942 года в Большом зале филармонии. К этому дню в осажденном городе командующим Ленинградским фронтом было приказано огневым ударом подавить вражескую артиллерию, чтобы канонада не мешала слушать музыку. Дата исполнения выбрана не случайно, потому что именно этот день был по плану немцев «заключительным» — подразумевался захват Ленинграда. Главнокомандующим их армии даже раздавались пригласительные в популярный в то время ресторан Астория. Столь нагло они собирались праздновать свою возможную победу. Таким образом немцы стали невольными слушателями этого произведения. В день премьеры всем стало понятно, кто победит в битве за город и кто победит в этой страшной войне. Один из немцев после победы СССР признался:«Именно в день премьеры «Ленинградской» симфонии, мы поняли, что проиграем не только битву, но и всю войну. Тогда мы почувствовали силу русского народа, которая могла преодолеть все, и голод и смерть
На момент исполнения симфонии в Куйбышеве среди слушателей оказался специальный корреспондент популярнейшего английского издания Time. Он был поражён той энергетикой, которой был наполнен зал. Яркая, выразительнейшая композиция доводила людей до слёз — они не могли не гордиться своей страной. Творческий триумф действительно восхитил британцев, и в 1942 году вышел выпуск журнала с изображением Дмитрия Шостаковича.
Ленинградская симфония была написана в блокадном городе как ответ немецкому нашествию. Она продемонстрировала сопротивление российской культуры захватчикам, отражение агрессии на высоком, духовном уровне, на уровне музыки. Седьмая симфония сразу после своего первого исполнения создала огромный резонанс в мире. Эта композиция, наряду с песней Священная война, стала знаменем веры русского народа в свою победу.
«Алеша» (1966г.)
В старинном болгарском городке Пловдиве на вершине холма возвышается памятник – монументальная фигура советского солдата, символ памяти всех павших воинов, ценой своих жизней освободивших Болгарию от ужаса фашизма. Это место священно и дорого для жителей Пловдива. Каменный солдат получил в народе ласковое и певучее имя Алёша, под которым его знает каждый болгарин.
Советский композитор Эдуард Колмановский, посетивший Болгарию в 1962 году был очень тронут историей «Алеши», и, вернувшись на Родину, поделился душевным откликом со своим другом и поэтом К. Ваншенкиным. Красивые поэтичные строки родились на одном дыхании, и уже вскоре, в 1966 году появилась новая песня, впервые прозвучавшая в Болгарии, у подножия русского воина-освободителя.
Михаил Денега: «Вечный огонь»
Чем больше проходит времени, тем сложнее помнить подвиг, тем незаметнее и обыденнее он становится. И тут не помогают даже памятники, созданные специально для того, чтобы почтить тех самых героев, которые принесли победу не только нашей стране, но и всему миру.
Вечный огонь в Александровском саду
Как часто, проходя мимо него, вы останавливаетесь, чтобы поблагодарить погибших в той войне? Как часто задумываетесь о том, кем были те неизвестные солдаты? Юным курсантом? Пожилым ополченцем? Матросом? Летчиком? Пехотинцем? Танкистом? По сути, неважно, кем они были, важно, как и что они сделали. Каждый погибший солдат – отдельная история, и об этом не нужно забывать, это наш долг перед ними
Об этом песня, автором музыки которой стал Михаил Денега. За основу текста песни взято стихотворение Юрия Шмидта «Вечный огонь», а исполнитель – ROXANNE.
Ольга Вольнова: «Песня защитников Москвы»
Эту песню автор слов, музыки и исполнитель Ольга Вольнова посвятила защитникам Москвы, в том числе героям – панфиловцам, сражавшимся на рубеже Дубосеково и принявшим на себя танковый удар.
Порой творческий импульс появляется неожиданно, так, какое-то событие совсем не трогает, а какое-то напрочь лишает сна. И вот смертный бой у Дубосеково, Ольга перелистывает хронику военных лет и не может забыть о том, что узнала, хочет поделиться именно этим важным для страны фрагментом
Столица, сердце России, оказывается главным объектом, на котором сконцентрировано внимание автора: «Да, это было не во сне. Горела Родина в огне
И враг приблизился к Москве». Песня звучит как заклинание, в котором постоянно повторяется одни и те же слова: «Москва – любовь, мечта…судьба моя…мы защитим тебя». А в последнем припеве констатируется факт свершенного подвига: «Мы защитили тебя от врага!»
Песни Великой Отечественной войны. ВОЕННЫЕ ПЕСНИ СОЛОВЬЕВА-СЕДОГО
Советский композитор Василий Павлович Соловьёв-Седой (1907—1979)
24 июня 1941 года молодой композитор принес на радио солдатский вальс
«Играй мой баян» (стихи Л. Давидович). Так
началась известность Василия Павловича
Соловьева-Седого (1907—1979), замечательного мастера советской
песни. Одним из первых воплотил он в своих песнях портрет
«коллективного лирического героя».
На протяжении военных лет в песнях Соловьева-Седого главенствует тема фронтовой дружбы.
Первая из них —
«Вечер на рейде» (стихи А. Чуркина) написана в 1941 году.
В сущности, она предвосхитила расцвет фронтовой лирики, начавшейся позже,
уже в разгар войны. В один из тогда еще тихих ленинградских вечеров,
работая на погрузке в порту, композитор задумал песню о моряках,
покидающих родной город. Слова «Прощай, любимый город» возникли у
него сами собой. Взяв эти слова за основу, Чуркин написал стихи.
Задумчивая, исполненная благородства мелодия носит элегический
характер. Принцип ее развития основан на контрасте широких
восходящих ходов — все они берут начало от нижнего квинтового устоя
— с общим нисходящим движением (октава, септима, секста). Тем ярче
высвечена интонация ноны, венчающая кульминационный момент запева.
Пунктирная фигурка, повторяющаяся на второй доле каждого такта,
несет негромкое и одновременно настойчивое напоминание о
маршевости. С долгими, частыми остановками разворачивается
«говорящая» мелодия припева. Эта особенность песенного почерка
Соловьева-Седого ярко проявилась и в других лирических песнях —
«О чем ты тоскуешь, товарищ моряк» (стихи Лебедева- Кумача),
«Давно мы дома не были» (стихи Фатьянова) и особенно в «Соловьях».
Напевная, широкого мелодического дыхания песня
«Соловьи» (стихи Фатьянова) родилась уже на исходе
войны. Эта неповторимая в своем роде солдатская колыбельная запечатлела
один из кратких моментов солдатского отдыха — мечты о доме, навеянные
весной и предощущением скорого окончания войны.
У истоков мелодического стиля Соловьева-Седого стоит песенная культура
демократической интеллигенции и студенчества XIX века. Не менее
близок ему интонационный круг песен фабричной городской окраины.
Сближая между собой эти признаки, композитор сообщает своим
мелодиям свободу импровизационного течения. Песни Соловьева-Седого
трудно причислить к той или иной жанровой разновидности. Композитор
почти не прибегает к использованию конкретных ритмоформул,
связанных с моторикой маршевого или танцевального движения. Его
мелодии скорее напоминают свободно льющуюся человеческую речь, в
которой тем не менее всегда присутствует песенная периодичность,
достигаемая четкой симметрией мотивных построений.
Композитор Соловьев-Седой и поэт Фатьянов связаны тесными узами
совместного творчества. Лишь в годы войны (с 1942 года) ими написаны десятки
песен о фронтовом товариществе, о том, что дорого для сердец,
объединенных суровыми военными буднями. Тесный круг боевых друзей,
поверяющих друг другу свои заветные думы, — это и есть «коллективный
лирический герой», многогранно раскрывшийся в песнях
Соловьева-Седого на слова Фатьянова и ряда других поэтов, в числе
которых были Исаковский, Чуркин, Гусев и А. Прокофьев. О том, что
неотъемлемым качеством такого героя является щедрый юмор, свидетельствует
целый ряд шуточно-лирических песен Соловьева-Седого, таких, как
«На солнечной поляночке», «Как за Камой
за рекой», «Ничего не говорила» и другие.
Веселая шутка, которой бойцы часто ободряли друг друга, помогала им
пережить тяготы военных испытаний и горечь разлуки с близкими. Как
здесь не вспомнить неунывающего Василия Тёркина, героя знаменитой поэмы
А. Твардовского! Не случайно шуточные песни всегда звучат как веселые
бытовые сценки с бодрыми, «подзадоривающими» интонациями-репликами.
В мелодиях Соловьева-Седого подобные интонации становятся
свидетельством неистощимой ритмической изобретательности. Ярчайшим
ее примером служит песня «На солнечной поляночке» (стихи
Фатьянова), где в запеве имитируются заливистые переборы тальянки,
а в припеве словно слышится живой человеческий говор. Творчество
Соловьева-Седого всеми своими гранями вписалось в атмосферу
фронтового быта. В песенном наследии Великой Отечественной войны
удельный вес лирики огромен. Потребность в ней возрастала тем
больше, чем дальше вели солдата длинные дороги войны, надолго
разлучившие его с отчим домом.
Заветный Камень
В 1943 году в газете Красный флот композитор Борис Мокроусов, который и сам был защитником Севастополя, прочитал поразительный рассказ боцмана: «Обычный моряк оказался зажат во вражеском кулаке вдали от Севастопольских берегов. В шлюпке посреди огромного синего моря он медленно умирал. Лишь частичка его родной земли — гранитный осколок, не давал ему навечно сомкнуть глаза. Последним желанием усталого моряка было вернуть этот камень на свою Родину. Ему, к великому сожалению, не удалось сделать это лично, поэтому его дорогие товарищи поклялись довести дело до конца. Они дали обещание очистить Севастополь от врага и вернуть осколок домой. До самого последнего метра они передавали друг другу эту частичку русской земли, словно самую дорогую вещь. Они вернулись, они выгнали фашистов из своего дома — они победили…»Этот рассказ тронул композитора до глубины души и вместе со своим боевым товарищем, поэтом Александром Жаровым, они решили написать песню, основой для которой и стала эта история.
Он камень сжимал посиневшей рукоюИ тихо сказал умирая:«Когда покидал я родимый утес,С собою кусочек гранита унес…Затем, чтоб вдалиОт крымской землиО ней мы забыть не могли.
В памяти русского народа навсегда сохранилась эта песня. Ведь она рассказала нам о той вечной любви наших людей к русской земле, о той железной верности своему Отечеству, а главное — самому себе.
Презентация на тему: » Песни военных лет…».» — Транскрипт:
1
Песни военных лет…»
2
Война и песня, что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата. Песни были необходимы солдатам на войне. И в походе, и на привале, и даже в бою ОНИ вдохновляли бойцов. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники А сколько было создано песен о войне! Порой только песня, с ее жизненным текстом и музыкой спасала, поддерживала, придавала боевой дух и просто сплачивала…
3
22 июня 1941 года… Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье- все опалил огонь жестокой кровопролитной войны.
4
Советские люди прощались с родными местами, чтобы, победив, вновь вернуться на отвоеванную и отомщенную землю. Отправлялись эшелоны с защитниками Родины на кровавое поле битвы под марш «Прощание славянки», которую написали В. Лазарев (стихи) и В. Агапкин (музыка).
5
24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…» Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил: – Будем разучивать новую песню – «Священная война». Музыка А.Александрова; Слова В.Лебедева — Кумача
7
сл. М. Исаковского, муз. М.Блантера Все мы любим душеньку Катюшу, Любим слушать как она поет, Из врага вытряхивает душу, А друзьям отвагу придает Если пуля вдруг шальная Настигнет на дальней стороне Не грусти тогда, моя родная Расскажи всю правду
8
Одна из самых лирических песен военных лет, «В землянке», «родилась» совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне и написал в письме. В феврале 1942 года теплые и глубоко личные строки Суркова настолько вдохновили композитора Константина Листова, что тот написал для них музыку. Он же стал первым исполнителем этой песни. 25 марта 1942 года песня «В землянке» была опубликована в «Комсомольской правде». К тому времени ее любили и пели и бойцы, и те, кто их ждал. муз. К.Листова, сл. А.Суркова
9
муз. Е. Петерсбурского, сл. Я.Галицкого Двадцать второго июня Ровно в четыре часа Киев бомбили, нам объявили Что началася война
10
Одна из самых популярных песен военных лет, «Темная ночь», была написана Никитой Богословским и Владимиром Агатовым для фильма «Два бойца» весной 1942 года. Фильм рассказывал о фронтовой дружбе двух солдат, роли которых исполняли Борис Андреев и Марк Бернес. Идея «оживить» эпизод в землянке лирической песней возникла спонтанно. Мелодия была написана композитором буквально за один вечер. Но не было текста. В это время в Ташкент, где снимался фильм, приехал с фронта поэт Владимир Агатов. Обратились к нему. Прослушав мелодию, он тут же набросал слова. В таком виде, без всяких изменений песня и вошла в фильм. По свидетельству Константина Симонова весной 1943 года «Темная ночь» «была на устах буквально у каждого фронтовика», потому что «вместила в себя мысли и чувства миллионов людей». слова В. Агатова, музыка Н. Богословского
11
музыка Анатолия Новикова слова — Якова Шведова
12
Война шла пять лет, и каждый год рождал все новые и новые песни. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу — все то, что помогало преодолеть военные трудности, которым не было числа… И вот она долгожданная ПОБЕДА!!!
13
Этот день мы приближали как могли… слова В. Харитонова музыка Д. Тухманова
14
Как сказал писатель Илья Эренбург, «не мы хотели этой войны». Но, несмотря на все трудности, долгожданный День Победы настал. Сегодня мы хотим еще раз поблагодарить всех тех, кто даровал нам право на жизнь.