20 лучших фильмов о великой отечественной войне для семейного просмотра
Содержание:
- «Барака» (Baraka, 1992)
- «Гамлет» (1964)
- «Отряд Трубачёва сражается» (СССР, 1957 год) 6+
- Есть еще замечательные фильмы:
- «Что гложет Гилберта Грейпа?» (What‘s Eating Gilbert Grape, 1993).
- «Идти своим путем» (Going My Way, 1944)
- «Педагогическая поэма» Мечиславы Маевской и Алексея Маслюкова (1955)
- Фильм, обязательный к просмотру каждому ребёнку: «Маленькие негодяи»
- «1917»
- «Путевка в жизнь» Николая Экка (1931)
- «Лакомб Люсьен» (Lacombe Lucien, 1973)
- «Пробуждение» (Awakenings, 1990)
- «Командир счастливой «Щуки» (СССР, 1972 год) 6+
- «Крик тишины» (Россия, 2019) 6+
- «Король в Нью—Йорке» (A King in New York, 1957)
- «До свидания, дети» (Au revoir les enfants, 1987)
- «Хозяйка детского дома» Валерия Кремнева (1983)
- «Жутко громко и запредельно близко» (Extremely Loud & Incredibly Close, 2011)
- «Семь лет в Тибете» (Seven Years in Tibet, 1997)
- «Маленький сержант» (СССР — Чехословакия, 1975 год) 12+
- «Дюнкерк»
- «Иваново детство», 1962. Реж. Андрей Тарковский
- «Сын полка», 1981. Реж. Георгий Кузнецов
- «Франц + Полина» (2006)
- Крепость Бадабер (2018)
- «В бой идут одни старики» (СССР, 1973 год) 12+
- Битва за Севастополь (2015)
«Барака» (Baraka, 1992)
Невероятно красивый документальный фильм американского кинодокументалиста Рона Фрике о нашей планете, о разнообразии природы, народов, культур, религий. «Барака» в переводе с арабского означает «дыхание жизни», и трудно подобрать слово, более точно передающее смысл картины.
25 фильмов для детей и подростков
Фильм крайне желательно смотреть в хорошем качестве и с хорошим звуком – работа оператора и звукорежиссера выше всяческих похвал. У этого же режиссера есть еще один красивый фильм о человечестве под названием «Самсара» (2011 год).
Режиссер документальной ленты – Рон Фрике. США, 1992.
«Гамлет» (1964)
Что сказать про фильм, снятый по произведению У.Шекспира выдающимся советским кинорежиссером Григорием Козинцевым с великим советским актером Иннокентием Смоктуновским в главной роли… Смотреть всем, кто не видел. Смотреть вместе с подростком и обязательно обсуждать.
Фильм «Гамлет» был снят режиссером Григорием Козинцевым в 1964 году на киностудии «Ленфильм» по трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет, принц датский» (в переводе Бориса Пастернака). Режиссер долго не мог определиться, кто же будет играть главную роль: подходящего актера все не было. Но вот он познакомился с Иннокентием Смоктуновским и понял, что перед ним – настоящий Гамлет, таким, как он его видит – проникновенный, ранимый, размышляющий…
В других ролях: Анастасия Вертинская, Эльза Радзиня, Михаил Названов, Юрий Толубеев, Владимир Эренберг, Степан Олексеенко, Вадим Медведев, Игорь Дмитриев и другие…
«Отряд Трубачёва сражается» (СССР, 1957 год) 6+
Эта картина о мальчишках военного времени – продолжение фильма «Васёк Трубачёв и его товарищи», снятого по одноимённому роману Валентины Осеевой. В первом фильме рассказывается о приключениях мальчишек в довоенные годы. В картине «Отряд Трубачёва сражается» действие разворачивается на оккупированной территории Украины в первые месяцы войны. Командир пионерского отряда Васёк Трубачёв и его товарищи отправились в поход – там, в лесу их настигло начало войны. Спрятав в лесу туристическое снаряжение, мальчишки спешат домой. Потом им придётся помогать партизанам, расклеивать листовки и помогать людям, оказавшимся в фашистской оккупации. Отважные мальчишки полюбились зрителям разных возрастов и после выхода фильмов дети часто играли в «Васька-Трубачка».
Книжка, кстати, тоже отличная, рекомендуем!
Есть еще замечательные фильмы:
1. Батальоны просят огня
2. Вызываем огонь на себя
3 .Диверсант
4 .Дороги мая
5. Иди и смотри
6. Неслужебное задание
7.Смелые люди
8 .Торпедоносцы
9 .Это было в разведке (Фильм создан по реальным событиям из боевой биографии разведчика Александра Ивановича Колесникова. Юный Саша, как и герой фильма Вася Колосов, сбежал со своим другом в 1943 году на фронт. В отличие от прототипа, герой фильма — сирота. В эшелоне Вася знакомится с сержантом, который проявил участе к судьбе паренька. Сержант его привозит в танковую часть. Во избежания хлопот, связанных с появлением мальчугана, командир приказывает отправить парня в тыл. Но Вася сбегает от провожатых и даже умудряется в лесу обнаружить немецкого парашютиста. Получив медаль за поимку фашиста, Василий становится своим для танкистов. Впереди новые приключения: плен, чудесное спасение из лап врага и новая встреча с танкистами)
10.Без права на провал
11.Смелого пуля боится или Мишка принимает бой (22 июня 1941 года. Обычное утро в обычном пионерском лагере у самой границы. Дети плещутся на речке, и спускающийся с неба десант воспринимают с восторгом, полагая, что идут учения. Но это немцы. Они сгоняют детей в лагерь, обносят его колючей проволокой и объявляют, что скоро всех отправят в Германию. Находящийся неподалеку батальон советских танков, попытался прорваться к детям на выручку, но был разбит. Уцелел только один танк и танкист дядя Вася (М. Чигарев). На него-то случайно и натыкается Мишка Скворцов, которому немцы поручили сжечь пионерские галстуки, а он их обманул и из лагеря сбежал. Обрадованный такой встрече, Мишка просит дядю Васю помочь выручить ребят из немецкого плена. Танкист соглашается. На единственном танке с одним маленьким помощником начинается операция по спасению юных пионеров)
12.В августе 44-го
13.В небе ночные ведьмы
14.В шесть часов вечера после войны»
15.Среди добрых людей (В фильме рассказывается о добрых сердечных людях, приютивших девочку, потерявшую родителей в дни Отечественной войны.В первые дни войны мать потеряла маленькую дочь. Ее нашла Михайлина и взяла к себе, не сомневаясь в том, что она сможет стать ей настоящей матерью. Все последующие годы она жила ради девочки. Но шло время, настоящая мать продолжала искать своего ребенка…)
16.Восхождение (1977) Лариса Шепитько
17.Иваново детство (Детство 12-летнего Ивана закончилось в тот день, когда у него на глазах фашисты расстреляли мать и сестренку. Отец мальчика погиб на фронте. Оставшись сиротой, Иван уходит в воинскую часть и становится неуловимым разведчиком. Он с риском для жизни добывает для командования бесценные сведения о противнике. Но однажды он не вернется с задания…)
18.Горячий снег
19.Два капитана
20.Долгие версты войны
21.Жаворонок
22.Жди меня
«Что гложет Гилберта Грейпа?» (What‘s Eating Gilbert Grape, 1993).
Вторая по счету главная роль молодого Леонардо Ди Каприо, после которой о нем заговорили, как о большом актере. Ему действительно пришлось совершить невозможное и сыграть больного парня. Причем он перевоплотился так, что многие поверили в реальную болезнь актера. Даже Марлон Брандо был уверен, что режиссер использовал для съемок больного ребенка.
Главную роль в фильме исполнила будущая мировая звезда Джонни Депп, продемонстрировавший искусство серьезного драматического актера. Действие происходит в маленьком, забытом Богом городке, вся жизнь которого полна безысходности и беспробудной тоски. У главного героя картины большая семья – мать, две сестры, младший брат, но все они только создают дополнительные проблемы. Самое большое достижение в жизни — научиться терпеливо переносить трудности. Особенно когда трудности создают самые близкие люди. Ведь давно известно, что нет аскезы выше терпения.
Режиссёр: Лассе Халлстром. В ролях:Джонни Депп, Джульетт Льюис, Леонардо ДиКаприо, Мэри Стинберген, Дарлин Кэйтс, Лора Хэррингтон, Тим Грин, Мэри Кэйт Шеллхардт, Кевин Тиг, Пенелопи Брэннинг, Джон С. Рейли, Сьюзэн Лафрэн, Криспин Гловер. США, 1993 год.
«Идти своим путем» (Going My Way, 1944)
Необычный для американского кинематографа сюжет: в церковный приход приезжает молодой священник. Прежний настоятель прослужил в этом приходе 45 лет, уже нет физических сил и накопилась моральная усталость. Приход в силу разных причин стал беден, нет средств для крайне необходимого ремонта здания.
Молодой священник пытается что-то изменить, но встречает сопротивление, как со стороны прежнего настоятеля, так и отдельных прихожан. И вот теперь представьте, что фильм с таким сюжетом получает 7 «Оскаров». И совершенно заслужено получает. Несмотря на то, что снята картина была во время войны, сделано все динамично, и затянутости, присущих фильмам того периода, почти нет. Фильм наполнен юмором и хорошими песнями.
Режиссер: Лео МакКери. Актеры: Бинг Кросби, Бэрри Фицджералд, Фрэнк МакХью… США, 1944 год.
«Педагогическая поэма» Мечиславы Маевской и Алексея Маслюкова (1955)
Фрагмент фильма «Педагогическая поэма»
«Педагогическая поэма», экранизация документального романа Антона Семеновича Макаренко, должна была встать в один ряд с байопиками эпохи малокартинья, своеобразными кинематографическими ЖЗЛ. Среди фильмов — «Мичурин», «Мусоргский», «Константин Заслонов» и «Адмирал Нахимов». Жизнь главного воспитателя СССР, умершего еще в 1939-м, должна была послужить не прямым руководством к действию, а скорее архетипическим образцом для подражания. По закону жанра любые неоднозначные моменты из подобных байопиков удалялись, конфликты сглаживались. Но в итоге необходимую драматургическую остроту в восприятие «Педагогической поэмы» внесла сама жизнь: в 1957 году, когда показы «Поэмы» еще продолжались, в повторный прокат вышла переозвученная «Путевка в жизнь», зримо напомнившая о стране 30-летней давности.
Эти фильмы невозможно было не сравнивать: и там, и там — 1920-е годы; в одном — коммуна, в другом — колония; в одном — беспризорники, в другом — юные правонарушители. Оба сюжета основаны на реальных событиях: «Путевка в жизнь» переиначивала педагогический опыт Матвея Погребинского, а «Педагогическая поэма» — историю знаменитой колонии им. Горького под Полтавой. Кстати, в судьбах обоих воспитателей — и Макаренко, и Погребинского — Горький (он появляется в «Поэме» на экране в исполнении Павла Кадочникова) принял живейшее участие. Чем больше формальных сходств, тем сильнее ощущались различия. И именно ради них «Педагогическую поэму» стоит смотреть. Это крепкое, нарядное, цветное соцреалистическое кинополотно, запланированное еще до того, как в нашем кино развернулась оттепель. На экране почти ничто не свидетельствует о времени действия картины — суровых 1920-х. Нет грязных оборванцев, нет голодных. Разруха преодолевается на раз-два румяными белозубыми шалопаями (одного из них играет 30-летний Георгий Юматов).
Спустя два года «Педагогическая поэма» прирастет своего рода сиквелом. На Студии им. Довженко при участии Владимира Емельянова, снова сыгравшего Антона Макаренко, экранизируют «Флаги на башнях», где авторам удастся несколько сбавить бравурный тон первого фильма, однако биографический (даже агиографический) уклон останется прежним: это кино рассказывает скорее о личности незаурядного воспитателя, нежели о его педагогических методах. Сегодня остается только гадать, какой могла бы стать экранизация, осуществись она в конце 1930-х, когда за нее бралась Маргарита Барская, автор легендарных «Рваных башмаков», один из первых отечественных режиссеров, серьезно занявшихся детским кино. Макаренко настаивал на том, чтобы именно ей — уже находившейся в опале, уволенной с «Союздетфильма» — доверили сценарий и постановку его книги, однако 1 апреля 1939 года он скоропостижно умер, и запуск фильма не состоялся. Барская от этого удара не оправилась: спустя несколько месяцев она выбросилась из окна.
Фильм, обязательный к просмотру каждому ребёнку: «Маленькие негодяи»
Картина режиссёра Пенелопы Сфирис не настолько популярна, как предыдущие фильмы в списке, но при этом «Маленькие негодяи» — это один из лучших фильмов для детей до 6 лет и после. Главные герои фильма ведут себя, как взрослые и на это очень увлекательно и смешно смотреть.
Два лучших друга: Клевер и Шлёпа организовал «Клуб мужчин-женоненавистников», куда пригласили приличную компанию друзей мальчишек. Проблемы начались в тот момент, когда один из них, а именно Клевер влюбился в девочку по имени Дарла и начал с ней встречаться за спиной у лучшего друга, а вскоре и вовсе спалил их клуб по глупости.
Отрывок из фильма Маленькие негодяи/The Little Rascals
Фильм Little Rascals («Маленькие негодяи») — это романтическая комедия с элементами приключений, которая заканчивается, захватывающей дух гонкой на самодельных машинах. К просмотру обязательно.
«1917»
События фильма происходят в Первую мировую войну. Двое юных английских солдат отправляются на выполнение смертельно опасного задания. От того, смогут ли они осуществить миссию, зависит жизнь целого батальона. Проход через вражескую территорию опасен и непредсказуем. Юношам помогают отвага, долг перед Родиной и ответственность.
При съемках фильма использованы «длинные дубли», поэтому создается эффект целостной картины. Чувство напряжения и страха за героев не оставляет зрителей до финальной сцены.
- Год: 2019
- Страна: Великобритания, США
- Жанр: военный фильм, драма, исторический фильм
- Рейтинг: «КиноПоиск» – 7,9; IMDb – 8,3
«Путевка в жизнь» Николая Экка (1931)
Фрагмент фильма «Путевка в жизнь»
Картина о перевоспитании трудных детей 1920-х в трудовой коммуне в Болшево первоначально была задумана как культурфильм, то есть сугубо документальная работа о том, как беспризорников приучают к труду. Но дебютант Николай Экк предложил «Межрабпомфильму» вместо документального кино игровое. Да еще и со звуком. Экк любил технические новшества. И хотел быть пионером во всем: через несколько лет после «Путевки в жизнь» он снимет первый полнометражный советский цветной фильм, а затем обратится к безочковому стереоскопическому кино. Ну а его дебют на долгие годы станет главным фильмом о педагогических успехах советской власти.
В 1931-м «Путевка в жизнь» стала настоящим технологическим прорывом — шутка ли, первая по-настоящему звуковая, «говорящая», а не озвученная звуковыми эффектами игровая лента В документальном кино технология звукозаписи была опробована чуть раньше — на печально известной хроникальной картине «13 дней. Дело Промпартии» Якова Посельского: она зафиксировала ход первого показательного сталинского процесса., причем снятая с помощью отечественной системы Павла Тагера «Тагефон». Фильм открывался вступлением знаменитого своим сладкозвучным баритоном Василия Качалова, уже одно это вызывало восторг: не все могли ходить во МХАТ.
Новизна произведения Экка, конечно, не исчерпывалась одним лишь звуком. Наряду с двумя большими звездами советского кино — Михаилом Жаровым и Николаем Баталовым — в фильме снимались те, кого сегодня назвали бы непрофессионалами: обычные юноши и девушки, не участвовавшие до этого даже в самодеятельности. Многие — действительно из трудовых колоний. Центральная роль беглого детдомовца Мустафы — ему принадлежит бессмертное выражение «ловкость рук и никакого мошенства» — досталась рабфаковцу Йывану Кырле, марийскому сироте. Кырла как раз был «профессионалом», первокурсником ВГИКа, но роль получил случайно: изначально он попал на съемочную площадку как актер массовых сцен. Экк его заметил и сделал вожаком ватаги беспризорных — грязных, оборванных, беспрерывно курящих подростков, которых трудовое воспитание должно спасти от сумы и тюрьмы.
Несмотря на техническое и стилистическое новаторство, фильм вызвал сложную реакцию Репертуарного комитета (Реперткома), который давал разрешения на прокат, и в кино попал только после показа Сталину и Ворошилову, которые не нашли в работе Экка ничего предосудительного. В результате в кинотеатрах — не только СССР, но и за рубежом — «Путевка» имела оглушительный успех. Смотрели фильм и беспризорники: Экк вспоминал, как на одном из показов где-то в провинции они выкупили первые два ряда, а после фильма подходили с вопросом, как записаться в школу к педагогу Сергееву.
«Лакомб Люсьен» (Lacombe Lucien, 1973)
Еще одна из самых моих любимых картин, настоящий шедевр великого французского кинорежиссера Луи Маля (1932–1995). Фильм после выхода наделал много шума. Режиссера обвинили в пропаганде фашизма, в симпатии коллаборационистам. На него началась настоящая травля, в результате он был даже вынужден покинуть Францию и уехать в США.
Современный зритель даже не поймет причины, почему фильм был так воспринят: там нет никакой пропаганды фашизма. Правда, нет и прямого, решительного осуждения героя. Режиссер не красит героя одной черной краской, не восхищается им, не одобряет его – он просто «документально» снимает его поступки.
Действие происходит в оккупированной фашистами Франции, в маленьком городке. Молодой парень из очень бедной семьи не может придумать, чем заняться. Просит записать его в партизаны. Его не берут. Тогда он подается к фашистам. Там ему рады. Почувствовав власть и силу, парень стал на глазах превращаться из дикого волчонка в настоящее чудовище.
Луи Маль не видит в своем герое ничего хорошего, он не находит в нем даже проблесков милосердия и доброты, он беспристрастно фиксирует отвратительные поступки героя, но почему-то в конце фильма ты проникаешься любовью к этому несчастному парню. Становится невыносимо жаль, что так повернулась и прошла его жизнь. Настоящее кино о войне – это когда жалко всех: и фашистов, и бойцов Сопротивления, и мирных жителей. Настоящее кино о войне – это не героическое взятие сопки, не «Грозовые ворота» (красивая картинка для тех, кто смотрит кино на диване, поедая чипсы с пивом).
Те, кто воевал, не будут героизировать войну. Они только скажут, что было страшно и что война омерзительна. Вот и от просмотра «Лакомба Люсьена» возникает чувство страха и мерзости. За бездействие всех нас, за нежелание увидеть в ближнем человека, за равнодушие, за нежелание ему помочь, исправить путь оступившегося.
Луи Маль – волшебник. Смотря его фильмы, не видишь камеры, съемочной бригады, написанного сценария… Полное ощущение присутствия в картине. Зритель попадает в мир, который не создал, а только снял Луи Маль. Он только фиксирует то, что происходит и не вмешивается в действие. Как ему удается достичь такого эффекта – непонятно. Но в этом и есть настоящая гениальность.
Потрясающая работа двадцатилетнего актера Пьера Блэйза. После «Лакомба» он успел снятся еще в 3 фильмах и погиб в автокатастрофе в возрасте 23 лет.
Режиссёр: Луи Маль. В ролях:Пьер Блэйз, Хольгер Лёвенадлер, Луми Якобеско, Рене Булок, Пьер Деказ, Сесиль Рикар, Жаклин Сто, Аве Нинки, Пьер Сентон, Жильберта Риве, Жак Риспаль, Жан Буске, Франц Рубник, Жан-Луи Блум, Роже Риффар. Франция, Италия, Германия (ФРГ), 1973 год.
«Пробуждение» (Awakenings, 1990)
Фильм основан на реальной истории. В США в первой половине ХХ века прошла эпидемия редкого заболевания – летаргического энцефалита Экономо. Совершенно нормальный и здоровый человек за несколько дней превращался практически в растение – терял двигательные функции, переставал говорить и реагировать на внешние раздражители. Одному врачу удалось вернуть больного к нормальной жизни. К сожалению, возвращение оказалось недолгим.
Очень человечный, добрый фильм, напоминающий нам о хрупкости нашей жизни, о важности любить и ценить каждый миг нашего бытия. Яркая, завораживающая игра выдающихся американских актеров Роберта де Ниро и Робина Уильямса никого не оставит равнодушным
Обязательно нужно смотреть этот фильм вместе с подростками, чтобы они научились ценить свое здоровье и бережно относились к тем, кто его лишен. У режиссера ленты Пенни Маршалл есть еще одна картина, заслуживающая внимания – «Большой» (1988 год) с Томом Хэнксом в главной роли.
«Пробуждение».Режиссер: Пенни Маршалл. В ролях: Роберт Де Ниро, Робин Уильямс, Джон Хёрд, Джули Кавнер, Пенелопа Энн Миллер. США, 1990
«Командир счастливой «Щуки» (СССР, 1972 год) 6+
Один из любимых фильмов советских мальчишек, которых восхищали подвиги подводников. Картина основана на реальных событиях. 1942-й год. Фашисты готовятся к захвату Мурманска, чтобы перекрыть выход в море советскому Северному флоту. Экипажу подводной лодки «Щ-721» (субмарины серии «Щука», небольшие, но манёвренные и крепкие) дано задание – уничтожить боевую технику врага. Задание нужно выполнить любой ценой. То есть – даже ценой жизни подводников… Фашисты вели настоящую охоту на «Щуку», но мужество и смекалка помогают подводникам выбираться из, казалось бы, безвыходных ситуаций.
«Крик тишины» (Россия, 2019) 6+
Фильм снят по роману Тамары Цинберг «Седьмая симфония». 1942 год, блокадный Ленинград. Из‑за страшных морозов родителям не разрешали вывозить малышей до трёх лет по замёрзшему Ладожскому озеру. И мать вынуждена оставить маленького сына одного в пустой холодной квартире. Ухаживать за малышом взялась соседская девочка-подросток Катя, говоря всем, что это её младший брат. И когда на побывку приезжает отец мальчика, ему сказали, что жена эвакуировалась, а сын погиб… Мужчина случайно познакомился с Катей и стал помогать детям, не зная, что маленький мальчик и есть его сын. Правду он выяснит год спустя, когда жена напишет ему письмо о том, что в эвакуации она встретила свою новую любовь… Дружба с Катей помогает бойцу пережить предательство близкого человека.
«Король в Нью—Йорке» (A King in New York, 1957)
Думаю, что стоит посмотреть эту сатирическую ленту Чарли Чаплина про Америку 50-х годов. Свергнутый король Шадов бежит из своей страны в любимую Америку, в которой, по его мнению, царствует свобода, равенство и уважаются права человека. Вскоре выясняется, что за внешней привлекательной оберткой царят отвратительные пороки, а ложь, предательство и дух наживы заразили общество смертельной болезнью. Чарли Чаплин снял эту картину после изгнания из Америки, когда его совершенно незаслуженно обвинили в коммунистических симпатиях.
Думаю, картину будет полезно посмотреть вместе с подростками, т. к. многие из показанных в картине недостатков американской жизни, пусть и не в той форме, но весьма успешно сейчас реализовались в нашей стране. А уж образ мальчика, сыгравшего одну из главных ролей в фильме, вообще вечен и встречается в жизни в разных странах и в разные эпохи.
Режиссер: Чарльз Чаплин. В ролях: Чарльз Чаплин, Максин Одли, Джерри Десмонд… США, 1957 год.
«До свидания, дети» (Au revoir les enfants, 1987)
Фильм одного из самых любимых моих режиссеров Луи Маля о войне, о фашизме, о том, как сохранить себя человеком, когда мир вокруг сошел с ума. Один из лучших фильмов о войне, хотя в нем никого не убивают (только в титрах в конце) и вообще нет никаких сцен насилия.
Действие происходит во французской католической школе для мальчиков во время второй мировой войны. Директор школы прячет от гестапо несколько еврейских мальчишек
Как и многие фильмы Луи Маля, эта картина требует тишины и внимательного просмотра: в ней много созерцательного взгляда большого художника, важно погрузиться в пространство картины и насладиться тонкостью и изяществом каждого кадра. Давно подмечено, что самые страшные картины не те, в которых вурдалаки рвут на части друг друга, а в которых присутствует страх за кадром, когда его ощущаешь не телом, но сердцем, когда страх невидим, но разлит в воздухе, когда он наполняет атмосферу страны, в которой фашизм победил
Режиссёр: Луи Маль. В ролях: Рафаэль Фейтё, Франсин Расетт, Филипп Морье-Жану, Петер Фиц, Франсуа Негре, Бенуа Анриет, Франсуа Берлеан, Ришар Лебёф, Ксавье Легран, Арно Анриет, Жан-Себастьян Шовен, Люк Этьен, Гаспар Манесс, Паскаль Риве, Станислас Каррэ Де Мальбер. Германия, Франция, 1987 год.
«Хозяйка детского дома» Валерия Кремнева (1983)
Фрагмент фильма «Хозяйка детского дома»
Интересный пример чисто телевизионного кино, произведенного редакцией литературно-драматических программ Центрального телевидения: над видеофильмом работали мастера жанра режиссер Валерий Кремнев и оператор Владислав Ефимов, который выжал из своей не такой уж мобильной телевизионной техники максимум возможного. По всем показателям (кроме, пожалуй, звука) фильм и сегодня смотрится достаточно современно. Двухсерийная драма о воспитывающей приемного сына директрисе детского дома (Наталья Гундарева) вышла в момент подготовки очередной образовательной реформы и как будто в противовес другим громким и мрачным кинопремьерам о буднях советской образовательной системы (из примеров на поверхности — «Чучело» и «Пацаны»). Образ главной героини вышел по-хорошему противоречивым. Директор Ванеева существует по канонам скорее современной, нежели советской телевизионной драматургии. Она управляется с сотней воспитанников, так и не совладав с собой; часто ошибается и, в общем-то, не знает, как лучше, но хотя бы может накормить голодного пирожками. Сегодня самое интересное при просмотре «Хозяйки детского дома» — не драматургические горки, а возможность погружения в предметную среду позднего застоя.
«Жутко громко и запредельно близко» (Extremely Loud & Incredibly Close, 2011)
Когда я прочитал, что фильм об американской трагедии 11 сентября, то серьезно засомневался, хочу ли смотреть это кино. Привлек режиссер и дивный Том Хенкс, исполнивший маленькую, но очень важную роль в самом начале картины. Но оказалось, что фильм совсем не про 11 сентября.
В нем нет никаких пропагандистских ура-патриотических киноштампов, которыми часто грешат картины, созданные для воспевания героического подвига американцев (тут можно подставить и другие народы). Фильм о мальчике, потерявшем отца, любимого отца. Мир подростка рухнул в одно мгновение вместе с башнями-близнецами. Для чего жить, как жить, как вновь обрести себя в этом мире?
Фильм наполнен болью и грустью, но у него светлый конец. И вообще картина христианская по духу. Режиссер — Стивен Долдри, снявший упомянутого выше «Билли Элиота».
Люди гибнут не только во время войны. Они гибнут в, казалось бы, «мирное время», как отец Оскара, погибший 11 сентября 2001 года, во время взрыва башен-близнецов. Режиссер: Стивен Долдри. В ролях: Том Хэнкс, Сандра Буллок, Томас Хорн, Макс Фон Сюдов, Виола Дэвис, Джон Гудман, Джеффри Райт, Зои Колдуэлл, Дэннис Хирн, Пол Клементовиц. США, 2011.
«Семь лет в Тибете» (Seven Years in Tibet, 1997)
Среди людей, которые интересуются Тибетом, пожалуй, нет такого человека, кто не смотрел бы этот фильм Жан-Жака Анно с Брэдом Питтом в главной роли. Его смело можно назвать одним из лучших фильмов о Тибете. История, по которой был создан сценарий, вполне реальная.
Перед Второй мировой войной молодой, сильный, красивый австрийский офицер, член нацистской партии Генрих Харрер отправился с некоторой миссией в Гималаи, но скоро попал в британский плен, бежал и оказался в одном из самых закрытых государств на Земле – Тибете, где провел семь лет, которые полностью изменили его жизнь. Позже, после возвращения домой, он написал книгу о своей жизни, в Тибете, о встречах с Далай-ламой, о культуре и быте закрытой и таинственной страны.
Книга стала настоящим бестселлером и с успехом переиздается до сих пор. Стоит посмотреть этот фильм для общего развития, чтобы знать культуру и традиции другого народа. Но фильм поднимает и важные жизненные вопросы – о чести, порядочности, дружбе, любви к ближнему, об уважении к людям, исповедующим иную веру и многое другое.
Так же советую посмотреть фильм «Медведь» этого же режиссера, а кого заинтересовала тема истории Тибета в ХХ веке, советую посмотреть фильм Мартина Скорцезе «Кундун» (Kundun, 1997).
Семь лет в ТибетеРежиссер: Жан-Жак Анно. В ролях: Брэд Питт, Дэвид Тьюлис, Б.Д. Вонг, Мако, Дэнни Дензонгпа, Виктор Вонг, Ингеборга Дапкунайте, Цзямъян Цзямцо Ванчук, Лакпа Тсамшо, Джетсун Пема, Ama Ashe Dongtse, Sonam Wangchuk, Dorjee Tsering, Рик Янг, Ngawang Chojor, Дункан Фрайзер, Бенедикк Блайт. США, Великобритания, 1997 год.
«Кундун».Режиссер: Мартин Скорсезе. В ролях: Тензин Тхутхоб Царонг, Гьюрме Тетхонг, Тулку Джамаянг Кунга Тензин, Тензин Еши Пайчанг.США, 1997 год.
«Маленький сержант» (СССР — Чехословакия, 1975 год) 12+
Белорусское село. Фашисты сожгли дом местной жительницы, а саму женщину расстреляли. Мальчишка бросается к матери: «Мама! Мама!» — и видит вокруг только смеющихся фашистов… В гневе мальчик хватает горсть земли и швыряет её в гитлеровцев… Несколько часов спустя советские солдаты выловили в реке деревянную бочку. Открыв её, обомлели: в ней лежал избитый окровавленный мальчишка. Фашисты замуровали его в бочку и выбросили в реку. Если бы не наши войска, 11-летний Бориска бы точно погиб. Но, едва открыв глаза в повозке медчасти, он говорит собравшимся вокруг солдатам: «Я с вами воевать хочу!». Так Бориска стал сыном полка, а через три года ему присвоили звание сержанта медицинской службы. Этот трогательный фильм рассказывает о судьбе маленького сержанта Бориски, который с советскими войсками дошёл до Чехословакии и совершал настоящие подвиги.
«Дюнкерк»
События картины разворачиваются в конце мая – начале июня 1940 года после Дюнкерской битвы. Войска союзников блокированы немцами на пляже. Ситуация усложняется тем, что противник атакует и с земли, и с воздуха, многие военные погибают на месте. Суда, пытающиеся спасти выживших, тонут под бомбежкой. Томми – один из солдат, пытающихся эвакуироваться с опасной территории, на его примере показана вся трагичность ситуации.
Фильм основан на реальных событиях Второй мировой войны. В ходе операции было спасено 338 000 человек. Картина получила три премии «Оскар».
- Год: 2017
- Страна: Великобритания, Нидерланды, Франция, США
- Жанр: военная драма
- Рейтинг: «КиноПоиск» – 7,3; IMDb – 7,8
«Иваново детство», 1962. Реж. Андрей Тарковский
Дебютный фильм Андрея Тарковского, сразу вписавший его имя в историю мирового кинематографа. Фильм Тарковского, снятый знаменитым оператором Вадимом Юсовым, получил« Золотого льва» на Международном Венецианском фестивале в 1962 году. Эту картину в числе своих любимых называли такие режиссёры, как Ингмар Бергман и Кшиштоф Кеслёвский. «Иваново детство» — это рассказ об украденном войной, утраченном детстве. 12-летний мальчик стал разведчиком, теперь он одержим жаждой мести и желанием уничтожить врага, и только по ночам к нему приходят сны-воспоминания о матери и мирной жизни, безвозвратно для него потерянной. По словам Андрея Тарковского в этой истории его больше всего привлёк «характер разрушенный, сдвинутый войной со своей нормальной оси». Мальчика сыграл Николай Бурляев.
«Сын полка», 1981. Реж. Георгий Кузнецов
Сын полка — довольно распространённое явление во время Великой Отечественной войны. По данным Центрального архива Миниобороны Российской Федерации, во время войны было 3500 юных фронтовиков в возрасте до 16-ти лет. И это не считая детей подполья и партизанских отрядов. И даже эта цифра может быть занижена, поскольку командиры, как правило, скрывали наличие у себя в подразделении ребёнка. Многие из таких детей принимали участие в боевых действиях. В основном, это были дети-сироты, потерявшиеся, или дети, своевольно ушедшие на фронт. Одним из таких «сынов полка» стал Ваня Солнцев, герой фильма Георгия Кузнецова, снятого по повести Валентина Катаева. 12-летнего мальчика-сироту, который вот уже два года скитается по лесам, добывая себе пропитание, находят и берут с собой разведчики. Командование отправляет мальчика в тыл, но он сбегает оттуда и возвращается на фронт, чтобы служить в разведке…
«Орленок»
«Франц + Полина» (2006)
Еще один фильм о второй мировой войне. В маленькой белорусской деревне стоит отряд СС. Молодому немцу Францу понравилась девушка Полина, он пытается за ней ухаживать, но без всякого результата. Спустя какое-то время командование части принимает решение сжечь деревню, и Франц делает все, чтобы спасти свою возлюбленную и даже ради нее решается на дезертирство.
Понятно, какие чувства испытывает Полина после того, что немцы сделали с деревней и родными – она ненавидит Франца, но парень настойчив, он прилагает всевозможные усилия, чтобы изменить отношение девушки к себе. Фильм даже не о любви двух молодых людей, страны которых противостоят друг другу в жесточайшей войне. Он именно о войне. И о том, как во время войны остаться человеком.
Несмотря на драматичность сюжета, невероятно красивая картина – операторская работа заслуживает самых теплых слов. Равно как работа режиссера и молодых талантливых артистов, исполнивших главные роли. Фильм сделан в лучших традициях советского кино и во многом напоминает знаменитый советский фильм «Иди и смотри», также поставленный по произведению белорусского писателя-фронтовика Алеся Адамовича. Стоит предупредить, что есть небольшая сексуальная сцена, но без излишнего натурализма.
Фильм о том, что война – это страшно. Для всех. А также о том, что любовь на войне – возможна. Только вот кончается она чаще всего может только трагедией… Режиссёр: Михаил Сегал. В ролях: Тамара Миронова, Виктор Манаев, Адриан Тополь, Джульетта Геринг, Светлана Иванова, Игорь Сигов, Виктор Рыбчинский, Денис Тарасенко, Алексей Колокольцев, Анатолий Голуб. Россия, Беларусь, 2006 год.
Крепость Бадабер (2018)
«Свежий» русский сериал Кирилла Белевича про войну в Афганистане основан на реальных событиях. Действие разворачивается в середине 80-х, в разгар боевых действий. По заданию разведки Юрий Никитин под видом раба пробирается в крепость Бадабер, где готовят моджахедов. Там он замечает советских военнопленных, долгое время считавшихся погибшими. Разведчик принимает решение остаться и помочь товарищам выбраться из концлагеря.
Похожая подборка: 25 лучших фильмов про Афган
АктерыСергей Марин, Светлана Иванова, Сергей Колесников…СтранаРоссияРейтингКинопоиск – 7.8, IMDb – 7.1Возрастные ограничения16+
«В бой идут одни старики» (СССР, 1973 год) 12+
Этот кинорассказ о «поющей эскадрилье» считается одним из лучших фильмов о Великой Отечественной войне. Украина, последние годы войны… Лётчики–«старики» принимают пополнение – молодых ребят, только-только закончивших лётные курсы. Некоторым из них не было ещё и 18 лет и они приписали себе лишний год, чтобы их взяли на фронт. А самим «старикам» — чуть больше 20… Герои фильма попадают в разные ситуации – и трагические, и забавные, но всех объединяет одно: они готовы отдать жизнь за свободу своей Родины. Кстати, не зря эскадрилью, в которой служат главные герои фильма, называют «поющей». Лётчики создали самодеятельный ансамбль и в свободное от боевых вылетах время разучивали и пели песни.
Битва за Севастополь (2015)
В русском военном фильме о событиях 1941-1945 годов рассказана реальная история женщины снайпера. Людмила Павлюченко уничтожила в войне более 300 солдат. На нее объявили охоту фашисты. Позже снайперша была удостоена чести выступать на международной конференции, повлиявшей на ход войны. Фильм был приурочен к 70-летию Победы, завоевал множество наград, получил высокие рейтинги и положительные отзывы зрителей.
ЖанрБиография, драма, история, боевикАктерыЮлия Пересильд, Евгений Цыганов, Олег Васильков…СтранаРоссия, УкраинаРейтингКинопоиск – 7.5, IMDb – 7.1Возрастные ограничения12+