Как художники отражают день победы в живописи

Стоимость посещения

Музей Бресткой крепости. Фото: Grisha Bruev / Shutterstock.com

Вход на территорию крепости свободный, однако для посещения каждого музея придётся покупать отдельный билет (стоимость ≈ 6 белорусских рублей/ ≈ 176 руб. за один музей). Оплата принимается именно в национальной валюте — имей ввиду. Актуальные на 2020 год цены на вход и экскурсии смотри здесь.

Последнюю пятницу каждого месяца все экспозиции можно посетить бесплатно, а по карте «Minsk Card» дают скидку 10%. Для ветеранов ВОВ, Героев СССР, участников боевых действий, солдатов срочной службы, курсантов военных училищ Белоруссии, студентов и школьников действуют скидки.

9 мая 2019 года. Фото: Alex Saluk / Shutterstock.com

История создания картины

Проведение парада воодушевило москвичей. Каждый из них старался сделать все, что от него зависит, чтобы помочь Родине в эти суровые дни. Не стал исключением и художник Константин Юон, которому на то время уже было более 65 лет. Он решил написать картину, посвященную параду, чтобы зафиксировать в памяти поколений этот момент.

(Фотография парада на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года)

Работа длилась целый год, причем, сложней всего художнику давался образ Москвы, которая по его замыслу, должна была стать не столько фоном, сколько композиционной составляющей картины и действующим лицом, наряду с ровными шеренгами солдат, шагающими по боусчатке.

Наконец, в 1942 году работа была окончена и представлена членам художественных объединений, которые высоко оценили полотно мастера.

Кстати, мало кто знает, но в 1949 году Юон написал еще одну картину под этим же названием, в которой парад на Красной Площади был представлен в другом ракурсе, но в той же цветовой палитре и стилистике.

Монументальное искусство в годы Отечественной войны

В трудный период войны было востребовано и монументальное искусство. Скульпторы выезжали на фронт, создавая в сложных боевых условиях зарисовки и портреты с натуры. Советские монументалисты стремились отобразить патриотический подъем народа: военные сцены и героический труд в тылу. Это дало новый толчок к развитию жанровой и монументальной скульптуры.

Каноническим стал выполненный Е. В. Вучетичем бронзовый бюст генерала Черняховского 1945-1946. Статуя «Политрук» была создана им в 1942 г. Политрук поднимает в атаку бойцов, его героический порыв передается всем присутствующим. Многие скульпторы, побывавшие на фронте, создали бюсты и портреты простых солдат и военных командиров. Среди них :

  • работы Л. Е. Кербеля – портреты героев-летчиков;
  • И. Г. Першудчева – портрет генерала Ковпака, санинструктора Маши Щербаченко, воинов со знаменем Победы сержанта М.А.Егорова и сержанта М. В.Кантария;
  • В. И Мухиной – портреты полковников Б. А. Юсупова, И. Я. Хижняка;
  • Н. В. Томского – портрет дважды Героя Советского Союза М. Т. Гореева.

В период Отечественной войны художники не только отображали военные реалии и борьбу советских людей, но и развивали, совершенствовали художественную культуру, поддерживали в народе боевой дух, веру в победу, вдохновляли его на подвиги.

Картина “Фашист пролетел” (А. А. Пластов): описание

Второе полотно — «Фашист пролетел» — написал Аркадий Александрович Пластов, крупный советский живописец, пришедший в искусство от крестьянского труда. Решив посвятить себя искусству, А. А. Пластов упорно работает, пишет этюды, разрабатывает эскизы будущих картин. Его первые работы на колхозную тему стали заметным явлением в советском искусстве 30-х годов. Они подкупали глубоким знанием изображаемого, богатством цвета.

А. А. Пластов — автор широко известных и любимых зрителем полотен «Купание коней», «Сенокос», «Жатва», «Ужин трактористов». Среди них написанная в 1942 году и показанная на выставке «Великая Отечественная война» картина «Фашист пролетел». Это одно из самых проникновенных произведений советского искусства.

Описание картины. К военной теме художник обратился не впервые. В начале войны он создал картины «Немцы пришли», «Защита родного очага», отличающиеся активным, боевым духом и изображающие крестьян, готовых дать отпор врагу.

По-иному воспринимается картина «Фашист пролетел». Она решена в лирическом плане, и если в полотне «Мать партизана» нас захватывает глубина конфликта, то у Пластова действие минимально. Уже при первом взгляде на картину мы ощущаем грусть — изображен хмурый день русской осени, опушка березовой рощи со взъерошенными ветром деревцами, желто-бурый косогор, уходящее вдаль темно-зеленое озимое поле. И вот чувство лирической грусти уступает место щемящей тоске, готовой выплеснуться в ненависть, когда замечаешь справа уткнувшегося в землю убитого мальчика и воющую возле тела собаку, а чуть поодаль — разбредшееся стадо и несколько убитых животных. Далеко на горизонте виден уходящий самолет. Фашист пролетел…

Полотно Пластова, в котором так много места уделено пейзажу — не вспомогательному, а активному средству создания образа, воспринимается как философское раздумье о жизни, только начавшейся и безвременно прерванной, о бесчеловечности врага, и действенная сила этого произведения, вызывающего чувства ненависти и отвращения к фашизму, огромна.

Метки: сочинение на тему “Фашист пролетел”, сочинение по картине “Мать партизана” художника Герасимова, картины про войну, Отечественная война картинах, картины на тему “Война”.

По материалам старого советского журнала…

«1917»

События фильма происходят в Первую мировую войну. Двое юных английских солдат отправляются на выполнение смертельно опасного задания. От того, смогут ли они осуществить миссию, зависит жизнь целого батальона. Проход через вражескую территорию опасен и непредсказуем. Юношам помогают отвага, долг перед Родиной и ответственность.

При съемках фильма использованы «длинные дубли», поэтому создается эффект целостной картины. Чувство напряжения и страха за героев не оставляет зрителей до финальной сцены.

  • Год: 2019
  • Страна: Великобритания, США
  • Жанр: военный фильм, драма, исторический фильм
  • Рейтинг: «КиноПоиск» – 7,9; IMDb – 8,3

«Дюнкерк»

События картины разворачиваются в конце мая – начале июня 1940 года после Дюнкерской битвы. Войска союзников блокированы немцами на пляже. Ситуация усложняется тем, что противник атакует и с земли, и с воздуха, многие военные погибают на месте. Суда, пытающиеся спасти выживших, тонут под бомбежкой. Томми – один из солдат, пытающихся эвакуироваться с опасной территории, на его примере показана вся трагичность ситуации.

Фильм основан на реальных событиях Второй мировой войны. В ходе операции было спасено 338 000 человек. Картина получила три премии «Оскар».

  • Год: 2017
  • Страна: Великобритания, Нидерланды, Франция, США
  • Жанр: военная драма
  • Рейтинг: «КиноПоиск» – 7,3; IMDb – 7,8

Проникновенный язык военного плаката

Патриотический плакат стал действенным идеологическим оружием. Яркие художественные образы создавались минимальным набором графических средств в короткое время. Изображения на плакате были доступны и понятны всем гражданам. Герои плакатов вызывали сопереживание, ненависть к врагу и любовь к Родине, горячее желание встать на защиту Отчизны.

Создатели плакатов и их произведения стали классикой советской патриотической графики. Хрестоматийные примеры:

  • художник И. Тоидзе и его «Родина-мать зовет»;
  • Д. Шмаринов с требованием «Отомсти»;
  • В. Корецкий, призывающий «Воин Красной Армии, спаси!».

Классиками советского патриотического плаката называют В. Иванова, В. Касияна, А Кокорекина, Л. Голованова и др.

Острое перо карикатуры

В годы Отечественной войны художественная графика наиболее ярко представлена сатирической карикатурой. Классики советской карикатуры Кукрыниксы работают в газете «Правда», других печатных изданиях. Практические ежедневно появляются едкие карикатуры на фашистов, которые призывают граждан к сопротивлению, рассказывают, насколько жесток и коварен враг и как следует с ним драться.

В осаждённом Ленинграде моральный дух поддерживают карикатуристы, издавая журнал «Боевой карандаш». В Грузии карикатуристы выпускают альманах «Штыком и пером», в нем рисовал мастер Л.Д. Гудиашвили. Карикатуристы Борис Ефимов, М. Черемных сотрудничали с «Окнами ТАСС», оперативно реагируя на каждодневные события на фронтах. Юмор и сатира воодушевляли бойцов, направляли справедливый гнев народа на священную борьбу.

Картина “Мать партизана” (С. В. Герасимов): описание

«Мать партизана» — картина на тему войны, написанная в 1943 году. Ее автор — народный художник СССР Сергей Васильевич Герасимов. Один из зачинателей советского искусства, живописец высокой культуры, крупнейший пейзажист, с необычайной тонкостью воспевший природу родного Подмосковья, талантливый иллюстратор Пушкина, Некрасова, Островского, М. Горького, общественный деятель и педагог, С. В. Герасимов чутко понимал горе и гнев советских людей, оказавшихся на временно оккупированной гитлеровцами территории. Народ не покорился, народ борется, народ победит — такие мысли вызывает картина «Мать партизана».

Трагический конфликт, лежащий в основе сюжета картины, понятен с первого взгляда: гитлеровцы схватили партизана, проникшего в родное село. К месту допроса сына привели мать, надеясь с ее помощью заставить заговорить партизанского разведчика. Почему же этот, казалось бы, совсем не новый сюжет так волнует нас в произведении Герасимова, в чем сила картины, властно влекущая нас к себе, заставляющая и через 70 лет пристально вглядываться в происходящее и поражаться, и восхищаться, и переживать вместе с героями? Эта сила — волшебство искусства, вызывающее к жизни образы, неподвластные времени. В картине все просто, но простота эта глубоко продумана художником.

Описание картины. Немец в зеленом мундире с хлыстом в руке стоит боком к зрителю. Он написан, можно сказать, изучен, прослежен художником внимательно, правдиво, без гротеска — представитель «нового порядка», насаждаемого огнем и мечом, экземпляр из породы палачей, выведенной фашизмом. Он чуть подался к женщине, и, не видя, мы чувствуем, какой звериной злобой искажено его лицо. И переводим взгляд на нее, на мать. И поражаемся и восхищаемся ею. Чувствуется, что она — центр происходящего, более того — хозяйка положения. За ее спиной рвется к ней из рук конвоиров сын, совсем еще мальчик. Но не на него смотрит она, и не увидеть слез материнского отчаяния фашистам. Мать стоит босая, с опущенными вдоль тела руками, ее фигура, осанка полны достоинства, неповторимо выражение лица, на котором сдерживаемое горе смешано со спокойным презрением. Мы чувствуем, что ее не могут унизить и сломить ни положение пленницы, ни отчаяние. Она противопоставлена фашисту. Их конфликт воспринимается скорее в моральном плане.

Раздражению, гневу немца противостоит спокойная уверенность матери, его угловатой, в резком движении фигуре — ее неподвижная, какая-то спокойно-монументальная фигура. И понимаешь, что вооруженный фашист бессилен перед безоружной женщиной, и в этом огромный человеческий смысл замечательного произведения С. В. Герасимова.

Отечественная война и её герои в произведениях живописи

Военная живопись, включая батальные полотна, в начальном этапе войны не отличалась глубиной проработки деталей. Однако эти полотна подкупают глубиной чувств, живостью впечатлений, которые хотел передать художник. Особое развитие получает портретный жанр. Художники, вдохновленные героическими подвигами бойцов, стремились запечатлеть одухотворённые и выразительные лица героев.

Одной из таких картин стал «Портрет партизанского командира» кисти Ф. Модорова, 1942 г. Художник написал целую галерею портретов простых партизан и боевых командиров. В боевой обстановке и в рабочем кабинете герои войны сосредоточены и решительны, они уверены в себе и в будущей победе. Также в 1942 г.портрет генерал-майора Панфилова написал художник В.Яковлев. На плечах командира походный полушубок, в руках – бинокль. Кажется, он только с линии фронта, но уже снова готов идти в бой.

Батальные сцены, героическое сопротивление врагу изобразил в монументальном полотне А.А. Дейнека «Оборона Севастополя» 1942. На мгновение застыли фигуры моряков, отражающих атаки врага. Сейчас в фашистов полетят связки гранат, часть врагов уже убита. Накал битвы усиливает красный закат, служащий фоном. Солнечный свет борется с чёрными клубами дыма так же, как моряки в белых одеждах с фашистами в тёмно-зелёной форме. Контраст движения – замахивающийся матрос и лежащий фашист и контраст цвета – красно-чёрный закат и яркая бела форма матросов придают полотну особую художественную выразительность. Она же и воодушевляет зрителя, который уверен в победе над врагом.

Бытовая и жанровая живопись периода ВОВ

Живописцам из блокадного Ленинграда В. Раевскому, В. Пакулину, Н. Рутковскому, Н. Тимкову, удалось запечатлеть с документальной точностью жизнь советских людей в осаждённом городе. С картины Я. Николаева «Очередь за хлебом», 1943г. на зрителя веет холод и мороз вместе с надеждой дождаться пайки хлеба. Надежда не покидала горожан, и они сумели выжить!

Курыниксы М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов, узнав о казни партизанки Зои Космодемьянской, приехали на место ее гибели. По свежим впечатлениям они написали полотно «Таня». Измученная девушка за миг до смерти непокорно и с ненавистью смотрит в глаза палачам. Зоя не сломлена, она прямо держит голову, кажется, девушка заговорит. Её уверенность и сила духа передаётся зрителям.

Описание картины

Сюжет картины прост – на Красной площади выстроились в шеренги солдаты, которые гордо чеканя шаг, пройдут почетный круг по площади и отправятся на фронт, защищать подступы к Москве. Но в этой простоте скрывается величие и торжественность момента – видно, что этот парад не пафосное мероприятие, призванное подчеркнуть мощь Советского Союза, а демонстрация несломленного духа, веры в правое дело, любви к своей Родине.

Атмосферу картины создают не фигуры солдат, которые являются действующими лицами любого парада, а образ Москвы. Неуютная, холодная, неприветливая, спрятавшаяся под сумрачным небом со свинцовыми тучами, Москва уже не кажется беззащитной и растерянной, как в первые дни войны. Она собралась, мобилизовала все свои силы, гордо выпрямилась и замерла, готовясь отразить врага.

Обратите внимание, насколько безжизненной выглядит площадь – художник специально подчеркнул отсутствие зрителей, ведь на всех советских парадах, эта территория всегда была забита людьми со знаменами, гвоздиками и воздушными шарами в руках. И эта пустота ясно подчеркивает, насколько сильно война изменила жизнь москвичей

Торжественность и приподнятость полотна усиливается благодаря хорошо прорисованным архитектурным памятникам и главным символам Москвы – Храму Василия Блаженного и Спасской башне. Они напоминают, что никто и никогда не смог покорить Москву, свидетельствуют о прошлых победах и о ратных подвигах отцов.

На заднем фоне можно рассмотреть линию фабрик и заводов из труб которых валит дым – художник ненавязчиво показывает подвиг тех людей, которые остались в тылу и не жалели сил для приближения светлого дня Победы.

Художественные способы

Написанная маслом картина «Парад на Красной площади» относится к панорамной живописи в направлении соцреализма. Художник использует мрачные, темные краски, воссоздавая не столько картину хмурого ноябрьского дня, сколько настроения людей

Но багряные и красноватые тона, в которые окрашен Кремль, ровные линии самой площади, четко выверенная геометрия солдатских шеренг и ряды елей придают полотну тожественную строгость, которая подчеркивает важность момента и затрагивает самые глубокие уголки человеческой души

Отсутствие лишних деталей, подчеркивающе безжизненный пейзаж, лаконичность и четкость выражают настрой советских людей – сражаться до последней капли крови и непреклонность в достижении принятого решения.

Военная станковая графика

В военный период активно развивается станковая графика. Этот динамичный и лаконичный по художественным средствам и приёмам вид изобразительного искусства не требовал специальных художественных материалов. Карандаш, уголь всегда были под рукой и позволяли художнику делать рисунки, документируя увиденное и свои впечатления на бумаге.

Классикой жанра стали зарисовки М. Сарьяна, литографии Верейского, акварельные рисунки А. Фонвизина, гравюры С. Кобуладзе. Жизнь блокадного Ленинграда отражена в гуашах художников Я. Николаева и М. Платунова, в акварельных и пастельных рисунках Е. Белухи и С. Бойма. Серия графических зарисовок Дм. Шмаринова «Не забудем, не простим!» была начата 1942 г. в освобожденных от фашистов городах. Выполнена углём, чёрной акварелью.

Военные будни и быт запечатлели рисунки Л.В. Сойфертиса в чёрной акварели. Серии «Севастополь», «Крым», «Кавказ» создавались с 1941 по 1944 годы. Жанровые картинки наполнены гордостью за советских людей, оптимизмом, прославляют боевой дух народа.

«Город нашей славы»

Первые свидетельства о защите крепости появились в советской печати вскоре после того, как войска 1-го Белорусского фронта освободили Брест. 29 июля 1944 года в газете 415-й стрелковой дивизии «В бой за Родину» была опубликована статья «Брест — город нашей славы», в которой впервые официально упоминалось о героической обороне цитадели в первые дни войны.

После Победы советские историки, журналисты и писатели начали восстанавливать события сражения. Так, фронтовик Сергей Смирнов подготовил в 1954 году к печати книгу «Брестская крепость». Он тесно сотрудничал с руководством Минобороны, в результате чего начальники Главного политического управления и Главного управления кадров подали ходатайство на имя министра обороны СССР Маршала Советского Союза Георгия Жукова о награждении защитников цитадели правительственными наградами. На сайте военного ведомства размещён сам документ и Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 января 1957 года о награждении орденами и медалями 68 участников обороны Брестской крепости.

  • Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами и медалями участников обороны Брестской крепости

Из архивных материалов Минобороны можно узнать о подвиге и послевоенной судьбе организатора обороны цитадели майора Петра Гаврилова. В документах отмечается, что гитлеровцы были поражены его мужеством и сохранили ему жизнь, отправив его в лагерь для военнопленных. Согласно свидетельствам очевидцев, в госпиталь, в котором находился Гаврилов, из Бреста приезжали немецкие офицеры, чтобы лично посмотреть на доблестного командира. 

По документам можно восстановить и историю подвига полкового комиссара, заместителя командира по политической части 84-го стрелкового полка 6-й стрелковой дивизии Ефима Фомина, который принял на себя командование гарнизоном Центральной крепости. Он был выдан нацистам предателями и расстрелян.

  • Наградной лист Самвела Матевосяна

В материалах описывается подвиг Самвела Матевосяна — боевого заместителя Фомина. Он лично водил гарнизон в контратаки, был несколько раз тяжело ранен и в бессознательном состоянии попал в плен. Впоследствии Матевосян организовал побег группы бойцов. Он воевал в подполье, а в 1944 году вернулся в ряды армии и получил лейтенантские погоны. В Берлине на здании рейхстага оставил надпись: «Я из Бреста. Самвел Матевосян».

Также по теме


«По всем канонам военной науки»: Минобороны РФ рассекретило документы о боях за освобождение Крыма

К 75-летию начала Крымской наступательной операции Минобороны РФ опубликовало материалы о ходе боевых действий и подвигах советских…

После Победы он организовал поиск захороненного в Брестской крепости боевого знамени части. В 1951 году полковое знамя было извлечено из развалин цитадели и сдано на хранение в Центральный музей ВС РФ.

Наградной документ на военфельдшера Раису Абакумову свидетельствует о том, что она была единственным выжившим медработником в Восточном форте крепости. Женщина попала в плен, а после освобождения в мае 1945 года работала медсестрой в одной из больниц Орловской области.

Обнародованные архивные материалы рассказывают о судьбах других защитников крепости — командира стрелкового батальона Владимира Шабловского, лейтенанта Анатолия Виноградова, капитанов Ивана Зубачева и Константина Косаткина, политрука Николая Нестерчука, лейтенанта Ивана Любочко, младшего лейтената Николая Разина, сержанта Алексея Романова, рядового Николая Исполатова.

По словам Юрия Кнутова, публикация документов, доступных ранее только узкому кругу военных историков, является нужным и важным делом.

Кнутов отметил, что «оборона Брестской крепости — это яркое свидетельство величия духа и доблести советских воинов».

«О таких подвигах нужно помнить всегда», — подчеркнул историк.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector