500 сокровищ русской живописи (8 стр.)

Живые мертвецы

Последней жертвой родового проклятия стал Николай II с семьей. Исторических свидетельств, что Николай боялся наказания за женитьбу по любви на немецкой принцессе, нет. Зато есть документальные подтверждения ряда других пророчеств.

Насильственную смерть царской семье задолго до расстрела в подвале Ипатьевского дома предсказывал Распутин. Он писал: «Всякий раз, как я обнимаю царя и матушку, и девочек, и царевича, я содрогаюсь от ужаса, будто обнимаю мертвецов». О мученической смерти государя предупреждали неоднократно. Во время путешествия по Японии буддистский отшельник предупредил его о нападении фанатика, но «трость принца Георга», сопровождающего русского императора, «оказалась сильнее меча убийцы».

Об еще одном предсказании царю стало известно после венчания на престол и свадьбы с принцессой Викторией Алисой Еленой Луизой Беатрисой Гессен-Дармштадтской. В прочитанных царем мемуарах японского предсказателя Хейро говорилось о надвигающихся ужасах войн и о том, что в результате кровавых событий Николай «потеряет все, что любил больше всего: его семья будет вырезана, а сам он насильственно убит».

Наконец, в 1901 году в годовщину убийства Павла I Николай с женой открыли «ларец с тайной», чтобы прочитать лежащее внутри письмо монаха Авеля. Этот ларец Павел повелел вскрыть потомкам через 100 лет после своей кончины. О содержании письма ничего не известно, но прочитавшие его супруги вернулись во дворец «задумчивые и печальные». Не исключено, что письмо содержало предостережение императора Павла, который первым испытал на себе действие проклятия Вильгельмины.

Проблема

Семья царя Павла I и императрицы Марии Федоровны — Герхард фон Кюгельген, 1800 год.

За время брака с Павлом I у Марии Федоровны было десять детей.

Имя Рождение Смерть Примечания
ЕГО Александр I, Император России 12 декабря 1777 г. 19 ноября 1825 г. Был женат на принцессе Луизе Огюсте Баденской (Елизавете Алексеевне) (1779–1826), имел двух дочерей (обе умерли в детстве).
Великий князь Константин Павлович России 27 апреля 1779 г. 15 июня 1831 г. Замужем за принцессой Юлианой Саксен-Кобург-Заальфельдской (Анной Федоровной) (1781–1860). Замужем за Джоанной, графиней Грудсинской, принцессой Лович (1791–1831). Нет проблем.
Великая княгиня Александра Павловна России 9 августа 1783 г. 16 марта 1801 г. Замужем за эрцгерцогом Австрийским Иосифом, графом Палатином Венгерским (1776–1847). Была одна дочь (умерла при рождении).
Великая Княгиня Елена Павловна России 13 декабря 1784 г. 24 сентября 1803 г. Замужем за Фридрихом Людвигом, потомственным великим герцогом Мекленбург-Шверинским (1778–1819). Было двое детей.
Великая княгиня Мария Павловна России 4 февраля 1786 г. 23 июня 1859 г. Замужем за Карлом Фридрихом, великим герцогом Саксен-Веймар-Эйзенахский (1783–1853). Было четверо детей.
Великая княгиня Екатерина Павловна Российская 21 мая 1788 г. 9 января 1819 г. Была замужем за герцогом Георгом Ольденбургским (1784–1812), имела двух сыновей. Была замужем за королем Вильгельмом I Вюртембергским (1781–1864) и имела двух дочерей.
Великая Княгиня Ольга Павловна России 22 июля 1792 г. 26 января 1795 г.
Великая Княгиня Анна Павловна России 7 января 1795 г. 1 марта 1865 г. Была замужем за королем Нидерландов Вильгельмом II (1792–1849) и имела пятерых детей.
ЕГО Николай I, Император России 25 июня 1796 г. 18 февраля 1855 г. Был женат на принцессе Прусской Шарлотте (Александре Федоровне) (1798–1860), имел десять детей.
Великий князь Михаил Павлович России 8 февраля 1798 г. 9 сентября 1849 г. Был женат на принцессе Вюртембергской Шарлотте (Елене Павловне) (1807–1873), имел пятерых детей.

Мария Федоровна была внимательной, любящей матерью, которой удавалось поддерживать по-настоящему близкие отношения со всеми своими детьми, несмотря на то, что Екатерина II унаследовала двух своих старших сыновей в ранние годы

Будущее дочерей и образование младших сыновей занимали внимание Марии в первые годы ее вдовства. Она полностью контролировала будущего Николая I и великого князя Михаила

Она оказала влияние на раннее образование своего внука, будущего Александра II . Мария пыталась превзойти образование, которое Екатерина II дала своим старшим сыновьям, но не выбирала лучших учителей для младших.

Царевна — наставница племянника

Что касается личной жизни, Наталья Алексеевна разделила судьбу своих старших сестёр. Она так и не вышла замуж. Не исключено, что причиной этого было желание Петра видеть её рядом с собой. В любом случае брак царевны в те времена предполагал политический расчёт, что не всегда было уместно.

В своих письмах князь Голицын отмечает, что царевнами (в частности сестрой Петра) заинтересовался венский двор:

Впрочем, это никак не повлияло на самого государя.

После ссылки в монастырь своей первой супруги, Евдокии Лопухиной, Пётр поручает заботу о сыне Алексее именно сестре. Как поговаривали современники, проблемы в отношениях царя с женой появились из-за Натальи Алексеевны.

Алексей Петрович, сын Петра I

Отчасти это было верно, поскольку сестра всегда сообщала брату о том, что делает Лопухина в его отсутствие. Та же нередко совершала глупости, приглашала гадалок и колдуний, которые, как верила, могли вернуть любовь супруга. Увы, влияние родственников матери на царевича Алексея оказалось сильнее, чем забота тётки. В дальнейшем он старательно избегал Натальи Алексеевны, хотя та не раз пыталась наладить отношения.

Наталья Алексеевна умерла в 1716 году, когда ей не исполнилось и 43 лет. Причиной кончины стало неизвестное на то время желудочное заболевание, что значительно обострилось у царевны в последние годы жизни.

Надгробие царевны

Похоронена она была в Александро-Невской Лавре, рядом с могилой первого сына брата, Петра Петровича. Позднее это место стало превращаться в царскую усыпальницу рода Романовых, храня память о многих необыкновенных, ярких личностях, что внесли свой вклад в развитие страны — таких, как царевна Наталья Алексеевна.

Вторая жена Павла I

София тем временем из угловатого подростка превратилась в стройную, величественную девушку, которая просто была обречена стать матерью для наследников Павла I. Вокруг нее стали виться женихи. Родители дали добро на замужество Софии с принцем Людвигом, братом княгини Натальи Алексеевны.

Императрица Всероссийская хитроумными интригами расстроила помолвку. Она спешила женить Павла. Устроив им встречу, Екатерина II была рада, что молодые люди прониклись романтическими чувствами друг к другу. Чтобы соединиться узами брака с возлюбленным, Софии пришлось принять христианство.

После крещения София получила имя Мария Федоровна. Вскоре состоялась пышная свадьба

Детство и юношеские годы

Великая княжна Наталья Алексеевна при рождении получила имя Вильгельмина. Принцесса появилась на свет 14 (25) июня 1755 г. в немецком городке Дармштадт на юге Гессема. Её родителями были ландграф Людвиг IX Гессен-Дармштадтский и принцесса Генриетта Каролина Пфальц-Биркенфельдская. Семья была многодетной: кроме Вильгельмины у ландграфа было ещё три дочери и один сын. Мать девочки была очень образованной и обеспечила своих детей достойным воспитанием.

Родители — Людвиг IX и Генриетта Каролина Пфальц-Биркенфельдская

В гостях у ландграфини бывали такие известные люди того времени, как Гердер и Гёте. Детство Вильгельмины прошло под строгим материнским присмотром, ещё с юности у неё сформировалось неординарное мышление и сила воли. Девушка имела пылкий характер, была уверена в себе и отличалась инициативностью.

Наталья Алексеевна. Худ. Александр Рослин

Личная жизнь

Наталья Алексеевна ещё с ранних лет имела властный и своенравный характер, который очень удачно сочетался с красотой принцессы. Эти черты вполне устраивали Павла Петровича, но не удовлетворяли его мать. Есть множество сведений о том, что прусская княжна переняла роль правления на себя и манипулировала своим мужем. Наталья имела европейское воспитание и с детства привыкла к свободе в идеях, мыслях и высказываниях. Она была достаточно самостоятельной, занимала либеральные позиции и порой даже становилась на защиту крепостных. В то время такие взгляды вовсе не приветствовались.

Цесаревич Павел Петрович. Худ. А. Свердлов

Брак был четко спланирован и принес большую выгоду землям Гессен-Дармштадт, улучшив финансовое положение района и вытащив его из кризиса. Хотя в начале семейной жизни князь души не чаял в своей супруге, это благоденствие продлилось совсем недолго. Принцесса упорно настаивала на том, чтобы совместно управлять страной и решать государственные дела. Она во многом влияла на принятие решений великим князем и всячески использовала положение для того, чтоб добиться нужных целей.

Наталья не любила мужа и старалась не допускать его к широкому кругу влиятельных и знаменитых личностей. Особенно сильно она боялась влияния Екатерины II, которая в скором времени поняла намерения своей невестки и пыталась препятствовать давлению Натальи на князя.

Соперничество с императрицей было лишь частью княжеских интриг Натальи. Известно, что у неё завязался роман с российским дипломатом Андреем Разумовским, который был племянником тайного супруга императрицы и другом Павла. Об их отношениях знало не только самое близкое окружение: иностранные дипломаты в своих посланиях напрямую писали о связи между графом и Натальей Алексеевной. Это ещё больше накаляло обстановку и побуждало Екатерину II предпринять активные действия. Она пыталась поговорить с сыном и объяснить ему недопустимость сложившейся ситуации, но хитрая княжна всегда находила способ доказать свою невинность. И всё же, через некоторое время настало разоблачение.

Андрей Кириллович Разумовский

После того, как княгиня скончалась, Екатерина приказала обыскать покои Натальи Алексеевны и осмотреть её секретную шкатулку. В ней была найдена любовная переписка с графом Разумовским, а также свидетельства о денежных займах, которые княжна взяла у послов Франции и Испании. Эти находки сразу показали Павлу Петровичу, у которого наконец пропали всякие сомнения по поводу настоящего отца мертворожденного малыша.

Хотя, согласно официальным сведениям, императрица тщательно ухаживала за невесткой во время болезни и проводила с ней сутки напролет, есть предположения, что именно она не допустила к Наталье профессиональных врачей и отказала в лечении.

Могила

Была похоронена в Вознесенском соборе Вознесенского девичьего монастыря Московского Кремля, в 1920-е годы монастырь и собор были уничтожены, а могилы цариц и царевен перенесены в Архангельский собор.

На её могильной плите (не сохранилась, текст известен в передаче XIX века) имелась эпитафия:

При переносе её останков в Архангельский собор в 1928 году производилось вскрытие гробницы; оказалось, что Наталья покоится в хорошо сохранившихся глазетовом расшитом золотом платье, сильно собранной в талии юбке из парчи и шёлковых трикотажных чулках, а также диадеме, звезде и ленте ордена Святой Екатерины. Гроб её был обит серебряным позументом и отделан золотыми кружевами. Для оформления её погребения переплавили серебряную посуду опального А. Д. Меншикова.

Её погребальный наряд исследуется: «Несмотря на тяжёлое состояние тканей, несомненно уникальным предметом кремлёвской коллекции костюма XVIII в. станет платье из захоронения царевны Натальи Алексеевны — дочери царевича Алексея Петровича, внучки Петра I (умерла в 1728 г. в возрасте 14 лет). Лиф платья уже отреставрирован, как и орден на муаровой ленте. Продолжаются работы над юбкой из глазета, покрытого прекрасной вышивкой золотной нитью. В ходе работ над этими предметами в Институте природного и культурного наследия РАН проведены специальные исследования нитей (к. х. н. О. Б. Лантратовой и к. и. н. О. В. Орфинской)».

След в истории

Принцесса Вильгельмина провела на территории России лишь 3 года, но всё это время была очень активной в государственных делах. Она всеми силами пыталась отобрать власть у Екатерины Второй и принесла в страну европейские взгляды. Тургенев отзывался о первой жене Павла Петровича, как о проницательной женщине с настойчивым характером. Только прибыв в Россию, она моментально разобралась в здешней системе правления и сумела обхитрить даже самых умелых царедворцев.

Из-за неприятных историй и интриг её похоронили не в усыпальнице Романовых, а на территории Александро-Невской лавры. Павел Петрович не явился на похороны, а вместо него умершую оплакивал её возлюбленный – Андрей Разумовский. Тем не менее великий князь долгое время скорбел по покойной супруге и хранил память о ней.

Смерть

В конце лета 1775 года императрица с княгиней Натальей Алексеевной совместно посетили Троице-Сергиеву лавру, после чего стало известно о беременности первой жены Павла I. 27 августа Екатерина пишет Гримму:

10 апреля 1776 года у великой княгини Натальи Алексеевны начались роды. 20-летняя роженица чувствовала себя плохо, со всего Петербурга созвали лучших врачей, включая доктора прусского принца Генриха. Императрица постоянно находилась рядом с невесткой, за что та называла её «отличной сиделкой». Сначала над княгиней хлопотала повивальная бабка, после чего роженицу передали врачам. Три дня длились муки девушки, но ребёнок так и не появился на свет. Запоздалое кесарево не спасло ситуацию – дитя давно было мертво, а продукты разложения лишили шанса на жизнь и мать.

Далее события развивались стремительно. Сразу после кончины княгини Натальи Алексеевны императрица потребовала принести шкатулку с бумагами покойной и тут же запечатала её. Несколькими часами позже Екатерина, Павел Петрович, принц Герних, Андрей Разумовский в сопровождении придворных, переехали в Царское Село. Врачи спешно дали заключение после вскрытия о невозможности княгини рожать из-за искривления позвоночника, по двору поползли слухи об отравлении неугодной невестки интриганкой-императрицей. Екатерина II подробно описала трагические события последних дней Гримму:

Цесаревич был безутешен. Кончина жены настолько глубоко ранила его, что императрица всерьёз опасалась за его рассудок. Согласно придворным слухам, Екатерина вручила сыну несколько писем от Разумовского к Наталье Алексеевне, доказывающих их порочную связь, что, в свою очередь, ставило под вопрос отцовство погибшего ребёнка. На следующий день Андрей Разумовский был отослан государыней в Петербург с пакетом для фельдмаршала князя Александра Михайловича Голицына. Далее последовали распоряжения оставаться там и готовить погребение умершей княгини. Андрей пытался писать цесаревичу, умолял объяснить причину его отдаления в столь скорбное время, но получил лишь уверение в неизменности приказа императрицы, переданное Павлом Петровичем через Салтыкова.

26 апреля 1776 года состоялись похороны первой жены Павла I Великой княгини Натальи Алексеевны Романовой, урождённой Августы-Вильгельмины-Луизы Гессен-Дармштадтской. На церемонии погребения присутствовала Екатерина II и Андрей Разумовский, Павел Петрович же остался в Царском Селе. Прусская невестка была похоронена не в фамильной усыпальнице Романовых в Петропавловской крепости, как это принято для членов царской семьи, а в Александро-Невской лавре. Комнаты умершей были переделаны, а вся мебель подарена её духовнику – архиепископу Платону, исповедовавшему её перед кончиной. На следующий день после похорон Разумовский получил приказ отправиться в Ревель и ждать там дальнейших распоряжений. Таким образом, в Зимнем дворце не осталось никого и ничего, напоминающего о жизни в этих стенах молодой прусской принцессы Вильгельмины.

Император Павел I известен своей чудаковатостью. Возможно, именно смерть горячо любимой жены и предательство лучшего друга так изменили молодого человека: из весёлого и разговорчивого он превратился в мрачного и недоверчивого. Пока цесаревич переживал личную трагедию, Екатерина уже подыскивала новую жену сыну. Ею станет вюртембергская принцесса София-Доротея.

Предки

Наталья Алексеевна (великая княжна) — предки
Михаил Фёдорович (1596 — 1645)
Алексей Михайлович (1629 — 1676)
Евдокия Лукьяновна Стрешнева (1608 — 1645)
Пётр I (1672 — 1725)
Кирилл Полуэктович Нарышкин (1623 — 1691)
Наталья Кирилловна Нарышкина (1651 — 1694)
Анна Леонтьевна Нарышкина (Леонтьева) (? — 1706)
Алексей Петрович (1690 — 1718)
Авраам Никитич Лопухин (XVII в. — 1685)
Илларион Аврамович Лопухин (1638 — 1713)
Евдокия Фёдоровна (1669 — 1731)
(? — 1691)
Наталья Алексеевна (1714 — 1728)
Август Младший (1579 — 1666)
Антон Ульрих Брауншвейг-Вольфенбюттельский (1633 — 1714)
Доротея Ангальт-Цербстская (1607 — 1634)
Людвиг Рудольф (1671 — 1735)
(1581 — 1658)
(1634 — 1704)
Элеонора Ангальт-Цербстская (1608 — 1681)
Шарлотта Кристина София Брауншвейг-Вольфенбюттельская (1694 — 1715)
(1612 — 1658 / 1659)
(1642 — 1683)
(1621 — 1643)
Кристина Луиза Эттингенская (1671 — 1747)
Эберхард III (1614 — 1674)
(1644 — 1674)
(1614 — 1655)

Мать императоров Всероссийских

Мария Федоровна пыталась оказывать влияние на сыновей, в начале на Александра I, затем Николая I, взошедших на престол. Императрица давала им советы по вопросам государственного правления. Если дела касались внешней политики, она всегда была на стороне своей немецкой родни.

Императрица Мария долго оплакивала кончину августейшего супруга, стоя возле его портрета

Когда на Россию напал Наполеон, настаивала на подписании с ним мирного договора. Братья слушали мать, но делали по-своему. Оба сходились во мнении, что женщина должна заниматься воспитанием детей да хлопотать на кухне.

Много времени императрица Мария проводила в Павловском дворце, возведенном в 1782 г., а затем подаренном ей супругом. Ведь она активно контролировала его строительство, позже приложила руку к разбивке парка.

Мария Федоровна скончалась в возрасте 69 лет 24 октября 1828 г. Через 4 дня была погребена в Петропавловском соборе. Чтобы продолжить начатое матерью дело, Николай I распорядился создать отделение собственного учреждения для управления благотворительными организациями.

Новая канцелярия получила имя «Ведомство императрицы Марии». Позже Николай I учредил Знак беспорочной службы, который вручали за беспорочную службу в Ведомствах Императрицы. Его удостаивались только женщины.

История создания и судьба картины

Размер портрета, экспонируемого в Михайловском замке 136 × 103,5 см, на подрамнике имеется надпись: «№ 92 Приписана Левицкому 3500 р. Оц Негри»

и сургучная печать, поставленная; стоит штамп:«Г. Р. М. инв. № 417» (цифра зачёркнута).

Французский художник Луи Каравак заключил трёхгодичный контракт о поступлении на российскую службу в Париже 13 ноября 1715 года. В качестве создателя «исторических картин, портретов, лесов, деревень, цветов и зверей в большом, малом и миниатюрном виде» художник обязывался взять себе в помощники русских учеников. В следующем, 1716 году (или даже в декабре 1715 года) художник приехал в Санкт-Петербург, где прожил до конца жизни. Хотя вскоре после прибытия Каравак уже занимался написанием портретов семьи Петра I и самого императора, художник не получил должности «гофмалера» (придворного художника), на которую рассчитывал и которую подразумевал договор. Он служил в ведомстве Городовой канцелярии (по другим сведениям — в Петербургской Губернской канцелярии), затем в Канцелярии от строений, его жалованье составляло 500 рублей в год.


Зал Михайловского замка, где экспонируется картина

Картина «Портрет царевны Елизаветы Петровны в детстве» датируется согласно возрасту изображённой Елизаветы Петровны (1709—1762). На портрете ей около восьми лет. Портрет долгое время тайно хранился в Екатерининском дворце Царского Села. В настоящее время находится в коллекции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Выставляется в Михайловском замке. Картина поступила в 1897 году из собрания князя А. Б. Лобанова-Ростовского (Санкт-Петербург), после его смерти в 1896 году.

Существуют две версии причин создания портрета:

Он должен был демонстрировать европейскую свободу мышления императора, допускающую изображение его дочери в обнажённом виде, узкому кругу приближённых Петра и ограниченному числу дипломатов. Как великий реформатор, Пётр I понимал, что такие произведения приучали русскую публику к требованиям и вкусам Европы Нового времени в эпоху рококо.

В 1715—1717 годах Пётр I вновь посетил Европу и побывал во Франции, где прощупывал почву для сближения позиций двух стран по поводу идущих в Европе военных конфликтов. Неофициальные источники говорят о планах установления родственных связей между двумя царственными семьями, которые, однако, так и не реализовались. Возможно, портрет связан с желанием родителей выдать Елизавету за её ровесника Людовика XV. В этом случае он предназначался для отправки в Париж будущему жениху. Документальное официальное свидетельство относится к 1719 году, когда 25 июля Анри Лави из России сообщал Гийому Дюбуа в Париж:

Этой версии противоречит тот факт, что в этот же период Каравак написал аллегорический портрет другого ребёнка императора, Петра Петровича — царевич был изображён в облике Купидона, также обнажённым.

Биография

Наталья Алексеевна (справа) в образе Дианы в 8-летнем возрасте с братом, будущим Петром II, в образе Аполлона. Луи Каравак, 1722 г.

Старший ребёнок царевича Алексея, Наталья долгое время оставалась как бы на «периферии» царского семейства. Только в 1719 году, после смерти сына Петра I — Петра Петровича, её вместе с братом Петром поселили в Зимнем дворце и определили им штат придворных и прислуги. Но отношение к внукам императора, в особенности со стороны Екатерины Алексеевны и Александра Меншикова, было более чем прохладным. Всё изменилось в 1727 году, когда её брат (не без помощи того же князя Меншикова) сделался наследником престола (причём в завещании Екатерины I названная без имени «Великая Княжна» отнесена к наследникам третьей очереди — между младшим братом и ею стояли дочери императрицы Анна и Елизавета). Наталья также попала в поле зрения князя. Он, в частности, прочил выдать её замуж за своего сына Александра. Но планам Меншикова не суждено было сбыться — вскоре бывший сподвижник Петра Великого был сослан в Берёзов.

По отзыву испанского посла герцога де Лириа, лично знавшего великую княжну, она была дурна собой, хотя и хорошо сложена; но добродетель заменяла в ней красоту: приветливая, внимательная, великодушная, исполненная граций и кротости, она привлекала к себе всех. Как старшая сестра, она оказывала некоторое благотворное влияние на непутёвого Петра, но умерла, вероятно, от чахотки 14 лет от роду. Перед смертью Пётр II (умерший в том же возрасте в январе 1730 года), по преданию, в бреду приказал запрягать сани и ехать к сестре Наталье.

Краткая биография

  1. В 1772 году, когда мать русского князя Павла Петровича занялась поиском невесты для своего сына, Вильгельмина Гессен-Дармштадтская стала одной из кандидаток. Поскольку вторая претендентка, София-Доротея Вюртембергская, была ещё совсем юной, а императрица планировала срочно обзавестись наследником, выбор остановился на трёх дочерях ландграфа Гессен-Дармштадского: восемнадцатилетней Амалии-Фредерике, семнадцатилетней Вильгельмине и пятнадцатилетней Луизе. Брак принцесс с русским наследником был стратегически выгодным и для короля Пруссии, Фридриха II, поэтому он убедил мать девочек Каролину съездить в Россию, чтоб разведать обстановку и встретиться с императорской семьёй.
  2. 15 июня 1773 г. в Гатчине цесаревич встретился с тремя принцессами и выбрал Вильгельмину. Девушка зацепила Павла с первых минут общения: старшая показалась ему слишком скромной и застенчивой, младшая – слишком умной, а средняя подходила по всем качествам. Она имела правильные черты лица, миловидную внешность и развитый ум, поэтому сразу понравилась и князю, и императрице Екатерине.
  3. 27 июня 1773 г. прусская ландграфиня Каролина вместе со своими дочерями была награждена почетным Орденом имени Святой Екатерины.
  4. 15 августа 1773 г. Вильгельмина приняла имя Наталья Алексеевна и получила звание великой княжны. Для этого был проведен обряд святого миропомазания.
  5. 16 августа 1773 г. принцессу обручили с Павлом Петровичем.
  6. 29 сентября 1773 г. было проведено торжественное и пышное оформление брака в Церкви Рождества Пресвятой. Во время свадьбы невесте подарили пряжки из бриллиантов, а незадолго после этого – убор с изумрудами и бриллиантами.
  7. В 1776 г., спустя три года жизни в браке, Наталья Алексеевна наконец забеременела. Эта радостная новость подняла на уши весь двор императорской семьи, после чего начались тяжелые месяцы вынашивания малыша.
  8. 10 апреля 1776 г. рано утром княгиня почувствовала первые схватки. Врачи и акушерки были уже наготове и постоянно находились рядом. Наталья долго не могла родить и мучалась в схватках три дня. После этого оказалось, что ребенок мертворожденный. Роды прошли естественно, без использования акушерских щипцов, но смерть младенца наступила ещё в утробе матери. Муж Павел и императрица Екатерина II, которые были рядом с роженицей, очень болезненно восприняли трагическое известие. Это была лишь часть трагедии: тело ребенка спровоцировало заражение организма Натальи и с каждым часом ей становилось всё хуже. Княжна сумела продержаться лишь пять суток.
  9. Утром 15 апреля 1776 г., после долгих и мучительных болей, Наталья Алексеевна умерла. Тогда княгине было всего 20 лет. Похоронили Наталью в санкт-петербургской Благовещенской церкви (на территории Александро-Невской Лавры).

Княгиня Наталья Алексеевна. Портрет 1775 г.

Имущество царевны

Под Петербургом царь в 1712 году подарил сестре мызу Гатчина. Для неё там построили на одном из прибрежных холмов Белого озера трёхэтажный дом. Также ей принадлежали земли по Петергофской дороге, на которых позднее возникла усадьба Александрино.

В год смерти царевны ей планировался дом на Васильевском острове, в котором она не успела поселиться. Один её дом Пётр определил под приют для подкидышей, в другом поселился вместе с императрицей 28 апреля 1722 года.

Ещё при жизни царевны в её доме была устроена первая в Петербурге богадельня, куда принимались старые и убогие женщины — на Воскресенском проспекте, названном так по построенной ею церкви Вознесения Христова. На средства царевны построена также Смоленско-Корнилиевская церковь в Переяславле-Залесском[неавторитетный источник?

Библиотека царевны Натальи находится в составе рукописных фондов Библиотеки Академии Наук.

Детство царевны

Наталья Алексеевна появилась на свет в 1673 году (согласно Родословной книге Всероссійскаго дворянства) в семье царя Алексея и его второй супруги Натальи Кирилловны. Девочка стала вторым ребёнком государя от второго брака

Несмотря на то, что её мать особое внимание уделяла воспитанию сына Петра, одному из будущих наследников престола, царица очень любила свою маленькую дочь

После смерти отца (а Наталье тогда исполнилось всего три года) малышка воспитывалась вместе с братом. На мой взгляд, это в немалой степени повлияло на становление характера царевны.

Наталья Алексеевна разделяла все увлечения Петра, участвовала в его детских играх. В 1683 году иностранец, побывавший в России, отмечал следующее:

И.Н.Никитин «Портрет царевны Натальи Алексеевны»

Предсмертное проклятье Вильгельмины

Первая жена Павла I принцесса Августа Вильгельмина Луиза Гессен-Дармштадтская вошла в русскую историю под именем Натальи Алексеевны. Выбранная за редкое сочетание ума, красоты и доброго нрава самой Екатериной Великой, немецкая принцесса не оправдала ожиданий. Слишком уж была своенравна, вспыльчива и смела: могла без застенчивости высказать собственное мнение и чрезмерно порицала крепостное право. К тому же она была хитра и изворотлива настолько, что могла заткнуть за пояс изощренную в придворных интригах свекровь.

Супружеская жизнь Павла и Вильгельмины не сложилась. Муж вызывал отвращение у красавицы-жены, и вскоре она нашла утешение в объятьях графа Разумовского. Продолжалось это недолго: 20-летняя Вильгельмина скончалась во время родов, не сумев родить естественным образом. Во дворце шептались, что Екатерина Великая дала распоряжение придворным лекарям поумерить пыл и позволить Богу решать, жить роженице или умереть.

В родильной горячке, которая длилась 5 суток, Наталья Алексеевна прокляла мужа и всех Романовых. Позже поговаривали, что именно из-за предсмертного проклятья и сам Павел I был убит в собственном кабинете заговорщиками, и Александр II с Николаем II, женившиеся на гессенских принцессах по любви, умерли насильственной смертью.

Отношения Натальи Алексеевны с братом

В исторических справочниках и очерках, посвящённых царевне, нередко можно увидеть утверждение, что свою жизнь она посвятила брату и театру. Это вовсе не преувеличение.

Наталья поддерживала Петра во всех начинаниях. Не меньше, чем он, интересовалась западной культурой. Вместе с братом царевна ездила в Немецкую слободу. Российский историк Николай Устрялов писал, что Наталья Алексеевна “с жаром чистой, прекрасной души, любила всё, что нравилось брату”.

Поль Деларош «Романтизированный портрет Петра I»

Наталья и Пётр были не просто сестрой и братом — их связывало некое родство душ, единство, что чувствовалось на протяжении всей жизни царевны

Современники отмечали, что Пётр I осознавал, насколько важно для сестры знать о его делах, ведь она умела искренне и со всей душой радоваться за его победы. Своим соратникам, Ф

Головину и А. Меншикову, он поручал сообщать царевне обо всех успешных боях, чтобы она разделила восторг триумфа вместе с ним.

Наталья Алексеевна была одним из главных единомышленников своего брата-царя. Она всегда выступала на стороне брата, поддерживала все его замыслы, реформы и нововведения. Как отмечали придворные, она практически не отходила от него, когда он находился на родине.

Театральная деятельность

В 1706 — 1707 годах усилиями царевны в Преображенском дворце начались театральные представления. Пьесы ставились на современные темы, инсценировки житий святых, переводных романов. Специальным указом императора труппе были переданы все «уборство» из «комедийной храмины», прежде помещавшейся на Красной площади в Москве, «комедиальное и танцевальное платье», привезённое несколькими годами раньше немецкими театрами в Москву, а в 1709 году — их декорации и тексты пьес. Актёрами были приближённые и слуги царевны и её невестки царицы Прасковьи.

« сестрой Петра Великого, Натальей Алексеевной, появляется новый тип – тип артистки, писательницы, провозвестницы женщины-доктора будущего. И в быстром развитии последнего типа в наши дни нельзя не признать исторической преемственности. (К. Валишевский «Царство женщин»)
Под тускло-золотым сводом стоял на крылатых грифонах стол, на нём горели свечи, перед ними, положив голые локти на разбросанные листы, сидела молодая женщина в наброшенной на обнаженные плечи меховой душегрейке; мягкий свет лился на её нежное кругловатое лицо; она писала; бросила лебединое перо, поднесла руку с перстнями к русой голове, поправляя окрученную толстую косу, и подняла на Гаврилу бархатные глаза. Это была царевна Наталья Алексеевна.
А. Н. Толстой. «Пётр Первый»

В 1710 году, с переездом в Санкт-Петербург, Наталья Алексеевна продолжила трудиться на этом поприще, устроив «комедийную хоромину» для всех «прилично одетых людей», то есть дворянской публики. Для этого театра уже специально писались пьесы, в том числе самой царевной, Ф. Журовским.

До исследований Забелина активность царевны в театре во многом приписывалась царевне Софье, её сестре.

Произведения царевны

По сообщению графа Бассевича она сочинила две пьесы.

Её авторству приписываются:

  • «Комедия о святой Екатерине»
  • «Хрисанф и Дария»
  • «Цезарь Оттон»
  • «Святая Евдокия»

И.Н. Никитин, Портрет царевны Натальи Алексеевны, не позднее 1716, ГТГ

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 3Следующая ⇒

Наталья Алексеевна (1673—1716) — дочь царя Алексея Михайловича и его второй жены, Натальи Кирилловны Нарышкиной, любимая сестра Петра I. Наталья Алексеевна была сторонницей петровских реформ, слыла одной из образованнейших русских женщин своего времени. C ее именем связано развитие русского театра. Она сочиняла пьесы, в основном на агиографические сюжеты, устраивала при своем дворе театральные представления. Граф Бассевич, министр бывшего при петербургском дворе голштинского герцога, писал в своих Записках: «Принцесса Наталия, меньшая сестра Императора, очень им любимая, сочинила, говорят, при конце своей жизни две-три пьесы, довольно хорошо обдуманные и не лишенные некоторых красот в подробностях; но за недостатком актеров они не были поставлены на сцену» (Записки Голштинского министра графа Бассевича, служащие к пояснению некоторых событий из времени царствования Петра Великого (1713—1725) // Русский Архив. 1885. Вып. 64. Часть 5—6. С. 601). Не случайно на портрете она одета уже по новому образцу: фасон платья, парик, поза — весь внешний облик говорит о ее принадлежности к новому времени, к эпохе преобразования России. Вместе с тем среди изобразительных средств живописца имеются такие, которые еще относятся к иконному письму: однотонный фон, некоторая плоскостность фигуры; изгибы и складки платья условны и слишком жестки. Однако лицо царевны написано вполне объемно. Художник портретировал Наталью Алексеевну незадолго до ее смерти. Она долго болела и умерла в том же 1716 году — ей было чуть больше сорока лет. Возможно, из-за этого в ее портрете читается некоторая грусть. Лицо выписано чуть отекшим, с болезненной желтизною, что делает честь зоркому глазу художника. Надо полагать, что портрет принадлежал самой Наталье Алексеевне. По мнению С. О. Андросова, более точная датировка произведения — около 1714—1715 года (Андросов С.О. Живописец Иван Никитин. — СПб., 1998. С. 30). Еще одна работа первого периода творчества Никитина — портрет цесаревны Анны Петровны (до 1716), дочери Петра.

И.Н. Никитин, Портрет цесаревны Анны Петровны, не позднее 1716, ГТГ

В портрете видны следы парсунного письма. Никитин еще нарушает многие европейские правила изображения человека. Это прежде всего сказывается в отступлениях от анатомической точности, прямой перспективы, нет полноценной иллюзии глубины пространства, светотеневой моделировки формы. Анна Петровна (1708—1728) — старшая дочь Петра I и Екатерины I. В 1725 году вышла замуж за герцога Карла Фридриха Голштейн-Готорского. Мать императора Петра III.

Портрет царицы Прасковьи Федоровны Салтыковой

Этот холст находился в галерее Архимандричьего дома. На полупарадном портрете, решенном в спокойной коричневой гамме, предстает натура замкнутая и самолюбивая. Прасковья Федоровна Салтыкова (1664-1723) стала царицей в 1684 году, выйдя замуж за старшего брата Петра I Ивана Алексеевича. Через двенадцать лет Прасковья овдовела, но в документах XVIII века она почтительно именуется «ее величество государыня царица Прасковея Федоровна». У царицы Прасковьи было три дочери — Екатерина, Анна и Прасковья.

По-видимому, Петр высоко оценил эти работы: вскоре Никитин приступил к первому царскому заказу, о котором мы знаем только из записи петровского «Юрнала»: «Его величества половинную персону писал Иван Никитин».

В начале 1716 года Никитин отправился на ученье за границу, в Италию, пребывание в которой значительно расширило технические приемы его живописи.

Никитин Иван Никитич. Портрет императрицы Екатерины I. 1717г, Флоренция, Министерство финансов, Италия

⇐ Предыдущая2Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector