53,библейская вавилонская башня

Другие традиции

Различные традиции, похожие на традиции Вавилонской башни, встречаются в Центральной Америке. Кто-то считает, что Кселхуа, один из семи гигантов, спасенных от потопа, построил Великую Пирамиду Чолулы, чтобы штурмовать Небеса. Боги уничтожили его огнем и смешали язык строителей. Доминиканский монах, Диего Дюран (1537-1588), сообщил, что слышал об этом рассказе от столетнего священника в Чолуле, вскоре после завоевания Мексики.

Члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны) прямо ссылаются на строительство Вавилонской башни и смешение языков в Книге Мормона, в которой Бог по имени Джаред и его семья предупреждены Богом. о разрушении. Их язык сохранился, и их ведут через море в Америку.

Другая история, приписываемая местным историком доном Фердинандом д’Альвой Икстильхохитлем (ок. 1565-1648) древним тольтекам, гласит, что после умножения людей после сильного потопа они воздвигли высокую закуали или башню, чтобы сохранить себя в событие второго потопа. Однако их языки были смешаны, и они ушли в разные части земли.

Еще одна история, приписываемая индейцам Тохоно О’одхам, гласит, что Монтесума избежал большого наводнения, затем стал злым и попытался построить дом, достигающий небес, но Великий Дух уничтожил его с помощью ударов молнии.

По словам доктора Ливингстона, африканцы, с которыми он встречался, живя у озера Нгами в 1879 году, имели такую традицию, но головы строителей «ломались от падения лесов» («Миссионерские путешествия», глава 26).

Джеймс Джордж Фрэзер идентифицировал рассказ Ливингстона со сказкой, обнаруженной в мифологии Лози, в которой злые люди строят башню мачт, чтобы преследовать Бога-Создателя, Ньямбе, который сбежал в небеса на паутине, но люди погибают, когда мачты разрушаются. Кроме того, он рассказывает похожие рассказы об ашанти, которые заменяют мачты грудой кашейных пестиков. Более того, Фрейзер ссылается на такие легенды, найденные среди людей конго, а также в Танзании, где мужчины складывают столбы или деревья в неудачной попытке достичь луны.

Следы подобной истории также были обнаружены среди тарусов Непала и северной Индии («Отчет о переписи населения в Бенгалии», 1872 г., стр. 160), а также у народа карби и куки Ассама (Фрейзер). Традиции каренского народа Мьянмы, которые, по мнению Фрэзера, демонстрируют явное «авраамическое» влияние, также связаны с тем, что их предки переселились туда после того, как в 30-х поколениях Адама на земле Каренни произошла 30 поколений от Адама, когда языки были перепутаны. и Карен отделены от Каренни. Он отмечает еще одну версию, существующую на Адмиралтейских островах, где языки человечества перепутаны после неудачной попытки построить дома, достигающие небес.

Во всем мире также существует ряд традиций, которые описывают божественное смешение одного языка оригинала на несколько, хотя и без какой-либо башни. Помимо древнегреческого мифа о том, что Гермес перепутал языки, заставив Зевса отдать свой трон Форонею, Фрэзер особо упоминает такие рассказы среди васании Кении, народа кача-нага Ассама, жителей Encounter Bay в Австралии, майду Калифорния, тлинкит Аляски и киче Гватемалы.

Эстонский миф о «приготовлении языков» также сравнивался.

Согласно одной современной легенде, «мешок» был последним словом, произнесенным до смешения языков.

Падение

Но как это обычно бывает, расцвет часто приводит к гордыне, и как рассказывает библейская история, гордый вавилонский царь решил, что сможет построить башню до небес и таким образом сделаться равным Богу (К слову Навуходоносор действительно пытался построить такую самую высокую башню), но разгневанный Бог наказал эту заносчивость, смешав языки строителей, вследствие чего все строительный работы пришлось прекратить. В реальности же падение Вавилона и его знаменитой башни, которая представляла собой языческий храм, посвященный вавилонскому богу Мардуку, последовало постепенно на протяжении веков.

Новая угроза Вавилону пришла с востока, где началось восстание персов против Мидии, но вышло так, что персы вошли во вкус, и помимо Мидии успешно покорили и Вавилонское царство. Сам Вавилон теперь стал жемчужиной персидской империи.

Александр Македонский, который успешно навалял уже персам, всерьез собирался сделать Вавилон столицей своей обширной империи, но скоропостижно умер, его наследники переругались между собой, а сам Вавилон постепенно оказался на обочине истории.

Строители согрешили гордостью, захотев быть выше самих небес и пойти против Бога

Против какой заповеди все-таки согрешили строители при строительстве башни? Почему же произошло падение вавилонской башни? Почему же именно это потребовало божественного вмешательства?

Если мы посмотрим, то увидим, что Господь Бог не наказывал, а спасал человечество от того, к чему вела его деятельность. Именно это вавилонское строительство показало, что человек способен до полного самозабвения и самоотдачи предаваться внешней совокупной деятельности, а в таком состоянии никакая внутренняя работа невозможна. Да и эта внешняя деятельность свидетельствуют о духовном оскудении человека.

Господь уничтожил строение людей, так как увидел, что они духовно полностью истощены. Они совершенно стали забывать о Боге. Впереди они видели только гордость и собственное «я». Фото: wikireading.ru

Когда человек слабеет духовно, то он стремится активизировать себя во всякого рода общественной деятельности. Когда же произошло увяданье языка, человек стал замыкаться и возвращаться к самому себе.

Это заставило его сконцентрироваться на своей внутренней жизни, осознать и решить, что, прежде всего, нужно заставить трудиться свою душу. Возможно, также, что Господь увидел зло и не хотел, чтобы оно дальше стало носителем и заражением других душ.

История о строительстве Вавилонской Башни с точки зрения христианской морали

История о Вавилонской башне подчеркивает резкий контраст между мнением человека о его собственных достижениях и Божьей точкой зрения на эти достижения. Вавилонская Башня должна была стать первым грандиозным строительным проектом человечества, но не стала.

Согласно Библии, для строительства люди использовали кирпич вместо камня и смолу вместо известкового раствора – они использовали «рукотворные» а не природные «данные Богом» материалы. Люди не уповали на Господа в своем строительстве, поэтому и потерпели неудачу

Вавилонская Башня создавалась людьми, чтобы привлечь внимание к своим способностям и достижениям, а не для того, чтобы воздать славу Богу

Тем не менее, история строительства Вавилонской башни учит нас еще и тому, что в единстве – наша сила. Однако сила эта не всегда на пользу человека. В книге Бытия говорится:

Этим Бог указывает, что, когда люди едины в своих целях, они могут выполнить невозможные подвиги, благородные и неблагородные.

Библия учит, что в единстве – сила, однако нужно быть осторожным: единство цели в делах мирских, в конечном счете, может быть разрушительным. Деление и собственная точка зрения в мирских делах порой предпочтительнее, чем великие всеобщие подвиги во славу идолопоклонства и отступничества. По этой причине, Бог иногда вмешивается в человеческие дела, чтобы предотвратить дальнейшее высокомерие людское. Бог расстраивает планы людей, чтобы они не преступали пределов Божьих.

История о Вавилонской Башне интересна еще и в том плане, что здесь господь впервые говорит о себе во множественном лице, ссылаясь на Троицу:

История о Вавилонской башне продолжает тему конкуренции человека и Бога, начатую в истории об Адаме и Еве в Эдемском Саду. Иосиф Флавий объясняет строительство башни, как высокомерное акт неповиновения против Бога самонадеянного тирана Нимрода. В Библии прямо не указывается о том, что Вавилонскую башню приказал построить Нимрод, однако многие другие источники связывают ее строительство с Нимродом.

Некоторые исследователи, историки и библеисты имеют альтернативную точку зрения на значение эпизода строительства Вавилонской Башни. Они усматривают наказание Господне не как наказание за гордыню, но как понимание Бога о необходимости культурных различий. Эти ученые представляют Вавилон как колыбель всех цивилизаций.

Вавилония заложила основы западной математики и астрономии.

Было подсчитано, что Вавилон являлся крупнейшим городом в мире с 1770 г. до н.э. до  1670 г. до н.э.; а затем снова между  612 г. до н.э. и  320 г. до н.э. Это был, пожалуй, первый город с населением свыше 200 000 человек. Вавилонская цивилизация многого достигла за время своего господства. Они разработали первую в мире позиционную систему счисления, в которой значение цифры зависит как от цифры, так и от ее положения. Позиционная система значительно упрощает арифметику и помогала вавилонянам добиваться больших успехов в математике. В настоящее время установлено, что греческие и Эллинистические математики многое позаимствовали у вавилонян. Вавилония также внесла значительный вклад в искусство и архитектуру Месопотамии; и построила массивные и чудесные сооружения, такие как Этеменанки и Ворота Иштар. Их цивилизация занимает центральное место в истории современной научной астрономии и заложила основы всей западной астрономии. Они также положили начало западной астрологии.

В искусстве

Изобразительное искусство

Сюжет о Вавилонской башне распространён в христианской иконографии — в многочисленных миниатюрах, рукописных и печатных изданиях Библии (например, в миниатюре английской рукописи XI века); а также в мозаиках и фресках соборов и церквей (например, мозаика собора Сан-Марко в Венеции, конец XII — начало XIII в.).

В европейской живописи наиболее знаменитой картиной на этот сюжет является полотно Питера Брейгеля Старшего «Вавилонское столпотворение» (1563). Более стилизованное геометрически сооружение изобразил М. Эшер на гравюре 1928 года.

Музыка

  • Оратория Антона Рубинштейна «Вавилонская башня» (англ.)
  • Притча Игоря Стравинского для оркестра и чтеца «Bable»
  • В 1975 году Элтон Джон выпустил альбом «Captain Fantastic and the Brown Dirt Cowboy» с песней Tower of Babel.
  • На основе сюжета о Вавилонской башне построена вокальная опера-импровизация Бобби Макферрина «Боббл» (2008).
  • В 1993 году панк-группа Bad Religion выпустила альбом «Recipe for Hate» с песней «Skyscraper»: «…Well madness reigned and paradise drowned when Babel’s walls came crashing down…»
  • В 1994 году Александр Малинин написал песню «О, Вавилон»: «…Но стали — чудо из чудес — мы строить башню до небес…»
  • В 1997 году у группы «Аквариум» вышел диск «Гиперборея» в котором есть песня «Вавилонская башня».
  • В 2003 году вышел сингл группы Кипелов — Вавилон.
  • В 2006 году испанский певец Давид Бисбаль выпустил альбом «Premonición» с песней «Torre De Babel» («Вавилонская башня»).
  • В 2015 году российский рэп-исполнитель Oxxxymiron выпустил альбом «Горгород», на обложке которого изображена Вавилонская башня.
  • В 2017 году российская группа 25/17 выпустила альбом «Ева едет в Вавилон», на обложке которого изображена Вавилонская башня.

Крылатые выражения

  • «Шум, гам, кавардак — ну, словом, вавилонское столпотворение».
  • Громкие крики птиц на острове, открытом исследователем Мэтью Флиндерсом 9 февраля 1798 года, напомнили ему историю о Вавилонском столпотворении, поэтому он дал ему название Бабел (рус. Вавилон).

Кинематограф

  • Вавилонская башня присутствует в фильме «Александр» Оливера Стоуна.
  • Вавилонская башня упоминается в 20 серии 6 сезона сериала «Supernatural», но почему-то там утверждается, что её высота была равна 11 метрам.
  • Предание о Вавилонской башне использовано в последнем фильме немецкого киноэкспрессионизма — «Метрополис» Фрица Ланга (1927).
  • Образ Вавилонской башни также прослеживается в фильме «Generation „П“».
  • Вавилонская башня упоминается в фильме Люди Икс: Апокалипсис
  • Название известного бразильского телесериала основано на известной ветхозаветной притче о Вавилонской башне — месте, где люди были наказаны за свою гордыню и перестали понимать друг друга.
  • В кинокартине «Библия» 1966 рассказана и показана библейская история о вавилонской башне.

Вавилонская башня

Общее изображение города у Кирхера отличается от изображения, приведенного в «Эскизах исторической архитектуры», хотя и более соответствует описанию, по-моему, только Сады Семирамиды повернуты к Евфрату противоположной стороной:

Землетрясение разрушило  стены Вавилона. Изображение по памяти, Кирхер.

Башня тоже выглядит по-другому. Более близким планом:

Вид Вавилонской башни, Афанасий Кирхер

Еще одно изображение башни из этой же книги с описанием:

Пропорции другие. Больше уже на современную телебашню похоже. Например, для сравнения, Останкинская телебашня имеет основание тоже диаметром 60м, и высоту 547м. И другие для сравнения:

И для древних времен, как я поняла, Вавилонская башня не была каким-то исключением, а скорее типовым проектом. Например, еще на одной иллюстрации Афанасия Кирхера изображен план города Ниневия, тоже с высокой башней в центре:

Вид города Ниневия, Афанасий Кирхер

А. длинная сторона имеет протяженность 250 стадий (48км)B. широкая сторона имеет 90 стадий (17км)С. Дворец правителя Ниневии;

Ниневия – это древний город, с VIII—VII веков до н. э. столица Ассирийского государства. Находилась на территории современного Ирака (город Аль-Мосул), на левом берегу реки Тигр на холмах Куюнджик. И кое-что от того города еще осталось. Например, фризы, которые хранятся сейчас в Британском музее:

И размеры этого города совпадали с размерами Вавилона, по описанию Кирхера. И еще Александрийский маяк. Иллюстрация из рассматриваемой здесь книги  «Эскизы исторической архитектуры»:

О его высоте, правда, в книге не сказано (как и о высоте Вавилонской башни), только то, что он был очень высоким:

Этот маяк, также как и Вавилонскую башню украшала прекрасная наружная лестница, ведшая на самую вершину башни. Возможно, высокая башня была обязательным атрибутом любого античного или средневекового города, независимо от того, находился он возле моря или в глуби материка? Еще одна башня из книги А. Кирхера:

Китайская башня Новизония, Афанасий Кирхер

Информацию о том, что такое Новизония, не смогла найти. Что-то типа «Новой Амазонии»? Таких башен в Китае, а вернее в Китайской Тартарии  было много. Еще одна:

1Бирс Нимруд

Вавилон, как никакой другой древний город, на протяжении многих веков пленял фантазию людей. Название этого города было хорошо известно европейцам благодаря Библии. Упоминания Вавилона в книгах Ветхого завета в большинстве случаев связаны с военными столкновениями между вавилонянами и жителями Палестины. Завоевание Иерусалима и разрушение Храма Соломона были связаны с Вавилоном и его царем Навуходоносором II, предпринявшим в 597 и 587 годах до н. э. походы в Палестину и угнавшим в вавилонский плен много жителей Иудеи. Самым популярным из этих библейских сказаний стало повествование о сооружении и разрушении Вавилонской башни. «На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с Востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город (и башню). Посему дано ему имя Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Бытие 11, 1−9).

Существовала ли Вавилонская башня на самом деле? И если да, то как она выглядела? Эти вопросы занимали людей в самые разные времена. В Средние века о землях Месопотамии в Европу поступали лишь весьма скудные сведения. Правда, попадавшие туда европейские путешественники неизменно пытались отыскать известную по Библии Вавилонскую башню. Такое путешествие было чрезвычайно трудным и изнурительным. Оно могло быть совершено верхом на лошади или осле либо пешком, но в любом случае требовались крепкое здоровье и большая выносливость. К тому же, путь проходил по местам далеко не спокойным. Чтобы попасть в Двуречье, следовало пересечь либо Малую Азию, либо сирийско-арабскую пустыню, то есть области, которые контролировались кочевыми племенами. К европейцам они относились враждебно. Первым путешественником, оставившим краткое описание развалин Вавилона, был испанец Веньямин из Туделы, живший в Наварре и между 1160 и 1173 годами совершивший путешествие на Восток. Его привело сюда, помимо научного любопытства, данное ему поручение пересчитать еврейские общины, осевшие в Двуречье. Так как довольно крупное еврейское поселение такого рода находилось поблизости от древнего Вавилона, то он побывал там и увидел вместо города развалины. Веньямин попытался отыскать Вавилонскую башню и принял за нее один из самых больших холмов — вероятно, Бирс Нимруд. Описание путешествия, составленное Веньямином, в свое время не получило никакого отклика. На протяжении нескольких веков оно продолжало оставаться единственным свидетельством.

Дальнейшие письменные известия о путешествиях в Месопотамию, дошедшие до нас, относятся к XVI веку. Это были большей частью случайные визиты дипломатов и купцов, но кое-кто из них оказался достаточно наблюдательным и сумел хорошо описать увиденные им страны. Особенно хорошо это удалось немецкому врачу Леонхарду Раувольфу, который посетил Восток между 1573 и 1576 годами. Он пытался найти следы, которые должны были остаться от Вавилонской башни, однако на месте, традиционно отводимом Вавилону, ему ничего не удалось обнаружить. За Вавилонскую башню путешественники принимали в дальнейшем одно из двух крупных городищ, расположенных относительно недалеко друг от друга. На самом деле они представляют собой сохранившиеся поныне остатки башни в Акаркуфе западнее Багдада и руины Борсиппы, именуемой ныне Бирс Нимрудом, юго-западнее Вавилона. Под обоими холмами действительно погребены, как правильно поняли путешественники, остатки храмовых башен. Но и в том, и в другом случаях речь идет не о самой Вавилонской башне, а лишь о постройках, похожих на нее.

2Телль-Бабиль

Внимательным наблюдателем оказался итальянский дворянин Пьетро делла Валле. На Восток его привело паломничество к Гробу Господню, и он годами путешествовал по Египту, Сирии, Месопотамии и Ирану. Свои наблюдения делла Валле опубликовал в 1650—1653 годах в Риме, очень образно и красочно рассказав об увиденном и пережитом. В 1616 году он достиг Вавилона, где обнаружил колоссальную четырехугольную башню, чьи углы были обращены к четырем сторонам света. Строительным материалом для башни послужили высушенные на солнце кирпичи. Но при этом попадались, в особенности в местах, служивших опорой, кирпичи такой же величины, но обожженные в печи. Он измерил шагами периметр башни и сравнил полученный результат с размерами Вавилонской башни, приведенными Страбоном. Пьетро делла Валле принял за остатки Башни городище Бабиль на северо-востоке Вавилона. На самом деле там находился Летний дворец-крепость Навуходоносора II.

Вавилонский мост

Жаль, не описано, как они сооружали опоры под водой. В настоящее время, чтобы соорудить что-то под водой используют способ, названный коффердам, что в переводе с голландского означает дамба-сундук. И вот так примерно это выглядит:

Т.е. берут металлическую конструкцию, погружают ее в дно водоема, откачают изнутри воду и работают в сухом пространстве, затем после окончания работ убирают металлическую конструкцию. Все не вручную, конечно. Но Вавилонский мост, хоть и назван чудом, все же был далеко не единственным мостом в древности. В давние времена умели создавать даже искусственные острова , о чем уже писала в статье «Античные порты и затонувшая Атлантида» , но возвращаемся к описанию Вавилона.

Падение Вавилона

«Золотой город», «слава царств» и «красота Халдеи», как утверждали древние пророчества, был разрушен. «Как львы зарыкают все они, — предвещал великий пророк Иеремия, — и заревут как щенки львиные. Как сделался Вавилон ужасом между народами!».

Вавилон когда-то начал строительство башни, которая стала символом гордыни и богоборчества. Вавилонскую башню пытался строить Нимрод – сын Куша и внук Хама. Нимрод — царь, владения которого составляли «Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар» (Быт. 10:10). Башня строилась, чтобы встать вровень с Богом и избежать нового всемирного потопа. Но стройка так и не была окончена, а пришла в запустение, как и все подобные проекты.

Питер Брейгель «Вавилонская башня»

Святитель Николай Сербский пишет:

Эдем в Ираке

Есть предположение, что Ноев ковчег лежит на горе Арарат, а райский сад шумел на землях Месопотамии. Даже в религиозной литературе встречаются утверждения, что Эдем находился именно там, в месте слияния двух рек. Здесь же процветал и некогда знаменитый город Вавилон, что в переводе с местного наречия означало «врата рая». Но в истории тех мест столько переплетений, что даже не все историки могут в них разобраться. Вавилонскую цивилизацию нередко называют и по-другому: Шумеро-Аккадской. Где в наше время находится Вавилон? Это место известно многим туристам. Любители древней истории сожалеют, что от некогда великого города мало что осталось, но посмотреть на его руины, прогуляться по священной («божественной») земле, прикоснуться к многовековым камням может каждый.

История

История Вавилонского царства представляет собой целую череду драматических взлетов и падений, восстаний и завоеваний, сами древние вавилоняне не раз были, как в роли завоевателей, так и завоеванных.

Началось все примерно в ХХ веке до нашей эры, согласно легенды, основателем легендарного города был не менее легендарный царь Нимрод, правнук самого Ноя. Он же начал строительство той самой Вавилонской башни, достройкой которой занимался уже гораздо позже другой великий вавилонский царь Навуходоносор ІІ.

Очень скоро Вавилон возвысился над другими городами Междуречья и стал столицей могущественного царства, объединившего всю Нижнюю и значительную часть верхней Месопотамии. Этот период характеризуется расцветом городской культуры, литературы, искусства, юриспруденции (так, в это время был создан знаменитый кодекс законов вавилонского царя Хаммурапи, величайший юридический памятник законов древности).

В 1595 году до н. е. в Месопотамию вторгаются воинственные кочевники хетты, которые захватывают власть над Вавилоном. И вместо того чтобы разрушить уже развитую к тому времени вавилонскую цивилизацию кочевники в ней ассимилируются, постепенно перенимая культурные традиции вавилонян. Их правление в относительном мире продлилось более 400 лет, пока на арену истории не вышла новая могущественная, и к тому же весьма воинственная держава древнего мира – Ассирия.

Ассирийцы прославились невероятной жестокостью к покоренным народам и скверной привычкой стирать с лица земли целые города, но когда ими было завоевано вавилонское царство, его столицу, прекрасный Вавилон они не тронули, а напротив, присвоили городу особый статус, многие ассирийские цари даже занимались восстановлением его древних храмов и постройкой новых.

Но вот пришла очередь падения ассирийского царства, которое держалось исключительно на силе и страхе покоренных народов. Но ничто не может длиться вечно, и в один прекрасный момент началось всеобщее восстание против ассирийского господства, которое возглавил будущий вавилонский царь Набопаласар. Восстание увенчалось успехом, некогда грозная Ассирия пала, и с ее падением начался новый период расцвета Вавилонии. Вершины своего могущества Вавилон достиг во время правления сына Набопаласара, очень деятельного и энергичного царя Навуходоносора ІІ.

Навуходоносор проводил активную внешнюю завоевательную политику, в частности во время его правления была завоевана Иудея, а сами евреи были насильственно переселены в Вавилонию. Этот период их истории, известный как «Вавилонский плен» ярко описан в Библии.

Помимо Иудеи были окончательно завоеваны Сирия и Палестина. Сам город Вавилон был значительно перестроен, он еще больше увеличился в размерах, став крупнейшим культурным, торговым, экономическим центром в тогдашнем мире. О нем с восхищением писали современники.

Коран и исламские традиции

Хотя она и не упоминается по имени, в Коране есть история, схожая с библейской историей о Вавилонской башне, хотя и установленной в Египте Моисея. В сурах 28:38 и 40: 36-37 фараон просит Амана построить ему глиняную башню, чтобы он мог подняться на небеса и противостоять Богу Моисею.

В другой истории, в Суре 2: 102, упоминается имя Вавилон, но рассказывается о том, когда два ангела научили народ Вавилона фокусам магии и предупредили их, что магия — это грех, и что их обучение магии — это испытание веры. Повесть о Вавиле более полно появляется в трудах Якута (I, 448 и далее) и Лисана эль-Араба (XIII. 72), но без башни: человечество было захлестнуто ветрами в равнине, которая впоследствии была названа «Вавилон», где Аллаху были назначены их отдельные языки, и затем они снова рассеялись таким же образом.

В «Истории пророков и царей», к девятому веку мусульманскому историку аль-Табари, приводится более полная версия: в Нимроде построена башня в Вавилоне, Аллах разрушает ее, а затем смешивается язык человечества, бывший сирийский. на 72 языках. Другой мусульманский историк тринадцатого столетия, Абу аль-Фида, рассказывает ту же историю, добавляя, что патриарху Эберу (предку Авраама) было позволено сохранить первоначальный язык, в данном случае иврит, потому что он не будет принимать участие в строительстве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector