Иисус открыто проповедует в храме

Содержание:

Основы учения Иисуса Христа

Верить в Отца небесного. За всю земную жизнь Он ни разу не назвал себя Богом, а лишь сыном Божьим и человеческим. Наследовал Человечеству единственную молитву: «Отче наш». Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твоё; Да придет Царствие Твоё; Да будет воля Твоя и на земле, как на небе; Хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твоё есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. В ней скрывается вся суть Его учения, которая совершенно не схожа с тем, что проповедуют другие религии (они намного сложнее, как раньше, так и сейчас). Общаться с внутренним Богом, Отцом. У других религий есть внешний идол для поклонения. Все наставления Иисуса Христа учат нас этому общению

Важно приготовить тело и душу к его приходу. «Заповеди любви»: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, посту­пайте и вы с ними»

«Не судите, чтобы и вы не были судимы, ибо каким судом судите и какою мерою мерите, так будет отмерено и вам» «Да будете сынами Отца ва­шего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных… Итак, будьте со­вершенны, как совершен Отец ваш Небесный» «Заповеди блаженства»: Блаженны нищие духом, ибо их есть царствие небесное; Блаженны плачущие, ибо они утешатся; Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю; Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся; Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут; Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят; Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими; Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство Небесное; Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески злословить за Меня; Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. Другие заповеди: Не творите милостыни напоказ; Не молитесь напоказ; Не поститесь напоказ; Прощайте, и будете прощены; Не думайте о земных богатствах; Не служите двум господам; Не судите, да не судимы будете; Не позволяйте поругания святынь; Просите, и дано вам будет; Поступайте с людьми так, как бы вы хотели, чтобы они поступали с вами. Учил об условиях вступления в Царство Небесное. Основа Спасения – искренняя вера в Иисуса Христа и праведная христианская жизнь.

Учение Господа было надрелигиозным. Он никогда не спорил по поводу веры с другими или о существовании Богов, которым они поклонялись.

Интересные факты

Согласно преданиям мусульман (которые почитают Христа не как Сына Божьего, а как одного из пророков), Иисус (или Иса) сотворил первое чудо, еще находясь в утробе Девы Марии. Это произошло в день родов, когда Богородица уже совсем обессилела от боли. Тогда Иса указал женщине на родник, сотворенный Богом, и на финиковую пальму, усыпанную плодами. Вода и финики подкрепили силы Марии и облегчили страдания в родах.

Иконы Девы Марии

На некоторых иконах Богородицу изображают с цветками лилии в руках. Этот цветок выбран не случайно: лилия считается символом целомудрия, чистоты и непорочности.

Описание внешности Девы Марии сохранилось в работах церковного историка Никифора Каллиста. Судя по записям этого человека, Богородица была среднего роста. Волосы Девы отливали золотом, глаза же, живые и быстрые, были цвета маслин. Также Никифор отметил «сочные губы, дугообразные брови и длинные руки и пальцы» Марии.

Киево-Печерская лавра

После земной смерти Богородицы остались несколько мест, которые, по преданию, считаются уделами Девы Марии. Это гора Афон, Киево-Печерская лавра, Иберия (сейчас это территория Грузии) и Серафимо-Дивеевский монастырь. Считается, что молитвы, прочитанные в одном из этих уделов, непременно будут услышаны Богородицей.

8 декабря — день непорочного зачатия Девы Марии — в некоторых странах даже объявлен нерабочим днем. Из европейских стран такое решение приняли Италия, Австрия, Швейцария, Испания. В этот день в католических костелах и православных храмах ведутся богослужения и читаются молитвы. Также этот день считается выходным в Аргентине и Восточном Тиморе.

Гора Афон

Несмотря на то, что гора Афон считается одним из земных уделов Девы Марии, женщинам не разрешается проходить на территорию монастырских комплексов. Это правило даже закреплено законодательно, а нарушительниц ждет суровое наказание (вплоть до тюремного заключения). Однако этот запрет дважды нарушался: во время гражданской войны в Греции (тогда женщины и дети укрылись в лесах на склонах горы) и в период турецкого владычества над этими территориями.

Сущность учения Иисуса Христа в благодати

Никогда закон Моисея не имел цели сделать нас праведными. Закон лишь указывал на грех и осуждал. Именно поэтому Иисус Христос учит нас благодати, которая открывает нам оправдание через веру и жизнь верой. Закон же не имеет никакого отношения к вере:

«Закон же не имеет никакого отношения к вере, ведь в нем сказано: «Только тот, кто исполнит все предписания Закона, будет жить».» (Гал 3:12)

Благая Весть открылась в Иисусе Христе: «Христос избавил нас от проклятия Закона, приняв проклятие вместо нас на себя, потому что сказано: «Проклят тот, кто повешен на дереве». Все это было для того, чтобы благословение, обещанное Аврааму, через Христа Иисуса было дано и язычникам, чтобы и мы получили обещанный дар Духа за веру.» (Гал 3:13-14)

Единодушное свидетельство ранних христианских руководителей

Если пустая гробница и воскресение были вымыслом, почему тогда хотя бы один из учеников не откололся от остальных и не создал свою версию христианства? Или почему хотя бы один из них не поведал миру о том, что заявление учеников ― ложь? Власти Храма охотно заплатили бы любые деньги тому, кто мог предоставить подобную информацию. Если же деньги не были достаточным стимулом, почему какой-нибудь предприимчивый человек не мог доказать, что история с воскресением является ложью, чтобы привлечь к себе учеников и стать лидером нового культа? История показала, что эта роль всегда была весьма популярной, и описанная ситуация была для этого прекрасной возможностью.

Без исчерпывающих и убедительных доказательств воскресения трудно объяснить неизменное единство ранних христианских руководителей, особенно в свете человеческой склонности к собственному продвижению. Тот факт, что все они были преданы истине провозглашаемой ими вести, является единственным объяснением их единству и отсутствию каких-либо разоблачений. Те, кто лгут ради личной выгоды, обычно не держатся вместе долгое время, особенно в том случае, когда трудности заслоняют собой выгоду.

Жизнь Иисуса в Тибете

После пришёл проводник и повел его дальше, волхву туда было идти еще рано. Через Гималаи проводник провел Иешуа в область Кайлаша, где в сокровенной долине расположена была школа основанная Изидой.

Долина питалась теплыми источниками и была велика, а школа эта была очень стара. И сотни учеников уже учились в ней. Пришла пора и для Иешуа учиться в группе соучеников, специально по качествам подобранных для обучения с ним.

И еще три года учился Иисус в тайном монастыре Тибета премудростям звездных странников беря знания из рук самых высших посвященных. Он вспомнил как проложил свой путь, как прожил прежние жизни, полные смерти, гонений и великой мудрости, а главное вспомнил о своем решении провести эту жизнь подвигом и умереть на кресте.

Годы жизни Христа в Индии и Персии

Три года ходили они по землям Индии и Персии. Пройдя много городов, нашли она практически полное падение мировых религий востока и уничтожение нравственности на всем протяжении некогда прекрасных стран. Три года проповедовали они ища в глазах людей искры Духа и не находили. Падение народов было неизбежно.

Три года спустя звезда вновь склонилась к горизонту. Пора. Иешуа покинул своего друга и брата, наставника волхва и направился в Палестину. Судьба его была решена и Дух звал на подвиг. Он должен был народу Израиля дать всё что познал, заранее уже понимая, что не возьмут. И он пошел.

Крещение и путешествия по Израилю

Войдя в Палестину, Иешуа стал тут же проповедовать на площадях и тут же ученики появились вкруг него. Он ходил с ними из города в город, всюду предлагая свои услуги плотника, фактически он волонтерил и ученики его тоже — работали за кров и пищу. А когда труды заканчивались, шли они на площадь и проповедовали. Так собирались те, кто учились у него. И учил он самых бедных и обездоленных, тех, кому некуда было идти кроме как с ним.

Придя на Иордан, Иешуа нашел Иоана Крестителя и принял его воду, сказав о Духе. И ученики Иоана приняли его как пророка и Учителя. Очень быстро число преданных учеников Иешуа стало более 50. Но звезда стояла над горизонтом и ему надо было в путь.

Ему оставалось жить недолго, он знал точно день смерти своей. Он хотел успеть сказать народу Израиля самое главное слово, соль учения своего. Но часто его не слушали и были те, кто и против выступал. Иешуа говорил всегда кратко и в суть, так уже не говорят, да и тогда это было поразительно и воздействовало на слушателей как удар молнии.

Короткие словестные формулы Иешуа заставляли людей замирать и задумываться. Но мощнее воздействовала его мысль. Тренированная мысль и воля обращала людей к простоте и чистой жизни, и почти каждый кто услышал его проповедь возле него тут же выбирал, следовать этому голосу внутри или оставить и пойти своей дорогой. Так Иешуа разделял всех на хитрецов и праведников.

Другие смертные грехи и добродетели

Своего рода список грехов, именуемых «смертными», то есть особо тяжелыми, предложил Папа Римский Григорий Великий около 590 г. Впоследствии понятие «семи смертных грехов» распространилось на склонном к некоторой рационализации христианском Западе.

«Семь смертных грехов и четыре последние вещи» картина нидерландского художника Иеронима Босха

На Востоке же считали ведущим к умиранию души, то есть смертным, любой грех, как удаляющий от Бога, так что «списки грехов» такого рода не очень приветствовали.

Интересный фактВ России о семи грехах, делающих грешника повинным вечной смерти, заговорили примерно с XVIII в.

Сейчас обычно принято считать, что к таковым относятся:

  • гордость, по слову свт. Игнатия (Брянчанинова), «до самообожания»;
  • зависть, переходящая в злодеяния ближним;
  • чревоугодие;
  • блуд;
  • гнев;
  • сребролюбие;
  • уныние, отчаяние, опасные тем, что отвращают от человека возможность покаяния, удаляют от Бога.

Свт. Игнатий (Брянчанинов) также называет добродетели, противоположные смертным грехам: например,

  • гордыне, унынию противостоит смирение;
  • чревоугодию – воздержание;
  • блуду – целомудрие;
  • сребролюбию – нестяжание;
  • зависти, гневу – кротость, любовь к ближнему.

Творя дела, противоположные грехам, соответствующие добродетелям, христианин достигает спасения. Легко сказать, да трудно сделать. Фактически на этом пути совершенно неизбежны падения, поэтому необходима помощь Божия, подаваемая через Таинства.

Народ не дождался Мессии

Фото: Radiovera.ru Почему же те люди, которые толпами ходили за Господом, видели чудеса, которые Он творил для них, вдруг так легко отвернулись от него? Отчего не стали перекрикивать толпу, посылавшую Его на смерть?

Возможно, и это одна из версий, Он не оправдал их ожиданий. Евреи считали, что Он является Мессией, который станет лидером, освободит Израиль от власти язычников, сделает его великим и весь мир станет уважать их государство. Но вместо того, чтобы силой отнять власть у царя Ирода и изгнать римлян, поработивших израильтян, Христос призывал евреев к покаянию и молитве. Он проповедовал смирение и милосердие, а не войну и насилие.

В результате: те, кто еще несколько дней назад на входе в Иерусалим кричали «Осанна сыну Давидову», через несколько дней кричали у дворца наместника Понтия Пилата «Распни, распни Его!».

Иисус Христос и закон Моисея

Третье. Всё последующее учение Иисуса Христа в Нагорной проповеди, противопоставляет закону Моисея жизнь верой.

Там, где есть условия — там есть закон. А там, где есть закон — там нет благодати. Потому что условия или требования закона всегда подразумевают проклятие, осуждение и наказание за невыполнение заповедей:

«Ведь тот, кто исполнил весь Закон, но в чем-то одном оступился, виновен в нарушении всего Закона.» (Иакова 2:10)

«И наоборот: кто полагается на дела Закона, тем грозит проклятие, потому что «проклят всякий, кто не исполняет постоянно всего того, что написано в книге Закона».» (Гал 3:10)

Животные

Согласно христианскому учению это – существа низшего порядка по отношению к человеку, не имеющие бессмертной души. Однако, христиане полностью признают правоту мудрого Соломона, сказавшего: «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (Притч. 12:4). Пример доброго отношения ко всему живому, сотворенному Богом, показывали многие угодники Божии, например:

  • прп. Герасим Иорданский, которому служил лев;
  • прп. Сергий Радонежский, к келье которого часто приходил медведь, не только не трогавший подвижника, но евший из его рук хлеб.

А вот прп. Нектарий Оптинский, с которым в келье жил кот, необыкновенно любивший хозяина, с улыбкой говорил: «Преподобный Герасим Иорданский был великий старец, и потому у него был лев. А мы малы, и у нас – кот». Кот ли, лев, змей – животные всегда чувствуют человека как своего хозяина, поставленного на то Создателем. Чем христианин ближе к Богу, тем это чувство у «братьев меньших» сильнее.

С. Ефошкин. Преподобный Сергий. Весна.

Святыни

Святость, прежде всего, означает неотмирность, приобщение к Богу. Христиане твердо верят – мир, сотворенный Им, благ, прекрасен, достоин спасения, пусть даже поврежден грехом. Верующие почитают особые проявления Благодати в этом мире. Среди таковых:

  • изображения Бога, святых, Ангелов; запрещенные Ветхим Заветом, они стали возможны с Воплощением Христа как Человека;
  • честные останки угодников Божиих – мощи; пронизанные Духом еще при жизни, их тела сохраняют Благодать по кончине;
  • храмы, богослужебные принадлежности Таинств, облачение священно-церковнослужителей;
  • освященные хлеб, вода, елей.

Мощи преподобного Александра Свирского

А было ли затмение?

По Библейской версии во время распятия Христова, случилось полное затмение, но было ли оно? С давних времен ученые никак не могут определить, могло ли быть оно в день, месяц и год, когда распяли Иисуса Христа.

В различных художественных творениях великих мастеров отражена такая сцена – «распятый Сын Божий висит на кресте, раны его кровоточат, а вокруг мрак – словно затмение сокрыло солнце».

Директор обсерватории Ватикана Гай Консольманьо, в своем письме изданию RNS о.

На вопрос, в каком году распяли Иисуса Христа, есть несколько ответов, но есть ли среди них единственно верный?

В трех Евангелиях из четырех, имеются упоминания о том, что в момент смерти единственного сына Божьего небо потемнело. В одном из них написано: «Был примерно полдень, и тьма нависла над землей и длилась около трех часов, потому что свет солнца угас» — от Луки 23:44. А в новой Библии американского издания эта часть переводится как: «из-за солнечного затмения». От чего значение вроде бы не поменялось, но по мнению преподобного Джеймса Курзински, священника Римско–католической епархии Ла – Кросс штата Висконсин, попытки объяснить все с помощью науки, ничто иное как «побочное влияние жизни в эпоху современности».

Далее он сказал: «Всему описанному в Библии должно быть естественное объяснение, и мы начинаем это понимать только сейчас».

Узнать, в какое время распяли Иисуса Христа и имело ли место затмение, пытался даже Ньютон, но вопрос до сих пор актуален.

В Священном писании даются разъяснения, что казнь Сына Божьего на кресте выпала на день еврейского праздника Пасхи, который отмечается во время полнолуния весной. Но ведь для солнечного затмения нужна именно фаза новолуния! И это одно из несоответствий данной теории. Тем более мрак, опустившийся на землю во время распятия Иисуса из Назарета, был слишком долгим, чтобы быть простым затмением солнца, которое длится пару минут. Но если оно было не полным, то вполне могло длиться до трех часов.

Тем более, у людей того времени были неплохие познания относительно движений луны и солнца, и они могли с точностью предсказать такое явление, как затмение. Поэтому тьма, явившаяся во время распятия, не может быть им.

Таинства и обряды

Сейчас насчитывается 7 главных таинств.

Миропомазание

Крещение

Таинство – первое условие вхождения в Церковь. Христианин приобщается Богу, становится Его чадом, доверяет Ему свою жизнь.

Миропомазание

Совершаемое сразу по Крещении, оно – отдельное Таинство. Через помазание благодатным миром новый христианин получает дары Святого Духа. Таинство совершается единожды. Исключение долгое время составляли цари, получавшие второе помазание при коронации.

Евхаристия

Сейчас существует практика Причащения новокрещенных или сразу по Крещении, или на другой день. Ведь это Таинство соединяет с Богом через вкушение Его Тела и Крови под видом хлеба и вина. Оно установлено Самим Христом во время Тайной Вечери, трапезы с Апостолами, накануне Его взятия на Распятие.

Покаяние (исповедь)

Исповедь (покаяние) — это таинство восходит к Апостолам, в нем, под условием искреннего раскаяния грешника, он освобождается от грехов, получает силу для исправления своей жизни.

Соборование (елеосвящение)

Также возникшее в Апостольский век, оно представляет собой семикратную молитву над больным с помазанием его освященным маслом – елеем. Проходить Елеосвящение ежегодностараются также физически здоровые христиане – ведь Таинство врачует не только физические, но духовные недуги, от которых не свободен никто.

Священство

Это древнее Таинство, когда через возложение рук архиерея подается благодать Духа тому, кто получает право сам совершать Таинства.

Главный свод религиозных догматов христианства

Их кратчайшее изложение содержит Символ Веры. Большие, бесконечно глубокие тексты – Евангелия, Деяния Апостолов, их Послания. Не случайно отрывки из них постоянно читаются за богослужениями. Всякий читающий, слушающий находит ответы на жизненные вопросы, но главное – вступает в духовное общение с Самим Христом, Его святыми.

Символ веры

Это не молитва, а исповедание – точное изложение того, во что христиане верят, чему последуют. Текст, ныне принятый Православной Церковью, называют Никео-Царьградским, так как он окончательно сложился на Первом (в г. Никея, 325 г.) и Втором (в Константинополе, или Царьграде, 381 г.) Вселенских Соборах.

В Символе – 12 частей, или «членов».

Они содержат краткие установления, выражающие истины веры – догматы:

  • веру в Бога Отца, Создателя мира:
  • в Иисуса Христа, Сына Божия, родившегося на Земле от Девы Марии, распятого, воскресшего, вознесшегося на небо, откуда Он придет снова – судить мир;
  • в третье Лицо Св. Троицы – Святого Духа;
  • христианин также исповедует веру в саму Церковь, Крещение, грядущее всеобщее воскресение, «жизнь будущего века».

10 заповедей (заветов) христианства

Понятие «Декалога», или Десяти заповедей, относится ко временам Ветхого Завета. 10 постулатов, составивших основу иудаизма, были переданы Самим Богом пророку Моисею на горе Синай, а написаны на каменных плитах – скрижалях.

Моисей получает Скрижали Завета

По слову Иисуса, Который пришел «не нарушить Закон, но исполнить» (Мф.5:17), христианство признает эти заповеди. Вот они (Исх. 20:1-17):

  1. «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;не поклоняйся им и не служи им…
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно…
  4. Помни день субботний, чтобы святить его;шесть дней работай и делай всякие дела твои,а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему…
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай до́ма ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».

Наряду с этими заповедями, которые удерживают человека от зла, Господь также предлагает новые, не отменяющие, а углубляющие прежние, например:

  • заповеди о почитании Бога, отказе от кумиров понимаются не только как запрет почитания языческих идолов, но также – как свобода человека от мирских пристрастий;
  • запрет на убийство, прелюбодеяние включает запрещение не одних действий, но даже мыслей о них – гневающийся уже стал человекоубийцей.

А вот заповедь, которую Господь называет «новой», и действительно – в Ветхом Завете ее нет: «Да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин.13:34).

Господь не раз говорит о том, что необходимо:

  • избегать осуждения;
  • молиться за врагов, не мстить, воздавая злом за зло;
  • прощать согрешающему «до семижды семидесяти раз».

Это – условие принятия Богом молитвы христианина. Данная Самим Господом молитва, по первым словам именуемая «Отче наш…» содержит такое прошение: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Следовательно, имеющим злобу на ближних не будут прощены и их грехи.

Сущность учения Иисуса Христа в Нагорной проповеди

Нагорная проповедь

Первое. Говоря о заповедях блаженства, Господь говорит не о будущем благословении, которое нужно заслужить, а утверждает истину: «Блаженны такие-то». Кто является благословенным в глазах Божьих — это люди, которые осознают свою духовную беспомощность и зависимость от Бога во всем, и потому не полагаются на себя. Они «нищи» или «бедны» внутренне, не имея в себе самих способности угодить Богу и понимают это. Их вера не фанатичная. Они сознательно выбирают переносить скорби и лишения, несправедливость и гонения за веру в Иисуса Христа. Их сердца открыты для Бога и Его мира. По сути это люди, которые прежде всего ищут Божьего Царства и праведности Христа. Именно таких людей Иисус называет блаженными или счастливыми — греческое слово: «μακάριος — макариос».

Второе. Люди, которые ищут прежде всего Бога, являются светом для этого мира

При этом нам важно понимать, что истинный свет — это не наши добрые дела, а свет Иисуса Христа в нас:

«Иисус снова заговорил с ними: «Я — свет миру. Тот, кто пойдет за Мной, не будет блуждать во тьме — с ним будет свет жизни».» (Ин 8:12)

Именно когда мы следуем за Иисусом Христом, тогда Его свет светит через нас. Религия и закон учат нас светить своими добрыми делами. Но люди незнающие Бога тоже творят добрые дела.

Проводя время в общении со Христом, мы станем творить дела, которые творил Иисус. И тогда люди будут видеть в нас свет Иисуса Христа. И станут хвалить и прославлять не нас, а Бога.

Проблемы христианства (история и современность)

К их числу можно отнести:

  • непреодоленность церковного раскола (католики, православные, протестанты);
  • подверженность множества христиан влиянию «духа времени»; все чаще ставятся под сомнение основы веры, учения Господа, которое пытаются сделать «удобным» для секуляризированного человека;
  • существует проблема гонений, как прямых, подобных древним, когда в нехристианских странах гибнут миссионеры, убитые иноверцами, так скрытых: веру не запрещают, ноограничивают право, например, носить нательный крест, заставляют согласиться с чуждыми вере «ценностями» (однополые браки, ювенальная юстиция);
  • не все благополучно там, где вера возродилась за последние десятилетия; например, в России количество называющих себя «православными» много больше половины населения, но постоянно посещают храм единицы, при этом сильны антицерковные настроения.

Словом, к современному миру вполне применимы слова естествоиспытателя, философа Блеза Паскаля:

Наталья Сазонова

В чем заключается вера и какое значение имеет для человечества

Итак, христианство:

  • исповедует Бога не просто как Единого (подобно иудаизму, исламу), но как Любящего;
  • указывает человеку путь спасения, соединения с Ним.

Духовные ценности

К их числу можно отнести:

  • найденный христианством смысл, цель жизни человека – единение с Богом;
  • нравственные заповеди, основанные на любви к человеку – образу Божию;
  • особое представление о человеке – со-творце Бога; именно благодаря ему появились великие произведения живописи, архитектуры; а к XVIII в. – возникла наука.

Чем отличается философия от религии христианство?

Философы изучают наиболее общие закономерности развития человека, его разума, становления общества, развития науки.

Благодаря христианству до наших дней существует ее особое направление, христианская философия – осмысление постулатов учения, культа, Священного Предания. Однако, философия – рациональное, «от человеческого ума», осмысление мира. Со времен ее возникновения ни одно философское учение не претендовало быть религией.

Впрочем, занятие философией очень часто приводит пытливого мыслителя к вере.

ЛУКИАН, сатирик и безбожник

Какие еще знаменитые свидетельства можно привести? Существует свидетельство Лукиана – сатирика, безбожника, жившего во II в. Его называют «Вольтером классической древности», и даже Энгельс усматривает в нем плоско-рационалистическую точку зрения. У Лукиана есть сочинение «О кончине Перегрина», или «О смерти Перегрина», где под именем Перегрина подразумевается конкретная историческая личность. Перегрин занимается тем, что входит в доверие к христианам, а потом ведет себя так, что его изгоняют из общины. И вот что пишет Лукиан о христианах:

«Так до сего времени они чтут того великого мужа, который был распят в Палестине за то, что ввел в жизнь этот новый культ». И вот характеристика христиан: «Эти безумцы убеждены, что они бессмертны, что будут жить вечно, поэтому они презирают смерть и идут на нее добровольно. Их первый законодатель им внушил, что они друг для друга братья с тех пор, как они отреклись от эллинских богов. Они обожают своего распятого мудреца и живут по его закону. Они с презрением смотрят на земные блага и считают их общим достоянием. Но это учение ни на чем не основано. Достаточно какому-нибудь обманщику, желающему использовать их положение, прийти к ним и объявить себя христианином, чтобы сразу же разбогатеть, что нисколько не мешает ему смеяться в глаза этим простакам».

Таким обманщиком и был выведенный в сатире Перегрин.

Символы – Рыба, Крест и другие атрибуты христианства

Они сложились за первые века Церкви, когда гонимые христиане должны зачастую были узнавать друг друга по особым знакам. Это были:

  • рисунок рыбы; греческое слово «ихтис», означающее ее, одновременно было как бы монограммой имени «Иисус Христос»;
  • крест – этот символ особо ненавидели язычники, так как крестная казнь считалась самой болезненной, позорной; тайным, в отличие от рыбы, символ не был; напротив, осенив себя крестом христиане бестрепетно шли на казнь, желая пострадать за Спасителя;
  • агнец – такое изображение Господа под видом ягненка часто встречается в римских катакомбах;
  • хрисма – монограмма имени Христа; до сих пор ее можно видеть на некоторых богослужебных одеждах, на иконах.

Запреты

Основная цель ограничений – не дать христианину «утонуть» в пучине мирской суеты, подготовить его к Царству Небесному. Действующие запреты можно условно разделить на:

  • общего характера, восходящие к Ветхому Завету (это запреты почитания ложных богов, убийства, воровства, прелюбодеяния, другие); при этом христианство запрещает не только грехи, но также греховные помыслы, которые необходимо отсекать;
  • пищевые ограничения, действующие в определенные дни – среду, пятницу каждой седмицы, а также во время многодневных постов; кроме того, существуют правила воздержания перед главным Таинством, Причастием; ограничения этого рода могут послабляться, если верующему воздерживаться не позволяет здоровье, однако, это нужно согласовать со священником;
  • запреты, касающиеся брачных отношений – например, запрещены брачные союзы близких родственников, вступление в четвертый брак;
  • действуют особые правила по отношению священству – канонические препятствия к рукоположению, запреты, нарушение которых ведет к «извержению из сана».

ЦЕЛЬС, римский публицист

Следующее свидетельство принадлежит современнику Лукиана – Цельсу (тоже II в.). Цельс – это фактически богохульник, который хулил христианство. Существует знаменитое сочинение Оригена «Против Цельса», в котором приведены цитаты из сочинений этого человека («Против Цельса», гл. 7, стих 9):

«Многие анонимные проповедники, пользуясь каждым удобным случаем, учат в храмах или вне храма без малейшего стеснения. Другие обходят города и места расположения войск, собирают пожертвования и говорят толпе, делая телодвижения, как одержимые духом пророчества. Они обыкновенно выражаются так: я бог, или я сын божий, или я божественный дух, или я прихожу, ибо миру суждено погибнуть, и вы, люди, погибнете из-за своих грехов, но я желаю вас спасти, и вы снова меня увидите возвращающимся с небесными силами. Блажен, кто теперь меня чтит. Всех же других я ввергну в вечный огонь с их странами и городами. Тщетно станут раскаиваться и стенать те, кто не верит в ожидающие их кары. Но я сохраню навек тех, кто мне верит». Все это Цельс вкладывает в уста христианских проповедников, а дальше он пишет уже от себя:

«К таким заманчивым обещаниям они присоединяют и другие – непонятные, фантастические, таинственные, до того безрассудные, что даже ученый не мог бы найти в них смысла. Но они открывают широкий простор произвольным и лицемерным толкованиям любого глупца или обманщика».

Что содержит Священная Книга

Так называемый христианский канон – список признаваемых священными книг, складывался на протяжении нескольких первых веков жизни Церкви.

Ветхий Завет

Это так называемый Танах: Тора (первые пять книг прор. Моисея), писания пророков, и учительные, молитвенные тексты.

Впоследствии:

  • православные церкви признали каноническими книги Танаха, а также Септуагинту – перевод Библии на греческий язык, сделанный 70 иудейскими толковниками (III-I вв. до Рождества Христова); таких книг 10;
  • католическая традиция не признала каноническими Вторую и Третью книги Ездры; во всем остальном состав книг Ветхого Завета не отличается от православного канона;
  • протестанты признали каноническими только книги Танаха.

Новый Завет

Его составляют 27 книг. Все они относятся к I в. от Рождества Христова.

Интересный факт
Считается, что раньше всего написаны Послания Апостола Павла, а самая поздняя книга – Откровение Иоанна Богослова (90-е гг. I в.). А вот четыре Евангелия появились в 60-е гг. I в.

Другая литература

Это – часть сокровища Церкви, именуемого Священным Преданием, текстами, которые несут традицию и вероучение, опыт. К их числу принадлежат:

  • Символ Веры;
  • богослужебные тексты;
  • правила Апостолов, Вселенских Соборов, общецерковно признанных Поместных Соборов;
  • творения святых отцов Церкви;
  • жития святых, другие письменные источники, с ними связанные;
  • исторические произведения об истории Церкви, написанные в первые века.

Богословие образа

К области Предания относится также так называемое «церковное искусство». Термин общепринятый, но неточный, так как чисто «эстетического», характерного для искусства содержания не несет ни иконопись, ни архитектура. Это всегда не просто приятная глазу красота, но – богословие в красках или камне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector