Мудрые притчи о боге, вере, молитве

Краткое содержание: идея, сюжет

Христос рассказывает о поступке младшего из двух сыновей «некоторого человека». Содеянное выглядит шокирующим даже сейчас, когда мало кто соблюдает Божию заповедь о почтении к родителям. Желая жить отдельно от отца, юноша требует от него «следующую ему часть имения», то есть то, что отошло бы сыну по кончине родителя. Митрополит Антоний Сурожский говорит, что это, по сути, требование к отцу:

Здесь не просто отсутствие любви, но предательство чувств отца взрастившего своего ребенка, отвержение его, предательство.

Бартоломе Эстебан Мурильо .»Блудный сын»

Уйдя «на страну далече», сын за краткое время расходует полученное, наконец, остается без гроша – вплоть до того, что вынужден наняться пасти свиней, но даже такая работа не дает пропитания. Он голодает, кажется, даже животные, которых он пасет, более сыты.

Вторая часть притчи – о том, как это падение на самое дно вдруг отрезвляет грешника.

Мурильо, Бартоломе Эстебан. Блудный сын в нищите

  • Сначала он сознает нелепость своего положения: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода» (Лк. 15:17). Почему? Просто по собственной глупости, бесчувственности.
  • Затем приходит осознание: он не просто поступил необдуманно, но «согрешил на небо» и пред родителем. Юноша принимает решение отправиться к отцу с покаянием. Он не видит себя достойным вновь стать сыном того, от кого сам же отрекся, но надеется хотя бы стать «наемником», слугой.

Дальше происходит неожиданное: оказывается, отец все это время ждал, надеялся на покаяние чада. Увидев его издали, он, престарелый, бежит навстречу, обнимает со слезами, даже не дослушивает давно заготовленные слова:

Слова «прими меня в число наемников твоих» сын проговорить не успевает: счастливый отец зовет слуг, требует принести лучшую одежду, обувь, а главное – перстень, знак того, что согрешивший снова становится хозяином этого дома.

Возвращение блудного сына. Бартоломе Эстебан Мурильо (1617-1682) 1670 гХолст, масло236.3 х 261 смНациональная галерея (Вашингтон)

Третья часть рассказа совсем кратка. Она уже не о прощенном грешнике. Речь о его старшем брате, все это время прилежно трудившемся. Вот и теперь, возвращаясь с поля под вечер, он с некоторым недоумением слышит радостное пение, клики, и узнает: брат вернулся и… удостоился даже пира в свою честь!

Как? Жгучая, так по-человечески понятная обида праведно, честно живущего человека, не дает ему разделить радость отца. Осуждать ли этого юношу? Многие толкователи считают: да, его чувства не чисты. Здесь зависть, злость, осуждение брата… Но – положа руку на сердце – не случалось ли почти каждому из нас переживать подобное состояние? Точно ли мы – праведнее старшего брата?

Заметим: отец не осуждает его:

  • он лично выходит из дома, уговаривая сына войти на пир;
  • а на слова обиды, гнева – не сердится, но… объясняет: «Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15:31-32).

Христос ничего не говорит, примирились ли братья, также ни слова – о том, какой оказалась потом судьба покаявшегося грешника. Все это оставлено на размышление слушающих.

Короткие притчи

Какие бы ни создавались притчи о семье, короткие или длинные, они всегда учат человека правильно относиться к жизни и ценить свою семью.

Однажды учитель спросил у учеников: «Чья мама выполняет много работы?» Ребята начали рассказывать, что делают их мамы, пытаясь расхвалить их.

И тут преподаватель спросил: «А как ваши мамы умудряются все это делать, ведь у них только 2 руки?» Ученики задумались, а учитель добавил: «Просто каждой матерью движет сила материнской любви. Именно это придает ей силу и могущество на Земле!»

Притчи о семье – это мудрость, проверенная временем.

Один мужчина хотел найти идеальную жену. Он заключал один брак за другим, но постоянно разочаровывался в женщинах. Когда мужчина состарился, ему повстречалась девушка его мечты. Он захотел жениться на ней и провести рядом с любимой остаток своей жизни. Но дама отказала ему. Почему? Просто она искала идеального мужчину.

Полюби болезнь свою…

Далеко не старик, ему дальше бы жить,
Не лежать под плитою могильной!
«Мы пытались с ним вместе болезнь победить,
Но, увы, медицина бессильна!»

«Что сразило внезапно его организм,
Только Господу — Богу известно,
Отпускаем домой!» и вручил эпикриз,
Самый лучший в округе профессор.

«Пусть покинет наш мир в окруженьи родных,
Не в казённой, унылой палате,
А в усадьбе своей, средь лугов заливных,

На манящем и тихом закате.

Так и сделали, бедного в дом занесли,
То в сознаньи, а то без сознанья,
Всё молили Иисуса: «Его исцели!
На тебя одного упованье!»

Сын, не спавший два дня, почерневший с лица,
Вдруг воскликнул: «О, Господи, браво!»
Срочно к одру отца он привёз мудреца,
Что отшельником жил за дубравой.

К изголовью припав, тот на ухо шептал,
Что не знаем, но очи открылись,
Очень скоро болезный хрипеть перестал,
Сердце снова ритмично забилось.

Сутки сладко он спал, утром есть попросил,
На восход за окошком, любуясь,
А когда погулять накопилося сил,
Воздух радости пил, не торгуясь.

Наконец отболел, месяц ясный подрос,
Этот вечный бродяга-скиталец,
То услышал от всех наболевший вопрос:
«Что такого шептал тебе старец?»

Он старался мне в ухо одно лишь твердить:
«Как очнёшься, то Бога восславишь!
Никогда не пытайся болезнь победить,
Ты её полюби и воспрянешь!»

«Я не понял вначале, ну как же любить,
То, что телу приносит страданье,
А потом перестал горевать и винить,
Полюбил и прошел испытанье!»

Да болезни у нас — испытанье Творца,
От последней черты остерёги,
Не мечись, не рыдай в ожиданьи конца,
А с любовью пройди по дороге…

Тема возвращения в романе Чарльза Диккенса

Сам писатель называл притчу прекраснейшим в истории людей рассказом. По крайней мере несколько его романов – как бы попытка заглянуть несколько дальше самой притчи, посмотреть, как может сложиться жизнь человека, однажды сделавшего неверный выбор, пусть вставшего затем на верный путь. Таков герой романа «Большие надежды», Пип. Он оставляет деревню ища лучшей доли, но, наконец, осознает, что именно там был счастлив. Однако возвращается он домой ко дню свадьбы некогда любимой им девушки, выходящей за другого: жизнь не повернуть, за выбор приходится платить.

Кадр из фильма по роману Чарльза Диккенса «Большие надежды» оригинальное название Great ExpectationsВеликобритания, США,2011Дуглас Бут в роли Пипа

Таков взгляд человеческий. Но иным образом смотрит на покаявшегося Господь.

Притча «Осел и колодец»

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками — ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно похороню».

Недолго думая, он позвал своих соседей — все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец

Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец

Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину — каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца!

Почтительность и благодарность

Среда, 24 Ноя 2021 0:14
Рубрика: Лента, Притчи

Просмотров:
3

Почтительность и благодарность

Жил-был один бедный юноша. У него ничего не было, кроме огорода, что достался в наследство от родителей. Но парню упорно не везло: никак ему не удавалось собрать на своём участке хороший урожай овощей.

Однажды юноша услышал про старца Нестория, который даёт дельные советы людям. Пришел юноша к старцу: «Достопочтенный и мудрый учитель, помоги мне наладить мою жизнь, — с поклоном обратился он к Несторию. — Никак я не могу выбиться из нищеты. Будь так добр, подскажи, что посеять на своём огороде, чтобы хоть что-то выручить с продажи?»

Поглядел на него ласково старец, подумал-подумал и сказал: «Не горюй, сынок. Иди домой и посей на своём огороде семена дыни. Судя по всему, лето будет жарким».

Посеял парень дынные семена и, действительно, урожай получился на славу — самые крупные и сладкие дыни в округе. Продал их юноша на рынке, деньгами обзавёлся.

Следующей весной, едва сошёл снег, он опять отправился к старцу. Пришёл в его обитель и спрашивает: «Скажи, что мне лучше посеять?»

Помолчал немного старец и ответил: «Посей, сынок, на своём огороде капусту. Похоже, лето будет дождливым».

Так всё и вышло, как он сказал. Летом беспрерывно лили дожди, и другие овощи, кроме капусты, вымокли. Зато капуста на огороде у парня выросла знатная. Отвёз он на базар свой урожай, с большой выгодой продал. А как только разбогател, сразу важным сделался, зазнался.

Пришёл он весной к старцу и говорит: «Ну-ка, старик, подумай хорошенько и скажи: что мне в этом году посеять?»

Вздохнул старец и сказал: «Чеснок сей».

Посеял парень чеснок. Осенью собрал урожай, разложил чеснок сушить на солнце, но тут зарядили дожди, и весь его урожай погиб. Прибежал парень к старцу и говорит в сердцах: «Ты дал мне плохой совет! Смотри, больше так не ошибайся!»

«Разве ты собрал плохой урожай чеснока?» — удивился старец. — «А что толку, если я за ним не доглядел? Говори, что мне теперь посеять?»

Помолчал старец, а потом говорит: «Явившись сюда в первый раз, ты назвал меня достопочтенным и мудрым, во второй раз уже не высказал никакого почтения, а в третий и вовсе нагрубил. Вот что я тебе скажу: прежде всего посей в своём сердце семена почтительности, дождись урожая, а потом приходи за советом. Земля, как и Бог, любит уважительных и благодарных. Иди, и как следует над собой потрудись».

Кувшинный человечек

Понедельник, 22 Ноя 2021 0:50
Рубрика: Лента, Притчи

Просмотров:
6

Кувшинный человечек

В далёкую старину, жил в одной деревне молодой парень по имени Таро. Был он бездельник, каких мало. С утра бродит по улицам и глазеет по сторонам.

Настало время осеннего сбора урожая. Все парни жали и молотили рук не покладая. Один Таро шатался по деревне, как ни в чем не бывало. Вдруг приметил он на обочине дороги глиняный кувшинчик. И целёхонький, ни трещины. Но что в нём шуршит? Верно, полевая мышь туда забралась.

Заглянул Таро в кувшин – и что же видит? Не мышь там прячется, не ящерица, не лягушка, а маленький человечек. Головёнка у него не больше каштана, а сам он, если на ноги встанет, будет ростом с гороховый стручок. Вот чудо!

Человечек заговорил голосом тонким-тонким, как писк цикады:
– Здравствуй, Таро! Вот мы и встретились. Возьми меня к себе домой жить.
– Что ж,– отвечает Таро,– пожалуй, возьму. Отчего не позабавиться?

Целый день играл Таро с Кувшинным человечком. Смеялся-смеялся, но к вечеру надоела ему новая забава. Не привык он долго одним и тем же заниматься.

На другой день опять пошёл Таро шататься по улицам. Солнце уже начало садиться, когда вспомнил он о Кувшинном человечке. Вернулся Таро домой, смотрит, а там какой-то долговязый верзила на полу развалился, руки-ноги раскинул… Кто бы это мог быть? Стал Таро вглядываться в незваного гостя. Словно он его уже где-то видел. Да ведь это Кувшинный человечек!

– Вот чудо из чудес! Как же ты так сразу, в один день, вырос? – спрашивает Таро. – Ещё вчера был меньше мыши, а теперь меня перерос.
– Все твоими трудами, друг мой, твоими заботами,– отвечает Кувшинный человечек.– Недаром я тебя из тысячи выбрал. Гуляй больше, я ещё и не так вырасту.
В первый раз в жизни призадумался Таро: что бы эти слова значили?
А Кувшинный человечек уже не гостем, а хозяином себя держит. Принеси ему то, подай это, да поживее.

На другой день Таро ушёл из дома раньше обычного. Сказать по правде, сбежал от своего гостя. Весь день бродил он по деревне без дела. Вечером вернулся; открыл дверь – и замер на пороге. В дом войти нельзя. Гость так вырос, что ему и одному в доме тесно.

Пришлось Таро спать под открытым небом. Всю ночь он думал, как от беды избавиться, – ничего придумать не мог. А наутро вот что случилось. Пришёл к нему сосед и говорит:
– Сын у меня заболел. Одному мне, старику, не управиться. Помоги в поле урожай убрать.
Не хотелось Таро за работу браться, но и отказать совестно. Взял он серп в руки, пошёл помогать старику соседу.

Вернулся он к себе домой поздно вечером, а гость почему-то вдвое меньше стал. Сидит в углу сердитый. В доме так хорошо стало, просторно.
– Ошибся я в тебе, Таро! Думал, ты стоящий человек: мухи с головы не сгонишь – так ленив. Ещё бы дня два ты поленился, я бы с гору вырос, до самых облаков. Ну чего ты серпом целый день махал? В гроб, что ли, меня вогнать хочешь?

«Э-э,– смекнул Таро, – вот оно в чём дело! Ну уж, завтра я так работать буду, что никто за мной и не угонится». Назавтра к вечеру Кувшинный человечек стал опять ростом с гороховый стручок.
– Прошу тебя, – запищал он плаксивым голоском. – Посади меня снова в кувшин да и оставь возле дороги. Поищу я себе другого хозяина, поленивее.

Таро так и сделал. Старые люди в деревне сказали: верно, это сама лень была и образе Кувшинного человечка. Может, и сейчас Кувшинный человечек лежит возле дороги, ждёт нового хозяина.

Пирог со снега

Фото

В 1938 преподобный Кукша Одесский в возрасте 63 лет был, как «служитель культа», брошен в лагерь на пять лет. Как все другие осужденные, он вынужден был работать на лесоповале по 14 часов в сутки, получая очень скудную пищу. Пожилой иеромонах терпеливо и благодушно переносил лагерную жизнь, старался духовно поддерживать окружающих его людей. Но все же временами силы оставляли его совершенно. И тогда Господь укреплял его, порой совершенно удивительным образом.

Вот что старец рассказывал в своих воспоминаниях: «Это было на Пасху. Я был такой слабый и голодный — ветром качало. А солнышко светит, птички поют, снег уже начал таять. Я иду по зоне вдоль колючей проволоки, есть нестерпимо хочется, а за проволокой из кухни в столовую повара носят на головах противни с пирогами — для охранников. Над ними вороны летают. Я взмолился: “Ворон, ворон, ты питал пророка Илию в пустыне, принеси и мне кусочек пирога”. Вдруг слышу над головой: “Кар-р-р!”, — и к ногам упал пирог: это ворон стащил его с противня у повара. Я поднял пирог со снега, со слезами возблагодарил Бога и утолил голод».

Благодарим издательство «Никея» за помощь в подготовке рубрики.

Короткие притчи об оскорблении

Внешний мир – жёсткая среда, которая постоянно сталкивает людей друг с другом, высекая искры. Ситуация конфликта, унижения, полученного оскорбления способна надолго выбить человека из колеи. Притча и здесь приходит на помощь, играя психотерапевтическую роль. Как реагировать на нанесённое оскорбление? Дать волю гневу и ответить наглецу? Что выбрать – ветхозаветное «око за око» или евангельское «подставь вторую щёку»? Любопытно, что из всего корпуса притч об оскорблениях наибольшей популярностью сегодня пользуются буддийские. Дохристианский, но не ветхозаветный подход кажется нашему современнику наиболее приемлемым.

Иди своим путём

Один из учеников спросил Будду: – Если меня кто-нибудь оскорбит или ударит, что я должен делать? – Если на тебя с дерева упадет сухая ветка и ударит тебя, что ты будешь делать? – спросил тот в ответ: – Что я буду делать? Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка, – сказал ученик. Тогда Будда заметил: – Так делай то же самое. Кто-то был безумен, разгневан и ударил тебя. Это всё равно что ветка с дерева упала на твою голову. Пусть это не тревожит тебя, иди своим путём, будто ничего и не случилось.

Забирайте себе

Как-то раз несколько человек принялись злобно оскорблять Будду. Он слушал молча, очень спокойно. И потому им стало не по себе. Один из этих людей обратился к Будде: – Неужели тебя не задевают наши слова?! – Ваше дело решать, оскорблять меня или нет, – ответил Будда. – А моё – принимать ваши оскорбления или нет. Я отказываюсь принимать их. Можете забрать их себе.

Сократ и наглец

Когда какой-то наглец ударил Сократа ногою, то он стерпел, не промолвив ни слова. А когда кто-то выразил удивление, почему Сократ оставил без внимания такое наглое оскорбление, то философ заметил: – Если бы меня лягнул осёл, то неужели бы я стал его привлекать к суду?

Чему учит библейская притча

Размышляя о ней, игумен Нектарий (Морозов) пишет, как, видимо, нелегко далось сыну покаяние: стыдно, страшно, к тому же унизиться до слуги тяжело.

«А отцу, отверзающему свои объятия, легко? Или точнее так – Отцу… Что они такое, объятия эти? Непростой вопрос?.. Но только в каждом храме есть на него ответ – вряд ли случайный, вряд ли напрасный. В каждом храме – икона этих объятий, их единый и ничем более не заменимый образ. Я не про гравюры с изображением отдельных эпизодов из этой притчи – их-то в храмах как раз нет. Я про Распятие…».

Простертые длани Спасителя – и есть «объятия Отча».

Господь не просто «делает тысячу шагов» навстречу человеку – Он умирает ради него:

Наталья Сазонова

Мудрые притчи о морали

Слова «мораль» и «нравственность» в русском языке имеют разные оттенки. Мораль – это, скорее, общественная установка. Нравственность – внутренняя, личная. Тем не менее, базовые принципы морали и нравственности во многом совпадают. Мудрые притчи легко, но не поверхностно затрагивают именно эти базовые принципы: отношение человека к человеку, достоинство и низость, отношение к Родине. Вопросы взаимоотношения человека и общества часто воплощаются в притчевую форму.

Ведро яблок

Купил человек себе новый дом – большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит. Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал: – Кто чем богат, тот тем и делится!

Низкие и достойные

Один падишах прислал мудрецу три одинаковые бронзовые статуэтки и велел передать: – Пусть решит, кто из троих людей, чьи изваяния мы посылаем, достойный, кто так себе и кто низкий. Никто не мог найти никакой разницы между тремя статуэтками. Но мудрец заметил дырочки в ушах. Он взял тонкую гибкую палочку и воткнул её в ухо первой статуэтки. Палочка вышла через рот. У второй статуэтки палочка вышла через другое ухо. У третьей статуэтки палочка застряла где-то внутри. – Человек, который разглашает всё, что услышит, – безусловно, низок, – рассудил мудрец. – Тот, у кого тайна входит в одно ухо, а выходит через другое – человек так себе. Истинно же благороден же тот, кто хранит в себе все тайны. Так решил мудрец и сделал соответствующие надписи на всех статуэтках.

Измени голос

Голубка увидела в роще сову и спросила: – Откуда ты, сова? – Я жила на востоке, а теперь лечу на запад. Так ответила сова и начала злобно ухать и хохотать. Голубка снова спросила: – А почему же ты покинула родной дом и летишь в чужие края? – Потому что на востоке меня не любят за то, что у меня противный голос. – Напрасно ты покинула родные края, – сказала голубка. – Менять тебе надо не землю, а голос. На западе так же, как на востоке, не терпят злобного уханья.

Когда у веры нет любви…

Когда человек был ещё ребёнком, бабушка всегда говорила ему: «Внучек, вот вырастешь ты большой, станет тебе на душе плохо — ты иди в храм, тебе всегда там легче будет». Вырос человек. И стало ему жить как-то совсем невыносимо. Вспомнил он совет бабушки и пошёл в некоторый храм. И тут к нему подходит кто-то: «Не так руки держишь!» Вторая подбегает: «Не там стоишь!» Третья ворчит: «Не так одет!» Сзади одёргивают: «Неправильно крестишься!» А тут подошла одна женщина и говорит ему:

— Человек, ты бы лучше вышел из храма, купил себе книжку о том, как себя здесь вести надо, а потом бы и заходил.

Вышел человек из храма, сел на скамейку и горько заплакал. И вдруг слышит он голос:

— Что ты, дитя моё, плачешь?

Поднял человек своё заплаканное лицо и увидел Христа. Говорит:

— Господи! Меня в храм не пускают!

Обнял его Иисус:

— Не плачь, они и меня в него не пускают.

Зачем Иисус Христос говорил притчи?

По этому поводу есть два противоположных мнения:

  1. Христос говорил притчами, чтобы не все поняли то, что Он хотел сказать. Притча – это некая форма, завуалированного знания, чтобы не все поняли, что Иисус имеет ввиду.
  2. Христос говорил притчами, чтобы еще понятнее изложить то, что Он хотел сказать.

Вот что говорит Сам Господь:

Вот эту фразу христиане воспринимают двояко.

Иоанн Златоуст считает, что Иисус Христос использовал притчи, чтобы:

Притчи в его понимании – это картина, то есть живой образ.

Известный православный священник Александр Мень высказал свое мнение на этот счет:

Спаситель так характеризовал Своих слушателей:

«Ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат».

Но когда они слышали притчу, они хоть что-то запоминали, и истина приходила к ним не сразу, а постепенно.

Итак, зачем же Христос говорил притчи:

  1. Это образные яркие рассказы, которые помогают лучше понять. Когда мы пытаемся что-то объяснить детям «вот посмотрите на воробушка», «вот посмотрите на листочек» и так далее, мы тоже применяем тот или иной вид притч.
  2. Человек, который может даже не хотел бы слушать проповеди Христа, так как внутренне с Ним не соглашается, все равно запомнит притчу. Придет время, и эта притча начнет действовать в его жизни и сердце.

ИНТЕРЕСНО: Молитвы Иисусу Христу о детях.

Лисичка

В Египте, где в глубокой христианской древности было много великих монастырей, один монах дружил с неученым бесхитростным крестьянином-феллахом. Однажды крестьянин сказал монаху:

— Я тоже почитаю Бога, сотворившего этот мир! Каждый вечер я наливаю в миску козьего молока и ставлю его под пальмой. Ночью Бог приходит и выпивает мое молочко. Оно Ему очень нравится! Ни разу не было, чтобы в миске хоть что-нибудь осталось. Услышав эти слова, монах не мог не рассмеяться. Он добродушно и доходчиво объяснил своему приятелю, что Бог не нуждается в козьем молоке. Однако крестьянин упрямо настаивал на своем. И тогда монах предложил в следующую ночь тайком проследить, что происходит после того, как миска с молоком остается под пальмой.

Сказано — сделано: ночью монах и крестьянин затаились неподалеку и при лунном свете скоро увидели, как к миске подкралась лисичка и вылакала все молоко дочиста. Крестьянин как громом был сражен этим открытием.

— Да,- сокрушенно признал он,- теперь я вижу — это был не Бог! Монах попытался утешить крестьянина и стал объяснять, что Бог — это Дух, что Он совершенно иной по отношению к нашему миру, что люди познают Его особым образом… Но крестьянин лишь стоял перед ним понурив голову, а потом заплакал и пошел в свою лачугу. Монах тоже направился в келью. Но, подойдя к ней, он с изумлением увидел у двери Ангела, преграждающего ему путь. Монах в страхе упал на колени, а Ангел сказал:

— У этого простого человека не было ни воспитания, ни мудрости, ни книжности, чтобы почитать Бога иначе, чем он это делал. А ты со своей мудростью и книжностью отнял у него эту возможность. Ты скажешь, что, без сомнения, рассудил правильно? Но одного ты не ведаешь, о мудрец: Бог, взирая на искреннее сердце этого крестьянина, каждую ночь посылал к пальме лисичку, чтобы утешить его и принять его жертву.

Еврейская традиция

Помимо версии, существующей в Евангелии от Луки, она также является частью устной и письменной еврейской традиции.

Израильский учёный Галина Любан указывает , что «метафора встречи отца и раскаявшегося сына связана с литургией еврейского Нового года. Каждый год в праздник Рош Хашана в синагоге звучит шофар, поэтому другое название праздника — День трубных звуков. (…) В хасидской версии притчи рассказывается, что в чужих странах блудный сын забыл родной язык и, вернувшись в отчий дом, не смог даже попросить слуг позвать отца. Тогда он в отчаянии закричал, и старик отец узнал его голос». Звук шофара, звучавший в праздник, символизирует голос этого юноши, кроме того, шофар — это голос всего народа Израиля, взывающего к Небесному отцу в надежде на прощение (в Судный день).

Книга «Коль Бо», старинный сборник ритуалов и правил, раздел Тшува, говорящий о возвращении к вере, использует аллегорию встречи отца и сына, потерявшего веру в Бога.

Притча Сократа «Самое важное»

Однажды Сократ обратился к людям с вопросом:

— Что самое главное в жизни? Окружившие его люди стали высказывать свои представления по этому вопросу. Один из них сказал: — Самое главное в жизни — это здоровье. Другой сказал: — Самое главное — это иметь хорошо сложённое тело, быть привлекательным и пользоваться успехом у женщин. Третий сказал: — Самое главное — это иметь деньги и положение в обществе. После того, как высказались все, они спросили у Сократа: — А ты что думаешь об этом? Сократ сказал: — Я думаю, что самое главное в жизни — это счастье! Как вы думаете, обязательно ли каждый человек, имеющий здоровье, будет счастлив в жизни? Слушающие его люди сказали: — Нет, Сократ, это не обязательно. — А человек, имеющий хорошо сложенное тело и пользующийся успехом у женщин, обязательно ли будет в жизни счастливым? — Нет, Сократ! И это не обязательно, — ответили люди. — Тогда скажите мне, — продолжал Сократ, — человек, имеющий много денег и положение в обществе, всегда является счастливым? — Нет, Сократ, — отвечали люди, — скорее, даже наоборот. Такие люди часто бывают одинокими. —А какой из типов людей, перечисленных здесь, вы посчитаете самым достойным? — продолжал спрашивать Сократ. — Представьте, что вам нужен совет врача. К какому врачу вы обратитесь? К очень богатому, имеющему положение в обществе, хорошо сложенному, имеющему успех у женщин или вы предпочтёте врача, который счастлив в этой жизни? Все присутствующие в один голос заявили, что обратятся за советом к врачу, который счастлив в жизни, потому что признают его наиболее достойным

— Таким образом, — объявил Сократ, — мы все единодушно признали, что счастье является наивысшим благом, и к нему следует стремиться, как к самому важному в этой жизни

ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ

 (Евангелие от Луки, Глава 15)

Церковь вспоминает притчу о блудном сыне во вторую подготовительную неделю (воскресенье) перед Великим постом.

11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;

12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.

13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

14 Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;

15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;

16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;

18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою

19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;

23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!

24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;

26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?

27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.

28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.

29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;

30 а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое,

32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Поразительна милость Господа к кающемуся. Это хорошо видно в притче о блудном сыне. Посмотрите, как шаг за шагом, ступенька за ступенькой продвигается блудный сын вперед, к покаянию. Когда испытания достигли предела и невозможно было дальше терпеть, блудный сын сперва раскаялся в душе — со смирением, безо всякого отчаяния и гордыни. Затем, не теряя времени, поспешил к отцу, чтобы пред ним выразить свое раскаяние, т.е. исповедаться. Стоило отцу увидеть кающегося сына, как он сам поспешил к нему навстречу. Следовательно, Бог видит наши сердца, видит, от сердца каемся или только устами сознаемся в грехах. Приходилось слышать: «Батюшка, уже столько времени, (столько месяцев, столько лет) хочу прийти на исповедь и никак не приду». Потому и не идешь, что раскаяния нет. Стоит по-настоящему раскаяться, сам дьявол не помешает – тут же поспешишь в Церковь…

Протоиерей Теодоре (Гигнадзе)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector