Нектарий (морозов)

Проверка любви – сама жизнь

Инна Самохина: Мне на память приходит такой пример, когда к священнику обратились двое желающих пожениться за благословением на брак, он спросил их, любят ли они друг друга, они подтвердили. Тогда он задал им следующий вопрос: если завтра с ним или с ней что-то произойдет, и он окажется беспомощным инвалидом, ты и тогда захочешь быть с ним? Можно ли такими вещами проверять себя? Может быть, у вас есть примеры подобные, какие-то проверки? Игумен Нектарий (Морозов): Мне кажется, что главной проверкой является сама жизнь. Моделировать какие-то ситуации искусственным образом вряд ли будет разумно. В частности, этот священник задал подобного рода вопрос будущим молодоженам – наверное, какой-то смысл в этом вопросе был, они могли о чем-то задуматься, они могли, подумав, дать ответ. Но кто даст гарантию того, что этот ответ будет честным? Кто даст гарантию того, что люди вообще понимают, о чем идет речь? Во-первых, люди зачастую к заданным вопросам относятся очень легкомысленно. Во-вторых, человек может действительно постараться понять, о чем его спросили, но поскольку он не имеет опыта подобного рода, поскольку он никогда не ухаживал за лежачими больными, поскольку он не выносил судно, поскольку он не кормил с ложечки, не стирал, не перекладывал больного парализованного человека с места на место, он не знает, что это такое. Поэтому пока он с этим не столкнется, он не узнает, готов он к этому или не готов. Я хочу сказать, что человек, как живет, так и любит. Невозможно любовь оторвать от жизни. Если ты стремишься к тому, чтобы быть человеком в подлинном смысле этого слова, если ты стремишься к тому, чтобы в себе реализовать то, что вложил в тебя Господь, и что он от тебя хочет увидеть в этой жизни, то твоя любовь действительно будет по-настоящему сильной, она будет по-настоящему глубокой и непобедимой. Если ты живешь абы как, твоя жизнь проходит каким-то бездумным образом, бесцельным, то откуда здесь взяться любви? Есть почва, есть корни – вырастет удивительное растение или некое дерево, под сенью которого будут укрываться птицы, а нет почвы, нет корней – вырастет чахлый росток, засохнет, увянет и не будет его. Все зависит от того, как человек живет, что он с самим собой делает. Самое главное, насколько человек дает возможность в своей жизни действовать Богу, насколько человек дает возможность Богу менять и преображать его. Опять-таки от этого сильно зависит способность человека любить. Есть какие-то качества, которые человеку присущи первоначально, но человек не находится в каком-то статичном положении, он движется либо туда, либо сюда – либо он уходит вниз, в землю, либо он растет к небу. Вместе с этим меняется его любовь, она тоже становится либо какой-то приземленной, какой-то материальной, либо она становится небесной. Небесной, не в том смысле, что какой-то возвышенной, эфемерной, а в том смысле, что она вырастает во всю свою полноту, какой она может быть, для того чтобы действительно быть тем чудом, каким она является по самому своему существу. Инна Самохина: Может ли любовь умереть? Игумен Нектарий (Морозов): Любовь не может умереть. Может умереть душа человека и потерять способность любить. Инна Самохина: Если человек чувствует? Игумен Нектарий (Морозов): Бывает так, выросло дерево, оно не может засохнуть само – оно должно прекратить получать необходимую влагу, питательные средства из земли, должен измениться климат, либо должно стать солнце слишком жарким, либо оно должно исчезнуть совсем – тогда эти факторы повлияют на дерево. Любовь – это то, что вырастает на почве человеческого сердца. Должна измениться почва человеческого сердца, чтобы любовь умерла. Должен измениться человек, он должен самого себя убить, тогда умрет любовь. Если человек себя не делает мертвым, но остается живым, любовь не умрет. Опять-таки кроме тех случаев, когда любовь была иллюзией, когда любовь носила односторонний характер, когда человек игнорировал реальность, когда человек обманывал себя – тогда, да, конечно, она может умереть. Но, значит, ее не было. Потому что я еще раз скажу, что любовь – это движение за движением, шаг за шагом, а все остальное – это иллюзия.Источник pravmir.ru

Проверка любви — сама жизнь

Инна Самохина: Мне на память приходит такой пример, когда к священнику обратились двое желающих пожениться за благословением на брак, он спросил их, любят ли они друг друга, они подтвердили. Тогда он задал им следующий вопрос: если завтра с ним или с ней что-то произойдет, и он окажется беспомощным инвалидом, ты и тогда захочешь быть с ним? Можно ли такими вещами проверять себя? Может быть, у вас есть примеры подобные, какие-то проверки?

Игумен Нектарий (Морозов): Мне кажется, что главной проверкой является сама жизнь. Моделировать какие-то ситуации искусственным образом вряд ли будет разумно. В частности, этот священник задал подобного рода вопрос будущим молодоженам – наверное, какой-то смысл в этом вопросе был, они могли о чем-то задуматься, они могли, подумав, дать ответ.

Но кто даст гарантию того, что этот ответ будет честным? Кто даст гарантию того, что люди вообще понимают, о чем идет речь? Во-первых, люди зачастую к заданным вопросам относятся очень легкомысленно. Во-вторых, человек может действительно постараться понять, о чем его спросили, но поскольку он не имеет опыта подобного рода, поскольку он никогда не ухаживал за лежачими больными, поскольку он не выносил судно, поскольку он не кормил с ложечки, не стирал, не перекладывал больного парализованного человека с места на место, он не знает, что это такое. Поэтому пока он с этим не столкнется, он не узнает, готов он к этому или не готов.

Я хочу сказать, что человек, как живет, так и любит. Невозможно любовь оторвать от жизни. Если ты стремишься к тому, чтобы быть человеком в подлинном смысле этого слова, если ты стремишься к тому, чтобы в себе реализовать то, что вложил в тебя Господь, и что он от тебя хочет увидеть в этой жизни, то твоя любовь действительно будет по-настоящему сильной, она будет по-настоящему глубокой и непобедимой. Если ты живешь абы как, твоя жизнь проходит каким-то бездумным образом, бесцельным, то откуда здесь взяться любви?

Есть почва, есть корни – вырастет удивительное растение или некое дерево, под сенью которого будут укрываться птицы, а нет почвы, нет корней – вырастет чахлый росток, засохнет, увянет и не будет его. Все зависит от того, как человек живет, что он с самим собой делает.

Есть какие-то качества, которые человеку присущи первоначально, но человек не находится в каком-то статичном положении, он движется либо туда, либо сюда – либо он уходит вниз, в землю, либо он растет к небу.

Вместе с этим меняется его любовь, она тоже становится либо какой-то приземленной, какой-то материальной, либо она становится небесной. Небесной, не в том смысле, что какой-то возвышенной, эфемерной, а в том смысле, что она вырастает во всю свою полноту, какой она может быть, для того чтобы действительно быть тем чудом, каким она является по самому своему существу.

Инна Самохина: Может ли любовь умереть?

Игумен Нектарий (Морозов): Любовь не может умереть. Может умереть душа человека и потерять способность любить.

Инна Самохина: Если человек чувствует?

Игумен Нектарий (Морозов): Бывает так, выросло дерево, оно не может засохнуть само – оно должно прекратить получать необходимую влагу, питательные средства из земли, должен измениться климат, либо должно стать солнце слишком жарким, либо оно должно исчезнуть совсем – тогда эти факторы повлияют на дерево.

Должен измениться человек, он должен самого себя убить, тогда умрет любовь. Если человек себя не делает мертвым, но остается живым, любовь не умрет.

Опять-таки кроме тех случаев, когда любовь была иллюзией, когда любовь носила односторонний характер, когда человек игнорировал реальность, когда человек обманывал себя – тогда, да, конечно, она может умереть. Но, значит, ее не было. Потому что я еще раз скажу, что любовь – это движение за движением, шаг за шагом, а все остальное – это иллюзия.

Не об общей жизни, а о своем

Можно ли составить список самых частых ошибок, которые подвергают брак опасности? Думаю, да. Наиболее распространенная основана на эгоизме. Она заключается в том, что каждый в браке думает не об общей жизни, а о своем, личном и воспринимает другого как того, кто должен служить исполнению его жизненных планов. Не обязательно люди будут вульгарно, примитивно и откровенно относиться к супруге или супругу, как к инструменту. Но суть будет такова. 

Беседуешь с парой, многие годы прожившей вместе, спрашиваешь мужа: «А что ваша супруга в жизни хочет, какие у нее цели, стремления?» И супруг, который только что жаловался, что второй половине до него дела нет, вдруг замолкает и не может ответить. Или жена в ответ на подобный вопрос прерывает поток своих претензий и замолкает, не в силах сказать, что в душе у мужа происходит и почему он на самом деле глубоко несчастен. Каждый живет самим собой, зациклен на себе, а стремление стать единым целым, претвориться в единую плоть отсутствует. 

Кроме того, есть катастрофическое неумение слышать, слушать, понимать друг друга. Семейный психолог или священник, выполняющий эту роль, чаще всего просто позволяет людям друг друга услышать. И происходят поразительные вещи: приходят два человека, которые живут под одной крышей долгие годы, и вдруг с удивлением друг от друга что-то узнают. Это неумение слушать и слышать тоже от зацикленности на себе. В любом случае главная беда в браке — это эгоизм.

Отец Алексей написал много книг по православию и психологии

Священник Алексий известен богатым объёмом трудов по богословию и психологии. Он приложил руку к написанию более пятидесяти книг, а число статей из-под его пера перевалило за три сотни.

Начиналось всё, конечно же, с небольших публикаций.

Основная тема — опасности, которые, с точки зрения православия, грозят человеку: секты, оккультизм, наркомания и т.д.

Священник Алексей Мороз собирал информацию о новых оккультных и сектантских течениях. Он старался максимально полно обрисовать лицо того или иного учения, чтобы люди имели исчерпывающее представление о них.

Материалы приходилось собирать по крупицам, так как они нигде подробно не освещались. Постепенно, статья за статьёй, собралось нечто, что походило на отдельные главы книги. Так появился первый труд отца Алексия — «Люди и демоны».

«Люди и демоны» — первая книга Алексея Мороза. Он написал её под псевдонимом «Священник Родион» Купить на OZON.ru

«Люди и демоны» — книга, написанная под псевдонимом «Священник Родион». В ней автор пытается найти причинно-следственную связь между занятиями оккультизмом и проблемах людей:

  • Болезни;
  • Смерти;
  • Разрушенные жизни.

Автор ссылается на письма людей, с которыми произошли описываемые в книге события. Дополняет материалы высказываниями выдающихся деятелей Русской православной Церкви. Также священник Алексий приводит собственные рассуждения об опасностях человека на пути к спасению.

Эта книга выдержала уже несколько изданий и открыла протоиерею Алексею Морозу дорогу к читательской аудитории. Он не считал нужным в сотый раз писать на заезженные темы и освещал в трудах те вопросы, по которым не находил полноценного справочника.

Книга Александра Мороза «Исповедаю грех, батюшка» Купить на OZON.ru

Так появилась книга «Исповедаю грех, батюшка». В ней священник Алексий объясняет, что является грехом, а что нет. В этой теме, как оказывается, не всё очевидно, и порой людей мучают некоторые вопросы, а ответов нет. Также этот труд содержит советы о том, как преодолеть грех. В ней отец Алексей снова ссылается на свой опыт и на истории про святых отцов. На сей раз священник не скрывал своего имени.

Есть множество других трудов, например:

  • «Добрые уроки-наставления. Учебное пособие к курсу «Основы православной культуры»»;
  • «Исцели меня, Господи. Преодоление патологических зависимостей»;
  • «Уроки Трезвости. Православный щит. Тренинг, который творит чудеса! 16 уроков освобождения от алкогольной и никотиновой зависимости»;
  • «Путь человеческий».

И другие работы на тему православия и психологии.

Об экстрасенсах

Есть у автора и острые статьи, посвященные государственному устройству. Одна из них называется «Любовь к экстрасенсам». В этой статье игумен пытается понять, почему общество и власть не находят понимания. Отчего люди опираются на что угодно, кроме чиновников. Ответы найти не так сложно, как кажется. Общество потребления делает человека требовательным и ленивым. Его душа спит, не понимая, что такое ответственность. Свои ошибки и промахи он с удовольствием перекладывает на чиновников, тем более что с экранов на него льется поток информации, поддерживающий такие заблуждения. Получается, что власть своими действиями сама формирует безответственных потребителей. Разорвать порочный круг можно только при помощи поднятия духовности людей.

Смотреть галерею

От чего устает священник?

Этот материал раскрывает суть работы батюшки. Игумен Нектарий взял на себя неблагодарный труд развенчать мифы о том, что священнослужители – это дармоеды на шее у паствы. Он довольно подробно раскрывает суть работы в храме. А она далеко не так проста, как кажется со стороны. Основная забота пастыря – это люди. О них он обязан заботиться, выслушивать, поддерживать и тому подобное. Однако коротенькой беседой душу человека пробудить не получится. А ведь именно это главная задача пастыря. Он не обязан жить за прихожан. Его цель – показать им путь к Господу. Делать это приходится не только собственным примером. Много в людях сейчас зла, подозрительности, наглости и тому подобных негативных эмоций. А пастырь обязан их превратить в любовь, во всяком случае сделать все возможное для этого.

Смотреть галерею

Мама учила: «Чем хуже, тем лучше»

Мама — маленькая и хрупкая, список ее болячек никак не уступает моему, жизнь была у нее всегда крайне непростой, начиная с того момента, как моего дедушку, а ее папу, в 1948 году арестовали, и она росла дальше дочерью врага народа. Как она справлялась со всем тем, что выпадало на нашу с ней совместную долю — так, что я заподозрить даже не мог, что у нас что-то в жизни неблагополучно — сложно сказать. Я не помню, чтобы она когда-либо унывала, сидела сложа руки и тем более плакала. 

Как-то раз ей в лицо (именно так!) вцепилась принадлежавшая нашей соседке афганская борзая. Мама пришла домой вся в крови, со щекой, практически насквозь прокушенной собачьими клыками, и… достаточно раздраженная. Она и от боли не плакала.

Так вот, к чему я об этом говорю. Все мое детство я слышал от мамы в разных трудных ситуациях примерно одно и то же:

— Если ты не можешь изменить обстоятельства, то измени свое отношение к ним! И, когда особенно трудно, то знай: чем хуже, тем лучше.

Последние слова не были ни цитированием председателя Мао, ни отсылкой к Ницше с его «то, что нас не убивает, делает сильнее», они просто являлись результатом опыта и ее собственной самостоятельной находкой. Я не могу сказать, что следовал этому совету всегда, но, когда следовал, то неизменно убеждался в его действенности. И постепенно мамин способ преодоления трудностей и выхода из тупиков стал также и моим. 

А спустя уже годы я наткнулся на очень схожую мысль у преподобного Антония Великого — мысль, которая помогла мне окончательно понять, что мамин лайфхак носит безусловный и универсальный характер. Не поручусь за абсолютную точность цитаты, но смысл слов преподобного был таков: «Пусть то, что является для тебя источником скорби, превратится в источник радости».

Мы в длинном темном туннеле, и неизвестно, когда он кончится. Ответ — в смиренном наклоне Ее головы

Я помню, что в тот момент, когда прочел этот отрывок, пережил что-то, что обычно называют «озарением». Я понял — как это может быть и что для этого необходимо. Лишь одно — искание прежде всего Царствия Небесного. И тогда смерть из трагедии превращается в приобретение (см.: Фил. 1, 21). Болезнь из беды — в драгоценный дар. Нищета — в богатство. Ведь все то, что ставит нас в состояние испытуемых, боримых, угнетаемых и притесняемых, все, что требует от нас либо труда, либо безропотного принятия — это возможность. Возможность пройти этот очередной жизненный экзамен и стать сильнее, совершеннее, перерасти самого себя, а главное — приблизиться к Тому, от Чьей руки мы смиренно и эту горькую чашу приняли.

И скажу со всей определенностью: каждый раз, когда я встречал очередную скорбь с таким расположением, я очень быстро забывал, что это именно скорбь, и не просто утешался, но и чувствовал радость — в тех обстоятельствах, когда это казалось совершенно невозможным. А каждый раз, когда это расположение утрачивал и забывал про «мамин способ», вкушал горечь не просто в полной мере, но и сверх нее.

И сейчас я уверен: чтобы усталость от происходящего не разрушала меня, мне нужно день за днем выяснять, определять, открывать для себя: чему Господь с помощью этого периода и этих обстоятельств хочет меня научить, что Он хочет мне дать, что сказать и что показать. Потому что это точно так — ради всего этого и даже ради еще большего — послал мне Господь это испытание. И не мне, разумеется, только, но всем, кто готов отнестись к нему именно так.

Нам нужны внимательность, зоркость и, конечно, время, чтобы успеть разобраться, в чем лично для нас заключаются «дары коронавируса». И, раз так (а это правда так!), то можно не тяготиться тем, что все так изменилось в нашей жизни и изменения эти так затянулись. Можно не уставать и быть благодарным.

«Мы все на одной надтреснутой льдине, которую несет в океан»

Как хочется, чтобы скорее сняли ограничения, чтобы можно было, как прежде, работать, гулять по полным людей улицам, сидеть в кафе с чашкой кофе и ноутбуком, бегать по дорожке в парке, выходить из дому не только с собакой или за хлебом, не думать больше о QR-кодах и штрафах, мытье рук и социальной дистанции! Но вдруг их снимают слишком рано? Вдруг нас накроет вторая волна, и наша радостная неосторожность обойдется слишком дорого нам самим или нашим близким?

«Мы заболели, но никто из прихожан не заразился в храме». Священники — об уроках эпидемии и том, как изменится Церковь

Невозможно больше жить без храма, без Таинств, без причащения Святых Христовых Таин! Но сколько людей заразилось за эти недели именно в храмах, сколько священников, монахов оказалось в ковид-центрах, в реанимации, на ИВЛ, сколько отошло в мир иной? А сколько прихожан?.. И как же нам быть?..

От бесконечного множества вопросов буквально разрывается голова, а вместе с ней — и сердце. И нет на них ответов — четких, внятных. Тех, что могут удовлетворить и, как следствие, успокоить.

А карантин продолжается. И усталость продолжает нарастать. Вот лишь некоторые «отзвуки» ее из комментариев под постом в фейсбуке.

«Большое количество информации, мир меняется на глазах. Ты просто понимаешь, что существовать в прежних реалиях невозможно. Я больше не могу смотреть старые фильмы, например, “Иронию судьбы”, такое впечатление, будто это твои омертвевшие клетки. Ты больше не контролируешь свою жизнь, как раньше».

«Страх неопределенности, сложно планировать что-нибудь. Страх за близких. Разочарование в управленцах. Плюс ко всему — в храм нельзя. В такой ситуации как никогда хочется услышать «Мир всем» и «миром помолиться». И к Причастию пора бы… Какой-то морок, и продвигаемся на ощупь, и неизвестно, куда выйдем, а идти надо…»

«Усталость от всеобщего хаоса, лжи, лицемерия, непродуманности и непоследовательности действий. Это во много раз увеличивает стресс, и стресс этот длится уже два месяца. А если учесть, что я как врач в эпицентре событий и мы еще в феврале посещали китайских туристов в гостиницах, то и все три. Очень тяжело переносится».

«Во всей этой ситуации начинаешь видеть свою слабость по-новому. Хочешь что-то делать, а не знаешь, зачем. Конечно, это все преодолевается, все в жизни по большей части преодолевается — когда силы есть. Но вот силы из-за этой неопределенности сильно гаснут».

«Усталость от того, что многим людям вокруг тревожно и нет возможности практически ничем эту тревогу облегчить. Мы все на одной надтреснутой льдине, которую несет в океан. И моя дочь, и моя мама, которая каждый день по телефону говорит, что заболеет ковидом, хотя сидит дома. И врач-офтальмолог, на которого надели противочумной костюм и бросили бороться с вирусом. И курьеры доставки, которые гоняют мяч прямо на пешеходной улице. И парикмахер салона «Афрокосички» — единственной открытой двери рядом с чьими-то запертыми. Никто ничего не знает больше об этом мире. Мы научимся, конечно, так жить, но пока это требует сил и ежедневно вытягивает их».

«Усталость от себя во всей этой ситуации…»

Последнее — кажется, самое точное и самое общее: мы и правда куда больше устаем не от ситуации даже как таковой, а от себя в ней.

И значит, нужно все-таки что-то с собою делать, ведь иначе эта усталость просто погребет, похоронит нас под своей невыносимой тяжестью. 

О скорбях

Современного человека от храма отпугивают не только традиции. Люди считают, что верующие находятся в постоянном унынии. Игумен Нектарий о скорбях говорил в интервью и статьях. По его словам, причина недопонимания заключается в разном отношении к происходящему. Обычный человек, без Господа в душе, считает, что беда происходит по чужой вине. Этот бедолага азартно назначает ответственного за свои неудачи или ошибки, потом еще и отомстит. Верующий же понимает, что скорби приходят из-за отдаления от Господа. Это результат того, что он ослушался Отца небесного. Причина скорбей в душе человека. Верующий ищет их в своих поступках и решениях. И как преданный сын просит Господа помочь справиться с ними.

Смотреть галерею

Родион Морозов решил служить Богу после того, как увидел в Грозном храброго священника на руинах церкви

1995
в этом году Родион попал в горячую точку, поездка перевернула его жизнь

Родион Сергеевич оказался в горячей точке в 1995 году. Он явился туда за материалом для статьи, но приобрёл нечто большее — опыт и озарение. Чужая боль, чувство несправедливости — всё это перевернуло жизнь молодого человека.

Нельзя сказать, что он не знал, куда отправляется. Он видел по телевизору храм в Грозном, где люди прятались от бомб. И очень захотелось именно туда — увидеть всё своими глазами.

Изначально маршрут Родиона Морозова и его спутников не пролегал мимо храма, но те согласились сделать петлю, чтобы побывать там.

Анатолий Чистоусов — священник, чей поступок вдохновил Родиона Морозова изменить свою жизнь

Здания на месте не оказалось: оно сгорело. Но местных верующих это не остановило. Они собрались отовсюду, живые в царстве смерти, сидящие на руинах церкви. Священник Анатолий Чистоусов был с ними. Он не бросил паству, не сослался на отсутствие храма. Он нёс свою миссию, как мог бы сделать храбрый врач или любой другой герой войны.

Смелость священника Чистоусова вдохновила журналиста Морозова на служение Богу

В тот момент Родина Морозова потрясло озарение. Он вдруг ощутил всю глубину роли священника, его значимость для человека, самоотдачу, любовь. Люди прибивались к Анатолию Чистоусову, как испуганные овцы к пастуху. Это был такой же человек, как они, но в то же время другой — смелый, заботливый, дающий надежду и утешение.

Этот духовно сильный священник впоследствии погиб, после долгих пыток.

Обильное питье и арбидол

Врачи объясняют, что при средней степени поражения, до 30% необходимости в экстренной госпитализации нет. Нет, если не нарастает отрицательная динамика, если пациент получает адекватное лечение. 

Но вот в чем беда: ни один из моих знакомых не услышал от пришедшего по вызову врача про существующие протоколы лечения пневмонии. Тот же арбидол, кагоцел, обильное питье… И ни слова про антикоагулянты. Приходилось постоянно связывать со знакомыми врачами, работающими в ковид-центрах, устраивать «заочные консультации», пересылать «рецепты» и радоваться, когда это приводило к положительному результату. 

Я переболел коронавирусом — как восстанавливаться?

И недоумевать, задаваясь очередными вопросами — насущными и при том очевидно риторическими. Из которых самый очевидный и наболевший такой: как же можно остановить распространение пандемии в российских регионах при таком уровне организации «карантинных мер»? 

Я убежден, что носить маски в местах скопления людей решительно необходимо (делаю это сам и, с какими бы протестами мы не сталкивались, не разрешаю впускать в храм человека, отказывающегося надеть предложенную ему маску). Обязательно нужно соблюдать дистанцию, мыть руки и не пренебрегать прочими гигиеническими мерами. Но все это становится тщетным при отсутствии массового тестирования, оперативного и правильно осуществляемого отделения инфицированных от здоровых и, конечно же, при условии того, что огромное количество участковых врачей до сих пор (!!!) не знают действующих протоколов лечения ковида и рекомендуют, по сказанному выше, бороться с ним с помощью арбидола или кагоцела.

И ведь мы не в начале пути: оно было в марте. Мы то ли подходим к пику второй волны, то ли нас вновь накрывает первая, но факт остается фактом — то, о чем я пишу, происходит несмотря на то, что вот уже семь месяцев коронавирус является темой номер один в мире и в России.

И никак я не могу поверить, что все с нами настолько плохо, что решительно никак нельзя изменить эту ситуацию, в которой мы все так или иначе находимся, что способов для этого не существует. Потому что иначе это не просто какой-то абсурд пандемии, а самая настоящая захлестывающая нас пандемия абсурда.

Самое интересное

  • Я надеюсь на революцию в РПЦ — просмотров: 131 798
  • Олег Курзаков: О причинах моего ухода из клира Красноярской епархии и сложении священного сана — просмотров: 88 038
  • «Дали бы мне палку! Ух, я б вам…!»: феномен Андрея Ткачева — просмотров: 68 742
  • Мария Кикоть: Мне искренне жаль игуменью Николаю — она тоже жертва системы — просмотров: 64 634
  • Протоиерей Андрей Ткачев назвал иерархов РПЦ бандитами и ряжеными, а саму РПЦ — расколом — просмотров: 64 361
  • И в голове один вопрос: «А судьи кто?» — просмотров: 54 472
  • Ответ анонимного священника брезгливому батюшке — просмотров: 47 173
  • Протоиерей Вячеслав Баскаков: Я прошу прощения у всех, кого ввел в поношение через меня Святой Церкви — просмотров: 45 076
  • Инвалиды духовной войны — просмотров: 38 631
  • Опасный вопрос: кому пора на пенсию? — просмотров: 36 472

Зачем игумену Нектарию такая работа?

У каждого человека свои задачи. Кстати, зависят они не от рождения, как нам говорят экстрасенсы и гадалки, а от духовного развития. Не может верующий человек спокойно смотреть, как ближние «бредут к кончине» через череду уныния, стрессов, злобы и тому подобного. А ведь, когда душа спит, человек живет лишь наполовину, только телом, считает Нектарий (игумен). Кто он, чтобы поучать окружающих? Наверное, читатель задается таким вопросом. Ответ прост: он является глубоко верующим человеком, а значит, любит каждого на этой земле. Это же так естественно для христианства: помоги ближнему, не прося ничего взамен. Что может быть радостнее счастья в глазах другого человека? Для пастыря, наверное, только понимание, что помог спасению его души.

Смотреть галерею

Храм необходим людям как воздух. Однако не каждый способен самостоятельно прийти к вере, работать для собственного духовного роста. Игумен Нектарий понимает, что нужно протянуть руку помощи, за нее обязательно ухватятся. И не оглядывается этот человек по сторонам, пытаясь выяснить, кто и что делает. Видит проблему, сразу старается решить. Его литературный талант позволяет доступно и просто рассказывать о важных вещах. Этим он и занимается, за что множество читателей благодарны этому человеку. К сожалению, не все церковные служащие настолько откровенны. Иногда верующие попадают в ситуацию, когда просто негде найти ответы на мучительные вопросы души. А игумен Нектарий именно о них и рассуждает, чтобы достучаться до каждого нуждающегося в помощи.

Архивы

АрхивыВыберите месяц Ноябрь 2021  (73) Октябрь 2021  (91) Сентябрь 2021  (57) Август 2021  (61) Июль 2021  (95) Июнь 2021  (64) Май 2021  (101) Апрель 2021  (85) Март 2021  (71) Февраль 2021  (86) Январь 2021  (98) Декабрь 2020  (116) Ноябрь 2020  (109) Октябрь 2020  (135) Сентябрь 2020  (135) Август 2020  (162) Июль 2020  (143) Июнь 2020  (141) Май 2020  (173) Апрель 2020  (256) Март 2020  (195) Февраль 2020  (127) Январь 2020  (106) Декабрь 2019  (151) Ноябрь 2019  (122) Октябрь 2019  (132) Сентябрь 2019  (139) Август 2019  (132) Июль 2019  (150) Июнь 2019  (118) Май 2019  (130) Апрель 2019  (136) Март 2019  (122) Февраль 2019  (137) Январь 2019  (156) Декабрь 2018  (182) Ноябрь 2018  (143) Октябрь 2018  (146) Сентябрь 2018  (103) Август 2018  (82) Июль 2018  (99) Июнь 2018  (63) Май 2018  (67) Апрель 2018  (65) Март 2018  (69) Февраль 2018  (63) Январь 2018  (69) Декабрь 2017  (59) Ноябрь 2017  (69) Октябрь 2017  (54) Сентябрь 2017  (55) Август 2017  (54) Июль 2017  (75) Июнь 2017  (62) Май 2017  (64) Апрель 2017  (46) Март 2017  (53) Февраль 2017  (35)

Вернуться к самим себе

Через какое количество лет в семейной жизни чаще всего наступают кризисы? К сожалению, не знаю статистики. Но убежден, что причина кризиса не в самом браке, а в человеке. По большому счету, все кризисы, которые мы переживаем, носят личный характер, то есть они обусловлены тем, что происходит в душе. Среда, обстоятельства, другие люди могут выступать лишь в качестве катализатора. 

Если ты совершил ложный выбор и рядом оказался чужой человек, то кого винить? Ты сам вступил с ним в брак. Это может показаться несправедливым, может возникнуть желание переложить ответственность за сложившийся кризис на другого. Но, на мой взгляд, это контрпродуктивный путь. Внешние обстоятельства нам очень сложно изменить, а то, что касается нас самих, — гораздо проще. Поэтому стоит искать причину кризиса в себе, а внешнее менять уже во вторую очередь. 

Если люди поженились осознанно и по любви, а потом вдруг все разладилось и началось разрушение брака, то, очевидно, что-то изменилось в них самих. Они стали другими, ушли от самих себя, и эти изменения делают их друг для друга уже не столь близкими, родными, любимыми. Как быть? 

Поступать, как всякий заблудившийся: возвращаться к тому месту, где есть наиболее четкий и ясный ориентир, то есть к самому себе. Надо стараться восстановить то лучшее, что ты видел в себе и в другом человеке. В этом заключается выход из кризиса в первую очередь. 

Кризис брака — это кризис любви. Любовь, по апостолу Павлу, все покрывает (см.: 1 Кор. 13: 4–7). Если она перестала что-то покрывать в браке, значит, начала иссякать. Причина иссякновения любви к кому-либо — неумеренная любовь к самому себе. Насколько человек перестает бороться со своим эгоизмом, настолько будет страдать его любовь к другому человеку. И настолько же будет возрастать вероятность кризиса. 

Я думаю, кризис наступает, когда люди прекращают ту сознательную работу по созиданию брака, без которой он невозможен. <…> Как только прекращается работа по созиданию брака, он начинает деградировать. Такая работа естественна, как труд христианина над своей душой. И эти вещи очень сильно взаимосвязаны. 

Если человек ухаживает за своей душой должным образом, то ему гораздо проще сохранять брак. Прекращаешь заниматься самим собой — это на браке обязательно скажется. И в какой-то момент вдруг окажется, что рядом не тот, кого ты воспринимаешь как единое целое с собой, а некто, кто тебе мешает, с кем у тебя расходятся интересы, с кем приходится бороться, выяснять  отношения. 

Хотя, безусловно, один человек не может сохранить брак. Союз может сохраняться, когда к этому прилагают усилия двое. Только начинать надо с себя, а не ждать, пока другой начнет трудиться, чтобы выбраться из кризиса. 

В Апокалипсисе есть такие слова: «Вспомни свою первую любовь и покайся» (ср.: Откр. 2:  4–5). К браку это применимо в полной мере. Ведь ты же не просто так оказался рядом с этим человеком, ты его любил. И если действительно любил, то посмотри на него теми глазами, которыми смотрел когда-то, вспомни, как ты хотел быть с ним всю жизнь рядом. Само воспоминание способно многое оживить в сердце.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector