Свято-иоанно-богословский монастырь. пощупово
Содержание:
- Старинный монастырь с новыми постройками
- Пасхальное послание митрополита Саранского и Мордовского Зиновия пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Мордовской митрополии Русской Православной Церкви
- Храмы и постройки на территории обители
- Погода в Пощупово Рязанской области
- История
- Пещера Иоанна Богослова
- История обители
- Архивы
- Пещера и монастырь Апокалипсиса
- День Иоанна Богослова
- Великая княгиня и Гессенская принцесса. Служение России преподобномученицы Елисаветы
- Литература
- Богословский монастырь в Пощупово
- Музей глиняной игрушки Пощупово
- Общие сведенияо монастыре
Старинный монастырь с новыми постройками
В настоящее время монастырь сильно разросся, большинство построек (культовых, служебных, и жилых), возведены в конце XX – нач. XXI вв.:— церковь Серафима Саровского 1993 г.;— церковь иконы Божией Матери «Знамение», Архангела Гавриила и Варвары великомученицы при настоятельском доме 1999 г.;— часовня Иоанна Богослова.при Святом источнике 2005 г.;— церковь Бориса и Глеба в Новом братском корпусе 2006 г. и др.Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово, общий вид
Краткий исторический экскурс
Зарождение пустыни овеяно легендами, по одним данным оно связано с супругой Ивана Грозного — Анастасией, разрешившейся здесь от бремени. Существует и другое предание, соотносимое с Батыем, которому представилась православная святыня — местночтимая икона Иоанна Богослова.Старинных построек немного: перестроенный в XIX в. одноглавый собор Иоанна Богослова (двухэтажный, внизу – теплый, Никольский; вверху — холодный, Иоанна Богослова). Его объемно-пространственную композицию обогащали ныне разобранные галереи на высоких аркадах, на которые приводили двухмаршевые лестницы с башнями.К XVII в. так же относились ограждающие стены XVII в. со св. воротами (мастер Юрий Ярышов), но от них сохранились лишь небольшие фрагменты.Пощупово. Иоанно-Богословский монастырь, новые кельи
В XIX в. монастырь подвергся серьезной перестройке, существующие храмы были искажены, по проекту рязанского зодчего И.С. Цехинского в 1901 г. возвели новую, 80-метровую звонницу, ставшую прекрасным ориентиром на местности, но по мнению искусствоведов Вагнера и Чугунова «затмившую» остальные сооружения комплекса, в том числе и старую колокольню XVII столетия, стоящую в трассе ограды.Сильно обветшавшие постройки обители реставрировались в конце 1980- х гг., но возможно поновлялись в новый строительный бум, который ансамбль пережил в начале 2000-х гг.От монастыря по каменистой дорожке можно пройти к святому источнику, где две часовни и купальни на пруду. Место довольно живописное. С этой тропы, пролегающей по всхолмленному рельефу, открывается и эффектная панорама на обитель –излюбленный вид фотографов.
С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Богословский монастырь, 3 класса, общежительный, в 25 верстах от Рязани, на берегу реки Ока, при селе Окаемове, в 12 верстах от железнодорожной станции Дивово. Построен на берегу реки Прони, в Михайловском уезде, в XIII веке; возобновлен в 1533 году; около 1615 года перенесен на настоящее место. В соборном храме находится образ святого ап. и ев. Иоанна Богослова; первоначально доска образа была с рукоятью, которая отпилена в 1700 году и сохраняется в ризнице монастыря. На этой рукояти около того же времени описано происхождение иконы и первое бывшее от нее чудо следующим образом: «От знающих древних честных мужей поведываемо, яко писан тот святой образ в Царьграде гусарем (мальчиком — сиротою, пасшим около одного маленького городка близ Царьграда гусей), наученным святым апостолом и евангелистом Иоанном Богословом, принесен в Рязань при великих князьях; но было о том писано и от разорения утерялось». Перенесение образа произошло, во всяком случае, раньше того, чем теперешняя Рязань сделалась стольным городом княжества (что относится к 1291 году).Монастырь в Пощупово, новые купальни
Предполагают, что в конце XVI века, после набега и опустошения края крымским ханом, святой образ из разоренной обители был перенесен в Рязань. Доподлино же известно, что образ в 1700 году находился в Рязани, а потом возвращен обители. Первое известное чудо от святой иконы совершилось над татарским ханом Батыем, во время опустошения России в 1237 году. Батый, приближаясь к обители сей, поражен был ужасом; почему, вместо разорения обители, снабдил ее сокровищами, приложив герб и печать свою золотую к образу святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, и впоследствии оказывал уважение этому монастырю. Печать в XVII веке была употреблена на позолоту чаши. В настоящее время святая икона находится перед правым средним клиросом в великолепном киоте. Золотая риза покрывает лишь края ее, так что весь лик виден. Апостол изображен в полуобороте в глубокой задумчивости. Лик — светел и ясен. С противоположной стороны на той же доске нарисован Тихвинский образ Божией Матери. В 1848 году холера ослабевала и прекращалась разом в селениях, куда приносили святую икону. При монастыре школа, богадельня и странноприимный дом.
Пасхальное послание митрополита Саранского и Мордовского Зиновия пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Мордовской митрополии Русской Православной Церкви
02.05.2021
Возлюбленные о Господе отцы, матушки-игумении, братья и сестры, православные жители Мордовии!
В великом благоговении и благодарности ко Господу я приветствую всех самыми радостными словами в жизни каждого христианина:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Два тысячелетия, невзирая на катаклизмы, на войны, на все исторические сложности, присущие человеческой жизни в положенное время Святой Пасхи раздаётся над вселенной и во вселенной жизнеутверждающее, как вспышка спасительного маяка, спасительное христианское восклицание «Христос Воскресе!» и могучий ответ человеческих сердец и уст: «Воистину Воскресе!».
Храмы и постройки на территории обители
Архитектурный ансамбль монастыря состоит из семи храмов, двух часовен и двух колоколен. Территория обнесена каменной оградой, и внутри ее, кроме церквей расположены старый и новый братские корпуса, игуменский корпус, некрополь,старинный ледник, иконная лавка и привратная сторожка.
В сердце обители находится Иоанно-Богословский собор, построенный в 80-е годы XVII века. Под алтарем летнего одноглавого храма покоятся останки трех настоятелей, которые управляли монастырям до закрытия. В алтарной части собора устроен храм-усыпальница, освященный в честь Серафима Саровского. Здесь хранится одна из главных святынь монастыря — мощевик с мощами более 120 христианских святых.
Более двух десятков лет в Иоанно-Богословском соборе проходили все церковные службы. В наши дни в старинном храме ведутся реставрационные работы, и мастера занимаются настенными росписями собора.
Рядом возвышается стройный Успенский собор. Одноглавый зимний храм появился в монастыре в 1870 году. После долгого периода запустения собор долго реставрировали и открыли для верующих в 2009 году. Внутри светлого храма можно увидеть живописный фаянсовый иконостас, иконы для которого были написаны в традициях XVII века.
Собор Успения Пресвятой Богородицы
Вот уже более трех сотен лет в монастыре стоит Малая шатровая колокольня, а под ней находится церковь, посвященная Тихвинской иконе Божией Матери, Николая-чудотворцу и царю-страстотерпцу Николаю. Сегодня большая часть монастырских богослужений проходит именно в этом храме.
Долгое время настоятелем монастыря был Архимандрит Авель (1927-2006), который очень много сделал для возрождения обители. Монахис благодарностью вспоминают своего наставника, и сохраняют здание, где он жил последние годы. В наши дни дом наместника превращен в мемориальный музей, и в нем освящен храм в честь иконы Богоматери «Знамение», великомученицы Варвары и архангела Гавриила.
Еще одна церковь находится на втором этаже старого братского корпуса. Она посвящена иконе Богородицы «Скоропослушница», Георгию Победоносцу и целителю Пантелеимону. Архимандрит Авель часто называл небольшой храм «небоподобным», потому что его стены украшены росписями в византийском стиле.
В 2006 году в новом братском корпусе состоялось освящение храма в честь святых Бориса и Глеба. Церковные службы во всех малых монастырских церквях проводят только по престольным праздникам.
Церковь Иконы Божией Матери «Скоропослушница» и Пантелеимона Целителя на фоне колокольни
Над всеми постройками обители поднимается Большая колокольня, имеющая высоту 76 м. Она была возведена в 1901 году в популярном псевдорусском стиле по проекту рязанского епархиального архитектора Ивана Степановича Цеханского. Колокольня хорошо отреставрирована и оснащена полным набором колоколов, самый крупный из которых весит 8,4 т.
Рядом с колокольней можно увидеть часовню в честь иконы Богоматери «Иверская», обустроенную в старых Святых вратах монастыря. В этом храме сохранились самые древние на Рязанщине фрески, которые были написаны в XVII веке. Сюжеты старинных настенных росписей посвящены Апокалипсису, а их авторство приписывают известному средневековому изографу Тимофею Рязанцу.
Погода в Пощупово Рязанской области
Приезжать на экскурсию в Пощупово можно в любое время года, поскольку пейзаж и местные достопримечательности по осени, весной, зимой и летом обладают различными красками. Наибольший наплыв паломников наблюдается летом и зимой, поскольку в знойное время можно охладиться на пляже, а в морозное исцелиться в святом источнике. Основная масса посетителей съезжается на церковный праздник – крещение, чтобы в числе первых окунуться в целебную воду.
В Пощупово Рязанской области умеренный климат:
- зима — +2°C – (-27°C);
- весна – -15°C (март) – +27°C (май);
- лето – +13°C – +32°C;
- осень – +27°C – (-9°C).
Помните, что с июля ночи становятся холоднее, поэтому обязательно берите с собой тёплые вещи.
История
Считается, что обитель возникла в конце XII или начале XIII века и была основана греческими монахами-миссионерами, которые принесли с собой чудотворную икону апостола Иоанна, написанную в VI столетии в Византии мальчиком-сиротой. Образ этот стал главной святыней Богословского монастыря. В. В. Зверинский приводит информацию о том, что монастырь существовал уже в 1237 году, и к этому времени в нем уже находился подаренный рязанским князем чудотворный образ Иоанна Богослова из Константинополя, согласно легенде, защитивший монастырь от разграбления Батыем.
В XVI — первой половине XVII века монастырь неоднократно разорялся крымскими татарами, но неизменно возрождался (источники упоминают, в частности, разорения и 1572 годов). Вероятно, расположенная неподалёку Пощуповская пещера представляет собой пещерную часть монастыря. Поначалу монастырь располагался несколько южнее, но в XVI веке был перенесён на нынешнее место. Вплоть до середины XVII века все постройки в монастыре были деревянными. В 1764 году практически все земли, за очень небольшим исключением, были изъяты у Иоанно-Богословского монастыря, а сам он отнесён по штатам к разряду третьего класса и к середине XIX века пришёл в упадок.
Возрождение монастыря связано с именем Давида Ивановича Хлудова — потомственного почётного гражданина, купца первой гильдии. В 1860 году неподалёку от обители он приобретает загородное имение. Иоанно-Богословский собор полностью реконструируется и в нём устраивается новый иконостас. Иконы для него пишет известный рязанский художник-изограф Николай Васильевич Шумов. Настоятелем обители 22 марта 1865 года назначается иеромонах Виталий (Виноградов). Сам монастырь был преобразован в общежительный. На его средства восстановлены соборы монастыря: Иоанно-Богословский и Успенский, отремонтирована ограда, построена новая 80-метровая колокольня (1901 года), по проекту архитектора И. С. Цеханского). Иеромонах Виталий, ставший игуменом, а затем архимандритом управлял обителью в течение полувека и скончался в 1915 году в возрасте почти 100 лет. Число братии при нём весьма возросло и составило более 100 человек. К 1892 году при монастыре была обустроена школа для крестьянских детей (мальчиков) на 50 человек.
В 1930 году насельники монастыря во главе с престарелым настоятелем архимандритом Зосимой (Мусатовым) были арестованы и осуждены к различным срокам ссылки в Казахстан. Сам монастырь был закрыт и упразднён. Накануне закрытия из обители исчез древний чудотворный образ апостола Иоанна Богослова и с того времени местонахождение иконы неизвестно. На территории монастыря находились сначала детская колония, затем склады МВД. В 1988 году Иоанно-Богословский монастырь был возвращён РПЦ. Наместником монастыря стал архимандрит Авель (Македонов). С того времени началось восстановление разрушенной обители.
В 2004 году управление обителью было возложено на преосвященного Иосифа, епископа Шацкого, викария Рязанской епархии, ставшего первым в истории обители настоятелем-архиереем. Летом 2006 года по решению Священного Синода епископ Иосиф был назначен управляющим Иваново-Вознесенской епархией.
В настоящее время настоятелем Свято-Иоанно-Богословского монастыря является управляющий Рязанской епархией, митрополит Марк (Головков).
Пещера Иоанна Богослова
Пещера Иоанна Богослова или Пещера Апокалипсиса — это пещера на острове Патмос, в которой, согласно Преданию, апостол находился, когда ему было открыто знание о конце времен. Все, что было явлено Иоанну, он диктовал своему верному ученику Прохору. В пещере сохранились место, где пребывал апостол, и каменный аналой, который служил столом для Прохора.
Над пещерой выстроена церковь, один из приделов которой находится в самом гроте. Над входом в пещеру Иоанна Богослова сделана надпись, которая сообщает входящему, что здесь «дом Бога» и «дверь на Небеса».
Монастырь Иоанна Богослова на острове Патмос, в ведении которого находится это святое для христиан всего мира место, а также сама пещера Апокалипсиса входят в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
История обители
По преданию, мужскую обитель основали греческие монахи, пришедшие на эти земли в конце XII — начале XIII века. Они принесли с собой древнюю икону Иоанна Богослова, которую написал в VI веке византийский мальчик-сирота. Древний образ и стал первой святыней новой монашеской общины.
Поначалу иноки жили в пещерах на склоне холма. Под землей они обустроили небольшие кельи и места для молитв. В XVI-XVII веках монастырь разоряли крымские татары, однако он всякий раз быстро возрождался.
До XVII века все монастырские постройки были сделаны из дерева, но потом на берегу Оки началось каменное строительство. Во время церковной реформы, проведенной российской императрицей Екатериной II, Иоанно-Богословскую обитель отнесли к монастырям третьего класса. Насельников здесь было немного, и к середине XIX века обитель совсем запустела. Церковные власти хотели закрыть ее, однако, этого не произошло.
В 1860 году богатый купец Давид Иванович Хлудов приобрел рядом с монастырем имение. Благодаря хлудовским деньгам, главный монастырский храм полностью перестроили и приобрели богатый резной иконостас. Иконы для него написал талантливый рязанский изограф Николай Васильевич Шумов.
Вид монастыря с запада
Год от года монастырь расстраивался и хорошел. К началу XX века в нем жило более ста насельников. Монахи владели более 5000 га сельскохозяйственных угодий, на которых выращивали зерно и овощи. Чтобы обучиться грамоте, письму и счету, в монастырь приходили дети из соседних деревень.
После революции 1917 года многое переменилось. В начале 1930-х годов в стране развернулась активная антирелигиозная кампания. Настоятеля монастыря архимандрита Зосиму (Мусатова) и братию арестовали и сослали в Казахстан. Богослужения в обители прекратили, а монастырские постройки стали использовать для различных хозяйственных нужд. В годы советской власти внутри Успенского собора размещалась мастерская по ремонту сельскохозяйственной техники. В каменных зданиях находились детская колония и склады Министерства внутренних дел.
Монастырские архивы и библиотека были уничтожены, поэтому сведений о проживавших здесь монахах почти не осталось. Из старых фотографий сохранился единственный снимок, сделанный в начале прошлого века. На нем запечатлены преподаватели и воспитанники церковно-приходской школы. Самой большой потерей считается утрата древней иконы Иоанна Богослова. Она пропала в 1931 году, и судьба монастырской святыни до сих пор не известна.
Иоанно-Богословскую обитель начали возрождать в конце 1980-х годов — одной из первых на Рязанской земле. Потребовались долгие годы, чтобы восстановить полуразрушенные храмы и построить новые здания.
Собор Иоанна Богослова
Архивы
АрхивыВыберите месяц Ноябрь 2021 (73) Октябрь 2021 (91) Сентябрь 2021 (57) Август 2021 (61) Июль 2021 (95) Июнь 2021 (64) Май 2021 (101) Апрель 2021 (85) Март 2021 (71) Февраль 2021 (86) Январь 2021 (98) Декабрь 2020 (116) Ноябрь 2020 (109) Октябрь 2020 (135) Сентябрь 2020 (135) Август 2020 (162) Июль 2020 (143) Июнь 2020 (141) Май 2020 (173) Апрель 2020 (256) Март 2020 (195) Февраль 2020 (127) Январь 2020 (106) Декабрь 2019 (151) Ноябрь 2019 (122) Октябрь 2019 (132) Сентябрь 2019 (139) Август 2019 (132) Июль 2019 (150) Июнь 2019 (118) Май 2019 (130) Апрель 2019 (136) Март 2019 (122) Февраль 2019 (137) Январь 2019 (156) Декабрь 2018 (182) Ноябрь 2018 (143) Октябрь 2018 (146) Сентябрь 2018 (103) Август 2018 (82) Июль 2018 (99) Июнь 2018 (63) Май 2018 (67) Апрель 2018 (65) Март 2018 (69) Февраль 2018 (63) Январь 2018 (69) Декабрь 2017 (59) Ноябрь 2017 (69) Октябрь 2017 (54) Сентябрь 2017 (55) Август 2017 (54) Июль 2017 (75) Июнь 2017 (62) Май 2017 (64) Апрель 2017 (46) Март 2017 (53) Февраль 2017 (35)
Пещера и монастырь Апокалипсиса
Патмос — это остров, на котором апостол Иоанн Богослов в 95 г. н. э. написал книгу Нового Завета — «Откровение». Иоанн Богослов, также известный как любимый ученик Иисуса, прибыл на остров в изгнании со своим учеником Прохором. Они оставались здесь в течение 18 месяцев. Прохор описал пещеру. По сути, это впадина в земле, где Апостол получил божественное видение, после чего написал книгу и продиктовал её ученику. Скала пещеры называется трахеит: она гранитоидная и происходит из самых глубоких слоёв земли. Глянцевые кристаллы появляются там, где достигли самых высоких температур. На крыше пещеры есть тройная трещина, которая, как полагают, появилась после божественного видения.
Монастырь состоит из церквей: в пещере — Агиа Анна, рядом с пещерой — Агиос Артемиос и Агиос Николаос — над пещерой, а также центральной части, которая напоминает традиционный зал Хоры.
Агиа Анну построил Христодул в 1088 г. Он дал ей имя матери Панагии, его матери, а также императрицы Анны Даласкини. Именно она посоветовала своему сыну Алексиосу Комниносу подарить ему остров Патмос.
В церкви есть изображение Святой Анны с Девой Марией на руках, которая держит цветок. Он символизирует нерожденного Христа.
Изначально Христодул хотел построить здесь монастырь Святого Иоанна Богослова, но он не сделал этого из-за того, что пещера расположена недалеко от порта и была легко доступна для пиратов.
День Иоанна Богослова
День Иоанна Богослова отмечается Православной Церковью дважды в году: 9 октября по новому стилю – в день кончины святого апостола, и 21 мая – в день, когда на его могиле на протяжении многих столетий происходили чудеса. Также верующие почитают апостола и евангелиста Иоанна 13 июля, когда празднуется Собор всех двенадцати апостолов.
Праздник Иоанна Богослова 9 октября установлен в память об окончании земного пути человека, остававшегося на тот момент единственным живым свидетелем смерти и Воскресения Христа. Любимый ученик Иисуса прожил около ста лет, когда Богом было открыто ему, что дни его сочтены. Тогда апостол велел своим ученикам выкопать могилу, попрощаться и оставить его там, засыпав землей. Когда же через некоторое время ученики вернулись, то не обнаружили тела Иоанна. Но весной, 21 мая по новому стилю, древние христиане наблюдали на этот месте удивительное явление: от могилы апостола исходил тонкий целительный прах. В честь этого чуда также был установлен церковный праздник.
Великая княгиня и Гессенская принцесса. Служение России преподобномученицы Елисаветы
01.06.2021
Предлагаем вашему вниманию доклад инокини Ангелины (Косаревой), насельницы Свято-Варсонофьевского женского монастыря, Краснослободской епархии прозвучавший в ходе работы регионального этапа Кирилло-Мефодиевских образовательных чтений «СВЯТОСТЬ СЛУЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВУ», посвященных 800-летию св. благоверного великого князя Александра Невского).
***
«Я жажду благодарить, благодарить каждую минуту за все, что мне дал Господь. Я жажду принести Ему мою ничтожную благодарность, служа Ему и Его страждущим детям… Ни одной минуты я не думаю, что совершаю подвиг, это радость, я не вижу и не чувствую скорбей по безмерной милости Божией».
В.К. Елизавета Федоровна — Императору Николаю II, 18 апреля 1909
Служение как понятие.
Служение (ст. слав. – общинная служба) – это тип отношения человека к своей деятельности, при котором он ощущает себя ответственным и обязанным добросовестно и высоко продуктивно выполнять любую взятую на себя работу. И это независимо от того, каково руководство, каковы условия. Служение – это бескорыстие общественно ценных мотивов. .
Служение (греч. diakonia, лат. ministerium — служба) — служение Богу в Иисусе Христе, осуществляемое церковью и отдельными людьми благодаря силе Святого Духа. .
О служении в Священном писании Библейская энциклопедия Брокгауза сообщает следующее:
«В Новом Завете встречаются шесть понятий и родственных им выражений, наполненных единым богословским содержанием, которые характеризуют жизнь христианина как «служение Богу». Одно из них слово диаконейн первоначально означало «прислуживать за столом», «обеспечивать всем необходимым» (Лк. 10:40; Лк. 12:37; Ин. 12:2; Деян. 6:2). Если в Древней Греции этим словом обозначалась черновая, не достойная свободного человека работа, то в Новом Завете слово диаконейн употребляется по отношению к спасительной миссии Иисуса Христа (Мк. 10 и парал.), обретая тем самым свое главное значение: «христианское служение».
Исходя из выше сказанного, понятно, что служение, как ревностное исполнение своей деятельности, — долг каждого гражданина и патриота. А вот служение, как подвиг самоотвержения, в его главном значении – служения Богу и ближним, удел немногих христиан. Одной из таких диаконисс Господних была прмц. Елисавета Фёдоровна Романова. Достоин восхищения тот факт, что, родившись в лютеранской семье, эта принцесса Гессен-Дармштадская всей душой полюбила Русскую землю и не только приняла православную веру, но и с радостью служила «страждущим детям» Господним до самой мученической кончины.
Литература
- Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: Полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и двух иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин. — М.: Издание А.Д. Ступина, 1908. — С. 715—717. — 1004 с. (Репринтное издание — СПб.: Альфарет, 2007)
- Михайловский Е. В., Ильенко И. В. Рязань. Касимов: Художественные памятники XII—XIX веков / Оформление Ф. Б. Збарского. — М.: Искусство, 1969. — 240 с. — (Архитектурно-художественные памятники городов СССР). — 50 000 экз. (в пер.)
- Свято-Иоанно-Богословский монастырь. — Рязань, Лето, 2004. 48 с.
- Низовский А. Ю. Православные храмы и монастыри. — М.: Вече, 2005. — 368 с. — (Наши традиции). — 5000 экз. — ISBN 5-9533-0627-X. (в пер.)
- Свято-Иоанно-Богословский монастырь Рязанской епархии / Подгот.: архим. Авель и др. — М.: ИНЭС, 2007.
- Дионисий (игумен). Свято-Иоанно-Богословский монастырь Рязанской епархии: Путеводитель по обители и ближайшим окрестностям / Игумен Дионисий (Порубай), Б. Н. Кузык. — М.: ИНЭС (Чебоксары), 2010. — 102, с.: фот., схем. — 3000 экз. — ISBN 978-5-93618-170-2.
Богословский монастырь в Пощупово
Главной достопримечательностью, является мужской Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово, располагающийся с правой стороны от речки Ока. Древние предания гласят, что святой храм был возведён ещё в 12 веке монахами-миссионерами, пришедшими с целью просвещения местных язычников. Они принесли икону святого апостола Иоанна Богослова, откуда и появилось наименование храма.
Также, отталкиваясь от преданий известно, что первоначально святой храм в Пощупово был построен на другом участке (на склоне большого холма) и имел пещерный вид. Позднее храм был перенесён и построен из древесины. В 16-17 веке храм часто подвергался налёту мордовы и крымских татар, из-за чего его хотели перенести в с. Высокое Михайловского уезда. Однако, как гласят придания, попытка не принесла пользы, поскольку была утеряна икона святого Иоанна Богослова, в дальнейшем нашедшаяся в лесу на большом дереве в Пощупово.
В наше время посетить святое место может каждый желающий. Паломники во время экскурсии осматривают следующие достопримечательности:
- гуляют по Пощупово и Иоанно-Богословскому храму, произносят молитвы святым. Желающим переночевать предоставляется гостиница. По монахскому обычаю им выдают бесплатную вечернюю трапезу;
- оставляют заявку на сорокоуст об упокоении и здравии;
- посещают библиотеку, где собраны величайшие издания по истории, философии, богословию, старопечатные, дореволюционные книги и др. ценные бумаги от начала 12 века, формирующие историю Русской Церкви.
Также на территории храма процветает и развивается подсобное хозяйство: молочный цех, пасека, хлебопекарня. Недавно была открыта гончарная мастерская. Товары, изготавливаемые монахами подаются на стол во время трапезы и продаются на территории монастыря (Пощупово).
Музей глиняной игрушки Пощупово
В музее глиняной игрушки можно наполниться яркими впечатлениями, как взрослым, так и детям. Все экспонаты уникальны, поскольку придуманы самим художником. Там вы можете увидеть русских животных, облачённых в оригинальный наряд. Самыми популярными, являются поросята, ежи, собаки, коты. Наибольшая часть картин несёт семейный характер, отображая взрослых питомцев, воспитывающих собственное потомство.В каждой игрушке отчетливо наблюдается характер, пропитанный добротой, радостью и юмором.
Пощуповские игрушки изготавливаются из различных видов пластичных глин: красной, белой, чёрной. Чтобы увековечить экспонаты, их обжигают в русской печи. Из такого же материала выполнен святой храм, посуда. Глиняная охра была использована для росписи храма.
Общие сведенияо монастыре
Игумен: архимандрит Андрей (Крехов)
Почтовый адрес: 390013, г. Рязань, Московское шоссе, 10
Телефоны: 8-(4912) ; 8-915-615-21-94.
Факс: 8-(4912) доб. 203
Храмы монастыря
Действуют три храма: соборный во имя Пресвятой Троицы (освящен г.), Сергиевский с двумя приделами: в честь Феодоровской иконы Божией Матери и Собора Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (главный придел освящен г.) и надвратный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная» и святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских в Святых Вратах (освящен в г.).
Святыни
- В выносном деревянном резном кресте монастыря хранится частица Гроба ГосподняКазанская икона Божией МатериИкона святого апостола Андрея ПервозванногоИкона прп. Сергия Радонежского с частицами мощей этих святых.
- Частицы мощей Рязанских святителей:
- священомученика Мисаиласвятителя Феодоритасвятителя Гаврииласвятителя Мелетия
- Честные останки рязанских епископов:
- архиепископа Алексия Титова (1733-1750)архиепископа Антония (1621-1637)епископа Гурия Лужецкого (1554-1562)епископа Михаила (1548-1551)митрополита Стефана Яворского (1700-1722)
Современная жизнь монастыря
Богослужениясовершаются ежедневно:
- утром – в 8.30;
- вечером – в 17.00.
В субботы, воскресенья и праздничные дни утром совершается также ранняя обедня– в 6.00 (в седмичные дни) или в 6.15 (субботы и воскресения) в Сергиевском храме монастыря.
С понедельника по пятницу совершаются ранние заупокойные обедни в 6.45 в храме в честь иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная» и святых Петра и Февронии Муромских в Святых Вратах. По окончании обедни в этом же храме еженедельно совершаются:
- по средам – канон мученику Уару (об умерших некрещеными);
- по четвергам – акафист иконе Божией Матери «Знамение-Корчемная»;
- по пятницам – акафист святым благоверным Петру и Февронии Муромским.
По примеру Свято-Троице-Сергиевой Лавры в монастыре читаются акафистыза вечерним богослужением еженедельно:
- в среду – Пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну, с выносом иконы с частицей его мощей;
- в пятницу – иконе Божией Матери «Феодоровская».
- в воскресение – преподобному Сергию, игумену Радонежскому, с выносом иконы с частицей его мощей;
В монастыре совершается соборование два раза в неделю: в пятницу вечером после вечернего богослужения и в субботу в 7.30.
Ежедневно совершаются водосвятные молебны и служатся заупокойные литии.
Престольные праздники обители:
- День Святой Троицы (переходящий праздник).
- Прп. Сергия, игум. Радонежского:5/18 июля– обретение честных мощей прп. Сергия, игумена Радонежского;25/8 сентября/октября– преставление прп. Сергия, игумена Радонежского, всея Россия чудотворца.
- Икона Божией Матери «Феодоровская» (14/27 марта; 16/29 августа).
- Собора Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна:7/20 января– Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна;24/9 февраля/марта– первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи;25/7 мая/июня– третье обретение главы Иоанна Предтечи;24/7 июня/июля– рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна;29/11 августа/сентября– усекновение главы Иоанна Предтечи;23/6 сентября/октября– зачатие Иоанна Предтечи.
- Иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная» (27/10 ноября/декабря).
- Свв. блгв. кн. Петра и кн. Февронии Муромских (25/8 июня/июля; переходящее празднование в воскресенье перед 19 сентября — перенесение мощей святых Петра и Февронии Муромских).
Проезд к монастырю.
Поблизости от монастыря, в пределах одной остановки, находятся два железнодорожных вокзала: Рязань-1 и Рязань-2; областной автовокзал «Центральный» (пос. Мервино), от которых до обители можно дойти или доехать на городском транспорте (остановка «ТД «Барс»»).
Это интересно: Троицкий храм в Реутово — раскладываем по пунктам