В чем заключается настоящее смирение?
Содержание:
- Какова сущность смирения?
- Птичья духовность
- Понятие смирения в исламе
- Из писем преподобного оптинского старца Льва.
- Практикуйте внимательность и сострадание.
- Ложное смирение, самоуничижение
- Как научиться смирению
- Почему одной из важных христианских добродетелей принято считать смирение?
- Что такое смирение
- Что значит смирение?
- Созерцательная сова
- Уверенность в Боге и себе
- Бог смирения – Христос
- Смирение в Православии
- Как разрешить ситуацию с помощью смирения
Какова сущность смирения?
Что такое смирение? Этот вопрос постоянно задают духовным лидерам. Они же, в свою очередь, дают различные понимания этого определения, но сущность у всех одинакова. Некоторые утверждают, что смирение заключается в том, что человек сразу же забывает о сотворенных им добрых делах. Другими словами, он не приписывает себе результат. Другие же говорят, что смиренный человек считает себя последним грешником. Некоторые говорят, что смирение – это мысленное признание своего бессилия. Но это далеко не полные определения понятия «смирение». Более точно можно сказать, что это благодатное состояние души, настоящий подарок Господа. В некоторых источниках говорится о смирении, как о Божественном одеянии, в которое облеклась человеческая душа. Смирение – это таинственная сила благодати. Есть еще одно определение смирения, которое гласит, что это радостное, но в то же время печальное самоуничижение души перед Господом, другими людьми. Выражается оно внутренней молитвой и созерцанием своих грехов, всецелой покорностью Господу и усердным служением другим людям.
Смирение в жизни наделяет человека радостью, счастьем и вселяет уверенность в Божественную поддержку.
Птичья духовность
Птенец может уповать на Бога, или его представителей в человеческом мире, покорно доверяясь им, как ребенок доверятся родителям. Когда такое слепое доверие заводит в тупик, птенец может повзрослеть и перейти на стадию ложной силы. Он может разочароваться в религии, в духовных ценностях и даже стать циником.
Попугай насмехается над ценностями птенца. Он может верить, что познал религию и духовность как наивные суеверия, к которым он сам был склонен на ступени ложного инфантильного смирения.
Когда попугай таким образом отстраняется от духовности, он на самом деле отстраняется от собственной слабости, в которой пребывал на этапе птенца. То есть попугай разочаровывается вовсе не в духовности, а в своих представлениях о ней. Но дело в том, что на стадии своей ложной силы попугай уверен, что его галлюцинации представления о жизни – это и есть сама жизнь, и соответственно его вчерашние инфантильные представления о духовности – это и есть сама духовность.
Если же попугай в свою жизнь таки впускает религию и учения, они встраиваются в формат его главных стимулов. То есть, учения используется как инструмент для самоутверждения – укрепления собственного уникального «я», обладающего всевозможными «продвинутыми» в том числе и «духовными» качествами.
Иногда попугай облачается в костюм совы, или ворона, и копирует их манеры и жесты, чтобы убедить всех, включая себя, что он и вправду достиг этой ступени. Мотивация у такого поведения – чистое самоутверждение. Иными словами, копируя поведение продвинутых мира сего, попугай надеется заслужить любовь и уважение.
На стадии смирения сова приближается к истине вне концепций. Она начинает ощущать, что все учения – блажь лишь способ объяснить необъяснимое и выразить невыразимое. Она начинает осознавать, что философские разговоры – это блуждание в потемках ума. Однако есть смысл в максимально честном и точном выражении своих переживаний – не с целью самоутвердиться, а потому что именно так, выражая правду без приукрашиваний, люди друг у друга учатся.
Попугай, насмотревшись на молчаливых внеконцептуальных сов, начинает попугайничать – повторять за ними слова и фразы, иногда перемешивая их в случайном порядке, даже толком не понимая, истинного смысла, который изначально в эти слова вкладывался.
Переход совы на стадию силы ее мировосприятие почти не меняет. Стадия ворона отличается в большей степени новым стилем поведения, который ярче выражает его внутреннюю суть, и в большей степени поддерживает гармонию пространства.
Ложное смирение птенца легко спутать с истинным смирением совы. Ложную силу попугая легко спутать с истинной силой ворона. Главное – помнить, что только признание своих ошибок позволяет стать на путь их решения, и только признание своих заблуждений, позволяет прийти к истине. Как-то так мы и взрослеем.
Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
- Этапы развития личности
- Любимые песни эго
- Привязанность под маской любви
- Переходный период и круг общения
П.С.
Вышеописанные этапы – скорей даже не этапы, а грани, которые в разной степени свойственны каждому.
Я не считаю себя вороном, или совой, а как и все – скачу по разным психическим граням. Мой внутренний взрослый приглядывает за внутренним ребенком.
Ничего против птенцов и попугаев не имею. Вместо последних думал использовать павлинов. А вместо воронов – каких-нибудь орлов. Птички – просто образы для наглядности.
Понятие смирения в исламе
В исламе есть такое понятие, как «тауаду», что переводится как ‘смирение’. В Священном «Коране» не раз упоминается это понятие. Так, в суре «Аль-Бакара» говорится: «Стойте перед Аллахом смиренно», и здесь же, в этой же суре, но чуть ранее: «Намаз является тяжким бременем для всех, кроме смиренных», а в суре «Аль-Муминун» написано: «Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов». Что это значит? Ведь в любом действии главное — мотив. И если намаз (молитва) совершается с эгоистичной мотивацией, то есть человек просит что-то для личного блага, какого-то материального удовлетворения, или же он совершает намаз просто, как обыденный ритуал, значит, он совершается без смирения.
Один из сподвижников Пророка Мухаммада (с. а. в.) говорил: «Бойтесь смирения лицемеров». Когда же его спросили о чём эти слова, он сказал, что смирение должно быть в сердце, а не на лице или в теле. Часто можно видеть, как человек одевает маску смиренного и добродетельного, но стоит проявиться какой-то нестандартной ситуации — и маска эта слетает, показывая нам истинное лицо. Поэтому не следует надевать на себя маску святости раньше времени. Нужно быть честным с самим собой и другими.
Касательно понимания смирения как непротивления злу Пророк Мухаммад (с. а. в.) говорил, что превыше джихада меча — то есть войны — джихад сердца, то есть борьба со своими собственными недостатками. И если джихад меча следует рассматривать как крайнюю форму, исключительную меру борьбы со злом, то джихад сердца — это обязанность каждого правоверного.
Один из исламских богословов давал такое очень точное определение смирению: «Вершина смирения — это когда при встрече с человеком, имеющим меньше достатка, чем ты, ты даёшь ему знать, что ты и он на одном уровне, и даже ты ниже его. И когда ты встретишься с человеком выше тебя по материальному достатку, ты показываешь, что ты выше его, для того, чтобы он знал, что не мирской жизнью возвышаются люди».
Сам Пророк Мухаммад (с. а. в.) в быту проявлял смирение: он не гордился своим особым положением, сам чинил свою одежду и обувь, и любой простой человек мог попросить его о самой простой помощи в быту, и тот никогда не отказывал.
Из писем преподобного оптинского старца Льва.
Преподобный Лев Оптинский
Где смирение, там неподалеку и спасение
Вы пребываете не чувствительны, и к молитве холодны, и леностию преодолеваемы. Но, слава Богу, и о сем, что, по крайней мере, сознаете свои немощи и ничтожество. А посему и должны о себе смиренномудрствовать и посмирней мечтать… А где смирение, там неподалеку и спасение!
Старайтесь смириться и умиротвориться, и козни вражие не возобладают вами
Терпите от своего нерадения и суесловия потерю душевного интереса. Конечно, вам сам враг воздвигает таковые смущения. Ты пишешь, сказала Наталье таким образом, а она приняла совсем в другом смысле, — что это значит, как не помрачение умов ваших! Отчего она доходила до величайшего смущения; горе мне, все это моих ради грехов содевается! Старайтесь смириться и умиротвориться, и козни вражие не возобладают вами.
Смирение — оружие против козней вражиих
Практикуйте внимательность и сострадание.
В наши дни, осознание и самосознание кажутся противоядием для многих наших внутренних болезней. Но нельзя представить себе это без смирения.
По мнению ученых, скромные люди могут точно охарактеризовать самих себя, включая свои недостатки, так и своих достоинства. Это помогает им увидеть, что можно изменить в самом себе.
Внимательность усиливает наше самосознание, давая нам возможность остановиться и обдумать наши мысли и эмоции без осуждения.
Чем больше мы осознаем нашу внутреннюю тягу к жизни, тем легче понять, что нездоровые убеждения и действия могут ограничивать нас. Заметив, а затем приняв те части себя, которые негативно влияют на нас, мы можем стать лучше, став добрее и восприимчивее к добру.
Как только мы примем то, что нужно изменить, мы можем начать процесс трансформации. Один мудрец сказал: «Если вы находитесь в темной комнате, не бейте тьму палкой. Лучше включите свет». Другими словами, достаточно просто мягко и терпеливо заменить негативную мысль или действие позитивом. И со временем, мы даже не сможем узнать того, кем были раньше.
Ложное смирение, самоуничижение
«Выше головы не прыгнешь». «Наше дело терпеть». «Значит, выйду замуж за алкоголика, так видно на роду написано». «Друзья говорят, смирись, такая твоя доля». Тот момент, когда в четырех коротких фразах емко укладывается вся поврежденность современного понятия смирения в головах христиан. Разберем все по порядку.
Самые распространенные виды «народного» смирения в наши дни – это деструктивное самоунижение, маскировка слабости и безответственности, и игра мирян в аскетическо-пустынное духовничество с отдающим (или нет) себе в этом отчет священником.
Выйти замуж за нелюбимого человека с убежденностью, что «его послал Бог» – просто песня душевной боли.
Девушка или женщина не может выйти замуж так быстро, как хотелось бы ей. И представители православного сообщества вдруг в один миг начинают ее убеждать, что вот сейчас она молится, значит, должен со дня на день появиться любимый. На горизонте, допустим, появляется человек, но он, прямо скажем, девушке не нравится. Как человек. Но знакомые просто бомбардируют ее: ты должна выйти за него замуж! Это от Бога!
Ну, старчество, проникшее уже в ряды мирян, оставим для отдельного текста, а вот на счет добровольного взятия на себя подобного бремени как заведомо несчастливый брак… Поправьте, но мне всегда казалось, что семья – место радости, союз любящих и дополняющих друг друга сердце, точка творческого взаимораскрытия, место безопасности и надежный тыл. Или место скорби, страданий, тягот и лишений, где один супруг постоянно причиняет боль другому?
В жизни христианина испытаний всегда будет хватать. Степень их жесткости может не отличаться и в церковной ограде, и в «безбожном» житейском море. Семья сегодня остается буквально одним из немногих мест, где мы может перевести дух в каждодневной борьбе за хлеб насущный и существование… Стоит ли заведомо идти на шаг, способный превратить «малую Церковь» в ад на земле?
Улыбки, сладкие голосочки, неопрятный вид, потеря мужественности или женственности, постоянные извинения и преклоненная голова – это признаки смиренного человека? Не знаю. Скорее, потерявшего себя или убитого горем, находящемся в глубоком раскаянии.
Внутрь не заглянешь, но надо понимать, что самоуничижение не равно смирению.
Самоуничижение святые отцы, как можно догадаться, использовали как инструмент для достижения смирения. И да, святые отцы, величайшие светочи православного мира, принимали монашество, умирали для мира и жили в условиях иной реальности, нежели миряне.
Порой решение «забить на себя» ради некоторого абстрактного смирения может быть вызвано не столько благими намерениями, а просто сдачей позиций и опущенными руками. Человек ломается под ударами обстоятельств, но не преображается. Это не аксиома для вышеперечисленной типологии описанных «смиренных» людей (внутрь не заглянешь), но повод для честных ответов на вопросы самому себе.
Бывает, что люди уверены, что они ни на что не способны, на них можно ставить крест, и они и дальше будут продолжать свое «смиренное» существование. Но, позвольте, это же явное проявление гордыни. Неужели милосердный Бог отправил нас в этот мир «ни на что не способных»? Во-первых, каждого человека Господь создал уникальным.
Во-вторых, нет такой ситуации, которую Создатель не мог бы изменить, ведь «Богу возможно все» (Мф. 19:26).
Как научиться смирению
– Владыка, есть такое выражение: «работа смиряет», наверное, смиряет усталость, болезни, понимание своей немощи. А что еще? И вообще, как научиться смирению?
– У несмиренного человека понимание своей слабости может привести к агрессии и в конце концов к разрушению личности, а у смиренного – нет. Стать смиренным – это прежде всего победить в себе гордыню и лень духовную. Ведь почему гордыня – это грех? Потому что это то, что отделяет человека от Бога, это камень преткновения между человеком и Богом. Но если человек сделал шаг к Богу, покаялся, то он уже сумел преодолеть гордыню, а дальше идет та духовная брань, о которой мы уже писали.
– Владыка, по словам Ефрема Сирина, «если грешник приобретает смирение, то он сделается праведником». Почему смирение имеет такую силу перечеркнуть все?
– Да потому что быть смиренным – это прежде всего быть победителем. Победить в себе гордыню. А потом ведь смирение и в том, что мы понимаем, что без Божьей помощи нам свои грехи не преодолеть. Вспомните, как мы молимся: «Господи, даруй мне зрети мои прегрешения».
Нельзя думать, что какие-то духовные упражнения сразу помогут нам приобрести смирение. Многие научились ему через подражание духовным отцам, людям, которые духовно выстояли в этом мире. Бывает, что болезни, жизненные обстоятельства научают нас. Апостол Павел сказал: «И чтобы я не превозносился… дано мне жало в плоть». И дальше: «…ангел сатаны удручает меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12. 7–9).
У нас в Старом Осколе есть старец Алексей, люди называют его просто: Алеша из Старого Оскола. Это физически очень больной, немощный человек, он даже не разговаривает, и если ему надо ответить на вопрос, то он просто водит пальцем по таблице с буквами, и получаются слова. Или он водит пальцем по буквам, и получаются стихи. И что бы ни происходило вокруг, с ним, в любых ситуациях, он всегда удивительно светел, в нем столько любви и тепла к людям. Для меня этот Алеша из Старого Оскола и есть воплощение смирения.
А. А. Голенищев-Кутузов
В годину смут, унынья и разврата
Не осуждай заблудшагося брата;
Но, ополчась молитвой и крестом,
Пред гордостью – свою смиряй гордыню,
Пред злобою – любви познай святыню
И духа тьмы казни в себе самом.
Не говори: «Я капля в этом море!
Моя печаль безсильна в общем горе,
Моя любовь безследно пропадет…»
Смирись душой – и мощь свою постигнешь:
Поверь любви – и горы ты подвигнешь;
И укротишь пучину бурных вод!
Почему одной из важных христианских добродетелей принято считать смирение?
Фото: Optina.ru
Часто говорят, что смирение — одна из важнейших христианских добродетелей, но многие люди не до конца понимают, почему это так. Причины, по которым смирение можно считать одной из важнейших добродетелей, следующие:
- смирение имеет те же положительные эффекты, что и настоящая любовь и милосердие.
- смиренный человек выражает искреннюю благодарность Господу, даже если что-то в жизни идет не по его планам;
- истинное смирение отражает готовность человека всегда и во всем исполнять Волю Господа;
- смирение — это не формальное послушание, а истинное послушание Господу и следование Его Воле;
- смирение отражает правильное отношение к себе, Богу и другим;
- смирение помогает человеку наиболее правильно и объективно оценить свою роль в жизни;
Многие люди видят в смирении проявление слабости в то время, когда оно показывает наличие истинной духовной силы, потому что не каждый может признать свои ошибки.
Что такое смирение
Смирение — добродетель, противоположная гордости, а гордость — источник прелести. Поэтому избавление от прелести в первую очередь связано с приобретением смирения.
Так говорит о смирении толковый словарь Д.Н. Ушакова:
СМИРЕНИЕ, смирения, мн. нет, ср. (книжн.).
1. Действие по гл. смирить-смирять. Смирение гордости.
2. Сознание своих недостатков, слабостей, сочетающееся с отсутствием гордости, высокомерия. «Гордости лукавой в слова смиренья не рядил.» Хомяков.
|| Кротость, покорность.
Так говорит о смирении Краткий религиозно-философский словарь:
СМИРЕНИЕ — одна из высших добродетелей в христианской этике, противополагаемая гордости (гордыне). Нередко по ошибке смирение отождествляют с бездумным и безответственным послушанием каким-то авторитетам не от Бога, или тупой покорностью навязываемым жизнью обстоятельствам, но в действительности смирение — жизнь в мире с Богом, свободное и мужественное согласие с Его волей, ученичество у Христа и готовность брать на себя проблемы, которые из этого проистекают, несение креста. «Смирение, которому учит христианство, — по существу величайшее дерзание; с точки зрения мудрости века сего — непростительная дерзость, верх оптимистического безумия. Всерьез признать себя малым и ничтожным перед Богом — значит всерьез поверить, что стоишь в неком реальном отношении к Богу» (С.Аверинцев).
Так говорит о смирении Библейская энциклопедия:
Смирение (Притч. XV, 33) — добродетель противоположная гордости, и одна из самых главных добродетелей в христианской жизни. Оно состоит в том, что человек не высоко думает о себе, питает в своем сердце духовное убеждение, что ничего своего не имеет, а имеет только то, что дарует Бог, и что он ничего доброго не может сделать без Божией помощи и благодати; таким образом вменяет себя за ничто и во всем прибегает к милосердию Божию. В Свящ. Писании означенная добродетель особенно предписывается и заповедуется всем последователям Христовым. Все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, говорит св. ап. Петр, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. И так, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время (I Петр. V, 5, 6). В этом как и во всех прочих отношениях земная жизнь Божественного Спасителя представляет собой для всех нас совершеннейший пример и образец. Он смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Филип. II, 8), говорит о Нем ап. Павел. Свящ. Писание обилует обетованиями благодати и милости Божией смиренным, и угрозами различных наказаний для людей гордых.
Глава 22. Сущность смирения.
Смирение есть одеяние Божества.Прп. Исаак СириянинПростоте и смирению наиболее является Бог.Прп. Иоанн ЛествичникНа основе нищеты духа в христианине зарождается и начинает вырастать — как Божий дар — добродетель смирения.Что такое смирение? Этот вопрос задавал многим духовным отцам св. Иоанн Лествичник, игумен горы Синайской. И в ответ на этот вопрос св. Иоанн получил от отцов ряд определений смирения.Один сказал: «Смирение состоит в постоянном забвении о своих добрых делах». Другой — «В признании себя из всех последним и всех более грешным». Третий — «В мысленном признании своей немощи и бессилия». Четвертый — «В чувстве души сокрушенной и отречения от собственной воли» и др.Но ни одно из полученных определений не удовлетворило св. Иоанна, и он дал свое следующее решение этого вопроса: «Смирение есть не именуемая благодать в душе, теми только именуемая, которые изведали ее опытом. Это — неизреченное богатство, Божие именование и подаяние».По существу, св. Иоанн и сам не дал полного объяснения, в чем заключается смирение, но он указал, что, по его мнению, этого нельзя сделать, поскольку оно является Божиим именованием.Близко к этому определению и определение смирения, данное прп. Исааком Сириянином. Он пишет:«Смирение есть одеяние Божества: в него облеклось вочеловечившееся Слово и через него приобщилось нам в теле нашем.И всякий, облеченный в смирение, уподобляется нисшедшему с высоты Своей…
Продолжение статьи… О сущности смирения
Что значит смирение?
Фото: Flickr.com
Если говорить о том, что человек должен проявлять смирение, сначала стоит упомянуть именно о значении данного термина. Такое понятие, как смирение – это термин, имеющий положительное значение, которое можно описать следующим образом:
смирение является христианской добродетелью, противоположной гордости; суть смирения заключается в трезвом виденье себя самого; смирением по отношению к Господу можно назвать виденье собственных грехов и упование на милосердие Господнее; смирение по отношению к ближним – это отсутствие злости и раздражительности, даже если они делают что-то неправильно; смирение к себе самому – это умение не обращать внимание на недостатки других, прекрасно понимая все свои минусы. Смирение – это особое состояние, которое состоит из трех степеней
Первая степень смирения – это принятие человеком всяческой критики, как своего рода лекарства. Вторая степень заключается в искоренении всяческого гнева, а третья – это недоверие к собственным добрым делам и постоянное делание научиться быть более добрым. Чтобы стать воистину смиренным человеком, необходимо изо всех сил стараться выполнять Евангельские заповеди
Смирение – это особое состояние, которое состоит из трех степеней. Первая степень смирения – это принятие человеком всяческой критики, как своего рода лекарства. Вторая степень заключается в искоренении всяческого гнева, а третья – это недоверие к собственным добрым делам и постоянное делание научиться быть более добрым. Чтобы стать воистину смиренным человеком, необходимо изо всех сил стараться выполнять Евангельские заповеди.
Созерцательная сова
Находится на стадии смирения. Обесценила ценности попугайского этапа, и теперь так внимательно присматривается к жизни, словно видит ее впервые. Перестает винить в своих проблемах окружающих, начинает понимать, что неврозы – это следствие личных нерешенных вопросов, а не вина каких-то «плохих» людей.
«Знает, что ничего не знает», и начинает понимать, что не бывает правильной жизни и правильных истин. Осознает, что каждый имеет право быть собой со своей ложью и своей правдой, каждому нужны свои ошибки, потому что именно так, преодолевая собственные заблуждения, все учатся и взрослеют. Считает, что ошибаться не только нормально, но еще и полезно – иначе не познать гармонии вещей.
Сова опустошает стакан своего мировоззрения, и выбрасывает из головы все философские концепции. Ослабив хватку гордыни, учится жить заново, прислушиваясь к самой жизни.
Теряет вкус к самоутверждению и перестает поучать, потому что начинает осознавать, как на самом деле загадочна жизнь, и как мало мы о ней знаем. Пребывает в состоянии ученика, созерцательно внимающего всем жизненным событиям. Осознает, что только без цепляний за уже имеющиеся знания появляется возможность учиться и расти без сопротивлений.
Если ложное смирение птенца характеризует слабость и пассивность, а ложную силу попугая – сопротивление и самоутверждение, то истинное смирение совы – это здоровый пофигизм приятие и чуткость.
Сова меняет отношение к страхам. Птенец от них прячется, попугай тщательно маскирует под доблести, а сова начинает своим страхам открываться, проживать их и выпускать на волю.
В противовес тоннам тяжеловесных концепций, сова выбирает утонченное почти невесомое осознание текущего положения дел.
Уверенность в Боге и себе
По мере нашего разговора суеверное смирение внезапно превратилось в… уверенность. Без приставки «само». Что это значит?
Итак, смирение в отношение к Богу есть видение своих грехов и стремление подчинить Ему волю. Все внешние испытания – как этапы соревнований, тренировка с тяжелыми весами в спортзале, возможность стать сильнее. Это достижимо только при соработничестве с Богом.
Заметим, человек в здравом уме никогда бы не назвали Иисуса Христа «слабым». Да, Он позволил Себя распять. Позволил. Ключевое слово. В поведении, образе мысли, действиях Христос – довольно основательный, твердый, последовательный, благородный и тяжеловесный мужчина. Он был уверен в себе более, чем кто-либо из людей за всю историю человечества.
Смирение – это и уверенность в Боге, в Его заботе о нас. Если с нами Бог, то нам и море по колено.
Но мы не забываем о том, что смирение – это адекватная христианская оценка себя. Мы помним грехи, которые совершили, видим свои слабости наряду с достоинствами. Помним, благодаря кому мы такие, какие есть. И мы дети одного Отца, Который равно любит всех вокруг. Объективно оценивая себя, понимая склонность к греху, как мы можем осуждать людей вокруг? Их природа мало чем отличается от нашей.
Наконец, понимая себя, вряд ли нам станет интересно со скрупулезным вниманием следить за недостатками других людей. Мы будем заняты изменением собственного внутреннего мира, ведь именно там, в глубине души, и создается наша личная реальность, именно там куется «жизнь будущего века». Вот оно, смирение, – ступень на пути к самосовершенствованию
Вот оно, смирение, – ступень на пути к самосовершенствованию.
Бог смирения – Христос
Сам Господь показал нам образец смирения Своей жизнью и смертью. Перед Распятием за Тайной Вечерей Господь дал последние наставления апостолам, вновь напомнил, что Он должен покинуть них, погибнув. Христос называет учеников детьми – как никогда раньше – и призывает их любить друг друга, как Сам Бог любит их. Ради укрепления их веры и рождения Церкви, скрепленной Самим Телом Христа, Господь совершает и устанавливает навечно величайшее Таинство, скрепившее Новый Завет между Богом и человеком – Таинство Евхаристии (по-гречески благодарения), по-русски обычно называемое Таинством Причастия.
Христос взял в Свои руки хлеб и, благословив знамением, разломил, затем налил вина и раздал все ученикам, говоря: «Возьмите и ешьте: это Тело Мое и Кровь Моя». Этими словами священники по сей день благословляют вино и хлеб за Литургией, когда они пресуществляются в Тело и Кровь Христову. Трапеза была совершена вечером, поскольку Христос следовал одной из иудейских традиций Ветхого (Старого) Завета, на основании которых устанавливал традиции новозаветные, не разрушая прежних. Так, в тот день отмечался праздник Пасхи, память исхода предков иудеев из Египта ночью. В тот древний день каждая еврейская семья должна была заколоть ягненка и сделать пометку его кровью на дверях, чтобы Господь не направил на них свой гнев. Это был знак избрания евреев. Бог Отец в тот день покарал египтян за удержание евреев в рабстве смертью их первенцев. Только после этой страшной казни фараон отпустил племя иудеев во главе с пророком Моисеем в Обетованную Богом Землю.
Иисус Христос за Тайной Вечерей, вспоминая этот праздник, устанавливает новый: Богу больше не нужны жертвенные убийства животных и кровь жертвенная, ведь Единственным Жертвенным Ягненком, Агнцем остается Сам Сын Божий, Который умирает, чтобы гнев Божий за каждый грех миновал человека, верующего во Христа, причащающегося Его.
Затем Господь пошел помолиться в Гефсиманский сад с учениками. По словам евангелистов, Христос молился трижды, до кровавого пота. В первой молитве Он просил Бога Отца о том, чтобы не пить Чашу страданий, говоря в то же время, чтобы совершилось так, как хотел того Бог. Христос выражал свой страх, тоску перед мучениями. Затем Он молился с полной покорностью воле Божией и пониманием, что Ему не миновать мучений. Евангелист Лука пишет, что в это время Бог Отец послал Ему Ангела, поддержавшего Христа. В третий раз Господь повторил слова Своего принятия воли Божией и обратился к ученикам, разбудив их и сказав, что приближается предатель, который отдаст Его в руки грешников. Он даже призвал учеников идти вместе с Ним, чтобы отдаться в стражникам Самому.
Христос знал и даже сказал апостолу Петру, что по одному Его слову от скажи Его защитят легионы Ангелов. То есть Он не принижал Себя, Свое Учение и Богоотцовство. Но Он шел без гнева на смерть за всех людей.
Смирение в Православии
рекомендуем к прочтению
- Икона Архангела Михаила
- Икона Серафима Вырицкого
- Икона Спиридона Тримифунтского
- Молебен иконе «Неупиваемая Чаша»
Учение Господа Иисуса – это призыв к покаянию, к любви всех людей ко всем людям, состраданию и жалости даже к страшным грешникам. В ответ на искреннюю молитву, в первую очередь, в душе появится мир, ясность и спокойствие, по свидетельству многих людей – и это поистине чудо, которое случается с каждым верующим человеком. Постарайтесь также побеседовать со священником, если у вас есть жизненные сложности и душевная тревога.
Но и мы сами должны стремиться к угодной Богу жизни, посещать храм, молиться за богослужением, помогать людям, прощать грехи и ошибки наших ближних, спокойно вести себя в конфликтах.
Божия благодать дается нам лишь через смирение, принятие воли Божией о нас, чтение молитв, исполнение заповедей Божиих, посещение церковных богослужений.
Самое главное – помнить, что «сила Божия в немощи (слабости) совершается», как говорит апостол Павел в Послании к Коринфянам. Слабость человеческая выражается в том, что он отдает себя в руки Божии, становясь гибким, давая Богу действовать и помогая Ему человеческими силами, но не гордясь и надеясь на помощь Божию. Человек смиренный действует, но не ропщет перед трудностями, молится и ждет воли Божией о себе.
Как разрешить ситуацию с помощью смирения
№1. Переключение внимания
Оно может быть двух видов:
1. Случайное переключение, с помощью внешних обстоятельств
Но, как вы знаете, ничего случайного не бывает.
Ваше “Высшее Я”, видя, что эго не отпускает ситуацию, создает такие события в жизни, которые смогут на определенное время переключить ваше внимание. За это время ситуация разрешится сама собой. За это время ситуация разрешится сама собой
За это время ситуация разрешится сама собой.
Это происходит в том случае, если вы:
Не можете смириться (осознанно к смирению не придешь), а физические силы иссякают. Чтобы совсем не лишиться внутреннего ресурса, ваши высшие аспекты идут на такой шаг.
Например, мама не может уложить спать ребенка в течение нескольких дней. Каждый день, как пытка для обоих. На самотек ситуацию не отпустишь, ведь малыш — самое дорогое, а жизненный ресурс просто необходим.
Не созрели духовно до смирения, и много энергии тратите впустую на решение какого-то вопроса. Переключение происходит для того, чтобы скорректировать ваш путь.
Если в первом случае смириться вы хотите, но не можете, то во втором случае смирение может возникнуть только на подсознательном уровне.
Этот способ не подойдет для затяжных конфликтов. Если вы годами бились о закрытые двери, то одного переключения внимания будет недостаточно.
2. Осознанное переключение внимания
У вас не получается решить какой-то вопрос, вы осознанно смиряетесь с ситуацией на время и фокусируетесь на других вопросах, либо переключаетесь на что-нибудь нейтральное.
За это время хватка ослабляется, и ситуация либо разрешается сама по себе, либо к вам приходит идея как ее решить.
№2. Пирамида Силы и Света
Надо сказать, что в этом способе смирение играет не последнюю роль.
Если вы идете в пирамиду, оставляете там свою проблему, а потом продолжаете о ней думать, ничего не решится.
Важно то, насколько вы доверяете высшим силам в решении ситуации
№3. Практика “Махнуть рукой”
Предлагаем простую практику, выполняя которую, вы перейдете от отчаяния к смирению.
Наверняка вы слышали о таком методе “решения проблем” в народе, когда предлагается поднять руку, махнуть и произнести: “А ну его…!”
Только усовершенствуем его.
Входите в полумедитативное состояние, поднимаете руку, а можно и без поднятия руки, и произносите:
“Я передаю решение ситуации своему “Высшему Я”, своим наставникам и духовным учителям для наивысшего блага всех ее участников”.
Приготовьтесь и к неожиданным поворотам. Не всегда все получается так, как нам бы того хотелось.
Ваша задача — позволить высшим силам сделать всю работу за вас.
Умение смириться — это новый виток вашей духовной эволюции.