Только бог возвратит и приумножит!

Джошуа Мильтон Блайи: голый либерийский полевой командир-каннибал

www.uwielbiamwiedze.pl Либерия является страной в Африке, пережившей десятилетия гражданских войн. Гражданская война в стране началась в силу ряда политических причин, и мы стали свидетелями появления нескольких групп повстанцев, борющихся за свои интересы. Очень часто их партизанскую борьбу окружали суеверия и колдовство.

Один интересный случай произошел с Джошуа Мильтоном Блайи, полевым командиром, который верил, что борьба в голом виде каким-то образом может сделать его неуязвимым для пуль.

Не этом его безумие не закончилось.

Он практиковал множество форм человеческих жертвоприношений. Он был хорошо известен как каннибал, и ел военнопленных, медленно поджарив их на открытом огне, или сварив их мясо. Более того, он полагал, что употребление в пищу детских сердец сделает его более храбрым бойцом, поэтому когда его армия совершала набеги на деревни, он крал оттуда детей для того, чтобы собрать «урожай» из их сердец.

2 Коринфянам 9:8-15: “Всякое довольство” гарантировано Богом.

2 Коринфянам 9:8-9
«Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем
имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано:
расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век».

Бог через Павла не оставляет нам ни тени сомнений: никто не будет испытывать
нужду, жертвуя щедро. Он разъясняет: Бог всегда и во всем будет давать
всякое довольство! Они будут богаты на всякое доброе дело! Сам Бог
гарантирует это! Затем Павел цитирует Псалом 111:9: «Он расточил, раздал
нищим; правда его пребывает во веки». Теперь этот отрывок говорит уже не о
Боге. В нем не сказано: «Бог расточил, Бог раздал нищим; Божья праведность
пребывает во веки». Наоборот, этот псалом говорит о человеке, боящемся
Господа. Давайте полностью прочитаем его, потому что в нем содержатся еще
большие обетования:

Псалом 111:1-10
«Аллилуия. Блажен муж, боящийся Господа и крепко
любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его; род правых
благословится. Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек.
Во тьме восходит свет правым; благ он и милосерд и праведен. Добрый человек
милует и взаймы дает; он даст твердость словам своим на суде. Он вовек не
поколеблется; в вечной памяти будет праведник. Не убоится худой молвы:
сердце его твердо, уповая на Господа. Утверждено сердце его: он не убоится,
когда посмотрит на врагов своих.
Он расточил, раздал нищим; правда его пребывает во веки;
рог его вознесется во славе. Нечестивый увидит и будет досадовать,
заскрежещет зубами своими и истает. Желание нечестивых погибнет».

Мы уже много писали в другой статье о Страхе
Господнем. Человек, боящийся Господа, будет благословлен! А одна из
добродетелей боящегося Господа, — он жертвует бедным. Он щедр в своем
даянии. Он расточил, раздал. Он не скупится, он великодушен, потому что Бог
– его изобилие. И как нам говорится во 2 Коринфянам 9:8-9, Сам Бог
гарантирует, что, если мы щедро уделяем для бедных, мы всегда будем иметь,
что посеять. И далее:

2 Коринфянам 9:9-15
«Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и
умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую
щедрость, которая через нас производит благодарение Богу. Ибо дело служения
сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих
обильные благодарения Богу; ибо, видя опыт сего служения, они прославляют
Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее
общение с ними и со всеми, молясь за вас, по расположению к вам, за
преизбыточествующую в вас благодать Божию. Благодарение Богу за неизреченный
дар Его!»

Бог, дающий семя сеящему и хлеб в пищу, обеспечит и преумножит посеянное,
чтобы мы могли сеять еще больше. И Павел далее разъясняет, что это
пожертвование, восполняющее скудость святых, производит во многих обильные
благодарения Богу. Как в этом примере с Коринфянами, получающие дар
прославят Бога за щедрое даяние, за великодушие их Коринфских братьев и
сестер.

Наше отношение к пожертвованиям

Всё делать «во имя Господа Иисуса Христа», «в славу Божию», чтобы не было соблазном для других. Перечитайте 2 Кор. 9:1-7.

Планировать: «были приготовлены», «найдут вас неготовыми», «предварительно озаботились», «было готово». Готовить свои пожертвования необходимо тогда, когда вы получаете доход (любой: пенсия, зарплата, подработка, помощь от кого-то и т.п.), а не в момент, когда происходит сбор.

Жертвенность: «усердие ваше», «как благословение, а не побор» (воздаяние – это не налог, который под страхом наказания должны платить христиане), «кто сеет щедро, тот щедро и пожнет».

Доброхотность, радость, непринужденность. Если мы не будем воздавать таким образом, то мы будем настоящим соблазном (камнем преткновения) для других людей.

Реформа осевого времени

Примерно в середине I тысячелетия до н. э. происходит важная антропологическая перемена, затронувшая как иудейский, так и языческий мир, впервые замеченная К. Ясперсом. Содержание ее вполне конкретно, а вот временная локализация очень условна – примерно с 800 по 200 гг. до н. э. Суть в том, что с некоторых пор человек начинает ощущать себя суверенной личностью, субъектом, самостоятельно строящим отношения с другими субъектами. Тогда как до этого времени он ощущал себя лишь частью сообщества (народа, племени, полиса и т. д.) и в принципе не мыслил себя вне такового. В это время многие культы из дела общего, всенародного становятся делом частным. В Египте наблюдается «демотизация», под которой, однако, подразумевается не появление «царских» надписей в гробницах частных лиц (что многие оспаривают), а то, что о своей посмертной участи египтяне все более начинают заботиться сами и все менее связывают ее с деятельностью фараона. В культах Междуречья и Ханаана центральная идея «священного брака» между царем и богиней (которую изображает верховная жрица) на вершине зиккурата низводится до аналогичных действий частного лица с любой жрицей и в любом месте. В греческой, римской и прочих культурах возникает множество местных культов, где можно принести свою частную жертву тому или иному божеству. Не обходит стороной этот процесс и Израиль. Особенно после разделения его на Северное и Южное царства и утраты первым самостоятельности. Все чаще жертвы приносятся не всем народом, а частными лицами. А поскольку контролировать их правильность и соответствие традиции уже нет никакой возможности, правильными объявляются только жертвы, приносимые в иерусалимском храме, который с тех пор и становится центром всей религиозной жизни Израиля.

Кроме того, с превращением жертвоприношения в частное дело в нем появляется еще один важный смысловой аспект. Особенно это касается жертвы за грех, жертвы повинности и прочих жертв «компенсаторного» характера. Закон предписывает за грехи тяжкие наказания, часто смерть. Однако разрешает при определенных условиях заменять их жертвами. Приносивший такую жертву хорошо понимал, что по идее на ее месте должен быть он сам. И лишь по милости Божьей ему предоставлена возможность заменить свою жизнь жизнью животного. Что же это, как не символическое предание себя и всей своей жизни во власть Бога? Тем более, что скот в древнеиудейской культуре считался частью клана (מׅשְׁפָּחָה),  стоящей, однако, на самой низшей ступени иерархии – ниже рабов и детей.

Десятина в Новом Завете и современная практика церкви

Хорошая точка зрения. Я бы только сделал следующее различие: весь Ветхий Завет – это слово Бога для нас, но не весь Ветхий Завет – это заповедь Бога для нас, христиан. Если заповедь не повторяется в Новом Завете, мы свободны от ее исполнения.

Странно, что нет никакого упоминания о десятине в книге Деяний или посланиях отцов церкви. Иоанна 13:34-35, Матфея 28:19-20 и т.д. написаны до дня Пятидесятницы, но появляются в различных формах в писаниях после дня Пятидесятницы. Кроме того, они предполагают новый порядок вещей; тогда как в Евангелии от Матфея 23 главе Иисус комментирует старый порядок вещей. Видите ли вы разницу?

Интересно, что очень мало исследователей Библии считают, что Новый Завет учит о десятине. Кто больше всего учит этому? Церковные лидеры – те, кто продвигают различные церковные программы. Многие христианские церкви и конфессии защищают эту практику. И все же я считаю, что это больше от прагматизма, чем от теологии.

Десятина в Новом Завете и современная практика церкви

Хорошая точка зрения. Я бы только сделал следующее различие: весь Ветхий Завет – это слово Бога для нас, но не весь Ветхий Завет – это заповедь Бога для нас, христиан. Если заповедь не повторяется в Новом Завете, мы свободны от ее исполнения.

Странно, что нет никакого упоминания о десятине в книге Деяний или посланиях отцов церкви. Иоанна 13:34-35, Матфея 28:19-20 и т.д. написаны до дня Пятидесятницы, но появляются в различных формах в писаниях после дня Пятидесятницы. Кроме того, они предполагают новый порядок вещей; тогда как в Евангелии от Матфея 23 главе Иисус комментирует старый порядок вещей. Видите ли вы разницу?

Интересно, что очень мало исследователей Библии считают, что Новый Завет учит о десятине. Кто больше всего учит этому? Церковные лидеры – те, кто продвигают различные церковные программы. Многие христианские церкви и конфессии защищают эту практику. И все же я считаю, что это больше от прагматизма, чем от теологии.

Даглас Джакоби, 3 декабря, 2003 года

Перевод: Ольга Куроедова

Милосердие — только добровольно

В сборе пожертвований для Иерусалима участвовала не только Антиохия. Из послания апостола Павла к Римлянам известно, что Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме (Рим. 15, 26). Такой же сбор пожертвований осуществлялся в Галатии (в настоящее время — территория Турции), а затем — и в Коринфе: При сборе же для святых поступайте так, как я (апостол Павел. — Авт.) установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду (1 Кор. 16, 1–2). Слово «установил» не означает того, что благотворительность была принудительной и все должны были участвовать в ней в установленном апостолом порядке. Апостол дважды прямо говорит о добровольном участии в сборе средств: Я даю на это совет: ибо это полезно вам, которые не только начали делать сие, но и желали того еще с прошедшего года (2 Кор. 8, 10) и каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог (2 Кор. 9, 7). Из этих слов видно, что апостол лишь призывает коринфян исполнить то, что они намеревались сделать еще год назад, а также напоминает, что доброе дело должно быть именно добрым и — добровольным. А напоминает он о сборе средств еще и потому, что знает о материальном благополучии коринфян в этот момент. И здесь звучит очень интересная мысль апостола о взаимопомощи: Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность (2 Кор. 8, 13–14).

Человеческие жертвоприношения ацтеков

www.latinamericanstudies.org Ацтеки считали, что человеческие жертвы необходимы для того, чтобы Солнце продолжало двигаться по небу. Это означает, что тысячи людей приносились в жертву ежегодно. У ацтеков имелись огромные пирамидальные сооружения, со ступенями, ведущими к вершине, на которой находился жертвенный стол. Там людей убивали, а их сердца вырывали из груди, и поднимали к Солнцу. Тела людей затем сбрасывали вниз по ступеням, к восторженной толпе. Многие тела скармливались животным, другие развешивались на деревьях, также были известны случаи каннибализма. Помимо жертвоприношений на пирамидах, ацтеки также жгли людей, расстреливали их из луков, или заставляли их убивать друг друга, так, как это делали гладиаторы.

Героическая и обыденная жертва

В наше время жертвенность
встречается реже, утверждает пресса. Это качество обесценилось. На пьедестал вознесён
эгоизм. Но с этим можно не согласиться. Люди продолжают жертвовать своими интересами
ради других. Среди наших современников по-прежнему немало героев. Их имена и поступки
остаются в истории. Это хороший пример и оправдание ныне живущих поколений перед
Богом.

Максим Богдан

Самый юный герой 2018 года – девятилетний Максим Богдан из Рязанской области. Мальчик спас из горящего дома брата и троих сестёр. Восьмиклассники из Алтайского края Никита Чебаевский и Данил Косихин вытащили из реки друга, получившего травму.

Полтора года пролежал в коме и умер в декабре шестнадцатилетний парень из Северодвинска, Иван Крапивин, защищавший мать от насильника. Он получил травмы, оказавшиеся неизлечимыми.

В наше время считается хорошим тоном критиковать полицию. Но для этих людей подвиг – часть жизни. Старший лейтенант полиции Михаил Полхлебов в свой выходной день, в гражданской одежде, без оружия стал  свидетелем нападения на сотрудников автозаправки. Он вступил в схватку с вооруженным преступником и задержал его. А мог бы игнорировать происходящее. Давайте больше говорить о таких людях, видеть лучшее в соотечественниках.

Кейт Уинслет и Ричард Брэнсон, которую спасла актриса

Принято сетовать, что в наши дни о героях пишут меньше, чем о звёздах шоу-бизнеса. Но оказывается, даже в числе звёзд Голливуда есть те, что спасали людей, рискуя жизнью. Кто бы подумал. Например, Кейт Уинслет вынесла старушку из горящего дома. Брэд Питт спас женщину из-под колёс автомобиля. Том Круз вытащил из перевернувшейся машины двух людей за минуту до того, как машина загорелась. Есть и другие актёры, которые проявили героизм не только на экране, но и в реальных ситуациях. Человечество не безнадёжно.

И среди обычных людей, в быту встречается обыденная, но достойная уважения жертвенность. Когда родственники ухаживают за больными, когда родители не отрекаются от детей-инвалидов, когда люди просто помогают друг другу сделать ремонт или убрать урожай.

Вспомним, как Христос, посещавший
Лазаря и его сестёр – Марфу и Марию, из которых первая занималась домашними делами,
а вторая сидела у ног его и слушала, сказал:

«Марфа! Марфа! Ты заботишься
и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая
не отнимется у неё». Но кого из этой семьи он больше любил? «Иисус же любил Марфу
и сестру её и Лазаря». Прежде всего Марфу, которая суетилась, чтобы накрыть стол
и создать уют. Труд был её жертвой Божественному гостю.

“Христос у Марфы и Марии”, Генрих Семирадский

Волонтёрство – богоугодная жертвенность. Молодые люди тратят время и деньги не на свои развлечения, а на поиски пропавших соотечественников, кормление бездомных; возят продукты в глухие сёла для забытых обществом стариков. И спасение бродячих животных, сбор средств для них – тоже жертвенность, ведь человек отвечает за мир, дарованный ему Богом.

Протоиерей Сергий Николаев: «Жертвенность называют «святым великодушием»
— мелким душам она не свойственна. Мелкая душа у эгоиста. Он всеми силами старается
сохранить свое при себе, не уступить, не отдать, не потерять. Но в то же время на
других людей он смотрит, как на своих должников, обязанных уступать, отдавать и
жертвовать собой ради него. И когда этого не происходит, очень огорчается».

Сегодня на алтарь веры нужно положить самовлюблённость, низкие страсти и
тёмные желания, дабы огонь веры испепелил их, очистив наши души.

Фото: монах Онуфрий (Поречный), сайт Соловецкого монастыря

Жертвоприношения африканских альбиносов

www.nydailynews.com Самым страшным в жертвоприношениях африканских альбиносов является то, что они широко практикуются в Африке и сегодня. Некоторые африканцы по-прежнему верят в то, что части тела альбиноса являются мощными оккультными предметами, которые могут быть полезны в колдовстве. Они охотятся за разными частями тел, их собирают из-за их высокой оккультной стоимости. К примеру, считается, что руки альбиноса могут принести финансовый успех, язык, как полагают, приносит удачу, а гениталии могут вылечить импотенцию. Вера в магический потенциал частей тел альбиносов привела к убийству тысяч людей, как взрослых, так и детей. Многие альбиносы вынуждены скрываться, поскольку опасаются за свою жизнь.

Головорезы из Индии

Туги Бандитов в Индии обычно называют словом «туги», это слово является синонимом индийского слова «мошенник». Эта группа была распространена по всей Индии, и по количеству варьировалась от нескольких человек до сотен. Головорезы, как правило, изображали из себя туристов, и предлагали путешественникам компанию и защиту. Затем они тщательно следили за своими жертвами в течение нескольких дней или даже недель, ожидая момента, когда жертва — окажется уязвима для удара.

Они выполняли свои жертвоприношения по последней «ритуальной моде». Они считали, что кровь не должна быть пролита, поэтому своих жертв они либо душили, либо травили. От рук индийских головорезов по разным оценкам погибло свыше миллиона человек, между 1740 и 1840 годами, также было обнаружено несколько массовых захоронений, в которых, как полагают, «туги» приносили ритуальные жертвы своей богине Кали.

Племя лафкенчей

www.china.org.cn В 1960 году сильнейшее за всю историю землетрясение ударило по Чили. В результате этого у чилийского побережья возникло разрушительное цунами, убившее тысячи людей, и уничтожившее огромное количество домов и имущества. Сегодня это известно как Великое чилийское землетрясение. Оно стало причиной широкого распространения страха и различных спекуляций среди чилийского народа. Чилийцы пришли к выводу, что бог моря разгневался на них, и потому они решили принести ему жертву. Они выбрали пятилетнего ребёнка, и убили его ужаснейшим образом: они отрезали ему руки и ноги, и выставили всё это на шестах, на пляже, с видом на море, для того, чтобы бог моря успокоился.

История появления десятины в Библии

Десятина, то есть десятая часть от всего дохода обязательно должна была отдаваться священникам и левитам.

Подробно это описано в Ветхом Завете (Лев.27:30-32). Согласно подробному повествованию, десятая часть от семян, плодов, скота и т.д. принадлежит Господу. При этом не следует делить урожай на хороший, или плохой, а скот на худой, или здоровый.

Почему же возникла такая необходимость отдавать десятую часть от всего добра священникам и левитам? Все дело в том, что когда народ Израиля после долгих мучений вошел в землю обетованную, Господь разделил ее между коленами Израиля. Таких колен было всего 12, но землю получили только 11. Одно колено Господь предназначил для служения Господу. Это колено именовалось левитами (сынами Левия). Его потомков не должны были обременять никакие заботы о хлебе насущном и никакие труды, кроме служения Богу.

Этот устав исполнялся еврейским народом беспрекословно. Это был Закон, который никто не смел нарушать в Ветхом завете.

Библия: Тематический словарь

А. Темы в Библии

ЖЕРТВА как тема послания к Филиппийцам:

Флп 2:17

Б. Жертва в Ветхом Завете

1. Люди, приносящие жертвы

Каин и Авель:

Быт 4:3-5

Ной:

Быт 8:20,21

Аврам:

Быт 12:7,8; Быт 15:9-11

Иаков:

Быт 31:54; Быт 46:1

Иов:

Иов 1:5

постоянная обязанность священников:

Лев 1:3-17

2. Виды жертв

а. В соответствии с используемым материалом

жертвы различными животными:

Лев 1:2-17

хлебные жертвы:

Лев 2:1-16; Лев 6:14-23

б. В соответствии со временем жертвоприношений

ежедневные:

Исх 29:38–41; Чис 28:1-8

еженедельные:

Чис 28:9,10

ежемесячные:

Чис 28:11-15

ежегодные:

Чис 28:16–29:38

3. Цели жертвоприношений

а. Очищение от греха

жертвы всесожжения:

Лев 1:3-17

жертвы за грех:

Лев 4:1–5:13

жертвы повинности:

Лев 5:14-6:7

б. Благодарственные Господу

хлебные приношения:

Лев 2:1-16

мирная жертва:

Лев 3:1-16

4. Недостаточность одних жертвоприношений

а. Должна была сопровождаться

истинной верой:

Евр 11:4

кротким сердцем:

Пс 50:19; Ис 66:2,3

кающимся, сокрушенным сердцем:

Ис 1:11-17

повиновением:

1Цар 15:22; Пс 39:7-9

праведной жизнью:

Мих 6:6-8

желанием отдать лучшее:

Мал 1:6-14

б. Отвергается, если приносится

неправедными людьми:

Ис 1:11–14; Ам 5:21-24

В. Жертва в Новом Завете

1. Взгляд на ветхозаветные жертвы

не очищают от греха:

Евр 9:9,10,23; Евр 10:1–4,11

действенны до жертвы Христа:

Евр 9:11–14,24-26

2. Жертва Христа

Он — закланный Агнец Божий:

Ин 1:29; 1Кор 5:7; Откр 5:6

Он — искупительная жертва:

Рим 3:25; Евр 7:27; Евр 9:28; 1Ин 4:10

3. Жертвы, приносимые христианами

совершенное повиновение Христу,

Мф 16:24,25

см. самоотречение

жизнь, как служение Господу:

Рим 12:1; 1Пет 2:5

прославление и исповедание Господа:

Евр 13:15

благотворение:

Евр 13:16

приношения деньгами на богоугодные дела:

Флп 4:18

Тот, кто этого не делает, должен покрыть себя позором

Протоиерей Всеволод Чаплин призвал православных христиан нести финансовую ответственность за Церковь.

«Люди, которые именуют себя православными христианами, — это довольно большое количество людей в России — вообще должны, на самом деле, нести ответственность, в том числе финансовую, за свой храм, за своего священника, за свою Церковь», — заявил он в ходе интернет-шоу «Минаев Live«.

Он отметил, что не случайно люди всегда самое дорогое несли в храм, и посоветовал тем, кто считает, что Церковь обогащается за счет прихожан: если они христиане, они должны отдавать десятую часть своего дохода на церковь.

«Тот, кто этого не делает и при этом пытается еще считать деньги в том или ином храме, на самом деле, должен себя покрыть позором», — заявил священник.

По словам отца Всеволода, зачастую священник, настоятель не может позволить себе даже самого маленького ремонта, поэтому он должен постоянно ходить попрошайничать.

«Вот этого быть не должно, прихожане должны добиться того, чтобы приход ни в чем себе не отказывал не только в плане украшения храма, но и в плане школы, спортивного зала, библиотеки, молодежного кружка, социальной работы», — убежден священник.

Комментирует протоиерей Николай Емельянов, проректор Богословского института ПСТГУ.

Мы можем вспомнить ветхозаветные времена

Я не думаю, что со стороны отца Всеволода Чаплина введение десятины было практическим предложением. Полагаю, что это было скорее информационное заявление. Десятина не может быть обязательной, она не была такой на Руси никогда, но человеку не помешает знать об ответственности за общину. Надо приучать человека к тому, что ответственность за храм он несет полную, вплоть до материальной.

Тем более это актуально в связи с теми нападками, что у нас требы за деньги, свечи за деньги. Вот как раз с десятиной, когда человек имеет заботу о своем приходе, эти вопросы отпадают. Если существует определенный круг пожертвований, на который, в том числе, покупаются и свечи, то их можно поставить в свободном доступе. А когда приход покупает свечи на заводе иногда даже в кредит — то говорить о том, чтобы они были в свободном доступе просто невозможно. Я знаю много сельских приходов, которым приходиться покупать свечи в кредит в надежде, что потом когда-нибудь им удастся отдать его за счет пожертвований во время больших праздников. Свободных средств у таких приходов нет, потому что у них нет постоянных жертвователей, которые хотя бы осознавали свою ответственность за содержание прихода — я даже не говорю о содержании священника.

Такая забота существует и в зарубежных русских общинах. Мне приходилось служить на зарубежных приходах в Голландии и Америке — там община несет прямое экономическое попечение о своем приходе, и какие-то непредвиденные траты, выходящие за пределы приходского бюджета, оглашаются перед всем храмом, и это не считается попыткой наложить бремя неудобоносимое.

Мы можем вспомнить не только о десятине, являющейся ветхозаветным установлением, подвигающим человека к определенной ответственности — мы можем вспомнить апостольские времена. Совсем недавно читали главы книги Деяний, в которых говорилось, что христиане продавали все, что имели, и клали к ногам апостолов вырученные деньги — не десятую часть, а все! — и каждый получал по своей нужде распределяемое апостолами. Конечно, это идеальное христианское жительство, но оно далеко от нас. Даже в те времена, как мы помним в случае с Ананией, кто-то пытался утаить часть, хотя ее даже не просили. Таково человеческое естество.

Поэтому если мы сейчас всерьез будем поднимать вопрос о десятине, то ничего, кроме штыковой атаки, мы не получим.

Комментирует Владимир Николаевич Савочкин, староста храма Воскресения Христова в Кадашах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector