Всеволод чаплин

«Опытный бюрократ»

Протоиерей Всеволод Чаплин считался неоднозначной личностью как среди представителей Русской православной церкви, так и среди широкой, «мирской» общественности. Так, историк Церкви и богослов священник Владислав Цыпин охарактеризовал его как человека очень остроумного, но непростого.

— У него часто был очень своеобразный взгляд на разные события и явления в жизни церковной и внешней. Он был очень остроумный, но непростой, наверное, в общении. Может быть, трудноуправляемый, — поделился он с «Известиями».

Всеволод Чаплин 3

Глава Синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин (слева) и председатель Мосгордумы Владимир Платонов на Рождественских парламентских слушаниях в Совете Федерации РФ, 2014 год

Фото: РИА Новости/Сергей Пятаков

По его словам, Всеволод Чаплин обладал незаурядными способностями в составлении документов — мог написать за ночь целый доклад. «Опытным бюрократом в хорошем смысле этого слова» назвал протоиерея и религиовед, глава Правозащитного центра Всемирного Русского Народного Собора Роман Силантьев.

— Я был знаком с ним более 20 лет, долго работал вместе с ним, причем большую часть этого времени он был моим непосредственным начальником, — рассказал он «Известиям».

По мнению Романа Силантьева, Всеволод Чаплин внес огромный вклад в развитие отношений РПЦ с общественностью.

— Он был одним из первых, кто выстраивал общение с журналистами, с чиновниками, занимался межрелигиозным диалогом, очень много поработал и с католиками, и с протестантами, — отметил религиовед.

Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей Елена Сутормина считает, что Всеволод Чаплин был человеком неординарным.

— У него было как много сторонников, так и критиков. Но равнодушными его слова и мысли никого не оставляли, вызывали споры. Интересный, много знающий, умный и, конечно, по-настоящему болеющий делами Церкви, — подчеркнула она в беседе с «Известиями».

«Обличал грехи и опасности»

Заявления Всеволода Чаплина и правда часто становились темой для ожесточенных споров и вызывали сильный резонанс. Так, в бытность замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей призывал к созданию народных дружин: «Православные дружины могут навести порядок в своем месте проживания, а через это — навести порядок и во всей России».

Обвинял Запад в поддержке эвтаназии: «На самом деле эвтаназия сегодня стимулирует тех, кто хотел бы минимизировать население Земли. Эти же западные фонды пропагандируют аборты, гомосексуализм, то есть всё то, что убивает невинную жизнь».

Всеволод Чаплин

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Обрушивался на депутатов и сенаторов, которые не поддержали законопроект о выходном дне в Пасху: «У нас давно со времен товарища Ленина политика всегда строится так, что ущемляется прежде всего большинство. Национальное большинство, религиозное большинство».

Не видел греха в дорогих подарках священникам: «Если кто-то дарит патриарху облачение, икону, машину, часы — это проявление любви к патриарху, которое совершенно естественно».

Предлагал позволить обществу самому решить вопрос о повышении пенсионного возраста: «Нужно обсуждать эту тему с участием самых разных общественных групп: профсоюзов, представителей пенсионеров».

Во время митингов в столице Чаплин заявил о необходимости жестких мер в отношении протестующих: «В случаях, когда к полицейским применяют силу, наказание должно быть не просто очень жестким, а демонстративно жестким. Я считаю, что массовые беспорядки должны очень жестко пресекаться».

А также считал, что священник должен жить не хуже, чем его соседи: «Священнику надо отдавать десятую часть денег, что получают прихожане».

Всеволод Чаплин 2

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин (справа) на митинге в защиту Русской православной церкви на Суворовской площади

Фото: РИА Новости/Андрей Стенин

Президент Межпарламентской ассамблеи православия, глава комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов отметил, что Всеволод Чаплин порой напоминал ему Иоанна Кронштадского, «который обличал грехи и опасности не только для церкви, но и для страны».

— Мне кажется, мы недооцениваем многие его опасения

Пусть они были высказаны в резкой форме, но мне кажется, этой резкостью он просто хотел, чтобы на важные вещи обратили внимание — на наиболее острые вопросы духовного развития, а также внешних факторов. Это и наступление западной культуры, и удар по семье, — сказал политик

По его словам, Всеволод Чаплин мыслил гораздо глубже, чем многие светские публицисты.

— Он просто смотрел на проблему, которая в нас, в нашей стране и вне ее, как глубоко верующий человек. Он понимал, что как священник обязан отвечать за свои слова. Поэтому его выступления были мнением священника, а не мнением светского философа. Сейчас как раз настало время отринуть те ложные обиды, если они были, и внимательно изучить его взгляды как мыслителя и проповедника, — подчеркнул Сергей Гаврилов.

Неожиданная смерть протоиерея, считает парламентарий, стала большой трагедией для Русской православной церкви.

Становление карьеры

Начало карьере в церковных структурах было положено в 1985 году с должности в издательском отделе РПЦ МП. В это время Всеволод Чаплин заявил о себе как о довольно либеральном человеке, чьи взгляды отличались гибкостью и толерантностью. Он приветствовал разного рода реформистские идеи, витающие в церковных кругах, высказывался за пересмотр богослужебной практики и даже за замену церковно-славянского языка. Чаплин был одним из тех, кто организовывал в церковных помещениях выставки художников-авангардистов, а в начале 90-х даже стал автором предисловия к одному из первых в постперестроечной России альбомов христианской рок-музыки.

«В ПНИ приедет отец Всеволод Чаплин»

Мария Божович

— Совершенно случайно мне есть что вспомнить про новопреставленного о. Всеволода Чаплина. То, чего никто не знает. 

Я брала интервью в психоневрологическом интернате для одного проекта, который, кажется, так никогда и не появился на свет. Записывали монологи постояльцев ПНИ. И один симпатичный дяденька, запертый в ПНИ уже не первый десяток лет, — лирик, физик, метафизик, верующий во Всемирный Разум, он же Бог, — читал мне свои стихи про космос. И заодно поведал, что дружит с о. Всеволодом Чаплиным. Я как-то не обратила на это внимания.

А потом директор ПНИ рассказал, что однажды этот же самый постоялец, дядя Володя, торжественно объявил: «В пятницу приедет о. Всеволод Чаплин меня причащать». «Ну все, – подумал директор, – обострение. Надо усилить терапию». А в пятницу выходит вечером в холл — и кого видит?

Пусть тем и будет помянут о. Всеволод, что не пожалел времени и приехал к бедному, всеми забытому насельнику ПНИ.

Работа по связям с общественностью

Первую заметную должность при правительстве Чаплин получил в 1996 году, во время президентства Ельцина. В течение двух лет он являлся членом Совета по взаимодействию с религиозными организациями. Будучи исключенным из него в 1997-м, он возглавил секретариат ОВЦС по взаимодействию церкви и общества. Эту должность он занимал вплоть до 2001 года. Священник успешно справлялся со своими обязанностями, что привело в 1999 году к награде, которую получил Всеволод Чаплин. РПЦ возвела его в звание протоиерея. Еще через три года его ждало повышение по службе: он стал заместителем руководителя ОВЦС — митрополита Кирилла. Занимать это кресло ему довелось вплоть до 2009 года, когда Кирилл был избран патриархом. Работая под личным руководством митрополита Кирилла, протоиерей Всеволод Чаплин курировал два секретариата отдела: по межхристианским связям и общественных взаимоотношений. Кроме этого, ему было поручено следить за церковными публикациями и контролировать работу службы коммуникации.

Священник был частым гостем на различных мероприятиях, будь то конференции, переговоры или совещания. Он также принимал непосредственное участие в диалоге с папским престолом и российской государственной властью. Его опыт привел к тому, что он был включен в состав совета Комитета Госдумы по делам объединений и религиозных организаций сразу же, когда тот был создан, — в 1994 году. Еще один немаловажный факт биографии этого деятеля состоит в том, что ему выпала честь являться членом ЦК Всемирного совета церквей.

О времени

Мир был очень непростой, впрочем, как и сейчас

— Отец Всеволод, в своих выступлениях Вы часто упоминаете христианскую общину 80-х годов. На одном из последних мероприятий, где мы с Вами виделись, Вы сказали буквально следующее: «Это мне напоминает православную тусовку 80-х». Что «это» и что «напоминает»? Какая она была — православная тусовка, какой Вы ее помните?

— Давайте начнем по порядку. Действительно, время было очень интересное. Я сам пришел к вере в 1981 году. Мне было тогда тринадцать лет, и я уже очень многим интересовался. С восьми лет слушал «Голос Америки», «Радио Свобода», «Радио Ватикан», «Голос Израиля», «Радио Швеции» и так далее. Мой отец тоже слушал все эти радиостанции, как и многие советские мыслящие люди, но уже в восемь лет я ловил радиоголоса самостоятельно. Более того, придя из школы, ставил приемник на окно, чтобы слышали все.

К разным материалам о религии у меня был доступ с юных лет. Источниками были и те же радиоголоса, и атеистическая советская литература, которой я прочел очень много уже в самые юные годы. В тринадцать лет я пришел в храм и просто понял, что тут останусь. Надо заметить, что это решение мало было связано с тем объемом знаний о религии, который я успел накопить. Около полугода я был оглашенным, потом в июле 1981 года в Калуге меня крестили.

Я сразу влился в довольно узкий, но очень интересный круг верующих молодых людей того времени, причем принадлежавших к разным религиям и конфессиям. Люди были самые разные. Кто-то был настоящим диссидентом — о таких рассказывали на тех же западных радиостанциях. Кто-то работал в советской системе, но при этом был более или менее открыто верующим. Были православные, католики, иудеи, протестанты (в основном баптисты и пятидесятники).

Были люди либеральных и консервативных взглядов, были хиппи, тогда еще первые в Москве панки, любители классической музыки, любители стилизаций под архаику, кто угодно. Были стукачи. Был, увы, и криминализованный элемент: вокруг религиозных мест, посещавшихся иностранцами, крутились фарцовщики, торговцы нелегальным товаром, проститутки обоего пола, валютчики, наркоманы, наркоторговцы — люди, жившие на грани и за гранью закона. Вокруг любой неформальной тусовки всегда таких людей бывает много, ведь подобная среда достаточно открыта. Мир был очень непростой, впрочем, как и сейчас.

— У меня были какие-то более идиллические представления…

— Нет, все было именно так. В некоторых местах первыми, кто вступал с тобой в контакт, были либо политические провокаторы, либо люди, предлагавшие что-то незаконное, например, наркотики или тамиздат. Знаете, все было. Психически больных было много… Тем не менее, все-таки в этом «бульоне» была значительная часть настоящей ищущей интеллигенции, жившей полнокровной жизнью. Люди встречались в самых разных местах. Иногда в большом количестве распивали алкоголь.

— Какой?

— Пиво и водку, в основном. Хорошее вино тогда было малодоступно, это уже в нынешнем возрасте мы перешли на вино. Уже начинаешь переходить от режима жизни «кино, вино и домино» к режиму «кефир, клистир и теплый сортир».

Были люди, которые бродили по московским переулкам и говорили: «Как бы было хорошо, если бы сюда упали американские ракеты и вся эта гадость исчезла бы с лица земли, эта проклятая страна». Все то, что сейчас некоторые говорят, тогда говорилось даже иногда в более жестких выражениях, при этом сдабривалось цитатами из самиздата и тамиздата и заканчивалось пьяными разговорами на тему, когда же наконец Америка завоюет Россию.

Об общении

Я чиновник, и в основном общаюсь по чиновничьим делам

— Однажды Вы сказали про Владислава Суркова, что это очень яркий, креативный человек, и Вам приятно с ним общаться. Мне кажется, что вы внутренне с ним очень похожи. Расскажите, пожалуйста, про Ваши отношения с Сурковым. Вы дружите, общаетесь?

— Отношений особых нет. К сожалению, после его ухода из правительства мы почти не общались. Я ему после этого позвонил буквально один раз, и мне немного стыдно, надо позвонить еще. Я чиновник, и в основном мы общались по чиновничьим делам. Чиновничья жизнь составляет 90% моего времени, кроме сна. Даже когда я принимаю пищу, я обычно читаю материалы СМИ или какие-то документы. Но, конечно, общаться надо — и с Сурковым, и с другими людьми. Просто так, вне «дела».

Пожелал не разочаровываться ни в Церкви, ни в вере

— Дорогой, дорогой отец Всеволод!

Я не успела сказать Вам вслух «спасибо» за Ваше пожелание персонально мне в один из рождественских вечеров:

«А Вам, Лена, я желаю никогда не разочаровываться — ни в Церкви, ни в своей вере. Какие бы издержки, уродства и изъяны церковной жизни Вам ни довелось видеть. Не разочаровывайтесь».

Мы в тот вечер Рождества сидели теплой маленькой компанией в ресторанчике в окрестностях Рождественки, балагурили и острили на сотни тем — но именно эти Ваши слова я почему-то забрала в свое сердце. И опираюсь на них все эти годы. И отбиваюсь ими от всех издержек, уродств и изъянов, которые пытаются разъесть мою веру наподобие кислоты.

И, Вы знаете, Ваши слова — отличный нейтрализатор.

Вы умеете как никто.

Не хочу писать в прошедшем времени.

Ведь вот это вот все, что и Вы, и мы делаем, — оно для того, чтобы можно было однажды не писать в прошедшем времени?

И все же я не успела сказать Вам вслух. И говорю сейчас.

Спасибо Вам, дорогой батюшка.

Рождение, детство и юность

Всеволод Чаплин появился на свет в Москве в 1968 году. Семья, где он родился, отнюдь не была религиозной, и о Боге и религии мальчик собирал информацию сам, откуда только мог. В 13 лет он уже осознал себя православным и с тех пор пребывает в лоне православной церкви. Еще в школе Всеволод Чаплин принял решение о том, что станет священником, а потому все вокруг — и друзья-одноклассники и учителя — знали о намерении юноши поступить в духовную семинарию. Как ни странно, никаких особых трудностей в школе это у Всеволода не вызывало. Не сказалось это негативно и на семье будущего священника, которая принадлежала к советской интеллигенции и была вхожа в научные круги.

О взаимоотношениях с властью

Прямых воспитательных действий обычно не предпринималось

— Скажите, какие взаимоотношения складывались с властью? Какое-нибудь давление со стороны властей было?

— Никакого. Нас никуда не вызывали. Иногда появлялись какие-то люди, которые могли давать советы: «Ходи туда, не ходи сюда», но прямого участия власти в общении не было. Может быть, власти как-то общались с лидерами, с тем же отцом Димитрием Дудко

И то, по-моему, это происходило очень осторожно и опосредованно. Если кого-то вызывали в ту или иную контору, это уже просто означало, что тебе либо нужно уезжать из страны, либо тебя скоро посадят

Прямых воспитательных действий обычно не предпринималось.

Все давление на меня оказывалось в рамках школы и семьи. В школе довольно быстро узнали, что я стал верующим человеком. Я не акцентировал это, но когда меня одна учительница прямо в классе спросила: «Правда ли, что ты, Сева, связался с религиозными мракобесами?», — я просто встал на учительскую кафедру и сказал проповедь. На этом попытки моего перевоспитания закончились. Правда, школу пришлось сменить.

Пытались на меня воздействовать и родственники. Впрочем, тоже без особого успеха.

Трансгуманизм и вечная жизнь

Современный же мир, напомнил священник, живет, планируя на тысячелетия вперед, собирая себе сокровища и постоянно продлевая жизнь.

— Оттуда и все эти технологии — стволовые клетки, трансгуманизм, то есть разговоры о том, что можно будет омывать заменителем крови, подключать к компьютеру, компьютер будет заменять нам тело, и так можно будет жить очень долго, а потом можно будет пересаживать мозг из одного тела в другое, специально выращенное… Если мозг все равно будет стареть — а он будет стареть, то будут появляться компьютерные программы, которые заменят любого из нас, потому что на них будут переписаны наши переживания, мысли и жизненный опыт. Таким образом мир будет превращаться из мира людей в мир полу людей и как-бы-людей.

Фантастическая картина была доведена до предела предположением о том, что в этом трансгуманистическом мире будут даже люди, существующие в виде файлов. Потому что на тело у них не будет хватать средств. Сегодня нам это кажется бредом, подчеркнул отец Всеволод, но разработки-то ведутся. А все потому, что:

— Люди хотят жить вечно. Не на небе, куда их призывает Господь, а на земле. Причем иметь при этом максимум комфорта и максимум материальных благ. В условиях такого мира евангельское послание — это новшество, обращенное к миру послание, которое говорит: «Вы зря живете. Вы неправильно выстроили свои цели». В той же Нагорной проповеди, 6 главе Евангелия от Матфея, Господь говорит: «Отец ваш Небесный лучше вас знает, что вам нужно».

-И значит, мы отрицаем смысл жизни огромного количества людей, которые, в отличие от нас, обладают огромными деньгами, властью, средствами и ресурсами и очень громкими голосами, — констатирует отец Всеволод.

Кончился ли век христиан?

Из зала посетовали, что к Русской Православной Церкви предъявляется множество претензий, христианин должен молчать и каяться во всем и перед всеми, тогда как критиковать мусульман и иудеев фактически запрещено.

-Острие атаки против религиозной общины зависит не от того, православная это община или нет, а о от того, какая община самая сильная в той или иной стране, — поспешил успокоить отец Всеволод вопрощающего. — В Израиле антиклерикалы борются с ортодоксальными формами иудаизма: харедим, хасиды, те, кто ведут религиозный образ жизни, и ненависть зашкаливает за все крайние значения. В исламских странах, думаю, борются с радикальными формами ислама. У нас борются с Православием.

Во всем мире господствующая церковь — это враг. Потому что именно эта традиция говорит от имени твоей собственной христианской совести. Ее наличие обличает тебя в том, что ты не прав.

К концу встречи гость был приглашен к дискуссии. В зале присутствовал неверующий молодой человек, обвинивший священника в том, что Церковь в его лице занимается тем, что, ни много ни мало, убивает людей.

-Легко! — обрадовался отец Всеволод. — Я сжег Галилео Галилея.

Но поскольку он понял, что реплика была подана в гротескной форме, тут же перешел к серьезному тону.

-Не должна Церковь в полноте своей принуждать к вере при помощи силы. Миряне должны, естественно, отвечать силой на зло, тем более, если они действуют от лица государства. Не может полицейский быть пацифистом, так же, как православная общественность не должна молчать, где поругаются святыни. Но Церковь не должна навязывать веру в обществе при помощи силы. Она должна и может убеждать. Но человека, который верить не хочет, она заставлять не должна.

Собеседник, между тем, хотел дискуссии и заявил, что мир монополии христиан кончился во время Великой Французской революции. Мир политических монополий тоже закончился, заметил отец Всеволод почти примирительно.

-Теперь это и наш мир тоже.

Оппонент не успокаивался. В качестве доказательства завершения христианской эпохи он привел следующий аргумент: научных открытий в секулярном мире сделано больше, чем в христианские средние века.

-И больше было пролито крови, — добавил отец Всеволод. — В Средние века был сформирован современный человек. Многие научные открытия были сделаны ДО великой Французской революции. А крови после нее было пролито больше. Уж не знаю, можно ли считать это достижением.

Церковная вертикаль

Человек, отдавший патриархии 25 лет, может спорить со Святейшим, уверен Всеволод Чаплин. Православная политика проводится однобоко. Разногласия начались из-за усложнившегося положения на Украине. Убедить власть этой страны услышать голоса граждан, которые за развитие отношений с Россией, не удалось. Было упущено время, тут прямая вина патриарха. Единоличная власть недопустима, Святейший возомнил себя осведомленным и готовым решать подобные вопросы, а это опасно для него и дела. Чтобы патриарха не обвинили в ереси, надо проблемы решать коллективно, церковью. Это не вертикаль, а пародия на неё. Это вера исключительно в себя. Из-за этого делаются непродуманные шаги. Власть в епархии необходима. Патриарх – незыблемость духовных основ. Это неадминистративные и кадровые функции. Авторитет церковного главы мало стыкуется с работой администратора. Это возможно в случае, когда решения руководителя перестанут быть единоличными и часть полномочий будет передана епархиям и иным церковным институтам.

Блог и скандалы

Всеволод Чаплин регулярно выступал на телевидении и на радио. На телеканале «Союз» священник вел программу «Комментарий недели», на радио «Русская служба новостей» – «Час доверия», на радиостанциях «Радонеж» и «Голос России» – передачу «О главном»

В 2003 году в прессе были опубликовано интервью, в котором протоиерей выступал в защиту верующих, разгромивших выставку «Осторожно, религия», прошедшую в музее им. Сахарова

На экспозиции были представлены картины, инсталляции и фото, оскорбляющие чувства верующих.

Консервативность отца Всеволода проявилась в призывах к москвичам игнорировать выступление американской певицы Мадонны, которое проходило в Москве в 2006 году, так как в шоу использовалась христианская символика в кощунственных сценах.

В 2010 году Всеволод Чаплин призывал ввести в программу общеобразовательной школы предмет «Основы православной культуры» и заменить им «Основы религиозных культур и светской этики». Общественность встретила призыв клирика РПЦ негативно. В этом же году протоиерей высказался по поводу внешнего вида российских женщин, который часто вызывает сексуальную агрессию у мужчин. Чаплин предложил выработать общероссийский дресс-код, но дальше петиции дело не пошло.

В 2012 году после скандала, произошедшего в храме Христа Спасителя с участием женской группы Pussy Riot, отец Всеволод призвал общество дать правильную правовую оценку хамскому поведению феминисток. В этом же году от Чаплина поступило предложение о создании христианской политической партии, которая сможет полноценно участвовать в политической жизни страны.

Священник РПЦ также выступал против эволюционной теории Дарвина, называя ее гипотезой, против эвтаназии, абортов и гомосексуальных браков.

К 2015 году отношения протоиерея и Патриарха Кирилла начали ухудшаться. Всеволод Чаплин вступил в полемику с руководителем церкви по поводу проводимого диалога с властью. Свои высказывания протоиерей озвучивал на официальном сайте РПЦ и на личной страничке в ЖЖ. Чаплин также в открытую критиковал нежелание Патриарха решать многие вопросы коллегиально.

По словам протоиерея, РПЦ не должна заискивать ни перед представителями правительства, ни перед общественностью и при необходимости должна твердо отстаивать свою точку зрения. В августе Всеволод Чаплин призвал коррумпированную политическую элиту освободить место для верующих политических и экономических лидеров. В результате в конце 2015 года Синодальный отдел по связям с общественностью прекратил работу, а Всеволод Анатольевич был снят с руководящего поста. Отставку священника и закрытие отдела Священный Синод объяснил оптимизацией неэффективно работающих отделов.

В 2016 году Всеволода Чаплина исключают из состава Межсоборного присутствия, после чего в ЖЖ «Православная политика» появляется высказывание протоиерея о Патриархе Кирилле как о еретике. В феврале 2017 года выходит книга отца Всеволода «Вера и жизнь», в которой священник описывает факты собственной биографии и внутреннее устройство РПЦ. Весной в передаче на радио «Эхо Москвы» Чаплин положительно высказался о Сталине, назвав диктатора «Невольным Божиим слугой», через которого многие коммунисты получили наказание.

В июне 2017 года на программе «Пусть говорят», в которой речь шла об Илоне Новоселовой, участнице «Битвы экстрасенсов», и ее трагической кончине, Всеволода Чаплина выдворили из студии. До начала эфира священника пригласили прокомментировать ситуацию вокруг самоубийства девушки, но родственники, узнав об участии представителя РПЦ в эфире, попросили не пускать его в студию.

В 2017 году в интернете и прессе шло активное обсуждение новости, связанной с фильмом «Матильда» режиссера Алексея Учителя. Всеволод Чаплин разместил на видеохостинге YouTube обращение к гражданам России с призывом требовать запрета на показ данного фильма, который является «плевком в нашу историю» и оскверняет память царя-мученика Николая II.

О 90-х годах

Несмотря на занятость, мне удавалось находить время и для неформального общения — например, на площадке у Белого дома

— Скажите, пожалуйста, чем Вам запомнились 90-е годы? Где Вы были во время торжеств по поводу 1000-летия Крещения Руси? Что делали во время событий 91-го года, 93-го?

— С 1985 года я уже работал в Издательском отделе Московского Патриархата. Я пошел туда работать сразу после школы — ныне покойный владыка митрополит Питирим, не раздумывая, взял меня на работу буквально после первого же обращения. Поэтому в 1988 году я участвовал в церковных торжествах и занимался составлением информационных материалов для «Журнала Московской Патриархии».

Всеволод Чаплин — иподиакон митрополита Питирима, ок. 1987 г.

Празднование 1000-летия Крещения Руси в Богоявленском соборе. В центре — Нина Давыдова, крайний справа — Андрей Заркешев, ныне архимандрит Александр

В 1991 году я учился в Англии, тогда я уже был сотрудником Отдела внешних церковных связей, в сане диакона. А в 1993 году я участвовал в организации переговоров между теми людьми, которые находились в Белом доме, и тогдашними властями. Конечно, это был очень сложный момент. Несмотря на занятость, мне удавалось находить время и для неформального общения — например, на площадке у Белого дома.

Я и сейчас, как мне кажется, не теряю возможности такого общения. Кто-то приходит в храм, с кем-то мы можем поговорить в Отделе. Могу сходить на концерт в какой-нибудь клуб, послушать того же Псоя Короленко, поговорить с людьми, которые там собираются. Могу взять дорожную сумку, проехаться по Подмосковью и посмотреть, сколько мигрантов реально присутствует на рынках. Одна беда — очень скоро приходится работать пляжной обезьяной. Это с которой все фотографируются.

О смерти

Если человек не думает о конечности этой жизни и о том, что будет потом, это значит, что ему все-таки удалось промыть мозги потреблением «Пепси» или еще какого-то пойла, физического или духовного

— В одном из своих выступлений перед Пасхой Вы сказали аудитории: «Вот когда я буду гореть в аду, а вы, скорее всего, будете в другом, лучшем месте, то…» Главное во фразе было не про ад и рай, но поразили и тронули меня именно эти слова. Отец Всеволод, почему именно ад?..

— Псой Короленко об этом же поет перед аудиторией молодежных клубов, и его слушают. Собственно, человек обречен на ад, у него нет оснований считать, что его Господь помилует, потому что у него есть заслуги или потому что он такой умный и талантливый. Только упованием на силу Божию мы можем надеяться на то, что участь, которая по-настоящему должна бы нас ожидать, будет как-то изменена.

— Вы часто думаете о смерти?

— Конечно, да. Если человек не думает о конечности этой жизни и о том, что будет потом, это значит, что ему все-таки удалось промыть мозги потреблением «Пепси» или еще какого-то пойла, физического или духовного.

У разбитого корыта

Известный публичный глашатай государственных СМИ оказался в информационной блокаде после смещения. Яркий типаж гоголевского сюжета – аферист, которого «обули» в игре без правил. Отставка Всеволода Чаплина была ожидаема и не вывала никакого недоумения. Создаётся впечатление, считает священник, что в некоторых СМИ существует табу на выражение несогласия с патриархом. Он не священная корова, а человек со всеми недостатками, и обсуждать его политику можно и нужно. Чаплин считает, что передача архитектурных зданий религиозного назначения церкви – процесс естественный. Украденное государством должно быть возвращено. Нужна ротация элит. Молодые должны приходить на место тех, кто уже набил карманы и своё имущество с деньгами держит за бугром. Нужно везде заявлять истину, говорит Чаплин, и говорить правду.

Правдоподобна другая причина ухода. Протоиерей заявлял, что в Сирии наши войска ведут священную войну с терроризмом. МИД выразил недовольство подобным высказыванием – это явная нестыковка со здравым смыслом. Этому конфликту придавался межрелигиозный статус на века. Уход священника стал удобен заинтересованным лицам. Пожелания правительства совпали с кадровой чехардой церкви. Патриарх легко расставался с сотрудниками, несоответствующими должностным требованиям. Но жизнь продолжается, но Всеволод Чаплин остаётся священником и настоятелем московского прихода.

Весной 2016 года опального протоиерея «засекли» в «Макдональдсе», где Всеволод Чаплин откушал гамбургер в Великий пост! Это стоило священнику последней должности. Он выведен из состава «Межсоборного присутствия». Ему нравится быть в центре внимания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector