Святые чудотворцы и бессребреники козьма и дамиан

Молитва чудотворцам Косме и Дамиану

____________________________________

1 Азия, иначе Асия — это наименование употреблялось в древности не в одинаковом смысле. Первоначально оно означало небольшую, обильную возами, болотистую равнину в Лидии, т.е. средину западной части нынешнего малоазийского полуострова, на восточном берегу Эгейского моря. Римляне делили упомянутый полуостров на две приблизительно равные, части: одну, северо-восточную, лежащую при Черном море называли Понтом, другую, юго-западную, называли собственно Асией; каждая часть делилась на несколько (не всегда одинаковое число) провинций; по утверждении христианства, каждая из последних делилась, в свою очередь, в церковном отношении, на несколько епископий (еще в Апокалипсисе упоминается о 7 Асийских церквах — гл.1, ст.4, 11). С течением времени наименование Азии стали прилагать ко всему нынешнему малоазийскому полуострову, наконец — ко всей вообще части света, лежащей на востоке от нашей Европы, на одном с нею материке.

2 Слово туне и означает даром, без платы.

3 Фереман находился в Месопотамии на два дня пути от Амида (по-турецки называемый Диар-Бекира, в верховьях р.Тигра) и был разрушен Турками при первых завоевания их; при этом мощи свв. Космы и Дамиана перенесены были в Амид, где почивают и доныне.

4 Здесь разумеются три еврейских отрока — Анания, Азария и Мисаил. Находясь в Вавилонском плену, они отказывались воздать поклонение сооруженному Навуходоносором золотому истукану, были ввергнуты за это, по приказанию царя, в сильно разожженную печь, но чудесно, по милости Божией, остались в ней невредимыми, даже — со всеми одеждами (Дан.3)

5 Здесь, вероятно разумеется св. равноапостольная Фекла. Память ее празднуется 24 сентября.

  • Апельсиновые святые
  • Кто такие святые?

Тропарь

бессребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану, глас 8

Святи́и безсре́бреницы и чудотво́рцы Косьмо́ и Дамиа́не,/ посети́те не́мощи на́ша:// ту́не прия́сте, ту́не дади́те нам.

Кондак бессребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану, глас 2

Благода́ть прии́мше исцеле́ний,/ простира́ете здра́вие су́щим в ну́ждах, вра́чеве,/ чудотво́рцы пресла́внии,/ но ва́шим посеще́нием ра́тников де́рзости низложи́те,// мир исцеля́юще чудесы́.

Величание

Велича́ем вас,/ чудотво́рцы сла́внии, Космо́ и Дамиа́не,/ и чтим святу́ю па́мять ва́шу,/ наста́вницы заблу́ждшим, исцели́тели боля́щим// и собесе́дницы А́нгелом.

Јкосъ }.

ВсE житіE вaше на земли2 люб0вію къ бGу и3 къ бли6жнимъ и3сп0лнивше, сjи безсрeбрєнницы космо2 и3 даміaне, ск0ріи и3 нhнэ пом0щники kвлsетесz всBмъ, съ вёрою призывaющымъ вaсъ: не т0чію бо бли1зъ притекaющымъ ко сы6мъ мощє1мъ вaшымъ, но и3 далeче сyщымъ и3сцэлє1ніz и3сточaете. Тёмже прин0симъ вaмъ похвалы6 сі‰:

Рaдуйтесz, є3ди1ному бGу, въ трbцэ слaвимому, вёрнw послужи1вшіи: рaдуйтесz, є3ди1ное, є4же є4сть на потрeбу, премyдрэ и3збрaвшіи.

Рaдуйтесz, ћкw въ неустaннэмъ трудЁ и3 п0двизэ дни6 и3 нHщи вaшz без8 всsкагw ўнhніz препроводи1ли є3стE: рaдуйтесz, ћкw сицевhмъ вaшымъ тёснымъ и3 ск0рбнымъ житіeмъ слaву б9ію въ человёцэхъ ўмн0жили є3стE.

Рaдуйтесz, д0бліи хrт0вы послёдователіе: рaдуйтесz, ћкw научи1тели и3 творцы2 хrт0выхъ зaповэдей kви1лисz є3стE.

Рaдуйтесz, ћкw и3менaми вeліихъ въ цrтвіи нбcнэмъ наречeни бhсте: рaдуйтесz, слaвою хrт0вою вeсь мjръ њзари1вшіи.

Рaдуйтесz, ћкw страдaніемъ вaшимъ безстрaстіе пріsли є3стE: рaдуйтесz, ћкw мyченическою смeртію безсмeртіе стzжaли є3стE.

Рaдуйтесz, ћкw ѓгGли на нб7си2 и3 на земли2 прослaвленніи: рaдуйтесz, ћкw бGу нhнэ вэнцен0сніи предстои1те.

Рaдуйтесz, космо2 и3 даміaне, сjи безсрeбрєнницы и3 преслaвніи чудотв0рцы.

Малх

Был в том месте другой муж, по имени Малх. Он жил близ храма святых врачей, Космы и Дамиана, в Феремане. Намереваясь отправиться в далекий путь, он повел свою жену к храму и сказал ей:

— Вот я ухожу в далекий путь, тебя же вручаю под защиту Космы и Дамиану: оставайся дома, пока не пришлю тебе условленный знак о себе, который ты признаешь за мой. И если Бог восхощет, то пришлю тебе этот знак и возьму тебя к себе.

Поручив таким образом жену свою святым, Малх отправился в путь. По прошествии нескольких дней, Диавол принял образ некоторого знакомого человека и, придя к жене Малха, показал ей тот знак, на который указывал ей муж, говоря: «пришлю тебе знак и возьму тебя к себе».

Показывая ей сей знак, Диавол велел идти за ним к мужу.

— Меня, — сказал он, — прислал твой муж за тобою, чтобы привести тебя к нему.

Женщина сказала:

— Знак этот я знаю, но идти не хочу, ибо я поручена святым бессребреникам Косме и Дамиану; и если хочешь, чтобы я пошла с тобой к мужу, то пойдем со мною ко храму святых, возьмись за край алтаря и поклянись мне, что не причинишь мне на пути никакого зла.

Диавол дал такое обещание и, подойдя с нею к храму, взялся за край алтаря и клялся, говоря:

— Клянусь силами Космы и Дамиана, — не причиню дорогою тебе зла, но приведу тебя к мужу твоему.

Женщина, услышав клятву, поверила лживому бесу, бывшему в образе знакомого человека, и пошла за ним в путь. Обольститель же, взяв ее, завел в место пустое и непроходимое и хотел оскорбить ее там и убить. Она, видя себя в крайнем бедствии, возвела очи к небу и возопила из глубины сердца к Богу, говоря:

— Боже, по молитвам святых твоих, Космы и Дамиана, помоги мне и поспеши избавить меня из рук сего убийцы!

И тотчас явились скорые помощники, святые бессребреники, Косма и Дамиан. Диавол, увидев их, оставил женщину и бежал; поднявшись на высокий берег, он низринулся в пропасть и исчез, а святые, взяв женщину, привели в дом ее.

Женщина, кланяясь им, говорила:

— Благодарю вас, господа мои, что избавили меня от горькой погибели. Умоляю вас, — скажите мне, кто вы, чтобы мне знать, кому воздавать благодарность до конца жизни моей.

Они сказали:

— Мы — рабы Христовы, Косма и Дамиан, которым поручил тебя твой муж пред отправлением в путь, потому мы и поспешили к тебе на помощь и избавили тебя, по благодати Божией, от Диавола.

Слыша это, женщина упала на землю от страха и радости, святые же стали невидимы. И восклицала женщина, восхваляя и благодаря Бога и святых рабов Его, Косму и Дамиана. Придя в храм, она припадала со слезами к иконе святых и рассказала всем о том, что было, — как Господь явил к ней милость по молитвам Своих угодников. Молилась же она такими словами:

— Боже отцов наших, Авраама, Исаака, Иакова и семени их праведного! Ты угасил огненную печь для трех отроков, Ты помог рабе Твоей Фекле на позорище; благодарю Тебя, что избавил и меня грешную от диавольской сети чрез угодивших Тебе Косму и Дамиана. Покланяюсь Тебе, творящему дивные и преславные чудеса, и славлю Тебя, Отца, Сына и Святого Духа, во веки. Аминь.

Молитва Косме и Дамиану от болезней

О, чудотворцы славнии, врачеве безмезднии, Космо и Дамиане! Вы, от юности Христа Бога возлюбивше, не врачевания токмо искусство, но паче неоскудную благодать исцеления всяких недугов от Бога прияли есте.

Темже и нас, пред честною иконою вашею припадающих, скоро услышите.

Юныя дети, вашея помощи во учении книжнем просящия, молитвами своими наставите, да вашему житию ревнующе, не земное точию приобрящут, и паче во благочестии и правей вере непрестанно да преспевают.

На одре болезни лежащим, в человечестей помощи отчаявшимся, к вам же тепле с верою и усердною молитвою прибегающим, исцеление болезней вашим милостивым чудодейственным посещением даруйте:

такожде и от лютых недуг во уныние, малодушие и роптание пришедшия, данною вам от Бога благодатию в терпении утвердите и наставите, да уразумеют волю от них Божию святую и совершенную, и причастницы соделаются Божия спасительныя благодати.

Всех, к вам усердно прибегающих, от болезней лютых невредимы сохраните, и от внезапныя смерти оградите, и мощным ходатайством вашим к Богу в праве вере тверды соблюдите, во благочестии же преспевающия,

да с вами вкупе сподобятся в будущем веце присно воспевати и славити Всесвятое и великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Иконография

В иконописной традиции бессребреников Асийских изображают по следующим правилам:

  • с бородами средней и одинаковой длины;
  • с перьями в правой руке;
  • с сосудами в левой руке;
  • в желтых сапогах.

Дамиана изображают слева, а Косму — справа. Перья в руках братьев иногда заменяют лекарские ложечки. Бессребреники Асийские — близнецы, поэтому обоих пишут старцами. Встречаются иконы, на которых Дамиан младше Космы.

Разница в возрасте отличает тезоименных святых братьев Аравийских. Они тоже целители и бессребреники, но погибли мученической смертью. Еще одна пара мучеников-врачевателей — Косма и Дамиан Римские. Их изображают кудрявыми юношами.

Косму и Дамиана Асийских включали в монументальную живопись. В греческой церкви Святого Георгия стену украшает мозаика с фигурами святых. В храмах на горе Афон также встречаются изображения братьев. Историческую и художественную ценность представляет мозаичное украшение в храме святых в Риме.

На иконах Космы и Дамиана изображали события жития братьев:

  • рождение и крещение;
  • обретение дара целительства;
  • сюжеты с чудесами.

В костромской области в музее Ипатьевского монастыря находится уникальная житийная икона святых бессребреников, дополненная циклом православных праздников.

Христианское отношение к болезни и скорбям:

  • Святоотеческое отношение к болезни — Юрий Максимов
  • О посте, исповеди, подготовке к причащению в паломничестве и псевдоправославии — епископ Егорьевский Марк
  • Почему болеют дети? — Оксана Федотова
  • Дети с синдромом Дауна могут дать очень много любви, добра, света, покоя — иерей Петр Коломейцев
  • «Жизнь ребенка держится на ниточке» — беседа с акушером-гинекологом Николаем Ячменевым
  • «Я к врачам обращаться не стану?» — иерей Сергий Филимонов
  • Библейский взгляд на причины и сущность болезней — протоиерей Леонид Грилихес
  • Почему «много скорбей у праведного»? — Юрий Максимов
  • О «невинных» страданиях — профессор Алексей Осипов

  • Уныние — это грех. Христианин должен быть оптимистом!
    — Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II

  • Чем глубже скорбь…
    — Наталья Сухинина

  • Режим
    — протоиерей Сергий Николаев

  • Правильные и неправильные страдания
    — протоиерей Сергий Николаев
  • Когда болеют дети — иерей Алексей Грачев

  • Значение болезней
    — Николай Гоголь

  • Болезнь как лекарство, болезнь как школа
    — протоиерей Сергий Николаев

  • Доктора и лекарства
    — протоиерей Сергий Николаев

  • В вашей семье больной
    — протоиерей Сергий Николаев

  • О путях формирования болезней
    — Николай Гурьев

Кузьминки – День кузнеца

Современные кузнецы сохранили традицию отмечать Кузьму-Демьяна до наших дней. Каких-то общепринятых и повсеместно распространенных традиций не осталось, но кузнецы многих регионов поздравляют друг друга и отмечают каждый по-своему.

В 2014 году с инициативой праздновать Осенние Кузьминки как профессиональный праздник День кузнеца и проводить кузнечные акции и мероприятия для широкой общественности выступила Гильдия кузнецов Донбасса. Идею поддержали мастера Белгорода, Калининграда, Перми и других городов. С этого момента во многих регионах стали формироваться традиции по ежегодному празднованию профессионального праздника, а праздник все чаще называют именно Днем кузнеца.

Примечательно, что в Белоруссии празднование Дня кузнеца принято на государственном уровне и день празднования – именно 14 ноября, – День святых чудотворцах бессребреников Космы и Дамиана.

Церкви [ править ]

Англия

  • Блин , Кент, церковь Св. Косма [ sic ] и Св. Дамиана
  • Чаллок , Кент
  • Кеймер , Сассекс, Церковь Св. Космы и Св. Дамиана
  • Шеррингтон , Уилтшир , церковь Св. Космо [ так ] и Св. Дамиана
  • Стретфорд, недалеко от Леоминстера , Херефордшир, церковь больше не используется и находится на попечении Фонда охраны церквей.
  • Евангельский дуб , северный Лондон, Греческая православная церковь Святых Космы и Дамиана (по адресу 1 Gordon House Road, London NW5)

Франция

  • Церковь Сен-Ком-Сен-Дамьен, Люзарш , Валь д’Уаз , Франция
  • Церковь Сен-Ком-Сен-Дамьен, Париж , Франция
  • Церковь Сен-Ком-Сен-Дамьен, Шамбулив , Франция
  • Церковь Сен-Ком-Сен-Дамьен, Сердиния , Франция

Италия

  • Санти Косма и Дамиано
  • Церковь Матрице — Малая базилика Понтифисия от венерди 18 февраля 2000 г. — День святого Валентина 12 сентября 1938 г. — Парроккья на берегу моря 16 марта и март 19 апреля 1814 года от Санти Медичи и Мартири Косма и Дамиано; Альберобелло, Апулия, Италия

Македония

  • Sv. Кузман и Дамжан Охрид
  • Sv. Kuzman i Damjan Jedoarce, Тетово
  • Sv. Kuzman i Damjan Govrlevo, Скопье
  • Sv. Kuzman i Damjan Triangla, Скопье
  • Sv. Кузьман и Дамьян Болницка Црква, Велес (Свети Бесребреничи Козьма и Дамьян)

Мексика

  • Церковь Святых Космы и Дамиана, Масатекочко , Тласкала
  • Церковь Святых Космы и Дамиана, Ксалосток , Тласкала
  • Церковь Святых Космы и Дамиана, Сан-Дамиан-Тексолок , Тласкала
  • Церковь Сан-Косме-и-Дамиан, Вилла-де-Кос , Сакатекас

Соединенные Штаты

  • SS. Церковь Космы и Дамиана, Панксатони, Пенсильвания
  • Часовня Святых Космы и Дамиана; Ютика, штат Нью-Йорк
  • Общество Святых Космы и Дамиана, Кембридж, Массачусетс
  • Св. Космы и Дамиано Общество Св. Антония и Церковь Св. Агнес, Ютика, штат Нью-Йорк
  • Сен-Дамиан, Дубовый лес, Иллинойс
  • SS. Церковь Космы и Дамиана, Твинсбург, Огайо
  • SS. Церковь Космы и Дамиана, Коншохокен, Пенсильвания (закрыта в 2014 г.)
  • Св. Греческая православная церковь Анаргири, Мальборо, Массачусетс

Традиции почитания святых у славян

Восточные славяне. Месяцеслов

В древнерусском языке имена Космы и Дамиана чрезвычайно рано стали соединяться в одно слово-понятие Козьмодемьян (Кузьмодемьян); так эти святые называются в перечне праздников в новгородской берестяной грамоте XI века, так же называется во многих говорах соответствующий праздник и церкви в честь этих святых.

Русский народ с именами святых соединяет немало особенных верований. Их почитают покровителями скота («они не точию человеком помогаху, но и скотом, и ни от кого же что за сне приимаху, творяху бо сия вся не имений ради, дабы златом или сребром обогатитися, но Бога ради»). Косма и Дамиан известны как хранители кур, отчего день памяти их известен под именем Куриного праздника или Куриных именин. В старину наши предки даже наблюдали особенный обычай в честь этих угодников, известный под именем Курятников: хозяйки в Москве 1(14) ноября собирались вокруг церкви святых Космы и Дамиана с курами и потом рассылали своим знакомым и уважаемым лицам кур в виде подарка.

Молились святым Косме и Дамиану о прозрении разума к учению грамоте. В одном азбуковнике XVII в. имеется прямое замечание: «Есть обычай многим учащимся совершати молебная святым бессребреникам Косме и Дамиану». Известно, что и греки почитали святых Косму и Дамиана помощниками в книжном учении. Есть свидетельство о том, что для испрошения этой помощи греки приходили именно в храм этих святых.

Косму и Дамиана называли Божиими кузнецами: мастера кузнечные считали их своими патронами и потому считали грехом работать в своих мастерских в день памяти святых. Во многих местах в честь Космы и Дамиана вёлся обычай изготовлять к 1 ноября какие-либо обетные работы и вырученные за них деньги употреблять на покупку свеч к иконам или для раздачи нищим. По народному представлению, эти святые сами занимаются кузнечным делом: между прочим, они куют плуги и раздают их людям для возделывания земли. Народные загадки кованую железную цепь называют Кузьмою: «Узловат Кузьма, развязать нельзя». В белорусской сказке «Иван Попялов» кузнецы Кузьма и Демьян, спрятав героя, победившего змея в кузнице от змеихи, защемляют её язык раскалёнными щипцами и убивают молотами (молниями), а в южнорусских и украинских сказаниях кузнецы Кузьма и Демьян (вар. кузнец Кyзьмодемьян, Борис и Глеб), поймав змея, поедающего людей, запрягают его в первый выкованный ими плуг и пашут на нём землю от моря и до моря.

Как Божьим кузнецам свв. Косме и Дамиану народная фантазия приписывала в виде атрибута одно из важнейших кузнечных орудий — молот и поставляла в зависимость от них заключение брачных союзов. Таким образом, сковать свадьбу — значит как бы утвердить те невидимые нравственные цепи, то есть обязанности, какие налагают на себя вступающие в супружество. Таким образом, наши предки приписали святым Косме и Дамиану покровительство над свадьбами.

Приметы

1 (14) июля: Летние Кузьминки

«Кузьма и Дамьян пришли, на покос пошли».
В этот день святые Косма и Дамиан спускаются на землю и помогаюти крестьянам чинить старые косы и грабли.
Много захочешь — пораньше с постели на сенокос вскочишь.
В огородах гряды полют, вырывают корневые овощи.

1 (14) ноября: Кузьминки осенние

Кузьминки — об осени одни поминки. Встреча зимы.
Устанавливается первый непрочный зимний путь.
Снежный день обещает будущей весной большой разлив.
«Кузьма закуёт, а Михайло (8  ноября) раскуёт» (Михайловские оттепели).
На Кузьму-Демьяна курицу на стол — с этого дня начинали бить кур на продажу.
Если на Козьмодемьяна лист остаётся на дереве, на другой год будет мороз.
Если Кузьма зол — то жди, что тебе сильно не поздоровится! Оттепели не будет.

Восточное христианство [ править ]

В этом разделе не процитировать любые источники . Пожалуйста, помогите , добавив цитаты из надежных источников . Ссылками материал может быть оспаривается и . ( Сентябрь 2012 г. ) ( Узнайте, как и когда удалить этот шаблон сообщения )

Икона Святых Космы и Дамиана (17 век, Исторический музей в Саноке , Польша).

В Восточной Православной Церкви , Восточно-католических церквях и Восточных Православных церквях святые Косма и Дамиан почитаются как святые, известные как Бессребреничные врачи ( греч . Ἀνάργυροι , анаргирои, «без денег» ). Эта классификация святых уникальна для Восточной церкви и относится к тем, кто исцеляет исключительно из любви к Богу и людям, строго соблюдая заповедь Иисуса: «Даром получили, даром давайте». («Δωρεὰν ἐλάβετε, δωρεὰν δότε …» ) Хотя у каждого из Бессребреников есть свои праздникивсе они поминаются вместе в первое воскресенье ноября на празднике, известном как Собор бессребреников.

Православные празднуют не менее трех разных наборов святых по имени Косма и Дамиан, каждый со своим отдельным праздником :

  • Святые Косма и Дамиан Киликийские (Аравийские) ( 17 октября ) Братья, согласно христианской легенде, они были избиты и обезглавлены вместе с тремя другими христианами: Леонтием, Антимом и Евтропием.
  • Святые Косма и Дамиан Малой Азии — попеременно Месопотамии ( 1 ноября ) Сыновья-близнецы . Умерли мирно и вместе были похоронены в в Месопотамии.
  • Святые Косма и Дамиан Римские ( 1 июля ) Братья, согласно христианской традиции, они были замучены за пределами Рима ревнивым врачом-язычником во время правления римского императора Карина (283–284).

Православные иконы святых изображают их в облачении мирян с аптечками. Часто каждый из них также держит ложку для выдачи лекарств

Ручка ложки обычно имеет форму креста, чтобы указать на важность духовного, а также физического исцеления, и что все исцеления исходят от Бога

Апсида церкви СС. Косма и Дамиан, Рим, VII век: Павел и Петр представляют мучеников Христу.

Восточное христианство

Икона Святых Космы и Дамиана (17 век, Исторический музей в Саноке , Польша).

В Восточной Православной Церкви , Восточно-католических церквях и Восточных Православных церквях святые Косма и Дамиан почитаются как тип святых, известный как Бескорыстные врачи ( греч . Ἀνάργυροι , анаргирои, «без денег» ). Эта классификация святых уникальна для Восточной церкви и относится к тем, кто исцеляет исключительно из любви к Богу и людям, строго соблюдая заповедь Иисуса: «Даром получили, даром давайте». («Δωρεὰν ἐλάβετε, δωρεὰν δότε …» ) Хотя у каждого из Бессребреников есть свои праздники , все вместе отмечаются в первое воскресенье ноября на празднике, известном как Собор бессребреников.

Православные празднуют не менее трех разных наборов святых по имени Косма и Дамиан, каждый со своим отдельным праздником :

  • Святые Косма и Дамиан из Киликии (Аравия) ( 17 октября ) Братья, согласно христианской легенде, они были избиты и обезглавлены вместе с тремя другими христианами: Леонтием, Антимом и Евтропием.
  • Святые Косма и Дамиан Малой Азии — попеременно Месопотамии ( 1 ноября ) Сыновья-близнецы святой Феодоты . Умерли мирно и вместе были похоронены в Термане в Месопотамии.
  • Святые Косма и Дамиан Римские ( 1 июля ) Братья, согласно христианской традиции, они были замучены за пределами Рима ревнивым врачом-язычником во время правления римского императора Карина (283–284).

Православные иконы святых изображают их в облачении мирян с аптечками. Часто у каждого есть ложка для выдачи лекарств

Ручка ложки обычно имеет форму креста, чтобы указать на важность духовного, а также физического исцеления, и что все исцеления исходят от Бога.

Апсида церкви СС. Косма и Дамиан, Рим, VII век: Павел и Петр представляют мучеников Христу.

Святые братья: Косма и Дамиан

Святые Косма и Дамиан, братья по плоти, были родом из Азии Отец их был язычник, мать же, по имени Феодотия — христианка. Пребывая по смерти своего мужа во вдовстве и проводя время в усерднейшем служении Христу, она всю свою жизнь посвятила на то, чтобы благоугодить Богу. И была она, как та вдовица, которую восхваляет Апостол: «Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь» (1Тим.5:5).

Живя богоугодно сама, она научила тому же и возлюбленных детей своих, Косму и Дамиана, ибо воспитала их в добром наставлении вере христианской и в изучении Божественных Писаний и наставила их на всякую добродетель. Придя в совершенный возраст и утвердившись в непорочной жизни, по закону Господню, Косма и Дамиан были как бы два светильника на земле, сияющие добрыми делами. Они получили от Бога дар исцелений и подавали здравие душам и телам, врачуя всякие болезни, исцеляя всякий недуг и всякую язву среди людей и изгоняя злых духов.

Они подавали помощь не только людям, но и скоту, и ни от кого ничего не брали за сие: ибо они делали все сие не ради прибытка, не для обогащения золотом и серебром, но ради Бога, желая через любовь к ближним выразить свою любовь к Нему. И не своей славы искали они этим врачевством среди людей, но славы Божией, и исцеляли недуги для прославления имени Господа, даровавшего им такую силу врачевания. Они избавляли от болезней не столько травами, сколько именем Господним, без платы и награды, даром, во исполнении Христовой заповеди: «даром получили, даром давайте» (Мф.10:8). Посему они и получили от верующих наименование безмездных врачей и бессребреников. Пройдя так добродетельно поприще своей жизни, они мирно и благочестно скончались. Они прославились многими чудесами не только в течение своей жизни, но и по смерти, и суть теплые предстатели и добрые целители наших болезней, душевных и телесных.

О нестяжательности их и безмездном врачевании есть такое сказание:

Некоторая женщина, по имени Палладия, в течении многих лет лежала на одре болезни и не получала никакой помощи от различных врачей. Услыхав о святых Косме и Дамиане, что они исцеляют всякие болезни, она послала к ним с просьбою, чтобы они посетили ее пред смертию. Святые, вняв сей просьбе, пошли в дом ее, и тотчас эта женщина, по вере своей, получила исцеление чрез пришествие к ней святых врачей и встала здоровою, славя Бога за дарование Своим рабам таковой благодати исцелений.

Из благодарности к своим врачам за сие благодеяние, она хотела сделать им подарок. Но они не брали ничего, никогда и ни от кого, ибо не продавали благодати, которую имели от Бога. Женщина вознамерилась умолить, по крайней мере, одного из них, чтобы принял от нее самый малый дар; взяв три яйца, она пришла тайно к святому Дамиану и заклинала его Богом, чтобы он взял от нее эти три яйца во имя Святой Троицы. Дамиан, слыша имя Триединого Бога, взял от женщины этот малый дар, ради той великой клятвы, которою она закляла его. Святый Косма, узнав потом об этом, очень опечалился и пред своею кончиною сделал завещание, чтобы не погребали Дамиана возле него, ибо он нарушил заповедь Господню и принял от женщины награду за исцеление.

XV век, Вологда

Святый Косма почил о Господе, а с течением времени пришел час кончины и Дамиана, и он преставился от временной жизни к вечной.

Люди были в затруднении — где погребать Дамиана, ибо знали о завещании святого Космы и не смели положить возле него брата его.

В то время как они недоумевали, внезапно пришел верблюд, который был прежде бесноватым и получил исцеление от святых. Он проговорил человеческим голосом, чтобы не сомневались положить Дамиана близ Космы, так как он взял от женщины три яйца не ради награды, но ради имени Божия.

Таким образом, честные мощи их были положены вместе, в так называемом Феремане.

Бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан Асийские

Известно, что Косма и Дамиан родные братья. Точного времени их рождения, смерти нет. Но, по косвенным признакам, выходит, что это V столетие. К такому выводу пришли историки на основании того, что в те времена в их честь строились храмы. Также известно признание коптами бессребреников в лике святых. Приходится думать – это времена Халкидонского собора 431 года. Живших после этого времени святых копты не признавали.

Мальчики воспитывались матерью-христианкой Феодотией и язычником отцом. Тот был греком по происхождению. К счастью для них, отец покинул сыновей рано. Православная мать могла уделять их правильному воспитанию все свободное время.

Феодотия приняла решение оставаться вдовой до конца жизни, посвящать время Господу, сыновьям. Вела уединенную, аскетичную жизнь. За ее ревность к христианской религии она была причислена к лику святых. Святая церковь именовала достойную вдовицу преподобной.

При такой родительнице сыновья росли добродетельными христианами. Уже повзрослевших детей она пристроила на обучение грамоте. Богобоязненный муж учил их Божественному писанию. Попутно отроки учились медицине, изучали целебные свойства растений. За их усердие Господь даровал юношам дар чудотворных исцелений. Какую бы болезнь не брались лечить Косма и Дамиан, неизменно был положительный результат.

Слух про целителей распространился далеко за пределы их места жительства. Их двор не покидали страждущие. Более того, святые сами переходили от селения к селению, ища больных. Цели обогатиться у праведников не было. За помощь свою они не брали оплату ни деньгами, ни товаром или услугами. Считали, что Господь дал им дар бесплатно, они должны оказывать помощь тоже даром. Жили по заповедям Спасителя.

Ответом на свою помощь целители просили лишь твердой веры во Христа. Язычников старались обратить к святой вере. За такие действия они были посажены в темницу императором Карином. Последнего Господь покарал болезнью. Целители ему помогли, за что были отпущены на волю.

За такое бескорыстное служение во имя Господа их прозвали чудотворцами и бессребрениками. Два брата всегда жили вместе, не расставаясь ни на день. Все дела делали тоже вместе. С самого детства они дали обет помогать людям бесплатно. Почти до конца жизни хранили верность данному обещанию.

Незадолго до смерти одному из них довелось нарушить обет, не желая этого. Случилась та неприятность от одной больной женщины. Братья помогли ей выздороветь. Счастливо избавленная от хвори женщина хотела отблагодарить своих спасителей, но знала, что те ничего не возьмут. Тогда она, заклиная Божьим именем, уговорила Дамиана принять в дар три яйца (во имя Святой Троицы).

Второй брат, узнав про это, смертельно огорчился, завещал не хоронить его вместе с нарушившим обещание. Ночью Косме был сон, пришел Спаситель к нему, молвил: «Для чего ты скорбишь ради взятых трех яиц? Они взяты не ради мзды, но ради клятвы жены в Мое имя…». Мир был восстановлен, но об отмене своего завещания Косма никому не сказал.

Первым преставился Косма, а спустя короткое время не стало Дамиана. Люди растерянно вопрошали, как быть с похоронами. Завещанию противиться никто не хотел. Тогда к ним подошел спасенный святыми верблюд, человечьим голосом молвил, что пришел рассказать о тайне Космы. Разлучать братьев после смерти нет никакой причины. Обрадованные люди сложили мощи Космы и Дамиана в общую раку, захоронили вместе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector