Святые мученики флор и лавр

По завету архангела Михаила

На русской земле великомученики Фрол и Лавр неслучайно почитались как покровители домашнего скота и лошадей в частности. Существует предание, что сам архангел Михаил обучил святых братьев искусству обращения с конями и завещал им заботиться об этой рабочей скотине. Подтверждением тому стало следующее чудо. Когда мощи Фрола и Лавра были перенесены в Константинополь, в городе сразу же прекратился падёж скота, что отмечено в нескольких церковных источниках. Сюжет вручения коней святым братьям архангелом Михаилом частенько писали на иконах. Эти образа, которые называются «Чудо Фрола и Лавра», и сегодня можно увидеть в некоторых православных храмах. А вот о том, как день памяти святых братьев стал праздником лошадей, повествует такая легенда. Как-то раз в конце лета один мужичок пахал поле на чахлой кобылке. Однако измученная долгой работой животина передвигалась с трудом, и пахарь от души «подбадривал» её ударами кнута. И вот когда он размахнулся в очередной раз, перед мужиком как из-под земли появились двое странников с посохами в руках. Один из них был постарше с густой растительностью на лице, а другой — безбородый юноша. Странники упрекнули мужика за то, что тот измывается над несчастным животным, которое работает на него круглый год, а потому они пришли заступиться за страдавшее существо. За каждую свою лошадь хозяин отвечает перед Богом. «Вот ты, — сказал пахарю один из странников, — трудишься шесть дней в неделю и отдыхаешь по воскресеньям. У лошадей же ни выходных, ни праздников нет. Завтра православный люд отмечает нашу память — это день Фрола и Лавра. Пусть же он отныне станет днём всех коней на свете. И те лошади, которые отдыхают в этот праздник и едят досыта, всегда до самой смерти будут сильными и здоровыми». Вернувшись в свою деревню, мужик рассказал о чудесном явлении святых родным и соседям, и со временем 31 августа стало «лошадиным» праздником на всех русских землях.

Знаете ли вы что…

Одним из самых известных храмов, посвящённых святым Фролу и Лавру в нашей стране, считается московская церковь на Зацепе, расположенная неподалёку от Павелецкого вокзала. Она была возведена в XV веке.

Храмы, архитектура

Самый большой из параклисов, в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм, обычно именуемый «Панагия Кукузелисса», расположен напротив центрального входа, к юго-западу от кафоликона. Был основан преподобным Афанасием в память о явлении ему Пресвятой Богородицы.

Монастырь окружен высокими каменными стенами. Над главными вратами возвышается величественная Цимисхиева башня. Недалеко от Лавры находится небольшая церковь бессребренников Космы и Дамиана, основанная святым Афанасием по указанию Божией Матери для избавления от козней диавольских, силившихся воспрепятствовать святому строить Лавру.

Состав

Область лаврских владений обширна, ей принадлежит вся южная оконечность Святой Горы; средоточием владений является сама вершина горы, куда восходил для уединённой молитвы основатель монастыря, преподобный Афанасий. Лавре подчинены многочисленные меньшие обители. В их числе:

«Пустынь»

Местность на юго-западной стороне Афонского полуостроова, между Большим скитом святой Анны, вершиной Афона и горой Кармил, где расположены монашеские поселения:

Келлии

11 келлий расположены в местности Вигла, в окрестностях молдавского скита святого Иоанна Предтечи, ближе к мысу Акратос:

В Карее находятся ещё 8 келлий зависимых от Великой Лавры, среди которых:

  • Св. Троицы (вероятно тождественна келлии Профурни)
  • Св. Архангелов (Ягари)
  • Скуртеев

Иные Святые места на Афоне

  • Вершина горы Афон
  • Гора Кармил
  • Пещера прп. Петра Афонского
  • Пещера прп. Афанасия Афонского
  • Пещера прп. Нила Мироточивого
  • Агиасма прп. Афанасия
  • Исихастирий св. Саввы (свт. Григория Паламы)
  • Кафизма Св. Троицы

Подворья за пределами Афона

  • в Сикее (Халкидика)
  • на острове Скандзура
  • на острове Скопелос
  • на острове Скирос
  • на острове Айос-Эфстратиос
  • на острове Идра
Соборный храм или кафоликон в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Великая лавра. Афон

Самые крупные Православные Лавры

Множество строений, православные купола, стремящиеся ввысь, частый колокольный звон, постоянные скопления паломников – именно так выглядят крупнейшие монастыри – православные Лавры

Церковная традиция сложилась таким образом, что статус Лавры принято присваивать мужским монастырям, имеющим важное религиозно-историческое или культурное значение. Однако, в мире существует две женских обители, которые называются в народе Лаврами – монастырь Жича в Сербии и монастырь Феодосия Великого в Палестине

Православные Лавры расположены во многих странах: России, Украине, Греции, Грузи, Сербии, Палестине и даже в католической Польше.

Православные небеса — Лавры на территории России и Украины

Всего на территории России и Украины расположено пять православных Лавр:

  • Троице-Сергиева Лавра (Сергиев Посад, Россия) – расположена в Подмосковье. Православные купола этого монастыря помнят еще преподобного Сергия Радонежского, который его основал.
  • Александро-Невская Лавра (Санкт-Петербург, Россия) – согласно преданию, решение об основании этого монастыря было принято Петром I.
  • Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра (Киев, Украина) – один из древнейших монастырей Руси, основанный в XI веке монахом Антонием.
  • Свято-Успенская Почаевская Лавра (Почаев, Украина) – посетить этот монастырь ‑ все равно, что побывать на православных небесах. Невероятной красоты архитектурный ансамбль и мозаики, изготовленные по эскизам Рериха, притягивают сюда не только паломников, но и ценителей прекрасного.
  • Свято-Успенская Святогорская Лавра (Святогорск, Украина) – монастырь, расположенный в очень живописном месте, статус Лавры получил в 2004 году.

История строительства

Чудь, весь, меря – от этих племен, с которыми восточные славяне встретились, придя на нынешнюю Восточно-Европейскую равнину, остались теперь лишь упоминания летописцев, некоторые археологические памятники. А еще – некоторые древние названия сел, рек, городков, дожившие даже до нашего времени. «Кибол», как говорят – слово из языка меря. «Ки» значит «камень», «бол» переводится как «поселение». По-мерянски когда-то, наверное, именовали также речку Каменку, на которой находится Кибол.

Владычнее село и его храм

Славяне поселились на этих землях примерно с XI в., видимо, соседствовали с мерянами – здешним коренным населением. Ныне по округе не менее 15 археологических памятников, самый древний из которых датируется II в. до н.э.

Интересный фактПисьменные же источники впервые упоминают село под 1578 г. – как собственность архиерейского дома Суздаля. Вероятно, иждивением прихожан, и, может быть, епархии, здесь в 1750 г. возведен каменная церковь свт. Николая. 

Ныне остались густо поросшие деревьями развалины нескольких стен, так что узнать ее невозможно.

Второй храм

Ныне именно он заметен издалека всякому, подъезжающему к селу. Известен также год завершения строительства, 1803. Можно полагать, что выстроено здание на средства прихожан: к тому времени прошла секуляризация церковных земель (при Екатерине II, 1764 г.), так что церковные крестьяне стали государственными.

Святогорская лавра

На живописных склонах реки Северский Донец расположилась Свято-Успенская Святогорская лавра, одна из главных святынь востока Украины. Святая обитель, возрожденная после десятилетий советского атеизма, вновь возвышается в окружении национального парка «Святые горы».

Первые документальные упоминания о Святых горах датируются 1526 годом. Но многие историки сходятся во мнении, что монастырь появился на склонах меловых гор еще до крещения Киевской Руси. Не исключено, что первыми поселенцами были монахи из Византии, спасавшиеся от гонений за поклонение святым иконам. О том, что в этих местах были христианские поселения, свидетельствует также Ипатьевская летопись. В 1111 году местные христиане встречали здесь князя Владимира Мономаха. На протяжении многих веков монастырские пещеры были пристанищем для многих благочестивых иноков во время гонений.

Святогорский монастырь постигла одновременно как счастливая, так и печальная судьба. Худшие годы для обители пришлись на советский период – она была разграблена, осквернена и разрушена.

Источник фото: svlavra.church.ua, автор – Михаил Полтавский.

Возрождение монастыря началось в 1992 году, когда священникам вернули соборный храм Успения Божьей Матери. Сейчас в монастырском комплексе восстановлены церкви, дом настоятеля, кельи, кузница, мастерские, гостиные дворы.

Священный Синод Украинской православной церкви 9 марта 2004 года предоставил Свято-Успенскому Святогорскому мужскому монастырю статус лавры, приняв во внимание давность святыни и ее историческую роль в становлении христианства. Это самая молодая лавра с очень древней историей

Чтобы увидеть лавру: сейчас на территории Донецкой области проходят военные действия. Мы не рекомендуем посещение лавры.

Житие святых

Мученики Флор и Лавр были родными братьями, исповедующими жизнь во Христе. Они жили во II веке в Византии, откуда перебрались в Иллирию (современная территория Босния и Герцеговина, Сербия) и были искусными мастерами в обработке камня.

В житие святых, составленным Дмитрием Ростовским, мы можем прочесть:

«Учителями их были благочестивые мужи Прокл и Максим, от которых вместе с ремеслом они научились и богоугодной жизни по правилам христианской веры».

Правитель области, где жили братья, Ликаон, послал их на строительство храма Геракла в соседний край. Флор и Лавр усердно исполняли свои обязанности.

Полезные материалы

Братья не скрывали, что исповедуют христианство. Днем работали на стройке храма, ночью молились. Большую часть заработанных денег раздавали нищим, помогали нуждающимся, рассказывали язычникам о христианской вере.

Однажды на место строительства храма пришел сын верховного оракула, чтобы наблюдать за работой братьев. К несчастью, он подошел слишком близко и кусок камня поразил его в глаз. От боли юноша закричал и на его стенания прибежал языческий жрец Мемертин, отец юноши и даже хотел побить нерадивых работников, но его остановили.

Флор и Лавр дали ему слово вылечить его сына. Они привели отрока в свой дом и стали ревностно молиться об уврачевании глаза, призывая больного уверовать в Иисуса Христа. Флор и Лавр увещевали юношу уверовать в Единого Бога Иисуса Христа. Только чистая и искренняя вера в Бога может помочь больному. Сын языческого жреца ответил, что уверует, если глаз его станет здоров.


Икона святых мучеников — братьев Флора и Лавра

В подтверждение своих слов он рассказал о случае, произошедшим с одним жрецом, по имени Ерм. По обычаю, язычника привели в храм Зевса, чтобы посвятить его в жрецы. Обряд обращения состоял в том, чтобы опустить на голову посвящаемого огромную тяжелую руку идола.

Когда опускали десницу языческого божества на голову будущего жреца, она была настолько тяжелой, что ее не смогли удержать и рука идола сильно повредила лицо Ерма. С каждым днём несчастному становилось всё хуже, но ни один из языческих богов не пришёл к нему на помощь и не вылечил его.

Лавр и Флор, выслушав рассказ, стали снова молиться, призывая помощи Бога вернуть здоровье раненному глазу. Окончив молитву, они осенили отрока крестным знамением и тотчас же глаз заживился и стал видеть, как раньше. Видевший это чудо, Мемертин уверовал в Истинного Бога Иисуса Христа также, как и излечившийся юноша.

После окончания строительства храма, Флор и Лавр не передали его жрецам, а наоборот установили в восточной части сооружения крест и собрав вместе около трехсот человек из новообращенных ими горожан, исполнили первую молитву.

Во время служения произошло чудо храм озарился небесным светом. Видя всё это, присутствующие немедленно отправились в соседнее здание, где хранились идолы, приготовленные для установки в новом храме, там они принялись бить и ломать статуи.

Правитель области, узнав об этом, пришел в ярость и приказал поймать всех, кто были вместе с Фролом и Лавром и придать сожжению, среди погибших были Мемертин и его сын. Братьев, после жестокого избиения, отправили обратно в Иллирию.

Там, правитель Ликаон, убедившись, что они исповедуют христианство и не собираются отрекаться от своих убеждений, приказал кинуть несчастных в глубокий колодец и закопать его. Так, Флор и Лавр, приняли мученическую смерть за Бога нашего Иисуса Христа.

Позднее, мощи святых мучеников были обретены и триумфально перевезены в Константинополь.

Свято-Ивановская лавра

Лавра Святого Иоанна Крестителя Студийского устава УГКЦ – редко упоминаемая и несправедливо забытая обитель, хотя находится почти в самом центре Львова.

Основан монастырь был в 1927 году Митрополитом Андреем Шептицким, он является полноценной второй лаврой УГКЦ с соответствующей грамотой митрополита, статуса которой никто и никогда не отменял.

Располагается лавра на территории Музея народной архитектуры и быта с народным названием «Шевченковский гай».

Центральный храм Лавры – деревянная церковь Премудрости Божьей, привезенная во Львов в 1930 году из карпатского села Кривко, что на Турковщине. Церковь Святого Николая 1763 года была сильно повреждена во время Первой мировой войны, поэтому сельская община построила себе новый храм, а старый был продан Лавре. 7 июля 1931 года церковь освятили вторично в честь Святой Софии – Премудрости Божьей.

Свято-Ивановская лавра просуществовала до 1946 года, ее постигла печальная судьба многих монастырей на Галичине. Чтобы спасти от уничтожения Лавру с уникальными сакральными памятниками, было принято решение создать музей.

Автор фото: IGotoWorld.com Photo Group.

В 1990 году монахи-студиты по согласию дирекции музея начали проводить богослужения в церкви Премудрости Божьей. Позже, согласовав формальности, монахи официально поселились на территории музея, заняв помещение бывшей монашеской прачечной.

Чтобы увидеть лавру: необходимо посетить скансен «Шевченковский гай» во Львове. Вам подойдет трамвай № 2, 7 или 10. Из центра ехать всего несколько остановок. Вход на территорию музея стоит 30 грн.

На протяжении многих столетий лавры на территории Украины играли огромную роль как в духовной, так и политической жизни. Они являлись центрами христианской культуры: здесь жили и работали известные летописцы, ученые, художники, книгоиздатели. Это уникальные памятники всего православного человечества, в наших силах сберечь их в первозданной красоте для последующих поколений.

Киево-Печерская лавра

Свято-Успенская Киево-Печерская лавра признана одной из самых древних и значимых обителей на территории Украины. За время своего существования легендарная святыня пережила немало исторических потрясений – войны, пожары, разрушения и грабежи. Статус лавры монастырь получил в 1688 году.

История Лавры началась в 1051 году, во времена правления князя Ярослава Мудрого. На живописных днепровских берегах в пещере поселился монах Антоний, прибывший со Святой горы Афон в поисках уединения от мирской суеты. Со временем к нему стали приходить миряне: кто за советом, кто с просьбой о молитве, некоторые селились рядом. Со временем над пещерами начали строить наземные постройки.

На протяжении многих столетий Киево-Печерский монастырь пополнялся новыми культовыми сооружениями, а подземные пещеры стали использовать как некрополь.

Автор фото: Yuriy Perebayev IGotoWorld.com Photo Group.

Уникальный монастырский комплекс в 1990 году был внесен ЮНЕСКО в Список памятников всемирного значения. Ежегодно тысячи туристов со всего мира посещают древнюю святыню Киева. Особый интерес вызывают Ближние и Дальние пещеры, это настоящие подземные лабиринты, уникальные в своем роде. Здесь покоятся мощи летописца Нестора, богатыря Ильи Муромца, целителя Агапита, черниговского князя Святослава и многих других.

На территории Верхней Киево-Печерской лавры действует музейный комплекс – Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник.

Чтобы увидеть лавру: посещение заповедника (часть огромного комплекса лавры) и его музеев платное – от 20 грн. Антониевы и Феодосиевы пещеры открытии с 9:00 до 16:00. Вход в них и храмы лавры свободный.

Храмы, архитектура

Самый большой из параклисов, в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм, обычно именуемый «Панагия Кукузелисса», расположен напротив центрального входа, к юго-западу от кафоликона. Был основан преподобным Афанасием в память о явлении ему Пресвятой Богородицы.

Монастырь окружен высокими каменными стенами. Над главными вратами возвышается величественная Цимисхиева башня. Недалеко от Лавры находится небольшая церковь бессребренников Космы и Дамиана, основанная святым Афанасием по указанию Божией Матери для избавления от козней диавольских, силившихся воспрепятствовать святому строить Лавру.

Время Советской власти стало черным в истории храма Флора и Лавра

После Октябрьской революции начались гонения на православную церковь. Храмы разрушали, имущество разворовывали, священнослужители подвергались репрессиям.

Стоявший на окраине Москвы храм святых мучеников Флора и Лавра оборудовали под склад церковной утвари. Сюда привозили святыни из разрушенных церквей, в том числе и из взорванного большевиками храма Христа Спасителя.

В 1922 году экспроприации ценностей подвергся и сам склад.

В ведомости изъятия — двадцать восемь пудов, двадцать четыре фунта, шестьдесят шесть золотников конфискованного имущества.

Настоятель храма протоиерей Николай был арестован за «антисоветскую агитацию» в 1933 году, а в 1937 году — расстрелян.

В 2000 году Русской православной церковью отец Николай Виноградов причислен к лику святых.

1950 год стал черным в истории храма. С него демонтировали главу и взорвали купол. Здесь устроили мастерскую металлографии для производства штемпельных изделий.

В 1960 году здание признали историческим наследием и памятником архитектуры и поставили под государственную охрану. Но это не помешало Советской власти использовать храм в производственных целях.

Внутреннее убранство Храма Флора и Лавра

8 января 1991 года принимается решение о передаче здания Русской православной церкви. Для богослужений расчищают один из производственных цехов и 6 апреля, на Пасху, под звук вентиляторов и работающих станков, возглашается первая литургия.

Производство же свернули в августе того же года из-за нарушения пожарных и экологических норм. Отходы штемпельного производства сливались прямо под фундамент храма. Под алтарем святых мучеников Флора и Лавра пришлось снимать более двух метров загрязненного грунта.

Роспись стен в храме на Зацепе

В 1997 году восстанавливается барабан и купол, над куполом возводится глава, проводятся реставрационные работы. Достраиваются верхние ярусы колокольни, мозаикой украшаются фасады.

Сейчас у храма три престола. Главный — иконы Божией Матери «Всех скорбящий Радость», придел во имя апостолов Петра и Павла и в честь святых мучеников Флора и Лавра. Святыня храма — ковчег с мощами 38 угодников Божиих и церковными реликвиями. В храме традиционно действует воскресная школа.

Икос 7

Новая и лютая мучения уготова вам, страстотерпцы святии, правитель, егда возвратистеся связаннии и раны за Христа приимшии во страну свою, твердости же веры вашея отнюд не поколеба, мы же, терпение ваше ублажающе, взываем к вам сице: Радуйтеся, Христови спотерпевшии; радуйтеся, с Ним и воцарившиися. Радуйтеся, в терпении души ваша стяжавшии; радуйтеся, обетование, еже на небесех, приимшии. Радуйтеся, на Начальника веры и Совершителя, Господа Иисуса взиравшии; радуйтеся, на предлежавший вам подвиг добре востекшии. Радуйтеся, малодушных ободрение; радуйтеся, страждущих утешение. Радуйтеся, Флоре и Лавре, рая Христова цвети прекраснии.

Волонтерам и трудникам

Основное послушание волонтеров – обеспечение порядка в храмах и на территории Лавры, оказание помощи паломникам.

Волонтерам, приезжающим потрудиться, предоставляется бесплатное проживание и трехразовое питание.

Требования к волонтерам:
– православное вероисповедание;
– трудолюбие и доброжелательность;
– возраст от 23 до 45 лет;
– готовность работать на открытом воздухе.
При себе иметь:
– паспорт;
– предметы личной гигиены;
– вещи на холодную и дождливую погоду;
– сестрам – белый платок и длинную юбку.
Набор волонтеров осуществляется по предварительной регистрации в группе в «ВКонтакте» – https://vk.com/lavra_group и по телефону.Тел.: +7 (915) 111-03-70 – Зверева Ольга, координатор группы “Лавра”.

Флор и Лавр

Другой пример иконы-оберега — «Флор и Лавр». Этот образ обычно охранял конюшню. Знак-указатель на иконе Флора и Лавра находится также вне собственно святых. Но в «Флоре и Лавре» иконописцы не ограничились изображением оберегаемых — лошадей, а прибавили еще изображение всадников и архистратига Михаила.

Что же касается облика самих братьев, то в нем нет ничего отличительного. На одних иконах мы видим их близнецами, на других Лавр «млад», а Флор — «средочеловек». Существует несколько икон избранных святых, где Флор и Лавр изображены без лошадей, и здесь они трудно различимы среди других чтимых церковью пар братьев — например, Космы и Дамиана из Аравии, о которых лицевой подлинник XVIII века прямо писал: «Козма подобием аки Флор, риза втрое, Дамиан аки Лавр, риза втрое».

Иногда композиции икон «Власий и Модест» и «Флор и Лавр» объединялись, дабы совместить их охранительное предназначение. Небогатые крестьяне, не разделявшие конюшню и хлев, помещавшие лошадь рядом с коровой, предпочитали именно такие сдвоенные иконы. Вот как описывает эту совмещенную композицию исследователь И. Голышев: «…в средине архистратиг Михаил, держащий в руках Нерукотворный образ Иисуса Христа, с одной стороны архистратига св. Модест и св. муч. Флор, с другой св. Власий и св. муч. Лавр, внизу под ними несколько всадников на лошадях, некоторые из них указывают вверх на изображенных святых, тут же лошади без всадников и домашний рогатый скот».

Изображение животных на иконах не всем представлялось оправданным и правомочным. Так митрополит Ростовский Дмитрий возмущался, что «иная многая нелепая обыкоша писати: якоже святого мученика Христофора с песнию главою, святых мученик Флор и Лавра с лошадьми, еже суть небылица». Эти слова известного церковного деятеля целиком вошли в лицевой подлинник XVIII века и послужили основанием для официального церковного запрета изображений Флора и Лавра с лошадьми. Несколько позднее вышло сходное по содержанию постановление: «Притом святого Модеста патриарха образе скотских стад отнюдь не писать».

Чем объясняется неприятие изображений животных на иконе? Желанием изъять все, что недостойно поклонения. Исключить в иконописи всякий намек на запрещенную в VII веке (82-е правило Шестого Вселенского собора) звероподобную аллегорию. Известно утверждение, что в высшей сфере отсутствуют существа тварного мира. Еще в I веке Дионисий Ареопагит в своем сочинении «О небесной иерархии» выражал сомнение в существовании горних разноцветных коней, хотя имел в виду не иконопись, а видение пророка Захария, узревшего всадника на рыжем коне и позади него рыжих, пегих и белых лошадей.

Но, как замечал этнограф И. Голышев, поскольку «по народному преданию и верованию св. Модест и Власий избавляют от скотского падежа, а св

Флор и Лавр от падежа конского», то они «без изображения животных уже не будут иметь важного значения для народа». Можно прибавить, что эти иконы, лишенные имитативно-магических изображений, не только теряли бы свое значение охранителей, но и становились бы неотличимы от других образов

Поэтому иконописцы, быть может, и разделяя взгляды Синода, все же и после выхода постановлений продолжали изображать на иконах Власия скот, а на иконах Флора и Лавра — лошадей.

Икос 8

Весь мир не бе достоин вас, мученицы святии: вы бо, на земли себе места не обретше, в небесная преселившеся и яко истиннии граждане тамо отечествие снискавше, непрестанными благохвалениями Царю своему и Господу служите, восхвалим убо и мы сих богохвалящих похвалении сицевыми: Радуйтеся, о земных небрегшии; радуйтеся, на небесная ум свой вперившии. Радуйтеся, нощь жития земнаго добре прешедшии; радуйтеся, дне невечерняго – Царства Христова достигшии. Радуйтеся, яко злато, в горниле мучений искушеннии; радуйтеся, яко всеплодие жертвенное Богом приятии. Радуйтеся, пред лицем человеческим муки приявшии; радуйтеся, яко упование ваше безсмертия исполнено. Радуйтеся, Флоре и Лавре, рая Христова цвети прекраснии.

Јкосъ в7

Рaзумъ бжcтвенный њзари2 вы2, флHре и3 лavре, є3гдA бlгочeстіz храни1тели пр0клъ и3 маxjмъ не т0кмw каменосёчнэй хи1трости вы2 научи1ша, но и3 на кaмени вёры хrт0вой д0брэ ўтверди1ша, на нeмже несокруши1ми дaже до концA пребhсте, трудолю1бнw гDеви раб0тающе, сегw2 рaди ўбlжaемъ вы2, зовyще.

Рaдуйтесz, въ трудёхъ t ю4ности воспитaнніи: рaдуйтесz, хrтY себЁ поработи1вшіи.

Рaдуйтесz, лёность далeчэ tгнaвшіи: рaдуйтесz, дaнный вaмъ талaнтъ мн0гw ўсугyбившіи.

Рaдуйтесz, рaбства пл0ти и3збёгшіи: рaдуйтесz, дyхомъ гDеви раб0тавшіи.

Рaдуйтесz, трудолю1бцєвъ ўдобрeніе: рaдуйтесz, лэни1выхъ ўкорeніе.

Рaдуйтесz, флHре и3 лavре, раS хrт0ва цвёти прекрaсніи.

Традиции и обряды на Фрол и Лавёр — лошадники

Главные традиции 31 августа — прикормка лошадей свежим сеном и овсом, украшение лошадей ленточками, молебен святым, выпечка обрядового печенья.

— Флор и Лавр считаются покровителями коней. Поэтому 31 августа принято посвящать лошадям. Их купают, расчесывают и украшают ленточками гриву и хвост. Затем священник тут же, на берегу, окропляет животных святой водой. Кормят их досыта, не жалея лакомства.

  • Прикармливают лошадей свежим сеном да овсом, заплетают им гривы пестрыми лоскутками,
  • Пекут обрядовое печенье — «кони», «копыта».
  • В последний день лета не используют коней в работе, считая, что этим накличут беду. На некоторых ипподромах даже седел не одевают.
  • Не выжигают и тавро в этот день.
  • На Флора и Лавра молятся, чтобы не случился конский падеж.
  • 31 августа устраиваются ярмарки.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector