Патриаршее подворье пюхтицкого свято-успенского монастыря

Двенадцать организаций и одно подворье

Я сама питерская, меня весь Ленинград знает, у меня и сейчас родственники там живут. Моя сестра Лидочка с семьей (у нее пятеро детей было) — мои первые помощники. Они жили недалеко от Карповки, на Кировском проспекте. Лидочка встретила нас утром на вокзале, и мы, не заезжая домой к Лиде, сразу же поехали на Карповку.

Господи… Не знаем, куда как войти, где найти этот храм! Одну дверь откроем — сарай, другую — сарай. Грязища, вонища, там бомжи жили. И там же еще двенадцать организаций.

В конце концов, открыли храм. Смотрим: Господи, помилуй! — одна перегородка, вторая перегородка, голуби летают, из одного окна кабель, из другого… Ни стекол, ни рам — ничего. Мусору — по колено! А это храм Иоанна Рыльского.

Начали разбирать. Обзвонила всех знакомых, кого только могла: всех родственников, двоюродных, троюродных: «Берите ведерки, тряпочки, топорики, все несите, будем вычищать!».

Потом позвонила в семинарию — там тогда отец Владимир Сорокин был инспектором. Говорю: «Батюшка, благословите! Я вам звоню с Карповки, с Иоанновского монастыря». Он не понимает: какой монастырь? Почему на Карповке? Я объясняю: «Батюшка, нам его передали как Пюхтицкое подворье. Через две недели память Иоанна Рыльского. Владыка благословил восстановить. Помогите, пожалуйста. Дайте ребяток». Каждый день к нам на семинарской машине приезжали десять семинаристов с топориками и отбивали одну стенку, вторую, амвон расчищали… Отбивали, пилили, выносили. Я заказывала машину, и мусор сразу вывозили.

Потом пол подняли. Господи, что за пол! Бабульки меня утешают: «Мать Георгия, мы помоем, можно покрасить, коврики положить, и все будет хорошо». Я сомневаюсь: «Не знаю, надо проверить». Вроде идешь — нормально. А к стеночке к одной подошла — там что-то трещит. Подняла одну половицу — а там опять мусору по щиколотку…

Что ж, семинаристы и это все сняли, мусор мы в ведра собрали, а стали подметать — и, представляете, оказывается, благодаря тому, что было столько насыпано, сохранился старинный мозаичный пол! Мы его помыли, я коврики купила. А владыка наш приехал и прямо в восторге: «Мать Георгия, какой пол! Никаких ковров, ничего не надо!»

Иконостас был очень скромный. На Карповке сейчас служит отец Никон, он тогда писал иконы. Простенько: на досках, фанере… Покрасили, и вскоре было освящение.

Питерцев 1 ноября много собралось. Никто не мог поверить, что наконец передали Иоанновский монастырь! Там будущий патриарх Алексий II наградил меня крестом с украшениями, хотя игуменьей я еще не была.

А после празднования мы спустились в усыпальницу батюшки Иоанна Кронштадтского — уже там стали разгребать, выносить… Что там творилось — жутко. Парты, какие-то будки, столы, табуретки, туалеты переливаются, вонь, бомжи тоже жили… Справились с Божией помощью.

Назад, в Пюхтицу

В 1968 году приехал из Таллина (он тогда еще Ревель назывался) наш Алексий — Таллинский архиерей, будущий Патриарх. Узнал, что здесь стоит монастырь, где пюхтицкие сестры живут, и решил навестить. Сначала он с матушкой Ниной повстречался, повидался, потом с нами. Стал расспрашивать, какие мы несем послушания, чем занимаемся. Мы побеседовали, рассказали все, попрощались, и он вечером в Москву уехал. Он же тогда в Отделе внешних церковных связей трудился.

Через день — звонок из Москвы. Матушке Нине сообщают, что мать Варвара срочно вызывается в Москву, в ОВЦС. Мы удивились: что такое? Поехала она, и оказалось, ей предлагают в Иерусалим ехать, игуменьей — здесь игуменьи пять с половиной лет не было, да и сестер мало. Она отказалась. И тогда ее назначили в Пюхтицу. Мать Варвара перезванивает мне изумленная: только что ведь владыка был, ничего не говорил…

Патриарх Алексий I ее благословил, передал нашему владыке Алексию крест, чтобы он посвятил ее в сан игуменьи. Было решено, что в Крещенский сочельник они поедут в Таллин, а в сам праздник Крещения Господня в соборе Александра Невского состоится ее посвящение, а оттуда уже в Пюхтицу. И решили взять меня туда же.

И братья, и сестры Духова монастыря жалели нас отпускать, скорбели — любили, как мы пели. Матушка Нина вообще слегла. Ей уже девяносто шесть лет исполнилось. А перед этим она все время видела кресты. Только задремлет — звонит в звоночек. Подходила либо келейница, либо я, а она пальчиком показывает: «Ой, вот этот крест я не переживу, вот этот крест я не переживу. Что меня ждет?» Когда она узнала, что мы уезжаем, очень переживала: «Что ж вы меня оставляете?..« — «Матушка, ну не наша воля, благословение и патриарха Алексия!».

Через две недели после нашего отъезда матушка скончалась. Новой игуменьей была поставлена ее келейница и племянница — сестра Ангелина, которая с отрочества жила в монастыре.

Суточный круг церковного богослужения

Церковный Устав предписывает совершать в течение суток девять различных богослужений. Каждое имеет свою историю, символику и продолжительность, но духовно они образуют единое целое, называемое суточным кругом.

В православном богослужении многое заимствовано от ветхозаветных молитвенных обычаев. В частности, началом новых суток считают не полночь, а 6 часов вечера. Отсюда первой службой суточного круга является вечерня. На вечерне Церковь напоминает молящимся основные события Священной Истории Ветхого Завета: творение мира Богом, грехопадение прародителей, Моисеево законодательство, служение пророков. Христиане благодарят Бога за прожитый день.

После вечерни полагается служить повечерье. Это своего рода общественные молитвы на сон грядущий, на которых мы вспоминаем сошествие Христа во ад и освобождение праведников от власти дьявола.

В полночь должна совершаться третья служба суточного круга — полунощница. Это богослужение установлено для напоминания верующим о втором пришествии Господнем и о Страшном Суде.

Перед восходом солнца начинается утреня. Она посвящена событиям земной жизни Спасителя и содержит множество как покаянных, так и благодарственных молитв. Утреня — одно из самых длительных богослужений.

Около 7 часов утра полагается совершать первый час. Так названа краткая служба, на которой Церковь вспоминает пребывание Иисуса Христа на суде первосвященника Каиафы.Третий час (10 часов утра) возводит нас священными воспоминаниями в Сионскую горницу, где на апостолов снизошел Дух Снятый, и в преторию Пилата, где Христу был вынесен смертный приговор.Шестой час (полдень) — время распятия Господа, а девятый час (три часа пополудни) — время Его крестной смерти. Этим скорбным событиям и посвящаются соответствующие службы.

Наконец, главным христианским богослужением, своеобразным центром суточного круга является Божественная литургия. В отличие от прочих служб, литургия не только напоминает нам о Боге, но предоставляет возможность реально соединиться с Ним в таинстве Причащения. По времени литургия должна совершаться между шестым и девятым часом.

Современная богослужебная практика внесла свои изменения в предписания Устава. Так, в приходских храмах повечерье совершается только в Великом Посту, а полунощница — один раз в год, накануне Пасхи. Крайне редко служится и девятый час. Остальные шесть служб суточного круга объединяются в две группы по три. Вечером друг за другом совершают вечерню, утреню и первый час. Накануне воскресных и праздничных дней эта цепочка богослужения называется всенощным бдением, то есть бодрствованием в течение целой ночи. Древние христиане, действительно, нередко молились до рассвета. Современные всенощные бдения длятся 2-4 часа на приходах и 3-6 часов в монастырях. Утром последовательно служатся третий час, шестой час и Божественная литургия. В храмах, где много прихожан, по воскресеньям и праздникам бывает две литургии — ранняя и поздняя. И та, и другая предваряется чтением часов. В те дни, когда литургии не положено (например, в пятницу Страстной седмицы), совершается краткое последование изобразительных. Это богослужение содержит некоторые песнопения литургии и как бы «изображает» ее. Но статуса самостоятельной службы изобразительные не имеют.

Успенский Пюхтицкий ставропигиальный женский монастырь

Дата создания: 1891 г. Описание:

История

Основан в 1891 г. на месте явления Божией Матери. Здесь эстонские крестьяне в XVI в. нашли в ветвях дуба икону Успения Пресвятой Богородицы. Православные построили небольшую деревянную часовню, и все место стало называться Пюхтица, по-эстонски «святое место». На праздник Успения в дореволюционные годы сюда стекалось до десяти тысяч паломников. Вскоре рядом с деревянной часовней была возведена новая, более обширная, перестроенная в 1885 г. в Успенскую церковь, где учрежден первый Пюхтицкий православный приход.

При участии Отделения Православного прибалтийского братства из местечка Иевве (ныне Йыхви) и губернатора князя Сергея Шаховского здесь была основана Пюхтицкая Успенская женская община, преобразованная вскоре в монастырь. Покровительство и духовную поддержку обители оказывал святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Усилиями митрополита Таллинского и Эстонского Алексия (Ридигера) в послевоенные годы обитель не была закрыта. По его инициативе в монастыре в 1986 г. построен дом для «представительских целей» с домовой церковью святителя Алексия и великомученицы Варвары.

В 1990 г. монастырский комплекс был расширен за счет крестильного храма Иоанна Предтечи.

В 2010 г. в монастыре прошли торжества по случаю 100-летия Успенского храма.

В 1968-2011 гг. настоятельницей обители была схиигумения Варвара (Трофимова). Матушка Варвара скончалась 8 февраля 2011 г.

Решением Священного Синода от 5 октября 2011 г. (журнал № 128) игуменией обители назначена монахиня Филарета (Калачева), бывшая после кончины матушки Варвары и.о. настоятельницы монастыря.

В монастыре в настоящее время насчитывается 122 сестры. Пюхтицкие монахини несут послушание в Горненской обители Иерусалима, на подворьях в Москве и в Когалыме, в Илиинском скиту Васкнарвы, четырнадцать бывших насельниц обители возглавили вновь открывшиеся монастыри Русской Православной Церкви.

Храмы

  • собор Успения Пресвятой Богородицы (1910 г.);
  • трапезный храм свв. прав. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (1895 г.);
  • храм прп. Сергия Радонежского (1895 г.);
  • храм свт. Николая и прп. Арсения Великого (1885 г., на кладбище);
  • крестильный храм Иоанна Предтечи и сщмч. Исидора Юрьевского (1990 г.);
  • домовая церковь свт. Алексия и вмц. Варвары (1986 г.).

Монастырский скит в с. Васкнарва: в честь пророка Илии (1873 г., восстановлен в нач. 70-х гг. XX в., открыт в сентябре 2002 г.).

Подворье монастыря в Москве: храм святителя Николая Чудотворца в Звонарях (ул. Рождественка, д. 15/8, тел. (495) 628-32-28).

Подворье монастыря в Когалыме (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра). Основано в 1998 г.

Святыни

Явленная икона Успения Божией Матери, Пюхтицкая икона Божией Матери «У источника», икона свт. Николая, икона вмц. Варвары с частицей мощей, походный образ императора Петра I — икона Спасителя, Владимирская и Черниговская иконы Божией Матери, икона вмч. Пантелеимона и др.

***

Краткий исторический очерк

Страна: Эстония Город: Куремяэ Адрес: 41200, Kuremäe küla, Illuka vald, Ida-Virumaa Телефон: (372) 339-21-24 Web-сайт: www.puhtitsa.ee Настоятельница: Филарета, игумения (Калачева Оксана Викторовна)

Патриаршее подворье Пюхтицкого женского монастыря в Когалыме в этом году отмечает двадцатилетний юбилей. Храм в псковско-новгородском стиле построили в конце 90-х. Строительство храмового комплекса с колокольней, воскресной школой, крестильней, мастерскими и другими постройками финансировали нефтяники.

Два года назад здесь установили камеры видеонаблюдения. При необходимости записи отсматривают представители полиции. На сегодняшний день они не зафиксировали ни одного правонарушения. Однако благодаря камерам видеофиксации, удалось пресечь попытку правонарушения.

Наталия, инокиня, насельница патриаршего подворья Пюхтицкого женского монастыря в Когалыме: «Вообще установка камер видеонаблюдения — это требования нашего времени, связанного с проблемой терроризма и экстремизма. Мы как верующие люди понимаем, что на всех путях соломки не подложить. Буквально вчера или позавчера здесь гуляли дети, один мальчик увидел вещь и громко говорит: «Давайте украдём!», прямо на территории монастыря, понятно что это люди просто ходят, у нас же здесь парковая зона, есть детская площадка».

Как приехать в монастырь

Так как у России с Эстонией в последние годы сложились довольно напряженные отношения, то поездка в монастырь мало для кого бывает легкой. Тем, кто однозначно хочет посетить это святое место, можно посоветовать написать на электронную почту обители с указанием своих паспортных данных и места, где вы оформляете визу.

Обычно ответ приходит в течение семи дней, и все желающие получают возможность въехать в Эстонию для того, чтобы исполнить свою мечту и увидеть монастырь на высоком холме.

Имейте в виду, что жить здесь можно бесплатно, но монахини никогда не откажутся от пожертвований от приезжих. Каждый может оставить здесь ту сумму, которая кажется ему приемлемой.

Паломничество в монастырь

Обитель открыта для всех, кто хочет посетить ее. Сюда могут приехать и мужчины, и женщины — монастырь радушно открывает свои ворота каждому.

Паломники приезжают сюда с разными целями. Одни просто рассматривают монастырь как одну из достопримечательностей Эстонии, которая выделяется из общего списка мест, обязательных для посещения. Эта категория гостей редко остается на ночь и ограничивает свое посещение несколькими часами прогулок по территории обители и щелканьем затвора фотоаппарата.

Другая категория приезжих искренне желает познакомиться с жизнью сестер и вносит свой вклад в их будни. Паломники остаются здесь на месяц, неделю или всего лишь пару дней и помогают монахиням, кто чем может.

А есть особая категория гостей обители — это девушки и женщины, которые мечтают о монашеской жизни. Они приезжают сюда, чтобы проверить свои намерения и испытать силы. Некоторые из них уже сейчас готовы остаться в обители и только ждут благословения матушки, а другие пока еще сомневаются, поэтому просто приезжают сюда и вносят посильную помощь в дело развития обители.

История создания обители

Ставропигиальный монастырь существует уже сто двадцать шесть лет. Эстонцы относятся к монахиням с большим уважением и любовью, они считают обитель главной достопримечательностью своей страны. Этот ставропигиальный монастырь РПЦ — один из самых известных в Прибалтике, ежегодно его посещают несколько тысяч паломников со всего света. Сегодня мало кто может представить, что когда-то эта огромная территория была заболочена, а единственное строение представляло собой небольшое деревянное здание.

Его возвели на месте обретения иконы бедные крестьяне, которые хотели увековечить память об этом невероятном событии. В 1885 году вокруг небольшой часовенки был построен большой двуглавый храм из дерева. Своим появлением он обязан усилиям супругов Шаховских, которые всеми силами стремились облагородить это место и создать здесь православный приход. Очень скоро храм обрел своих прихожан, а в селе стали строиться больницы, школы и аптеки.

Летом 1891 года храм был преобразован в Успенскую женскую общину. Рядом были открыты приют и больница. Буквально за три года община разрослась и обрела небывалую популярность у местных жителей. Она находилась под покровительством княгини Шаховской, которая стала ходатайствовать о создании на базе общины монастыря. Ее просьба получила одобрение Синода, и в 1893 году было объявлено о создании Пюхтицкого женского монастыря.

В этот момент обитель была не слишком большой — в ней жили всего лишь сорок шесть женщин. Практически половина из них были послушницами, а вторая часть — воспитанницами приюта при монастыре.

Настоятельницы обители

Успенский ставропигиальный женский Пюхтицкий монастырь в Эстонии сменил уже семь настоятельниц. За все время служения они хранили и поддерживали традиции православной веры и способствовали развитию общины. Расцвет обители связывают с деятельностью Варвары I. С 2011 года делами заправляет матушка Филарета.

Игуменьи:

  1. Варвара I, Елисавета Димитриевна Блохина (1843—1915 гг.). Родилась в семье купца первой гильдии. Вскоре отец скончался и поручил двухмесячную Лизу Царице Небесной, надеясь, что «Сама Владычица будет покровительницей и руководительницей всю ее жизнь». В возрасте десяти лет девочка поступила в Крестовоздвиженский Костромской монастырь. Она в совершенстве изучила церковный Устав, проходила клиросное послушание, была искусной золотошвеей, замечательной певчей и чтицей, получила диплом сестры милосердия Красного Креста. 12 августа 1887 года Елисавета приняла постриг в монашество и нареклась Варварой. Через год ее направили в Эстляндию. В 1891 назначена Управляющей общины, а в 1893 — посвящена в сан игуменьи. Стала первой строительницей обители, осуществив проект М. Т. Преображенского. При ней учреждены детский приют, училище, богадельня, лечебница и аптека.
  2. Алексия I, Анна Михайловна Пляшкевич (1847—1923 гг.). Родилась в семье священника, рано осталась сиротой. В десятилетнем возрасте поступила в Спасо-Бородинскую пустынь. Вышивала в рукодельной, училась писать иконы, пела и читала на клиросе. Через 14 лет переведена в Московский Страстной монастырь, в то же время приняла постриг в рясофор и нареклась Аркадия. В 1891 году была пострижена в мантию с наречением в честь святого Алексия. Через шесть лет назначена настоятельницей женской обители и посвящена в сан игуменьи. При ней были значительно расширены благотворительные учреждения и открыта школа живописи. Во время русско-японской войны женская община оказывала помощь раненым воинам. В 1910 усердием Алексии I сооружен Успенский собор.
  3. Иоанна, Анна Алексеевна Коровникова (1867—1943 гг.). Духовная дочь Иоанна Кронштадтского, пострижена в монашество в 1908 году. Через 12 лет утверждена настоятельницей. В годы Второй мировой войны обитель активно оказывала помощь инвалидам и раненым, заботилась о военнопленных.
  4. Алексия II, схиигумения Сергия (Голубева) (1881—1953 гг.). Поступила в монастырь в 1896 году. В 1943 была посвящена в сан игуменьи. Она с любовью проявляла большую заботу о насельницах общины и ближних.
  5. Рафаила, Параскева Филипповна Мигачева (1883—1961 гг.). В 1902 облечена в апостольник, в 1912 — в рясофор, в 1925 приняла монашеский постриг с именем Рафаила. Через 22 года возведена в сан игуменьи.
  6. Ангелина, Людмила Дмитриевна Афанасьева (1894—1973 гг.). В 1920 была пострижена в монахини, до этого работала старшей медсестрой в хирургическом отделении. В 1965 награждена орденом святого князя Владимира III степени.
  7. Варвара II, Валентина Алексеевна Трофимова (1930—2011 гг.). В 1952 году стала послушницей женской обители, в 1958 приняла постриг в монахини. Через 10 лет назначена настоятельницей. Ее усердием монастырь сильно преобразился. Возведены новые здания: Иерусалимский корпус, дом для представительских целей, архиерейский дом, гостиницы для паломников, купальня, крестильный храм и многочисленные хозяйственные и жилые постройки. Устроена электромельница и проведено центральное отопление. Впервые расписаны Святые врата и Успенский собор, позолочены кресты церквей и реставрированы все храмы.

Кто управляет монастырем?

Несведущему человеку настоятельницы монастыря кажутся необычайно суровыми людьми. Поэтому личное знакомство с этими удивительно светлыми женщинами становится настоящим открытием.

За все время Пюхтицкий монастырь сменил семь настоятельниц. Все они были просто невероятными людьми, которые всю свою жизнь трудились на благо обители. Ее расцвет связывают с деятельностью матушки Варвары, которая управляла монастырем сорок три года. В Эстонии ее очень уважали и почитали, даже местные власти никогда не позволяли себе сделать какое-либо замечание матушке. Ведь это могло ненароком ранить ее.

С 2011 года всеми делами в обители заправляет матушка Филарета, пришедшая сюда еще совсем юной девушкой.

История монастыря

Именно, под ним, как говорит легенда, эстонские пастухи нашли икону Успения Божьей Матери, предопределившей возведение величественного монастыря. На земле Эстляндии в 1885 году создан православный Пюхтицкий приход. Благодаря инициативе местного губернатора в 1891 года здесь открыли женскую монашескую общину. Через несколько лет из неё вырос монастырь. Разрушительные исторические события, проносившиеся над Эстонией несколько веков подряд, не нанесли вреда этому удивительному православному комплексу, вызывающему интерес у бесчисленных туристов. Монастырь всегда оставался действующим. С 1990 года монастырь находится под каноническим управлением Патриарха Московского, всея Руси.

Вид Пюхтицкой обители по проекту М.Т. Преображенского, 1892 год

Первоначально на месте нахождения иконы построили маленькую часовню. В ней находилась найденная икона до возведения главного Успенского собора. Архитектурный комплекс женской обители возводился по проекту М.Т.Преображенского.

Строительство Святых врат. На заднем плане первая Успенская церковь. 1892 год

Паломники начинают знакомство с комплексом, обойдя трижды вокруг дуба. Рядом с ним находится самая старая постройка ансамбля деревянная церковь Николая Чудотворца, стоящая на кладбище, где захоронены сестры, чьи могилы обозначены аккуратным рядом белях крестов из металла.

Сейчас в его состав входят следующие постройки:

  1. Пятиглавый Успенский собор, возведённый в 1910 году. Он является главным храмом, украшающим комплекс зданий монастыря. Среди главных святынь вместе с найденной иконой под куполами храма находятся иконы Божьей Матери Владимирской, мощи святых угодников, другие ценности. Дорога к храму проходит через Святые врата, построенные в 1895 году в виде четырёхугольного здания из камня, заканчивающегося шатром. Они открыты всегда. Существует возможность спокойно погулять по территории комплекса.
  2. Симеоно-Аннинская церковь, возведённая (1895 год) В ней расположена трапезная. Рядом с ней стоят известные поленницы Пюхтицы. Сложенные дрова похожи на стога из сена. Они дополняют древний дух святого места на Журавлиной горе.
  3. Сергиевская церковь.
  4. Здание странноприимного корпуса. По древней монашеской традиции здесь и сейчас дают приют странникам. Три дня их кормят, обеспечивают ночлег бесплатно, а потом на основе сотруднических послушаний.
  5. Дом врача. Местная больница образовалась на территории монастыря в 1895 году. В то время сельские местности не имели своего врача. Медицинская помощь, оказываемая в монастыре, была важным направлением в его деятельности. При больнице действовал приют сиротам, лечебница. С 1996 года в здании находится библиотека, архив.
  6. Святой источник. Лечебные свойства воды, появившейся на склоне горы, известны давно. Со всех сторон Эстонии, близлежащих стран спешат сюда люди за помощью. Пьют святую воду источника, окунаются в её ледяную свежесть за стенами оборудованной уютной купальни.
  7. Крестильный храм. Обряд крещения совершается в выходные дни для детей в возрасте до 15 лет, взрослых. Во время обряда выбирают по святцам ближайшее христианское имя. Всю жизнь оно будет охранять человека.

Крещеный кабардинский князь, убитый ханом

Преображенская церковь в Юдино была основана в имении князей Черкасских в 1720 году. Строителем храма считается Александр Бекович-Черкасский – незаурядный деятель петровской эпохи. Девлет Мурза Бекович был потомком кабардинских князей, а после перехода в православие получил христианское имя Александр. В 1700 году бабка Александра Черкасского передала ему подмосковное село Юдино, в котором на тот момент стояла ветхая деревянная церковь Преображения Господня. В 1703 году из Синодального казенного приказа князю Бековичу-Черкасскому была выдана благословенная грамота для строительства в Юдино новой церкви. Исполнить это богоугодное дело новообращенному в православие кабардинскому князю не удалось «за отлучением Его Величества дальних служб».

Главным и роковым предприятием князя стала небывалая по тем временам экспедиция 1717 года в Хивинское и Бухарское ханства. Василий Могутов в «Редком и достопамятном известии о бывшей из России в Великую Татарию экспедиции под именем посольства» подробно описывал ход этого «приключения, которое Россия не имела в нашем веке».

История началась в 1713 году, когда в Астрахани один знатный трухмен сообщил крещеному гилянцу князю Заманову о будто бы текущей в Бухарском ханстве реке с золотым песком. Заманов взял трухмена в Москву и добился личной встречи с Петром I. Царь внимательно отнесся к новости о золотом песке Бухарии и приказал капитану-поручику гвардии Александру Бековичу-Черкасскому выяснить у трухменца больше сведений, поскольку тот владел восточными языками. К проекту добычи золота в Средней Азии и царь, и князь Черкасский отнеслись серьезно. Перед экспедицией  Черкасский съездил в Астрахань и в Кабарду, а вскоре был уполномочен Петром совершить посольство в Хиву и Бухару, чтобы узнать на месте о добыче золота, торговых путях, ведущих в Восточную Индию, и попутно склонить ханства к Российскому престолу.

В 1717 году Черкасский и его отряды выступили из Астрахани. Князя сопровождало несколько тысяч бойцов, среди которых были шведские наемники, пехотинцы, артиллеристы, ополчение астраханских дворян, вооруженные ногайцы и казаки. Целый месяц шли отряды под руководством Бековича-Черкасского, преодолевая безводные места. Наконец, войско остановилось в ста двадцати верстах от Хив вблизи Аральского моря, где незваных гостей встретил хан Шаргази. Три дня орды хивинцев «чинили жестокие нападения» на людей Черкасского, но одолеть их в бою не могли.

Осознав силу отрядов русского посла, хивинцы решили прибегнуть к обману. Хан выслал в лагерь Черкасского двух человек, которые от имени правителя предлагали мир с российским послом. Шаргази пригласил Бековича-Черкасского к себе в ставку. Наивно доверившись словам посланников, Черкасский выехал в лагерь хана и был вероломно взят в плен, а его защитники перебиты. В походе Черкасский узнал весть о гибели жены и дочерей на Волге. Возможно, подавленный известием, он и совершил роковую ошибку поверить слову хивинцев.

В плену князя Черкасского заставили написать послание к майору, оставшемуся с основными силами русских, разделиться на маленькие команды и рассеяться среди местного населения. Майор трижды отказывался выполнить этот самоубийственный указ, догадываясь, что он дан князем невольно, но на четвертый раз покорился. В итоге, все войско, разделившееся на группы, было поодиночке разбито хивинцами. Хан Шаргази отрубил Бековичу-Черкасскому голову и отправил соседнему Бухарскому правителю, хвалясь, что разбил войско могущественного российского посла.

Князь Бекович-Черкасский не успел построить каменную церковь в своей вотчине под Москвой, но отправляясь в дальний поход, дал указ теще Марии Федоровне Голицыной окончить задуманное. Уже после смерти князя был основан, а через три года построен сохранившийся Преображенский храм в селе Юдино.

Отец Николай Гурьянов: сосватают Варварушку!

Отца Николая Гурьянова я знала с 1955 года, когда приехала в Вильнюс. Он тогда там жил, служил в храме в местечке Гегобросты. Русских вокруг было мало, певчих ему не хватало, и на престол или на иные праздники он просил матушку Нину: «Матушка, благослови, пускай Георгиюшка приедет — поможет попеть». Я к нему и ездила, помогала на всенощных.

Он еще молодой был, но Господь ему уже многое открывал. Он очень почитал матушку Нину и часто к ней приходил за духовным утешением, поддержкой. Ну и сестер чему-то учил, что-то рассказывал. Подойдет к какой-нибудь сестре и пальчиком пригрозит: «А ты что задумала? Нет-нет-нет, благословения нет!». Откуда знает, что она задумала?

А как-то раз говорит: «Матушку Варвару будут сватать. Ой, как будут сватать Варварушку!». Матушка Нина не поняла: «Батюшка, куда сватать?» — «Ой, матушка, как будут сватать!» А вскоре наш владыка Алексий (Ридигер) приехал и в Пюхтицу мать Варвару «сосватал».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector