Пюхтицкий успенский женский монастырь в эстонии
Содержание:
- Экскурсии и паломничество в Пюхтицкий женский монастырь
- Комплекс монастыря
- Церковь во имя Святителя Николая и Преподобного Арсения Великого
- Трапезная церковь во имя праведного Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы
- Церковь во имя Сергия Радонежского
- Успенский собор
- Церковь во имя святого Алексия и великомученицы Варвары
- Крестильная церковь во имя Иоанна Предтечи и священномученика Исидора Юрьевского
- Благодать иерусалимская
- Настоятельницы обители
- Паломничество в Пюхтинский Свято-Успенский женский монастырь
- История создания обители
- Назад, в Пюхтицу
- История Пюхтинского женского монастыря
- Святыни и достопримечательности
- История монастыря
- Успенский Пюхтицкий ставропигиальный женский монастырь
Экскурсии и паломничество в Пюхтицкий женский монастырь
В монастыре созданы все условия для проживания паломников, включая монастырскую гостиницу и организованное питание в трапезной монастыря. Кроме того, для паломников и туристов Пюхтицкий монастырь оформляет приглашения для получения визы. Для этого достаточно выслать на электронную почту монастыря (kloster.ee@gmail.com):
- паспортные данные;
- дату рождения;
- сведения о месте проживания.
В течение недели приглашение будет готово.
И в Эстонию, и в любую другую точку мира вас вмиг доставят эстонские авиалинии – надежный и ответственный перевозчик, отлично зарекомендовавший себя среди пассажиров.
А примет ваш самолет самый крупнейший аэропорт международного класса в Эстонии. Подробнее о том, какие услуги вам может предложить таллинский аэропорт узнайте из нашей статьи.
Но добраться до Таллина вполне можно и наземным транспортом. https://vpribaltike.com/estoniya/tallin/transport-tal/avtobus-sankt-peterburg-tallin.html Прочитав наши материалы, вы сможете выбрать более удобный способ передвижения.
Рядом с монастырем есть кафе, где можно пообедать.
Комплекс монастыря
Пюхтицкий монастырь – храмовый комплекс, состоящий из нескольких построек.
Всего на территории расположены 6 храмов, а некоторые здания сохранились в первозданном виде с момента их основания.
Церковь во имя Святителя Николая и Преподобного Арсения Великого
Самая первая из церквей, деревянная, была построена в 1885 году. Та, которая и была построена на месте, где нашли чудотворную икону. В настоящее время – это кладбищенский храм, за ним расположено кладбище, на котором хоронят монахинь.
Трапезная церковь во имя праведного Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы
Одно из самых красивых зданий монастырского комплекса. Первый этаж облицован большими глыбами цветного гранита. Церковь состоит из 2 этажей: на первом – монастырская кухня, где готовят еду для монахинь, прихожан и паломников, а на втором – трапезная и небольшой храм. Особенностью этой церкви является Псалтирная, находящаяся под алтарем: там монахини не прекращая читают Неусыпаемую Псалтирь по живым и усопшим, сменяя друг друга каждые несколько часов.
Церковь во имя Сергия Радонежского
Этот храм возвышается на самой вершине горы. Он был построен в 1895 году над могилой основателя монастыря. Тихий и уединенный деревянный храм привлекает своей архитектурной красотой: резной иконостас сделан из пород светлого дуба, стены украшены металлическими венками с фарфоровыми цветами.
Успенский собор
Главный и самый большой храм монастыря был построен в 1910 году. Одновременно в просторном соборе могут поместиться 1200 прихожан. Храм – трехпрестольный. Легенда гласит, что образ храма в своем сне увидел Иоанн Кронштадтский. Собор венчает 5 куполов: самый крупный в центре символизирует образ Иисуса Христа.
Церковь во имя святого Алексия и великомученицы Варвары
Небольшая церковь была основана в 1986 году. В правом крыле этой церкви расположена гостиница для приезжающих паломников. В 2016 году было решено рядом построить отдельную часовню для чтения псалтири.
Крестильная церковь во имя Иоанна Предтечи и священномученика Исидора Юрьевского
Отдельная церковь для таинства крещения была построена в 1990 году. Это небольшой и скромный храм, где совершается Святое Крещение детей и взрослых.
Благодать иерусалимская
Мать Феодора, которая была до меня, прослужила здесь всего пару лет. Сейчас она в Твери, в Вышнем Волочке.
Приехали мы со Святейшим в 1992 году, на Вербное воскресенье. А в Великий вторник мы его уже провожали.
Ни туристов, ни паломников не было, поэтому первый мой Благодатный огонь хорошо помню: тихо, спокойно стояли у самой Кувуклии. Только местные христиане, горненские сестры и несколько гречанок. Получали Огонь из рук самого покойного Блаженнейшего Диодора, Патриарха Иерусалимского. Какая была тишина! Какая обильная благодать! Все сверкало! Сейчас уже почти ничего не видно — пару раз сверкнет где то, и все…
Матушка Варвара из Пюхтицы один раз приезжала к нам на Рождество, а в другой раз — на Пасху. Отец Пантелеимон — монах с Гроба Господня — очень тепло ко мне относится, дай Бог ему здоровья, — поставил нас в хорошее место. Благодать ощутили несказанную! Все над Кувуклией сверкало. Смотрю: как будто шар какой-то образовался, огнями переливается — и опускается прямо на ее купол, там, где сам Гроб Господень. И тут же ударили в колокол — что Благодатный огонь сошел.
Подготовила Мария Сеньчукова
Фото Юлии Маковейчук
Настоятельницы обители
Успенский ставропигиальный женский Пюхтицкий монастырь в Эстонии сменил уже семь настоятельниц. За все время служения они хранили и поддерживали традиции православной веры и способствовали развитию общины. Расцвет обители связывают с деятельностью Варвары I. С 2011 года делами заправляет матушка Филарета.
Игуменьи:
- Варвара I, Елисавета Димитриевна Блохина (1843—1915 гг.). Родилась в семье купца первой гильдии. Вскоре отец скончался и поручил двухмесячную Лизу Царице Небесной, надеясь, что «Сама Владычица будет покровительницей и руководительницей всю ее жизнь». В возрасте десяти лет девочка поступила в Крестовоздвиженский Костромской монастырь. Она в совершенстве изучила церковный Устав, проходила клиросное послушание, была искусной золотошвеей, замечательной певчей и чтицей, получила диплом сестры милосердия Красного Креста. 12 августа 1887 года Елисавета приняла постриг в монашество и нареклась Варварой. Через год ее направили в Эстляндию. В 1891 назначена Управляющей общины, а в 1893 — посвящена в сан игуменьи. Стала первой строительницей обители, осуществив проект М. Т. Преображенского. При ней учреждены детский приют, училище, богадельня, лечебница и аптека.
- Алексия I, Анна Михайловна Пляшкевич (1847—1923 гг.). Родилась в семье священника, рано осталась сиротой. В десятилетнем возрасте поступила в Спасо-Бородинскую пустынь. Вышивала в рукодельной, училась писать иконы, пела и читала на клиросе. Через 14 лет переведена в Московский Страстной монастырь, в то же время приняла постриг в рясофор и нареклась Аркадия. В 1891 году была пострижена в мантию с наречением в честь святого Алексия. Через шесть лет назначена настоятельницей женской обители и посвящена в сан игуменьи. При ней были значительно расширены благотворительные учреждения и открыта школа живописи. Во время русско-японской войны женская община оказывала помощь раненым воинам. В 1910 усердием Алексии I сооружен Успенский собор.
- Иоанна, Анна Алексеевна Коровникова (1867—1943 гг.). Духовная дочь Иоанна Кронштадтского, пострижена в монашество в 1908 году. Через 12 лет утверждена настоятельницей. В годы Второй мировой войны обитель активно оказывала помощь инвалидам и раненым, заботилась о военнопленных.
- Алексия II, схиигумения Сергия (Голубева) (1881—1953 гг.). Поступила в монастырь в 1896 году. В 1943 была посвящена в сан игуменьи. Она с любовью проявляла большую заботу о насельницах общины и ближних.
- Рафаила, Параскева Филипповна Мигачева (1883—1961 гг.). В 1902 облечена в апостольник, в 1912 — в рясофор, в 1925 приняла монашеский постриг с именем Рафаила. Через 22 года возведена в сан игуменьи.
- Ангелина, Людмила Дмитриевна Афанасьева (1894—1973 гг.). В 1920 была пострижена в монахини, до этого работала старшей медсестрой в хирургическом отделении. В 1965 награждена орденом святого князя Владимира III степени.
- Варвара II, Валентина Алексеевна Трофимова (1930—2011 гг.). В 1952 году стала послушницей женской обители, в 1958 приняла постриг в монахини. Через 10 лет назначена настоятельницей. Ее усердием монастырь сильно преобразился. Возведены новые здания: Иерусалимский корпус, дом для представительских целей, архиерейский дом, гостиницы для паломников, купальня, крестильный храм и многочисленные хозяйственные и жилые постройки. Устроена электромельница и проведено центральное отопление. Впервые расписаны Святые врата и Успенский собор, позолочены кресты церквей и реставрированы все храмы.
Паломничество в Пюхтинский Свято-Успенский женский монастырь
Несмотря на то, что монастырь указан как женский, совершить туда паломничество и помолиться могут как женщины, так и мужчины.
Это интересно: важным моментом является то, что к службе в Успенском соборе допускаются все, кто приехал. Также вы сможете пройти и обряд крещения в Крестильной церкви.
Ехать можно целенаправленно, а можно приехать и просто так.
Вне зависимости от того, как Вы туда доберетесь, вам нужно соблюдать несколько условий:
- во-первых, вести себя благочинно и тихо;
- а во вторых для женщин предусмотрен дресс-код, а именно — юбка длинной ниже колен и платок, покрывающий голову, иначе никак.
Если вы едете целенаправленно в Пюхтицкий монастырь, то вам необходимо будет отправить письмо на этот адрес, где следует указать свои личные данные.
Важно знать: в почте нужно латиницей прописать свои Ф.И.О., дату рождения, паспортные данные, город, где вы проживаете, ну и консульский отдел, в котором вы сможете оформить визу. Тогда вы получите приглашение, чтобы приехать в монастырь
Официальную информацию об обители в Пюхтице можно узнать на сайте — https://puhtitsa.ee/.
Если Вы приезжаете в монастырь, то проживание и пища будут для вас абсолютно бесплатными, но если Вы захотите оставить пожертвование, его примут с благодарностью.
Во время паломничества вам будет чем заняться, есть экскурсии в музей, по территории и к святому источнику. Также вы сможете приобрести товары, которые создали монахини своими руками.
История создания обители
Ставропигиальный монастырь существует уже сто двадцать шесть лет. Эстонцы относятся к монахиням с большим уважением и любовью, они считают обитель главной достопримечательностью своей страны. Этот ставропигиальный монастырь РПЦ — один из самых известных в Прибалтике, ежегодно его посещают несколько тысяч паломников со всего света. Сегодня мало кто может представить, что когда-то эта огромная территория была заболочена, а единственное строение представляло собой небольшое деревянное здание.
Его возвели на месте обретения иконы бедные крестьяне, которые хотели увековечить память об этом невероятном событии. В 1885 году вокруг небольшой часовенки был построен большой двуглавый храм из дерева. Своим появлением он обязан усилиям супругов Шаховских, которые всеми силами стремились облагородить это место и создать здесь православный приход. Очень скоро храм обрел своих прихожан, а в селе стали строиться больницы, школы и аптеки.
Летом 1891 года храм был преобразован в Успенскую женскую общину. Рядом были открыты приют и больница. Буквально за три года община разрослась и обрела небывалую популярность у местных жителей. Она находилась под покровительством княгини Шаховской, которая стала ходатайствовать о создании на базе общины монастыря. Ее просьба получила одобрение Синода, и в 1893 году было объявлено о создании Пюхтицкого женского монастыря.
В этот момент обитель была не слишком большой — в ней жили всего лишь сорок шесть женщин. Практически половина из них были послушницами, а вторая часть — воспитанницами приюта при монастыре.
Назад, в Пюхтицу
В 1968 году приехал из Таллина (он тогда еще Ревель назывался) наш Алексий — Таллинский архиерей, будущий Патриарх. Узнал, что здесь стоит монастырь, где пюхтицкие сестры живут, и решил навестить. Сначала он с матушкой Ниной повстречался, повидался, потом с нами. Стал расспрашивать, какие мы несем послушания, чем занимаемся. Мы побеседовали, рассказали все, попрощались, и он вечером в Москву уехал. Он же тогда в Отделе внешних церковных связей трудился.
Через день — звонок из Москвы. Матушке Нине сообщают, что мать Варвара срочно вызывается в Москву, в ОВЦС. Мы удивились: что такое? Поехала она, и оказалось, ей предлагают в Иерусалим ехать, игуменьей — здесь игуменьи пять с половиной лет не было, да и сестер мало. Она отказалась. И тогда ее назначили в Пюхтицу. Мать Варвара перезванивает мне изумленная: только что ведь владыка был, ничего не говорил…
Патриарх Алексий I ее благословил, передал нашему владыке Алексию крест, чтобы он посвятил ее в сан игуменьи. Было решено, что в Крещенский сочельник они поедут в Таллин, а в сам праздник Крещения Господня в соборе Александра Невского состоится ее посвящение, а оттуда уже в Пюхтицу. И решили взять меня туда же.
И братья, и сестры Духова монастыря жалели нас отпускать, скорбели — любили, как мы пели. Матушка Нина вообще слегла. Ей уже девяносто шесть лет исполнилось. А перед этим она все время видела кресты. Только задремлет — звонит в звоночек. Подходила либо келейница, либо я, а она пальчиком показывает: «Ой, вот этот крест я не переживу, вот этот крест я не переживу. Что меня ждет?» Когда она узнала, что мы уезжаем, очень переживала: «Что ж вы меня оставляете?..« — «Матушка, ну не наша воля, благословение и патриарха Алексия!».
Через две недели после нашего отъезда матушка скончалась. Новой игуменьей была поставлена ее келейница и племянница — сестра Ангелина, которая с отрочества жила в монастыре.
История Пюхтинского женского монастыря
История Пюхтинского монастыря – это история борьбы людей за право верить в то, во что они считают нужным верить и хотят верить.
Как уже было сказано, Пюхтинская обитель стоит на эстонской земле. В давние времена здесь у Журавлиной горы пролегал крупный торговый путь меж эстонскими, новгородскими и псковскими землями. Именно тогда эти места стали занимать русские крестьяне. Они селились здесь и строили свои церкви.Знаете ли Вы, что: когда в 13 веке началась экспансия крестоносцев, людям насильно начали навязывать католическую веру. На тех, кто не хотел менять православную веру на лютеранство, обрушились ужасные гонения. Людей хватали, насильно заставляли причащаться, а тех, кто и дальше продолжал сопротивляться, пытали и казнили.
Храмы, церкви и даже часовенки, которые посещали православные верующие, разрушали и сжигали дотла. Поэтому было на этой земле множество мучеников за православное христианство.
Преподобный Исидор Пелусиот жил в IV-V веках. Родом из Александрии. Вырос в среде благочестивых христиан. Он состоял в родстве с Феофилом, архиепископом Александрийским, и его преемником святым Кириллом
Так в начале 15 века, на реке Оможве, что близ древнего Юрьева, произошло ужасное убийство: пресвитер Никольской церкви Исидор и ещё 72 человека, являвшихся прихожанами этой церкви, были арестованы во время освящения воды в реке, затем два дня их держали в тюрьме, подвергали ужаснейшим пыткам. После их утопили подо льдом в той же реке Оможве, в том же самой Иордане, которую они соорудили, чтобы выйти на праздник Богоявления.
Мы уверены, что Вам будет интересна статья о статуе Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро.
Святыни и достопримечательности
Пюхтицкий женский монастырь в Эстония, имеет недолгую историю, но это уникальная обитель. В переводе с эстонского «пюхтица» это святыня. И они сосредоточены в обители обильно:
- в Успенском соборе находится чтимая Пюхтицкая икона Божией Матери «У источника», это точная копия явленной иконы, которая в 1894 году была подарена св. Иоанну Кронштадтскому, именно она пребывала с ним до самой его смерти, теперь икона находится в главном соборе монастыря;
- образ Успенской Божией Матери, тот самый, который был обретен в расщелине дуба, ныне пребывает в Успенском храме и является главной его святыней.
В монастыре с очень короткой историей, по меркам общей истории православия есть и свои достопримечательности:
- источник на месте явления Пресвятой Богородицы под названием «Спасов ключ», прославлен многими чудесами, сейчас здесь есть благоустроенная часовня;
- дуб, в котором была найдена икона;
- на кладбище монастыря почивают останки подвижниц Пюхтицкого монастыря монахини Елены (Кушаньевой), монахини Екатерины (Малковой-Паниной).
Интерьер Успенского собора в Пюхтицком монастыре
Также некрополь обители содержит останки первой настоятельницы монастыря игумении Варвары (Блохиной) и всех последующих. Учитывая, что обитель никогда не закрывалась и не осквернялась, здесь можно побродить по кладбищу, помолиться и заказать панихиду о почивших подвижниках.
История монастыря
Именно, под ним, как говорит легенда, эстонские пастухи нашли икону Успения Божьей Матери, предопределившей возведение величественного монастыря. На земле Эстляндии в 1885 году создан православный Пюхтицкий приход. Благодаря инициативе местного губернатора в 1891 года здесь открыли женскую монашескую общину. Через несколько лет из неё вырос монастырь. Разрушительные исторические события, проносившиеся над Эстонией несколько веков подряд, не нанесли вреда этому удивительному православному комплексу, вызывающему интерес у бесчисленных туристов. Монастырь всегда оставался действующим. С 1990 года монастырь находится под каноническим управлением Патриарха Московского, всея Руси.
Вид Пюхтицкой обители по проекту М.Т. Преображенского, 1892 год
Первоначально на месте нахождения иконы построили маленькую часовню. В ней находилась найденная икона до возведения главного Успенского собора. Архитектурный комплекс женской обители возводился по проекту М.Т.Преображенского.
Строительство Святых врат. На заднем плане первая Успенская церковь. 1892 год
Паломники начинают знакомство с комплексом, обойдя трижды вокруг дуба. Рядом с ним находится самая старая постройка ансамбля деревянная церковь Николая Чудотворца, стоящая на кладбище, где захоронены сестры, чьи могилы обозначены аккуратным рядом белях крестов из металла.
Сейчас в его состав входят следующие постройки:
- Пятиглавый Успенский собор, возведённый в 1910 году. Он является главным храмом, украшающим комплекс зданий монастыря. Среди главных святынь вместе с найденной иконой под куполами храма находятся иконы Божьей Матери Владимирской, мощи святых угодников, другие ценности. Дорога к храму проходит через Святые врата, построенные в 1895 году в виде четырёхугольного здания из камня, заканчивающегося шатром. Они открыты всегда. Существует возможность спокойно погулять по территории комплекса.
- Симеоно-Аннинская церковь, возведённая (1895 год) В ней расположена трапезная. Рядом с ней стоят известные поленницы Пюхтицы. Сложенные дрова похожи на стога из сена. Они дополняют древний дух святого места на Журавлиной горе.
- Сергиевская церковь.
- Здание странноприимного корпуса. По древней монашеской традиции здесь и сейчас дают приют странникам. Три дня их кормят, обеспечивают ночлег бесплатно, а потом на основе сотруднических послушаний.
- Дом врача. Местная больница образовалась на территории монастыря в 1895 году. В то время сельские местности не имели своего врача. Медицинская помощь, оказываемая в монастыре, была важным направлением в его деятельности. При больнице действовал приют сиротам, лечебница. С 1996 года в здании находится библиотека, архив.
- Святой источник. Лечебные свойства воды, появившейся на склоне горы, известны давно. Со всех сторон Эстонии, близлежащих стран спешат сюда люди за помощью. Пьют святую воду источника, окунаются в её ледяную свежесть за стенами оборудованной уютной купальни.
- Крестильный храм. Обряд крещения совершается в выходные дни для детей в возрасте до 15 лет, взрослых. Во время обряда выбирают по святцам ближайшее христианское имя. Всю жизнь оно будет охранять человека.
Успенский Пюхтицкий ставропигиальный женский монастырь
Дата создания: 1891 г. Описание:
История
Основан в 1891 г. на месте явления Божией Матери. Здесь эстонские крестьяне в XVI в. нашли в ветвях дуба икону Успения Пресвятой Богородицы. Православные построили небольшую деревянную часовню, и все место стало называться Пюхтица, по-эстонски «святое место». На праздник Успения в дореволюционные годы сюда стекалось до десяти тысяч паломников. Вскоре рядом с деревянной часовней была возведена новая, более обширная, перестроенная в 1885 г. в Успенскую церковь, где учрежден первый Пюхтицкий православный приход.
При участии Отделения Православного прибалтийского братства из местечка Иевве (ныне Йыхви) и губернатора князя Сергея Шаховского здесь была основана Пюхтицкая Успенская женская община, преобразованная вскоре в монастырь. Покровительство и духовную поддержку обители оказывал святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Усилиями митрополита Таллинского и Эстонского Алексия (Ридигера) в послевоенные годы обитель не была закрыта. По его инициативе в монастыре в 1986 г. построен дом для «представительских целей» с домовой церковью святителя Алексия и великомученицы Варвары.
В 1990 г. монастырский комплекс был расширен за счет крестильного храма Иоанна Предтечи.
В 2010 г. в монастыре прошли торжества по случаю 100-летия Успенского храма.
В 1968-2011 гг. настоятельницей обители была схиигумения Варвара (Трофимова). Матушка Варвара скончалась 8 февраля 2011 г.
Решением Священного Синода от 5 октября 2011 г. (журнал № 128) игуменией обители назначена монахиня Филарета (Калачева), бывшая после кончины матушки Варвары и.о. настоятельницы монастыря.
В монастыре в настоящее время насчитывается 122 сестры. Пюхтицкие монахини несут послушание в Горненской обители Иерусалима, на подворьях в Москве и в Когалыме, в Илиинском скиту Васкнарвы, четырнадцать бывших насельниц обители возглавили вновь открывшиеся монастыри Русской Православной Церкви.
Храмы
- собор Успения Пресвятой Богородицы (1910 г.);
- трапезный храм свв. прав. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (1895 г.);
- храм прп. Сергия Радонежского (1895 г.);
- храм свт. Николая и прп. Арсения Великого (1885 г., на кладбище);
- крестильный храм Иоанна Предтечи и сщмч. Исидора Юрьевского (1990 г.);
- домовая церковь свт. Алексия и вмц. Варвары (1986 г.).
Монастырский скит в с. Васкнарва: в честь пророка Илии (1873 г., восстановлен в нач. 70-х гг. XX в., открыт в сентябре 2002 г.).
Подворье монастыря в Москве: храм святителя Николая Чудотворца в Звонарях (ул. Рождественка, д. 15/8, тел. (495) 628-32-28).
Подворье монастыря в Когалыме (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра). Основано в 1998 г.
Святыни
Явленная икона Успения Божией Матери, Пюхтицкая икона Божией Матери «У источника», икона свт. Николая, икона вмц. Варвары с частицей мощей, походный образ императора Петра I — икона Спасителя, Владимирская и Черниговская иконы Божией Матери, икона вмч. Пантелеимона и др.
***
Краткий исторический очерк
Страна: Эстония Город: Куремяэ Адрес: 41200, Kuremäe küla, Illuka vald, Ida-Virumaa Телефон: (372) 339-21-24 Web-сайт: www.puhtitsa.ee Настоятельница: Филарета, игумения (Калачева Оксана Викторовна)
Патриаршее подворье Пюхтицкого женского монастыря в Когалыме в этом году отмечает двадцатилетний юбилей. Храм в псковско-новгородском стиле построили в конце 90-х. Строительство храмового комплекса с колокольней, воскресной школой, крестильней, мастерскими и другими постройками финансировали нефтяники.
Два года назад здесь установили камеры видеонаблюдения. При необходимости записи отсматривают представители полиции. На сегодняшний день они не зафиксировали ни одного правонарушения. Однако благодаря камерам видеофиксации, удалось пресечь попытку правонарушения.
Наталия, инокиня, насельница патриаршего подворья Пюхтицкого женского монастыря в Когалыме: «Вообще установка камер видеонаблюдения — это требования нашего времени, связанного с проблемой терроризма и экстремизма. Мы как верующие люди понимаем, что на всех путях соломки не подложить. Буквально вчера или позавчера здесь гуляли дети, один мальчик увидел вещь и громко говорит: «Давайте украдём!», прямо на территории монастыря, понятно что это люди просто ходят, у нас же здесь парковая зона, есть детская площадка».