Расписание богослужений

История

Внешние изображения

Возведённый из кирпича в 1904—1905 годах по проекту архитектора М. М. Прозорова, собор был построен в память об офицерах и нижних чинах 26-й артиллерийской бригады, погибших во время русско-японской войны. Руководство строительством было возложено на гродненского военного инженера Ивана Евграфовича Савельева. Согласно одному из мнений, именно благодаря военному инженеру И. Е. Савельеву собор получил неповторимые черты.

За основу при строительстве Кафедрального собора была взята церковь Каспийского пехотного полка в Петергофе. Ещё в конце XIX века царским правительством было принято решение о строительстве гарнизонных и полковых церквей. В конце 1901 года появился приказ Николая II.

При церкви решили открыть музей и небольшой мемориал. Возведенная церковь стала называться Свято-Покровским собором. 30 сентября (11 ноября) 1907 года храм был освящен. Через некоторое время был установлен крестный ход на праздник Входа Господень в Иерусалим. Для поднятия патриотических чувств Гродненский церковно-археологический комитет собрал полковые иконостасы и иконы, которые вдохновляли солдат на борьбу с противниками. Также были сделаны мемориальные доски с фамилиями солдат и офицеров 26 артиллерийской бригады, погибших во время русско-японской войны.

После освобождения города в июле 1944 года часть мощей Гавриила Белостокского была перенесена в Свято-Покровский собор, где они находились в подвале до 1992 года. С 21 по 22 сентября 1992 года его мощи были торжественно перенесены в Свято-Николаевский собор Белостока.

18 февраля 1992 года, после провозглашения независимости Белоруссии, была восстановлена Гродненская епархия, которая была закрыта в 1951 году. После этого Свято-Покровский собор снова получил статус кафедрального.

В декабре 1993 года на здании собора была открыта мемориальная доска в память о воинах-интернационалистах, погибших в Афганистане.

24 июля 1995 года, на праздник святой равноапостольной княгини Ольги, собор посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

14 октября 2010 года возле собора была торжественно открыта бронзовая скульптура Божьей Матери, автором которой является белорусский скульптор Владимир Пантелеев.

Со 16 июня 2015 по июль 2021 года настоятелем Свято-Покровского кафедрального собора являлся протоиерей Георгий Рой.

Литература

  • Гродно: энциклопедический справочник / гл. ред.: И. П. Шамякин . — Мн. : БелСЭ, 1989. — С. 323. — 438 с. — 60 000 экз. — ISBN 5-85700-015-7.
  • Гісторыя беларускага мастацтва: У 6 т. / рэд. кал.: С. В. Марцэлеў (гал. рэд.) ; рэд. т.: Л. М. Дробаў, В. I. Жук, П. А. Карнач; АН БССР, Iн-т мастацтвазнаўства, этнаграфii і фальклору. — Мн. : Навука і тэхніка, 1989. — Т. 3: Канец XVIII — пач. XX ст.. — С. 287—288. — 448 с. — ISBN 5-343-00319-2.
  • Збор помнікаў гісторыі і культуры Беларусі. Гродзенская вобласць / АН БССР, Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору; Рэд. кал.: С. В. Марцэлеў (гал. рэд.) . — Мн. : БелСЭ, 1986. — С. 56. — 371 с. — 7500 экз.
  • Кулагін А. М. Праваслаўныя храмы Беларусі : Энцыклапедычны даведнік / рэд. савет.: Г. П. Пашкоў i Л. В. Календа. — Мн. : БелЭн, 2007. — С. 127—128. — 653 с. — 2000 экз. — ISBN 978-985-11-0389-4.
  • Марціновіч А. Горадна, Гораден, Гродно / под рэд.: П. В. Гринчанко. — Мн. : Мастацкая літаратура, 2008. — С. 56—57. — 112 с. — (Твае гарады, Беларусь). — 4000 экз. — ISBN 978-985-02-0921-4.
  • Пятросава А. Ю.. Гродзенская Пакроўская царква // Архітэктура Беларусі : Энцыклапедычны даведнік / Рэд. кал.: А. А. Воінаў . — Мн. : БелЭн, 1993. — С. 169—170. — 620 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-85700-078-5.

Архитектура

Покровская церковь на фото начала XX века

В плане храм, возведённый в ретроспективно-русском стиле, представлял собой протяжённую трёхнефную базилику с пятигранной апсидой и боковыми ризницами. Вертикальный акцент характерен для северо-западного главного фасада собора, который отличается 10-метровой восьмигранной шатровой звонницей с маковкой на барабане и фланкирующими звонницу, создающими симметричную композицию фасада небольшими шатрами с маковками, а также полуциркульными окнами с кокошниками. Шатры с маковками также завершают ризницу.

Алтарную часть же отличает возведённый над нею невысокий четверик с пятикупольем. Эти купола (один большой размещён по центру, а четыре меньшего размера — по углам вальмовой крыши) поставлены на восьмигранные барабаны, ненастоящие окна (бленды) которых завершают кокошники. Для трёх входов фронтального фасада было найдено решение в виде двухколонных рундуков с трёхугольными резными навесами (окантовкой) и высоких крылец.

Прямоугольные оконные проёмы, расчленяющие на обоих уровнях протяжённые боковые фасады, отличаются богатыми «теремными» наличниками, простенки же — раскреповкой широкими лопатками с ширинками. Декоративное убранство собора, как то кокошники, ширинки, витые колонки, крупные сандрики, килевидные бровки арочных оконных проёмов, было во многом взято из древнерусского церковного зодчества. В декоре собора, наряду с дыньками, использована полихромия: на фоне кирпичных коричнево-красных стен собора ярко выделяется белоковровое декоративное покрытие фасадов; для крыш и шатров использован зелёный цвет, а для куполов — охристая окраска.

Интерьер

Интерьер

Трёхнефное деление внутреннего двухсветового пространства собора обеспечивают 12 мощных колонн и перекинутые через них аркады. Перекрытием служит плоский потолок с тремя плафонами, которые украшает орнамент в виде древнерусской текстовой вязи, покрытием пола — кафель с орнаментальным рисунком (в притворе — мозаика). Внутреннее пространство, стены которого покрыты росписями, опоясывает по периметру под окнами мощный профилированный карниз с сухариками. Перекрытием притворам служат высокие крестовые своды. Выделяющие апсиду главные и боковые иконостасы являются деревянными и резными, имея коричневую тонировку и покрытие позолотой. Форма их силуэта обусловлена трёхлопастными килевидными фронтонами и луковичными главами. Галерея хоров, выступающая над входом, является консольной. Также выделяется резной деревянный алтарь с росписью. Между основным объёмом и притвором находятся массивные резные двери. Также выделяется резной деревянный алтарь с росписью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector