Гродненская епархия

Содержание:

Престольный праздник в домовом храме Святителя Николая Чудотворца Архиерейского подворья

22 мая, 2013 — 17:30

22 мая 2013 года архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий совершил Божественную литургию в домовом храме святителя Николая Чудотворца, расположенном на территории Архиерейского подворья. Владыке сослужили: благочинный Гродненского округа протоиерей Александр Велисейчик, настоятель домового храма протоиерей Григорий Беляцкий, настоятель церкви преподобной Марфы г.Гродно протоиерей Виктор Свентицкий и клирик Свято-Покровского кафедрального собора г.Гродно иерей Александр Казакевич. По окончании литургии состоялся Крестный ход вокруг храма.

Исторический экскурс: в Российской империи

Датой основания епархии стало 23 января (4 февраля по новому стилю) 1900 года, когда она была выделена из состава Виленской и Литовской епархии. Правящий архиерей получал титул «епископ Гродненский и Брестский». Церковная жизнь в губернии тех лет была весьма насыщенной. Среди населения православных было примерно 56 %. На весь регион насчитывалось 654 храма, 4 монастыря, около 1300 церковных школ. На территории Борисо-Глебского монастыря располагался музей. В 1904 г. был открыт церковно-археологический комитет, проводивший сбор и исследование предметов церковной старины и письменности и просуществовавший до 1915 г. В губернии регулярно выходила газета «Гродненские епархиальные ведомости».

Архипастыри

  • Иоаким (Левитский) (13 января 1900 — 26 ноября 1903)
  • Никанор (Каменский) (26 ноября 1903 — 9 декабря 1905)
  • Михаил (Ермаков) (9 декабря 1905 – 1921)
  • Владимир (Тихоницкий) (не ранее сентября 1918 — кон. 1922) в/у, еп. Белостокский
  • Алексий (Громадский) (12 октября 1922 — 15 апреля 1934)
  • Антоний (Марценко) (1934 — 1936/1937)
  • Савва (Советов) (1936/1937 — 1939)
  • Пантелеимон (Рожновский) (17 октября 1939 — 1941) до июля 1940 — в/у, архиеп. Пинский

    Венедикт (Бобковский) (апрель 1942 — 1943)

  • Варсонофий (Гриневич) (30 декабря 1945 — 18 ноября 1948)
  • Паисий (Образцов) (18 ноября 1948 — 13 декабря 1949)
  • Питирим (Свиридов) (13 декабря 1949 — 17 марта 1950, 1 февраля 1951 — 21 апреля 1959) в/у, архиеп., затем митр. Минский
  • Сергий (Ларин) (17 марта 1950 — 1 февраля 1951)
  • Гурий (Егоров) (1959 — 1960) в/у, митр. Минский
  • 1960-1992 — кафедра пресеклась
  • Валентин (Мищук) (18 февраля 1992 — 26 февраля 1994)
  • Филарет (Вахромеев) (1994 — 1996) в/у, митр. Минский
  • Артемий (Кищенко) (4 февраля 1996 — 9 июня 2021)
  • Антоний (Доронин) (с 9 июня 2021)

Конференция «Перспективы белорусского движения в защиту жизни»

24 октября, 2014 — 21:15

Гродненский центр защиты жизни и семьи «РадзиМа» 24 октября 2014 года в Витебске принял участие в конференции «Перспективы белорусского движения в защиту жизни», организатором которой выступил Благотворительный фонд «Открытые сердца».

Состоялась презентация стендовой выставки «Есть два пути: путь жизни и путь смерти». Она включает в себя 20 ролл-стендов и сопровождается мультимедийными лекциями, которые раскрывают демографические проблемы современного мира, трагедию отказа от деторождения, вред контрацепции и абортов для духовного, психологического и физического здоровья супругов, а также ориентируют слушателей на целомудрие, естественное и гармоничное супружество, основанное на любви и взаимоуважении.

География благочиний

  • Гродненское:

    г. Гродно

  • Берестовицкое:

    г.п. Большая Берестовица, д. Гольни, д. Горбачи, д. Клепачи, д. Малая Берестовица, д. Массоляны, д. Олекшицы, г.п. Пограничный

  • Волковыскское:

    г. Волковыск , д. Верейки, д. Волпа, д. Дятловичи, д. Изобелин, д. Колонтаи, г.п. Красносельский, д. Подороск, г.п. Рось, д. Сидельники

  • Вороновское:

    г.п. Вороново, д. Заболоть, г.п. Радунь,

  • Зельвенское:

    п. Зельва , д. Голынка, д. Деречин , д. Добросельцы, д. Мижеричи, д. Острово, д. Словатичи, д. Сынковичи

  • Мостовское:

    г. Мосты, д. Белавичи, д. Гудевичи, д. Дубно, д. Лунно, д. Пески, д. Самуиловичи, д. Черлены

  • Свислочское:

    г. Свислочь, д. Горностаевичи, д. Добраволя, д. Новый Двор, д. Полонка, г.п. Порозово, д. Свентица, д. Хорошевичи, д. Ятвеск

  • Скидельское (Гродненский район):

    г. Скидель, д. Вертелишки, д. Головачи, д. Гущицы, д. Жидомля, д. Индура, д. Комотово, д. Коптевка, д. Лаша, д. Мильковщина, д. Озеры, д. Поречье, д. Свислочь, г.п. Сопоцкино

  • Щучинское:

    г. Щучин, д. Бершты, д. Василишки, д. Голубы, д. Демброво, г.п. Желудок, д. Мурованка, д. Нароши, д. Орля, г.п. Острино, д. Первомайская, д. Раковичи, д. Рожанка, д. Турейск, д. Шнипки, д. Щенец

«Слухи ходили давно, и угрозы получались постоянно»

На сайте православной Гродненской епархии нет сообщения (на момент написания статьи) об отстранении владыки Артемия от должности, главную страницу по-прежнему открывает последняя проповедь священнослужителя, написанная в статусе архиепископа.

В последние десятилетия архиепископ Артемий совмещал пастырскую деятельность с преподавательской — читал курс основ Православия на факультете теологии Европейского гуманитарного университета. Позже, когда университет был изгнан из Минска и переместился в Вильнюс, экс-глава Гродненской епархии стал доцентом кафедры библеистики и христианского вероучения Института теологии БГУ.

Выпускник Ленинградской духовной семинарии, в 2007 году Артемий, на тот момент епископ, закончил Христианскую теологическую академию в Варшаве, получив степень магистра богословия по итогам защиты диссертации «Проблемы преподавания предмета «Катехизис» в странах бывшего Советского Cоюза».

Несколько лет назад архиепископ Артемий оказался в больнице, где проходил продолжительный курс лечения. На сайте Гродненской епархии периодически появлялись просьбы о молитве за владыку.

Экс-главе Гродненской епархии 69 лет. Архиепископу Могилевскому и Мстиславскому Софронию — 70 лет. Архиепископу Витебскому и Оршанскому Димитрию — 71 год. Архиепископу Пинскому и Лунинецкому Стефану — заметим, единственному, проголосовавшему против отстранения архиепископа Артемия от должности, — 77 лет.

Епископ Гомельский и Жлобинский Стефан (55 лет) и епископ Бобруйский и Быховский Серафим (48 лет), «епископы-культурологи», известные широтой богословских взглядов и множественным вкладом в национальные историко-культурные проекты, проголосовали за отстранение архиепископа Артемия от должности. Это было неожиданно.

«На покой по состоянию здоровья»

 
Священный Синод постановил отчислить архиепископа Гродненского и Волковысского Артемия на покой по состоянию здоровья, определив его местом пребывания Минск.

Напомним, что снятый с должности 69-летний архиепископ Артемий был известен тем, что в августе 2020 года открыто выступил против насилия.

— А тот, кто из старшего поколения, которое бурчит, учителя («мы тут политику увидели») вам на коленях надо стоять за всю фальсификацию, всю ложь, которую давали нашим детям. За БРСМ, за комсомол, за всё, что было атеистическое. Вот результат вашего воспитания. Теперь ваши воспитанники с цепи сорвались. Они жаждут крови, они невменяемы. И, конечно, низкий поклон всем вам, что вы стояли твердо, показали точную христианскую позицию. Никакого насилия, никакого беспокойства…, — говорил он на одной из своих проповедей 16 августа 2020 года.
Новый глава — молодой, образованный, с орденом
Епископу Слуцкому и Солигорскому Антонию (в миру — Денису Валентиновичу Доронину) — 41 год. Родился в Баку (Азербайджан), куда его предки переехали из Нижнего Новгорода в период коллективизации. В его шесть лет, когда в Азербайджане и Армении начался подъем национальных движений и обострился Карабахский конфликт, семья Дорониных переехала в Беларусь, хотя тут не было ни родственников, ни близких друзей.

— Здесь родители почувствовали особую доброту и сердечное отношение людей, в особенности к детям, — отмечал епископ Антоний в интервью Млын.by.

Что будет дальше?

«Его вынуждают уехать из Гродно. Это самое страшное и бесчеловечное в этой ситуации. Владыка действительно немолод, он прожил здесь большую часть жизни. Здесь у него друзья, круг общения, и здесь его врачи, которые знают все его болячки. А в Минске у него никого. У него там есть крохотная однокомнатная квартира. В многоэтажке, в одиночестве. Но он может и не подчиниться», — говорит источник, близкий к архиепискому.

Изюминкой смещения владыки Артемия гродненские священники полагают персону преемника: епископа Антония, до недавнего времени главу Слуцкой и Солигорской епархии, одного из самых молодых православных иерархов страны. Репутация служителя «с комсомольским приветом» бывшим подчиненным архиепископа Артемия известна: «Его жаль, ему придется здесь намучиться, чтобы навести порядок».

Опубликовано: 11.06.2021 в 10:37

Рубрики: Лента новостей, Мониторинг СМИ

«Священникам нужно переходить на белорусский язык в проповедях»

«За Артемием наши священники были как за каменной стеной», — рассказывают студенты Жировичской духовной семинарии, тоже, кстати, попросившие об анонимности.

И это не просто слова. Все, происходящее в жизни епархии, — межконфессиональные теологические и молодежные форумы, живейшее взаимодействие с учеными из разных стран, занимающихся спасением и реставрацией Коложской церкви, почитание на уровне церковной позиции таких деятелей белорусской культуры, как Лариса Гениуш, — свидетельствовало о приверженности экс-владыки определенной культурной традиции.

В Зельве глава епархии освящает доску памяти убитого большевиками в 1939 году протоиерея Давида Якобсона.

Владыка Артемий призывает участников Международного православного молодежного форума  «Quo vadis?» «не бояться ни инославия, ни представителей стран с иными политическими ценностями».

В 2016 году о жизни и служении архиепископа Артемия был снят документальный фильм. Посмотреть картину можно здесь.

Епархия в советский период

В 1939 году, после очередного раздела Польши, часть бывшей территории Гродненской губернии вновь вошла в состав СССР. Вновь воссозданная Гродненская епархия состояла примерно из 300 храмов, а сама кафедра подчинилась Русской православной церкви. Спустя два года Гродненщина была захвачена гитлеровскими войсками, и связь с Москвой вновь была нарушена. В марте 1942 года в Белоруссии был проведён собор местных епископов, который постановил основать на территории республики Белорусскую православную автокефальную церковь, подразделённую на 6 епархий. Владыкой Гродненской епархии стал архиепископ Венедикт (в миру Василий Бобковский). Клиру и мирянам удалось не только обеспечить работу 184 храмов, но и основать курсы обучения священства в Гродно, Новогрудке и Жировичах. В 1944 году Красная Армия освободила Гродненскую область от фашистских оккупантов, и епархия вновь вошла в состав Московского Патриархата.

С приходом к власти Никиты Хрущёва в 1953 года политика государства в отношении религии была ужесточена. По указу советских властей Гродненская епархия была упразднена. Территории кафедры перешли в подчинение Минской и Белорусской епархии. Первые годы после этого запрета в Гродно продолжал функционировать женский Рождество-Богородичный монастырь, в котором находились около 60 насельниц. Он продержался до 16 октября 1959 года, когда Совет Министров СССР выпустил постановление «О монастырях». Обитель была расформирована, а все монахини сосланы в Жировичи. В следующем, 1960-м году, епархия лишилась ещё 53 церквей. В целом к 1985 году было закрыто 156 храмов, действующих осталось всего 73.

Возрождение церковной православной жизни в Гродненской жизни началось лишь в конце 1980-х. Гродненская епархия Белорусской православной церкви была восстановлена в 1992 году и подразделилась на следующие благочиния:

  • Берестовитское;
  • Волковысское;
  • Гродненское;
  • Зельвенское;
  • Мостовское;
  • Свислочское;
  • Скидельское;
  • Щучинское.

Служение

В 2007-м Дениса Доронина приняли в Минское епархиальное управление на должность референта по общим вопросам. Три года (с 2007 до 2010) исполнял послушание иподиакона Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого Филарета.

Постриг прошел в 2009 году в Жировичском мужском монастыре, с наречением имени Антоний — в честь преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца. Через год рукоположен в иеромонаха, и в том же году возведен в сан игумена. В январе 2012 года митрополитом Филаретом возведен в сан архимандрита.

С конца 2011 года Антоний преподавал «Общецерковную историю» в Минской духовной семинарии, потом в Минской духовной академии вел «Литургическое богословие».

Антоний исполнял должность ответственного секретаря Управления делами Белорусского экзархата, был помощником ректора Минских духовных школ по Духовно-образовательному центру БПЦ в Минске.

В 2014-м назначен управляющим делами Белорусского экзархата (после реорганизации — Минской экзархии). Осенью того же года был избран епископом Слуцким и Солигорским. Введен в состав Синода Белорусского экзархата.

Награжден орденом святителя Кирилла Туровского II степени.

Радасць слова

27 октября, 2014 — 22:40

У Шчучыне прайшла праваслаўная выстава-кірмаш “Радасць слова”. Былі шырока прадстаўлены духоўная, адукацыйная і дзіцячая літаратура, кніжныя навінкі Выдавецтва Беларускага Экзархата. Усе жадаючыя маглі набыць аўдыё- і відэапрадукцыю, царкоўнае начынне, лекавыя травы, бальза­мы, а таксама сувеніры. У рамках выставы-кірмашу адбыліся дэманстрацыя відэафільмаў, лекцыі і гутаркі з удзелам святароў, выступленне пеўчага ансамбля. Для школьнікаў раёна быў прапанаваны спектакль ценяў “Кропка невяртання”, праз які рабят заклі­калі весці здаровы лад жыцця і не трапляць у палон да наркотыкаў.

История православных храмов в городе Скидель

27 октября, 2014 — 14:37

Наши предки строили храмы десятилетиями, а иногда даже веками. Строительство нового храма всегда было общим делом всех верующих, каждый стремился внести свою посильную лепту, сделать свой вклад в богоугодное дело. Правда, в истории есть примеры, когда храмы, с любовью и старанием возведенные нашими предками, разрушались богоборческой властью. Так случилось со многими храмами, например, был разрушен величественный храм Христа Спасителя в Москве, но по вразумлению Божиему верующие всем миром смогли восстановить его. Не миновала эта учесть храмы и на белорусской земле. Некоторые из них восстановлены, другие остались только запечатленными на старых открытках и фотографиях.

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на конференции «Значение Миланского эдикта в истории европейской цивилизации и актуальные вопросы отношений Церкви и государства в современных условиях»

5 апреля, 2013 — 20:17

5 апреля 2013 года председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион принял участие в международной конференции «Значение Миланского эдикта в истории европейской цивилизации и актуальные вопросы отношений Церкви и государства в современных условиях», которая прошла в Институте теологии Белорусского государственного университета в Минске.

Эдикт, подписанный в Милане в 313 г. по Р.Х. императорами Восточной и Западной частей Римской империи Константином и Лицинием, принято считать сокрушительной победой христианства над агонизировавшим языческим культом. Начиная с придворного историка Церкви Евсевия Кесарийского, воспевавшего этот эдикт в многочисленных панегириках, его называют новой вехой в церковно-государственных отношениях, открывшей перед Церковью совершенно новые перспективы. С другой стороны, было и есть немало историков, считающих эту дату началом «вавилонского пленения» Церкви государственной системой, ее порабощения мирским духом и принятием ей обязательств, несвойственных ее природе.

Фотовыставка священника Павла Волынцевича

19 мая, 2013 — 23:59

Автором фотографий, представленных на выставке, открывшейся 19 мая 2013 года в Районном доме культуры г.Волковысска, является митрофорный протоиерей Павел Волынцевич. Это уникальный случай в истории фотографии, когда по ту сторону объектива находился священнослужитель. Работы фотографа охватывают 60-летний период истории Западной Беларуси и Литвы и запечатлели жизнь прихода и быт семьи священника.

В Волковыске выставка была организована по инициативе православной церкви. Автор фотографий последние годы земной жизни провел в Волковыске, где благочинным служил его сын протоиерей Сергий Волынцевич.

Священник принял участие в мероприятии, посвященном всемирному дню здоровья

8 апреля, 2013 — 17:10

8 апреля 2013г. в Волковысском педагогическом колледже состоялась мероприятие, посвященное всемирному дню здоровья, который отмечался 7 апреля. На встречу с учащимися выпускных курсов был приглашён и миссионер благочиния священник Сергий Давыдик. В своем выступлении отец Сергий отметил, что у болезней кроме внешних причин есть внутренние причины, причём внешние только без внутренних оказываются недействительными. И имя внутренней причины – грех. Выступила также и психолог зонального ЦСЭ, рассказав вреде курения и других привычках. В конце все с интересом посмотрели лекцию проф. В.Г. Жданова о вреде курения. Иерей Сергий ДАВЫДИК.

Посещает школы и интернаты, и дарит подарки

В 2018 гду епископ Антоний был удостоен звания «Человек года Минщины». Он часто учавствовал в благотворительных мероприятиях, посещал школы и дома-интернаты, где беседовал с людьми, дарил им подарки. На такие встречи с ним приходили местные чиновники. В своих обращениях к народу Антоний придерживаелся тем православия, церкви, веры.

— Мы сейчас переживаем благоприятное время: у нас есть возможность свободно осуществлять свою миссию, проповедовать слово Божье, строить храмы. Создаем новые общины, привлекаем к Церкви молодежь. Молодые люди активно помогают тем, кто оказался в тяжелой жизненной ситуации, посещают инвалидов, детей-сирот. Вера без дел мертва, чтобы ее укрепить, нужно помогать ближним, — обращался владыка к верующим.

Когда в 2017-м году в Солигорске открывался собор Рождества Христова, епископ отметил власть, которая выделила под строительство хорошее место в центре города.

О событиях, происходящих в Беларуси, Антоний не высказывался. А вот в 2015 году во время Божественной литургии в Михайловском кафедральном соборе Слуцка, молился о мире в Украине.
А в конце мая этого года, когда в Беларусь приезжала делегация православной церкви из Украины, Антоний заверил в ежедневной молитве за всю Украинскую Православную Церковь и братский народ Украины.

В Польше

В 1923 г. значительная часть Гродненщины перешла в распоряжение Польши. Большую часть церквей польские власти закрыли либо передали католикам, некоторые храмы достались Польской православной церкви. У самой же епархии на ту пору осталось около 200 храмов и всего два монастыря – Рождество-Богородичный и Успенский.

Получив традиционно православные территории, поляки принялись окатоличивать их население и перевоспитывать его в национальном духе. Чтобы сохранить православие в этих землях, священникам пришлось сотрудничать с новой властью и делать ей значительные уступки. К подобным компромиссам относится, например, введение богослужений на польском языке с 1935 года. Спустя три года в Гродно под эгидой православия стали выпускать пропагандистские листовки в польском национальном духе и непременно на польском языке. Иногда власть Польши уничтожала здания некоторых церквей. Так, в 1938 году были снесены гарнизонный храм во имя Александра Невского и недостроенную церковь в Белостоке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector