Почему мертвые души называют поэмой? определение, особенности и своеобразие жанра мертвых душ

Метафоричность

Смысл названия «Мёртвые души» у Гоголя метафоричен. Интересным становится посмотреть на проблему исчезновения границ между мёртвыми и живыми в описании покупаемых крестьян. Коробочка и Собакевич описывают умерших словно живых: один был добрым, другой — хорошим пахарем, у третьего были золотые руки, а вот те двое и капли в рот не брали. Безусловно, в этой ситуации есть и комический элемент, но с другой стороны все эти люди, которые некогда трудились на благо помещикам, представляются в воображении читателей как живые и всё ещё живущие.

Смысл произведения Гоголя, конечно же, не ограничивается этим списком. Одна из важнейших трактовок кроется в описанных характерах. Ведь если посмотреть, то все действующие лица, кроме самих мёртвых душ, оказываются неживыми. Чиновники и помещики погрязли в рутине, бесполезности и бесцельности существования так давно, что желание жить у них не появляется в принципе. Плюшкин, Коробочка, Манилов, городничий и почтмейстер — все они представляют собой общество пустых и бессмысленных людей. Помещики предстают перед читателем рядом героев, выстроенных по степени моральной деградации. Манилов, чьё существование лишено всего мирского, Коробочка, скупость и придирчивость которой не знает границ, потерявшийся Плюшкин, игнорирующий очевидные проблемы. В этих людях умерла душа.

Другие персонажи

Манилов

Манилов — помещик, который производит вначале приятное впечатление. Он культурен, деликатен, вежлив, обходителен, учтив. Но немного пообщавшись с ним, человек начинает ощущать неприятное чувство от приторной слащавости этого героя. Манилову чужда любая деятельность, он проводит время в мечтах о бессмысленных, неосуществимых проектах.

Подробная характеристика Манилова здесь.

Фемистоклюс Манилов

Фемистоклюс Манилов — старший сын Манилова (8 лет). Отец хвалит его за сообразительность и прочит ему карьеру дипломата.

Коробочка Настасья Петровна

Коробочка Настасья Петровна — небогатая помещица, пожилая вдова, самостоятельно управляющая своим имением. Она бережлива, умело управляется со своим хозяйством, живёт в довольстве, но жалуется Чичикову на убытки. Своих крепостных крестьян она знает отлично, и они в её деревне не бедствует.

Подробная характеристика Настасьи Петровны Коробочки здесь.

Ноздрёв

Подробная характеристика Ноздрёва здесь.

Мижуев Алексей

Мижуев Алексей — зять Ноздрёва, высокий, белокурый, худощавый. У него флегматичный темперамент, он всегда спокоен, медлителен. Мижуев спорит с Ноздрёвым, отстаивая своё мнение, но затем соглашается с ним, хотя сомневается в правдивости Ноздрёва.

Собакевич Михаил Семёнович

Собакевич Михаил Семёнович — человек неуклюжий, громоздкий, внешне похожий на медведя. Этот помещик является очень расчётливым хозяином. В его деревне дома прочны, добротны, каждого из своих крепостных мужиков он отлично знает, ценит тех из них, кто обладает отличным мастерством. Собакевич презирает просвещение и городских жителей. Отличительные черты его характера — прижимистость и цинизм.

Подробная характеристика Михаила Семёновича Собакевича здесь.

Собакевич Федулия Ивановна

Собакевич Федулия Ивановна — жена Собакевича, высокая, степенная, спокойная женщина. Супруга она называет душенькой, как и он её.

Плюшкин Степан

Плюшкин Степан — богатый помещик, который довёл своё имение до запустения из-за своей непомерной скупости. Он не обращает внимания на то, что у него гниёт зерно, портятся припасы. Главное для него — подобрать на улице валяющиеся негодные вещи да следить за тем, чтобы никто не пил наливку из графинчика. Людей он подозревает в воровстве и мошенничестве и старается оберегать от них свои вещи и припасы.

Подробная характеристика Степана Плюшкина здесь.

Слуги Чичикова и тройка коней

Петрушка — лакей «малый лет тридцати», немного суровый, с крупными губами и носом. Он молчалив, любил читать, причём любые книги, так как ему нравился просто процесс чтения. Читал он лёжа, спал, не раздеваясь, и носил всегда с собой какой-то особенный запах, «отзывавшийся несколько жилым покоем».

Кони: чубарый, гнедой и каурый Заседатель. Гнедой был коренным, вёл, по мнению Селифана, себя хорошо, пристяжного коня Заседателя он тоже хвалил, а пристяжного чубарого стыдил за хитрость и лукавство, так как тот показывал только для вида, будто бы везёт бричку.

Дочь губернатора — молоденькая девушка 16 лет. У неё беленькое лицо, золотистые волосы, тоненькие черты лица и тоненький стан. Она только что выпущена из института для благородных девиц.

Анна Григорьевна — дама приятная во всех отношениях.

Софья Ивановна — просто приятная дама.

Дядя Митяй и дядя Миняй

Дядя Митяй и дядя Миняй — мужики, которые помогали развести коней, когда на тройку Чичикова наскакала коляска с шестериком коней. Дядя Митяй был длинный и сухощавый, а дядя Миняй — широкоплечий и пузатый. Помочь они не смогли, и кучер их прогнал.

Глава 10

Чиновники, собравшись вместе, сначала обсудили изменения своей внешности. События привели к тому, что они похудели. Обсуждение не имело толку. Все рассуждали о Чичикове. Одни решили, что он делатель государственных ассигнаций. Другие предположили, что он чиновник из канцелярии генерал-губернатора. Пытались себе доказать, что он не может быть разбойником. Внешность гостя была очень благонамеренной. Не нашли чиновники и буйных поступков, которые характерны для разбойников. Почтмейстер прервал их споры потрясающим криком. Чичиков – капитан Копейкин. Многие не знали о капитане. Почтмейстер рассказывает им «Повесть о капитане Копейкине». Капитану оторвало на войне руку и ногу, а насчет раненых не было принято законов. Поехал он к отцу, тот отказал ему в крове. У него у самого не хватало на хлеб. Копейкин отправился к государю. Пришел в столицу и растерялся. Ему указали на комиссию. Добрался капитан до нее, прождал больше 4 часов. Народу в помещение набилось как бобов. Министр заметил Копейкина и велел прийти через несколько дней. От радости и надежды зашел в трактир и кутнул. На следующий день Копейкин получил отказ от вельможи и разъяснение, что насчет инвалидов распоряжений еще не издано. Ходил капитан к министру несколько раз, но его принимать перестали. Дождался Копейкин выхода вельможи, попросил денег, но тот сказал, что помочь не может, дел важных много. Велел капитану самому искать средства для пропитания. Но Копейкин стал требовать резолюцию. Его кинули в тележку и увезли силой из города. А спустя некоторое время появилась шайка разбойников. Кто же был ее предводителем? Но полицмейстер не успел произнести фамилию. Его прервали. У Чичикова были и рука, и нога. Как он мог быть Копейкиным. Чиновники решили, что полицмейстер зашел слишком далеко в своих фантазиях. Они пришли к решению вызвать к ним на беседу Ноздрёва. Его показания полностью сбили с толку. Ноздрёв насочинял кучу небылиц о Чичикове.

Герой их бесед и споров в это время, ничего не подозревая, болел. Он решил дня три полежать. Чичиков полоскал горло, прикладывал к флюсу отвары трав. Как только ему стало лучше, он отправился к губернатору. Швейцар сказал, что его не велено принимать. Продолжая прогулку, он отправился к председателю палаты, тот был очень смущен. Павел Иванович удивился: его или не принимали, или встречали очень странно. Вечером к нему в гостиницу пришел Ноздрев. Он разъяснил непонятное поведение чиновников города: фальшивые бумаги, похищение губернаторской дочери. Чичиков понял, что ему нужно убираться из города как можно быстрее. Он выпроводил Ноздрева, велел укладывать его чемодан и готовится к отъезду. Петрушка и Селифан были не очень довольны таким решением, но делать было нечего.

Глава 5

Испуганный Чичиков, сломя голову удирает из деревни Ноздрева, попутно размышляя над возможными последствиями посещения помещика. Вскоре, бричка сталкивается с шестеркой лошадей, после чего начинается полный бедлам. Пока кучеры спорили между собой, Чичиков с интересом рассматривал молодую светловолосую девушку.

Через некоторое время экипажи разъехались, мираж красавицы исчез так же внезапно, как и появился. Павел Иванович начинает думать о женитьбе, особенно если у невесты будет большое приданое. Вскоре бричка въезжает в поселение с крепкими, но непродуманными постройками. Хозяином деревни является одетый в коричневый фрак Собакевич.

Помещик неуклюж и напоминает медведя. Чичикова пригласили в усадебный дом, оформленный в древнегреческом стиле. Хозяйка поместья была высокой и внешне напоминала пальму. Разговор о городских чиновниках не задался: все, о ком упоминал Чичиков, подвергались резкой критике со стороны Собакевича.

Во время беседы Собакевич упоминает помещика Плюшкина, у которого крестьяне «мрут как мухи».

Просьба Чичикова продать мертвые или несуществующие души не вызывает у хозяина удивления. Начинается торговля. Собакевич всячески расхваливает покойников и упоминает об их выносливости при жизни. Помещик пытается набить цену, но в итоге сходятся на предложении Чичикова.

После продажи хозяин приносит список проданных крестьян с указанием подробных сведений о них. За документ от Чичикова требуют залог, но данное условие не вызывает ничего, кроме улыбки.

Уезжая, Павел Иванович просит у Собакевича не разглашать нюансы сделки. Далее Чичиков направляется к Плюшкину, но пытается уехать так, чтобы наблюдающий за ним Собакевич ничего не заподозрил.

Мертвые хозяева жизни

Переносный смысл названия поэмы тяжел для вдумчивого читателя. Физически все помещики выглядят живыми и крепкими. Вокруг них не витает смерть и болезни. Собакевич никогда не испытал недугов. Ноздрев пьет больше мужиков, но здоровьем пышет тело, а лицо — «кровь с молоком». Манилов наслаждается видом природы, улетает, мечтая, выше Москвы. Коробочка — бойко торгует всем, что делают ее крепостные. Плюшкин тащит в дом то, что может поднять. Никого из них нельзя представить мертвым. Но автор стремится донести другой смысл. Помещики мертвы душой. Противоречие вызывает массу вопросов: живой человек — мертвая суть. Что осталось от человека? Почему его нельзя считать обычным живым, страстным и активным?

От человеческого образа остается только форма, оболочка. Помещики выполняют свои физиологические потребности: едят, спят, бродят. Того, что должен делать живой человек, нет. Нет развития, движения, стремления принести пользу другим.

С позицией автора спорили литературоведы. Одни пытались доказать жизненность персонажей наличием страсти, которая может быть только у живых. Алчность, жадность, грубость, хитрость — отрицательные качества подтверждают бездуховность, но не мертвенность представителей помещиков.

Большинство согласились с классиком. Помещики выстроены в порядке возрастания деградации: от начальной стадии (Манилов) до полного распада личности (Плюшкин).

Вариант 2

В чем заключается отличие стихотворного произведения от прозы? Многие скажут в наличие рифмы, но в действительности речь идет о ритмико-рифмическом рисунке, который представляет собой определенное сочетание слов. Ведь существуют также и стихи совсем без рифмы, нечто похожее на прозу, записанную в столбец, но, тем не менее, являющуюся стихами.

На самом деле суть этого рисунка заключается в гармонии и определенном равновесии элементов. Подобно тому как на завершенной картине, если убрать какую-то деталь, то появится дисгармония.

Также, если из стихотворения или поэмы убрать хотя бы одно слово, то в итоге структура полностью рушится и конструкция становится неполной. С другой стороны, если мы убираем какое-либо слово из прозы, то не всегда нечто теряем. В прозе нередко есть, скажем так, некий словарный наполнитель, который просто создает объем, подобно тому как разговорная речь (наше общение с другими людьми) полна различными ненужными оборотами, дополнительными словами и междометиями.

Итак, если из поэмы убрать хотя бы слово, то нарушится рисунок произведения, деформируется конструкция – таков удобный тест. Пожалуй, тогда следовало бы попробовать использовать этот тест для произведения Мертвые души и тогда мы довольно легко увидим, к чему произведение ближе.

Конечно, Гоголь и сам называл Мертвые души поэмой и, вероятно, не просто ради того чтобы казаться оригинальным. Тем более, как известно, сначала он использовал слова роман и повесть и только потом в письмах к своим современниками говорил о работе над поэмой, где хочет описать всю Русь. Опытный писатель, наверное, и сам со временем понял сколь поэтичным становится его произведение и на правах профессионала просто дал верную классификацию.

Если читать Мертвые души и наблюдать за способами описания и развития сюжета, то проза действительно выглядит стихами. Описание жилища и быта каждого помещика или, например, приема у городских чиновников. Повсюду там используется огромное количество сравнений и метафор, язык, безусловно, поэтический, который и составляет поэму.

В заключение следует отметить и содержание произведения с его особенностями. Гоголь использует главного героя, который пробирается через различные приключения и формирует тем самым эпический сюжет, повествующий фактически о подвигах героя. Соответственно (в частности, если учитывать предполагаемые второй и третий том произведения) перед нами эпос, то есть эпическая поэма, созданная в рамках традиций и канонов античности.

Таким образом Мертвые души являются поэмой, исходя из основного содержания и структуры повествования, исходя из определения самого автора, и исходя из особенностей используемого языка.

Сочинение: Смысл названия поэмы «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

(335 слов) «Мертвые души» Н.В.Гоголя — непревзойденное социально-психологическое произведение русской литературы. Смысл названия поэмы многогранен: в нем воплощена не только доминанта сюжета (охота за неучтенными смертями), но и менее очевидные идейные пласты.

В названии присутствует совершенно четкий исторический посыл. Правительство для взимания налога с помещиков периодически проводило крестьянский учет. Сформированную ведомость называли ревизскими сказками, их писали один раз в несколько лет, вследствие чего умершие крестьяне рассматривались как живые до следующей переписи. Именно они стали целью главного героя и привели его в гости к помещикам. Смысл заглавия «Мертвые души» — обозначить сюжетные особенности книги.

Однако если бы Гоголь хотел придать единственное значение, то поэма называлась бы «ревизские души». Но такое наименование не раскрывает всей сути той проблемы, которую затрагивает автор. Герценовское высказывание заставило людей задуматься.

Здесь мы можем увидеть, что слова нацелены не на крестьян, а на тех, кто управляет их жизнями, на чиновников и помещиков. Смысл носит метафоричный и образный характер. Вещественно и материально такие, как Ноздревы, Маниловы и Собакевичи, живут спокойной и радостной жизнью: «медведь средней величины» Собакевич, «исторический человек» Ноздрев, который «…был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». Но духовное бытие в значительной степени имеет мало общего с физическим. «Мертвые души» — мертвенность, застой, окаменелость, которую смогли допустить помещики, чиновники, растерявшие свое внутреннее богатство.

Мертвые ревизские души – это погибшие по определенным основаниям крестьяне, их ожившие образы, существование которых помещики принимают ниже человеческого. А вот Маниловы, Коробочки, Плюшкины, чиновники и другие представители высшей знати – безупречный пример мертвых духом людей и демонстрация нравственного опустошенного строя людских отношений. Это все стороны одного словосочетания Гоголя, высокохудожественно представленного в произведении.

Принцип данного сатирического изображения не позволяет нам увидеть образ хотя бы одного положительного персонажа. По мере продвижения сюжета мы видим оскудение человеческого духовного мира персонажей: от Манилова до Плюшкина

Гоголю было важно через свою поэму показать глупые желания дурных людей и серьезность социальных пороков и слабостей. Даже название помогло ему осуществить это намерение

2 вариант

Главной целью Гоголя в данной работе можно назвать показ человека с плохой стороны, хотя у героев данной поэмы по сути и не может быть много хороших качеств. С помощью персонажей, автор отразил все пороки человека, начиная с личных и заканчивая общечеловеческими. Отдельно автор выделил главного персонажа поэмы – Чичикова. Гоголь хочет раскрыть этого персонажа полностью со всех сторон, даже знакомит читателя с детством Чичикова.

Чичикову практически удалось воплотить свой хитрый мошеннический план в жизнь. Герой покупал у помещиков мертвые крестьянские души, а намеревался заложить их под видом живых. Герой ездит по всей стране и довольно умело находит общий язык с помещиками. Каждый из помещиков, с которым Чичиков был знаком в городе, с радостью приглашают его в гости, такими были Плюшкин, Коробочка, Манилов.

На счет Манилова можно сказать, что человек не глуп, не мало прочитал книг в своей жизни. Но, нет в нем никакой решительности, он только планирует и мечтает, а конкретно не действует. По сути, действовать практически для Манилова задача не выполнимая, поэтому все его грандиозные планы и мечты давно лежат на «самой дальней полке». Он живет так словно смотрит на мир через «розовые очки».

А вот Собакевич является абсолютно противоположным персонажем Манилову. Человек он грубый, но уверенно стоящий на ногах. Он думает только о своем материальном состоянии и для его преумножения готов на все. Такие люди как он, везде найдут свое и если взяли что-то, то никогда не отпустят.

Помещик Ноздрев является примером разгульного и легкомысленного человека, он никак не может найти себя в жизни, не может никуда «приткнуться». Для данного героя нет законов, порядка и правил, лишь одно движет им – азарт и интерес. Для этого, данный человек может совершить любой поступок. 

Чичиков смог подобраться к каждому, он просто находил слабые места в людях и использовал их себе на благо. Герой довольно уникален, ведь он обладает сумасшедшим упорством и складом ума, что позволило ему добиться цели. Для того, чтоб читатель смог лучше понять героя, Гоголь описывает некоторые моменты из детства героя. Рос Чичиков скромно, в небогатой семье, а слова отца, на счет того, что копейку нужно беречь, стали его целью. Иногда его планы рушились, но благодаря упорству, он вставал и шел дальше, доводил дело до конца и это вызывает уважение.

Поэма «Мертвые души» раскрывает полностью все пороки, которые имеются у людей. Гоголь заложил все эти негативные качества в героев своей поэмы, а именно в чиновников и помещиков. В некоторых персонажах таких как Чичиков, можно увидеть переживание Гоголя за любимую Россию.

Смысл произведения Мертвые Души

Смысл поэмы «Мёртвые души» в том, что автор хотел показать все пороки, слабости и недостатки русского человека, всю его пошлость и ничтожность. Гоголю хотелось, чтобы люди разглядели всю свою ничтожность, мелочность, бездуховность. Читателя испытали чувство отвращения от героев поэмы и невольно перенесли это чувство на себя. Этого эффекта и добивался Николай Васильевич Гоголь.

Смысл концовки

Смысл финальной части поэмы «Мёртвые души» состоит в идее спасения мира Русью. Сможет измениться русский человек — спасёт мир вокруг себя, не сможет — погибнет мир.

Возможно, автор намеренно не написал продолжение поэмы. Он хотел заставить читателя задуматься, а что же можно изменить в своей жизни, чтобы не стать подобными описанным в произведении чиновникам и помещикам.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Ищите нас здесь

  1. Очень краткое содержание Мертвых душ Гоголя Главный герой произведения – Павел Иванович Чичиков, вышедший в отставку чиновник со складом ума афериста, по мысли автора – представитель будущего класса предпринимателей. В маленький городок он приезжает провернуть новую…
  2. Смысл произведения Ревизор — Гоголя Каждый, кто учился в школе, читал повесть Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». Это величайшее произведение не только русской классики, но и мировой. Но, к сожалению, не каждый, кто прочёл произведение «Ревизор»,…
  3. Смысл произведения Невский проспект Гоголя Николай Васильевич Гоголь всей душой любил Петербург. Жизнь в северной столице наложила глубокий отпечаток на все его творчество. Именно Петербургу писатель посвятил это невероятное произведение. «Невский проспект»: в чем же…
  4. Смысл произведения Гоголя — Заколдованное место Загадочная повесть «Заколдованное место» заканчивает вторую часть прекрасного произведения Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Точную дату создания повести определить не удалось, но есть предположение, что она относится…
  5. Смысл произведения Чистый понедельник и его названия Писатели из разных уголков планеты на протяжении нескольких эпох создавали невероятные, неподдающиеся какому-либо логичному объяснению произведения, затрагивающие самые разнообразные темы. Но во все времена писателей всегда объединяла одна бессмертная тема…

Смысл названия

В качестве названия использован, наверное, самый известный оксюморон на русском языке. Сам концепт души включает в себя понятие бессмертия, динамичности.

Очевидно, что мертвые души – предмет, вокруг которого строятся махинации Чичикова и, соответственно, все события поэмы. Но названа поэма не только и не столько для обозначения неординарного товара, сколько из-за помещиков, охотно продающих или даже дарящих души. Они сами мертвы, но не физически, а духовно. Именно эти люди, по мнению Гоголя, составляют контингент ада, именно их (если верить гипотезе о заимствовании композиции у Данте) ждет рай после искупления грехов. Только в третьем томе они могли бы стать «живыми».

История создания

Роман-поэма «Мёртвые души» создавался на протяжении почти 17 лет. Сначала Гоголь собирался написать вещь исключительно комическую. И основой вновь-таки послужил бы анекдот из жизни, рассказанный Гоголю Пушкиным: некий предприимчивый молодой человек продавал мёртвые души в опекунский совет и нажил на этом приличное состояние.

Сюжет показался Гоголю весьма интересным, ведь он позволял описать в ходе путешествий главного героя всю Россию. Однако в процессе создания история усложнялась. Николай Васильевич стремился описать русскую душу со всеми её пороками и добродетелями. При этом он опирался на «Божественную комедию» Данте: «Мёртвые души» задумывались как трёхчастный роман (в «Божественной комедии» — «Ад», «Чистилище», «Рай»).

Гоголь написал полностью первую часть, принялся за создание второй, но остался ею недоволен и сжёг рукопись.

Проблематика:

  • путь России;
  • проблема живого и мёртвого (мёртвые души выдаются за живые, персонажи «Мёртвых душ» выглядят живыми, но душой мертвы), омертвение души человека;
  • человеческие пороки (взяточничество, казнокрадство, лесть), распространённые на уровне всей страны.

Смысл названия: Чичиков скупает «мёртвые души» (крепостных крестьян, которые фактически уже умерли, но по документам ещё живы), чтобы потом заложить их и получить приличную сумму денег. Но помещики, которые продают (или не продают) Павлу Ивановичу крестьян, сами фактически являются «мёртвыми душами», закостеневшими в своём маленьком мирке и почти утратившими человеческий облик. Великое и святое, бессмертная человеческая душа — эти понятия невозможны в мире Маниловых, Коробочек и Собакевичей.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: поэма (по авторскому определению); имеет черты романа.

Жанровые особенности: неслучайно Гоголь назвал «Мёртвые души» поэмой: это лиро-эпическое произведение, в котором масштабная картина жизни переплетена с авторскими лирическими отступлениями и рассуждениями.

Время и место действия: действие происходит в середине XIX в. в городе NN.

Что такое «мёртвые души»

Сюжет поэмы построен на купле и продаже умерших крестьян, которые до сих пор числятся в ревизских списках как живые. Но по мере прочтения, читателю раскрываются другие мертвые души — это пять помещиков, которых встретит Чичиков в ходе своей авантюры.

Представители мертвых душ

Первым, кого посещает главный герой, становится помещик Манилов. За его приятной внешностью скрывается полная оторванность от жизни, бессмысленная мечтательность, пустословие. Он сам он считает себя воспитанным, образованным и благородным человеком. Но если заглянуть в его кабинет, можно увидеть раскрытую пыльную книгу, к которой уже два года никто не прикасался. В его доме всегда чего-то не хватает, а хозяйством управляет приказчик, который разоряет помещика и его крестьян.

Вторым имением, в которое приезжает Чичиков, становится поместье Коробочки. Ее также можно назвать «мертвой душой». Женщина отличается бездушием и мелочностью. Кроме полученной прибыли, она мало, о чем переживает. Даже продавая, ее интересует только личная выгода. То, что не входит в сферу ее интересов, попросту не существует. Коробочка говорит Чичикову, что не знает Собакевича, а значит, его и вовсе нет.

Предпоследним кого встречает Чичиков на своем пути оказывается Собакевич. Помещик оказался хорошим хозяином. Он расчетлив и зажиточен, но по своей природе эгоистичен, так как в первую очередь думает о себе. Ради достижения своей цели готов пойти на любое преступление. Все его таланты направлены только на получение еще большей прибыли, а про душу помещик полностью забыл.

Последним главному герою встречается Плюшкин, абсолютно бездушный человек, являющийся живым мертвецом. Гоголь раскрывает предысторию этого персонажа. Когда-то Плюшкин считался хорошим, экономным хозяином и предприимчивым человеком. Он всегда отличался особым отношением к деньгам. Соседи часто приезжали к нему в надежде перенять его опыт.

Кроме помещиков, в книге представлены и другие мертвые внутри персонажи. Это чиновники города, которых автор изобразил как неразделимую серую массу людей, завязших в коррупции и взятках. Собакевич кратко сказал о них: «Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет». Они воруют, угнетают менее защищенных и лебезят перед сильными. Таким образом, мертвыми душами в книге являются:

  • Манилов.
  • Собакевич.
  • Коробочка.
  • Ноздрев.
  • Плюшкин.
  • Мертвые крестьяне.
  • Чиновники.

Их Гоголь называет живыми, но в то же время умершими внутри. Люди, от которых осталась только оболочка. Он рассказывает в своей книге, что и жизнь чиновников пуста и бессмысленна. В наше время так же остро стоит проблема мертвых душ. Ее подробно раскрыл Сергей Ежов — журналист газеты «Собеседник» в своей статье. Основные освещенные темы — это взяточничество и фиктивное трудоустройство. Она доступна для чтения на многих сайтах в интернете.

Исторический человек в произведении Н. В. Гоголя

У Гоголя исторический человек не попадает под понятие историческая фигура или личность. Историческим человеком он называл того, кто вечно попадал в разного рода ситуации. В поэме им стал Ноздрев. Помещик был хвастливым вруном, который любил поиграть в карты. Правда, в игре ему почему-то не удавалось обмануть своих приятелей, ведь зная его наклонности, партнеры по игре следили за ним и зачастую любые попытки обмана заканчивались скандалом. Но все слабости прощались Ноздреву, так как найти такого активного собутыльника и гуляку было довольно сложно.

Сам Гоголь так говорил о Ноздреве: «Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Какая-нибудь история непременно происходила: или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели». В его образ автор вложил определенные черты личности, так как был абсолютно уверен, что Ноздревы всегда есть и будут в любом обществе.

Жанровое своеобразие поэмы

Замысел произведения был чрезвычайно сложен. Он не укладывался в рамки общепринятых в литературе того времени жанров и требовал переосмысления взглядов на жизнь, на Русь, на людей. Необходимо было найти и новые способы художественного воплощения идеи. Привычные рамки жанров для воплощения авторской мысли были тесны, потому Н.В. Гоголь искал новые формы для завязки сюжета и его развития.

В начале работы над произведением в письмах Н.В. Гоголя часто встречается слово «роман». В 1836 году Гоголь пишет: «…вещь, над которой я сижу и тружусь теперь, и которую долго обдумывал, и которую долго еще буду обдумывать, не похожа ни на повесть, ни на роман, длинная, длинная…» И все же впоследствии замысел своего нового произведения Н.В. Гоголь решил воплотить в жанре поэмы. Современники писателя недоуменно восприняли его решение, так как в то время, в литературе XIX века, большим успехом пользовались поэма, написанная в стихотворной форме

Основное внимание в ней сосредотачивалось на сильной и гордой личности, которую в условиях современного общества ожидала трагическая участь

Решение Гоголя имело более глубокий смысл. Замыслив создать собирательный образ родины, он сумел выделить свойства, присущие разным жанрам, и гармонично соединить их под одним определением «поэма». В «Мертвых душах» присутствуют черты и плутовского романа, и лирической поэмы, и социально-психологического романа, и повести, и сатирического произведения. По первому впечатлению, «Мертвые души» – скорее роман. Об этом говорит система ярко и подробно обрисованных характеров. Но Лев Толстой, ознакомившись с произведением, говорил: «Возьмите “Мертвые души” Гоголя. Что это? Ни роман, ни повесть. Нечто совершенно оригинальное».

В основе поэмы повествование о русской жизни, в центре внимания – личность России, охваченная со всех сторон. Чичиков, герой «Мертвых душ», ничем не выдающееся лицо, и именно такой человек, по мысли Гоголя, был героем своего времени, приобретатель, сумевший опошлить все, даже саму идею зла. Разъезды Чичикова по Руси оказались наиболее удобной формой для оформления художественного материала. Эта форма оригинальна и интересна главным образом потому, что в произведении путешествует не только Чичиков, похождения которого являются связующим элементом сюжета. Вместе со своим героем разъезжает по России автор. Он встречается с представителями различных социальных слоев и, соединяя их в одно целое, создает богатую галерею портретов-характеров.

Зарисовки дорожных пейзажей, путевые сценки, различные исторические, географические и другие сведения помогают Гоголю представить на суд читателя полную картину русской жизни тех лет. Проводя Чичикова по русским дорогам, автор показывает читателю огромный диапазон русской жизни во всех ее проявлениях: помещиков, чиновников, крестьян, усадьбы, трактиры, природу и многое другое

Исследуя частное, Гоголь делает выводы о целом, рисует страшную картину нравов современной ему России и, что особенно важно, исследует душу народа

Жизнь России того времени, знакомая писателю действительность изображена в поэме с «сатирической стороны», что было ново и необычно для русской литературы XIX века. А потому, начав с жанра традиционного авантюрного романа, Н.В. Гоголь, следуя все более и более расширяющемуся замыслу, выходит за рамки и романа, и традиционной повести, и поэмы, и в результате создает масштабное лиро-эпическое произведение. Эпическое начало в нем представлено похождениями Чичикова и связано с сюжетом. Лирическое начало, присутствие которого становится все более и более значимым по мере развертывания событий, выражено в лирических авторских отступлениях. В целом, «Мертвые души» – это масштабное эпическое произведение, которое еще долгое время будет поражать читателей глубиной анализа русского характера и удивительно точным предсказанием будущего России.

►Все темы книги «»Мертвые души» Н.В. Гоголя. Краткое содержание. Особенности поэмы. Сочинения»:

Краткое содержание поэмы «Мертвые души»: Том первый. Глава первая

Особенности поэмы «Мертвые души»

  • История создания произведения
  • Жанровое своеобразие поэмы
  • Образ повествователя
  • Лирические отступления
  • Сюжет и композиция поэмы. Повесть о капитане Копейкине

Сочинения

  • Помещичья Русь в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
  • Образы крестьян в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
  • Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Критики о поэме «Мертвые души» и творчестве Н.В. Гоголя

Значение, своеобразие и особенности

«Мертвые души» занимают центральное место в творчестве Гоголя. Несмотря на то, что «все мы вышли из Гоголевской «Шинели»» (по словам Эжена де Вогюэ), поэма о Чичикове также нуждается в тщательном изучении.

Существует множество трактовок текста. Самая популярная – преемственность по отношению к «Божественной комедии». Поэт, писатель и литературовед Дмитрий Быков считает, что Гоголь ориентировался на «Одиссею» Гомера. Он проводит следующие параллели: Манилов – Сирены, Коробочка – Цирцея, Собакевич – Полифем, Ноздрев – Эол, Плюшкин – Сцилла и Харибда, Чичиков – Одиссей.

Поэма интересна наличием множества особенностей, доступных только профессиональным исследователям, литераторам. Например, в начале первой главы читаем: «Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным; только два русские мужика, стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания…». Зачем уточнять, что мужики именно русские, если понятно, что действие происходит в России? Это характерный для поэмы прием «фигуры фикции», когда что-то (нередко многое) сказано, но ничего не определено. То же самое видим в описании «усредненного» Чичикова.

Другой пример – пробуждение героя у Коробочки в следствие влетевшей в нос мухи. Муха и Чичиков на самом деле играют сходные роли – пробуждают ото сна. Первая будит самого героя, Чичиков же своим приездом будит омертвевший город и его жителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector