«мёртвые души» (н. гоголь)

Замысел и начало работы

Идеей сюжета «Мертвых душ» с Н.В.Гоголем поделился А.С.Пушкин. Поэт хотел написать обычную стихотворную поэму, но решил, что тема ближе Гоголю. Любопытный замысел, по словам А.С.Пушкина, он не отдал бы другому, но после «Ревизора», высмеявшего так ярко типы русского барства, поэт посчитал, что характеры скупщиков выйдут из-под пера Гоголя ярче. В «Авторской исповеди» Гоголь пишет, что сюжет позволяет

«…изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров».

Работа начинается в 1835 году в Петербурге. Сюжет сразу начинает растягиваться на длинный роман. Автор подчеркивает – «предлинный». Первые 2 тома – это показ мрачной и безнравственной жизни провинциальной России. Главный персонаж – порождение эпохи цинизма и бездушия. Третий том – возрождение Руси. Классик понимает, что сможет показать Русь только с одного боку. Он ищет среди горожан «ябедника». В 1836 году Николай Васильевич уезжает за границу. Над текстом книги он работает в Париже, в Риме. В письмах к друзьям Гоголь сообщает, что текст пришлось переделать, появился в голове план огромного оригинального сюжета. Классик уверен, что из-под его пера выходит первая порядочная вещь. Черновик поэмы готов к 1839 году.

Чему учит?

Каждый сделает свой вывод, прочитав эту книгу. Кто-то возразит Гоголю: проблемы коррупции и мошенничества характерны в той или иной степени для любой страны, их невозможно устранить полностью. Кто-то согласится с ним и утвердится в мысли, что душа – единственное, о чем должен заботиться любой человек.

Если бы нужно было выделить единую мораль, она могла бы выглядеть так: человек, кем бы он ни был, не может жить полной жизнью и быть счастлив, если не использует энергию на созидательные цели, обогащаясь при этом незаконно. Что интересно, даже активная деятельность вкупе с неправомерными методами не может осчастливить человека. Как пример – Чичиков, вынужденный скрывать истинные мотивы своего поведения и опасаться за раскрытие своих планов.

Будущее книги и второй том

В литературных кругах «Мертвые души» восприняли неоднозначно. Славянофилы обвиняли Гоголя в клевете, ненависти к родной стране и царю. И тут на помощь снова пришел Белинский. Он выпустил несколько статей, в которых высоко оценил литературные способности Гоголя и значимость произведения для всего литературного потока. Поддержка поспособствовала внутреннему подъему Гоголя, и тогда он отправился в Европу. Именно там он стал работать над вторым томом «Мертвых душ». Его особенности таковы:

  • Автор решил, что в новом томе будет изображать положительных героев, прошедших некое духовное очищение;
  • Второй том должен был стать адаптацией Чистилища, как в «Божественной комедии» у Данте Алигьери;
  • Чичиков по его замыслу должен был исправиться и найти новые смыслы в жизни взамен обогащению.

Но шаткое психическое здоровье не позволило Николаю Васильевичу Гоголю продолжить работать над произведением. Именно это привело к тому, что, по легенде, второй том был сожжен, так как автор посчитал его недостойным продолжением первого. Незадолго после сожжения второй части поэмы Николай Васильевич умер. Со смертью Гоголя вообще связано много мистификаций. Но очевидно и неоспоримо одно: последние годы жизни писателя, подарившие литературе «Мертвые души», прошли не напрасно.

Почему Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой, а не романом? (сочинение)

«Мертвые души» — это одно из самых загадочных произведений русской литературы. Одной из особенностей книги является ее жанровое своеобразие. Автор определил, что «Мертвые души» — это поэма. Но почему он сделал такой вывод?

Поэма — это лироэпический жанр. Она соединяет в себе стихотворную форму, лирические отступления с сюжетом, который является основой произведения и раскрывает нравственные и социальные проблемы. Но произведение Гоголя является прозой. Почему оно называется поэмой?

Автор «Мертвых душ» сам долго не мог определиться с жанром. Николай Гоголь задумал создать глобальное произведение, которое могло бы описать всю Россию хотя бы с одной стороны. Ни один из популярных и доступных в те времена жанров не мог отразить художественную задумку писателя. В переписках с друзьями Николай Гоголь называл «Мертвые души» то повестью, то романом, а позднее поэмой. Писатель обратился к произведениям прошлого, чтобы раскрыть свою мысль. В жанровом определении «Мертвых душ» лежат прежде всего особенности таких произведений как «Илиада» и «Одиссея».

Позднее после публикации работы автор стал трудиться над учебником по словесности. В данном пособии Гоголь раскрывает свое понимание жанра поэмы, что также помогает понять почему так названы «Мертвые души».

Для автора поэмой может быть и прозаическое произведение, если оно отвечает некоторым условиям. Во-первых, в основу повествования ложится какое-то поэтическое событие. То есть такое действие, которое может заметить и описать только настоящий поэт. Во-вторых, писатель рассматривает это мероприятие с поэтической стороны

То есть использует очень много изобразительно-выразительных средств, обращает внимание на необычные, выдающиеся стороны предмета. В-третьих, повествование имеет живой, динамичный характер

Все это можно найти в «Мертвых душах».

Позднее автор дополнил эти требования еще несколькими. Главным героем поэмы должен быть человек с интересным характером, которого можно исследовать со стороны психологии, а также повествование должно быть авантюрным. То есть содержать приключения и происшествия.

Все это можно также отметить в известной поэме Гоголя. Кроме того, поэтичным повествование делается и благодаря наличию лирических отступлений, в которых автор переживает за судьбу России и думает о будущем страны. Они органично вписываются в повествование и делают его выразительнее.

Глава 7

Хорошо выспавшийся Чичиков решает пойти в палаты, чтобы уладить все вопросы по праву собственности на купленные души. Павел Иванович берется переписывать бумаги, которые ему передали посещенные помещики. Подданные Коробочки имели свои имена.

Плюшкин описал проданных крестьян очень кратко, а Собакевич – подробно, с характеристиками личных качеств. Читая имена и прозвища, Чичиков мысленно представлял, кем был каждый из этих людей при жизни. В 12 часов бумажная работа была закончена.

На улице появляется Манилов, который после долгих объятий передает Павлу Ивановичу свой красиво оформленный список мертвых душ, перевязанный ярко-розовой лентой. Вместе герои поэмы идут в палаты. После продолжительного поиска нужного стола, Чичиков дает чиновнику взятку.

Далее герой идет к председателю, который должен в кратчайшие сроки выписать приказ. Председатель мельком поинтересовался, для чего Чичикову крестьяне без земельных наделов, но сам же ответил на свой комментарий. Все нужные лица собраны и приказ подписан.

По совету председателя было решено отпраздновать покупку столь большого количества крестьян. Во время похода к дому полицмейстера принято коллективное решение женить Павла Ивановича. После длительного празднования, Чичиков отправляется на ночлег в гостиницу.

Кто такие «живые души» в поэме

Мертвым душам в одноименной поэме противопоставлены живые — это народ, многострадальный и трудолюбивый. В поэме раскрываются искалеченные судьбы простых крестьян. Мастер-сапожник Максим Телятников, который хотел иметь свой дом и лавочку, спивается. Заплатив в большом объеме оброк барину, он был обманут поставщиком гнилой кожи.

Даже об умерших Гоголь рассуждает как о живых, оживляя их силой своего воображения. Они живут в памяти людей, значит, живы душой. Бессмысленна смерть Григория Доезжай-не-доедешь, который умирать не хотел, но заворотил в кабак, а потом прыгнул прямо в прорубь. Печальна судьба крепостных Плюшкина, вынужденных всю жизнь прятаться от жандармов.

Но несмотря на социальную подавленность, он с восхищением описывает смелость, выносливость и тягу к свободе простых людей. Каретник Михей создавал экипажи небывалой красоты. Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме. И даже у главного героя наблюдаются проблески живой души. В книге описаны моменты, когда Чичиков вспоминает, как сильно его любила мать.

Освещенные проблемы

  • Трудности на пути становления России — это главная тема поэмы. К ним относится взяточничество, бездеятельность и безразличность дворян, тяжелое положение крестьян. Гоголь хотел внести свой вклад в развитие родины, раскрывая и осуждая человеческие пороки.
  • Омертвление общества. Падение нравственности четко прослеживается у представителей господствующего класса. Помещики готовы пойти на все ради прибыли. Высшее общество не думает о судьбе простого народа, а просто использует его для достижения своих целей.
  • Кризис гуманизма. Человеческая жизнь ничего не стоит. Крепостных могут продать, проиграть в карты или заложить как украшение. Рабство узаконено официально и не считается противоестественным.
  • Невежество и моральное убожество. Присуще всем главным персонажам книги. Из-за омертвения души они не способны видеть свои недостатки и самостоятельно справиться с ними. ​

Таким образом, в своей поэме Гоголь изобразил все минусы и негативные стороны русской действительности. Писатель испытывает досаду и сожалеет о том, что крестьяне — живые души, представители большей части населения России, находятся в позорной зависимости от мертвых душ

Своим произведением Гоголь хотел привлечь внимание думающих людей и показать нетерпимость такого положения в России.

История создания

Когда речь заходит о русской литературе первой половины девятнадцатого века, чаще всего вспоминаются два писателя: Пушкин и Гоголь. Но не все, однако, знают следующий интересный факт: именно Пушкин подсказал своему товарищу темы «Ревизора» и «Мертвых душ». Сам поэт извлек замысел из истории о беглых крестьянах, не имевших документов, которые принимали имена умерших и таким образом не давали зарегистрировать ни одной смерти в городе Бендеры.

Подхватив идею, Гоголь стал разрабатывать общий замысел. 7 октября 1835 года он пишет Пушкину (именно тогда начинается документированная история создания произведения):

Задумка Гоголя, по одной из версий, заключалась в том, чтобы создать поэму по образцу «Божественной комедии» Данте Алигьери. Первый том – ад. Второй – чистилище. Третий – рай. Нам остается только гадать о том, действительно ли таков был план автора, а также о том, почему Гоголь не закончил поэму. На этот счет есть две версии:

  1. Н.В. Гоголь был верующим человеком и прислушивался ко всем рекомендациям своего духовника (священника, который принимал его исповеди и напутствовал ему). Именно духовник и велел ему сжечь «Мертвые души» целиком, так как усмотрел в них нечто богопротивное и недостойное христианина. Но первый том уже распространился настолько широко, что уничтожить все экземпляры не было никакой возможности. Зато второй на стадии приготовления был весьма уязвим и пал жертвой автора.
  2. Писатель создал первый том с энтузиазмом и был доволен им, но вот второй том был искусственным и натянутым, потому что соответствовал концепции Данте. Если ад в России удалось изобразить без труда, то рай и чистилище не соответствовали действительности и не могли выйти без натяжки. Гоголь не хотел изменять самому себе и стараться делать то, что было слишком далеко от истины и чуждо ему.

Основная идея

Гимн родине и народу, отличительная черта которого трудолюбие, звучит на страницах поэмы. Золотых рук мастера прославились своими изобретениями, своим творчеством. Русский мужик всегда «на выдумку богат». Но есть и те граждане, которые тормозят развитие страны. Это порочные чиновники, невежественные и бездеятельные помещики и аферисты вроде Чичикова. Для своего же блага, блага России и мира они должны встать на путь исправления, поняв уродство своего внутреннего мира. Для этого Гоголь безжалостно высмеивает их весь первый том, однако в последующих частях произведения автор намеревался показать воскрешение духа этих людей на примере главного героя. Возможно, он почувствовал фальшь последующих глав, разуверился в том, что его мечта осуществима, поэтому сжег ее вместе со второй частью «Мертвых душ».

Тем не менее, автор показал, что главное богатство страны — широкая душа народа. Не случайно это слово вынесено в название. Писатель верил, что возрождение России начнётся с возрождения человеческих душ, чистых, незапятнанных никакими грехами, самоотверженных. Не просто верящих в свободное будущее страны, но прилагающих немало усилий на этой стремительной дороге к счастью. «Русь, куда ж несёшься ты?». Этот вопрос рефреном проходит через всю книгу и подчёркивает главное: страна должна жить в постоянном движении к лучшему, передовому, прогрессивному. Лишь на этом пути «дают ей дорогу другие народы и государства». О пути России мы написали отдельное сочинение: Какой нравственный путь Гоголь намечает своей стране?

Глава 8

Весь город судачил о приобретениях Чичикова. Каждый пытался оценить размер состояния гостя, но все сходились на том, что тот сказочно богат. Чиновники задавались вопросом о возможной прибыли c крестьян на переселение.

Высказывались тревоги по поводу транспортировки такого количества крепостных и возникновения возможных бунтов.

Со всех сторон на Чичикова сыпались советы, но тот успокаивал горожан, говоря, что подданные его тихие и спокойные. Гость приобрел невероятную популярность у женского пола. Дамы видели в Чичикове завидного жениха с тяжелым кошельком, некоторые приступили к написанию анонимных любовных писем.

Павел Иванович отправляется на бал к губернатору, где становится центром внимания. Многочисленные дамы оказывали знаки Чичикову и он совсем позабыл познакомиться с хозяйкой бала. Та сама находит героя повествования и представляет ему свою дочь. Ей оказалась та самая молодая блондинка, которую Чичиков видел во время столкновения бричек.

Весь оставшийся вечер покупатель мертвых крестьян пытается оказывать новой знакомой знаки внимания, но встречает полное равнодушие. Размеренное течение вечера нарушает традиционно шумный Ноздрев, который на весь зал начал расспрашивать Чичикова о приобретенных мертвых душах.

Гости смущены рассказами Ноздрева, но ему никто не верит. В это время приезжает экипаж с помещицей Коробочкой, которая пыталась узнать, не продешевила ли она при продаже усопших.

Глава 4

Герой заезжает в трактир на обед. Хозяйка старуха радует его тем, что есть поросенок с хреном и со сметаной. Чичиков расспрашивает женщину о делах, доходах, семье. Старушка рассказывает обо всех здешних помещиках, кто что ест. Во время обеда в трактир приехали двое: белокурый и черномазый. Первым в помещение вошел белокурый. Герой уже почти начал знакомство, как появился второй. Это был Ноздрёв. Он за одну минуту выдал кучу информации. Он спорит с белокурым, что осилит 17 бутылок вина. Но тот не соглашается на пари. Ноздрёв зовет Павла Ивановича к себе. Слуга занес в трактир щенка. Хозяин рассмотрел, нет ли блох, и велел унести назад. Чичиков надеется, что проигравшийся помещик продаст ему крестьян подешевле. Автор описывает Ноздрёва. Внешность разбитного малого, каких много на Руси. Они быстро заводят дружбу, переходят на «ты». Ноздрёв не мог сидеть дома, жена быстро умерла, за детьми присматривали нянька. Барин постоянно попадал в переделки, но через некоторое время снова появлялся в компании тех, кто его поколотил. Все три экипажа подъехали к имению. Сначала хозяин показал конюшню, наполовину пустую, затем волчонка, пруд. Белокурый сомневался во всем, что говорил Ноздрёв. Пришли на псарню. Здесь помещик был как среди своих. У каждого щенка он знал кличку. Один из псов лизнул Чичикова, сразу сплюнул от брезгливости. Ноздрев сочинял на каждом шагу: в поле зайцев можно ловить руками, лес за границей купил недавно. Осмотрев владения, мужчины вернулись в дом. Обед был не очень удачным: что-то пригорело, другое не доварилось. Хозяин налегал на вино. Белокурый зять стал проситься домой. Ноздрёв не хотел его отпускать, но Чичиков поддержал желание уехать. Мужчины перешли в комнату, Павел Иванович увидел в руках хозяина карты. Он начал разговор о мертвых душах, просил подарить их. Ноздрёв требовал объяснить, зачем они ему нужны, доводы гостя его не удовлетворяли. Ноздрёв назвал Павла мошенником, чем очень обидел. Чичиков предложил сделку, но Ноздрёв предлагает жеребца, кобылу и серого коня. Гостю ничего этого было не надо. Ноздрёв торгуется дальше: собаки, шарманка. Начинает предлагать обмен на бричку. Торговля переходит в спор. Буйство хозяина пугает героя, он отказывается пить, играть. Ноздрев распаляется все больше, он оскорбляет Чичикова, обзывает

Павел Иванович остался на ночлег, но ругал себя за неосторожность. Ему не следовало начинать с Ноздревым разговор о цели своего приезда

Утро начинается снова с игры. Ноздрёв настаивает, Чичиков соглашается на шашки. Но во время игры шашки как будто двигались самостоятельно. Спор почти перешел в драку. Гость побледнел как полотно, увидев замахнувшегося Ноздрёва. Неизвестно, чем бы закончилось посещение имения, если в дом не зашел незнакомец. Это был капитан-исправник, который сообщил Ноздрёву о суде. Он нанес помещику телесные повреждения розгами. Чичиков уже не дождался завершения беседы, он выскользнул из помещения, прыгнул в бричку и велел Селифану мчаться во весь дух подальше от этого дома. Мертвых душ купить не удалось.

Характеристика главных героев

  1. Павел Иванович Чичиков – «господин средней руки». Несколько приторные в обращении с людьми манеры не лишены изысканности. Воспитан, опрятен и деликатен. «Не красавец, но и не дурной наружности, не … толст, ни …. тонок…». Расчетлив и осторожен. Коллекционирует ненужные безделушки в своем ларчике: авось, пригодится! Во всем ищет выгоду. Порождение худших сторон предприимчивого и энергичного человека нового типа, противопоставленного помещикам и чиновникам. О нем мы написали подробнее в сочинении «Образ Чичикова».
  2. Манилов — «рыцарь пустоты». Белокурый «сладенький» болтун «с голубыми глазами». Скудость мысли, уход от реальных трудностей он прикрывает прекраснодушной фразой. В нём отсутствуют живые стремления и какие-либо интересы. Его верные спутники — бесплодное фантазерство и бездумная болтовня.
  3. Коробочка — «дубинноголовая». Пошлая, глупая, скупая и прижимистая натура. Отгородилась от всего окружающего, замкнувшись в своем имении – «коробке». Превратилась в тупую и жадную женщину. Ограниченна, упряма и бездуховна.
  4. Ноздрев — «исторический человек». Запросто может приврать, что ему заблагорассудится, и обмануть кого угодно. Пустой, вздорный. Мнит себя широкой натурой. Однако поступки обличают безалаберного, сумбурно – безвольного и одновременно наглого, беспардонного «самодура». Рекордсмен по попаданию в каверзные и нелепые ситуации.
  5. Собакевич — «патриот русского желудка». Внешне напоминает медведя: неповоротливого и неуемного. Совершенно неспособен понять самых элементарных вещей. Особый тип «накопителя», умеющего быстро приспосабливаться к новым требованиям современности. Ничем не интересуется, кроме ведения хозяйства. Образы помещиков мы охарактеризовали в одноименном эссе.
  6. Плюшкин — «прореха на человечестве». Существо непонятного пола. Яркий образец нравственного падения, полностью утратившего свой естественный облик. Единственный персонаж (кроме Чичикова), имеющий биографию, «отражающую» постепенный процесс деградации личности. Полнейшее ничтожество. Маниакальное накопительство Плюшкина «выливается» в «космические» масштабы. И чем больше им овладевает эта страсть, тем меньше в нем остается от человека. Его образ мы подробно разобрали в сочинении Образ Плюшкина.

Глава 5

Герой очень испугался, бросился в бричку и мчался быстро из деревни Ноздрёва. Сердце билось так, что ничто его не успокаивало. Чичиков боялся представить, что могло бы произойти, если бы не появился исправник. Селифан возмущался, что конь остался некормленым. Мысли всех были прекращены столкновением с шестеркой коней. Чужой кучер бранился, Селифан пытался защититься. Произошла сумятица. Кони то раздвигались, то сбивались в кучу. Пока все это происходило, Чичиков рассматривал незнакомую блондинку

Хорошенькая молодая девушка привлекла его внимание. Он даже не заметил, как брички расцепились и разъехались в разные стороны

Красавица растаяла как видение. Павел стал мечтать о девушке, особенно если у него большое приданое. Впереди показалась деревня. Герой с интересом рассматривает селение. Дома крепкие, но порядок их построения был неуклюжим. Хозяин – Собакевич. Внешне похож на медведя. Одежда делал сходство еще более точным: коричневый фрак, длинные рукава, неуклюжая походка. Барин постоянно наступал на ноги. Хозяин пригласил гостя в дом. Оформление было интересным: картины с полководцами Греции во весь рост, греческая героиня с крепкими толстыми ногами. Хозяйка была высокой женщиной, напоминающей пальму. Все убранство комнаты, мебель говорили о хозяине, о сходстве с ним. Разговор сначала не задался. Все, кого пытался похвалить Чичиков, вызвали критику у Собакевича. Гость попытался похвалить стол у городских чиновников, но и здесь хозяин его прервал. Вся еда была плохой. Собакевич ел с аппетитом, о котором можно только мечтать. Он сказал, что есть помещик Плюшкин, у которого люди мрут, как мухи. Ели очень долго, Чичиков почувствовал, что прибавил целый пуд в весе после обеда.

Чичиков начал говорить о своем деле. Мертвые души он назвал несуществующими. Собакевич же на удивление гостя спокойно назвал вещи своими именами. Он предложил их продать еще до того, как об этом произнес Чичиков. Затем началась торговля. Причем Собакевич поднимал цену за то, что его мужики были крепкими здоровыми крестьянами, не как у других. Он описывал каждого умершего. Чичиков изумился, просил вернуться к теме сделки. Но Собакевич стоял на своем: его мертвые дорогие. Торговались долго, сошлись на цене Чичикова. Собакевич приготовил записку с перечнем проданных крестьян. В ней подробно указывалось ремесло, возраст, семейное положение, на полях дополнительные отметки о поведении и отношении к пьянству. За бумагу хозяин просил задаток. Строчки передачи денег взамен на опись крестьян вызывает улыбку. Обмен прошел с недоверием. Чичиков попросил оставить сделку между ними, не разглашать сведений о ней. Чичиков выезжает из имения. Он хочет направиться к Плюшкину, у которого мужики умирают как мухи, но не хочет, чтобы об этом знал Собакевич. А тот стоит в дверях дома, чтобы увидеть, куда повернет гость.

Смысл произведения Мертвые Души

Смысл поэмы «Мёртвые души» в том, что автор хотел показать все пороки, слабости и недостатки русского человека, всю его пошлость и ничтожность. Гоголю хотелось, чтобы люди разглядели всю свою ничтожность, мелочность, бездуховность. Читателя испытали чувство отвращения от героев поэмы и невольно перенесли это чувство на себя. Этого эффекта и добивался Николай Васильевич Гоголь.

Смысл концовки

Смысл финальной части поэмы «Мёртвые души» состоит в идее спасения мира Русью. Сможет измениться русский человек — спасёт мир вокруг себя, не сможет — погибнет мир.

Возможно, автор намеренно не написал продолжение поэмы. Он хотел заставить читателя задуматься, а что же можно изменить в своей жизни, чтобы не стать подобными описанным в произведении чиновникам и помещикам.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Ищите нас здесь

  1. Очень краткое содержание Мертвых душ Гоголя Главный герой произведения – Павел Иванович Чичиков, вышедший в отставку чиновник со складом ума афериста, по мысли автора – представитель будущего класса предпринимателей. В маленький городок он приезжает провернуть новую…
  2. Смысл произведения Ревизор — Гоголя Каждый, кто учился в школе, читал повесть Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». Это величайшее произведение не только русской классики, но и мировой. Но, к сожалению, не каждый, кто прочёл произведение «Ревизор»,…
  3. Смысл произведения Невский проспект Гоголя Николай Васильевич Гоголь всей душой любил Петербург. Жизнь в северной столице наложила глубокий отпечаток на все его творчество. Именно Петербургу писатель посвятил это невероятное произведение. «Невский проспект»: в чем же…
  4. Смысл произведения Гоголя — Заколдованное место Загадочная повесть «Заколдованное место» заканчивает вторую часть прекрасного произведения Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Точную дату создания повести определить не удалось, но есть предположение, что она относится…
  5. Смысл произведения Чистый понедельник и его названия Писатели из разных уголков планеты на протяжении нескольких эпох создавали невероятные, неподдающиеся какому-либо логичному объяснению произведения, затрагивающие самые разнообразные темы. Но во все времена писателей всегда объединяла одна бессмертная тема…

Замысел и композиция «Мертвых душ»

Великого писателя Николая Васильевича Гоголя многие современники не принимали, а всё потому, что не понимали весь заложенный смысл в то или иное произведение. Говоря о Гоголе, невозможно обойти стороной его великолепный роман «Мертвые души», над которым писатель работал 17 лет. Стоит учесть то, что творческая карьера Николая Васильевича составляла 23 года. Поэтому видно, что «Мертвые души» занимали особое место в жизни Гоголя.

Верный и надежный товарищ А.С. Пушкин подсказал сюжет для сего творения. Примечательно то, что начальные три главы создавались Гоголем в России, а последующие за рубежом

Работа была тяжелой, ибо Николай Васильевич продумывал каждую деталь, акцентировал внимание на любом слове. Даже фамилии в романе стали говорящими, ибо этим действием писатель хотел явно разоблачить сущность зажиточных людей, показать характер родины, выявить недостатки и раскрыть отрицательные стороны людей

Возможно в связи с таким деянием «Мертвые души» часто поддавались негативной критике, на Гоголя совершались нападки, ибо правда, что была рассказана писателем, не хотелась приниматься народом, они были к ней не готовы.

Николай Васильевич, создавая роман, ничего не желал упускать. Он мечтал воплотить в него все то, что так тревожит и волнует душу. Поэтому творец завязал множество событий, связанных с разными складами ума людьми, одного героя Чичикова. Гоголь изобразил бытовую жизнь помещиков. Персонаж, что разъезжает к каждому деятельному лицу, выявляет их недостатки, которые присущи любому человеку. На страницах романа читатели могут заметить Манилова, который только и делает, что рисует райскую жизнь, воображает о чем-то недосягаемом, вместо того, чтобы перестать тешить себя желаниями, да взяться за дело. Заметно, что у Манилова имеется неправильное понимание жизни, ибо мечтательность окутывает настолько, что выбраться из ее омута довольно-таки сложно.

Отражение полного вранья да лжи, лицемерия показывается в характере Ноздрева, который Чичиков тоже посещает. Видится и кулачество, агрессивное отношение к людям у Собакевича. Так или иначе, каждый персонаж имеет свою черту, которая раскрывается Чичиковым

Обращая внимание на отрицательные стороны героев, Гоголь предупреждает нас о том, что все должны задуматься над своей жизнью, переменить свои взгляды, понять, что с такими подобными чувствами, как у персонажей, нельзя спокойно ходить по Земле. И на протяжении всей поэмы Николай Васильевич ставит важную композиционную проблему: пропасть между правящим сословием и обычным народом

Не зря в композиции «Мертвых душ» появляется образ дороги. Это писатель делает намек на то, что Россия должна двигаться намеренно только вперед, не сворачивая и не мешкая. Гоголь питает очень нежную любовь к родине, он не хочет, чтобы та пала или ушла в небытие. Писатель переживает за Россию, поэтому и уделил много лет на написание «Мертвый душ»!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector