Гоголь
Содержание:
Учеба Гоголя
Первоначальное образование писатель получил дома. Он много читал, с пяти лет пробовал сочинять. Бывало, когда они с отцом выезжали на бричке объехать владения, батюшка задавал сыну тему для сочинений. И мальчик целый день ездил, смотрел на прекрасные украинские пейзажи и сочинял про себя оды родной природе и всему увиденному. Можно смело сказать, что щедрая малороссийская природа и украинский фольклор – вот две вещи, которые сформировали Гоголя-писателя.
Дом доктора Трохимовского в Сорочинцах, где родился Николай Гоголь. Великие Сорочинцы, Полтавская область, Украина. Иллюстрация к книге Иосифа Хмелевского «Гоголь на Родине: Альбом художественных фототипий и гелиогравюр». Киев, 1902
Когда Коленьке исполнилось 10 лет, родители отправили его на обучение в Полтаву, сначала он окончил училище, а затем Гимназию высших наук. Первые годы учебы были невероятно тяжелыми для Гоголя: его подготовка оставляла желать лучшего – в отличие от многих сверстников он совсем не знал иностранных языков, был слаб в точных науках, не отличался физическим здоровьем и выносливостью, был достаточно замкнутым.
В те годы будущий писатель на себе познал судьбу тех самых «маленьких людей», которых он позднее так ярко опишет в своих произведениях. И слова Акакия Акакиевича Башмачника из «Шинели»: «Ну, зачем, зачем вы меня обижаете?», он, вероятно, и сам не раз произносил, если не вслух, то мысленно.
Николай Гоголь-Яновский в детстве. Изображение: book-briefly.ru
Однако, в то же время, Гоголь обладал феноменальной памятью и показывал прекрасные способности в русской словесности. А через несколько лет открылся еще один его яркий талант – талант актера, пародиста и юмориста. У него нашлись товарищи по интересам, вместе с которыми они занимались литературными опытами, готовили и ставили спектакли в гимназическом театре, выпускали свою ученическую газету. Вдруг перед всеми открылся совершенно иной Гоголь – яркий, остроумный, умевший делать точные и невероятно смешные пародии на любого человека, включая учителей. И оставшиеся годы обучения прошли у Гоголя насыщенно и интересно.
Гоголь на единственном фото. Автор Сергей Левицкий, Рим, 1845
Язык литературы: тогда и сегодня
Гоголь свои произведения писал на русском. Именно это часто звучит как главное доказательство его «русской души». Именно этот факт долгое время отталкивал украинских националистов от Гоголя, мол, писал по-русски, значит – не наш. Однако выбор языка для творчества – еще не доказательство идентичности, и тем более, не критерий, чтобы сформировать свое отношение к автору.
Литературовед Ростислав Семкив очень любопытно заметил:
Самым известным примером для меня является Бернард Шоу – ирландский драматург, который сегодня считается и одним из главных писателей Ирландии, и английским писателем. В Украине ситуация также меняется: русский язык писателя перестает восприниматься как что-то неправильно (будто бы родной язык забыл), а становится частью «живого», настоящего наследия Гоголя.
Сегодня тема принадлежности Гоголя постепенно становится не такой острой, большинство литературоведов сходятся на компромиссе: Гоголь и русский, и украинский писатель. Остается разобраться с тем, кем же считал сам себя Гоголь.
Фёдор Моллер «Николай Гоголь»
Комедия «Ревизор»
Историю же про господина, который выдал себя за чиновника, Пушкин прислал Гоголю в письме, в ответ на его просьбу поделиться идеей для пьесы. Когда через некоторое время Николай Васильевич прочитал написанную комедию в кругу близких друзей, все единогласно посоветовали Гоголю тут же поставить ее на сцене. Однако это оказалось не так просто сделать – цензура решительно не пропускала пьесу. Понадобилось вмешательство Жуковского, который был близко знаком с императорской семьей. И только личное повеление Николая I помогло тому, что спектакль был поставлен.
Сам император пришел в восторг от комедии, и большинство представителей литературного круга также нашли ее злободневной и талантливой. Но чиновники, коих в Петербурге было немало, купцы и полицейские ополчились против автора, заявляя, что для него «нет ничего святого». К удивлению Гоголя, его безбожно ругали, но при этом на все четыре представления «Ревизора» в Петербурге совершенно невозможно было достать билета – их раскупали мгновенно.
Через несколько недель Михаил Щепкин представил комедию и в Москве. Реакция была приблизительно такой же. Как высказался сам Гоголь: «В «Ревизоре» я собрал всё самое дурное, что было на тот момент в России, чтобы высмеять всё это одним разом».
Вариант 2
Н.В. Гоголь является признанным классиком русской литературы и одним из основателей реализма. Его перу принадлежат прозаические, поэтические, драматургические произведения, критические и публицистические статьи.
Родился он в 1809г. на Украине (в с. Большие Сорочинцы) в семье небогатого помещика. Детские годы его прошли в с.Васильевка.
Начальное образование Гоголь получил дома. С 1818г. по 1819г. учится в Полтавском уездном училище, а с 1821г. по 1828г. – в Нежинской гимназии высших наук. Ещё в школьные годы он с удовольствием играет на сцене и пробует свои силы в качестве режиссёра-постановщика. Кроме того увлекается украинской историей, народными обычаями и фольклором, пишет первые литературные произведения и публикует их в рукописных журналах и альманахах.
После окончания гимназии Николай едет в Санкт-Петербург. Он мечтает о писательской славе, хочет проявить себя на актёрском поприще, но вынужден устроиться служить чиновником за небольшую плату.
В 1829г. на собственные средства издаёт поэму «Ганс Кюхельгартен». Критики неблагосклонно отозвались об этом произведении. Гоголь скупил все его нераспроданные экземпляры и сжёг.
Николай Васильевич понимает, что необходимо искать новое направление, которое заинтересует читателей. В печатных изданиях появляются несколько его повестей и глава из романа «Гетьман». Однако настоящий успех к нему приходит после публикации сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».
С 1834г. по1835г. Гоголь занимается педагогической деятельностью – читает лекции по истории в Санкт-Петербургском императорском университете. В 1835г. были изданы его сборники «Миргород» и «Арабески», а также написана пьеса «Ревизор», первая постановка которой состоялась в 1836г.
Публике пьеса не понравилась. Разочарованный писатель надолго уезжает за границу (однако периодически посещает Россию). Он некоторое время живёт в Германии, Швейцарии, Франции, а затем – в Италии. Особенно полюбился ему Рим. Там всё способствует творчеству, поэтому Н.В. Гоголь усиленно трудится над романом «Мёртвые души», заканчивает повесть «Шинель» и т.д.
Издав первый том «Мёртвых душ», писатель работает над вторым, но в 1845г. у него наступает душевный кризис. Он составляет завещание, хочет уйти в монастырь, сжигает рукописный вариант второго тома, совершает поездку в Иерусалим.
В 1848г. возвращается в Россию. Возобновляет работу над «Мёртвыми душами», однако незадолго до смерти снова сжигает рукописи. Он погружается в мрачные думы, перестаёт покидать дом, соблюдает строгий пост и доводит себя до физического и нервного истощения.
В 1852г. Гоголь умер.
Значение творчества Гоголя
Внимательное изучение деятельности и жизни Николая Васильевича Гоголя, выразившееся в обширной литературе, посвященной писателю, показало все великое значение этой деятельности для русской литературы и общества. Влияние Гоголя и созданных им направлений русской литературной и общественной мысли не прекратились до сих пор. После Гоголя русская литература окончательно порывает связь с «подражательностью» западным образцам, кончает свой «учебный» период, наступает время полного её расцвета, полной её самостоятельности, общественного и народного самосознания; она получает значение международное, мировое. Этим всем современная литература обязана тем основам её развития, которые выработаны были к середине XIX столетия; таковыми являются: народное самосознание, художественный реализм и сознание своей неразрывной связи с жизнью общества. Выработка этих основ в сознании общества и литературы совершена трудами и талантами писателей первой половины века – Пушкина, Грибоедова, Лермонтова. И Гоголю в ряду этих писателей принадлежит важнейшее значение. Даже радикал Чернышевский называл весь период русской литературы середины XIX века гоголевским. Последующая эпоха, отмеченная именами Тургенева, Гончарова, Льва Толстого и Достоевского, тесно связана с задачами, поставленными литературе Гоголем. Все перечисленные писатели или непосредственные его последователи (например, Достоевский – в «Бедных людях»), или идейные продолжатели Николая Васильевича Гоголя (например, Тургенев в «Записках охотника»).
Художественный реализм, этические стремления, взгляд на писателя, как общественного деятеля, необходимость народности, психологический анализ жизненных явлений, широта этого анализа – все, чем сильна русская литература последующего времени, все это сильно развито Гоголем, намечено им так определенно, что преемникам оставалось только идти дальше вширь и вглубь. Гоголь является крупнейшим представителем реализма: он точно и тонко наблюдал жизнь, улавливая её типичные черты, воплощал их в художественные образы, глубоко психологические, правдивые; даже в своем гиперболизме он безукоризненно правдив. Образы, созданные Гоголем, поражают необыкновенной вдумчивостью, оригинальностью интуиций, глубиной созерцания: это – черты гениального писателя. Душевная глубина Гоголя нашла себе выражение и в свойствах его таланта: это – «незримые миру слезы сквозь видимый ему смех» – в сатире и юморе.
Национальные особенности Николая Васильевича Гоголя (его связь с малорусской историей, культурой), внесенные им в русскую литературу, оказали громадную услугу последней, ускорив и закрепив начавшее в русской литературе пробуждаться национальное самосознание. Начало этого пробуждения, очень нерешительное, относится ко второй половине XVIII века. Оно видно в деятельности русской сатирической литературы XVIII столетия, в деятельности Н. И. Новикова и других. Оно нашло себе сильный толчок в событиях начала XIX века (Отечественная война 1812), получило дальнейшее развитие в деятельности Пушкина и его школы; но завершилось это пробуждение только в Гоголе, тесно слившем идею художественного реализма и идею народности. Великое значение деятельности Гоголя, в общественном смысле, заключается в том, что он направил свое гениальное творчество не на отвлеченные темы искусства, но на прямую житейскую, обыденную действительность и вложил в свой труд всю страсть искания правды, любви к человеку, защиты его прав и достоинства, обличения всякого нравственного зла. Он стал поэтом действительности, чьи произведения сразу получили высокое социальное значение. Николай Васильевич Гоголь, как писатель-моралист, является прямым предшественником Льва Толстого. Интерес к изображению внутренних движений личной жизни и к изображению явлений общественных именно под углом осуждения общественной неправды, искания нравственного идеала – это дано нашей последующей литературе Гоголем, восходит именно к нему. Последующая общественная сатира (например, Салтыкова-Щедрина), «обличительная литература» 1860 – 1870 гг. без Гоголя были бы немыслимы. Все это свидетельствует о великом нравственном значении творчества Гоголя для русской литературы и о его великой гражданской заслуге перед обществом. Это значение Гоголя ясно чувствовали и ближайшие его современники.
Гоголь занял видное место и в создании мирового положения русской литературы: с него (раньше Тургенева) западная литература стала знать русскую, серьёзно интересоваться и считаться с ней. Именно Гоголь «открыл» русскую литературу Западу.
Зарубежные поездки
После постановки «Ревизора» Гоголь довольно поспешно покинул Россию и отправился в Европу, где прожил следующие 10 лет. Он объяснял свой отъезд тем, что оставил слишком много душевных сил на постановку комедии, и ему требуется время, чтобы восстановиться. Некоторое время он жил в Германии, потом переехал в Швейцарию, а позже в Париж.
Именно во Франции его застигла весть о смерти Александра Сергеевича Пушкина, которую Гоголь переживал невероятно тяжело, а, возможно, так и не смог справится с этой потерей до конца своих дней. Сначала он хотел вернуться в Петербург, однако, потом поменял решение и уехал в Италию. Там в 1841 году Гоголь закончил работу над романом «Мертвые души», после чего вернулся в Россию, поселившись в Москве, у своего друга Михаила Погодина.
Опять-таки роман удалось отдать в печать через преодоление многочисленных цензорских препон, спустя какое-то время. «Мертвые души», также как «Ревизор», вызвали неоднозначные оценки. Кто-то восхищался романом, кто-то называл автора «врагом России, которого нужно сослать в Сибирь».
Илья Репин. Николай Гоголь сжигает второй том «Мертвых душ» (фрагмент). 1909. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Сам Гоголь в это время начинает страдать от затяжных депрессий, и в 1842 году снова уезжает за границу. Там он работает над вторым томом «Мертвых душ» (всего по замыслу писателя у романа должно быть три части, и к концу третьей Чичиков должен был в корне переменить свои взгляды на жизнь и преобразиться. Но некоторое время спустя у Гоголя случился кризис, и писатель в порыве отчаяния сжег рукопись.
Титульный лист второго издания «Мёртвых душ». Эскиз Н. В. Гоголя
Обучение
Вместе с младшим братом Иваном в 1818 году был отправлен в Полтавское уездное училище и Николай Гоголь. Биография домашнего мальчика, привыкшего к тепличным условиям, пошла по совершенно иному сценарию. Его уютное детство стремительно завершалось. В училище его приучили к очень жесткой дисциплине, однако особого рвения к наукам Николай так и не проявил. Первые же каникулы завершились страшной трагедией — от неведомой болезни скончался брат Иван. После его смерти все надежды родителей были возложены на Николая. Ему необходимо было получить лучшее образование, для чего его отправили учиться в Нежинскую классическую гимназию. Условия здесь были очень жесткими: детей поднимали ежедневно в 5.30 утра, а занятия длились с 9.00 до 17.00. В оставшееся время ученикам полагалось учить уроки и прилежно молиться.
Однако будущий писатель сумел свыкнуться с местными порядками. Вскоре у него появились друзья, известные и уважаемые в будущем люди: Нестор Кукольник, Николай Прокопович, Константин Базили, Александр Данилевский. Все они, повзрослев, стали знаменитыми литераторами. И это не удивительно! Еще будучи гимназистами они основали несколько рукописных журналов: «Метеор литературы», «Рассвет севера», «Звезда» и другие. Кроме того, подростки страстно увлекались театром. Причем творческая биография Гоголя вполне могла быть иной — многие прочили ему судьбу известного актера. Однако юноша мечтал о государственной службе и, окончив гимназию, решительно направился в Петербург делать карьеру.
Другие биографии:
-
Кафка Франц
Творчество австрийского писателя Франца Кафки занимает особое место в мировом литературном процессе. Объектом его писательского внимания была семья, собственный духовный мир, а также собственные переживания
-
Иоганнес Брамс
Композиторы и музыканты различных стран проявляли себя разными способами. Моцарт и Бетховен, Римский – Корсаков и Глинка – все они велики и их поступки и знания отпечатались в развитии классической музыки
-
Александр Герцен
Русский писатель, публицист и философ – Александр Иванович Герцен родился 22 марта 1812 года, незаконнорожденным ребёнком одного известного московского помещика. Чтобы не портить репутацию семье, ему дали выдуманную фамилию.
-
Сергий Радонежский
Родители Сергия, Кирилл и Мария, были людьми благочестивыми. Жили они в Твери. Там и был рожден будущий святой, приблизительно в 1314 году, во время правления князя Дмитрия. Митрополитом русской земли был Петр.
-
Карл Эрнст фон Бэр
Карл Бэр – известный ученый, естествоиспытатель, основатель науки эмбриологии, человек, который своей деятельностью внёс огромный вклад в развитие эмбриологии и науки медицины в целом.
Хронологическая таблица Гоголя
20.03.(01.04) 1809 г. | В Великих Сорочинцах (Полтавская губерния Миргородского уезда) родился Н.В. Гоголь. |
Он с братом Иваном учатся в уездном училище города Полтавы | |
Скончался брат Иван. | |
Писатель живет у полтавского педагога Г. Сорочинского и усердно с ним занимается. | |
Учеба в Нежинской гимназии. | |
Умер отец Гоголя (В.А.Гоголь-Яновский). | |
По окончанию учебы Гоголь переезжает в Петербург. Писатель испытывает серьезную нехватку средств. Работает под псевдонимом В.Алов и издает произведение «Ганс Кюхельгартен». | |
Он едет в Германию и создает произведение «Италия». | |
Пишет повесть «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала». | |
1830 — 1831 гг. | Сближается с В.А. Жуковским и А.С. Пушкиным, что непременно влияет на его дальнейшую литературную судьбу. |
Гоголь создает «Вечера на хуторе близ Диканьки». | |
Работает преподавателем в Патриотическом институте. | |
Получает должность адъюнкта в Петербургском университете. | |
Состоит в членстве Общества любителей русской словесности, который был организован в Московском университете. | |
Гоголь печатает два сборника сочинений «Арабески» и «Миргород», включающий в себя произведения «Тарас Бульба», «Старосветские помещики», «Вий» и т.д. | |
Начало работы над первым томом «Мертвые души». | |
Закончена комедия «Ревизор». Начинаются его первые постановки в Петербургском и Московском театрах. После Гоголь уезжает заграницу (Германия, Франция, Швейцария и Рим). | |
Возвращение в Москву. Издание произведения «Мертвые души» и повести «Шинель». | |
Паломничество по Святой Земле (Иерусалим). | |
Гоголь селится в Москве в доме своего А. Толстого. | |
Сожжение второй книги «Мертвых душ». | |
21.02.(4.03.) 1852 г. | В Москве. В 1931 году писатель перезахоронен на Новодевичьем кладбище. |
На этом хронологическая таблица Гоголя и заканчивается. На самом деле стоит внимательно изучить биографию этого великого человека, она действительно очень необычная и интересная.
Колумб не был первым европейцем, пересекшим Атлантику
Как уверяют историки, пальма первенства принадлежит норвежскому викингу Лейфу Эрикссону, который высадился на территории современного Ньюфаундленда около 1000 года нашей эры, почти за пять веков до Колумба. Причем, даже тут историки спорят между собой: некоторые из них утверждают, что ирландский монашеский святой Брендан Клонфертский или даже другие кельты пересекли Атлантический океан раньше Эрикссона.
Возможный посмертный портрет кисти Себастьяно дель Пьомбо (1519). Метрополитен-музей (Нью-Йорк, США)
Вот еще забавный факт из истории мореплавателя. Американцы до потери пульса обожают Колумба, у них даже есть посвященный адмиралу федеральный праздник, при этом сам мореплаватель никогда не ступал на материковую часть Северной Америки. В тоже время День Лейфа Эрикссона 9 октября если и кем-то в Штатах отмечается, то совсем уж по-тихому.
Память
Произведения писателя обязательны для изучения в школах и высших учебных заведениях. В память о Николае Васильевиче в СССР и других странах были выпущены почтовые марки. Именем Гоголя названы улицы, драматический театр, педагогический институт и даже кратер на планете Меркурий.
По творениям мастера гиперболы и гротеска до сих пор создаются театральные постановки и снимаются произведения кинематографического искусства. Так, в 2017 году российского зрителя ожидает премьера готического детективного сериала «Гоголь. Начало» с Александром Петровым и Олегом Меньшиковым в главных ролях.
Из казачьего рода
С детства Николай Васильевич всматривался во все окружающее его. Он родился в стране, славной произведениями и песнями, которые каждым словом задевали воображение. В краю, где летний день упоителен и роскошен, а ночное небо сияет месяцем и звездами. В стране, где казачка просит Всевышнего собрать вздохи любви, как цветы, к изголовью милого, а бандуристы выводят чудные песни про иное время, когда казачество было в славе. Поэзия страны, где родился Гоголь, коренным образом повлияла на будущего писателя и автора «Тараса Бульбы».
Кроме того, писатель родился в семействе, отделенным всего лишь одним поколением от знаменитых казацких походов. От деда он слышал еще свежие, яркие и живые предания о славных временах. В повести о «Пропавшей грамоте» автор говорит, что «за радость «падет на сердце», когда слышишь о том, что «давно-давно деялось на свете» — «как будто залез в прадедовскую душу». По всем рассказам и повестям Гоголя, не говоря уже о «Тарасе Бульбе», разбросаны черты старинной Малороссии, как будто писатель и вправду видел сквозь «прадедовскую душу» своего предка Остапа Гоголя. Как видно из этой статьи, первые впечатления Гоголя, обстоятельства его детства, окружающая его природа и люди повлияли на развитие его таланта, наполнив его душу живыми, цветистыми материалами.
Детство и юность
И по сей день неизвестно, когда родился Николай Васильевич. Некоторые хронисты полагают, что Гоголь появился на свет 20 марта, другие же уверены, что истинная дата рождения писателя – 1 апреля 1809 года.
Портрет Николая Гоголя
Детство мастера фантасмагории прошло на Украине, в живописном селе Сорочинцы Полтавской губернии. Вырос он в большой семье — помимо него в доме воспитывалось еще 5 мальчиков и 6 девочек (некоторые из них умерли в младенческом возрасте).
Великий писатель имеет интересную родословную, восходящую к казацкой дворянской династии Гоголь-Яновских. Согласно семейному сказанию, дедушка драматурга Афанасий Демьянович Яновский прибавил к своей фамилии вторую часть, чтобы доказать кровные узы с казацким гетманом Остапом Гоголем, жившим в 17 веке.
Василий Афанасьевич, отец Николая Гоголя
Отец писателя, Василий Афанасьевич, работал в Малороссийской губернии по почтовому ведомству, откуда вышел в отставку в 1805 году в чине коллежского асессора. Позже Гоголь-Яновский удалился в имение Васильевку (Яновщина) и начал заниматься хозяйством. Василий Афанасьевич слыл поэтом, писателем и драматургом: он владел домашним театром своего приятеля Трощинского, а также выступал на подмостках в качестве актера.
Для постановок он написал комедийные пьесы, основанные на украинских народных балладах и сказаниях. Но до современных читателей дошло лишь одно произведение Гоголя-старшего – «Простак, или Хитрость женщины, перехитренная солдатом». Именно от отца Николай Васильевич перенял любовь к литературному искусству и творческий талант: известно, что Гоголь-младший еще с детства принялся за сочинение стихов. Василий Афанасьевич умер, когда Николаю было 15 лет.
Мария Ивановна, мать Николая Гоголя
Мать писателя, Мария Ивановна, урожденная Косяровская, по рассказам современников, была хороша собой и считалась первой красавицей на деревне. Все, кто ее знал, говаривали, что она была религиозным человеком и занималась духовным воспитанием детей. Однако учения Гоголь-Яновской сводились не к христианским обрядам и молебнам, а к пророчествам о страшном суде.
Известно, что за Гоголя-Яновского женщина вышла замуж, когда ей было 14 лет. Николай Васильевич был близок с матерью и даже спрашивал советы по поводу своих рукописей. Некоторые литераторы полагают, что благодаря Марии Ивановне творчество Гоголя наделено фантастикой и мистицизмом.
Дом детства Николая Гоголя
Детство и юность Николая Васильевича прошли в окружении крестьянского и панского быта и были наделены теми мещанскими особенностями, которые драматург скрупулезно описывал в своих произведениях.
Когда Николаю было десять лет, его отправили в Полтаву, где он познавал науки в училище, а затем обучался грамоте у местного учителя Гавриила Сорочинского. После классической подготовки 16-летний юноша стал учеником в Гимназии высших наук в городе Нежине Черниговской области. Помимо того, что будущий классик литературы был слаб здоровьем, он еще и не был силен в учебе, хотя и обладал исключительной памятью. С точными науками у Николая отношения не заладились, но он преуспевал в русской словесности и литературе.
Николай Гоголь
Некоторые биографы утверждают, что в столь неполноценном образовании виновата сама гимназия, нежели юный писатель. Дело в том, что в те годы в Нежинской гимназии работали слабые преподаватели, которые не могли организовать ученикам достойное обучение. Например, знания на уроках нравственного воспитания преподносились не через учения именитых философов, а с помощью телесных наказаний розгой, учитель литературы не шагал в ногу со временем, предпочитая Пушкину классиков 18 века.
Во время учебы Гоголь тяготел к творчеству и ревностно участвовал театральных постановках и импровизированных сценках. Среди товарищей Николай Васильевич слыл комиком и задорным человеком. Писатель общался с Николаем Прокоповичем, Александром Данилевским, Нестором Кукольником и другими.
Литература
Гоголь начал интересоваться писательским поприщем еще в студенческие годы. Он восхищался А.С. Пушкиным, хотя его первые творения были далеки от стиля великого поэта, а больше походили на произведения Бестужева-Марлинского.
Пушкин у Гоголя. Картина академика М.П. Клодта
Он сочинял элегии, фельетоны, стихотворения, пробовал себя в прозе и других литературных жанрах. Во время учебы им была написана сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан», которая не дошла до наших дней. Примечательно, что тягу к творчеству молодой человек первоначально расценивал скорее как хобби, а не дело всей жизни.
Писательство было для Гоголя «лучиком света в темном царстве» и помогало отвлечься от душевных терзаний. Тогда планы Николая Васильевича не были ясны, но он желал служить Родине и быть полезным для народа, считая, что его ожидает великое будущее.
Книги Николая Гоголя
Зимой 1828 года Гоголь отправляется в культурную столицу – Петербург. В холодном и мрачном городе Николая Васильевича ждало разочарование. Он пробовал стать чиновником, а также пытался поступить на службу в театр, но все его попытки потерпели поражение. Только в литературе он смог найти возможности для заработка и самовыражения.
Но и в писательстве Николая Васильевича ждала неудача, так как журналами были изданы всего лишь два произведения Гоголя — стихотворение «Италия» и романтическая поэма «Ганц Кюхельгартен», опубликованная под псевдонимом В. Алов. «Идиллия в картинах» получила ряд отрицательных и саркастических отзывов критиков. После творческого поражения Гоголь скупил все издания поэмы и сжег их у себя в номере. Николай Васильевич не отказался от литературы даже после громкого провала, неудача с «Ганцем Кюхельгартеном» дала ему возможность изменить жанр.
Иллюстрация к повести Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»
В 1830 году в именитом журнале «Отечественные записки» была опубликована мистическая повесть Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала».
Позже писатель знакомится с бароном Дельвигом и начинает печататься в его изданиях «Литературная газета» и «Северные цветы».
После творческого успеха Гоголя радушно приняли в литературном кругу. Он начал общаться с Пушкиным и Жуковским. Произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место», приправленные смесью украинского эпоса и житейского юмора, произвели впечатление на русского поэта.
Николай Гоголь, Александр Пушкин и Василий Жуковский
Поговаривают, что именно Александр Сергеевич дал Николаю Васильевичу подоплеку для новых произведений. Он подсказал идеи сюжетов поэмы «Мертвые души» (1842) и комедии «Ревизор» (1836). Однако П.В. Анненков считает, что Пушкин «не совсем охотно уступил ему своё достояние».
Увлеченный историей Малороссии Николай Васильевич становится автором сборника «Миргород», куда входят несколько произведений, в том числе «Тарас Бульба». Гоголь в письмах к матери Марии Ивановне просил, чтобы та подробнее рассказывала о жизни народа в глубинке.
Кадр из фильма «Вий», 2014 год
В 1835 году выходит повесть Гоголя «Вий» (включенная в «Миргород») о с демоническом персонаже русского эпоса. По сюжету три бурсака сбились с пути и набрели на загадочный хутор, хозяйкой которого оказалась самая настоящая ведьма. Главному персонажу Хоме предстоит столкнуться с невиданными существами, церковными обрядами и колдуньей, летающей в гробу.
В 1967 году режиссерами Константином Ершовым и Георгием Кропачёвым был поставлен первый советский фильм ужасов по повести Гоголя «Вий». Главные роли исполнили Леонид Куравлев и Наталья Варлей.
Леонид Куравлев и Наталья Варлей в фильме «Вий», 1967 год
В 1841 году Гоголь пишет бессмертную повесть «Шинель». В произведении Николай Васильевич рассказывает о «маленьком человеке» Акакие Акакиевиче Башмачкине, который беднеет до такой степени, что самая обыденная вещь становится для него источником радости и вдохновения.
Слухи о ориентации поэта
На этом фоне появились слухи о нетрадиционной ориентации писателя. Хотя в те времена эта тема обсуждению не подлежала. Впервые такую гипотезу выдвинул американский славист, профессор Семен Карлинский. В доказательство он приводит тот факт, что писатель часто останавливался у своих друзей мужчин, а у некоторых и жил в течение длительного периода.
Большинство литературоведов считают подобные догадки полной ерундой. Эти предположения выдвигались, опираясь на работы Фрейда. Сторонники данной теории ссылались на такое произведение, как “Нос”, которое якобы отражает комплексы писателя по поводу его слишком длинного носа.
Опровергают данный домысел воспоминания современников, которые утверждают что писатель влюблялся в женщин, но всегда пересиливал монашеский склад характера. Сексологи, которые проводили по этому поводу исследование, считают это предположение недоказанным и не имеющим под собой достаточных оснований. Скорее, вину за безбрачие писателя следует возложить на его привычку жить в одиночестве. Попытки определить сексуальную ориентацию классика можно отнести к области курьезов. Следует учитывать воспитание людей того времени, окружавших писателя.