«пиковая дама»: кто написал, о чем произведение, в чем его смысл
Содержание:
- «Пиковая дама» – кто написал повесть, краткое содержание
- Была такая страшилка…
- Жанр и направление
- Характер
- История создания повести «Пиковая дама»
- Все возможно в этом мире…
- Что плохого она может причинить?
- Второстепенные персонажи
- V
- Дети выросли не мажорами
- Загадка Сен-Жермена
- Проблемы
- Главные герои
- История создания
- Образ Лизаветы Ивановны
- Пиковая дама это сказки?
- Главные герои и их характеристика
- Чему учит?
- Несколько слов о сюжетной канве пушкинской повести
- История создания
- Отношение родителей
«Пиковая дама» – кто написал повесть, краткое содержание
Лирика пушкинского опуса гармонично объединяет любовь, магию, вопросы семьи и человеческих ценностей. Главный герой – небогатый человек, он не поддается влиянию окружающих соблазнов, мечтает накопить денег. Пушкин рассказывает о его встрече с Томским, в ходе которой персонаж узнает о тайне трех карт. Этот рассказ глубоко засел в голове Германна. Краткий обзор дальнейших событий:
- Молодая Лизавета хочет любить и быть любимой. Она оказывает знаки внимания инженеру. Он поддается ее чарам, чтобы попасть к графине;
- Германн собирается убить пожилую Анну, достает пистолет, но графиню сражает сердечный приступ, когда она видит преступника;
- От призрака Анны Федотовны персонаж узнает карты, которые помогут ему победить. Есть два обязательных условия: женитьба на Лизавете, запрет на ставку более одной карты;
- Военный инженер нарушает клятву, секрет графини полностью занимает его мысли. В Петербурге появляется Чекалинский, тогда главный герой ставит все свои деньги в игре с ним. Ему удается вдвое умножить свой капитал. Германн действует аналогично на следующий день, через день;
- Германн уверен в своей победе, но в последний раз он проигрывает. Мужчина хотел сделать ставку на туза, но неведомая сила заставила его поставить на даму. Ужаснувшись, инженер глянул на карту. В ответ он увидел усмешку дамы, напоминавшую покойную Анну Федотовну.
Чувство жадности приводит к разорению главного персонажа. Он становится душевнобольным, попадает в больницу. Мужчина не обращает внимания на окружающий мир, постоянно повторяет значения карт.
Была такая страшилка…
Итак, Пиковая дама. В фильме дается полная версия истории ее возникновения, и нет причины разбираться, правдива она или нет. Суть собственно не в этом.
Вообще-то, лично в моем детстве действительно была такая страшилка про Пиковую даму, и существовал довольно популярный способ ее призыва. Нужно было взять маленькое зеркальце, что-то там на нем нарисовать и в полной темноте произнести троекратно специальный призыв.
Я лично никогда не участвовала в подобных экспериментах, наверное, сильно боялась, хватало здравомыслия или же где-то на подсознательном уровне чувствовала опасность. Но свидетелем такого вызова была.
Девчонки веселились в пионерском лагере после отбоя. Правда, к ним Пиковая дама так и не пришла, но не уверена, что в других случаях все происходило все так же благополучно.
Кадр из фильма «Пиковая дама: Черный обряд»
Жанр и направление
«Пиковую даму» принято определять как повесть. Жанр этот подразумевает средний объем, одну основную сюжетную линию и участие в ней второстепенных персонажей. Литературоведы считают эту книгу первым произведением Пушкина, открывающим цикл дальнейших размышлений о человеческих пороках и следующих за ними наказаниях.
В анализе важно учитывать и реалии культурной эпохи, когда было написано творение. Направление «Пиковой дамы» — это романтизм, известный потомкам, как период мистического томления по идеалу, когда вымышленные миры проникали в реальный, и даже самый проницательный читатель не мог определить, было ли волшебство на самом деле? Или писатель просто изобразил сон героя? Вот и в книге Пушкина непонятно, кто довел Германна до сумасшествия: магия карт или досадный проигрыш? Как бы там ни было, тяга героя к обогащению любой ценой осмеяна и наказана, а превосходство духовного богатства над материальным восславлено и превознесено
Характер
Точное описание внешности и характера Германна Пушкин вложил в уста одного из персонажей повести – Томского: «…у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства». У Германна оказался не только профиль Наполеона, но и такие же честолюбивые планы. Он хотел завоевать мир. Только французский император собирался одержать военные победы, пушкинский герой мечтал, чтобы у него было много денег, и тогда весь мир будет у его ног.
Сравнение с Мефистофелем тоже не случайно. Молодой человек искушал невинную девушку, чтобы добиться своей цели. Он на самом деле совершил три злодейства, только чуть позже, чем думал Томский.
Во-первых, мужчина ставил под удар честь Лизы, воспитанницы графини Анны Федотовны, не только забрасывая её письмами, но и придя ночью к ней в комнату.
Во-вторых, он как вор проник в чужой дом под покровом ночи с недобрыми намерениями.
В-третьих, Германн фактически убил графиню, грозя ей пистолетом, из-за чего старуху хватил удар.
Германн очень азартен и впечатлителен «имел сильные страсти и огненное воображение» поэтому только он из всех сидящих за карточным столом во время рассказа Томского поверил в «анекдот о трёх картах».
История создания повести «Пиковая дама»
Сергей Голицын
Центральную идею «Пиковой дамы» Александр Сергеевич взял из реальной жизни. Его приятель князь Сергей Григорьевич Голицын однажды поведал Пушкину историю, которая приключилась с ним самим. Как-то раз Сергей Голицын серьезно проигрался в карты. Чтобы погасить долг, молодой человек отправился к своей бабке княгине Наталье Петровне Голицыной, даме невероятно богатой и влиятельной.
Однако старуха (которая по воспоминаниям современников имела ужасный характер, была алчной, злой и деспотичной) не дала внуку ни копейки денег. Однако совсем без помощи она его все же не оставила. Наталья Петровна поведала Сергею Голицыну секрет трех карт, якобы подаренный ей когда-то известным французским авантюристом Сен-Жерменом. Секрет этот состоял в том, что нужно было ставить деньги на три особые карты. Сергей Григорьевич прислушался к совету княгини и… отыгрался в первый же вечер.
Княгиня Голицына — прототип главной героини повести
Примечательно, что в молодости Наталья Петровна, будучи в Париже, и сама крупно проигралась. Тот самый Сен-Жермен раскрыл ей таинственный картежный секрет, и она смогла крупно выиграть, закрыв денежные долги.
Пушкина, который, кстати, и сам весьма азартно проводил время за игральным столом, эта история невероятно увлекла! И он решил положить ее в основу своей новой повести. Все же остальные события «Пиковой дамы», в том числе мистические, являются плодом воображения талантливого автора.
Написание, издание, критика
К сожалению, рукопись «Пиковой дамы» до нашего времени не сохранилась, поэтому точных дат создания повести мы не знаем. Предположительно, Александр Пушкин написал произведение осенью 1833 года, находясь в селе Болдино. Хотя по другой версии, писатель начал работу над повестью летом 1828 года и закончил только к 1833 году.
Первая публикация «Пиковой дамы» состоялась в известном петербургском журнале «Библиотека для чтения» весной 1834 года. В личных записях поэта сохранились строчки, по которым мы можем понять, что публика приняла произведение благосклонно и с большим интересом. Многие игроки того времени проверяли знаменитую комбинацию «тройки, семерки, туза» на удачливость и везение.
Часть критиков упрекали Пушкина в излишнем мистицизме, а также в том, что на «повесть» произведение не тянет, а соответствует всем канонам рассказа. Однако в литературоведении «Пиковая дама» до сих пор обозначается жанром повести.
Федор Михайлович Достоевский невероятно восхищался «Пиковой дамой», называя ее «фантастической повестью», где реальность и вымысел переплетены нитями мистики.
Все возможно в этом мире…
Еще один вопрос – откуда взялось кольцо? При желании тоже можно найти вполне логическое объяснение. Мало ли в наш мир попадает странных вещей из мира потустороннего, все они опасны, по большей мере заряжены отрицательной энергией, самим злом и т.д.
И все они очень даже легко могут просто материализоваться в реале по чьей-то воле. Это ничуть не удивительнее того, что душа злой женщины, умершей мучительной смертью, превратилась в бессмертного демона.
Сразу же приведу наглядный пример: повесть В. Крыжановской «В темном царстве». Там очень хорошо описано и появление призрака и процесс избавления от него.
Кадр из фильма «Пиковая дама: Черный обряд»
Что плохого она может причинить?
Порою, смерть – желанный исход в ходе такого ритуала. Дама с лёгкостью может лишить человека души. Он продолжит жить, ходить по свету, но внутри останется пустота. Ничего не будет его радовать, ничему не способен он удивиться. Тьма сжигает его, делая безумцем. Помутнение рассудка, головная боль, головокружения лишь самые безобидные признаки присутствия потусторонней силы. Пиковая Дама способна причинить физический вред. Это удары, щипки, резкие боли. Часто потом на теле остаются кровоподтёки, синяки, открытые раны, царапины.
Общается дух при помощи жестов, предметов или слов. Ничего хорошего от ритуала ждать не приходится. Дама всячески станет пугать человека, рассказывая о страшной болезни, приближающейся смерти, гибели близкого человека. Она может сделать вид, что собирается убить присутствующего. Но это не так: если Дама желает его смерти, то обычно хочет получить свою выгоду. Как и большинство потусторонних сущностей, она подпитывается страхами, поэтому наверняка постарается растянуть агонию жертвы.
Второстепенные персонажи
Таинственная личность, его считали шарлатаном, шпионом, сумасшедшим. Граф был сказочно богат, владел какими-то тайными знаниями. Именно он, по слухам, подсказал графине комбинацию карт, которая помогла ей отыграться. | |
Некий человек, который удостоился жалости графини после крупного проигрыша, ему она раскрыла секрет трёх карт. |
В повести “Пиковая дама” герои подобраны Пушкиным с искусством настоящего ювелира художественного слова. Все они, за исключением одного, живут богатой светской жизнью. Центральный же персонаж – Германн – относится к среднему классу, он яростно желает разбогатеть. Молодой человек готов предложить старой графине стать её любовником, жажда денег побеждает разум и здравый смысл. Характеристика персонажей и анализ произведения могут быть полезны для читательского дневника, подготовки к сочинению.
V
В эту ночь явилась ко мне покойница баронесса фон В***. Она была вся в белом и сказала мне: «Здравствуйте, господин советник!»
Шведенборг.
Три дня после роковой ночи, в девять часов утра, Германн отправился в *** монастырь, где должны были отпевать тело усопшей графини. Не чувствуя раскаяния, он не мог, однако, совершенно заглушить голос совести, твердившей ему: ты убийца старухи! Имея мало истинной веры, он имел множество предрассудков. Он верил, что мертвая графиня могла иметь вредное влияние на его жизнь, и решился явиться на ее похороны, чтобы испросить у ней прощения.Церковь была полна. Германн насилу мог пробраться сквозь толпу народа. Гроб стоял на богатом катафалке под бархатным балдахином. Усопшая лежала в нем с руками, сложенными на груди, в кружевном чепце и в белом атласном платье. Кругом стояли ее домашние: слуги в черных кафтанах с гербовыми лентами на плече и со свечами в руках; родственники в глубоком трауре, дети, внуки и правнуки. Никто не плакал; слезы были бы une affectation. Графиня так была стара, что смерть ее никого не могла поразить и что ее родственники давно смотрели на нее, как на отжившую. Молодой архиерей произнес надгробное слово. В простых и трогательных выражениях представил он мирное успение праведницы, которой долгие годы были тихим, умилительным приготовлением к христианской кончине. «Ангел смерти обрел ее, сказал оратор, бодрствующую в помышлениях благих и в ожидании жениха полунощного». Служба совершилась с печальным приличием. Родственники первые пошли прощаться с телом. Потом двинулись и многочисленные гости, приехавшие поклониться той, которая так давно была участницею в их суетных увеселениях. После них и все домашние. Наконец приблизилась старая барская барыня, ровесница покойницы. Две молодые девушки вели ее под руки. Она не в силах была поклониться до земли, и одна пролила несколько слез, поцеловав холодную руку госпожи своей. После нее Германн решился подойти ко гробу. Он поклонился в землю и несколько минут лежал на холодном полу, усыпанном ельником. Наконец приподнялся, бледен как сама покойница, взошел на ступени катафалка и наклонился… В эту минуту показалось ему, что мертвая насмешливо взглянула на него, прищуривая одним глазом. Германн, поспешно подавшись назад, оступился и навзничь грянулся об земь. Его подняли. В то же самое время Лизавету Ивановну вынесли в обмороке на паперть. Этот эпизод возмутил на несколько минут торжественность мрачного обряда. Между посетителями поднялся глухой ропот, а худощавый камергер, близкий родственник покойницы, шепнул на ухо стоящему подле него англичанину, что молодой офицер ее побочный сын, на что англичанин отвечал холодно: Oh?Целый день Германн был чрезвычайно расстроен. Обедая в уединенном трактире, он, против обыкновения своего, пил очень много, в надежде заглушить внутреннее волнение. Но вино еще более горячило его воображение. Возвратясь домой, он бросился, не раздеваясь, на кровать и крепко заснул.Он проснулся уже ночью: луна озаряла его комнату. Он взглянул на часы: было без четверти три. Сон у него прошел;
он сел на кровать и думал о похоронах старой графини.В это время кто-то с улицы взглянул к нему в окошко, и тотчас отошел. Германн не обратил на то никакого внимания. Чрез минуту услышал он, что отпирали дверь в передней комнате. Германн думал, что денщик его, пьяный по своему обыкновению, возвращался с ночной прогулки. Но он услышал незнакомую походку: кто-то ходил, тихо шаркая туфлями. Дверь отворилась, вошла женщина в белом платье. Германн принял ее за свою старую кормилицу и удивился, что могло привести ее в такую пору. Но белая женщина, скользнув, очутилась вдруг перед ним, и Германн узнал графиню! Я пришла к тебе против своей воли, сказала она твердым голосом, но мне велено исполнить твою просьбу. Тройка, семерка и туз выиграют тебе сряду, но с тем, чтобы ты в сутки более одной карты не ставил и чтоб во всю жизнь уже после не играл. Прощаю тебе мою смерть, с тем, чтоб ты женился на моей воспитаннице Лизавете Ивановне…С этим словом она тихо повернулась, пошла к дверям и скрылась, шаркая туфлями. Германн слышал, как хлопнула дверь в сенях, и увидел, что кто-то опять поглядел к нему в окошко.Германн долго не мог опомниться. Он вышел в другую комнату. Денщик его спал на полу; Германн насилу его добудился. Денщик был пьян по обыкновению: от него нельзя было добиться никакого толку. Дверь в сени была заперта. Германн возвратился в свою комнату, засветил свечку и записал свое видение.
притворством (франц.).
IV5/7VI
Дети выросли не мажорами
Замуж ее выдавала лично Екатерина, у которой она служила при дворе фрейлиной. Возможно, Наталья Петровна и не была первой красавицей, тем не менее недостатка в кавалерах никогда не испытывала. И отнюдь не только из-за богатства и высокого положения ее семьи. Юную Наталью отличал живой ум — она говорила на четырех языках, сноровка — была прекрасной наездницей. А еще, как отмечали современники, при хрупкой внешности у нее был стальной характера, который не могли скрыть кружева и бриллианты. Фрейлина обладала той самой харизмой, которую за деньги не купишь. И сделала хорошую партию, связав свою жизнь с князем Владимиром Голицыным. Так породнились два знатных рода — Чернышевы и Голицыны. У супруга Натальи Петровны было большое состояние, но пребывало оно в расстройстве. Здесь как нельзя кстати пришелся сильный характер и ум княгини. Она как антикризисный менеджер не просто навела порядок в имениях супруга, но и увеличила от них прибыль.
Наталья Петровна Голицына в молодости. Public Domain
При этом она была многодетной матерью — воспитывала трех сыновей и двух дочерей. Один из сыновей умер в юном возрасте. Второй — Борис — героически погиб в войне с Наполеоном, вернее, умер от ран под Вильно. Третий сын Димитрий также защищал Родину во время Отечественной войны, а после был назначен на должность генерал-губернатора Москвы, которую занимал четверть века вплоть до смерти. За время своего служения снискал искреннюю любовь горожан своей нестяжательностью и доступностью — попасть на прием к нему мог любой человек. Он решил множество насущных проблем горожан. Популярность градоначальника была так высока, что москвичи решили еще при жизни установить ему памятник. Да не где-нибудь, а на Красной площади. Дмитрий Владимирович увещевал московских купцов этого не делать, но те тайно собрали деньги и заказали мраморный бюст Голицына у знаменитого итальянского скульптора Витали. Бюст был вручен губернатору, но тот предпочел отправить подарок подальше от любопытных глаз — в подмосковную усадьбу Вязёмы. Свою любовь к градоначальнику москвичи высказали и по его кончине — столица три для оплакивала князя, люди шли и шли нескончаемым потоком к гробу Дмитрия Голицына в губернаторскую резиденцию на Тверской, 13.
То, что княгиня сумела воспитать достойных детей, только добавляло ей веса в обществе. Ни один из пяти отпрысков семьи Голицыных, одной из богатейших в Российской Империи, не стал представителем «золотой молодежи», или, как говорят сегодня, мажором. Никого из них она не баловала деньгами. Московский градоначальник Голицын, несмотря на регалии, а ему был пожалован титул «светлейшего князя», при матушке лишний раз слова не молвил. И никогда не упрекал княгиню, что она не выделила ему из семейного капитала его долю. Жил градоначальник с женой и супругой на военную пенсию и зарплату чиновника
Как-то на балу император Николай I обратил внимание на уже потрепанный наряд светлейшего князя, после чего попенял Наталье Петровне, мол, вы бы княгиня от своих щедрот сыну помогли. Лишь тогда «пиковая дама» расщедрилась
Дети «Солнца». Как сложилась судьба сыновей и дочерей Пушкина? Подробнее
По удивительному стечению обстоятельств Наталья Петровна ушла из жизни в том же году, что и Пушкин, с разницей в несколько месяцев — она пережила поэта на три месяца, будучи старше его почти на 60 лет. А в 1893 г. в доме напротив особняка княгини Голицыной скончается автор оперы «Пиковая дама» Петр Ильич Чайковский, благодаря которому книжный образ княгини обрел еще и голос. А княгиня была похоронена в Москве в семейном усыпальнице Голицыных в Донском монастыре.
Загадка Сен-Жермена
В 1834 году, когда княгиня была ещё жива и по-прежнему оставалась самой влиятельной дамой Петербурга, вышла «Пиковая дама» Александра Сергеевича Пушкина. Вскоре поэт написал в дневнике: «Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семёрку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и Натальей Петровной и, кажется, не сердятся». Действительно, свет быстро обнаружил похожесть Голицыной на старуху из повести Пушкина. Поэт, конечно, кое-что изменил, чтобы сходство совсем уж не бросалось в глаза, но догадаться всё равно было очень легко. Вот как описывает Пиковую даму её внук: «Надобно знать, что бабушка моя, лет шестьдесят тому назад, ездила в Париж и была там в большой моде. Народ бегал за нею, чтоб увидеть la Venus moscovite (московскую Венеру); Ришельё за нею волочился, и бабушка уверяет, что он чуть было не застрелился от её жестокости». Это прямое указание на события, происходившие с княгиней Голицыной. Пушкин дружил с внуком княгини Сергеем Григорьевичем Голицыным, и тот однажды рассказал ему интересную историю. Как-то раз молодой Голицын проиграл в карты огромную сумму. Он пожаловался на эту беду своей бабке и попросил у неё денег — чтобы отыграться. Денег она не дала, но открыла внуку секрет, позволивший ему отыграться. Голицына рассказала внуку, как много лет назад крупно проигралась в Париже, а денег для выплаты долга не было. И ей помог… граф Сен-Жермен, загадочная личность, алхимик, изобретатель эликсира бессмертия. Пушкин записал эту историю, и так родилась «Пиковая дама». Вот как он рассказал о событиях, случившихся с княгиней Голицыной в Париже: «С нею был коротко знаком человек очень замечательный. Вы слышали о графе Сен-Жермене, о котором рассказывают так много чудесного. Вы знаете, что он выдавал себя за Вечного жида, за изобретателя жизненного эликсира и философского камня, и прочая. Над ним смеялись, как над шарлатаном, а Казанова в своих «Записках» говорит, что он был шпион; впрочем, Сен-Жермен, несмотря на свою таинственность, имел очень почтенную наружность, и был в обществе человек очень любезный. Бабушка знала, что Сен-Жермен мог располагать большими деньгами. Она решилась к нему прибегнуть. Написала ему записку и просила немедленно к ней приехать. Старый чудак явился тотчас и застал в ужасном горе. Она описала ему самыми чёрными красками варварство мужа и сказала, наконец, что всю свою надежду полагает на его дружбу и любезность. Сен-Жермен задумался. «Я могу вам услужить этой суммою, — сказал он, — но знаю, что вы не будете спокойны, пока со мною не расплатитесь, а я бы не желал вводить вас в новые хлопоты. Есть другое средство: вы можете отыграться». «Но, любезный граф, — отвечала бабушка, — я говорю вам, что у нас денег вовсе нет». «Деньги тут не нужны, — возразил Сен-Жермен, — извольте меня выслушать». Тут он открыл ей тайну, за которую всякий из нас дорого бы дал». Так княгиня вернула своё состояние, и с тех пор ей всегда везло в картах. В «Пиковой даме» старая княгиня никому не открывала секрет Сен-Жермена, но в действительности младший Голицын всё же узнал её тайну, поставил на эти карты и отыгрался, но никогда больше не играл — такое условие перед ним поставила бабушка… Это история кажется фантастической, но, тем не менее, Голицына в действительности встречалась в Париже с Сен-Жерменом и в самом деле однажды сумела вернуть состояние, проигранное мужем…
Метки: эпоха Романовых, Тайны 20 века, карта, призрак, Пушкин, прообраз, Сен-Жермен, граф, выигрыш, дама, повесть, графиня, Голицына
Проблемы
- Алчность. Имея коварный замысел нажиться за счёт секрета, Германн не удосуживается исполнить её посмертную просьбу, пренебрегает и тем, что она пришла к нему не по своей воле, а по указу, данному свыше. Не жалеет он и чувств Елизаветы Ивановны, которая успела довериться ему и проникнуться нежными любовными посланиями. Главная проблема произведения «Пиковая дама» заключается в расчетливости главного героя, которая оказывает отрицательное воздействие на его жизнь.
- Лицемерие. Германну с его помощью удается обмануть не только легковерную девушку, но и весь свет, который принимает его успех за чистую монету. Все окружающие завидуют удаче игрока, желают ему поражения, однако сохраняют вид почтительности и доброжелательности. Этой ложью пронизан весь высший свет.
- Зависимость людей от материальных благ. Герой ожесточенно добивается богатства ради признания окружения, ведь в мире салонов и балов ценятся только деньги. Проблема не в одном человеке, а в системе, где все имеет свой денежный эквивалент.
Главные герои
Сын обрусевшего немца, инженер, не имеющий большого наследства. Вынужден экономить, страдает от недостатка средств, но тщательно это скрывает. Он жаждет богатства, причём быстрого. В душе Германн – чудовище. Хитрый, расчётливый, целеустремлённый молодой человек обманывает Лизавету Ивановну, чтобы проникнуть в дом графини и узнать у неё тайную комбинацию карт. Смерть старухи расстраивает его только с той позиции, что она унесла тайну с собой. После проигрыша попадает в сумасшедший дом. | |
В молодости была безумно красива, разбивала сердца, была азартным игроком. К старости стала невыносима и капризна. Проиграла большую часть своего имущества, муж не позволил ей отдать долг за счёт последних средств, которые были у семьи. Благодаря связи с графом Сен-Жерменом, она справилась с долгом. Именно его она любила всю свою жизнь. В момент повествования старухе 87 лет, она не выдаёт секрет даже перед лицом смерти. Является в виде призрака к Германну, чтобы отомстить молодому человеку. | |
Молодая девушка, воспитанница графини. Ей приходится терпеть плохое настроение старухи, ежеминутные капризы, перепады настроения. Лиза – скромная, наивная, неопытная, слишком романтичная, но хорошая девушка. Она мечтает о том, что появится человек, который возьмёт её в жёны, чем избавит от несчастного положения в доме старухи. У Лизаветы нет подруг, она живёт в бедной обстановке из-за скупости графини. В конце повести говорится о том, что Лиза удачно вышла замуж. | |
Молодой граф, сын одного из четырёх сыновей графини. Ему, как и остальным старуха не выдала своего секрета. Молодой человек не умеет держать язык за зубами, он фактически обрекает старуху на смерть. |
История создания
Повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама» была написана в 1833 году в Нижегородской области. Она по праву считается одним из самых мистических произведений автора. В ее основу легла настоящая история князя Голицына, сумевшего отыграть карточный долг по трём картам, подсказанным его знаменитой бабушкой Н. П. Голицыной. Наш народ всегда любил суеверия, и даже элита не могла устоять, поэтому Солнце русской поэзии не могло проплыть мимо подобного сюжета.
Реальные события, которые позже повлекли за собой создание данного произведения, А. С. Пушкин узнал от своего приятеля С. Г. Голицына, бабушка которого действительно жила в Париже и была знакома с известным аферистом (или же магом, как угодно) Сен-Жерменом. От него она узнала карточный секрет. Остальные детали и подробности повести были выдуманы Пушкиным.
Образ Лизаветы Ивановны
Воспитанница графини Лизавета Ивановна является сиротой. Это милая девушка, которая вынуждена по причине своего бедственного положения выполнять все просьбы и капризы старухи Анны Фёдоровны. По вечерам она читает ей романы, находится рядом во время прогулок и баллов, готова терпеть все упреки. Воспитанница мечтает найти мужа, чтобы наконец освободиться от опеки графини. Однако это удаётся ей с трудом.
Молодые люди миловидную девушку обходят за несколько метров, так как у неё нет никакого приданого. Довольно часто Лиза проводит свободное время у окна, вышивая различные образы
Именно за этим делом обратил на неё внимание Германн
Невольно юная особа становится свидетельницей и участницей коварного плана молодого инженера. При этом романтичная Лизавета влюбляется в главного героя, из-за чего и поддается на его обман. Однако далее её ожидает неприятное признание. Лизавета Ивановна раскаивается в собственном необдуманном поступке. Однако уже через некоторое время девушка удачно находит для себя мужа.
Пиковая дама это сказки?
Несколько лет назад, в Карельском городе Костомукша, покончил с собой подросток. Юный 15-летний парень, у которого вся жизнь была впереди, холодной декабрьской ночью отправился на стройку, чтобы залезть на подъёмный кран. С собой у него были только верёвка и мыло. Тело подростка утром нашли рабочие. Оно одиноко болталось на стреле, скрипящего на холодном ветру ржавого крана.
Близкие отмечают подавленное состояние самоубийцы в последнее время. Он всё время жаловался на преследовавший его образ женщины в чёрном платье, которая вышла из зеркала как раз во время проводимого в ванной ритуала. С тех пор неотступно появляясь, где бы то ни было.
По словам парня, Дама всячески желала его смерти. Она обладала способностью вселяться в его тело, беря контроль над ним в свои руки. Несколько дней несчастный сопротивлялся влиянию, потусторонней сущности, но очередной сеанс власти пережить он уже не смог…
Статью прочитали
4 056
Главные герои и их характеристика
- Германн — молодой человек приятной наружности, имеющий «профиль Наполеона, а душу Мефистотеля», романтик по натуре. Отроду не брал карты в руки, но любит наблюдать за чужой игрой. Не видел смысла «жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее», был игроком лишь в душе, но тайна трёх карт кардинально изменила его мировоззрение. Если раньше он был педантичным, сдержанным и бережливым, то в финале становится алчным, вероломным и жестоким человеком. Деньги раскрывают скрытую порочность его души, которая поглощает все хорошее, что было в сердце героя.
- Анна Федотовна — старая, дряхлая графиня, избалованная светской жизнью, доживающая свои последние годы. Она хоть и держит воспитанницу в строгости, тем не менее, думает о ее будущем. Образ пиковой дамы, причудившейся Германну, отличается от героини при жизни. Она мстительна, таинственна и категорична. Сделка с ней – разновидность сделки с дьяволом, ведь Германн платит за секрет душой, и дама знает это. Неслучайно она требует от молодого человека загладить свою вину перед воспитанницей и жениться на ней. Она знает, что он не сделает этого, ведь бездушный герой не способен на честность и благородство. Это выдает в ней коварство и лицемерие, присущие потусторонним силам. Пиковая дама также является символом легкого материального успеха, который кружит людям голову. Он уничтожает в них человечность и добродетель, оставляя на них месте выжженное пороками поле.
- Елизавета — скромная и стеснительная молодая девушка, воспитанница Анны Федотовны, замученная постоянными упреками, прихотями и непостоянством графини. Она наивна и добра, ищет в мире понимания и любви, но находит лишь обман и жестокость. Лиза тоже романтическая героиня, но ее иллюзии терпят крах, ведь реальность не ко всем проявляет благосклонность.
- Томский — князь, родственник Анны Федотовны. Он играет роль резонера, именно благодаря его рассказу происходит завязка действия: Германн сворачивает на кривую дорожку и идет на поводу у своих желаний.
Чему учит?
Прочитав «Пиковую даму», читатель невольно задумывается о негативном влиянии желания постоянной наживы. Огромные суммы денег так и манят человека вновь и вновь возвращаться за карточный стол. Исходя из негативного примера Германна, можно сделать вывод о том, что не стоит гнаться за легкими деньгами, тем самым искушая судьбу. Путь к цели, даже если эта цель – благосостояние, должен быть честным и достойным.
Кроме того, благородство человека измеряется не полнотой кошелька, а богатством души. Только тот, что воспитывает в себе подлинную добродетель, достоин уважения и счастья. Любовь, искренность и дружбу не купишь на карточный выигрыш, каков бы он ни был.
Несколько слов о сюжетной канве пушкинской повести
В этой повести А. С. Пушкин повествует о том, как двое друзей играли в карты. После игры Томский рассказывал о своей бабушке, которая, будучи во Франции, чуть не лишилась всего имущества, играя в карты. Однако известный в то время маг, оккультист – Сен-Жермен – поведал женщине тайну трех карт, согласно которой, удача никогда не оставит игрока за игральным столом. Окрыленный, Герман отправляется к дому старой графини.
Кто такая Лиза?
В то время, к графине, своей бабушке, наведывается Томский, здоровается с Лизой, ведет с присутствующими светскую беседу. В окне Лиза замечает молодого Германа и краснеет, думая, что парень – ее спасение из патриархального «рабства» несносной и властной графини. Лиза росла в доме воспитанницей и с графиней не ладила. Своенравная и злая старуха то и делала, что постоянно ворчала. Злая и алчная, женщина все время преследовала Лизу, попрекала девушку, постоянно придиралась к воспитаннице. Жизнь Лизаньки в таких условиях становилась все сложнее и несносней. В молодом офицере, которого девушка видела через окно уже не в первый раз, Лиза усмотрела настоящее спасение.
Кто такой Герман?
Герман – молодой человек, обладавший твердым характером, сильным воображением и огненным темпераментом, что, впрочем, не мешало герою не поддаваться заблуждениям молодости. Офицер начинает оказывать Лизаньке знаки внимания, передает записку, где объясняется девушке в любви. Лиза отвечает мужчине взаимностью. Вскоре Герман требует свидания. Спустя некоторое время ему это удается. Лиза назначает встречу в доме тогда, когда хозяева отбыли на бал, позволяя Герману тайком проникнуть в дом. С нетерпением дождавшись указанного времени, Герман попадает в особняк. Первое, что делает герой – отправляется в кабинет графини. Дождавшись, когда графиня приедет с бала, Герман проникает в спальню хозяйки и требует поведать тайну трех карт. Но старуха сразу не соглашается и оказывает сопротивление. Понимая, что старания безрезультатны, офицер переходит к угрозам, даже достает пистолет. При виде оружия старуха очень испугалась, упала в кресло и умерла.
История создания
Замысел постановки оперы с сюжетом «Пиковой дамы» А. С. Пушкина на сцене Мариинского театра, вероятно, принадлежал директору Императорских театров Ивану Александровичу Всеволожскому. С 1885 года от имени дирекции театров велись переговоры о создании оперы на этот сюжет с несколькими людьми, в том числе, с композиторами А. А. Вилламовым и Н. С. Кленовским, а также либреттистами И. В. Шпажинским и В. А. Кандауровым. В октябре 1887 года состоялся первый разговор Всеволожского с Чайковским, которому было предложено написать музыку на этот сюжет, однако композитор решительно отказался, в частности, мотивируя свой отказ отсутствием в сюжете «должной сценичности». С начала 1888 года за составление либретто на этот сюжет (для Кленовского) взялся Модест Ильич Чайковский, который писал об этом своему брату Петру Ильичу в письме от 7 февраля 1888 года:
Вторую картину либретто кончил. Общим видом этой картины я ужасно доволен <�…> Если бы ты написал на это музыку, с каким удесятеренным старанием я кропал бы мои стихи!. |
Отношение Чайковского к этому сюжету изменилось в конце 1889 года, когда во время репетиций его балета «Спящая красавица» в Мариинском театре возобновились переговоры по поводу будущей оперы. В письме к Ю. П. Шпажинской от 26 января 1890 года Чайковский отмечал:
19 января 1890 года во Флоренции Чайковский начал сочинять оперу. Процесс её создания шёл необычайно быстро: клавираусцуг оперы был закончен 6 апреля, а к 8 июня того же года была завершена вся партитура. В процессе композиции Чайковский редактировал либретто, и сам написал слова к некоторым фрагментам, включая две арии (Елецкого, во втором акте и Лизы — в третьем).
Позднее, работая совместно с Николаем Фигнером, тенором, который должен был исполнять главную роль в опере, Чайковский вставил в седьмую картину застольную песню (арию) Германа, и сделал новую редакцию его предсмертного ариозо.
Мировая премьера оперы состоялась в Мариинском театре в Санкт-Петербурге 19 декабря 1890 года. Дирижировал Эдуард Направник.
Киевская премьера «Пиковой дамы» состоялась 31 декабря 1890 года (дирижёр Иосиф Прибик), а московская, в Большом театре, — 4 ноября 1891 года (дирижёр Ипполит Альтани).
Постепенно опера вошла в репертуар многих театров Европы и Америки:
- 11 октября 1892 года — первая постановка за пределами России, премьера в Праге (исполнялась на чешском в переводе В. Новотного)
- 1902 — первая постановка в Вене, Венская государственная опера, дирижёр Густав Малер
- 1904 — постановка в Большом театре (Москва), за дирижёрским пультом — Сергей Рахманинов
- 5 марта 1910 года — первая постановка в США, Нью-Йорк, дирижёр Густав Малер (исполнялась на немецком)
- 29 мая 1915 года — первая постановка в Великобритании, Лондон (исполнялась на русском языке)
Отношение родителей
Далее, отношение взрослых и в частности родителей к случившемуся. Тут сразу же идет две истории. Отец Ани в, общем-то, не особенно поверил в существование какого-то там призрака. Однако немедленно поменял свое мнение, как только отметил, что действительно происходит нечто странное, пугающее и малообъяснимое.
У его жены, то есть мамы Ани, сложилось двоякое отношение. Она своими глазами видела все страшные «чудеса», но приняла одержимость дочери за болезнь, которую может вылечить медицина. О медиках вообще речь не идет, они видят лишь внешние признаки, неудивительно, что сразу же поставили девочке диагноз эпилепсии.