Пятикнижие

Введение в Пятикнижие

Каждая книга  представляет собой отдельное государство, но при этом все они составляют определенный союз. И красной нитью в них проложены богословские темами.

Задача №1:Сотворить мир.

Структура повествования Пятикнижия: Творение — Падение — Обетование; Завет — Испытание — Исполнение Обетования; Спасение народа — Грех народа — Исполнение Обетования, или путь, ведущий от Адама к Ною, от Ноя к Аврааму, от Авраама к Моисею).

Такая структура может послужить основой для написание хорошей драмы.

В Пятикнижие Моисея входят следующие книги:

1)     Бытие;

включает Пролог (в нем идет речь о создании мира и человека) и сказания о патриархах;

2)     Исход;

книга, посвященная освобождению народа Божьего от рабства под предводительством Моисея;

3)     Левит;

богослужебный устав ветхозаветной Церкви;

4)     Числа;

книга описывает странствия израильтян в Синайской пустыне и начало их проникновения в Ханаан;

5)     Второзаконие;

книга содержит предсмертные законы Моисея, которые были озвучены народу в восточной Палестине, и сам рассказ о смерти апостола.

Книга 3 – “Бесы” (1871-72)

“Бесы” являются самым политизированным романов Достоевского, его нередко ставят в один ряд с антинигилистическими произведениями XIX века. В литературоведении за романом также закрепились определения – роман-предупреждение, роман-предсказание, ведь автор в самом деле предсказал грядущие социальные катастрофы – вскормленные человеческой кровью русская революция, режимы Гитлера и Сталина. Однако, говоря о социальном, Федор Михайлович особое значение уделял первопричине бедствий человечества – деградации души и морали.

Почвой для рождения идеи “Бесов” стало появление террористических и радикальных движений среди интеллигентов, а импульсом послужило политическое убийство студента Ивана Иванова, спланированное нигилистом и революционером Сергеем Нечаевым для укрепления своих позиций в кругу единомышленников, и спровоцировавшее начало новой революционной философии, так называемой “нечаевщины”.

Сюжет. События романа разворачиваются в уездном городке, напоминающем Тверь. В мирной скучной жизни местечка назревает буря и самое страшное, что это разрушительное бедствие зарождается не в атмосфере, а в человеческих головах. Петр Степанович Верховенский (прототип Сергей Нечаев) организовывает революционный кружок. Под руководством этого умного и расчетливого мастера интриг, который скрывается под личиной шута, революционеры от пространственных речей быстро переходят к действиям. Для того чтобы укрепить отношения в “кружке” (“пятерке”) Верховенский задумывает убийство. В качестве жертвы он выбирает Ивана Павловича Шатова, бывшего революционера, который после путешествий по Европе разуверился в революционных идеях и стал пропагандировать новую философию о народе-богоносце (прототип убитый народной расправой Иван Иванов). Первое политическое убийство круто изменяет жизнь городка и его обитателей, многие из которых невольно оказываются втянуты в революционную игру Верховенского.

Книга 4 – “Подросток” (1875)

Роман-воспитание “Подросток” затрагивает взаимоотношения отцов и детей. Главному герою Аркадию Долгорукому 19 лет, но автор решает называть его именно “подростком”, ведь сейчас он находится на пересечении двух времен – детства и взрослой жизни. Будучи незаконнорожденным сыном помещика Андрея Петровича Версилова, юноша испытывает множество душевных мук. Он жаждет богатства, признания, высокого статуса, мечтает вырваться из своего двойственного положения “недосына”, “недодворянина”, “недочеловека”.

Аркадий пытается казаться старше и негодует, когда окружающие называют его “подростком”: “Какой подросток? Разве после девятнадцати еще растут?” “Может не физически, – парирует Достоевский, – но нравственно”.

Благодаря своей вечной теме, “Подросток” Достоевского, пожалуй, самый современный роман писателя. Он легко и понятно прочитывается и сегодня, закрепляясь тем самым вне литературного времени.

Закон «Тора»

Поскольку заповеди необходимо соблюдать каждый день, а ситуации бывают разные, правила поведения верующего раскрываются в законах. Евреям предписывается строго соблюдать законы веры, женитьбы и запрещённых связей, обрезания, молитв, траура, пожертвований бедным, Субботы, Хануки, постов и т. д.

Евреи верят в то, что существует единый Создатель мира, и что поклоняться следует только ему. Что такое Тора? Это свод правил о том, как надо жить с Богом. Молятся иудеи утром, днём и вечером. Во время утренней молитвы Всевышнему кланяются четыре раза. Послеполуденная молитва требует особой сосредоточенности, так как во второй половине дня наступает время суда. Перед вечерней молитвой, совершаемой после захода солнца, обязательно омовение рук.

Иудеи обязаны жениться в возрасте от 18 до 20 лет и завести много детей. Брак с представителем иной веры недопустим. Евреям запрещается прикасаться к женщине, если она не его жена, мать, дочь или внучка.

Человек, у которого умер близкий родственник, рвёт на себе одежду. Погребение происходит до захода солнца или хотя бы в течение суток. Плакать об усопшем разрешается, но без преувеличения его достоинств.

Национальные еврейские праздники приурочены к важным событиям жизни народа. Так, Ханука отмечается в честь победы евреев над врагами. Ханукальные свечи горят восемь дней. Во время Песаха празднуют исход предков из Египта. В течение праздника нельзя есть квасное (изделия из пшеницы, ячменя, овса, полбы, ржи), хранить в доме некоторые лекарства и парфюмерные изделия. Пища готовится в специальной посуде, а раковина и плита покрываются клеёнкой или толстой фольгой.

Также закон «Тора» запрещает иудеям ругаться, произносить клятвы, носить вызывающую одежду, смешивать некоторые продукты (молоко с мясом), отказываться от посещения больного, заниматься шаманизмом, носить одежду противоположного пола и многое другое.

Тора и Пятикнижие: сходства и различия

Вопрос о различиях между Торой и Библией является весьма распространенным как среди христиан, так и среди иудеев. Особенно это касается тех, для кого религия является всего лишь средством выражения своей национальной самоидентификации. А потому приходится слышать о том, что дескать, Библия является книгой для христиан, а Тора, соответственно – для иудеев. Данное утверждение, конечно же не соответствует действительности. Однако же причины такого непонимания кроются в различной терминологии, применяемой к одним и тем же книгам в христианстве и иудаизме. Еврейское слово Тора происходит от двух древнееврейских корней. Корня ЙАРА —- что означает трепет и корня ОР – свет. Таким образом в иудаизме под понятием Тора понимается Божественное откровение, записанное Моисеем. Во втором веке до нашей эры под патронажем египетского правителя Птолемея был сделан перевод Торы на греческий язык, известный как Септуагинта. В Септуагинте еврейское слово Тора переводится на греческий как НОМОС, закон.

Именно по этому в Русской Синодальной Библии встречается понятие «книга Закона». В частности в книге Иисуса Навина, который сменил Моисея на посту лидера Израиля, записано пожелание Божие «Да не отходит сия книга закона (евр. Свиток Торы) от уст твоих» (И.Н 1:8). А в книге Неемии 8:1 говорится «Когда наступил седьмой месяц, и сыны Израилевы по городам своим, тогда собрался весь народ, как один человек, на площадь, которая пред Водяными воротами, и сказали книжнику Ездре, чтобы он принес книгу закона Моисеева (евр. Свиток Торы), который заповедал Господь Израилю». В обоих случаях говорится о Торе, как о единой книге, написанной на одном свитке. Именно в форме свитка Тора используется и сегодня в синагогах. Однако в Септуагинте наблюдается несколько другая картина. Септуагинта дошла до нас в виде кодекса, переплетенной книги. В ней впервые Тора разделяется на пять книг, которые по-гречески звучат как ГЕНЕЗИС (Бытие), ЭКСОДУС (Исход), Левитикус (Левит), НУМЕРИ (Числа) и ДЕУТЕРОНОМУМ (Второзаконие). Именно в таком виде пять книг Моисея, составляющие Тору появляются во всех современных Библиях. Однако и в иудаизме традиция разделения Торы на пять частей также имеет место. С появлением переплетенных книг в средние века в синагогах начали создаваться манускрипты и печатные издания, называемые ХУМАШ или Пятикнижие. Именно так названы первые пять книг Моисея и в Русской Синодальной Библии. Только названия книг в Хумаше берутся по первым словам каждой из книг: БЭРЭШИТ (В начале), ШЕМОТ (Имена), ВАЙИКРА (И воззвал), Бамидбар (В пустыне), ДЭВАРИМ (Слова). Названия книг являются единственным отличием между Еврейским изданием Торы и Пятикнижием Моисеевым, которое находится в начале Русской Синодальной Библии. Однако несмотря на названия книг, взятых из Септуагинты, русский текст Пятикнижия полностью переведен с еврейского текста Торы.

Самаритянское Пятикнижие

Самаритяне используют свой вариант древнееврейского текста Пятикнижия, который написан палеоеврейским письмом. Большинство исследователей сходятся на том, что самаритянское Пятикнижие существовало уже в III веке до н. э. Первое знакомство европейских исследователей с этим Пятикнижием относится к 1616 году.

Началась дискуссия исследователей Библии о сравнительных достоинствах самаритянского и масоретских текстов Пятикнижия. Наиболее полный сравнительный анализ осуществил Г. Ф. В. Гезениус в труде «О происхождении самаритянского Пятикнижия» (на латинском языке, 1815 год). Гезениус доказал, что масоретский текст ближе к оригиналу, чем самаритянский. Последний всегда предпочитает более простые слова там, где первый даёт архаическую или сложную форму. Традиционное произношение, сохраняемое при чтении самаритянами Пятикнижия, обнаруживает близость к языку свитков Мёртвого моря. Наиболее значительное текстуальное отличие самаритянского Пятикнижия от масоретского — вставка после Исх.  и Втор.  длинного отрывка, представляющего собой главным образом стихи Втор. , . Это, безусловно, сознательное видоизменение текста, которое вместе с рядом других, менее значительных изменений призвано «подтвердить» утверждение самаритян, что гора Гризим близ Шхема — «избранное место», то есть место храма.

Пятикнижие Моисеево

К Моисееву Пятикнижию относятся «Бытие», «Исход», «Левит», «Чис» и «Второзаконие». То есть «Книга Тора» состоит из пяти книг, в которых раскрыты источники и постулаты иудейской веры. В книге «Бытие» рассказывается о сотворении мира и человека, первородном грехе, деяниях толкователя снов, соправителя египетского фараона Иосифа.

«Исход» повествует о бегстве евреев из Египта, путешествии их по пустыне, законе, полученном Моисеем от Бога на горе Синай, и построении Скинии – помещения, в котором проводились жертвоприношения и находился Ковчег Завета (в нём хранилась свежая манна небесная, расцветший жезл Аарона, другие вещи, связанные с жизнью евреев). Скиния представляла собой прообраз современного христианского храма. Строение было переносным, что позволяло перевозить его во время путешествия.

Что такое Тора? Это ещё и рассказ о происхождении израильского народа, о возникновении храмов.

«Левит» продолжает историю странствования евреев, освящает способы проведения иудейских богослужений и праздников. Название «Чис» происходит от слова «народосчисление», которое Моисей проводил дважды. В книге подробно излагается закон, данный Богом, и рассказывается о войнах еврейского народа с иноверцами.

Во «Второзаконии» приводятся наставления, которые Моисей давал детям, выросшим в пустыне, описываются последние дни пророка.

Помимо Торы, священные книги евреев – это Невиим и Ктувим, в которых описывается жизнь и деятельность пророков, борьба верующих с личностями, сбивающими народ с верного пути, приводятся псалмы для выражения религиозных чувств человека. Тора в сочетании с Невиимом и Ктувимом составляет Танах, называемый другими народами Ветхим Заветом.

Суть религии иудаизм

Ветхий Завет состоит из Закона Бытия или Торы, где объясняется, как Бог создал небо и землю, и все остальное. Бог создал и человека в Эдемском саду, и наказал ему не есть плоды от дерева добра и зла, иначе умрешь.

И создал из ребра Адама жену ему, и были они голые и не стыдились ни друг друга, ни Бога. Как мы можем видеть, в каждом человеке есть мужское и женское, и лишь, когда начинается разделение на себя и других начинается двойственность и страдания из-за различения на себя и других.

Моисей главный пророк иудаизма

Важнейшей личностью и возможно главным пророком для иудеев считается пророк Моисей. В то далекое время, а это согласно летописи VIII век до н.э., множество иудеев были захвачены в плен царем Египта, и именно Моисей согласно писаниям освободил их из плена поставив ультиматум египетскому царю.

Некоторые наверно слышали про 10 казней Египта, когда желая освободить иудеев, Моисей по воле Бога насылал наказание на Египет в виде насекомых, вода превращалась в кровь или казнь младенцев.

Тогда поверил царь египетский и отпустил иудеев, но затем изменил свое решение и отправился в погоню за пленниками. И тогда, стоя у черного моря, расступилась вода перед Моисеем и прошли они по дну моря, а перед солдатами египетскими захлопнуло море свои воды. И уверовали иудеи в силу Бога. Там же в Египте у горы Синай Моисей восхвалил Бога и дал иудеям 10 заповедей.

Что такое Библия

Библия – Священная Книга христиан. Она состоит из Ветхого Завета и Нового Завета, основой для которых послужила Тора или Пятикнижие. В Ветхом Завете рассказывается история древнего народа божьего – евреев, Бытие, их испытания и обещание Мессии. В Новом Завете говорится о жизни и смерти Иисуса Христа. Всё это было записано четырьмя апостолами из двенадцати.

Первый язык, на который была переведена Библия, греческий, поэтому она получила такое название от греческого слова «книга» — «библия». При переводе некоторые древние мудрецы, не связанные друг с другом, внесли некоторые изменения.

Позднее она была переведена на латынь, где также подверглась коррекции. Когда началась протестантская Реформация Священную Книгу Библию перевели на другие языки. Так как латынь знали только образованные люди – дворяне, то беднякам, посещавшим богослужения, было трудно понять, о чём говорит священник. Библию читают в церкви во время обрядов и церемоний, но христиане также могут держать её для чтения у себя дома.

Некоторые направления христианства рекомендуют толкование Библии на дому самостоятельно, а другие, в свою очередь, осуждают такую практику. Они заявляют, что это должно делать духовенство, специально обученное читать и распространять слово Божье.

Кто и когда написал Пятикнижие?

Вплоть до семнадцатого века, практически единогласный ответ иудеев и христиан на данный вопрос был “Моисей”. Моисей написал Пятикнижие, так говорит Давид в Псалтири, и никто не смел в этом сомневаться, хотя уже тогда многие замечали нестыковки и дубли в повествовании. Долгое время все объяснялось теорией боговдохновения: Бог вдохновил Моисея, и он писал словами Бога. Однако, если посмотреть на конец Пятикнижия, то мы увидим, что Книга Второзаконие заканчивается описанием смерти Моисея. Как Моисей смог бы описать собственную смерть? Данное несоответствие обычно объясняли одним из вариантов:

  • Моисей описал собственную смерть под диктовку Бога,
  • Последние строки Пятикнижия Были описаны Иисусом Навином.

С подъемом исторической критики, ученые стали использовать дубли и несоответствия в тексте в качестве аргумента того, что Пятикнижие имеет нескольких авторов.

К концу девятнадцатого века, ведущей теорией авторства Пятикнижия была следующая: Пятикнижие было записано в эпоху судей (ок. 1220-1020 до н. э.) по устной традиции.

На сегодняшний день основной версией происхождения является версия 4 источников (ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ВЕРСИЯ), которые были сведены во едино и подверглись нескольким (как минимум трем) редакциям.  В пользу данной точки зрения свидетельствуют следующие аргументы:

  • Наличие повторений – их в Пятикнижии более 25. Повторения иногда противоречивы в деталях, иногда версии дополняют друг друга.
  • Различная терминология в разных книгах и частях книг.
  • Различие в теологической концепции просматривается на протяжении всех 5 книг.

Документальная гипотеза происхождения Пятикнижия.

Согласно данной гипотезе, Пятикнижие Моисеево было написано исходя из 4 источников:

  • Яхвист
  • Элогист / Элохист
  • Второзаконие
  • Жреческий кодекс

Давайте рассмотрим источники Пятикнижия и их особенности.

ЯХВИСТ или источник J — древнейшая часть Пятикнижия. Яхвист датируется IX—X веком до н. э. Название источник получил от имени Бога Яхве. Для Яхвиста характерно:

  • Бог – антропоморфен физически и духовно,
  • Положительное отношение к Иудейскому Царству и критика других колен Израиля,
  • Много заимствований из вавилонского эпоса о Гильгамеше

Именно яхвист дает нам истории о Творении Мира и Человека, о грехопадении, о Каине и Авеле, а также о Вавилонской Башне. Яхвист также содержит детали Великого Потопа и Исхода из Египта.

ЭЛОХИСТ или источник Е — его название происходит от слова Элохим, термина, используемого в иврите и Ханаанейских языках для именования Бога. Источник принято датировать концом IX до н.э. История источника Элохист начинается, по-видимому, с истории Авраама. Более того, считается, что согласно данному источнику, Авраам принес Исаака в жертву, а вмешательство ангела стало результатом более поздней редакции уже после того, как перестали практиковаться человеческие жертвоприношения.

Для Элохиста характерно:

  • Абстрактное представление о Боге,
  • Положительное отношение к Северному Царству,
  • Большая роль ангелов

Элохист дает более подробный и детальный рассказ об исходе из Египта, нежели Яхвист.

ВТОРОЗАКОНИЕ. Авторство книги приписывается иерусалимскому духовенству. Эта книга рассматривается, как целое и неделимое, в отличие от четырех других книг Пятикнижия Моисеева. Весьма вероятно, что Второзаконие датируется XIV-XIII вв. до н. э. Второзаконие выделяется из всего Пятикнижия и стилем, и содержанием, и жанром, представляя собой скорее проповедь, нежели рассказ.

ЖРЕЧЕСКИЙ КОДЕКС. Жреческий кодекс включает в себя генеалогические списки, описание заключение Заветов Бога с Ноем и Авраамом. Он же стал основой книги Левит.

Особенности Жреческого Кодекса:

Бог – антропоморфен.
Основное внимание здесь отводится культу.

Считается, что источники были объединены воедино после падения Северного Царства. Второзаконие было добавлено несколько позже.

Однако, следует сказать, что документальная гипотеза на сегодняшний день также подвергается критике. Ученые говорят, что данный подход сильно упрощает ситуацию, что источников и редакций Пятикнижия Моисея было намного больше.

Традиционный иудаизм и сегодня отрицает наличие нескольких источников Пятикнижия Моисея. Иудеи воспринимают текст Пятикнижия как единый и неделимый.

Воспитание детей по Торе

Евреи высоко ценят семью и всё, что связано с ней. Воспитывая детей, иудеи ориентируются на триаду «любовь к людям, уверенность в своей правоте, приверженность истине». Иудаизм не считает рождение и воспитание детей главной задачей человека (несмотря на предписание иметь много малышей). Люди приходят в мир, чтобы решить поставленные перед ними задачи, а родители помогают малышу вырасти и выполнить своё предназначение на земле. Поэтому еврейские мамы и папы не навязывают детям свою волю, но дают право выбора.

Опираясь на положения Торы, старшее поколение учит своих чад не причинять вреда ближним, побеждать зло, стараться быть настойчивым и уверенным в себе. Вместо окриков, нравоучений и замечаний используется собственный опыт и пример. Тора не даёт советов о том, как воспитывать детей, она лишь объясняет, каким должен быть человек.

Личность Моисея в Пятикнижии.

С еврейской точки зрения, доминирующей фигурой Пятикнижия является Моисей. Авраам также играет важную роль, однако даже его личность не может конкурировать с Моисеем.  Хотя Моисей родился в обычной еврейской семье, воспитывался он дочерью фараона и получил образование, достойное дома фараона. Забота Моисея о своем народе в более поздний период его жизни привело к его изгнанию из Египта. После 40 лет скитания по пустыне Мадиамской, он говорил с Богом и предстал в роли пророка.  Причем он был пророком особого толка. Бог говорил не через него, но с ним, лицом к лицу.

Важны в пророческой роли Моисея были «знамения и чудеса», которые Господь совершил через него, сначала в Египте, а затем в пустыне. Пророк также был человеком молитвы, ходатайствующим от имени других лиц. Заступничество Моисея от имени Израиля наглядно демонстрирует его роль как посредника между Богом и Израилем. На горе Синай Моисей также сыграл важную роль в создание национального культа под руководством священников и левитов. Моисей совершил рукоположение священников, которые совершали предписанные жертвоприношения, необходимые согласно Левитского закона. Таким образом, прежде чем Аарон был утвержден в качестве верховного жреца, Моисей был первым священником Израиля.

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ ПЯТИКНИЖИЯ—ОТ БЫТИЯ ДО ВТОРОЗАКОНИЯ

Хронология является основой истории. Без понимания хронологии не может быть историчности

Установлении хронологических рамок событий, описанных в Пятикнижии, важно для понимания Истории Ветхого Завета

Установление хронологических рамок Пятикнижия проблематично в абсолютном смысле, то есть в соотнесении определенного события с точным годом, однако библейских данных достаточно, чтобы соотнести временные рамки одного события с временными рамками другого, — это так называемая относительная хронология. Обычно, абсолютным ориентиром для Нового Завета считается рождение Христа.

В установлении абсолютного ориентира для Ветхого Завета, включая Пятикнижие, есть много проблем.

Источниками датировки считаются следующие:

  • Библейские повествования,
  • Археологические находки,
  • Астрономические наблюдения

Если соотносить современную хронологию, с описанными в Пятикнижии событиями, можно получить следующую хронологию основных событий:

  • Сотворение первых людей – ок 4000 лет до н.э,
  • Великий Потоп – 2300 г. до н. э,
  • Рождение Авраама – около 2000 до н.э,
  • Жизнь Моисея — XVI—XII вв. до н. э.

Что такое Пятикнижие Моисея — Хумаш, Тора?

Пятикнижие

(Пятикнижие Моисея ), или«Хумаш» на иврите (от слова«хамеш»«пять» ) — те пять книг Торы, которые были записаны пророком Моисеем (Моше) после Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Часто, когда говорят слово«Тора» , подразумевают именно Пятикнижие (хотя в широком смысле«Тора» — это все Учение и законы иудаизма). Пятикнижие является первой частью ТаНаХа и состоит из пяти книг: Берешит (Бытие в русск. традиции), Шмот (Исход), Ваикра (Левит), Бемидбар (Числа), Дварим (Второзаконие).

С тех пор, как Тора была дана Моше-рабейну, Хумаш разделен на пять частей — так это следует из высказывания мудрецов в трактате Недарим (22 б): «Если бы не согрешил Израиль — были бы им даны только пять книг Торы и книга Йеошуа, потому что это книги Страны Израиля» .

Берешит, Шмот, Ваикра, Бемидбар, Дварим — книги, которые составляют Хумаш

Пять книг Торы не пишутся отдельными свитками. Пишется один свиток, разделённый на пять частей. Каждая часть отделяется от следующей четырьмя пустыми строками. Эти части называются сифрей Тора

— «книги Торы».

Эти «книги» — части Пятикнижия — называют по тому слову, с которого книга начинается (или по одному из первых слов) — Берешит, Шмот, Ваикра, Бемидбар, Дварим. Но, хотя названия даны по первому слову книги, они глубоки и содержательны.

Мидраш говорит (Тадше

, часть 2): «В названиях всех священных книг — мудрость, и понимание, и постижение того, что написано в книге. Почему первая книга Торы называетсяБерешит («В начале»)? Потому, что в ней сказано о сотворении всего мира, и она глава всему. И будут знать все поколения, что Всевышний, благословен Он, существовал прежде мира и по воле Своей создал мир и все создания его, а не по желанию какого-либо из творений этого мира, и Он Сам в славе Своей управляет миром».

Но в книгах мудрецов и книгах комментаторов ранних поколений мы находим «дополнительные» названия книг Торы. Так, например, книгу Берешит иногда называют Сэфер а-Йашар

(«Прямая Книга», т.к. большую её часть занимает рассказ о праотцах — Аврааме, Ицхаке и Яакове — людях прямых. Книга Ваикра называетсяТорат Коаним («Устав коэнов»), потому большая часть её посвящена законам служения коэнов. Книгу Бемидбар иногда называютСэфер Пкудим («Книга исчислений»), потому что в начале её говорится об исчислении сынов Израиля.

Происхождение Пятикнижия Моисея

Традиционно, Пятикнижие или Тора в узком смысле, представляет собой единый документ Божественного откровения, полностью записанного самим Моисеем. Исключением являются последние восемь стихов Второзакония (где рассказывается о смерти Моисея), относительно которых существуют несколько мнений: первое — и эти стихи также были продиктованы Богом и записаны Моисеем; второе — они были дописаны Иисусом Навином.

В Чис.12:6—8 говорится о том, что способ, каким Бог общался с Моисеем, отличается от остальных, какими все другие пророки получали  откровение: других пророков в эти моменты покидали реальные человеческие чувства, и только Моисею откровение было дано, когда он находился в полном сознании,

По мнению исследователей, Второзаконие отождествляется с «Книгой Торы», найденной в Иерусалимском храме в 622 году до н. э. в царствование Иосии, что описано в 4Цар. 22.

 Традиционный иудаизм отвергает историко-критический подход к Пятикнижию и научно-филологический анализ текста. Масоретский текст принимается за чистую монету Пятикнижия

Специальная коллегия, состоявшая на храмовом содержании, периодически проверяла текст. С великим прилежанием к своему делу последующие поколения переписчиков заботились о точном воспроизведении оригинала. Во избежание возможных ошибок при копировании текста были разработаны детальные правила для переписчика (Софрим). Исследование библейских текстов, обнаруженных среди содержания свитков Мёртвого моря, которые на тысячу лет старше стандартного масоретского текста, подтвердило его аккуратность и показало неправомерность многочисленных «поправок», предложенных за последние два века.

Учёные-библеисты рассматривают Пятикнижие как результат ряда редакций с использованием различных литературных источников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector