Житие преподобного оптинского старца антония (1795-1865)
Содержание:
- Чудо с картошкой
- Чудеса Оптиной пустыни
- Сияние святости
- Бог слушает послушных
- Всего себя отдал на служение ближним
- Доклады:
- Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894)
- ПРЕПОДОБНЫЕ ОПТИНСКИЕ СТАРЦЫ
- Слова его имели благодатную святую силу
- Иеросхимонах Иларион (Пономарёв) (1805—1873)
- Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) (1853—1928)
- Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788—1860)
- Новости:
- Старец Иларион великую стяжал славу
- Старец Илия
- «Ангел» в кирзовых сапогах
- История монастыря
Чудо с картошкой
А еще у нас с Вадимом случилось там чудо с картошкой. Маленькое, но очень теплое.
Мы оставили маленькую Варю моей маме и вдвоем отправились в это монастырь. Сняли две койки в вагончике в соседней деревне и прожили там десять дней, принимая ванну в реке Жиздре и там же стирая.
Позже мы очень подружимся с хозяином угодий, где мы жили, Петровичем. Сейчас ему больше 90 лет, он в здравом уме. Разводит пчел, качает мед, обрабатывает свой огромный огород, копает картошку, сам водит какую-то жуткую машину еще советских времен и в четвертый раз женат. Я его навестила этим летом.
А 15 лет назад мы просто постучали с мужем в первый попавшийся дом.
Тогда в окрестностях Оптиной не было ни трапезной, ни продуктового магазина. Или мы просто о них не знали. Мы привезли с собой из Москвы гору лапши быстрого приготовления и кофе «3 в 1». Этим и питались. Где-то через 4–5 дней желудки у нас завязались в узлы, лично мне было уже не до молитвы и всего другого высокодуховного.
Помню, шли мы как-то со службы. Живот у меня болел невозможно. А в вагончике нас ждала вся эта химия.
— Господи! Сейчас бы картошечки отварной, — подумала я.
Смотрю, а у нас под ногами разорвавшийся пакет с картошкой. И никого. Взяли мы ее и потащили в свое «логово». И попросили жену Петровича (по-моему тогда еще вторую) сварить нам ее. За деньги.
— Да вы бы раньше попросили, я вам и своей бесплатно бы сварила, — сказала она.
Но вкуснее той найденной картошечки я мало что ела.
Чудеса Оптиной пустыни
По молитвам старцев Оптиной пустыни не раз свершались православные чудеса исцеления и многие другие. Оптина пустынь — место для паломничества, многие и сейчас ожидают именно чудес, рассказы о них часто встречаются на православных форумах и порталах. Но, конечно, истинное чудо — существование древней обители, прошедшей через множество испытаний. Многие храмы были уничтожены до основания и до сих пор находятся в стадии восстановления. Оптинских старцев и монахов пытали и убивали в богоборческие годы, но обитель до сих пор жива.
Чтобы не впасть в искушения, нам не стоит основывать нашу веру на чудесах. Ведь с нами всегда чудеса православных Таинств — например, таинства Евхаристии. Чтобы стать свидетелями собственных чудес, многие из которых зачастую происходят в душе человека, вы можете отправиться в паломничество в Оптину пустынь, посетить монастырские службы и помолиться вместе с Оптинскими монахами.
Не стоит искушать Господа непременным ожиданием чудес от паломничества, ведь все, что дается нам, дается во имя спасения и, если мы не получили просимое, значит для нашей души это не было необходимо.
Сияние святости
Еще при жизни отца Амвросия его почитали святым, великим угодником Божиим. Но лишь некоторым, совсем немногим, это было открыто явно. Свидетельства эти, по завету самого старца, стали известны только после его кончины.
Вот воспоминания одной монахини, духовной дочери отца Амвросия, как однажды она исповедовалась в келье старца: «В келье его горели лампадки и маленькая восковая свечка на столике. Читать мне по записке было темно и некогда. Я сказала, что припомнила, и то спеша, а затем прибавила: «Батюшка, что сказать вам еще? В чем каяться? — Забыла». Старец упрекнул меня в этом. Но вдруг он встал с постели, на которой лежал. Сделав два шага, он очутился на середине своей кельи. Я невольно на коленях повернулась за ним. Старец выпрямился во весь свой рост, поднял голову и воздел руки кверху, как бы в молитвенном положении. Мне представилось в это время, что стопы его отделились от пола. Я смотрела на освещенную его голову и лицо. Помню, что потолка в келье как будто не было, он разошелся, а голова старца как бы ушла вверх. Это мне ясно представилось. Через минуту батюшка наклонился надо мной, изумленной виденным, и, перекрестив меня, сказал следующие слова: «Помни, вот до чего может довести покаяние. Ступай». Я вышла от него, шатаясь, и всю ночь проплакала о своем неразумии и нерадении. Утром нам подали лошадей, и мы уехали. При жизни старца я никому не могла рассказать этого. Он мне раз и навсегда запретил говорить о подобных случаях, сказав с угрозой: «А то лишишься моей помощи и благодати»».
Отец Анатолий (Потапов, будущий старец) и отец Исаия читали однажды батюшке Амвросию молитвы. Когда читал отец Исаия, отец Анатолий видит, что старец стоит на коленях на воздухе, а не на кровати. Он удивился, быть может, испугался, и когда окончилось правило, он спросил отца Исаию: «Видел?» — «Видел!» — отвечал тот…
Сохранилось и такое свидетельство. Пришел, по обычаю, к отцу Амвросию в конце утреннего правила иеромонах, его письмоводитель. Старец, выслушав правило, сел на кровать. Письмоводитель подходит под благословение и, к великому своему удивлению, видит лицо старца светящимся. Но лишь только получил он благословение, как этот дивный свет скрылся. Спустя немного времени он снова подошел к старцу, когда тот уже перешел в другую келью и занимался с народом, и по простоте своей спросил: «Или вы, батюшка, видели какое видение?!» Старец, не сказав ему ни слова, только слегка стукнул его по голове рукой — знак особенного благоволения.
Бог слушает послушных
Почему нам так важно знать и хранить опыт старцев?
Потому что, кто сам себе советчик, тот сам себе враг. Отец Иоанн (Крестьянкин) мне говорил: «Читайте книги Оптинских старцев: в них вы найдете ответы на все ваши духовные вопросы»
Ведь для нас важно иметь мнение святых отцов и в той или иной ситуации его применять, а не от своего ума действовать. Остались труды старцев, их письма, свидетельства об их жизни – сейчас уже многое издано, а спасение, как известно, во многом совете.
Как вы видите феномен старчества?
На могильном памятнике многих людей можно было бы написать следующие слова: они жили и не знали, для чего жили. Оптинские старцы знали, для чего живут. Они знали, может быть, немногое, но они знали почти все о главном, и это знание о главном – это духовная гениальность. Что такое старчество? – Это духовная гениальность. А что такое гениальность? – Это 90% труда и 10% осенения свыше. Это все не на пустом месте возникло. Бог слушает послушных. Каждый из старцев в свое время был учеником. Лучше называться учеником ученика, чем собирать бесполезные плоды своеволия. И за это ученичество, за искреннее послушание Господь дал им дары, которыми они сами потом делились: дар врачевания, дар видения духовной жизни… (Замечу: а самое страшное – это имитация такого дара. Когда люди, этого дара не имеющие, поступали так, как будто они имели этот дар, – руководили человеком, не видя Божией воли о нем.)
Старец Амвросий, бывало, медлил с ответом на заданный ему вопрос: «А я пока не слышу». То есть каждый из Оптинских старцев искал слышания воли Божией. Каждый из них был послушным. А Бог слушает послушных.
У старца Амвросия учителем был преподобный Лев?
Старец Лев, который звал его химерой, пустоцветом, но это уже была особенность старца Льва. Он бесконечно любил его и укорял его для духовной пользы, зная, что тот может это вынести.
«Для монаха укоризна и нравоучение – все равно что для ржавого железа щеточки», – говорил старец Амвросий. Из-за любви старец Лев так поступал. «И ржавчину с меня снимал усердно», – вспоминал старец Амвросий.
А какой из Оптинских старцев вам ближе всего?
Наверное, Лев, Макарий, Амвросий, Варсонофий. Но по характеру все-таки, наверное, Варсонофий и Лев.
Всего себя отдал на служение ближним
Великую любовь к людям показывают слова старца о паломниках в Оптину: «Можно ли оставить без участия и помощи добрые души людей, с чистым усердием и любовью стремящихся к Богу? Смотря на них, невольно радуется дух, — что их всех заставляет идти сюда за сотни верст? Иные оставляют семейства, малолетних детей на чужих руках и отправляются, находя себе здесь от мирских забот и попечений духовное утешение и отраду. Ни недосуг, ни непогода — ничто не останавливает их, не препятствует благой их цели; ради душевной пользы самый даже путевой труд служит им в утешение.
Да, слава Богу, есть и в наше время истинные рабы Божии, ищущие душевной пользы и спасения. Даруй, Господи, чтобы все они, по вере их, достигли своей цели и, возвращаясь от нас с назиданием душевным, выносили чистые мысли, святые желания для совершения добрых дел, прославляя Бога, подающего нашему скудоумию слово к душевной их пользе».
Старец всего себя отдал на служение ближним. Отец Иероним, келейник старца вспоминал:
«Батюшка старался между братиями поселить любовь и единодушие, и уврачевать от страстей приходивших к нему, как мирских, так и монашествующих, и никто не уходил от него, не получив пользы. Часто случалось, что не щадя себя, старец и малые часы отдыха своего отдавал на пользу ближним, чрез что незаметно терял свои силы и приближался к концу своей жизни».
Доклады:
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Я желаю всем, чтобы тропа в монастыри никогда не зарастала
/ XXVI Международные Рождественские образовательные чтения. Региональный этап
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Преемство святогорских традиций в развитии монастырей и монашества на Руси
/Русь – Святая Гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства
Епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин
Личность игумена монастыря: опыт Оптинских старцев
/Собрание игуменов и игумений Белорусской Православной Церкви
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Общее монастырское богослужение – залог духовного преуспеяния братии
/Собрание игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви
Игумения Викторина (Перминова)
Общежительный устав как основа монашеской жизни
/Съезд монашествующих Екатеринбургской митрополии
23 сентября 2013
Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) ответил на вопросы участников конференции
/«Монастыри и монашество: традиции и современность»
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Я желаю всем, чтобы тропа в монастыри никогда не зарастала
/ XXVI Международные Рождественские образовательные чтения. Региональный этап
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Преемство святогорских традиций в развитии монастырей и монашества на Руси
/Русь – Святая Гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства
Епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин
Личность игумена монастыря: опыт Оптинских старцев
/Собрание игуменов и игумений Белорусской Православной Церкви
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Общее монастырское богослужение – залог духовного преуспеяния братии
/Собрание игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви
Игумения Викторина (Перминова)
Общежительный устав как основа монашеской жизни
/Съезд монашествующих Екатеринбургской митрополии
23 сентября 2013
Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) ответил на вопросы участников конференции
/«Монастыри и монашество: традиции и современность»
Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894)
Прп. Анатолий (Зерцалов)
Скитоначальник и старец, преподобный Анатолий (старший) наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения.
О великой силе молитвы старца Анатолия свидетельствовал сам преподобный старец Амвросий: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается».
С особой любовью говорил преподобный Анатолий о молитве Иисусовой, говорил о том, что истинная молитва должна рождаться не под впечатлением хорошего чтения и пения, а быть плодом великого труда, дерзновения и любви к Богу.
ПРЕПОДОБНЫЕ ОПТИНСКИЕ СТАРЦЫ
ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО И БОГОНОСНОГО ОТЦА НАШЕГО АНТОНИЯ, СТАРЦА ОПТИНСКОГО Преподобный отец наш Антоний призвание к монашеской жизни почувствовал ещё в детском возрасте. Основание иноческих подвигов он положил в Рославльских лесах, вместе со своим старшим братом, впоследствии игуменом Оптиной пустыни преподобным Моисеем. А затем, исполняя волю боголюбивого архипастыря — епископа Калужского Филарета, впоследствии митрополита Киевского,— оба брата отправились в 1821 году в Оптину пустынь для основания при ней уединённого скита. Вскоре, после назначения преподобного Моисея настоятелем Оптиной пустыни, преподобный Антоний был определён начальником скита. Служа для всех примером трудолюбия и неся внешние подвиги, преподобный Антоний в то же время усердно заботился о стяжании духовных добродетелей — смирения, любви, отсечения своей воли и разума. К добровольным трудам и подвигам монашеским преподобного вскоре присоединился и крест тяжёлой, длительной болезни ног. Более полугода старец не мог выходить из келлии. Но Господу было угодно возложить на святого ещё один крест: он был назначен настоятелем Малоярославецкого Черноостровского монастыря, духовная жизнь в котором оставляла желать лучшего. Преподобный Антоний так сильно страдал душой, переживая предстоящую разлуку с любимым скитом, что в этом состоянии сподобился видения ныне прославляемого епископа Митрофана Воронежского, который сказал ему: «Отец Антоний! Ты жил в раю, знаешь его, а теперь иди трудись, молись, не ленись». Управляя Малоярославецкой обителью, преподобный положил прочное начало её внутреннему устроению, а также окончил начатое его предшественником устроение внешнее. Изредка преподобный Антоний ездил в Москву по монастырским делам, где удостаивался архипастырского благословения и внимания Московского митрополита Филарета. Видя ухудшающееся здоровье отца Антония святитель ходатайствовал об увольнении его от непосильного послушания, и отец Антоний был уволен на покой и вернулся в любимый его сердцу Оптинский скит. В строгом подвиге преподобный стал проводить своё новое жительство, отчего усилилась болезнь ногах до крайности — они до колен были покрыты ранами и порой сильно истекали кровью. Многие, видя всегда светлое его лицо и слыша его оживлённую беседу, не понимали, какого страдальца видят перед собой. Одной духовной дочери преподобный писал: «Вы яко бы имеете какую-то уклончивость от лечения, чего одобрить нельзя, ибо здравие есть высочайший дар Божий, которое и должно хранить, а расточенное возвращать медицинскими средствами. Так устроено Господом Богом, пекущимся о душевном спасении нашем, чтобы всякий человек в жизни сей имел крест, который и должен он с детской покорностью к Отцу Небесному нести, взывая к Нему из глубины своей души: «Отче наш! Да будет во всем Твоя святая воля, только не лиши меня Небесного Твоего Царствия!» Как великий любитель безмолвия, преподобный Антоний желал уединённой жизни, проводимой в молитвенных трудах, чтении и богомыслии; «на молитву,— говорил он,— должно вставать поспешно, как на пожар»; но его духовные дарования привлекали к нему множество посетителей, желающих принять благословение и душевное назидание. Будучи весьма строг к самому себе, он был отечески снисходителен к проступкам других; в советах и наставлениях крайне осторожен. Общее правило отца Антония, равно как и всех других духовных старцев, было такое, чтобы без вопроса никому не предлагать своих советов, считая это не только бесполезным, но и вредным празднословием. В продолжении всей своей жизни преподобный жил не для себя, а для Господа и ближних. Он своей жизнью доказал, что и ныне возможны великие подвиги древних иноков, возможны и искреннее смирение, и искренняя христианская любовь, возможны и те высокие дарования, которыми сияли некогда святые отцы древности.
Преподобне отче наш Антоние, моли Бога о нас! www.optina.ru
Слова его имели благодатную святую силу
Мудрость Батюшки была велика: хотя говорил он очень мало, но слова его имели благодатную святую силу, а потому, получив от него наставление, человек чувствовал в себе искреннее желание исполнить его. Знание сердца человеческого было у него такое, что нельзя было не изумляться. Среди его мудрых советов такие:
«Не стыдись обнажать струпы твои духовному наставнику и будь готов принять от него за грехи свои и посрамление, чтобы чрез него избежать вечного стыда».
Для ободрения скорбящих старец часто говаривал: «Если Господь за нас, кто против нас?»
«Каждое дело необходимо начинать с призывания в помощь имени Божия».
Часто говорил старец о хранении совести, о внимательном наблюдении за своими мыслями, действиями и словами, и о покаянии в них. Учил немощи и недостатки подчиненных нести благодушно. «Замечания делай,- наставлял старец,- не давая пищи собственному самолюбию, соображая, мог ли бы ты сам понести то, что требуешь от другого».
«Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанной молитвой и самоукорением не утишится твое сердце».
«Полезнее для души сознавать себя во всем виноватым и последним из всех, нежели прибегать к самооправданию, которое происходит от гордости, а гордым Бог противится, смиренным же дает благодать». Часто старец приводил изречение апостола: «Истинная любовь не раздражается, не мыслит зла, николиже отпадает».
Иеросхимонах Иларион (Пономарёв) (1805—1873)
Прп. Иларион Оптинский
Преподобный Иларион — ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры.
Истинным пастырем добрым был преподобный старец Иларион: во всякое время, даже в последние дни тяжелой своей предсмертной болезни, заботился он о своих чадах и был всегда готов прийти на помощь их духовным и житейским нуждам. При занятиях с братством обители у старца не было отказа никому и из посторонних посетителей.
Наряду с благодатным даром духовного рассуждения преподобный Иларион имел дар прозорливости, был мужем учительным, ведущим истинно подвижническую жизнь. Однако не только почитание и любовь выпадали на его долю, но иногда и хулу и клевету приходилось терпеть преподобному. Но все это он переносил с великим смирением и снисхождением ко всем немощам людским.
Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) (1853—1928)
Прп. Нектарий Оптинский
Последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры, преподобный Нектарий неустанно окормлял верующих.
Для каждого человека у старца был свой подход, «своя мера», порой он оставлял посетителя одного в тишине «хибарки» побыть наедине со своими мыслями, иногда долго и оживленно беседовал, удивляя собеседника своими познаниями, и люди спрашивали: «Где же старец окончил университет?» И не могли поверить, что он нигде не учился. «Вся наша образованность от Писания», — говорил о себе старец.
Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788—1860)
Прп. Макарий Оптинский
Иеросхимонах Макарий старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нес великий и святой подвиг старческого окормления. С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России. Под его духовным руководством находилась не только Оптина пустынь, но и многие другие монастыри, а письма к монашествующим и мирянам, изданные обителью, стали бесценным руководством для каждого христианина в духовной жизни.
Даровал Господь преподобному Макарию и дар духовного рассуждения. Каждому приходящему к нему на откровение своей совести он подавал врачевство, приличное немощи. Его смиренное слово было и словом действенным, словом со властию, ибо оно заставляло повиноваться и верить неверующего. Смирение проявлялось во внешности преподобного, в виде его одежды, в каждом движении. Лицо его было светло от постоянной Иисусовой молитвы, творимой им, оно сияло духовной радостью и любовью к ближнему.
«Наш путь такой, что хотим или не хотим, а скорбь должна быть, попущением Божиим, к искусу нашему и обучению терпения», — говорил преподобный Макарий.
Новости:
30 декабря 2018
Пресс-секретаря Синодального отдела по монастырям и монашеству архимандрита Мелхиседека (Артюхина) поздравили с днем тезоименитства
/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству
11 декабря 2018
Синодальный отдел по монастырям и монашеству провел в Троице-Сергиевой лавре собрание ответственных за работу с монастырями в епархиях
/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству
02 ноября 2018
Завершилась работа международной конференции «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи»
/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству
02 ноября 2018
В монастыре Киккской иконы Богоматери на Кипре проходит конференция «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи»
/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству
10 сентября 2018
Архиепископ Феогност совершил Литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе
/Церковные новости
24 января 2018
В Оптиной пустыни совершены отпевание и погребение новопреставленного наместника обители архимандрита Венедикта (Пенькова)
/Новости ставропигиальных монастырей
30 декабря 2018
Пресс-секретаря Синодального отдела по монастырям и монашеству архимандрита Мелхиседека (Артюхина) поздравили с днем тезоименитства
/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству
11 декабря 2018
Синодальный отдел по монастырям и монашеству провел в Троице-Сергиевой лавре собрание ответственных за работу с монастырями в епархиях
/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству
02 ноября 2018
Завершилась работа международной конференции «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи»
/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству
02 ноября 2018
В монастыре Киккской иконы Богоматери на Кипре проходит конференция «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи»
/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству
10 сентября 2018
Архиепископ Феогност совершил Литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе
/Церковные новости
24 января 2018
В Оптиной пустыни совершены отпевание и погребение новопреставленного наместника обители архимандрита Венедикта (Пенькова)
/Новости ставропигиальных монастырей
Старец Иларион великую стяжал славу
Почитание старца Илариона в Оптиной выразилось в торжественных поминовениях старца в день его кончины и двадцать первого октября старого стиля в день ангела его, преподобного Илариона Великого. Поминовение состояло в торжественном соборном служении ранней и поздней Литургии и панихид, также в поминальной трапезе и милостыне нищей братии. Но главный памятник почитания старца — это действующий ныне храм в честь преподобного Илариона Великого, воздвигнутый при бывшей монастырской больнице по инициативе казначея иеромонаха Флавиана и Н. П. Киреевской. Освящение храма преподобного Илариона Великого было назначено на двадцать восьмое июля 1876 года и соборно совершено Преосвященным Григорием Калужским вместе с отцом настоятелем и старшей братией. Владыка после освящения произнес знаменательные слова: «Да, старец Иларион великую стяжал славу». Храм был вновь освящен в 1991 году.
В 1996 году преподобный Иларион был причислен к лику местночтимых Святых Оптиной Пустыни, а в августе 2000 года — Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен для общецерковного почитания. Мощи преподобного Илариона покоятся во Владимирском храме Оптиной Пустыни.
Можно не сомневаться, что и сейчас старец Оптинский Иларион призирает на приходящих в Оптину с верою ко святым могилам старцев и подает им незримо помощь и молитвенное заступление…
Преподобне отче Иларионе, моли Бога о нас!
3 из 3
<<предыдущая оглавление
Старец Илия
Имя схиархимандрита Илии (Ноздрина) (родился в 1932 году) традиционно связывают с Оптиной, так как он является духовником братии Оптиной. В право-славной среде его считают одним из самых авторитетных старцев нашего време-ни. Многие называют его последним Оптинским старцем.
Еще в годы обучения в Духовной академии Алексей Ноздрин, будущий старец Илия, познакомился с будущим патриархом Московским Кириллом. С 2009 года старец Илия является личным духовником патриарха Кирилла. Сейчас старец Илия служит в храме Спаса Преображения в Переделкино на территории патриаршего подворья. Многие едут к нему за советом и помощью.
«Ангел» в кирзовых сапогах
Я тогда была совершенным неофитом. Наверное, я до сих пор им и осталась. И, честно говоря, мне совсем не хочется взрослеть.
Но в те дни это было то настоящее, первое неофитство, когда ты вдруг открыл для себя новый удивительный мир. Ты еще ничего не понимаешь, но все вокруг кажется божественным. На каждом шагу происходят чудеса, знамения и откровения. И хочется веровать и исповедовать. И все положить Богу к ногам. Молитва чиста и горяча, ты просишь помощи во всем. И во всем ее получаешь.
Тогда со мной случилось мое первое оптинское чудо. У меня болел раком отец. Состояние его было уже тяжелым, анализы — очень плохими. И вдобавок ко всему у него начался стоматит. Весь рот и горло были в язвах. Он буквально разлагался изнутри и в квартире стоял жуткий запах.
В ту поездку я зашла в Введенский храм. Увидела икону целителя Пантелеимона, она там справа, и начала молиться, чтобы он вылечил моего отца. Было воскресенье, море народу. И вдруг через всю эту толпу ко мне пробирается странный человек. Какой-то ряженый — косоворотка с народными мотивами, кирзовые сапоги, борода.
— Тебе обязательно нужно взять масла из лампадки Пантелеимона, — сказал он мне.
Схватил меня за руку и потащил сначала искать пузырек, а потом — монахов, чтобы взять благословение.
Я особо не сопротивлялась, так как была уверена, что в монастыре ничего просто так не происходит.
А этот явно заигравшийся в ролевые игры человек — не больше не меньше, как ангел Божий. Или, как минимум, посланец Господень.
Как покажет будущее, я была не очень далека от истины.
— Ты еще детей своих будешь этим маслом мазать, — сказал мне «ангел» в кирзовых сапогах, когда процедура изъятия масла была закончена.
Детей я им, правда, не мазала, потому что извела все на свой беременный первой дочкой живот. Эта поездка в Оптину пустынь случилась в конце мая, а в ноябре я уже буду замужней и непраздной. Но между этими событиями случилось настоящее чудо.
Оптинские чудеса, или У Бога случайностей не бывает
Я вернулась из поездки и рассказала маме о странном человеке и масле. Она попросила у меня пузырек и капнула несколько капель в рот отцу. Я уже писала, что он болел. По прогнозам врачей ему оставалось совсем немного.
— А где запах? — спросила на следующий день медсестра, которая каждый день приходила к нам домой делать уколы.
Мы и не заметили, что этот отвратительный запах исчез. Вскоре отец сдал анализы и они оказались нормальными. Он прожил еще несколько лет и впервые в жизни исповедовался и причастился.
Прошли годы, отца уже не было в живых. И, листая православный календарь, я увидела, что 24 октября — день памяти преподобных старцев оптинских. Чьими молитвами и случилось то чудо, я уверена. И 24 октября у моего отца день рождения. Случайность? Для кого-то может быть. Но я так не думаю.
История монастыря
Оптина пустынь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви. Он расположен неподалеку от Козельска Калужской области и был основан в IV в., но его история уходит корнями в Средневековье. Оптину пустынь установили в этом чудесном месте по промыслу Божьему, к сожалению, у нас не сохранилось подлинных сведений о первом создателе монастыря. Сохранилось лишь несколько легенд, одна из которых касается разбойника по имени Опта, который жил неправедной жизнью, но потом с ним что-то произошло, он принял монашеский постриг с именем Макарий. Вокруг бывшего разбойника собралась братия, он обустроил пустынь, что и стало началом жизни монастыря.
Согласно другой легенде Оптину пустынь основал князь Владимир Храбрый, который поддерживал монашество или кто-то из его наследников.
Есть также версия, что ранее в обители жили и монахи и монахини, а такие монастыри в древности называли Оптиными. Точных данных о создании Оптиной пустыни не сохранилось. Ясно одно: в этих прекрасных уединенных и живописных местах все располагало к монашеской жизни.
В разные времена монастырю жилось очень тяжело. В начале VI века, при игумене Серии в монастыре была единственная деревянная церковь и всего шесть келий, братия состояла из двенадцати монахов, а во главе братии стоял иеромонах Федор. В 1689 году бояре Шепелевы построили Введенский собор. В годы правления Петра I Оптина пустынь платила огромный оброк, практически непосильный для обители. В казну были отобраны рыбная ловля, мельница и другое имущество, приносившее Оптиной пустыни хоть какой-то доход. Со временем Оптину пустынь упразднили, назвав «малобратным монастырем». Восстановить Оптину пустынь удалось благодаря ходатайству стольника Андрея Шепелева в 1726 году. Монахам даже удалось вернуть мельницу.
В 1795 году для Оптиной пустыни наступили лучшие времена
Обители уделил внимание московский Митрополит Платон. По благословению митрополита началась застройка обители, которая длилась много лет
Строителем был назначен отец Аврамий, своего служения он не оставлял вплоть до того момента, когда немощь заставила его просить освободить от работ. В 1801 году «за отличные услуги обители к общей пользе», отца Авраамия произвели в игумена Лихвинского Покровского Доброго монастыря, с управлением в то же время и в Оптиной пустыни. До преклонного возраста все любили и уважали его в обители, где он смог при жизни увидеть достойные плоды своих величайших трудов.
Вплоть до 1861 года обитель процветала. В братстве было уже более 150 человек. Оптина пустынь вела, в том числе, и издательскую деятельность. Труды старцев Оптиной пустыни издавались достаточно широко, приумножая достояние святого места.
В 1923 году, во времена богоборчества, Оптину пустынь закрыли. Но не просто закрыли, а разрушили многие храмы, надругавшись над святым местом, превратив его в светские учреждения. Снова начался трудный период истории обители. Большевики закрыли храмы монастыря, превратив их в лесопилку, а скит в дом отдыха. Лишь в 1987 Оптина пустынь вернули Русской Православной Церкви. 3 июня 1988 года после долгого перерыва в Оптиной пустыни совершилось первое богослужение. По сей день в обители принимают тысячи паломников.