Храм в переделкино. собор князя игоря черниговского в переделкино
Содержание:
- Русская Православная Церковь
- Духовный путь Илия Ноздрина
- Наставления схимандрита
- Особенности архитектуры церкви
- Храм Игоря Черниговского в Переделкино
- Если Богу угодно
- Старческое служение
- Досье
- История обители
- История создания храма
- Как доехать до монастыря?
- Немного истории
- Памятник Великому князю
- Детство и юность Илия Ноздрина
Русская Православная Церковь
17 июня 2013 года, накануне празднования перенесения мощей святого благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в соборном храме святого благоверного князя Игоря Черниговского в подмосковном Переделкине.
За Литургией была совершена хиротония архимандрита Леонида (Горбачева) во епископа Аргентинского и Южноамериканского.
Его Святейшеству сослужили: митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии;митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; архиепископ Истринский Арсений, первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Егорьевский Марк, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Подольский Тихон, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; схиархимандрит Илий (Ноздрин); протоиерей Владимир Диваков, секретарь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Владимир (Зорин), настоятель храма Преображения Господня Патриаршего подворья в Переделкине; протоиерей Георгий Студенов, благочинный Михайловского округа г. Москвы; протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ; иерей Александр Носевич, настоятель русского православного храма Святой Троицы в Афинах (Греция); иеромонах Мисаил (Сарафанов), ответственный секретарь Управления делами Московской Патриархии; духовенство г. Москвы.
На богослужении присутствовали председатель Совета директоров Балтийской строительной компании И.А. Найвальт, префект Западного административного округа г. Москвы А.О. Александров, глава управы района Новопеределкино Е.В. Сорока, глава муниципального округа Новопеределкино Э.М. Макаренко, председатель Союза писателей России В.Н. Ганичев.
За богослужением пел хор Патриаршего подворья в Переделкине (регент — И.В. Смирнова).
За Литургией Святейший Патриарх рукоположил диакона Александра Акулина, клирика храма Космы и Дамиана в Космодемьянском, в сан пресвитера.
Проповедь перед причастием произнес игумен Антоний (Зеленчуков), клирик подворья в Переделкине.
По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Аргентинского и Южноамериканского Леонида на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новохиротонисанный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.
Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Святейший Владыка поздравил И.А. Найвальта с днем тезоименитства и вручил ему список Владимирской иконы Божией Матери.
Затем на площади перед храмом Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил памятники святителю Филиппу, митрополиту Московскому, и святому благоверному князю Игорю Черниговскому. Памятники созданы при поддержке Балтийской строительной компании скульптором К.Б. Саркисовым, принимавшим участие в художественном оформлении храма святого князя Игоря.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Духовный путь Илия Ноздрина
Алексей выучился в школе, устроился на работу. Каждый день после работы он приходил в церковь города Камышин, в котором он жил. Священник этой церкви, видя стремление молодого человека к Богу и богоугодной жизни, посоветовал ему поступить в духовную семинарию.
Решение продолжить обучение в Санкт-Петербургской духовной семинарии круто изменило жизнь Алексея. Там он познакомился с будущим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом. Там же был совершен его постриг в монашество под именем Илиан. Духовное имя он получил в честь одного из сорока Севастийских мучеников.
Важно! Жизнь христианина невозможна без покаяния. В Православии не принято называть священников «святыми отцами», как это распространено в католической традиции — священники такие же люди, как и все остальные, поэтому могут совершать неблаговидные поступки
Для того чтобы победить греховные деяния или помыслы, человек должен раскаяться и исповедать грех. У многих священников есть свой духовник, к которому они приходят, чтобы исповедаться или получить совет. Святейший Патриарх так же, как и все христиане, ходит на исповедь. Его духовником как раз и является отец Илий.
Патриарх Кирилл и отец Илий Ноздрин
Митрополитом Никодимом Илиан Ноздрин был рукоположен в сан иеромонаха. После получения духовного звания он служил в нескольких приходах и монастырях, пока не был отправлен в Оптину пустынь в качестве духовника. Там он был пострижен в великую схиму под именем Илий.
Важно знать! Великой схимой называют высшую ступень монашества в православной традиции. Она подразумевает полнейшее отречение от мирских забот, необходимое для духовного единения с Богом
Старец Илий был награжден Орденом почета в 2020 году. Эту награду получают люди, имеющие особые заслуги в сохранении духовных традиций и ведущие деятельность, направленную на сохранение дружбы между народами. Также отец Илий был награжден орденами Сергия Радонежского и Серафима Саровского Первой степени.
Наставления схимандрита
О спасении
Старец говорит, что спасти свою душу и войти в Вечность можно и живя в миру. Отрекшись же от мира можно достичь истинных духовных высот. У людей новоначальных в душе часто возникает путаница: одни думают, что исполнять заповеди должны только монахи.
Другие, живя мирской жизнью, стремятся приблизить свой жизненный уклад к монашескому, забывая о своих семейных и профессиональных обязанностях, что тоже недопустимо. Каждый человек выбирает в жизни свой путь, и должен идти по нему, вручив свою судьбу в руки Господа.
О молитве
Под молитвой старец подразумевал мысленное обращение к Богу. Используя речевые средства общения, человек может обращаться не только к ближнему или самому себе, но и к Создателю, восхваляя Его и прося Его милости.
Старец Илий: “Молитва – это пища нашей души”
Подобные движения человеческого ума являются самыми сложными, но избегать их никак нельзя. Без постоянной памяти о Всевышнем мы не сможем противостоять тем искушениям, которые ежедневно нас одолевают.
О судьбе
В жизни человека не может произойти то, чего не допускает Бог. Говоря о чем-то плохом, люди сплевывают через плечо, тем самым обнажая свое неверие. Христианин не может верить в случайность, не веря в Промысел Божий. В руках Господа не только благополучие и жизнь отдельно взятого человека, но судьба всего мира в целом.
О времени
Время дается человеку для того, чтобы у него была возможность совершенствовать свою душу и достигнуть спасения. Трудно даже оценить ценность этого ресурса. Будущее человека напрямую зависит от того, сколько он успел сделать добрых дел, сколько времени посвятил общению с Господом. Если человек не ценил этот Божественный подарок и потратил время впустую, внезапная смерть застанет его душу неготовой для перехода в Вечность.
О любви
Со стяжания смирения начинается путь всех, кто хочет прийти к Богу. Гордость — подчиненность сатане, так как она препятствует искреннему покаянию, а без покаяния нельзя говорить о вере.
Основой христианской жизни старец называл любовь и смирение
Даже болезнь иногда бывает результатом отсутствия смирения. Через нее Господь приводит человека к покаянию, так как немощный человек не в силах возгордиться и противиться Божьей воле. Рука об руку со смирением идет и мудрость, но мудрость не как человеческое, а как Божественное качество.
Особенности архитектуры церкви
Идея возвести собор с красочными, оригинальными по фактуре и конфигурации маковицами была позаимствована у построенного в далеком XVI веке Храма Василия Блаженного. Однако церковь Св. Игоря Черниговского отличается от исторического сооружения, украшающего Красную площадь, тем, что ее купола выполнены не из покрытого разноцветной краской железа, а из фарфора, разнообразие и переплетение цветов которого делают все маковки похожими на яйца Фаберже.
Sonic_off
Разработчики проекта несколько месяцев пытались решить сложную задачу — из какого материала изготовить купола, чтобы они выглядели празднично, были долговечными и отличались друг от друга. В итоге родилась идея сделать металлические каркасы и покрыть их керамикой, которая не гниет, не ржавеет и не выцветает.
Изначально маковицы планировалось изготавливать из крупных частей, но испытания показали, что габаритные составляющие быстро разрушаются при механических нагрузках, поэтому было принято решение возводить конструкцию из небольших деталей. Чтобы фарфоровые чешуйки идеально совпадали друг с другом, их геометрия просчитывалась с помощью компьютерной программы. Впоследствии технология производства куполов из фарфора была запатентована.
Татьяна Квичанская
Главный купол храма Святого Игоря Черниговского состоит из 18 000 выполненных вручную фарфоровых плиток кобальтового цвета. Его ширина составляет почти 10 метров, а высота равна высоте трехэтажного дома. Купол разбит на 24 продолговатые части, отделенные друг от друга золотистыми полосками. 12-процентное керамическое золото сначала наносится обычной кистью, а потом обжигается при температуре 850°C, в результате чего намертво прикипает к фарфоровой плоскости и приобретает высокую стойкость к внешним воздействиям.
Церковь состоит из цокольной, стилобатной и купольной частей. Внутри собор просторный — способен вместить 1200 человек, а 17 расположенных по периметру церкви окон делают его очень светлым. Находясь внутри храма, чувствуешь себя спокойно, умиротворенно, и «ближе к Богу». Белоснежные стены опоясаны орнаментом, который разделяет их на секторы и делает обстановку праздничной и торжественной. Величественности храму добавляет керамический иконостас с позолотой.
Храм Игоря Черниговского в Переделкино
Эта замечательная идея строительства церкви неподалеку от Патриаршей резиденции — заслуга Патриарха Алексия II. Он утвердил оригинальный проект в 2005 году и принял решение освятить храм во имя князя Игоря Черниговского и Киевского. Алексий II лично выбрал лучшее место и благословил начало возведения храма.
После четырех лет упорной работы лучших мастеров новый храм получила наша столица, великолепная Москва. Переделкино украсил изысканный храм-терем, который сочетает в себе элементы многих стилей русской архитектуры.
Фарфоровые главы разных цветов увенчаны крестами огромных размеров. Фасады, отделанные яркой насыщенной майоликой, дарят ощущение радости. Храм высится на пригорке, и его оригинальная форма, свежесть и необычность архитектурного решения неизменно притягивают к себе взоры гостей.
Многими историческими памятниками славится Москва. Переделкино теперь по праву гордится храмом, построенным в наше время. Внутреннее убранство его необычно по художественному решению и по форме. Оно дарит необыкновенное ощущение распахнутости и простора, легкости и широты, наполненности радостью и светом.
Смысловой центр храма в Переделкино, как впрочем, во всех православных храмах — белоснежный, с позолотой керамический иконостас. С ним великолепно гармонируют киоты с образами, выполненные в том же стиле. Пояса орнамента визуально делят стены на секторы, подчеркивая их белизну, и добавляя нотку сказочности.
В январе 2010 года Святейший Патриарх освятил камень, заложенный в основание храма в Переделкино.
17 июня 2012 года соборный храм Игоря Черниговского в Переделкино был освящен, и отслужена первая литургия.
Если Богу угодно
Многие хотят, чтобы с ними пообщался старец Илий (Переделкино). «Как попасть на прием к старцу и примет ли он?» – это основные вопросы приезжающих паломников. Конечно же, схиархимандрит не сможет удовлетворить всех страждущих, но, как говорят местные монахи, если Богу будет угодно, то встреча обязательно состоится. Обычно старец Илий до обеда принимает в трапезной, где за столами располагаются приехавшие, а очередь движется вокруг этих столов. Если люди шумят в очереди или спорят, то он лично разгонит или примирит гостей.
Ближе к 16 часам старец удаляется отдыхать, а когда вернется и вернется ли в этот день, одному Господу известно. У монастыря есть свой интернет-ресурс (www. optina. ru), на котором можно узнать, где сейчас старец Илий и когда состоится очередной прием.
Старческое служение
Выполняя столь высокое послушание, старец не прекращает, находясь в Оптиной пустыне, общение и с простыми людьми. У многих в жизни возникают различные сложные ситуации, разобраться в которых, по их мнению, может лишь старец Илий (Ноздрин). Как попасть на прием к нему — вопрос, волнующий многих. Впрочем, это вполне реальная задача, была бы на то Воля Божия и собственное желание. Оптинские монахи сообщают, что батюшка регулярно принимает паломников прямо за столом в трапезной и отводит этому большую часть дня.
Приезжих бывает, как правило, много, и это неслучайно, ведь молитва старца обладает особой благодатной силой, что неоднократно подтверждалось на практике. И в стенах монастыря, и за его пределами известен случай, когда он своей молитвой вернул к жизни привезённого из Чечни тяжелораненого и уже умиравшего солдата. Известно, что этот эпизод, широко обсуждавшийся в медицинских кругах, не нашёл научного объяснения. Известны и иные случаи чудесных исцелений по молитвам старца.
Досье
Схиархимандрит Илий (Ноздрин Алексей Афанасьевич).
Родился в 1932 г. в с. Становой Колодезь Орловского р-на Орловской обл. в благочестивой крестьянской семье. При крещении был наречён в честь Алексия, человека Божиего. Его отец скончался в госпитале во Владикавказе после боевого ранения в 1942 г., мать вырастила четверых детей одна.
В 1949 г. закончил среднюю школу. Служил в армии. В 1955-1958 гг. обучался в текстильном техникуме в Серпухове. По окончании по распределению направлен в г. Камышин Волгоградской области. Там он принял решение посвятить жизнь служению Церкви, поступил в духовную семинарию г. Саратова.
Храм Сошествия Святого Духа Зачатьевского женского монастыря, который был освящен Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом. Помощь святой десницы. Как сейчас выглядят старейшие московские монастыри? После закрытия Саратовской семинарии в 1961 г. продолжил образование в Ленинградской духовной семинарии, затем в академии. Во время обучения в 1966 г. митрополитом Никодимом (Ротовым) пострижен в монашество с именем Илиан в честь одного из сорока мучеников Севастийских. Тем же Преосвященным был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха.
В 1966 г. поступил в Псково-Печерский монастырь, где нёс послушания в течение 10 лет.
В 1976 г. иеромонах Илиан вместе с тремя другими монахами был направлен нести иноческое послушание в русскую Афонскую Свято-Пантелеимонову обитель, где вместе с другими насельниками сумел сохранить в ней монашескую жизнь, поддержать связь обители с русским Православием и предотвратить закрытие монастыря. Ему было доверено духовничество в Пантелеимоновой обители. В 1989 г. направлен в качестве духовника в восстанавливающуюся после 65-летнего запустения Оптину пустынь. Здесь принял постриг в великую схиму с именем Илий в честь другого Севастийского мученика. В течение 20 лет схиигумен Илий возрождал старческое служение, которым всегда славился монастырь.
В 2009 г. поселился на Патриаршем подворье Троице-Сергиевой лавры в подмосковном посёлке Переделкино.
На Пасху 4 апреля 2010 г. возведён в сан схиархимандрита.
Является духовником Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
История обители
Оптина пустынь – православный монастырь для мужчин, расположившийся в двух километрах от города Козельск в Калужской области. По древнему преданию монастырь был основан на рубеже XIV-XV веков раскаявшимся разбойником Оптой (или Оптием), принявшим монашество под именем Макарий. Оптинская обитель служила пристанищем для старцев и стариц, проживающих в отдельных строениях монастыря, но под духовным руководством одного настоятеля. Первые упоминания об этой обители можно найти в писцовых книгах Козельска, относящихся ко временам царствования Бориса Годунова.
В начале XVIII века Оптина пустынь переживала тяжелые времена в связи с постоянными оброками государству на войну со шведами и строительство Петербурга, а в 1724 году вообще была упразднена согласно Духовному регламенту и присоединена к Спасо-Преображенскому монастырю, расположенному в соседнем городе Белеве. Через два года по приказу Екатерины II монастырь был восстановлен, а на его территории началось строительство новых храмов, которое продолжалось вплоть до начала ХХ столетия.
Оптина стала одним из крупнейших духовных православных центров России, со всех сторон к ней тянулись паломники и страждущие, некоторые из которых поселялись в ските, устроенном в 1821 году. По мере поступления пожертвований обитель приобрела земельные угодья, мельницу.
В 1918 году Оптина пустынь была закрыта согласно указу СНК РСФСР, а в 1939 году на территории монастыря по приказу Л. Берии организован концлагерь для пяти тысяч польских военных, расстрелянных позже в Катыни. С 1944 по 1945 гг. здесь расположился фильтрационный лагерь для советских офицеров, вернувшихся из плена.
История создания храма
Собор Игоря Черниговского сооружен в классическом неорусском стиле по проекту известного архитектора Александра Шипкова, удостоенного за эту работу премии «Золотой знак» Международного фестиваля «Зодчество-2014». Идею возведения церкви предложил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
В 2005 году проект был утвержден, и было принято решение окрестить собор именем великого русского князя XII века — Игоря, представителя династии Ольговичей, который после своего недолгого пребывания у власти стал иноком монастыря. В этом же году началось строительство, продолжавшееся 7 лет, а 17 июня 2012-го в новоосвященном храме прошла первая литургия.
Как доехать до монастыря?
Учитывая, что Оптина пустынь находится вблизи станций ЖД «Переделкино» и «Козельск», добраться до нее по железной дороге не составит особого труда. С Киевского вокзала в Москве ходят электрички в направлении Калуги или Сухиничей. До Козельска можно доехать и автобусом от станции метро «Теплый стан».
У владельцев автомобилей, учитывая нынешнее изобилие различных навигационных систем и карт, также не возникнет особых проблем с поиском верного пути. Но если добраться до монастыря – дело не хитрое, то как попасть к старцу Илию на прием – это совершенно иной вопрос. Прежде чем отправиться в путь с этой целью, следует заранее узнать о распорядке дня в обители, а также о расписании приема.
Немного истории
В давние времена в этих местах располагалась деревушка Спасское-Лукино. С того времени чудом уцелели некоторые памятники культуры, архитектуры, имеющие большое историческое значение. Одним из таких бесценных памятников является Преображенская церковь.
В XVII веке храм в Переделкино (Спасское-Лукино) стали окружать крестьянские избы. Вскоре это местечко назвали Переделкой. Село Лукино стало центром вотчины.
Церковь Спаса Преображения впервые упоминается в 1646 году. К началу XVIII века в документах описываются уже две церкви — в том числе и Спасская.
Деревянный Спасский храм в Переделкино имел пристроенную к нему каменную церквушку, которую освятили во имя Дмитрия Ростовского.
В начале XIX века многие подмосковные поселения значительно пострадали от варварского разорения французами. В Лукине пожаром было уничтожено много дворов крестьян и усадебный дом. Та же участь постигла и Измалково. Остается загадкой, почему французы пощадили храм в Переделкино. Несмотря на то что часть из имущества похитили, наиболее ценные реликвии были сохранены, благодаря настоятелю Иоанну Яковлеву, который успел главные реликвии закопать в землю.
В 1815 году в селе построили каменную Спасо-Преображенскую церковь. Это здание считается ярким образцом классицизма.
Когда усадьба стала принадлежать Боде-Колычеву, облик строения изменился. На здании появились художественные элементы храмового искусства XVII века. От той постройки до нашего времени «дожил» килевидный портал, царские врата и иконостас XVII века. Настенная живопись, хоры относятся к 1950 году.
Памятник Великому князю
Перед храмом на площади установлен памятник великому князю Игорю, а также святителю Филиппу. Оба святых стали жертвами политической борьбы. Памятник символизирует их единство, силу духа в трагические моменты российской истории. В июне 2013 года памятник был освящен.
Великолепный храм в Переделкино является ярким образцом современного храмового зодчества. Труд многих людей, проектировавших и строивших этот храм, вложивших в это святое дело свой талант, душу, молитвы, силы и знания по достоинству оценили простые верующие и священнослужители
Сегодня храм в Переделкино, живописно устремившийся величественными куполами ввысь, привлекает своей красотой внимание и сердца христиан
Детство и юность Илия Ноздрина
Прежде чем начать повествование о жизненном пути последнего старца Руси Илия Ноздрина, следует выяснить, в каком смысле чаще всего употребляется термин «старец». Старчество, как особый институт наставничества, зародилось в православной традиции с древних времен. Истоки этого явления берут свое начало в особом укладе монашеской жизни.
Схиархимандрит Илий Ноздрин
Те, кто знал будущего предстоятеля Православной Церкви еще совсем маленьким, говорили, что глубокая вера в Господа, смирение и благочестие жили в сердце праведника с самого детства. В миру будущего инока звали Алексеем Ноздриным.
Уже с трех лет мальчик сам собирался в церковь, он с удовольствием посещал богослужения, где молился так, как умел. Это происходило в годы борьбы с религией, когда вера в Бога не только не приветствовалась, но и становилась причиной арестов и расстрелов.
Интересно знать! За нежелание вступить в колхоз семью Ноздрина выслали из родного хутора. Позже, когда им позволено было вернуться, дед Алеши выковал себе железные сапоги и ходил в них, протестуя против коллективизации.
Божье благословение сошло на русский народ через маленького Алексея. В 1943 году он нашел немецкий планшет, в котором была карта немецких укрепрайонов на Курской дуге. Этот планшет по цепочке взрослых дошел до рук самого маршала Рокоссовского, и тем самым маленький, никому не известный мальчик смог внести свой вклад в переломную битву времен Великой Отечественной Войны.
Советизация всех сторон общественной жизни не обошла стороной и будущего инока. Алексей был вынужден вступить в ряды членов ВЛКСМ, о чем впоследствии сильно жалел. Осознав свою ошибку, он сжег членский билет и вновь вернулся к тому, что поддерживало его на всех путях — к христианской вере. Именно веру он расценивал единственным источником радости и духовной благодати.