Кратко «обломов» и. а. гончаров
Содержание:
- Хронология создания романа
- Главные герои[править]
- Творческая история и жанр
- Обломов и реальная жизнь
- Критика
- Проблемы
- Загадки восточной войны
- Отношения с окружающими
- Тематика романа
- Контекст
- Происхождение, воспитание, образование
- Вариант 2
- Как проявляется авторская позиция в романе «Обломов»?
- Тайна кофе и сигар
- Анализ произведения
Хронология создания романа
Прообразом «обломовщины» в раннем творчестве Гончарова исследователи считают написанную в 1838 году повесть «Лихая болесть». В произведении была описана странная эпидемия, основным симптомом которой была «хандра», больные начинали строить воздушные замки и тешить себя пустыми мечтами. Проявления схожей «болезни» наблюдаются и главного героя романа Обломова.
Однако сама история романа «Обломов» начинается в 1849 году, когда Гончаров опубликовал в «Литературном сборнике с иллюстрациями» одну из центральных глав произведения – «Сон Обломова» с подзаголовком «Эпизод из неоконченного романа».
В период написания главы писатель пребывал на родине, в Симбирске, где в патриархальном, сохранившем отпечаток старины быте Гончаров почерпнул множество примеров «обломовского сна», который изобразил сначала в напечатанном отрывке, а затем и в романе. В это же время у писателя был уже готов кратко набросанный план будущего произведения и черновой вариант всей первой части.
В 1850 году Гончаров создает чистовой вариант первой части и работает над продолжением произведения. Писатель мало пишет, но много раздумывает над романом. В октябре 1852 года история «Обломова» прерывается на целых пять лет – Гончаров в должности секретаря при адмирале Е. В. Путятине отправляется на фрегате «Паллада» в кругосветное путешествие. Работа над произведением возобновляется только в июне 1857 года, когда, пребывая в Мариенбарде, писатель за семь недель дописывает почти весь роман. Как после говорил Гончаров, за время путешествия в его воображении роман уже полностью сложился, и его нужно было просто перенести на бумагу.
Осенью 1858 года Гончаров полностью заканчивает работу над рукописью «Обломова», добавив многие сцены и полностью переработав некоторые главы. В 1859 году роман был напечатан в четырех номерах журнала «Отечественные записки».
Главные герои[править]
Говорящее имя — неговорящих имён в романе, похоже, попросту нет. Начиная с главгероя (в просторечии XIX века «облом» — увалень, неуклюжий человек; более позднее значение — «полная неудача» — уже скорее производное, причём ведущее происхождение как бы не от этого романа) и его друга Штольца («гордец» по-немецки) — и кончая эпизодическим журналистом Пенкиным (таким же поверхностным и легковесным, как и пена, от которой происходит его фамилия).
- Илья Ильич Обломов — главный герой. Страдает ленью и апатией к происходящему вокруг и сам это с грустью признаёт, но ничего с собой поделать не может. По словам Штольца, умен, хотя почему-то не видно. Страшно наивен, но при этом добросердечен и мягок. В целом Хороший парень, хотя некоторыми своими действиями, как письмо Ольге и третирование Захара порой не за дело (в целом, всё-таки за дело), немного смахивает на козла с золотым сердцем.
- Обломов недаром Илья. Это Илья Муромец, которого не исцелили, который так и остался на печи.
- Иллюстраторы рисуют его полным, но вполне симпатичным.
- Обрусевший немец Андрей Иванович Штольц — лучший друг Обломова, совершенно на него не похожий почти абсолютно во всём (Стрекоза и муравей, Чувствительный парень и брутальный мужик), за исключением доброты своих намерений. Старается вытянуть Обломова из обломовщины, но в самый ответственный момент куда-то уезжает. Интересно, что Штольц тоже говорящее имя, оно в переводе с немецкого означает «Гордый», и гордиться ему есть за что. По утверждению самого автора, он хотел написать идеального героя
Уличный мальчишка в детстве и юности.
, за что может подвергаться критике; к счастью, Штольц персонаж не центральный. Также критиковался славянофилами за излишний рационализм.
- Ольга Ильинская — несостоявшаяся жена Обломова, в будущем жена Штольца, из-за чего тот стал для некоторых неприемлемым возлюбленным. Добра, отзывчива, хоть порой и любит посмеяться над Обломовым. В конце концов не смогла управится с его малодушием и бросила его, войдя в депрессию, из которой её вытянул Штольц. Носит строгий пучок.
- Захар — верный слуга Обломова, «ещё больший Обломов, чем он сам», а также сиделка чудака. Грубиян, мелкий вор и сплетник, но клеветать на барина только он один право и имеет! Чурается обыкновенных гигиенических норм и спокойно относится, к примеру, что вокруг него лишь блохи да клопы. Тем не менее, является козлом с золотым сердцем
И Мастер-ломастер. Уронив с подноса одну кружку (что происходит постоянно), он психует и выбрасывает оттуда всю остальную посуду.
. Тяжело переживает смерть своего барина, намного больше, чем даже смерть жены.
- Михей Тарантьев — козёл, вор и лжец. Притворяется другом Обломова, даже более надёжным, чем Штольц, которого он, мягко говоря, недолюбливает по понятным причинам. Каждое его появление в романе несёт за собой какие-либо материальные потери у главного героя. На пару со своим кумом пускает Обломова из одной долговой кабалы в другую — «Дело-то законное». К концу романа отстал от Обломова, получив от него оплеуху.
- Иван Мухояров — самоуверенный мерзавчик. Приятель Тарантьева и его коллега в полукриминальных делах. Манипулирует своей простоватой сестрой, используя её и её дом как источник своего обогащения. Был с Тарантьевым разоблачён Штольцем, однако без серьёзных последствий — Мухояров даже в должности смог восстановиться.
- Анисья — кухарка Обломова и жена Захара. Тот ревнует её к своим обязанностям, которые он выполняет спустя рукава.
- Агафья Матвеевна Пшеницына — простоватая хозяйка дома, в котором поселился Обломов. Полная, красивая (вполне тянет на русский кодификатор) и довольно добрая. Сочувствует ему, хотя её действия несут сугубо отрицательные последствия для Обломова. В конце романа становится его женой, что делает её неприемлемой возлюбленной не только в глазах многих читателей, но и в глазах Штольца.
- Иван Алексеевич Алексеев
Неприметной незапоминающейся внешности — педаль в асфальт: предельно заурядный по внешности и характеру человек, красочное описание заурядности которого занимает полстраницы.
(точнее, то ли Иванов, то ли Васильев, то ли Андреев, то ли Алексеев, которого автор условился звать Алексеевым) — фоновый персонаж и безликий друг Обломова.
Творческая история и жанр
Иван Гончаров написал три романа о русской жизни, которые часто называют трилогией «Три О». В нее вошли романы «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв».
История создания произведения тесно переплетается с жизнью автора:
- Писатель неоднократно говорил, что Обломов во многом похож на него самого. Автор был весьма ленивым человеком, любил пребывать в раздумьях и находиться дома.
- Личность Ольги Ильиных создана на основе образов сразу нескольких реальных женщин — знакомых Гончарова.
- Прототип Андрея Штольца — отец супруги брата автора.
Гончаров долго писал этот роман. Книга вышла в 1859 году, через 12 лет после того, как автор начал работу над произведением. Роман относится к направлению — реализм. Писатель старался рассказать историю, в которую поверят читатели, создать реалистичные образы с учетом жанрового своеобразия.
Критики определяют жанр произведения «Обломов», как социально-философский роман. Книга описывает долгую историю, в ней фигурирует множество героев.
Обломов и реальная жизнь
Уволившись из канцелярии, Илья Ильич стал посещать общество, навещать друзей. Но скоро он увидел, что светские люди, в основном, заняты сплетнями и карточными играми, и у него пропала охота общаться с ними. Ему надоели суета, многолюдство, и он был доволен своей однообразной жизнью.
Себе Обломов поставил цель: составить план улучшений в управлении имением, жениться и беззаботно жить в деревне, как его предки. Он так описывал картины жизни деревни своему другу детства Андрею Штольцу, что тот воскликнул: «Да ты поэт, Илья!» Но своего идеала жизни герой не достиг — помешала лень, к которой его приучили любящие родители.
Антиподом Обломову в романе служит Андрей Штольц. Этот человек всегда активен, деятелен, имеет большие планы на жизнь. Пожалуй, он единственный, кто мог хоть как-то влиять на ленивого Илью Ильича. Примечательно, что он, видя деградацию друга, всё же ценил его положительные качества. Штольцу импонировала душевная теплота, искренность и отзывчивость друга детства.
Стремясь помочь Обломову выбраться из разрушающей лени, Андрей всеми силами пытается вытащить его из мира фантазий в реальную жизнь. И ему почти удаётся это сделать: он знакомит Илью Ильича с прекрасной девушкой Ольгой Ильинской, и герой словно оживает. Эта девушка тоже стремится изменить Обломова, разбудить в нём жажду деятельности.
Под влиянием Ольги он захотел не существовать, а жить полной жизнью. Когда же девушка согласилась стать его женой, Обломов понял, что до женитьбы нужно привести в порядок имущественные дела и имение, а это было так хлопотно, так тяжело для него, что его чувство к Ольге стало постепенно исчезать. Девушка поняла, что не смогла изменить Обломова, пробудить его к активной жизни. Она рассталась с Ильёй Ильичом, потому что не могла жить так, как он.
Расставание с Ольгой становится для Ильи Ильича огромной трагедией, ведь он действительно искренне полюбил её. Пытаясь забыться после этого, герой снова уходит в мир мечтаний и на этот раз надолго.
Спокойное счастье семейной жизни подарила герою вдова Агафья Матвеевна Пшеницына, добрая, трудолюбивая женщина, у которой он снимал квартиру. Агафья Матвеевна полюбила Илью Ильича, заботилась о нём, вызвала в нём ответное чувство, и он женился на ней. С этой женщиной Обломов нашёл спокойное счастье умиротворения, которое более подходило к строю его характера, его душе, чем беспокойное счастье активной жизни.
Критика
Читатели 21 века редко роман читают, а если и читают, то не до конца. Некоторым любителям русской классики несложно согласиться с тем, что роман отчасти скучен, но скучен намеренно, нагнетающе. Однако это не пугает рецензентов, и многие критики с удовольствием разбирали и до сих пор разбирают роман по психологическим косточкам.
Одним из популярных примеров является работа Николая Александровича Добролюбова. В своей статье «Что такое обломовщина?» критик дал прекрасную характеристику каждому из героев. Причины лени и неспособности обустроить жизнь Обломова рецензент видит в воспитании и в первоначальных условиях, где личность была сформирована, или, скорее, не была.
Виссарион Григорьевич Белинский видел истоки апатии во влиянии целого общества, так как считал, что человек изначально – чистый холст, созданный природой, поэтому некое развитие или деградация той или иной персоны находятся на весах, принадлежащих непосредственно социуму.
Дмитрий Иванович Писарев, допустим, смотрел на слово «обломовщина», как на вечный и необходимый орган для организма литературы. «Обломовщина» по нему – порок русской жизни.
Детальнее всех «обломовщину» и его главного представителя оглядел Александр Васильевич Дружинин. Критик выделил 2 основные стороны романа – внешнюю и внутреннюю. Одна заключается в быте и практике ежедневной рутины, другая же занимает площадь сердца и головы любого человека, которая не перестаёт собирать толпы губительных мыслей и чувств о рациональности существующей действительности. Если верить критику, то Обломов омертвел потому, что предпочёл омертветь, а не жить в вечной непонятной суете, предательстве, корысти, денежном заточении и абсолютном равнодушии к красоте. Однако, Дружинин не считал «обломовщину» показателем затухания или гниения, он видел в ней искренность и совесть, и считал, что в этой положительной оценке «обломовщины» заслуга самого Гончарова.
Проблемы
Основная проблематика «Обломова» состоит в отсутствии мотивации двигаться. Все общество того времени очень хочет, но не может проснуться и выйти из того ужасного удручающего состояния. Многие люди стали и становятся обломовскими жертвами до сих пор. Сущий ад — проживать жизнь мертвецом и не видеть никакой цели. Именно данную человеческую боль хотел показать Гончаров, прибегая за помощью к концепции конфликтности: здесь есть и конфликт между человеком и обществом, и между мужчиной и женщиной, и между дружбой и любовью, и между одиночеством и праздной жизнью в обществе, и между трудом и гедонизмом, и между ходьбой и лежанием и прочим, и прочим.
- Проблема любви. Это чувство может изменить человека к лучшему, это превращение – не самоцель. Для героини Гончарова это было не очевидно, и она вложила всю силу своей любви в перевоспитание Ильи Ильича, не видя, как оно мучительно для него. Переделывая возлюбленного, Ольга не замечала, что выжимает из него не только плохие черты характера, но и хорошие. В страхе потерять себя Обломов не смог сберечь любимую девушку. Перед ним встала проблема нравственного выбора: либо остаться собой, но в одиночестве, либо играть всю жизнь другого человека, но ради блага супруги. Он выбрал свою индивидуальность, и в этом решении можно видеть эгоизм или честность – каждому свое.
- Проблема дружбы. Штольц и Обломов выдержали испытание одной любовью на двоих, но не смогли урвать ни минуты из семейной жизни для сохранения товарищества. Время (а не ссора) разлучило их, рутина дней разорвала бывшие крепкими дружеские узы. От разлуки они оба проиграли: Илья Ильич окончательно себя запустил, а его друг погряз в мелочных заботах и хлопотах.
- Проблема воспитания. Илья Ильич стал жертвой сонной атмосферы в Обломовке, где за него все делали слуги. Живость мальчика притупили бесконечные застолья и дремы, тупое оцепенение глуши наложило отпечаток на его пристрастия. Тема воспитания в романе «Обломов» становится понятнее в эпизоде «Сон Обломова», который мы проанализировали в отдельной статье.
Загадки восточной войны
Обломов читает газеты и узнаёт, «…зачем англичане посылают корабли с войском на Восток…».
Что за военные действия на Востоке имеются в виду? Скорее всего, англо-китайские «опиумные войны», последствия которых Гончаров лично наблюдал во время своего пребывания в Китае и описал во «Фрегате „Паллада“». Однако дело даже не в этом. Отправка английских войск на Восток упоминается как минимум четырежды в разных местах романа, а ведь его действие длится несколько лет. Получается, что не только главный герой застрял как бы в застывшем времени, где ничего не происходит, но и мировые новости (а герои романа очень любят обсуждать новости) все время одни и те же. Газеты, казалось бы обязанные следить за последними известиями, сообщают о как будто бесконечно повторяющихся событиях. Не один Обломов — весь мир никак не может сдвинуться с точки.
Отношения с окружающими
Илья Ильич кажется тихим, абсолютно неконфликтным.
«Наблюдательный человек, взглянув мельком на Обломова, сказал бы: «Добряк, простота!»
В квартиру приходят гости: бывший сослуживец Обломова Судьбинский, литератор Пенкин, земляк Тарантьев. Каждый из присутствующих рассказывает лежащему в постели Илье Ильичу о насыщенной событиями жизни, приглашают прогуляться, развеяться. Однако он всем отказывает, ему в тягость выход из дому. Барин боится, чтоб его не просквозило. В каждом предложении он видит проблему, ожидает подвоха.
«Обломов хоть и ласков со многими, но любит искренне одного, верит ему одному, может потому, что вырос, и жил с ним вместе. Это Андрей Иванович Штольц».
Проживая у вдовы Пшеницыной, Илья с превеликим удовольствием возится с ее ребятишками, обучает их грамоте. С тетей своей возлюбленной Ольги Ильинской он с легкостью находит общие темы для разговора. Все это доказывает простоту Обломова, отсутствие заносчивости, которая присуща многим помещикам.
Тематика романа
Воспитание
Гончаров делает акцент на важности правильного воспитания. Он подробно показывает, насколько этот фактор влияет на дальнейшую жизнь человека
У Ильи были слишком мягкие родители, а у Андрея чрезмерно строгие. В результате первый вырос неприспособленным к жизни, а второй — несчастливым, из-за недостатка любви и душевности.
Детство. Детские годы показаны как фундамент для создания личности. Будучи детьми, герои уже начали проявлять себя. Штольц набирался опыта, а Обломов проводил дни в мечтаниях.
Любовь. Автор считал, что светлые, искренние чувства могут преобразить человека. Однако иногда любовь способна причинять боль. После неудачного романа Ильинская разочаровывается в отношениях, а Обломов еще больше погружается в себя.
Мечта. Способность мечтать делает человека способным на подвиги, наделяет его душевностью. Однако жизнь одними фантазиями приведет к провалу в реальном мире. Илья совершенно несамостоятелен и нуждается в постоянной поддержке окружающих.
Дружба. Настоящая дружба — большая редкость, но именно она присутствовала у Обломова и Штольца, несмотря на то, что товарищи были кардинально разными людьми.
Счастье. Автор дает понять, что счастье у каждого свое. Для Ильи оно состояло в стабильности, безопасности и комфорте. Его идеальная жизнь заключается в том, чтобы отгородиться от внешнего мира, не работать и не думать о деньгах. А из действий и высказываний Штольца становятся понятны его ценности, для него подобное существование было бы невыносимо.
Труд. Автор уважал людей, которые любят трудиться, но образ Штольца напоминает читателям, что во всем идеальна золотая середина. Андрей впал в крайность и считал, что жизнь нужна только для того, чтобы работать.
Контекст
Михаил Пришвин: «Обломов». В этом романе внутренне прославляется русская лень и внешне она же порицается изображением мертводеятельных людей (Ольги и Штольца). Никакая «положительная» деятельность в России не может выдержать критики Обломова: его покой таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя. Антипод Обломова не Штольц, а максималист, с которым Обломов действительно мог бы дружить, спорить по существу и как бы сливаться временами, как слито это в Илье Муромце: сидел, сидел и вдруг пошел, да как пошел! Вне обломовщины и максимализма не было морального существования в России»
— 1979 году, в двухмесячном перерыве между летними и зимними съемками «Обломова» Никита Михалков, чтобы не распускать группу, снял лирическую драму «Пять вечеров» (по мотивам одноименной пьесы Александра Володина).
Происхождение, воспитание, образование
Обломов — дворянин, собственник имения и трёхсот крепостных людей. Родители его были добродушными людьми. Они вели безмятежную жизнь в своём имении, не желая заниматься никакой деятельностью. Сыну отец и мать внушили, что ничего не делать — это естественно для барина, что утруждать себя чем-либо, трудиться — не барское дело.
Учился Обломов до 15 лет в пансионе Штольца, управляющего имением в Верхлёве, дружил с его сыном, Андреем, своим ровесником.
Родители старались, чтобы сын не измучился учёбой, часто оставляли его дома под любыми предлогами.
Затем они послали сына в Москву для продолжения образования, так как знали, что без просвещения не получить сейчас чинов и денег. Обломов учился и читал книги не очень охотно.
Закончив учёбу, он не мог применять на практике свои знания: не мог написать при надобности заявление, счета в имении сам не сводил, а поручил это делать старосте.
Вариант 2
Для начала стоит напомнить год, в котором написание романа было завершено – 1859. В это время у государственного руля стоял уже Александр II. Будучи образованным и деятельным человеком, он прекрасно понимал ошибки правления своего отца Николая I, приведшие к следующим последствиям: разгул коррупции и бюрократизма, застой в экономике, жестокое подавление либеральных устремлений.
Заняв трон, Александр и ряд государственных деятелей приступили к реорганизации российского общества: готовились законы о местном самоуправлении, отмена крепостного права, ряд мер, направленных на развитие торговли.
Наконец, предприимчивые люди получили государственную поддержку для реализации своих проектов. Новый образ жизни не всем пришелся по душе. В особенности, тем самым «закоренелым» дворянам, которые считали беззаботный образ жизни своей привилегией. Не барское это дело – бегать, суетиться, зарабатывать. Их раздражало ускорившееся течение жизни.
Именно таким барином в несколько утрированном виде, предстает перед нами главный протагонист романа Илья Обломов. Живет он в городе, но ведет типичный провинциальный поместный образ жизни. Он не способен ни к какому систематическому труду и главное его занятие заключается в лежании на диване. Друг Обломова по имени Штольц — полная противоположность главного героя: он деятелен, занимается многими торговыми делами.
Еще в детстве они были соседями, но какие разные они были. Если Штольц рос в строгости, с ранних лет учился противостоять трудностям жизни, то Обломова же холили и лелеяли, не давая проявить свое мужское начало. Результат, как можно заметить, оказался виден в их взрослом возрасте.
Разные стили воспитания, разные люди впоследствии.
Навязанный родителями праздный образ жизни так укрепился в Обломове, что даже сильное чувство любви не способно заставить его действовать иначе. Эта заложенная программа «Обломовщины» неизменна, с ней же он и умирает. Эта невозможность измениться терзает как читателя, так и самого главного героя. В этом и состоит трагедия произведения.
Так называемая «Обломовщина» системное явление, которое возможно преодолеть лишь в следующем поколении.
Как уже было отмечено, произведение было написано в 1859 году, за два года до отмены крепостного права. После 1861 года дворянству, так или иначе, пришлось бы сбрасывать ярмо застойной поместной жизни и включиться в активную торговую и хозяйственную жизнь, поскольку оно лишалось дешевой рабочей силы.
Обломова же действительно жаль. Он стал заложником системы, взрастившей его. Сам по себе он был человеком высоких моральных принципов. Если бы ему удалось соединить деятельность и его положительные душевные качества, то ему бы не было цены в либеральной России 60-х годов XIX века.
Как проявляется авторская позиция в романе «Обломов»?
Как проявляется авторская позиция в романе «Обломов» ? Я думаю, начать стоит с вопроса: а о чем вообще этот роман? Зачем он был написан? Только ли для того, чтоб мы, прочитав его, смогли однозначно сказать, что Обломов – лентяй, или автор преследовал другую цель? Наверное, все гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. «Обломов» — это роман о людях. Об их характерах, мыслях, чувствах, жизненных ценностях, переживаниях, взаимоотношениях. Но главным изо всего этого, по моему мнению, является проблема непонимания людьми друг друга, и, скорее всего, одиночества человека. Это роман о мечте, о вечном поиске какого-то недостижимого идеала, смысла своего существования и смысла вообще человеческой жизни. Разбирая позицию автора в этом произведении, думаю, нужно обратиться к началу романа. Хотя бы к описанию Гончаровым Обломова. Нельзя не отметить плавности стиля, который напоминает комнату с мягкой мебелью и портьерами, устланную пушистыми коврами, где лежит на диване милый Илья Ильич, где невозможно услышать людского шума, где жизнь, казалось бы, никого не «трогает». Такое же «уютное» описание Обломова, его жизни, его мыслей, самого этого процесса лежания занимает почти что всю первую часть романа. С одной стороны, это может говорить нам о том, что автор очень тепло относится к главному герою, но с другой стороны, такое описание Обломова, его образа жизни едва ли можно назвать таким уж приятным. Автор прописывает все до мелочей, каждая деталь прорисована особо, как, к примеру, длинный затянувшийся рассказ о возлежании Обломова на диване. Это скорее производит несколько отталкивающее впечатление на читателя. Так что, рассматривая позицию автора с этой точки зрения, можно сказать, что основной его целью в первой части является осуждение главного героя, выставления на показ его пороков, разъяснение того, что поведение Обломова «неправильно» и абсолютно противоречит законам нормального общества. Главный герой предстает перед нами просто как лентяй, не способный ни на какое действие. Оттого первая часть романа кажется несколько затянутой и неинтересной. Такое ощущение сохраняется до главы «Сон Обломова», где, кажется, автор и сам меняет свое отношение к герою. Он дает ему предысторию, оправдывая Обломова как перед читателями, так и перед самим собой. Здесь Гончаров дает время читателю погрузиться в атмосферу романа, дать ему более глубоко прочувствовать натуру Обломова. «Сон Обломова» показывает нам предпосылки такого состояния, отвечает на главный вопрос: «почему Обломов стал таким». За бездействием Обломова Гончарову, однако, видится не только воспитанный с детства эгоизм, боязнь внешних воздействий жизни, но и апатия — как итог разочарования умного и честного человека в самой возможности настоящей деятельности. Драму именно такой «хрустальной души» автор и хотел показать, как с внешней, так и с внутренней стороны, поэтому Обломов вышел гораздо более глубокой личностью, чем другие представители обломовского типа. Какое же все же реальное отношение Гончарова к Обломову? Какие чувства автор испытывает к созданному им герою? Я думаю, сочувствие
И это сочувствие становится еще более глубоким, если мы обратим внимание на то, что Обломов мог добиться многого. В детстве он мало чем отличался от других людей, да и его разум способен был принести гораздо больше пользы обществу, как и его философские размышления о жизни и месте человека в этом мире
Позиция автора — это именно сожаление о том, куда Обломов себя загнал, чего он не успел, не смог сделать. То, что есть в истории о погибшем Обломове горестного и грустного, относится к Илье простому, чистому и благородному человеку, который пытался найти истинный смысл в самой жизни и который, со своею ленью и беспомощностью, несравненно симпатичнее и милее Гончарову деятельного и деловитого Штольца. Я считаю, Гончаров не хотел показать нам просто отдельно взятого «странного» человека, сильно выделяющегося из толпы. Скорее всего, он преследовал другую цель, а именно показать черты характера Обломова, как очень распространенное явление, как тип русского характера. Здесь, наряду с добротой, честностью, порядочностью, уживаются нежелание что-либо изменить в своей жизни, лень, слабость, неверие в эту жизнь и боязнь ее, порожденные еще в детстве патриархальным укладом, что, собственно, и приводит героя к трагедии. Что касается актуальности романа в наше время, несомненно, он актуален. Кто из нас может похвастаться отсутствием в себе некоторой части обломовщины? Я думаю, скорее из отношения автора к Обломову, нежели из самого произведения, мы должны вынести эту уникальную способность видеть в любом, пусть даже и «падшем человеке», все же, в первую очередь человека.
Источник
Тайна кофе и сигар
Размечтавшись, Обломов описывает идеальную, как ему кажется, жизнь своему единственному другу Штольцу.
Что значит упоминание кофе мокка и кубинских сигар? Чтобы понять это, обратим внимание на реакцию Штольца: тот внимательно слушает друга, но с самого начала уверен, что даже в мечтах Обломов не может придумать ничего лучше Обломовки: «Ты мне рисуешь одно и то же, что бывало у дедов и отцов». Штольц явно неправ
Традиционный, «обломовский» уклад жизни не может удовлетворить главного героя, а мечту его «обломовскими» словами даже не описать: кофе, сигары, террасы — все это следы учебы в университете, прочитанных книг. Обломов, как бы он ни был ленив, образованный петербуржец и далеко ушел от Обломовки.
быть как гончаров
Инструкция: как написать «Обломова»
Например, придумайте героям запоминающиеся имена. Пусть все гадают, что значит фамилия «Обломов»
Анализ произведения
Введение. История создания романа. Основная идея.
Намного ранее, в 1838 году Гончаров публикует юмористический рассказ «Лихая болесть», где осуждающе описывает такое пагубное явление, процветающее на западе, как склонность к чрезмерной мечтательности и хандре. Именно тогда автор впервые поднимает вопрос «Обломовщины», который впоследствии полностью и многогранно раскрыл в романе.
Позже автор признавался, что выступление Белинского на тему его «Обыкновенной истории» заставило его задуматься над созданием «Обломова». В своем разборе Белинский помог ему наметить четкий образ главного героя, его характер и индивидуальные черты. Кроме того, герой-Обломов, в каком-то роде признание Гончаровым своих ошибок. Ведь он когда-то тоже был приверженцем безмятежного и бессмысленного времяпровождения. Гончаров не раз рассказывал о том, как тяжело порой ему давались какие-то повседневные дела, не говоря уже о том, с каким трудом он принял решение отправиться-таки в кругосветное плавание. Друзья даже прозвали его «Принц Де Лень».
Идейное наполнение романа чрезвычайно глубоко: автор поднимает глубокие социальные проблемы, которые были актуальны для многих его современников. Например, засилье европейских идеалов и канонов в среде дворянства и прозябание исконно-русских ценностей. Вечные вопросы любви, долга, порядочности, человеческих взаимоотношений и жизненных ценностей.
Общая характеристика произведения. Жанр, сюжет и композиция.
Согласно жанровым особенностям, роман «Обломов» можно без труда идентифицировать как типичное произведение направления реализм. Здесь есть все признаки, характерные для произведений данного жанра: центровой конфликт интересов и позиций главного героя и противостоящего ему общества, множество деталей в описании ситуаций и интерьеров, достоверность с точки зрения исторического и бытового аспектов. Так, например, Гончаров очень четко рисует социальное разделение слоев общества, присущее тому времени: мещане, крепостные, чиновники, дворяне. В течение повествования одни герои получают свое развитие, например, Ольга. Обломов же, напротив, деградирует, сломавшись под напором окружающей действительности.
Типичное для того времени явление, описанное на страницах, получившее позже название «Обломовщина», позволяет трактовать роман как социально-бытовой. Крайняя степень лени и моральной распущенности, прозябание и разложение личности — все это крайне пагубно отразилась на мещанах 19 века. А «Обломовщина» стала именем нарицательным, в общем смысле отражавшим образ жизни тогдашней России.
С точки зрения композиции роман можно разделить на 4 отдельных блока или части. В начале автор дает нам понять, что из себя представляет главный герой, проследить за плавным не динамичным и ленивым течением его скучной жизни. Далее следует кульминация романа — Обломов влюбляется в Ольгу, выходит из «спячки», стремиться жить, наслаждаться каждым днем и получать личностное развитие. Однако их отношениям не суждено получить продолжение и пара переживает трагический разрыв. Кратковременное прозрение Обломова превращается в дальнейшую деградацию и распад личности. Обломов снова впадает в уныние и депрессию, погружаясь в свои чувства и безрадостное существование. Развязкой служит эпилог, где описывается дальнейшая жизнь героя: Илья Ильич женится на домовитой и не блещущей интеллектом и эмоциями женщине. Проводит последние дни в спокойствии, предаваясь лености и обжорству. Финалом становится смерть Обломова.