«обломов» гончарова: прокрастинация, как она есть
Содержание:
- Мечты и нереальный мир
- Обломов — анализ
- Жилище главного персонажа
- Проблемы
- Окончание учебы и начало взрослой жизни
- Актуальность произведения
- Русская жизнь в романе Гончарова «Обломов»
- «Ономастика литературных имен (по произведению И.А.Гончарова «Обломов»
- Характеры персонажей
- Тайна грозы
- Быт и образ жизни
- Отсутствие желаний и устремлений
- Композиция
- Основа жизненной философии Обломова
- Определение смысла жизни героев
- Главные герои и их характеристика
- Историко-философский смысл романа Обломов
- Жилище главного персонажа
- В чем состоит трагедия жизни Обломова?
- Смысл Обломовки в романе
- Заключение
Мечты и нереальный мир
Примечательно, что событий в произведении чрезвычайно мало. Сюжет романа — это история немолодого полнеющего представителя помещичьего сословия, который рискует быть обманутым своими якобы друзьями. Но человек, который с ним поддерживает настоящие приятельские отношение, вовремя спасает его, лишив, впрочем, любимой женщины
Но в чем состоит трагедия жизни Обломова и как удается автору удержать внимание читателя на протяжении четырех частей? Беда главного героя в том, что он беспрерывно пребывает в мире, который отчасти придуман им самим. А грандиозный объем произведения передает глубинный смысл трагедии человека, который, оказавшись на стыке времен, отказывается от существования в реальном мире и находит спасение в собственных фантазиях и грезах
Обломов — анализ
В центре развития творческого пути находится одно из гениальнейших произведений Гончарова «Обломов», которым зачитываются и восторгаются, читатели по сей день. Самое интересное, что действия в романе разворачиваются на протяжении 8 лет, а с предысторией — целых 32 года.
Первая часть произведения малодейственная. Мы видим, что главный герой в основном полеживает на диване и отказывает в приеме визитерам. Однако, здесь показана вся жизнь Обломова до настоящего времени. Это и исключительные детские годы, обучение в пансионе, и отмечено яркое нежелание идти на службу.
В Обломове загублен его живой ум, доброта, милосердие. Он стал полным эгоистом. И все хорошие качества, находящиеся где-то в его душе, покрыты себялюбием. Об этом говорят его планы, касающиеся реорганизации Обломовки, о которых он только думал. Отчетливо видно, что идеалы Обломова позволяют ему по- иному посмотреть на взгляды нового буржуазного уклада. Он настойчиво требует от Штольца объяснить ему, в чем заключается смысл труда и стимулы для затрат способностей и энергии.
Вторя часть романа, начинает с описания немецко-русского воспитания Штольца. Здесь также возникает вопрос о путях развития русского общества. Видно, что Обломов критикуя прогресс отсутствием важных целей и прочных побуждений, ставит в пример идиллию ,царящую в своем имении. Это позволяет разглядеть в герое дворянского интеллектуала, который утратил патриотические мотивы. Автор на протяжении всего романа хочет сказать, что обломовщина не является индивидуальной чертой главного персонажа. Это следствие общественного настроения в целом.
Таким образом,1 часть показала обломовщину, а 2 часть разъяснила ее. Именно она и заканчивается объяснением в любви. 3 часть отражает осеннее настроение героя с его затухающей страстью. Далее появляется вдова Пшеницына. В 4 части Илья Ильич сочетается законным браком с женщиной, совсем неподходящей ему по социальному статусу. Ему хорошо находиться в обществе простолюдинов и их детей. Перед нами предстают в полной идиллии семьи Обломова и Штольца. Однако Ольга не нравится такой семейной жизнью, а Обломов умирает, так как, такой быт был обречен изначально.
В произведении писатель пытался донести до читателей, что такое бездействие может погубить все душевные качества человека, разрушить его личность. Труд же и тяга к знаниям принесет радость и счастья, однако если у людей есть богатый внутренний мир.
Жилище главного персонажа
О характере Ильи Ильича можно судить уже из некоторых строк, в которых автор описывает комнату, где обитал Обломов. Конечно, убранство помещения не выглядело бедным. Обставлена она была шикарно. И тем не менее не было в ней ни уюта, ни комфорта. Картины, которые висели на стенах комнаты, были обрамлены рисунками паутины. Зеркала, предназначенные для того, чтобы увидеть в них свое отражение, могли быть использованы вместо бумаги для письма.
Вся комната была покрыта пылью и грязью. Где-то валялась случайно брошенная вещь, которая так и будет лежать, пока не понадобится снова. На столе — неубранная посуда, крошки и объедки вчерашней трапезы. Все это не вызывает чувства уюта. Но Илья Ильич не замечает этого. Паутина, пыль, грязь и неубранная посуда – это естественные спутники его ежедневного возлежания на диване.
Проблемы
Основная проблематика «Обломова» состоит в отсутствии мотивации двигаться. Все общество того времени очень хочет, но не может проснуться и выйти из того ужасного удручающего состояния. Многие люди стали и становятся обломовскими жертвами до сих пор. Сущий ад — проживать жизнь мертвецом и не видеть никакой цели. Именно данную человеческую боль хотел показать Гончаров, прибегая за помощью к концепции конфликтности: здесь есть и конфликт между человеком и обществом, и между мужчиной и женщиной, и между дружбой и любовью, и между одиночеством и праздной жизнью в обществе, и между трудом и гедонизмом, и между ходьбой и лежанием и прочим, и прочим.
- Проблема любви. Это чувство может изменить человека к лучшему, это превращение – не самоцель. Для героини Гончарова это было не очевидно, и она вложила всю силу своей любви в перевоспитание Ильи Ильича, не видя, как оно мучительно для него. Переделывая возлюбленного, Ольга не замечала, что выжимает из него не только плохие черты характера, но и хорошие. В страхе потерять себя Обломов не смог сберечь любимую девушку. Перед ним встала проблема нравственного выбора: либо остаться собой, но в одиночестве, либо играть всю жизнь другого человека, но ради блага супруги. Он выбрал свою индивидуальность, и в этом решении можно видеть эгоизм или честность – каждому свое.
- Проблема дружбы. Штольц и Обломов выдержали испытание одной любовью на двоих, но не смогли урвать ни минуты из семейной жизни для сохранения товарищества. Время (а не ссора) разлучило их, рутина дней разорвала бывшие крепкими дружеские узы. От разлуки они оба проиграли: Илья Ильич окончательно себя запустил, а его друг погряз в мелочных заботах и хлопотах.
- Проблема воспитания. Илья Ильич стал жертвой сонной атмосферы в Обломовке, где за него все делали слуги. Живость мальчика притупили бесконечные застолья и дремы, тупое оцепенение глуши наложило отпечаток на его пристрастия. Тема воспитания в романе «Обломов» становится понятнее в эпизоде «Сон Обломова», который мы проанализировали в отдельной статье.
Окончание учебы и начало взрослой жизни
После окончания обучения в 1834 году Гончаров служил на протяжении почти тридцати лет в качестве правительственного чиновника. Сначала он вернулся домой, чтобы войти в канцелярию Симбирского губернатора, а год спустя переехал в Петербург и начал работать переводчиком в Министерстве финансов.
В отличие от литературных соперников, таких как Тургенев или Толстой, Иван Гончаров был вынужден зарабатывать себе на жизнь, а не только надеяться на писательскую деятельность. Иван Алексеевич, конечно, стал членом литературного кружка, основанного в доме Майковых, даже писал стихи. Но вскоре вообще перестал баловаться поэзией. Многие из стихотворений Гончарова были включены в роман «Обыкновенная история» как сочинения Адуева. Верный признак того, что автор перестал принимать их всерьез.
Актуальность произведения
Сегодня это очень актуальный роман, затрагивающий не только остросоциальные, но и множество философских проблем. В произведении есть и деятельный герой — Штольц, друг детства самого Обломова. Он четко знает, чего хочет от жизни, стремится к этому и не сворачивает с намеченного пути.
Ему в противовес дается сам главный герой — Обломов, ленивый человек, дворянского происхождения, который ничего не хочет делать, лежит на диване в халате и просто бездельничает. Здесь ощущается яркий конфликт активного, социального и личностного начала с устаревшим, пассивным и деградирующем обществом.
В самом начале произведения Гончаров рассказывает об этих повседневных уровнях жизни, но чтобы действительно понять суть всего романа, необходимо поэтапно рассмотреть его сюжет. Примечательно, что на содержание книги наложили отпечаток экономические теории века. Это можно проследить по тому, как отдельные рассуждения похожи на вставки из статей экономистов.
Русская жизнь в романе Гончарова «Обломов»
Краткое содержание критики Добролюбова «Что такое обломовщина?» ведет читателя к тому, какой была Россия в те годы. Критик увидел в романе изображение кризиса и распада крепостнической Руси. Добролюбов считает Илью Ильича Обломова «коренным народным типом», который символизирует лень, бездействие, рутину существования всей крепостнической системы. Николай Александрович ставит Обломова последним в ряд с «лишними людьми»: Онегиным, Печориным, Бельтовым, Рудиным. Как и его старшие предшественники, Илья Ильич имеет коренное противоречие между словами и делами. Герою присуща мечтательность и практическая никчемность. Гончаров довел Обломова до парадоксальной ситуации, за которой следует распад и гибель личности. Добролюбов считает, что Гончарову удалось глубже всех других писателей раскрыть корни бездействия своего героя. Гончаров просто со всей строгостью и правильностью отчеканил живой русский типаж того времени.
«Ономастика литературных имен (по произведению И.А.Гончарова «Обломов»
Влияние сенсорной интеграции на ребенка с ОВЗ в дошкольный период
Успейте записаться до 17 декабря!
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок-исследование по произведению И.А. Гончарова «Обломов» (Ономастика литературных имен» Презентацию подготовили ученицы 10а класса Завгородняя Юлия, Свиридова Диана и Нагорная Наталья
Цели и задачи: проанализировать сходства имен и отчеств у героев Грибоедова, Гоголя и Лермонтова; раскрыть этимологию имени и фамилии главного героя; выяснить, какие традиции использует автор, назвав роман фамилией «Обломов»; сопоставить образы Ильи Обломова и Ильи Муромца
Акакий Акакиевич Максим Максимыч Илья Ильич
бедный титулярный советник из Петербурга; одинокий; униженный; недалекий; обладает сердцем и чувствами; яростно выполняет свои обязанности; любит ручное переписывание бумаг; общество бездушно насмехается над ним Акакий Акакиевич рядовой армейский офицер; человек чести, долга и воинской дисциплины; он беден, не высок статусом; поведал много на своем веку и имеет большой жизненный опыт; очень одинок; все время проводил в затерянной крепости, исправно исполняя свои обязанности; знает жизнь горцев и местные нравы Максим Максимыч помещик; «глаза с отсутствием идеи»; «изнеженное тело для мужчины»; живет без цели, мертв к жизни; не подготовлен к практической жизни, проводит целые дни на диване; бессилен на добро, но не способен к злому делу; завладевает симпатиею всех окружающих его лиц, отделенных от него целою бездною Илья Ильич
Характеры персонажей
Обломова Н. А. Добролюбов называл современным типом русского человека, подчеркивая, что людей, подобных главному герою романа, много. Черты характера таких типов людей, по мнению критика, уже отображались в русской литературе («Онегин» А. С. Пушкина, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Кто виноват?» А. И. Герцена и др.). Н. А. Добролюбов тем самым указывал на типичность образа Обломова. По мнению критика, в каждом русском человеке есть черты Обломова. История «добряка-ленивца» отобразила, по мнению Н. А. Добролюбова, всю русскую жизнь.
Н. А. Добролюбов подтверждает негативные стороны Обломова, но он видит истинные причины такого характера: воспитание. Главный герой романа привык получать все, что ему захочется, с самого детства, отсюда и возникла лень, скука и апатия ко всему.
Неоднозначен в оценке Н. А. Добролюбова образ Штольца
Критик видит его достоинства, но считает, что это не тот человек, который может крикнуть всему русскому народу важное для него слово «Вперед!». Штольц – человек будущего, а не настоящего
Положительно Н. А. Добролюбов оценивал Ольгу Ильинскую. Критик видит в героине такого человека, который сможет повести за собой всю Россию, освободив ее от безволия и апатичности Обломовых.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Критика Добролюбова по «Обломову»», рассмотрит мнение Н. А. Добролюбова по поводу «обломовщины» как общественного явления, а также мнение критика по поводу центральных персонажей романа И. А. Гончарова.
Тайна грозы
В главе «Сон Обломова» автор описывает благодатную обломовскую погоду:
На первый взгляд этот фрагмент кажется почти случайным
Обращает на себя внимание разве что упоминание Ильина дня: «известное предание в народе» — это поверье, что в Ильин день нельзя работать, чтобы не убило громом. Вспомним, что главного героя романа зовут Илья Ильич — и он не хочет работать не только в свой день ангела, но и вообще никогда
Впрочем, гроза в этом отрывке объясняется не только с помощью народного поверья об Илье-пророке как покровителе грома — то есть глазами человека, верящего в «известное предание». Гроза подается одновременно и рационально. Точка зрения жителя Обломовки, который верит в «известное предание», как бы сопоставляется с точкой зрения рационалиста Штольца: этот герой еще не появился на страницах романа, но его голос, скептически оценивающий народные суеверия, уже звучит. Такая двойная точка зрения будет определять повествование и дальше.
три лекции елены вигдоровой об «обломове» гончарова
Увертюра к роману «Обломов»
Какую геометрическую фигуру использует Гончаров для изображения сна, рая, гармонии, мира и покоя
«Обломов»: поиски человека
Как Обломов меняет халат и диван на ветки сирени и к чему эта перемена приводит
Что такое обломовщина
Чем Илья Обломов похож на Илью Муромца и кем нужно быть, чтобы поднять его с дивана
Быт и образ жизни
Проблемы Обломова в романе «Обломов» видны читателю не сразу, но постепенно открываются сообразно тому, как их начинает осознавать главный герой повествования. Илья Ильич живет, словно в глубоком сне: его не волнует окружение, не хочется вести активную светскую жизнь – он находит ее скучной. Сначала он еще выходил в гости, а потом и вечера надоели. Вскоре он бросил службу в департаменте, так как она наводила на него тоску. В какой-то момент Обломов решил, что ему вполне достаточно того состояния, что он имеет, и работать больше не нужно — он не находил в том необходимости.
Нормальным состоянием героя обозначено лежание. Он отдыхает не от физической или душевной усталости, а просто потому, что не знает другого образа жизни. Это для него норма. Илья Ильич в каждом своем действии ищет смысл и, прежде чем сделать какое-то движение, наперед продумывает его полезность. Он быстро устает, его утомляют светские беседы. Душа жаждет чего-то возвышенного, поэты «задели его за живое». Главного героя можно назвать излишне нежной и впечатлительной натурой. Проблемы произведения «Обломов» пронзительны и глубоки: когда читаешь, возникает чувство сопереживания, но не осуждения.
Отсутствие желаний и устремлений
В действительности же Обломов рад только в своих фантазиях, а реальной жизни он боится как огня. Да, он очень хочет жениться, но самой свадьбы опасается, так как после нее он будет сломан и станет абсолютно другим. От этого он укутался в свой старый теплый халат и начал лежать на кровати. Таким образом он «консервирует» себя в этом состоянии. Сам халат — очередной символ, воплощение сказочного мира, куда возвращается главный герой, надев его.
Ивану Гончарову удалось показать читателям трагедию, когда человеку абсолютно ничего не интересно, он живет прошлым. Ведь там так много всего хорошего — дружба, любовь, социальное благополучие. Автор пытается показать, что не нужно останавливаться на одном месте и жить иллюзиями.
Таков анализ произведения Ивана Александровича Гончарова кратко. Такой разбор поможет лучше понять содержание книги. Обзор также будет полезен учащимся средних и высших учебных заведений, изучающим русскую литературу.
Композиция
Анализ романа «Обломов» был бы не полным без рассмотрения композиционных особенностей произведения. Книга состоит из четырех частей. Первая часть и 1-4 главы второй представляют собой описание одного дня жизни Обломова, включающее события в квартире героя, его характеристику автором, а также важную для всего сюжета главу – «Сон Обломова». Данная часть произведения является экспозицией книги.
5-11 главы и третья часть представляют собой основное действие романа, описывающее отношения Обломова и Ольги. Кульминацией произведения становится расставание возлюбленных, приводящие к тому, что Илья Ильич снова впадает в старое состояние «обломовщины».
Четвертая часть представляет собой эпилог романа, повествующий о дальнейшей жизни героев. Развязкой книги становится смерть Обломова в неком подобии «Обломовки», созданной им и Пшеницыной.
Роман делится на три условные части – 1) герой стремится к иллюзорному идеалу, далекой «Обломовке»; 2) Штольц и Ольга выводят Обломова из состояния лени и апатии, заставляя жить и действовать; 3) Илья Ильич снова возвращается в прежнее состояние деградации, найдя «Обломовку» у Пшеницыной. Несмотря на то, что основным сюжетным узлом стала любовная история Ольги и Обломова, с психологической точки зрения лейтмотивом романа является изображение деградации личности Ильи Ильича, ее постепенного распада вплоть до фактической смерти.
Основа жизненной философии Обломова
Если говорить кратко, то Обломов – это олицетворение сказочного персонажа, который живет в грезах.
При этом Илья Ильич не хочет ничего делать, он проживает жизнь «лежа на диване». Своеобразная утопия, деградация.
Так Гончаров характеризует современное общество, которое не готово к переменам. Чрезмерный покой главного героя и не желание что-либо делать — основа сюжета. Штольц, как противоположный персонаж, пытается повлиять на сложившуюся ситуацию, но все его попытки вразумить друга – тщетны.
Обломов проживает жизнь не в реальном мире, а в мечтаниях
, где грезит об идеальном месте, деревне, в которой он родился и рос.
Обломовка представляется герою идеальным местом, ей он придает сакральное значение. Но пока Обломов мечтает, в деревне происходят определенные изменения.
Штольц же видит своим смыслом жизни труд, он его идеализирует, работает не только для себя, но и для Обломова, регулярно спонсируя его, отсылая деньги.
Определение смысла жизни героев
Обломов предстает перед читателями ленивым, апатичным, безинициативным человеком-мечтателем с добрым, уступчивым характером. Для него основным смыслом жизни является некая далекая мифичная Обломовка – его родная деревня, по сути рай на земле, которую он в своих воспоминаниях идеализирует и придумывает по-своему. Илья Ильич – классический русский персонаж с соответствующей ментальностью – знакомый всем Иван Дурак из народных сказок, которые так любил Обломов в детстве. Как и персонаж сказки, он лежит на «печи» и ждет чуда, которое не случается, ведь живет он в реальной жизни – этим Обломов отличается от Штольца, для которого основным в жизни является труд ради самого труда, то есть постоянного действия.
Обломов и Штольц соотносятся как рефлексирующий персонаж исконно русского типа и действующий персонаж нового, европейского типа. Однако, если Илье Ильичу не хватает энергии и воли, чтобы начать воплощать мечты в жизнь, то Штольцу не хватает воображения, чтобы понять, для чего он трудится, найти высшую и далекую цель.
Главные герои и их характеристика
Система образов в романе «Обломов» представляет собой солнечную систему: в центре Илья Ильич, а вокруг него те или иные люди. Почти все герои имеют антиподов, равных по значению. Так, ленивому и меланхоличному Илье противостоит деятельный и активный Андрей, образованной и настойчивой Ольге — простая и покорная Агафья. Антитеза в романе «Обломов» является основой системы образов. Вот наглядная таблица от Многомудрого Литрекона:
имя | характеристика |
илья ильич обломов | помещик, потомок древнего дворянского рода, отставной чиновник. апатичный и ленивый толстяк. в то же время очень чувствителен и сострадателен. склонен к философствованию. воспитывался в семейном имении, окружённый заботой и всеобщим обожанием. в результате вырос абсолютно не приспособленным к реальной жизни человеком. попробовал пойти на государственную службу, но, не выдержав давления, ушёл в отставку и снял квартиру, где проводил свою жизнь в праздности и мечтаниях. попытка вывести героя из этого состояния заканчивается полной неудачей, и он ещё глубже погружается в себя. |
андрей иванович штольц | антипод обломова. сын русской дворянки и немца-иммигранта. худощав, целеустремлён и прагматичен. воспитывался в строгости, а после и вовсе был выставлен из дома. добился дворянства и разбогател. с детства дружил с обломовым и проявлял большое участие к его судьбе. с помощью ольги ильинской попытался вывести друга из состояния хандры, но потерпел неудачу. спас обломова от мошенников, взял в управление его имение, а позже взял на себя воспитание сына обломова. женился на ольге ильинской, но брак не был счастливым. |
ольга сергеевна ильинская | молодая дворянка. красавица. активная, жизнерадостная и образованная девушка. ради интереса вызвалась помочь штольцу вернуть к жизни обломова. однако со временем их отношения переросли в серьёзные чувства. была некоторое время помолвлена с главным героем, но свадьба так и не состоялась. разочаровавшись в любви, выходит замуж за нелюбимого штольца. отношения между супругами вполне благополучны, но прохладны. |
агафья матвеевна
пшеницына |
антипод ильинской. недалёкая, но добрая женщина. скромная, обходительная и трудолюбивая домохозяйка. единственное её увлечение – работа по дому и походы на рынок. домоседка. не читает книг и не интересуется внешним миром. стала идеальной супругой для обломова. подарила ему всю свою заботу и искренне тосковала по нему. |
захар | крестьянин. слуга обломова. грубый, ленивый и зловредный мужик. плутоват. никудышный работник. любит говорить гадости про своего хозяина. в то же время искренне предан ему и не терпит оскорблений в сторону обломова от других людей. после смерти главного героя становится бездомным попрошайкой и искренне тоскует по хозяину. |
Историко-философский смысл романа Обломов
Роман Гончарова «Обломов» — знаковое произведение, написанное в период быстрых, глобальных изменений российского общества, противостояния двух центральных направлений — западников и славянофилов
Западники поддерживали идею общества как инструмента для самореализации индивида, веру во всесилие прогресса и разума, пропагандировали важность свободы личности и общечеловеческого достоинства. Славянофилы же придерживались идей о самобытности и самостоятельном пути развития российского общества, считая главной задачей возвращение
в «старое, самобытное состояние». Путем сравнения этих двух течений на примерах главных героев — Обломова и Штольца — перед читателями раскрывается глубокий философский смысл романа «Обломов».
Определение смысла жизни героев
Обломов предстает перед читателями ленивым, апатичным, безинициативным человеком-мечтателем с добрым, уступчивым характером. Для него основным смыслом жизни является некая далекая мифичная Обломовка — его родная деревня, по сути рай на земле, которую он в своих воспоминаниях идеализирует и придумывает по-своему. Илья Ильич — классический
русский персонаж с соответствующей ментальностью — знакомый всем Иван Дурак из народных сказок, которые так любил Обломов в детстве. Как и персонаж сказки, он лежит на «печи» и ждет чуда, которое не случается, ведь живет он в реальной жизни — этим Обломов отличается от Штольца, для которого основным в жизни является труд ради самого труда, то есть постоянного действия.
Обломов и Штольц соотносятся как рефлексирующий персонаж исконно русского типа и действующий персонаж нового, европейского типа. Однако, если Илье Ильичу не хватает энергии и воли, чтобы начать воплощать мечты в жизнь, то Штольцу не хватает воображения, чтобы понять, для чего он трудится, найти высшую и далекую цель.
Штольц и Обломовка
Примечательно, что в конце произведения Штольц находит семейный покой в своем поместье, живя там с женой и детьми — то есть, по сути, погружается в «обломовщину», которую осуждал в Обломове. Видимо, причиной тому стали русские корни Андрея Ивановича, перевесившие энергию и практичность немецкой, трудовой ментальности, которую он перенял от отца. Кроме того, косвенным смыслом жизни Штольца тоже была Обломовка — он регулярно высылал Обломову денег, занимался решением вопросов с поместьем, даже в конце звал Захара к себе. Штольцу всю жизнь не хватало этих ментально-русских ценностей, но он был слишком практичным человеком, чтобы понять, к чему всю жизнь неосознанно стремился — ведь только в гостях Обломова он находил нужный ему душевный покой.
Заключение
Обломовка как мифическое место становится центром идеалов жизни не только российского мещанства, а русского человека в целом — спокойная, не требующая напряжения и активных действий жизнь, красивая природа и идиллия в семье являются основой его благополучного бытия. Полный и резкий отрыв человека от привычных идеалов ведет к внутренней пустоте и грусти, как это видно на примере замужней Ольги Ильинской.
Историко-философский смысл романа «Обломов» заключается в раскрытии явления «обломовки» как элемента русской ментальности и традиции, ее влияния на судьбы и личности героев
Автор показывает, что рефлексия ради рефлексии, как и труд ради труда, пагубны для человека потерей чего-то важного, отрывом от реальности либо от собственных корней, неполным проживанием собственной жизни
Гончаров акцентирует внимание на необходимости поиска баланса между европейскими прогрессивными взглядами и традиционной русской «обломовщиной» — только так возможно формирование новой, всесторонне развитой, духовной личности
Жилище главного персонажа
О характере Ильи Ильича можно судить уже из некоторых строк, в которых автор описывает комнату, где обитал Обломов. Конечно, убранство помещения не выглядело бедным. Обставлена она была шикарно. И тем не менее не было в ней ни уюта, ни комфорта. Картины, которые висели на стенах комнаты, были обрамлены рисунками паутины. Зеркала, предназначенные для того, чтобы увидеть в них свое отражение, могли быть использованы вместо бумаги для письма.
Вся комната была покрыта пылью и грязью. Где-то валялась случайно брошенная вещь, которая так и будет лежать, пока не понадобится снова. На столе — неубранная посуда, крошки и объедки вчерашней трапезы. Все это не вызывает чувства уюта. Но Илья Ильич не замечает этого. Паутина, пыль, грязь и неубранная посуда — это естественные спутники его ежедневного возлежания на диване.
В чем состоит трагедия жизни Обломова?
Сочинение по произведению Гончарова предполагает предварительную подготовку. Прежде чем приступить к его написанию, следует понять особенности времени, в которое писатель создавал роман.
Писал он его почти десять лет. А спустя два года после издания произошло ключевое событие в истории России — было отменено крепостное право. Боязнь перемен и страх перед будущим владел многими представителями поместного дворянства. Сочинение на тему «В чем состоит трагедия жизни Обломова» следует начинать с описания этого исторического события и влияния его на представителей определенных социальных слоев.
Смысл Обломовки в романе
Из сюжета романа «Обломов» читатель с самого начала узнает множество фактов об Обломовке, о том, какое это прекрасное место, как там было легко и хорошо герою и как важно Обломову туда вернуться. Однако, на протяжении всего повествования события так и не переносят нас в деревню, что делает ее по истине мифическим, сказочным местом
Живописная природа, пологие холмы, спокойная река, избушка на краю оврага, которую посетителю нужно просить стать «к лесу задом, а к нему передом», чтобы войти внутрь, – даже в газетах об Обломовке никогда не было упоминания. Никакие страсти не волновали жителей Обломовки – они были полностью оторванные от мира, проводили в скуке и спокойствии свою, устроенную на постоянных обрядах жизнь.
Детство Обломова проходило в любви, родители постоянно баловали Илью, потакая всем его желаниям. Однако особое впечатление на Обломова оказали рассказы няни, читавшей ему о мифических героях и сказочных богатырях, тесно связав в памяти героя родную деревню с народным фольклором. Для Ильи Ильича Обломовка – это далекая мечта, идеал, сравнимый, пожалуй, с прекрасными дамами средневековых рыцарей, воспевавших женин, которых порой никогда не видели. Кроме того, деревня – это еще и способ убежать от действительности, некое полупридуманное место, где герой может забыть о реальности и быть самим собой – ленивым, апатичным, полностью спокойным и отреченным от окружающего мира.
Заключение
В романе «Обломов» Гончаров изобразил трагичную историю угасания человека, для которого иллюзорное прошлое стало важнее многогранного и прекрасного настоящего – дружбы, любви, социального благополучия
Смысл произведения указывает на то, что важно не останавливаться на месте, теша себя иллюзиями, а всегда стремиться вперед, расширяя границы собственной «зоны комфорта»
Тест по произведению
Общественный смысл романа Смысл названия произведения Смысл Обломовки в романе Смысл жизни Обломова в романе Заключение
Роман Гончарова ” Обломов ” является знаковым произведением литературы 19 века, затрагивающим как остросоциальные, так и многие философские проблемы, оставаясь актуальным и интересным современному читателю. Идейный смысл романа “Обломов” основан на противопоставлении активного, нового социального и личностного начала с устаревшим, пассивным и деградирующим. В произведении автор раскрывает
эти начала на нескольких бытийных уровнях, поэтому для полного понимания смысла произведения требуется подробное рассмотрение каждого из них.
Общественный смысл романа
В романе “Обломов” Гончаров впервые ввел понятие “обломовщины” как обобщенного названия устаревших патриархально-поместничьих устоев, личностной деградации, и жизненного застоя целого общественного пласта российского мещанства, не желающего принимать новые общественные тенденции и нормы. Данное явление автор рассматривал на примере главного героя романа – Обломова, детство которого прошло в далекой Обломовке, где все жили тихо, ленно, мало чем интересуясь и почти ни о чем не заботясь. Родная деревня героя становится воплощением идеалов российского старомещанского общества – своеобразной гедонистической идиллией, “законсервированным раем”, где не нужно учиться, работать или развиваться.
Изображая Обломова как “лишнего человека”, Гончаров, в отличие от Грибоедова и Пушкина, у которых персонажи данного типа опережали общество, вводит в повествование героя, отстающего от общества, живущего далеким прошлым. Активная, деятельная, образованная среда угнетает Обломова – ему чужды идеалы Штольца с его трудом ради труда, даже возлюбленная Ольга опережает Илью Ильича, подходя ко всему с практичной стороны. Штольц, Ольга, Тарантьев, Мухояров, другие знакомые Обломова – представители нового, “городского” типа личности. Они более практики, чем теоретики, они не мечтают, а делают, создают новое – кто-то честно работая, кто-то обманывая.
Гончаров осуждает “обломовщину” с ее тяготением к прошлому, ленью, апатией и полным духовным отмиранием личности, когда человек по сути становится “растением”, круглосуточно лежащим на диване. Однако образы современных, новых людей Гончаров также изображает неоднозначными – в них нет душевного спокойствия и внутренней поэтичности, которое было у Обломова (вспомним, что Штольц только отдыхая у друга находил это спокойствие, а уже замужняя Ольга грустит по чему-то далекому и боится мечтать, оправдываясь перед мужем).
В конце произведения Гончаров не делает определенного вывода, кто прав – практик Штольц или мечтатель Обломов. Однако читателю понятно, что именно из-за “обломовщины”, как явления резко негативного и давно отжившего себя, “пропал” Илья Ильич. Именно поэтому общественный смысл романа Гончарова “Обломов” состоит в необходимости постоянного развития и движения – как в непрерывном строительстве и создании окружающего мира, так и работе над развитием собственной личности.
Смысл названия произведения
Смысл названия романа “Обломов” тесно связан с основной темой произведения – оно было названо по фамилии главного героя Ильи Ильича Обломова, а также сопряжено с описанным в романе социальным явлением “обломовщина”. Этимология названия трактуется исследователями по-разному. Так, наиболее распространена версия, что слово “обломов” происходит от слов “обломок”, “обламывать”, “ломать”, обозначающими состояние душевного и социального слома помещицкого дворянства, когда то оказалось в пограничном состоянии между желанием сохранять старые традиции и устои и необходимостью меняться под требования эпохи, из человека-созидателя становиться человеком-практиком.