Ноев ковчег
Содержание:
- О чём говорят скептики?
- Святыня в изгнании
- Доказательства существования ковчега Ноя
- История появления второго Ковчега[]
- Происхождение
- Последствия Потопа
- Вопрос вместимости судна
- Ноев ковчег — православие
- Происхождение[]
- Сколько длился Великий потоп
- Поиски останков ковчега
- №11 (343) ноябрь 2021 г.
- «Двуковчежье»
- Ноев Ковчег в литературных произведениях
- Таинственная пропажа
- Поиски Ноева ковчега
- План Божий
- Время строительства
- Всемирный потоп — библейская история
- Данные геологов
- Время относительно
О чём говорят скептики?
Во-первых, ковчегу не хватило бы вместительности для всех животных. Даже «Титаник» был больше. Это самый распространённый контраргумент. Грузоподъёмность у ковчега тоже была слишком маленькой. Одна только провизия, по скромным подсчётам, весила бы 160 000 тонн. При этом вряд ли Ною удалось бы построить судно, грузоподъёмностью больше 15 т.
Во-вторых, количество животных. Подсчёты показывают, что Ною пришлось спасать более миллиона видов животных. Каждого вида по две особи, уже два миллиона. Грузились эти животные неделю. Тогда они входили в ковчег со скоростью 10 зверей в секунду. Это невозможно с любой точки зрения. В-третьих, даже если сооружение на горе Арарат – Ноев ковчег, как он сохранился до наших дней. В 1840- году было крупное извержение вулкана, которое должно было уничтожить деревянное сооружение.
Допустим, извержение ковчег затронуло по минимуму. Но он простоял на горе около 5000 лет. За это время он должен был развалиться на отдельные фрагменты. Но по некоторым сведениям, ковчег до сих пор стоит. Получается странная ситуация. Здравый смысл подсказывает, что ковчег не мог сохраниться до наших дней. А фотографии? А обломки? Откуда они тогда взялись? Очевидно, тайна Ноева ковчега ещё долго будет возбуждать учёные умы всего мира.
Статью прочитали
7 307
Святыня в изгнании
В истории Иудейского царства после правления Соломона есть эпизод, когда Ковчег был вынужден покинуть святая святых, а правоверные израильтяне — вернуться в то время, когда его переносили из селения в селение. Это произошло в VII столетии до н. э., годы правления нечестивых царей Манассии (который потом покаялся) и Амона. Израильский народ повально подался в язычество — настолько, что даже свой Храм, посвящённый Единому Богу, сделал идольским капищем. Священники, оставшиеся верными Господу, взяли Ковчег Завета на свои плечи и вынесли из святая святых, устроив для него переносную скинию.
Есть также версия, что вместе с Ковчегом они прибыли в египетский город Элефантина и там построили храм, куда поместили святыню. Иначе откуда тогда в Элефантине иудейский храм, упоминание о котором есть в одном из древних папирусов? Впрочем, вторая книга Паралипоменон опровергает эту версию: в ней сказано о том, что священники переносили Ковчег на своих плечах с места на место. Скорее всего, храм построила переселившаяся в Египет еврейская община безотносительно к Ковчегу.
Прошло много десятилетий, и на престоле Иудеи воцарился совсем юный царь Иосия (ему было восемь лет). Когда он немного подрос, а именно на двенадцатый год своего правления, он обратился к вере в Единого Бога и решил очистить осквернённый Иерусалимский Храм. Во время ремонтных работ в нём нашли какую-то книгу. Это оказался свиток Закона Моисеева. Прочитав её, царь Иосия многое узнал, был очень удивлён и повелел вернуть в Храм Ковчег Завета (2 Пар. 35:3). Сейчас эта книга вошла в Библию и известна как Второзаконие.
Доказательства существования ковчега Ноя
Турок Дюрупинар в 1957 году сделал с самолета фотографию странного контура, похожего на корабль, у горы Арарат / Фото: Википедия
Но как быть с результатами исследования породы, в результате которых были получены трехмерные изображения, напоминающими Ноев ковчег?
Ссылаясь на выявленные параллельные линии и некоторые углы, ученые утверждают, что в естественной геологической формации это воспроизвести невозможно.
К тому же есть еще один факт, прямо указывающий на рукотворное происхождение объекта. Габариты находки полностью соответствует параметрам, описанным в Библии.
Длина находки составляет почти 150 метров, что по меркам времен Ноя соответствовало мере в 300 локтей.
История появления второго Ковчега[]
Ранее Ковчег являлся родиной всего человечества, а также
домом Семьи Ноя. Помимо Графа и Роад, Ковчегом мог управлять также
Четырнадцатый Ной – Неа, который вскоре предал Семью и разрушил систему
управления, привязав корабль к единственному местоположению (Эдо) без
возможности перемещения в другое место. Как позже оказалось, Неа передал право
управления данным Ковчегом Аллену Уолкеру, которому передал так же и свою память Ноя.
Граф поручил Роад загрузку программы старого Ковчега в новый
и спустя несколько часов, по завершению загрузки, начал играть на органе мелодию Исполнителя,
завершив создание нового, чёрного Ковчега. Однако из-за вмешательства Аллена, который действовал
по указаниям Кросса Мариана и тени Четырнадцатого, передача Яйца Акума в новый Ковчег
была завершена лишь на 80%. В результате Яйцо оказалось в руках Чёрного Ордена,
а сам Граф позже создал новое Яйцо и поместил его в чёрный Ковчег.
Происхождение
Месопотамские предшественники
Более века ученые признали, что библейский рассказ о Ноевом ковчеге основан на более старых месопотамских моделях. Поскольку все эти истории о потопах связаны с событиями, которые якобы произошли на заре истории, они создают впечатление, что сами мифы должны иметь очень примитивное происхождение, но миф о глобальном потопе, который уничтожает все живое, только начинает появляться в Древнем мире. Вавилонский период (20–16 вв. До н. Э.). Причины появления типичного мифа о месопотамском потопе могли быть связаны с конкретными обстоятельствами конца Третьей династии Ура около 2004 г. до н.э. и восстановлением порядка первой династией Исин .
Известно девять версий истории месопотамского потопа, каждая из которых более или менее адаптирована из более ранней версии. В самой старой версии, написанной в шумерском городе Ниппур около 1600 г. до н.э., героем является царь Зиусудра . Эта история, , вероятно, восходит к более ранней версии. Версия Зиусудры рассказывает, как он строит лодку и спасает жизнь, когда боги решают ее уничтожить. Этот основной сюжет встречается в нескольких последующих историях и героях Потопа, включая Ноя. Шумерское имя Зиусудры означает «Он долгой жизни». В вавилонских версиях его зовут Атрахасис , но значение то же самое. В версии Атрахасиса наводнение — это наводнение реки.
Версия, наиболее близкая к библейской истории о Ное, а также ее наиболее вероятный источник, — это версия Утнапишти в эпосе о Гильгамеше . Полный текст истории Утнапиштима представляет собой глиняную табличку, датируемую седьмым веком до нашей эры, но фрагменты этой истории были найдены еще в XIX веке до нашей эры. Последняя известная версия истории о месопотамском потопе была написана на греческом языке в третьем веке до нашей эры вавилонским священником по имени Берос . Судя по сохранившимся фрагментам, кажется, что он мало изменился по сравнению с версиями 2000-летней давности.
Часто отмечались параллели между Ноевым ковчегом и ковчегами героев Вавилонского потопа Атрахасиса и Утнапишти. Ковчег Атрахасиса был круглым, напоминал огромный куффа , с одной или двумя колодами. Ковчег Утнапиштима представлял собой куб с шестью палубами по семь отсеков, каждый из которых разделен на девять подотделов (63 подотдела на колоду, всего 378). Ноев Ковчег был прямоугольным с тремя колодами. Считается, что существует прогрессия от круглого к кубическому или от квадрата к прямоугольному. Самое поразительное сходство — это почти идентичные площади палуб трех ковчегов: 14 400 локтей 2 , 14 400 локтей 2 и 15 000 локтей 2 у Атрахасиса, Утнапиштима и Ноя, разница лишь на 4%. Профессор Финкель заключил, что «культовая история о Потопе, Ное и Ковчеге в том виде, в каком мы ее знаем сегодня, определенно берет свое начало в ландшафте древней Месопотамии, современного Ирака».
Также были отмечены лингвистические параллели между Ноевым ковчегом и ковчегом Атрахасиса. Слово, используемое для обозначения «смола» (запечатывающая смола или смола) в Книге Бытия, не является обычным еврейским словом, но тесно связано со словом, используемым в вавилонской истории. Точно так же еврейское слово «ковчег» ( тева ) почти идентично вавилонскому слову продолговатой лодки ( ṭubbû ), особенно учитывая, что «v» и «b» — это одна и та же буква на иврите: bet (ב).
Однако причины, по которым Бог или боги послали потоп, различаются в разных историях. В еврейском мифе наводнение навлекает Божий приговор на нечестивое человечество. Вавилонский эпос о Гильгамеше не дает никаких оснований, и наводнение кажется результатом божественного каприза. В вавилонской версии Атрахасиса наводнение направлено для уменьшения перенаселения людей, а после наводнения были введены другие меры, чтобы ограничить человечество.
Состав
Консенсус среди ученых указывает на то, что Тора (первые пять книг Библии, начиная с Бытия) была продуктом долгого и сложного процесса, который завершился только после вавилонского изгнания . С 18 века повествование о потопе анализируется как парадигмальный пример объединения двух разных версий рассказа в один текст, причем один маркер для разных версий является последовательным предпочтением для разных имен «Элохим» и «Яхве». «обозначать Бога.
Последствия Потопа
Основная статья
:Теория катастрофизма В результате Потопа погибли большинство сухопутных живых существ, птиц и растений (кроме тех, кто остались в Ковчеге). В настоящее время найдены массовые захоронения многих видов животных. Подобные кладбища сформировались ввиду одновременной гибели большого числа живых организмов. Так, на территории России были найдены свидетельства массовой гибели животных в результате катастрофы, кладбище гадрозавров в Кудуре, Амурский край и Берелехское кладбище мамонтов на Алтае.
После завершения Потопа, произошли множественные изменения на поверхности земли, в частности, образовался Большой Каньон. Сформировались слои земной поверхности, эволюционные представления о которых впоследствии стали использовать в качестве геохронологической шкалы.
Изменились климатические условия, с субтропических на всей поверхности Земного шара, до тропических, вблизи экватора и ледяных полярных шапок (Арктика и Антарктика). Появилось деление на климатические пояса.
После Потопа, Бог позволил человеку употреблять пищу животного происхождения (см. статью вегетарианство). Средняя продолжительность жизни людей сильно сократилась.
Вопрос вместимости судна
Многие скептики задавались вопросом, как мог один корабль, пусть даже немаленький, вместить в себя представителей всех видов жизни на Земле, чтобы обеспечить им потом размножение и расселение. Ведь популяция даже в несколько десятков особей считается нежизнеспособной, а после потопа земля должна была наполниться всего от одной пары каждого вида. Другая проблема — как они могли быть размещены внутри корабля, чтобы осталось достаточно места для продовольствия? Кто и как сумел бы ежедневно следить за уборкой судна, чистить стойла и клетки всех животных, а также кормить их? Пока ученые задают вопросы и сомневаются, верующие изобретают различные теории. Например, согласно одной из них, внутри ковчега пространство мистическим образом расширялось, и места хватало на всех с избытком. А за уборкой и кормом следил сам Ной со своими сыновьями.
Ноев ковчег — православие
Ноев ковчег из библии известен всем верующим и не только. Когда люди нравственно пали, и этим разгневали Бога, он решил уничтожить весь человеческий род и устроить всемирный потоп. Но не все заслужили этой ужасной участи быть стертыми с лица Земли, нашлась и праведная семья, угодная Богу – семья Ноя.
Сколько лет Ной строил ковчег?
Бог велел Ною построить ковчег, деревянное судно в три этажа, длиною в триста локтей и шириною в пятьдесят, и обмазать его смолою. До сих пор ведутся споры о том, из какого дерева построен ноев ковчег. Дерево «гофер», упоминаемое в Библии единожды, считается и кипарисом, и белым дубом, и деревом, давно не существующим.
О том, когда Ной приступил к строительству ковчега, в священном писании ни слова. Но из текста следует, что в возрасте 500 лет Ной имел трех сыновей, а повеление от Бога поступило, когда сыновья уже были. Строительство ковчега окончил к своему 600-летию. То есть Ной потратил на строительство ковчега около 100 лет.
В Библии есть более точная цифра, вокруг которой ведутся споры, имеет ли она отношение к сроку строительства ковчега. В книге Бытия в шестой главе речь идет о том, что Бог дает людям 120 лет. В эти годы Ной проповедовал о покаянии и предрекал истребление рода человеческого через потоп, сам же вел приготовления – строил ковчег. Возраст Ноя, как и многих допотопных персонажей, исчисляется сотнями лет. Есть трактовка стиха о 120 годах, как о том, что ныне срок жизни людей сократится.
Сколько Ной плавал на ковчеге?
Легенда о ноевом ковчеге из Библии гласит, что сорок суток шел дождь, и еще сто десять дней вода прибывала из-под земли. Наводнение длилось сто пятьдесят дней, вода покрыла поверхность земли полностью, не виднелись даже вершины самых высоких гор. Ной же плавал на ковчеге еще дольше, пока вода не ушла, — примерно один год.
Где остановился ноев ковчег?
Совсем скоро после того, как наводнение окончилось, а вода стала убывать, ковчег Ноя прибился, согласно легенде, к горам Арарат. Но вершин все еще не было видно, Ной ждал еще сорок дней после того, как увидел первые пики. Первая птица выпущенная с ноева ковчега, ворон, вернулась ни с чем – не нашла суши. Так ворон возвращался не один раз. Потом Ной выпустил голубя, который в первый свой полет ничего не принес, а во второй – принес лист оливкового дерева, а в третий раз голубь не вернулся. После этого Ной с семейством и зверьми покинули ковчег.
Происхождение[]
Согласно первой книге Ветхого Завета, Бог, взглянув на землю,
увидел порочность мира и решил устроить потоп, чтобы разрушить своё творение. Из
всех людей только праведному Ною и его семье было дозволено избежать божьей кары.
Бог поведал Ною, как построить огромный Ковчег, в который вместилось бы по паре
каждого вида живых существ планеты. Дожди, посланные Богом, шли 40 дней и 40
ночей и затопили всю поверхность земли. Когда вода ушла, Ковчег пристал к горе
Арарат, а Бог поручил Ною идти вперёд и заполнить мир, обещая больше не
затапливать землю за грехи людские. Таким образом, Ной стал вторым сыном
человечества после Адама.
В манге говорится о том, что семь тысяч лет назад, до того
как началась главная история, Ной боролся с первыми носителями Чистой Силы, и
бой был столь велик, что привёл к разрушению мира, известный в Ветхом Завете
как «Великий Потоп». В записях «Куба» данное происшествие получило название
«Три Дня Тьмы». После того как первое воплощение Тысячелетнего Графа потерпело поражение,
сражаясь против обладателя «Сердца», остальные двенадцать апостолов заселили
Землю, отчего во всех ныне существующих людях на Земле текут «гены Ноя».
Аллен внутри белого Ковчега
Поскольку Ковчег был создан по представлениям Графа, которые
воплотил в жизнь один из Ноев – Майтра, он принадлежит Семье Ноя. Однако после
предательства Четырнадцатого Ноя тридцать пять лет назад до основной истории
изменить местоположение Ковчега стало невозможным. В результате Семье Ноя
пришлось создать новый Ковчег, а старый оказался в руках Чёрного Ордена,
поскольку Аллену Уолкеру было передано право управления Ковчегом.
Сколько длился Великий потоп
Бытует мнение, что великий потоп не мог произойти от дождя за 40 дней. Поэтому подвергается сомнению существование именно вселенского потопа.
Ответ кроется в Библии, где написано, что на небе открылись окна и полился дождь. Из всех водных источников на земле стала прибывать вода на протяжении 150 дней. Даже самые высокие горы скрылись под водой. Погибло все живое, выжили только Ной с семьёй и животными в ковчеге. Затем Бог повелел подуть ветрам, поступление воды прекратилось, она стала сходить.
Через семь месяцев ковчег остановился на горе Арарат (территория современной Турции). Вода убывала, пока не показались верхи гор. Через 40 дней Ной через окно ковчега выпустил ворона. Тот через некоторое время вернулся, не найдя себе места на заполненной водой земле. Потом Ной выпустил голубя, который тоже вернулся ни с чем, указывая на то, что земля ещё покрыта водами потопа.
Выпущенный через 7 дней голубь принес во рту масличный лист, сообщая о том, что вода уже сошла с земли. Выпущенный снова через 7 дней голубь не вернулся. Подождав еще 7 дней, Ной отворил дверь ковчега и увидел, что земля обсохла от воды. По повелению Господа Ной с семьёй вышел из ковчега и выпустил всех животных и птиц, чтобы они шли и могли размножаться на земле. Ровно год провел Ной в ковчеге. Когда окончился всемирный потоп, ему было 601 год.
После выхода из ковчега праведный Ной первым делом решил воздать благодарение Богу за такое спасение. Он взял чистых животных и птиц и принес их во всесожжение. И заключил Бог с Ноем завет, повторил ему свое благословение плодиться, размножаться и населять землю. Господь обещал не наводить больше на всю землю воды потопа. Знамением этого завета впервые на небе появилась радуга. Сейчас она же является предостережением о великом наказании Божьем и напоминает людям о том, что Господь никогда уже не пошлет всемирный потоп.
Поиски останков ковчега
Убеждение в том, что Бог не позволяет людям подниматься на Арарат, многие века препятствовало исследованиям. Негласный запрет был нарушен в 1829 году французом Иоганном Парротом. Ледник на северо-западном склоне горы назван в его честь.
После этого восхождения началось буквально соревнование за право первым найти останки корабля Ноя. Организованные поиски Ноева ковчега начались с середины XIX века. Первой научной экспедицией на Арарат была группа профессора из Дерптского университета Германа Абиха.
Это она обнаружила в 1845 году следы корабля, в результате землетрясения сползшего по склону и развалившегося на части. По каким-то непонятным причинам эти и многие другие важнейшие сообщения о ковчеге проходили практически незамеченными научным сообществом.
Незамеченным в научном мире прошло и сообщение архидиакона Нури, опубликованное в английском «Механике» в 1892 году. Он рассказывал, что увиденный им гигантский корабль находится на краю замерзшего горного озера, которое частично подтаивает лишь в очень жаркое лето, а основной корпус остается подо льдом. Еще один интересный факт приводит в конце 60-х годов прошлого века американский исследователь Чарльз Берлиц. Армянский эмигрант Жорж Акопян рассказал ему, как в 1905 году дедушка взял его, десятилетнего, с собой на Арарат: «Мы с дедом долго поднимались вверх, вдруг слева внизу показалось что-то, напоминающее огромный корабль, его корпус покрывал снег, а на крыше виднелось глубокое отверстие». – «Не бойся, – сказал мне дед. – Это святой корабль, а все люди и звери давно покинули его».
Ученые провели анализ рассказа Акопяна на детекторе лжи, детектор дал однозначный ответ – рассказчик говорил правду. Была намечена экспедиция с его участием, но она не состоялась из-за нехватки средств и смерти главного участника событий Акопяна.
Поиски ковчега значительно осложнены и политической обстановкой в регионе. С начала XX века, когда Арарат отошел Турции, и до недавнего времени все исследования, съемки и даже просто восхождения были официально запрещены.
№11 (343) ноябрь 2021 г.
← Пред. 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 След. →
Общество
Григорий Григорян
12 октября 2021 года в Патриаршей резиденции в московском Даниловом ставропигиальном монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с Верховным Патриархом и Католикосом всех армян Гарегином II.
Общество
Григорий Григорян
В Ереване открыт памятник 26 молодым спортсменам, погибшим в 44-дневной арцахской войне
44-дневная Арцахская война отняла жизни тысяч многообещающих молодых армян. Среди них были также 26 спортсменов – воспитанников Ереванского государственного спортивного колледжа олимпийского резерва. 22 октября на территории колледжа состоялось торжественное открытие памятника, установленного в память о погибших спортсменах.
Интервью
Григорий Анисонян
Артур Согомонян: Я горжусь тем, что среди наших соотечественников есть такие люди, как Армен Джигарханян и Никита Симонян
Вспоминая Армена Джигарханяна
Год назад ушел из жизни Армен Джигарханян, народный артист СССР, театральный режиссер и педагог; лауреат Государственных премий Армянской ССР, один из основателей, президент и художественный руководитель Московского драматического театра.
Об Армене Джигарханяне, своем большом друге, вспоминает Артур Согомонян, известный предприниматель, член попечительского совета российско-армянского фонда гуманитарных инициатив «Наследие и прогресс».
Интервью
Григорий Анисонян
Поставлена ли точка в карабахском конфликте? Почему Армения не признала Нагорно-Карабахскую Республику? Что такое многовекторность и чем она чревата для малых стран? Каков вероятный сценарий развития армяно-азербайджанского конфликта?
На эти вопросы редакции газеты «Ноев Ковчег» ответил Виталий Третьяков, политолог, член совета «Лазаревского клуба», автор и ведущий телепрограммы «Что делать? Философские беседы» на телеканале «Культура», декан Высшей школы телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова.
Общество
Наталья Оганова
В Ереване открылся Дом русской книги
Недавно в центре Еревана открылся Дом русской книги, где представлены около 1200 писателей, включая Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Толстого, Гоголя, Жюль Верна, Майн Рида, Драйзера
Особое внимание уделено творчеству поэтов Серебряного века русской поэзии – Цветаевой, Ахматовой, Блока, Есенина, Мандельштама. На красочно оформленных стеллажах уютно расположились издания по современной исторической, юридической и художественной литературе
Чуть позже здесь появились книги армянских авторов, причем 20 процентов фонда предполагается впредь выставить на армянском языке.
ВЕСТИ ИЗ ЕРЕВАНА
- Путин о ситуации в Карабахе: Худой мир лучше войны
- Россия планирует вложить 1 млрд $ в экономику Армении
- Армянская АЭС после проведения планового ремонта подключена к энергосистеме
- Иран и Армения сохранят Кавказский транзитный маршрут открытым
- Москва и Ереван согласовали цену на газ для Армении
- Володин и Симонян договорились об общей позиции на международных площадках
← Пред. 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 След. →
В этом номере рекламировались:
«Двуковчежье»
Несмотря на все находки и свидетельства, прямых доказательств о том, что судно являлось именно ковчегом Ноя, нет. По мнению ученых, самым достоверным документом является фотография, сделанная русской экспедицией 1916 года. Установив точные координаты маршрута, можно было бы найти заветное место. А что же остальные снимки и свидетельства?
Свет на эту загадку отчасти проливает специалист по древним языкам В. Мельников, которому в одной из европейских библиотек попалась любопытная древняя рукопись, датированная III в. до н.э. Он назвал ее «Двуковчежьем». В ней упоминалось о том, что Ной, дрейфуя по воде, встретил большое судно таких же примерно размеров, как и его ковчег, но иной формы. Приблизившись, он обрадовался, что кто-то еще сумел спастись, но корабль оказался пуст. Если факт соответствует действительности, то исследователи вполне могли видеть совершенно другой корабль. В пользу этой версии говорит и то, что при совпадении размеров имелись отличия в форме обнаруженных экспонатов.
В Библии нет ни слова о втором ковчеге, однако, глиняные таблички древних шумеров, у которых был заимствован данный текст, возможно, могли бы пролить на эту историю гораздо больше света.
Ноев Ковчег в литературных произведениях
Ной фигурирует в большом количестве литературных произведений, и часто в качестве главного героя. Например:
- «Ной» Эллена Гандерсона Трейлора. Автор довольно много размышляет о том, могли ли в допотопной цивилизации быть люди, имена которых затем были использованы в классическом древнегреческом пантеоне, но в целом довольно точно воспроизведена библейская история о Ковчеге, его геометрической форме, строительстве и его продолжительности, путешествии.
- «Лёд» Шейна Джонсона. Здесь тоже фигурирует Ной. Джонсон полагает, что люди могли быть на треть выше нынешних, а значит, локоть мог составлять двадцать четыре дюйма, а не восемнадцать. Тогда Ковчег имел бы длину в 600 футов, а не в 450, и тем более вместил бы животных и птиц всех видов, включая по семь пар чистых птиц. Также автор выдвигает гипотезу, что «гофер» мог быть композитным материалом, а смола — сложной смесью природных смол. И то и другое могло быть плодами цивилизации, по мнению Джонсона, более развитой, чем о ней сегодня думают, а возможно, и более развитой по сравнению с современной.
Таинственная пропажа
Последнее упоминание Ковчега Завета относится примерно к 622 году до нашей эры. Тогда иудейский царь Иосия сказал служителям храма, что нет нужды носить на своих плечах реликвию. По всей видимости, до этого ее периодически выставляли напоказ простым верующим. Согласно преданию, ковчег исчез перед тем, как царь Навуходоносор разрушил Иерусалим в 586 году до нашей эры и увел евреев в Вавилон.
И вот тут начинаются странности: святыня не упомянута в подробном списке вывезенных реликвий. Нет ее и среди утвари, которую возвратил в Иерусалим персидский царь Кир Великий примерно сто лет спустя. Ни один из источников той эпохи вообще не упоминает о ковчеге! Известно лишь, что с восстановлением Иерусалимского храма святая святых хоть и не утратила своего сакрального значения, но всегда оставалась пустой.
Ковчег Завета. Художественная реконструкция
Это наводит исследователей на мысль, что Ковчег Завета вывезли из Иерусалимского храма задолго до нашествия вавилонян в VI веке до нашей эры. Но для чего?
Библейское повествование четко связывает разрушение храма с тем, что в иудейском царстве отказались поклоняться истинному Богу. Это стало следствием полувекового правления царя Манассии (Менашше), насадившего культ финикийского божества — Ваала и вавилонской богини Иштар.
«И соорудил жертвенники всему воинству небесному на обоих дворах дома Господня, и провел сына своего чрез огонь, и гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников; много сделал неугодного в очах Господа, чтобы прогневать Его», — повествует Четвертая книга Царств.
Грех богоотступничества еврейского народа обличал пророк Иеремия. За ним Ковчег Завета «чудесным образом последовал» вплоть до горы Нево, находящейся за Иорданом. Именно там умер пророк Моисей.
В одной из пещер этой горы Иеремия спрятал святыню от язычников. Об этом мы знаем из Второй книги Маккавеев, не входящей в библейский канон.
«Придя туда, Иеремия нашел жилище в пещере и внес туда скинию, и ковчег, и жертвенник кадильный, и заградил вход. Когда потом пришли некоторые из сопутствовавших, чтобы заметить вход, то не могли найти его», — повествует маккавейская книга.
Эти строки побудили многих искать Ковчег Завета к востоку от Иордана и Мертвого моря. Последние масштабные поиски святыни провели францисканские монахи в 1930-х годах.
Вид на Иорданскую долину с горы Нево, где погребен пророк Моисей
«Они искали и могилу пророка Моисея, и Ковчег Завета, но безуспешно. Вместо этого монахи раскопали несколько византийских храмов VI-VII веков с уникальными мозаиками», — рассказывает корреспонденту РИА Новости иорданский археолог Рустом Мджян.
Именно это обстоятельство заставляет исследователей усомниться в том, что святыню могли спрятать на территории современной Иордании. Очевидно лишь то, что в ее исчезновении были замешаны либо служители Иерусалимского храма, либо левиты, их помощники, которые имели доступ в запретные зоны сооружения. А история о пророке Иеремии, по всей видимости, появилась лишь с составлением Второй маккавейской книги примерно в II-I веках до нашей эры.
Поиски Ноева ковчега
Корабль праведного Ноя искали всегда. В античные времена и в Средневековье сохранность Ноева ковчега принималась без сомнений. Еще в 275 году до нашей эры вавилонский летописец Беросс упоминал о корабле, который приплыл в Армению и опустился на грунт.
Об этом же в первом веке нашей эры писал иудейский историк Иосиф Флавий: «Одну часть корабля можно обнаружить и сегодня в Армении, люди соскабливают с него смолу для изготовления амулетов».
О том, что на Арарате есть нечто, похожее на корабль, рассказывали купцы, проходившие с караванами в Персию. Один из самых знаменитых путешественников прошлого Марко Поло в конце XV века проезжал мимо Арарата по пути в Китай, он писал: «В стране Армении на вершине высокой горы покоится Ноев ковчег, покрытый вечными снегами. Никто не может на вершину забраться, тем более что снег там никогда не тает, а новые снегопады дополняют толщину снежного покрова».
В начале XVI века возле Арарата побывал немецкий путешественник Адам Олеарий, он написал следующее: «Армяне и персы считают, что на горе Арарат все еще находятся обломки ковчега, которые с течением времени стали твердыми и прочными, как камень».
Редкие путешественники отваживались сами совершить восхождение, чтобы увидеть священный ковчег и не только из-за крутизны скал. В XIV веке францисканский монах Одерих Матиусси в докладе Папе Римскому отмечал: «Люди, живущие там, рассказывают, что никто не забирается на гору, так как это может не понравиться всевышнему».
План Божий
Господь создал первого человека, по образу и подобию Своему. Творец дал Адаму во владение всю землю для управления ей, одел его в Божью славу и поместил в самое прекрасное место «Эдем» (Быт 1:26).
Но, вскоре, непослушание Богу привело человека ко греху, изгнанию из сада и потере близкого общения с Богом. Человечество в дальнейшем плодилось и размножалось уже не с праведностью Божьей, а с греховной натурой, которая противилась путям Творца. Непослушание росло из поколения в поколение.
Человек все меньше и меньше стал походить на Создателя. Каждый имел свободную волю в мыслях, поступках, сам выбирая свой путь.
Но без Божьего водительства жизнь каждого обречена на жалкое подобие «счастливой» жизни. Положение, статус, финансы, слава, признательность окружающими, власть — все это не дает и не гарантирует человеку настоящего счастья, мира, покоя и, тем более, спасения.
Время строительства
Если обратиться к первоисточнику – Библии – возникнет много вопросов касательно даты возведения великолепного судна. В тексте главной книги христиан нет четкого упоминания о том, когда Ной начал строительные работы. Но из 6 главы Бытия можно понять, что Господь повелел Ною соорудить ковчег, когда последнему было 500 лет.
Существует 2 версии рождения Ноя:
- по данным масоретских текстов – это 1056 год от Сотворения мира;
- в Переводе семидесяти толковников (альтернативное название – Септуагинта) указан 1663 год с момента создания мира.
Исходя из того, что Ною было 600 лет на момент окончания строительства плавательного средства, а также беря в расчет разницу между старорусским летоисчислением и современным в 5508 лет, можно выделить 2 возможные даты окончания работ:
- 1156 год от Сотворения мира, или 4352 год до н.э.;
- 1763 год от Сотворения мира, или 3745 год до н.э.
Исследователи NAMI в 2017 году нашли части древнего корабля на высоте 4 тыс. м от уровня моря на горном хребте Арарат. По утверждению ученых, вероятность того, что это судно является так называемым Ноевым ковчегом составляет порядка 99,9%, что совпадает с «библейской традицией». Но пока что никто точно подтвердить или опровергнуть эти громкие заявления не смог. В любом случае найденные обломки, покрытые значительным слоем вулканических пород, несут в себе огромную историческую ценность, так как содержат характерные элементы, лестницы, куски цельной окаменевшей древесины. Если судить по возрасту найденных фрагментов, то он составляет порядка 4800 лет. Именно такую цифру показал углеродный анализ.
Всемирный потоп — библейская история
Библия повествует о том, что первые поколения людей на земле после изгнания Адама и Евы из Эдема отличались большим долголетием. Оно было даровано человечеству для скорого заселения земли и для сохранения веры и память об обетовании Избавителя. Так в каждой семье на протяжении столетий последующим поколениям передавались знания о Боге, о создании мира.
Однако долгая жизнь стала для людей причиной укоренения дурных обычаев и развращения. Смерть была редкостью, что позволило притупиться людской совести. Зло и пороки умножались, наказание за них и избавление от грехов казались далекими, почти недоступными.И наступило время, когда зло распространилось по всей земле, произошло полное развращение людей, которые оказались уже неспособными к раскаянию и исправлению. Тогда Господь решил предать смерти все живое на земле, смыть с земли нечестие и развращение.
Однако среди всех людей нашелся непорочный человек, обретший благодать у Бога, праведный Ной. Тогда сказал Бог Ною построить ковчег, потому что на землю будет наведен великий потоп. Бог определил 120 лет, в течении которого человечество могло раскаяться в своих грехах. Ной должен был за это время закончить строительство ковчега.
Данные геологов
В Библии упоминается, что потоп, для которого был сооружён Ноев ковчег, произошёл не только из-за ливня, но и по вине великой бездны. Объяснением этому служат находки геологов, свидетельствующие о сдвиге литосферных плит, которые могли спровоцировать повышение уровня мирового океана. Об этом же говорят и останки морских организмов, периодически обнаруживаемые в горных залежах, датируемые более поздними сроками.
Ещё один факт, указывающий на то, что такая водная катастрофа могла произойти: в глубоких слоях по всему миру геологи обнаруживают останки животных, которые не могла бы так хорошо сохраниться из-за разрушающего действия бактерий. Предотвратить естественное разложение могло только мгновенное попадание в зоны без доступа воздуха, что бывает при затоплении огромных территорий.
Время относительно
Есть ещё один нюанс, на который указывают учёные. По Библии весь род Ноя отличался долгожительством. Так, например, Адам прожил 930 лет, а сам Ной умер в возрасте 950 лет. Не меньшей продолжительностью жизни отличались его жена, сыновья, невестки и прочие действующие лица этой истории. К тому же, в Библии не высказывается ни малейшего удивления таким длительным сроком жизни.
Историки и учёные выдвигают гипотезу, что во времена написания книги Моисея «летами» называли месяцы. В таком пересчёте длина жизни всех этих персонажей становится похожей на обычную человеческую: дети у Ноя появились к 42 годам, а умер он в возрасте 71 год. Если предположить, что этот персонаж был реальной персоной, то данное объяснение становится очень логичным. Правда, при таком подходе сроки плавания Ноева ковчега следует рассматривать в том же ключе: всё плаванье сокращается до одного месяца вместо года.