Курская епархия
Содержание:
- ОСЕТИЯ СПАСЕТСЯ МОНАСТЫРЯМИ
- А МОНАСТЫРЬ НАШ БУДЕТ ЛАВРОЙ!
- МЫ И СЛЕПЫХ КОРОВ БЕРЕМ!
- МК Регионы
- НЕ ГОВОРИТЕ ЯЗЫКОМ – ЕГО ЧЕРВИ СЪЕДЯТ
- Архивный номер № 52 (1315) от 24 декабря 2021 — Новости
- История
- КРАСНЫЙ ПОП ЕДЕТ НА АФОН
- Монастыри
- ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА РЫЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ
- Архиереи
- ОТЧЕ НАШ ПОД ОДЕЯЛОМ
- ВЫГОНИМ ШПАНУ И ПЬЯНИЦ – МОНАСТЫРЬ НЕ УСТОИТ
ОСЕТИЯ СПАСЕТСЯ МОНАСТЫРЯМИ
Рыльск стал вторым домом для многих жителей христианской Осетии. Многочисленная осетинская делегация в этом году, как и всегда, приехала на день памяти старца. Но где, казалось бы, Курская область и где Осетия?! Что их связывает?
Сейчас уже никто точно не скажет, что заставило отца Ипполита взять на себя подвиг православного просвещения целого народа, но утверждают, в том числе и осетинские паломники, что сама Богородица, которая не раз являлась батюшке, велела ему молиться о многострадальной Осетии, находившейся в неблагоприятном окружении. Ведь с юга она граничит хоть и с единоверной, но недружественной Грузией, а с востока и запада – с чуждым по духу магометанским миром.
В конце 90-х отец Ипполит благословил создать в Осетии два монастыря – мужской и женский.
А будущую игуменью женского монастыря монахиню Нонну (Багаеву) он разглядел еще в то время, когда она работала корреспондентом на Осетинском телевидении и приехала в Рыльск на съемки фильма о батюшке. «А ты знаешь, что будешь монахиней?», – неожиданно сказал он ей, тогда, в миру, еще Наталье. – У тебя, как и у всех монахов, во лбу крестик светится!»
Прозорливый батюшка предвидел беды, которые обрушатся на Осетию, в частности, обвал ледника Колка в Кармадонском ущелье в 2002 году. Осетины-паломники, которым довелось быть в Рыльске летом 2002, рассказывают: «Батюшка Ипполит, начиная с июля, просил нас связаться с родственниками в Осетии, дабы предупредить их, что в ближайшие месяцы горы будут очень опасны». Все так и вышло: 29 сентября ледник рухнул, похоронив под собой много местных жителей и съемочную группу Сергея Бодрова-младшего. Предвидел батюшка и, случившуюся уже после его ухода из земной жизни, страшную трагедию в Беслане 1 сентября 2004 года, когда вооруженное зверьё захватило школу в Беслане с тысячей заложников.
И едва ли случайно мужской осетинский монастырь, который первоначально организовали в Беслане, расположился всего в 250 метрах от той школы, где произошел этот страшный теракт, который можно сравнить, пожалуй, только с избиением воинами царя Ирода младенцев в Вифлееме две тысячи лет назад. И эта трагедия стала для осетинского народа Голгофой, постоянно напоминающей ему о жертве, принесенной Иисусом Христом.
А МОНАСТЫРЬ НАШ БУДЕТ ЛАВРОЙ!
Рыльск всегда был одним из столпов «курской духовной аномалии», как один из паломников образно назвал здешние святые места, среди которых известная всей России Курская Коренная пустынь и не менее знаменитая Глинская пустынь, в силу ряда административных ляпсусов советского времени оказавшаяся на территории Украины, всего лишь в полусотне километров от Рыльска.
Любопытно, что Курская Коренная икона Божьей Матери была обретена в 1295 году «неким благочестивым мужем» из Рыльска, жители которого много раз пытались перенести икону в свой город. И всякий раз икона чудесно исчезала из Рыльска, возвращаясь на место своего обретения – на лесистый берег реки Тускарь, в 27 верстах от Курска.
В летописях Свято-Николаевский монастырь впервые упоминается в 1505 году, который и принято считать годом его основания. На самом деле монастырь значительно древнее: рядом с ним, в толще крутых меловых холмов, называемых Вискольскими горами, еще в домонгольские времена был ископан пещерный монастырь. Следы пещер видны и в наши дни: из них паломники и сегодня берут целебную глину, помогающую, как здесь считают, от всех болезней. Ей пользовался и отец Ипполит: после «отчиток» одержимых бесами его кожа покрывалась волдырями, которые быстро заживали после наложения глины. Здесь же, у подножия меловых гор, расположены святые источники, из которых монастырские трудники берут воду для трапезной обители.
В советское время монастырь продержался совсем недолго – в 1926 году его закрыли, здесь расквартировали роту красноармейцев, а монахов, ради экономии средств и времени, даже не отправляли в лагеря, а расстреливали прямо под монастырской стеной.
«Здесь каждая пядь земли монашеской кровью полита. Эта земля святая – мы даже не представляем себе, сколько угодников Божьих здесь подвизалось!», – говорил отец Ипполит. Позже, в начале 90-х, батюшка первым делом взялся за восстановление монастырской стены: «Если бы знали, что это за стена, очередь бы выстроилась аж от самого Курска, чтобы хоть один кирпичик в нее положить. Идите помогать на стену – она святая!». И хоть очередь не выстроилась не то что от Курска, а даже от Льгова, стену восстановили в первую очередь.
Во время Великой Отечественной войны, в 1943 году, линия фронта проходила под самыми монастырскими стенами, тем не менее, Святитель Николай уберег свою обитель от разрушения: благодаря его заступничеству на ее территории не разорвался ни один артиллерийский снаряд или авиабомба, которые в изобилии сыпались совсем рядом. Более того, фашисты, отступая, заминировали все храмы, но по непонятным причинам монастырские строения так и не были взорваны.
Впрочем, то, что не удалось фашистам, доделали соотчичи: к 1991 году, когда монастырь вернули Курской Епархии, его превратили в свалку, сплошь заросшую бурьяном, где не было ни одной целой стены, крыши и окна. Увидев это, отец Ипполит, только что назначенный настоятелем, окна кельи которого в первую зиму были затянуты полиэтиленом, возрадовался: « А монастырь наш будет Лаврой!»
МЫ И СЛЕПЫХ КОРОВ БЕРЕМ!
Справедливости ради скажу, что в обитель ехали не только люди, отверженные обществом: рафинированные эстеты и высоколобые интеллектуалы, бросив свои науки и служенье музам, отправлялись в Рыльск, где с упоением драили туалет, орудовали лопатой и ломом, убирали навоз за коровами, которых в монастыре было далеко за сто голов.
Коровы были предметом особой любви батюшки, который любил их, умел доить и был приучен ходить за ними с детства: он покупал у местных жителей всех подряд коров – даже хромых и тех, которые уже давно перестали доиться. Удивительно, но попав в монастырь, они снова начинали давать молоко. Однажды монастырь даже купил быка крутого нрава, с которым не могли совладать его хозяева. Рассказывают, что увидев настоятеля, бык сразу обмяк и утих, опустившись на колени. «Покаялся!», – сказал батюшка и самолично отвел буяна на скотный двор.
Один из братьев рассказал историю, что хитроумные жители соседнего села привели в монастырь слепую корову, рассуждая по пути, заметит ли это настоятель. Они были поражены, когда отец Ипполит, которому было всё открыто, с улыбкой встретил их у ворот монастыря: «Зря вы так боялись! Мы и слепых коров привечаем!». И еще дал за нее денег намного больше, чем полагалось.
С деньгами отец Ипполит обращался легко, шокируя монастырского казначея: раздавал их, не считая, как св. Иоанн Кронштадтский, который одной рукой брал деньги, а другой тут же их отдавал. «Чем больше отдашь, тем больше вернется», – говорил он.
И ведь вернулось: за довольно короткий срок удалось не только восстановить из руин двухэтажный Николаевский храм, но также привести в божеский вид церкви, колокольню, построить трапезную и паломнический корпус, значительно расширить хозяйство монастыря. Более того, старец основал еще пять скитов в ближайших селениях, из которых им был особенно любим Казанский скит в селе Большегнеушево, ставший женским монастырем.
МК Регионы
- Санкт-Петербург
- Абакан
- Анадырь
- Архангельск
- Астрахань
- Барнаул
- Белгород
- Брянск
- Великий Новгород
- Владивосток
- Владикавказ
- Владимир
- Волгоград
- Вологда
- Воронеж
- Горно-Алтайск
- Грозный
- Екатеринбург
- Иваново
- Ижевск
- Иркутск
- Казань
- Калуга
- Кемерово
- Киров
- Кострома
- Краснодар
- Красноярск
- Курган
- Курск
- Кызыл
- Ленинградская область
- Магадан
- Магас
- Марий Эл
- Махачкала
- Мурманск
- Нальчик
- Нижний Новгород
- Новосибирск
- Омск
- Оренбург
- Пенза
- Пермь
- Петрозаводск
- Петропавловск-Камчатский
- Псков
- Ростов-на-Дону
- Рязань
- Салехард
- Саратов
- Севастополь
- Серпухов
- Симферополь
- Смоленск
- Ставрополь
- Тамбов
- Тверь
- Томск
- Тула
- Тюмень
- Улан-Удэ
- Уфа
- Хабаровск
- Ханты-Мансийск
- Чебоксары
- Челябинск
- Черкесск
- Элиста
- Чита
- Южно-Сахалинск
- Якутск
- Ярославль
НЕ ГОВОРИТЕ ЯЗЫКОМ – ЕГО ЧЕРВИ СЪЕДЯТ
В Николаевском и Крестовоздвиженском храмах монастыря и сегодня ведутся тетрадки, в которых паломники записывают свидетельства помощи, оказанной батюшкой Ипполитом, в самых разных ситуациях – таких тетрадок многие десятки и этим свидетельствам нет конца.
Еще в 90-х вся Россия узнала о способности отца Ипполита помочь любому горю: нелады в семьях прекращались, безнадежные наркоманы и конченые алкоголики возвращались к нормальной жизни, отступали онкологические болезни и СПИД, злые Бастинды и Гингемы становились добрыми Стеллами и Виллинами. По молитвам батюшки останавливались поезда, чтобы дождаться опоздавших пассажиров, двигатели автомобилей с фатальными дефектами вдруг заводились, навигаторы начинали показывать правильное направление, а один рыбак наловил более центнера рыбы там, где она никогда не водилась. Ну как тут не вспомнить рыбаков – будущих апостолов с Генисаретского озера? Когда чудеса случаются, это в порядке вещей, странно, когда их нет. Чаще они малозаметны, а многие, увы, ждут хождения по водам.
Паломники, которые помнят батюшку, рассказывают, что первый раз ехали в Рыльск, ожидая, что увидят величественного благообразного старца, который будет изрекать красивые слава. А встречал их монах-простец в рваных кедах, перетянутых веревочкой, и латаном-перелатанном подряснике. Многие честно признаются, что первое время даже разочаровывались: «Разве мы такого старца искали?»
Отец Ипполит – великий молитвенник и молчальник – книг после себя не оставил, проповеди говорить не умел, дара красноречия был лишен начисто. «Не говорите языком, его черви съедят, говорите сердцем», – повторял он. Терпеливо выслушав паломников, хотя и без их рассказа ему было все открыто, он говорил в ответ очень мало и тихо, нередко так невнятно, что сказанное им было трудно понять. Но одно слово было понятно всегда и всем: «Помолимся!»
И его молитва делала и продолжает делать чудеса – она угодна на небесах.
На могиле отца Ипполита в Рыльске, где установлен бронзовый крест на гранитном постаменте, день и ночь горит неугасимая лампада и лежат свежие цветы, которые не вянут даже в лютые морозы. И стоит чемоданчик для записок батюшке Ипполиту, в которых паломники излагают свои просьбы старцу и делятся своими проблемами. Кому-то, возможно, это может показаться детской игрой в письма Санта-Клаусу, но это работает. Я тоже оставил такую записку, скорее, даже не с просьбой, а пожеланием. И оно уже исполнилось.
Архивный номер № 52 (1315) от 24 декабря 2021 — Новости
ЧУДО
Это случилось 17 декабря, когда в Рыльском Свято-Николаевском мужском монастыре отмечали день упокоения и памяти знаменитого старца Ипполита. Сотни верующих, приехавших в монастырь, увидели, как на кресте, установленном на могиле батюшки, появились капли маслянистой жидкости…
О жизни отца Ипполита на Афоне практически не сохранилось сведений. Говорят, уехать пришлось из-за проблем со здоровьем. А еще старец тосковал по Родине. «Дорожите тем, что живете в России. Целуйте родную землю», – писал он в письмах. Когда у Ипполита напрямую спросили: почему уехал с Афона, отшутился: «Устал от афонских апельсинов, хоть и сладкие они – хочется поближе к родной картошке. Уж больно она у нас на Курщине вкусная!» В августе 1983-го старец вновь оказался в России. В 1991 году был назначен настоятелем только что возвращенного церкви Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря, который лежал в руинах. За 11 лет под руководством отца Ипполита обитель превратилась в центр духовной жизни российского масштаба. В монастырь стали приезжать не только жители ближайших городов, но и Украины, Беларуси, стран Европы. Ипполит никому не отказывал во встрече. Неслучайно его называли самым добрым батюшкой на земле. По словам местных жителей, к нему выстраивались огромные очереди. Говорят, он обладал даром ясновидения, предсказывал людям будущее. «Помню, незадолго до своей смерти раздавал иконки, – вспоминала жительница Рыльска. – Моя подруга пошла к Ипполиту, он посмотрел на нее внимательно и протянул икону «Неупиваемая чаша». Та рассмеялась – зачем она мне? Мой муж вообще не пьет! Батюшка посмотрел на нее внимательно и изрек: «Пригодится». Через три года ее супруг ни с того ни с сего ушел в запой. Тут-то подруга вспомнила про слова Ипполита и подаренную им иконку».
Верующие собирали миро, наносили его на лицо, иконки… |
– Он и больных лечил, – рассказывали в монастыре. – Бывало, подойдет к человеку и, не спрашивая, что привело его сюда, пальцем крест очертит и скажет: «Живот у тебя болит». И больному легче становилось, боли проходили. Многие от тяжелых недугов излечились. Скромным отец Ипполит был. Никогда не носил креста с украшениями. Многие, видя его впервые, принимали за простого послушника. Незадолго до смерти отец Ипполит о себе сказал насельнику монастыря: «40 лет я низко кланялся каждому человеку». Он ставил себя ниже всех. Отец Ипполит не проповедовал, не было у него дара красноречия. «Я вообще ничего не могу сказать, – говорил он. – Не умею». Обычно произносил несколько слов, вроде «Терпи», «Помоги тебе Господи» или «Здоровья тебе». Обращаясь к паломникам, замечал: «Не говорите языком, его черви съедят, говорите сердцем». При этом Ипполит любил пошутить, вопрошавшим мог ответить сказкой, стихом, даже песней. «Подходит, например, к нему инок покаяться в страстных помыслах, а батюшка вдруг начинает рассказывать ему красивое философское и вместе с этим назидательное стихотворение о любви, – напишет в своей книге «Самый добрый батюшка на земле…» Владимир Савочкин. – Когда он намекал какой-нибудь матушке, что надо каяться, а у нее нет покаяния, пел: «Виновата ли я», а иной раз – «Виновата не я!». Цитировал Пушкина, Лермонтова, Омара Хайяма… И именно такой стих, который или раскрывал суть проблемы данного человека, или намекал на будущие искушения».
Имя отца Ипполита связано с укреплением православия на Кавказе. По его благословению в Северной Осетии были основаны православные монастыри, один из которых находится в Беслане, недалеко от школы, в 2004 году захваченной террористами. «Только монастырями спасется Кавказ», – не раз говорил Ипполит.
Александра БЕРЕГОВАЯ, фото rylsk-obitel.ru, vk.comorthokursk
Поделиться ссылкой:
Подписаться на «Друг для друга»:
Яндекс Новости Яндекс Дзен Google Новости YouTube Видео
История
Возможно, до татаро-монгольского нашествия могла существовать Курская епископия, хотя это и не отражено в дошедших до нас исторических документах.
В 1667 году (по другим сведениям, в 1666 году) была создана Белгородская и Обоянская епархия.
Феоктист (Мочульский) — первый архиерей
В 1682 году на Московском соборе решался вопрос об открытии Курской епархии, но такое учреждение тогда не состоялось.
В 1787 году Белгородско-Обоянская епархия была переименована в Белгородско-Курскую.
17 октября 1799 года Курск стал центром епархии, архипастыри стали именоваться Курскими и Белгородскими.
В 1833 году кафедра была перенесена в Курск, после чего Белгородская кафедра стала викариарной.
С 25 февраля 1905 года епархия называлась Курская и Обоянская.
В 1967 году Курская епархия получила своё нынешнее название Курская и Рыльская. В 1960-х — начале 1980-х годов количество храмов в епархии сократилось. Если в 1966 году в Курской области было 105 православных храмов, то в 1982 году их осталось только 85. Однако несмотря на официальную атеистическую пропаганду в советский период значительная доля курян оставалась православными. Например, в 1965 году были крещены 49,2 % родившихся, а в 1967 году уже 62,7 %.
26 июля 2012 года из Курской епархии были выделены Железногорская и Щигровская епархии со включением всех трёх епархий в новообразованную Курскую митрополию.
КРАСНЫЙ ПОП ЕДЕТ НА АФОН
В Глинской пустыни он поселился в одной келье с архимандритом Иоанном Масловым, ставшим старцем в 33 года, и был духовным чадом ныне прославленного в соборе Глинских святых схиархимандрита Андроника (Лукаша), прошедшего жестокие пытки и лагеря. Как-то Сергей спросил своего духовного отца, кто станет старцем после него. «Да ты им и будешь!», – ответил прозорливый наставник.
Однажды в Глинской пустыни Сергей Халин, схватив крупозное воспаление легких, был в критическом положении, находясь между жизнью и смертью. Для послушника уже срубили гроб, но он выжил по молитве старца Андроника. Выжил, но умер для жизни. «Глинская пустынь – звезда России»,- говорил отец Ипполит. Возможно, он уже тогда прозревал, что спустя годы, совсем рядом, в Рыльске, его трудами зажжется еще одна звезда – Свято-Николаевский монастырь.
Тем не менее, в Глинской пустыне будущий старец задержался ненадолго – ему было отказано в прописке, и он отправился в Псково-Печерский монастырь, где в 1959 г. был подстрижен в мантию с именем Ипполит, а затем в течение года был рукоположен в иеродиаконы и далее в иеромонахи.
Во Пскове отец Ипполит, уже напитавшийся в Глинской пустыни духом благодатного старчества, окормлялся у других старцев, не менее великих – иеромонаха Симеона (Желнина), ныне причисленного к лику святых, и у старцев Михаила (Питкевича) и Николая (Монахова). В то время у молодого монаха возникали мысли поступить в духовную семинарию, но старцы его не благословляли, говоря, что «монастырь – вот твоя семинария и академия».
Впрочем, вскоре жизнь отца Ипполита изменилась самым невероятным образом: в 1966 году в числе четырех «советских» монахов он был отправлен на Афон, в русский Свято-Пантелеимонов монастырь. Духовная жизнь в монастыре, где прежде подвизались сотни русских монахов, практически угасла и возникла угроза того, что он отойдет к грекам, поскольку его престарелые насельники были немощны, и служить на церковно-славянском языке там было уже некому.
Всеми правдами и неправдами с греками удалось договориться, а Патриарх Алексий I смог убедить ЦК КПСС, что негоже терять столь важный плацдарм на Балканах, пусть даже идеологически не соответствующий имиджу СССР. Вопрос решался на уровне Политбюро и получил одобрение! Это было из области фантастики: после свержения Хрущева, который обещал показать по телевизору последнего в СССР попа, прошел только год с небольшим.
Отец Ипполит прибыл на Афон 11 июля 1966 года. К «красным попам», как их прозвали, там относились с подозрением, поскольку в каждом из них грекам виделся агент КГБ и «коммунистическая опасность».
Монастыри
- Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь (мужской; местечко Свобода, Золотухинский район)
- Курский Свято-Троицкий монастырь (женский; Курск)
- Горнальский Свято-Николаевский Белогорский монастырь (мужской; село Горналь, Суджанский район)
- Рыльский Николаевский монастырь (мужской; село Пригородная Слободка, Рыльский район)
- Алексеевский Золотухинский монастырь (женский; посёлок Золотухино, Золотухинский район)
- Монастырь Казанской иконы Божией Матери (женский; село Большегнеушево, Рыльский район)
- Курский Знаменский Богородицкий монастырь (мужской; Курск)
ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА РЫЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ
Многое повидал за тысячу лет Рыльск! Город, который младше Москвы лишь на четыре года, не раз стирали с лица земли монголы и крымцы, но он восставал из пепла. Одно время Рыльск был под Литовским княжеством, в Отечественную – почти два года под немцами. Только в гражданскую войну здесь пять раз менялась власть!
Хотя первое летописное упоминание о Рыльске относится к 1152 году, к Ипатьевской летописи, где сказано, что князь Юрий Долгорукий «иде на Новгород на Северский, оттуда же иде к Рыльску», город, как считают местные краеведы, намного древнее.
В честь какого «рыла» получил свое не совсем благозвучное название город, на гербе которого изображена «черная отрезанная кабанья голова с червлеными глазами и языком», – вопрос открытый. Одни связывают его с некой дикой свиньей, которая будто бы роясь в земле, случайно откопала источник, давший начало коротенькой речке Рыло, впадающей в Сейм рядом со Свято-Николаевским монастырем, что напротив Рыльска, в поселке Пригородная Слободка.
По другой версии, название города произошло от имени уже упомянутого Иоанна Рыльского – болгарского святого, аскета, подвизавшегося в горах Рила, что на юго-западе Болгарии. После его кончины в 946 году болгарские монахи, гонимые греками, взяв с собой частицу мощей святого – его десницу, или, говоря на привычном нам языке, правую руку, в конце X в. бежали в Киевскую Русь, где и основали монастырь, на месте которого появился город Рыльск.
Архиереи
см. ранее Белгородских владык
- Феоктист (Мочульский) (9 февраля 1787 — 15 сентября 1801)
- Евгений (Казанцев) (14 июля 1818 — 27 февраля 1822)
- Владимир (Ужинский) (12 апреля 1822 — 28 марта 1831)
- Иннокентий (Сельнокринов) (28 марта 1831 — 10 февраля 1832)
- Илиодор (Чистяков) (13 марта 1832 — 5 ноября 1860)
- Сергий (Ляпидевский) (1 января 1861 — 11 января 1880)
- Ефрем (Рязанов) (11 января 1880 — 19 марта 1883)
- Михаил (Лузин) (19 марта 1883 — 20 марта 1887)
- Иустин (Охотин) (28 марта 1887 — 3 сентября 1893)
- Ювеналий (Половцев) (3 сентября 1893 — 7 марта 1898)
- Лаврентий (Некрасов) (22 марта 1898 — 17 июня 1904)
- Питирим (Окнов) (17 июня 1904 — 4 октября 1911)
- Стефан (Архангельский) (4 октября 1911 — 18 июня 1914)
- Тихон (Василевский) (11 июля 1914 — 15 мая 1917)
- Феофан (Гаврилов) (1917 — 1919)
Евфимий (Лапин) (4 декабря 1919 — июнь 1920) — в/у, еп. Якутский
- Назарий (Кириллов) (1920 — 1923)
- Ювеналий (Масловский) (17 октября 1923 — январь 1925)
- Назарий (Кириллов), 2-й раз (1925 — 2 июля 1928)
- Алексий (Готовцев) (февраль — апрель 1927) — в/у, еп. Серпуховский
- Алексий (Готовцев), 2 раз (1928) — в/у, еп. Рыльский
- Дамиан (Воскресенский) (25 апреля 1928 — 26 июля 1932)
- Памфил (Лясковский) (23 ноября 1932 — 11 августа 1933) в/у, еп. Подольский
- сщмч. Онуфрий (Гагалюк) (11 августа — 22 ноября/5 декабря 1933) в/у, б. Старооскольский
- сщмч. Онуфрий (Гагалюк) (22 ноября/5 декабря 1933 — 15 декабря 1935)
- Александр (Щукин) (30 сентября 1935 — 1935) (в Курск не поехал)
- Артемон (Евстратов) (15 декабря 1935 — 4 декабря 1937)
- Ефрем (Ефремов) (1 сентября 1937 — 13 октября 1937)
- Питирим (Свиридов) (1943 — 1947)
- Алексий (Сергеев) (13 января 1947 — 3 июня 1948)
- Нестор (Сидорук) (3 июня 1948 — 1 октября 1951)
Гавриил (Огородников) (11 июня — 11 августа 1949) в/у, еп. б. Хабаровский
- Иннокентий (Зельницкий) (27 декабря 1951 — 8 декабря 1958)
- Роман (Танг) (9 декабря 1958 — 21 мая 1959)
- Леонид (Поляков) (11 июня 1959 — 9 апреля 1962)
- Серафим (Никитин) (8 июля 1962 — 25 июня 1971)
- Николай (Бычковский) (28 июля 1971 — 3 сентября 1974)
- Хризостом (Мартишкин) (3 сентября 1974 — 26 декабря 1984)
- Ювеналий (Тарасов) (26 декабря 1984 — 17 августа 2004)
- Герман (Моралин) (с 17 августа 2004)
ОТЧЕ НАШ ПОД ОДЕЯЛОМ
Сам отец Ипполит, в миру Сергей Иванович Халин, курский, из местных. На родине старца – в селе Субботино, что в Солнцевском районе под Курском, подлинный масштаб его личности осознали только в первые годы после ухода батюшки из земной жизни, когда фотографии земляка в его день памяти, 17 декабря, дружно начинали мироточить.
Сергей Халин родился в многодетной семье, в которой был самым младшим. От дяди-священника Сергею достался чемодан с духовными книгами, которые он изучил, пропустил сквозь себя. Будучи человеком удивительно душевным и добрым, Сергей особенно легко находил общий язык с нищими и «самоварами», как цинично в послевоенное время называли инвалидов без рук и ног, передвигавшихся на каталках, заботясь о них. Душа будущего монаха постоянно чего-то искала – в привычном окружении ему было некомфортно.
Сергей, по свидетельству односельчан, был парнем видным, веселым, танцевал и пел в клубе. Но после танцев, рассказывает одна из субботинских бабушек, «все ребята шли по девкам, а Сережа молиться». Во дворе дома Халиных был сарай, который Сергей в шутку называл скитом, где у будущего старца были развешаны иконы. Там он зажигал лампаду и долго молился, порой до самого утра. Естественно, что в Субботино его дразнили монахом. Да он и не возражал, говоря, что жениться не будет. Уже позже отец Ипполит сказал, что «Господь услышал мои слова и удостоил меня монашества. Именно так: Он меня удостоил, а не я был достоин стать монахом». Позже, когда нему приставали с расспросами, он отшучивался, что «никто за меня замуж не пошел, поэтому пришлось идти в монастырь».
Сергей не вписывался и в классический образ воина Советской Армии, в которой прослужил три года, в артиллерии: после отбоя сержант Халин, чтобы не шокировать сослуживцев, накрывался с головой одеялом и тихонько читал «Отче Наш».
Демобилизовавшись, Сергей огорошил родителей, заявив, что уйдет в монастырь, и в 29 лет был принят послушником в Глинскую пустынь.
ВЫГОНИМ ШПАНУ И ПЬЯНИЦ – МОНАСТЫРЬ НЕ УСТОИТ
Первые годы после возвращения в Россию отец Ипполит подвизался в Псково–Печерском монастыре, с 1986 года получил назначение в Курскую и Белгородскую Епархию, где восстановил несколько церквей, а в октябре 1991 года стал настоятелем Свято-Николаевского монастыря. Хотя сам он себя настоятелем не считал: «Я-то кто? Да никто! Сам Святой Николай Чудотворец здесь настоятельствует!».
Отец Ипполит всегда старался скрыть свою прозорливость, все время умаляя себя. Как-то он обмолвился: «Сорок лет я низко кланялся каждому человеку. И хотя я все эти сорок лет в постриге, но ни одного дня не прожил, как монах». Одно время от отца Ипполита по милости Божьей пошло благоухание – тонкий неземной аромат, который он уже и сам начал замечать, не говоря о паломниках. Чтобы перебить это благоухание, он попросил купить ему одеколон «Шипр», весьма даже земной, которым кропил самого себя и всё в своей келии. Благоухание исчезало, но через день-другой появлялось вновь. Месяц продолжалось это искушение для отца Ипполита, и лишь когда он горячо взмолился, чтобы этого не было, аромат исчез.
Прознав о добром пастыре, настоящем апостоле любви, привечавшем всех, в монастырь потянулись «химики» и бомжи, которых он радушно принимал, и называл господами – все они были для него подобиями Божиими. Отец Ипполит велел принимать и кормить их в любое время, даже ночью, хотя некоторые из них продолжали хулиганить, воровать и пьянствовать даже в монастыре. Батюшка всё терпел и молился за них, даже давал деньги на опохмелку, а когда ему предлагали выставить их из монастыря, говорил: «Если выгоним шпану и пьяниц – монастырь наш не устоит!». И всякий раз напоминал, что в свое время фарисеи тоже осуждали Иисуса Христа за то, что Он делит трапезу с блудницами и мытарями. Хотя большинство «проблемных» насельников всё же исправлялось и работало на восстановлении монастыря, который быстро поднимался из руин.
Порой батюшка получал из мест не столь отдаленных письма с вопросами, можно ли, освободившись, приехать в монастырь, на которые отвечал: «Конечно, приезжайте! Я совсем не против. У нас тут всё можно: и украсть, и выпить… Приезжайте!». Конечно, ему доставалось за излишний либерализм от Владыки Ювеналия, но он, плача, смирялся и говорил: «Это простые русские мужики, наши родные мужики. И нам ли осуждать их после того, что с ними сделала власть?!».
Традиции, заложенные в свое время батюшкой, живы и поныне.