Княжество феодоро: легенда о золотой колыбели крыма

Феодоро и Готия в XIV веке

История княжества Феодоро как независимого государственного образования начинается в XIV веке. В одном из итальянских документов 1381 года упоминается князь Феодоро по имени Аффендизи, а также его брат, внуки, люди и подданные. Таким образом, из этого документа однозначно и несомненно явствует, что княжество Феодоро фигурировало как самостоятельная политическая единица уже в 1381 году. К этому периоду запустевший в Х—XIII веках город Феодоро вновь возвращается к жизни. Об этом красноречиво свидетельствуют надпись на греческом языке 1361/1362 года, в которой говорится о постройке «башни верхнего города почтенной Пойки» и «восстановлении Феодоро вместе с Пойкой»

В этой надписи нам крайне важно первое упоминание о городе Феодоро. Именно так — Феодоро — с XIV века стал называться средневековый Дорос, еще позднее переименованный в Мангуп

1475: падение княжества Феодоро

Турецкие войска подошли к стенам города Феодоро, к тому моменту уже известному также под названием «Мангуп», к июню-июлю 1475 года. Город был взят штурмом войсками под предводительством Гедик Ахмед-паши лишь в декабре 1475 года после затяжной шестимесячной осады. Защитники крепости отражали одну за одной атаки осман, пока нападающие не сделали вид, что уходят, оставив часть войск в засаде. Когда осажденные открыли ворота и начали выходить из крепости, чтобы пополнить запасы продовольствия, сидевшие в засаде янычары бросились в атаку и вторглись в крепость, убивая продолжавших отчаянно защищаться феодоритов. Судьба захваченного города была трагична. Как писал османский хронист Сад эд-Дин, воители ислама «обрушили дождь из тысячи бед, горе им , на их головы, заставив их плавать в море крови, разорвав одеяние их жизней». Александр и другие члены правящей династии Феодоро были привезены в Стамбул и через какое-то время обезглавлены или задушены.

На этом закончилась история недолговечного взлета и падения княжества Феодоро как независимого политического образования в юго-западном Крыму, на территории которого проживало смешанное византийское, готское и аланское население.

Крымская Готия в хазарскую эпоху

C усилением экспансии тюркских кочевников-хазар в юго-западный Крым в конце VIII века cитуация в Готии резко меняется. Об этом нам выразительно рассказывает важнейший средневековый документ «Житие Иоанна Готского». Согласно тексту этого источника, около 787 года хазары захватывают столицу Крымской Готии, крепость Дорос, и размещают там свой гарнизон. Местное население в ответ поднимает восстание, во главе которого стоят епископ Иоанн Готский, кир (владетель / господин) Готии и его архонты (старшины). Восставшим удается изгнать хазар. Далеко не все местное население поддержало восставших. Как следствие, жители одного из местных селений выдают епископа Иоанна хазарам; узнав об этом, на сторону хазарского правителя-кагана переходят и остальные восставшие. Каган решает пощадить правителя Готии, но казнит семнадцать его рабов. Епископ Иоанн заключается в темницу в городе Фуллы.

Крайне важен тот факт, что в тексте Жития не упоминается «страна Дори». Как явствует из источника, к этому периоду эта территория уже называлась «Готия», а ее правителем был независимый от Византии и хазар Господин-кир, чье имя нам не указывают. Таким образом, можно предположить, что с начала VIII века и до хазарского завоевания 787 года Готия в течение какого-то времени была фактически независима как от Византии, так и от хазар.

Население

Население княжества составляло 15-20 тысяч человек. При этом на Мангупе проживало около 1 700-2000 человек, в Каламите около 1 000 -1500 человек. Встречающаяся в научной литературе оценка населения в 150 000 человек является многократно завышенной.

Время существования княжества Феодоро – важный период в процессе этногенеза крымско-греческой народности, известной также как мариупольские греки. Еще в византийский период, проживавшие в горных областях полуострова готы и аланы оказались под сильным политическим, культурным и религиозным влиянием Византии. К началу XIII века население Готии в большинстве своем исповедовало православную форму христианства, использовало греческий язык и являлось носителем провинциальной византийской культуры. В некоторых общинах на протяжении XIV-XV веков сохранялся готский, а также возможно аланский язык. После татаро-монгольского завоевания усилилось тюркское влияние, что, в частности, привело к использованию тюркских имен наряду с христианскими.

В княжестве также проживали армянская, иудейская и караимская общины, но общая их доля в составе населения была относительно небольшой (2,5-5%).

Готы и загадочная страна Дори

В раннесредневековое время проживавшие в Крыму готы попадают в сферу военных интересов Византии. С их помощью наследники Римской империи — византийские императоры — стремились укрепить свое влияние в Таврике. С этой целью они привлекали живших в юго-западном Крыму варваров (прежде всего, готов и ираноязычных алан — предков современных осетинов) на военную службу в качестве союзников-федератов и возводили в стратегически важных районах укрепления. Особенно активизируется политика Византии в Крыму во время правления императора Юстиниана I (527—565 годы).

Важное сообщение о строительной деятельности Юстиниана в загадочной области Дори оставил византийский историк VI века н. э

Прокопий Кесарийский: «Здесь же, на этом побережье, есть страна по имени Дори, где с древних времен живут готы, которые не последовали за Теодорихом, направлявшимся в Италию… В этой стране император… укрепил все места, где можно врагам вступить, длинными стенами и таким образом отстранил от готов беспокойство о вторжении в их страну врагов».

Среди ученых нет единого мнения о том, где именно в Крыму располагалась страна Дори. Наиболее аргументированной, пожалуй, выглядит гипотеза о том, что область Дори находилась в юго-западном Крыму и занимала территорию от Алушты (Алустона) и Лучистого до устья реки Черной и Балаклавы.

Последние дни православного государства

Но выживание в крымских условиях нелегко давалось жителям княжества. С одной стороны, их теснили итальянские колонии, а с другой татарские степи. Действительно, Феодоро имело небольшие размеры и небольшое население, но неоднократно давало отпор ногайским ордам и воинству хана Едигея.

В 1475 году на полуостров вторгся новый враг, который почти сто лет наводил ужасы на окрестные народы и победить пока его никому не удавалось. В Крым пришел грозный султан Мехмед II Завоеватель.

Войну с захватчиками возглавил последний правитель Феодоры Александр. Из дипломатических документов известно, что первоначально он воевал против турок в Молдавии, где узнал, что султан направил свои войска в Крым. В 1475 году он во главе отряда в 300 всадников возвращается на родину и захватывает Мангуп силой. Это он сделал очень вовремя, так как уже были силы готовые сдаться мусульманами.

Турки основательно подготовились к завоеванию полуострова. Один итальянский шпион в Константинополе докладывал в Геную, что в поход отплыло 180 боевых галер и более 200 грузовых судов. Армия захватчиков составила 70 тысяч человек и их поддержали крымские татары.

Турки подошли к крепости Мангуп. На все предложения сдаться защитники отвечали отказом. Опыта для обороны крепостей у феодоритов было много, и штурмом взять их крепости было практически невозможно. В данном случае можно сказать, что туркам помог прогресс. На их вооружении была многочисленная артиллерия, с лучшими европейскими мастерами.. Перед огнем турецких пушек пали почти все крепости феодоритов. Такая же участь постигла и итальянские крепости. Участь жителей была печальна. Кровожадный враг вырезал всех поголовно. Дальше, часть османской армии двинулась в сторону Азова и Черкесии.

Город Дорос — Феодоро (Мангуп) — столица Крымской Готии

Не вызывает сомнений, что после строительства византийцами крепостей в юго-западном Крыму в VI веке значительно усиливает свои позиции христианство. На Мангупе, Эски-Кермене и, возможно, Чуфут-Кале строятся монументальные базилики, а среди местных готов и алан обретает популярность христианская символика. В VII веке в источниках впервые упоминается топоним «Дорас». Позднее расположенный неподалеку от Херсона крымский город Дорос (Дорас) упоминают византийские хрониcты Никифор и Феофан Исповедник. В настоящий момент подавляющее большинство исследователей отождествляет город Дорос-Дорас-Дорант, а также его позднесредневековый вариант — Феодоро — с городищем на плато горы Баба-Кая, ныне известном под названием Мангуп или Мангуп-Кале. Помимо чисто фонетического сходства (область Дори — город Дорас (Дорос) — Феодоро), на справедливость этого предположения указывают также и археологические и эпиграфические источники.

Феодоро и Готия в XIV веке

История княжества Феодоро как независимого государственного образования начинается в XIV веке. В одном из итальянских документов 1381 года упоминается князь Феодоро по имени Аффендизи, а также его брат, внуки, люди и подданные. Таким образом, из этого документа однозначно и несомненно явствует, что княжество Феодоро фигурировало как самостоятельная политическая единица уже в 1381 году. К этому периоду запустевший в Х—XIII веках город Феодоро вновь возвращается к жизни. Об этом красноречиво свидетельствуют надпись на греческом языке 1361/1362 года, в которой говорится о постройке «башни верхнего города почтенной Пойки» и «восстановлении Феодоро вместе с Пойкой»

В этой надписи нам крайне важно первое упоминание о городе Феодоро. Именно так — Феодоро — с XIV века стал называться средневековый Дорос, еще позднее переименованный в Мангуп

Готы и загадочная страна Дори

В раннесредневековое время проживавшие в Крыму готы попадают в сферу военных интересов Византии. С их помощью наследники Римской империи — византийские императоры — стремились укрепить свое влияние в Таврике. С этой целью они привлекали живших в юго-западном Крыму варваров (прежде всего, готов и ираноязычных алан — предков современных осетинов) на военную службу в качестве союзников-федератов и возводили в стратегически важных районах укрепления. Особенно активизируется политика Византии в Крыму во время правления императора Юстиниана I (527—565 годы).

Важное сообщение о строительной деятельности Юстиниана в загадочной области Дори оставил византийский историк VI века н. э

Прокопий Кесарийский: «Здесь же, на этом побережье, есть страна по имени Дори, где с древних времен живут готы, которые не последовали за Теодорихом, направлявшимся в Италию… В этой стране император… укрепил все места, где можно врагам вступить, длинными стенами и таким образом отстранил от готов беспокойство о вторжении в их страну врагов».

Среди ученых нет единого мнения о том, где именно в Крыму располагалась страна Дори. Наиболее аргументированной, пожалуй, выглядит гипотеза о том, что область Дори находилась в юго-западном Крыму и занимала территорию от Алушты (Алустона) и Лучистого до устья реки Черной и Балаклавы.

Родня Палеологов и Комнинов

Хотя достоверные сведения о Феодоро относятся уже к XIV столетию, есть косвенные свидетельства, позволяющие утверждать – это и ранее было довольно сильное по средневековым понятиям княжество.

Знаменитый западный путешественник Гийом де Рубрук, посетивший эти края в 1253 г. по дороге к монголам, отметил, что на готских землях есть 40 замков.

Феодориты вели широкую торговлю через собственные порты в районе современных Балаклавы и Алушты, их основным занятием было сельское хозяйство (особенно виноградарство) и виноделие. Первый известный историкам точно феодорийский правитель Алексей построил в районе Балаклавы порт Авлиту и крепость Каламиту для его защиты.

Феодоро имело частые конфликты с генуэзскими колониями в Крыму (с переменным успехом), а также с Крымским ханством. Но это княжество умело устанавливать с другими странами и мирные отношения. С теми же генуэзцами иногда получалось договориться – они даже платили «арендную плату» за пользование городами.

Князья Феодоро действительно были связаны родственными и брачными узами с такими византийскими родами, как императорские фамилии Комнинов и Палеологов. Всего историкам достоверно определены имена 6 правителей этого княжества. Тесные отношения поддерживались также с Молдовой, Венгрией и даже Москвой.

После окончательной гибели Византии деспоты Феодоро начали звать себя «василевсами», подчеркивая свою «правопреемственность» от могущественной империи. В свой герб они включили императорскую корону. Он, кстати, весьма примечателен – представляет собой изображение двуглавого орла.

Конец существованию Феодоро положило турецкое завоевание Крыма в 1475 г. При штурме Мангупа лег практический весь янычарский корпус – лучшие воинские части того времени…

Готы и загадочная страна Дори

В раннесредневековое время проживавшие в Крыму готы попадают в сферу военных интересов Византии. С их помощью наследники Римской империи — византийские императоры — стремились укрепить свое влияние в Таврике. С этой целью они привлекали живших в юго-западном Крыму варваров (прежде всего, готов и ираноязычных алан — предков современных осетинов) на военную службу в качестве союзников-федератов и возводили в стратегически важных районах укрепления. Особенно активизируется политика Византии в Крыму во время правления императора Юстиниана I (527—565 годы).

Важное сообщение о строительной деятельности Юстиниана в загадочной области Дори оставил византийский историк VI века н. э

Прокопий Кесарийский: «Здесь же, на этом побережье, есть страна по имени Дори, где с древних времен живут готы, которые не последовали за Теодорихом, направлявшимся в Италию… В этой стране император… укрепил все места, где можно врагам вступить, длинными стенами и таким образом отстранил от готов беспокойство о вторжении в их страну врагов».

Среди ученых нет единого мнения о том, где именно в Крыму располагалась страна Дори. Наиболее аргументированной, пожалуй, выглядит гипотеза о том, что область Дори находилась в юго-западном Крыму и занимала территорию от Алушты (Алустона) и Лучистого до устья реки Черной и Балаклавы.

Пещерные города и другие напоминания

Княжество Феодоро оставило после себя в Крыму немало памятников, привлекающих неизменное внимание туристов. Сохранилась масса изображений и надписей на камне (на греческом языке)

Но больший интерес вызывают сохранившиеся укрепления феодоритов, а их достаточно.

Между Севастополем и Алуштой отыскали руины нескольких дозорных крепостей – так называемых исаров. Они предназначались для контроля стратегических мест (перевалов, перекрестков) и защиты ближайших сел.

В самом Севастополе и его окрестностях известны Сюйреньская крепость (возле входа в Бельбекскую долину), Сиваг-Кермен и Каламита в Инкермане. Возле массива Демерджи прославилась у туристов фортификация Фуна – самая северная из феодорийских твердынь.

Но наибольший интерес вызывают окрестности Бахчисарая, где находятся знаменитые пещерные города – Мангуп-Кале и Эски-Кермен. Собственно, комплексы эти (естественные пещеры, доработанные и расширенные человеком) были чем-то вроде детинцев, укрепленных замков феодорийских полисов.

Там не жили постоянно, а собирали запасы «на черный день» и оборонялись в случае нападения. В пещерах могли укрываться жители соседних неукрепленных поселений. В Мангупе даже сохранились до сегодня руины и наземного бастиона. В гротах обустраивали и храмы.

Археологи и экскурсоводы Крыма не только распевают песни про Феодоро. Каждодневным трудом они возвращают княжество к жизни – через знания и память. Однажды они отыщут Золотую колыбель… Заслужили! В заключение — видео в тему, приятного просмотра.

Крымская Готия в хазарскую эпоху

C усилением экспансии тюркских кочевников-хазар в юго-западный Крым в конце VIII века cитуация в Готии резко меняется. Об этом нам выразительно рассказывает важнейший средневековый документ «Житие Иоанна Готского». Согласно тексту этого источника, около 787 года хазары захватывают столицу Крымской Готии, крепость Дорос, и размещают там свой гарнизон. Местное население в ответ поднимает восстание, во главе которого стоят епископ Иоанн Готский, кир (владетель / господин) Готии и его архонты (старшины). Восставшим удается изгнать хазар. Далеко не все местное население поддержало восставших. Как следствие, жители одного из местных селений выдают епископа Иоанна хазарам; узнав об этом, на сторону хазарского правителя-кагана переходят и остальные восставшие. Каган решает пощадить правителя Готии, но казнит семнадцать его рабов. Епископ Иоанн заключается в темницу в городе Фуллы.

Крайне важен тот факт, что в тексте Жития не упоминается «страна Дори». Как явствует из источника, к этому периоду эта территория уже называлась «Готия», а ее правителем был независимый от Византии и хазар Господин-кир, чье имя нам не указывают. Таким образом, можно предположить, что с начала VIII века и до хазарского завоевания 787 года Готия в течение какого-то времени была фактически независима как от Византии, так и от хазар.

Крымская Готия в хазарскую эпоху

C усилением экспансии тюркских кочевников-хазар в юго-западный Крым в конце VIII века cитуация в Готии резко меняется. Об этом нам выразительно рассказывает важнейший средневековый документ «Житие Иоанна Готского». Согласно тексту этого источника, около 787 года хазары захватывают столицу Крымской Готии, крепость Дорос, и размещают там свой гарнизон. Местное население в ответ поднимает восстание, во главе которого стоят епископ Иоанн Готский, кир (владетель / господин) Готии и его архонты (старшины). Восставшим удается изгнать хазар. Далеко не все местное население поддержало восставших. Как следствие, жители одного из местных селений выдают епископа Иоанна хазарам; узнав об этом, на сторону хазарского правителя-кагана переходят и остальные восставшие. Каган решает пощадить правителя Готии, но казнит семнадцать его рабов. Епископ Иоанн заключается в темницу в городе Фуллы.

Крайне важен тот факт, что в тексте Жития не упоминается «страна Дори». Как явствует из источника, к этому периоду эта территория уже называлась «Готия», а ее правителем был независимый от Византии и хазар Господин-кир, чье имя нам не указывают. Таким образом, можно предположить, что с начала VIII века и до хазарского завоевания 787 года Готия в течение какого-то времени была фактически независима как от Византии, так и от хазар.

Взлет княжества Феодоро в XV веке

В 1411 году в итальянских документах впервые упоминается имя феодоритского князя Алексея I, правившего, по всей видимости, до 1446 года. В его правление княжество Феодоро достигает своего расцвета. Границы княжества стали занимать значительную часть юго-западного Крыма, простираясь вдоль береговой линии от Херсона до Алушты, включая сам Херсон, крепости Каламиту (Инкерман) и Фуну, но исключая селения консульства Чембало (Балаклава) и территорию капитанства Готия, принадлежавшую генуэзцам. Именно во время правления князя Алексея сам город Феодоро-Мангуп приобретает известный нам по сей день архитектурный облик. На территории города в 1425 году возводится дворец европейского облика с башней-донжоном, строится здание крепости-цитадели и храма-октагона. К 1420-м фактически завершается формирование княжества Феодоро, нового феодального государства на территории юго-западного Крыма со всеми атрибутами государственности — геральдической символикой, границами, внешней политикой, династическими связями с другими государствами.

Готы и загадочная страна Дори

В раннесредневековое время проживавшие в Крыму готы попадают в сферу военных интересов Византии. С их помощью наследники Римской империи — византийские императоры — стремились укрепить свое влияние в Таврике. С этой целью они привлекали живших в юго-западном Крыму варваров (прежде всего, готов и ираноязычных алан — предков современных осетинов) на военную службу в качестве союзников-федератов и возводили в стратегически важных районах укрепления. Особенно активизируется политика Византии в Крыму во время правления императора Юстиниана I (527—565 годы).

Важное сообщение о строительной деятельности Юстиниана в загадочной области Дори оставил византийский историк VI века н. э

Прокопий Кесарийский: «Здесь же, на этом побережье, есть страна по имени Дори, где с древних времен живут готы, которые не последовали за Теодорихом, направлявшимся в Италию… В этой стране император… укрепил все места, где можно врагам вступить, длинными стенами и таким образом отстранил от готов беспокойство о вторжении в их страну врагов».

Среди ученых нет единого мнения о том, где именно в Крыму располагалась страна Дори. Наиболее аргументированной, пожалуй, выглядит гипотеза о том, что область Дори находилась в юго-западном Крыму и занимала территорию от Алушты (Алустона) и Лучистого до устья реки Черной и Балаклавы.

Пешком на Челтер-Коба. Монастырь. Крым

Недалеко от Бахчисарая, возле села Большое Садовое, у реки Бельбек возвышаются три обрывистых, скалистых мыса. На ближнем к долине — Куле-Бурун “крепостной мыс” расположена Сюйреньская крепость, на мысе Ай-Тодор «святой Феодор» — небольшой пещерный монастырь Челтер-Коба, а ядом с третьим мысом Джаниче-Бурун «душевный, приятный мыс» располагалось большое средневековое поселение, известное своими виноградниками и винодельнями. Мужской монастырь во имя святого великомученика Феодора Стратилата — один из древнейших пещерных монастырей Крыма. Название Челте́р-Коба́ в переводе с крымскотатарского означает решётка-пещера

илипещерная решётка . Вероятнее всего, он был основан иконопочитателями, бежавшими от преследований из Византии в VIII-IX веках, и просуществовал до турецкого вторжения в Тавриду в XV веке.

Соседство монастыря с цитаделью вполне закономерно. Здесь проходила северная граница княжества Феодоро, которую была призвана защищать крепость. За ее высокими стенами в случае опасности укрывались насельники и жители окрестных поселений.

Тропа от Большого Садового постепенно выводит нас к подножью мыса Джаниче-Бурун. Здесь, в скале, под небольшим навесом сохранились остатки некогда существовавших тарапанов – давилен винограда. Появление этого винзаводика датируется VIII-IX веками. Трапанов было около 20, такая винодельня могла обслуживать порядка 60 га виноградников и производить до 300 000 литров вина в год. Подсчитано, что при тогдашней технологии земледелия для обработки такой площади виноградников нужно было не менее 400 человек.

Джаниче-Бурун ВИНОДЕЛЬНЯ. WINERY Dzhaniche-Burun Rock

Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ССЫЛКУ

Следующая за винодельней достопримечательность — небольшая тисовая роща на пути к святому источнику, расположенному неподалеку, под многометровой каменной стеной мыса Бараний лоб. Тис – дерево реликтовое, но следует помнить, что все его части ядовиты!

Источник великомученика Феодора Стратилата расположен почти на вершине горы. В засушливом краю, из небольшой ращелины, круглый год льется чистейшая целебная вода с постоянной температурой 9 градусов. Источник почитается целебным и помогает женщинам при трудных родах.

Источник Феодора Стратилата. St Theodore Spring

Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ССЫЛКУ

Пещерный комплекс монастыря Феодора Стратилата находится в восточной части балки Хор-Хор на западном склоне мыса Ай-Тодор на высоте около 300 м над уровнем моря. В монастыре насчитывается более 50 пещер, расположенных в 4 яруса.

Когда-то все помещения, пещеры и гроты монастыря Челтер-Коба были соединены между собой деревянными лестницами и переходами. Именно такая особенность и дала название этому пещерному монастырю — «пещерная решётка».

Пещерный монастырь Челтер-Коба. St Theodore Cave Monastery

Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ССЫЛКУ

Главный храм монастыря посвящен великомученику Феодору Стратилату. Это самый большой действующий пещерный храм Крыма.

Храм Феодора Стратилата. St Theodore Cave Church

Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ССЫЛКУ

За храмом есть еще один скальный «балкон», над которым нависают проемы искусственных вырубок. Некоторые из них превращены в кельи и хозяйственные помещения. Из всех искусственных пещер Челтера 12 в древности служили кельями. Средняя площадь такой кельи 7,5 м 2. Одна трапезная площадью 16 м2, остальные являлись хозяйственными помещениями. Такой монастырский комплекс мог вмещать 25 насельников.

Пещерный монастырь Челтер-Коба. St Theodore Cave Monastery.

Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ССЫЛКУ

В конце XX века здесь вновь, как 500 лет назад, зазвучали молитвы. Монастырь возродился, Челтер стал обитаем. https://feodor.church.ua

Далее маршрут путешествия ведет нас к византийской крепости Сюйрень и доисторическим петроглифам горы Бурун-Кая Пешком на Челтер-Коба. Крепость Сюйрень.

Карта-схема Пещерные города Крыма.

P.S. Другие репортажи о пещерных городах Крыма: Пешком на Баклу. Пешком на Чуфут-Кале. Пешком на Тепе-Кермен. Пешком на Качи-Кальон. Пешком на Челтер-Коба. Крепость Сюйрень Пешком на Эски-Кермен. Пешком в пещерный город-крепость Мангуп-Кале. Пешком в пещерный город-крепость Мангуп-кале. Часть 2. Осада

Другие репортажи о пешеходных маршрутах по Крыму: https://www.moya-planeta.ru/clubmembers/view/92557/?page=8

Осколок Великого переселения

История княжества Феодоро официально отсчитывается от середины XIV в. Однако его «непосредственным предком» является готское государство, возникшее на этой территории (Южнобережье, между современными Севастополем и Судаком).

Возникло оно ориентировочно в IV веке н. э., когда часть готов, попавших в Крым в ходе Великого переселения народов, решило не идти с королем Теодорихом громить Рим, а осталось на благодатных землях Тавриды. Об их стране – Готии – рассказывает знаменитый византийский историк Прокопий Кесарийский.

Держава была тесно связана с Византией. Ее жители приняли христианство по восточному образцу и использовали, наряду с собственным, схожим с немецким, греческий язык. Их столица называлась Дори, а после захвата хазарами (Хазарский каганат был весьма воинственен) получила новое имя – Мангуп.

С хазарами Византии в IX ст. удалось договориться и вернуть себе контроль над готскими землями. Но вот с европейскими крестоносцами этот номер не прошел – в 1204 г. они разорили Константинополь, что стало началом распада империи на независимые территории. Путем этим пошли и готы.

В середине XIII века их правитель объявил себя деспотом, то есть почти независимым феодалом – ничего плохого это слово тогда не значило, а генуэзцы, появившиеся в скором времени в Крыму, называли в своих документах его владения «Тодоро», «Теодоро». В греческом варианте получается «Феодоро». Вероятно, название пошло от бывшей столицы (но уж точно не от имени красавицы).

Феодоро и Готия в XIV веке

История княжества Феодоро как независимого государственного образования начинается в XIV веке. В одном из итальянских документов 1381 года упоминается князь Феодоро по имени Аффендизи, а также его брат, внуки, люди и подданные. Таким образом, из этого документа однозначно и несомненно явствует, что княжество Феодоро фигурировало как самостоятельная политическая единица уже в 1381 году. К этому периоду запустевший в Х—XIII веках город Феодоро вновь возвращается к жизни. Об этом красноречиво свидетельствуют надпись на греческом языке 1361/1362 года, в которой говорится о постройке «башни верхнего города почтенной Пойки» и «восстановлении Феодоро вместе с Пойкой»

В этой надписи нам крайне важно первое упоминание о городе Феодоро. Именно так — Феодоро — с XIV века стал называться средневековый Дорос, еще позднее переименованный в Мангуп

Город Дорос — Феодоро (Мангуп) — столица Крымской Готии

Не вызывает сомнений, что после строительства византийцами крепостей в юго-западном Крыму в VI веке значительно усиливает свои позиции христианство. На Мангупе, Эски-Кермене и, возможно, Чуфут-Кале строятся монументальные базилики, а среди местных готов и алан обретает популярность христианская символика. В VII веке в источниках впервые упоминается топоним «Дорас». Позднее расположенный неподалеку от Херсона крымский город Дорос (Дорас) упоминают византийские хрониcты Никифор и Феофан Исповедник. В настоящий момент подавляющее большинство исследователей отождествляет город Дорос-Дорас-Дорант, а также его позднесредневековый вариант — Феодоро — с городищем на плато горы Баба-Кая, ныне известном под названием Мангуп или Мангуп-Кале. Помимо чисто фонетического сходства (область Дори — город Дорас (Дорос) — Феодоро), на справедливость этого предположения указывают также и археологические и эпиграфические источники.

Земли [0] ↑

  • Города

    • 2021-11-20 Херсонес в XIV веке
    • 2021-11-08 Херсонес в XIII веке
    • 2021-10-19 Алустон
    • 2021-05-30 Инкерман: Монастырь Иоанна Предтечи
    • 2021-05-26 Инкерман: Монастырь св. Георгия (Климента)
    • 2021-04-19 Авлита: Морские ворота Готии
    • 2021-04-10 Последний бой Инкерманской крепости
    • 2021-04-07 Каламита: Короли Инкермана
    • 2021-04-01 Каламита: Под властью князей Феодоро
    • 2021-03-28 Каламита: от Юстиниана до Джанибека
    • 2021-02-04 Как жили эски-керменцы
    • 2021-01-30 Эски-Кермен. Базилика
    • 2021-01-24 Оборонительные сооружения Эски-Кермена. Часть 2
    • 2021-01-17 Эски-Кермен. Храм Успения
    • 2021-01-13 Эски-Кермен. Зал Суда
    • 2020-12-08 Оборонительные сооружения Эски-Кермена. Часть 1
    • 2020-12-06 Эски-Кермен. Подъемная дорога и главные ворота
    • 2020-11-23 Эски-Кермен. Некрополь и храм «Трех всадников»
    • 2020-11-14 Эски-Кермен: Безымянный город
    • 2020-03-31 Мангуп: Главные городские ворота в Капу-дере
    • 2020-03-28 Мангуп: Пещеры мыса Тешкли-бурун
    • 2020-03-22 Мангуп: Октагональный храм
    • 2020-03-19 Мангупская цитадель
    • 2020-03-14 Галерея: Мыс Тешкли-бурун
    • 2020-03-08 Мангуп. Фрески Южного монастыря
    • 2020-03-05 Наземные церкви Мангупа
    • 2020-03-03 Мангуп: Стены и башни в Гамам-дере
    • 2020-03-03 Галерея: Мангуп. Гамам-дере
    • 2020-02-26 Мангуп: Княжеский дворец
    • 2020-02-26 Галерея: Дворец правителей Феодоро
    • 2020-02-24 Мангуп: Большая базилика
    • 2020-02-21 Галерея: Большая мангупская базилика
    • 2020-02-18 Мангуп: Внутренняя линия обороны
    • 2020-02-17 Мангуп: Караимский некрополь и кенасса
    • 2020-02-09 Предместья Мангупа
    • 2020-02-09 Галерея: Мангуп. Оборонительные сооружения в Табана-дере
    • 2020-01-14 Тайная история Мангупа
    • 2020-01-05 История Мангупа. Часть 2
    • 2020-01-05 История Мангупа. Часть 1
    • 2020-01-04 Галерея: Оборонительные стены и башни Мангупа
    • 2020-01-03 Галерея: Донжон мангупской цитадели
    • 2020-01-01 Мангуп: Храмы, пещеры, некрополи (фотогалерея)
    • 2019-11-12 Галерея: Мангуп. Северный монастырь
    • 2019-07-13 Галерея: Мангуп — Отчая гора

    Карты

    • 2021-05-06 Карта Батурина
    • 2021-03-14 Княжество Феодоро на карте Николая Кузанского
    • 2020-10-11 Крымская Готия на карте фра Мауро
    • 2020-08-25 Крым на византийских картах
    • 2020-08-16 Княжество Феодоро на средневековых портоланах
    • 2020-05-03 Крым на средневековых картах мира
    • 2020-04-23 Крым на карте Аль-Идриси
    • 2020-04-21 Певтингерова таблица (Tabula Peutingeriana)
    • 2019-12-02 Карта-портолан из Хантингтонской библиотеки

    Крепости

    • 2021-10-19 Алустон
    • 2021-10-14 Фуна
    • 2021-09-22 Керменчик
    • 2021-09-17 Сандык-Кая
    • 2021-09-14 Пампук-Кая
    • 2021-09-12 Сюйрень – Золотая крепость
    • 2021-09-11 Чоргуньская башня
    • 2021-08-01 Басман – место, куда нельзя ступать
    • 2021-02-25 Черкес-Кермен и Кыз-Куле

    Монастыри

    • 2021-07-27 Данильча-Коба
    • 2021-06-27 Пещерный монастырь Челтер-Коба
    • 2021-06-20 Пещерный монастырь Шулдан
    • 2021-06-17 Пещерный монастырь Челтер-Мармара
    • 2021-06-14 Монастыри Гераклейского полуострова
    • 2021-06-06 Инкерман: Загайтанская скала
    • 2021-05-30 Инкерман: Монастырь Иоанна Предтечи
    • 2021-05-26 Инкерман: Монастырь св. Георгия (Климента)
    • 2021-05-08 Инкерман: Монастырь Святой Софии
    • 2021-05-02 Инкерман: Скит в Георгиевской балке
    • 2020-03-08 Мангуп. Фрески Южного монастыря
    • 2019-11-12 Галерея: Мангуп. Северный монастырь

    Храмы

    • 2021-11-01 Храм Ай-Андрит
    • 2021-09-23 Керменчик. Храм св. Троицы
    • 2021-02-07 Черкес-Кермен. Храм «Донаторов»
    • 2021-01-30 Эски-Кермен. Базилика
    • 2021-01-17 Эски-Кермен. Храм Успения
    • 2021-01-13 Эски-Кермен. Зал Суда
    • 2020-11-23 Эски-Кермен. Некрополь и храм «Трех всадников»
    • 2020-03-22 Мангуп: Октагональный храм
    • 2020-03-08 Мангуп. Фрески Южного монастыря
    • 2020-03-05 Наземные церкви Мангупа
    • 2020-02-24 Мангуп: Большая базилика

Взлет княжества Феодоро в XV веке

В 1411 году в итальянских документах впервые упоминается имя феодоритского князя Алексея I, правившего, по всей видимости, до 1446 года. В его правление княжество Феодоро достигает своего расцвета. Границы княжества стали занимать значительную часть юго-западного Крыма, простираясь вдоль береговой линии от Херсона до Алушты, включая сам Херсон, крепости Каламиту (Инкерман) и Фуну, но исключая селения консульства Чембало (Балаклава) и территорию капитанства Готия, принадлежавшую генуэзцам. Именно во время правления князя Алексея сам город Феодоро-Мангуп приобретает известный нам по сей день архитектурный облик. На территории города в 1425 году возводится дворец европейского облика с башней-донжоном, строится здание крепости-цитадели и храма-октагона. К 1420-м фактически завершается формирование княжества Феодоро, нового феодального государства на территории юго-западного Крыма со всеми атрибутами государственности — геральдической символикой, границами, внешней политикой, династическими связями с другими государствами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector