Все пещерные города крыма

История возникновения обители

С местного языка название «пещерной» горы переводится как «отдающая эхо». И действительно – звук колокола, звучащий отсюда мало сказать, что потрясающий. Первые пещеры приспособили под себя византийские монахи-иконопочитатели. Им пришлось бежать на окраины своей империи. Причина этого – политика иконоборчества, которую проводил в VIII столетии официальный Константинополь, подвергнувшийся влиянию монофизитов.

Беженцы – бывшие обитатели Афона, уже имевшие опыт пещерного строительства. В результате на вершине Шулдана появился довольно большой монастырский комплекс, прозванный татарами, жившими с иноками в мире, Челтер-Мармара. Нынешний останец – видимо, часть того комплекса. Монахи занимались виноградарством и, соответственно, винокурением. Тем и жили.

Во второй половине XVI века эту землю захватила Османская империя – княжество Феодоро (преданный вассал Византии) пало. Помещения горной обители использовались турками как оборонительное сооружение. Однако им не был причинен ущерб. Через пару столетий район стал частью российской провинции, а альпийское прибежище – домом для православных аскетов со всего мира. Сегодня монастырь Шулдан – охраняемый исторический заповедник.

История

Сельское селение Тополевка до советской топонимической реформы носило название Топлы, откуда и берет свое название монастырь. После Октябрьской революции поселение, сформированное вокруг монастыря, имел название Мичурино, но позже его переименовали в Учебное.

Официальное учреждение монастыря состоялось 25 августа 1864 года, а открыт он был через месяц — 25 сентября в том же году. Формально его закрыли 29 апреля в 1923 году и вновь открыли в 1993 году.

Марина Степанова

Основание

Находится монастырь у водного источника, бьющегося из-под земли, который носит имя Святой Параскевы Римской. По многим легендам, именно в этом месте состоялась её мученическая казнь, после которой лечебная вода ключом забила из-под земли на этом месте. В эту точку приходили многие паломники, верящие в чудодейственность святой воды и простые прихожане, пришедшие сюда, дабы наполнить емкости.

Еще до первых упоминаний о монастыре и его строительстве, отшельником здесь обитала Константина, которая была болгаркой родом из села Кишлав (сейчас село Курское), к которой примкнуло несколько женщин, благодаря чему образовалась некое подобие киновии. В XIX веке, после массовых переселений крымских христиан и приверженцев ислама в Османскую империю после присоединения Крыма к Российской Империи в 1783 году, это место пустовало, а множества христианских монастырей и храмов оказались заброшены.

Великая Российская императрица Екатерина II изначально преподнесла эту землю в подарок своему фавориту Захару Зотову. Затем, в XIX веке, эта территория была во владении родственником Зотова, а если быть точным, то землей владели две его сестры Ангелина Алексеевна Ламбири и Феодора Алексеевна. Через какое-то время земля была выкуплена Ангелиной, которая передала её в распоряжении монастыря. Перед открытием монастыря был возведен небольшой по размерам храм Святой Параскевы прямо около целебных источников. В день памяти Святой — 26 июля 1863 году, источник был официально освящен прислужниками церкви. В разработке и строительстве храма активное участие принимал игумен Парфений, которого убили в 1866 году крымские татары. А в 2000 году его причислили к лику святых. Первыми монахинями стали уже долгое время обитавшие здесь 9 женщин. Болгарка Константина была подстрижена и взяла себе новое имя — Параскева.

Марина Степанова

Строительство

В следующие годы на территории монастыря было возведено и обновлено множество новых построек. Больничный пункт с церковью внутри. Монастырский комплекс был перестроен и обновлен, некоторые здания расширились. Была начата постройка собора Свято-Троицкого по специальному проекту В. А. Фельдмана. Внутри помещений были организованы мастерские и садовые хозяйства. Во многом, своему успеху монастырь был обязан качественному руководству игуменьи Параскевы (Родимцевой), которая была главной в этом месте до самой своей смерти. Она же, в 2009 году была причислена к лику святых. Канонизация была проведена в монастыре в 2010 году, которую провел митрополит Владимир. Свои центры монастырь имел в Симферополе и Феодосии.

Прекращение деятельности

После прихода к власти коммунистической партии, на всей территории Советского Союза начали происходить церковные гонения. Это выражалось в конфискации имущества, реквизиции, а из церковных служителей была сформирована садоводческая коммуна.

Марина Степанова

Возрождение

Повторное открытие состоялось только в 90-х годах. Первый богослуженческий обряд состоялся на центральной монастырской площади 8 августа 1992 года. В 1994 году монастырю от властей был передан большой участок земли, который некогда использовался под пионерский лагерь. В настоящее время на территории монастыря установлены действующие купальни, целебные источники, а здания некогда заброшенных церквей — восстановлены. Монастырь регулярно посещают паломники со всех уголков страны и Крыма. Проводятся экскурсии и наборы в монахини.

Монастырь Челтер-Коба

  1. /
    /
    /

Епархия неизвестна / Благочиние неизвестно

Монастырь. Действует. все монастыри в каталоге →Год основания:Ссылки:Адрес:

Республика Крым, Бахчисарайский район, Большое Садовое

Координаты:44.631385, 33.830655

Турбаев Роман
7 сентября 2017

Турбаев Роман
7 сентября 2017

Турбаев Роман
7 сентября 2017

Турбаев Роман
7 сентября 2017

Турбаев Роман
7 сентября 2017

Общий вид мыса, под которым находится грот с монастыремТурбаев Роман
7 сентября 2017

Карта и ближайшие объекты

Фильтр объектов

Показать только действующие

Яндекс-карты

  • Яндекс-карты
  • Google maps
  • OpenStreetMap
  • Wikimapia
  • 2Gis Карты
  • Bing maps

дороги

  • дороги
  • спутник
  • гибрид

Статьи

Статью добавил(а): Марина Зуйкова, 
20 августа 2020

Монастырь во имя святого великомученика Феодора Стратилата— один из древнейших пещерных монастырей Крыма. Монастырь был основан иконопочитателями в VIII-IX веке и существовал до 1475 года, пока турецкая армия не вторглась в Крым и не захватила княжество Феодоро. Монастырь носил имя святого Феодора, оно сохранилось в названии скалы. Здесь насчитывается 22 пещеры разных размеров и назначения. Это кельи монахов, некоторые из них совсем маленькие с низкими потолками; складские пещеры, покои эконома, большой трапезный зал и, самое главное, пещерный храм. В древности все пещеры монастыря соединялись деревянными лестницами и переходами, поэтому татары и дали ему название Челтер-Коба («челтер» означает «решетка», «коба» – «пещера»). Пережив непростую историю завоеваний и гонений, безбожия и запустения, монастырь милостью Божией возрожден. Возобновлены богослужения, восстановлен и благолепно украшен храм. Тысячи верующих, паломников и туристов поднимаются в горы, чтобы прикоснуться к святыне, помолиться Богу, окунуться в святых водах источника. Строится монастырское подворье и теперь небольшая монастырская гостиница готова принять паломников и трудников. В монастыре под духовным руководством настоятеля подвизается братия. Обитель живет полноценной жизнью.

Осенью 2000 г. в заброшенной обители по благословению Владыки Лазаря, митрополита Симферопольского и Крымского, поселяется монах Даниил. Начало возрождения монастыря. С 2002 г. в монастыре возобновлены богослужения. Летом 2006 г. облагорожен источник и оборудована купель. Весной 2007 г. храм отгорожен, установлена перегородка, дверь. Храм в зимнее время отапливается. Осенью 2007 г. установлена звонница. Летом 2008 г. впервые совершено таинство Крещения в купели. В марте 2011 г. впервые за 500 лет совершен монашеский постриг. Июнь 2011 г. — Определение священного Синода: “Благословить открытие монастыря в честь святого великомученика Феодора Стратилата в с. Малосадовое Бахчисарайского района АР Крым”. В июне 2011 г. издан подарочный альбом «ВОЗРОЖДЕНИЕ» — книга о возрождении монастыря Феодора Стратилата. В августе 2011 г. открыта воскресная школа для прихожан. В ноябре 2011 г. начало строительства монастырского подворья во имя свщм. Парфения Кизилташского. 2011-2012 г. — установлены благолепные иконостас и новый Престол. В апреле 2012 г. открыта паломническая гостиница на монастырском подворье. В июне 2012 г. монастырь посетил правящий архиерей Владыка Лазарь. В феврале 2013 г. построен дом-общежитие на монастырском подворье. В июне 2013 г. по просьбе прихожан издана книга «Проповеди» — сборник избранных проповедей настоятеля. Июль 2013 г. — в монастыре начали выпекать просфоры, оборудована собственная просфорня. Май 2015 г. — начались работы по добыванию воды на подворье. В апреле 2017 г. установлена новая чаша купели на источнике. Май 2018 г. — облагораживается источник, установлен мостик.

Летопись

Комментарии и обсуждение

Пещерный храм Святого Феодора Стратилата расположен в огромной карстовой пещере, да и сам необыкновенно велик. По своей площади (около 150 кв. м) это самый значительный в Горном Крыму пещерный храм.

Из книги: «Православный Крым. Святыни, храмы, монастыри». — Санкт-Петербург. Издательство: ООО «Торговый Дом Медный Всадник», 2017

4 ноября 2020,
Алексей Кротов.

Лучшие экскурсии в мужской монастырь

Индивидуальный 5-часовой тур

В рамках индивидуальной экскурсии для групп до 4 человек туристы посетят значимые достопримечательности Инкермана: Сапун-гору и другие места военной истории, крепость Каламита, Свято-Климентовский мужской монастырь, а также откроют удивительные виды с горного плато.

Стоимость тура – 7150 ₽, продолжительность – 5 часов.

Экскурсия на машине

В программу индивидуальной экскурсии «Тайны древнего Инкермана» включено посещение пещерного монастыря, крепости Каламита, смотровой площадки, дегустация вина на легендарном заводе, знакомство с легендами и секретами Инкермана. Продолжительность тура – 4,5 часа.

  • Стоимость тура – 5900 ₽.
  • Дополнительные расходы: экскурсия по заводу с дегустацией – 800 ₽ с человека, экскурсия по заводу без дегустации – 350 ₽.

Тур по христианским памятникам

5-часовая экскурсия «Святыни Севастополя» предполагает посещение Георгиевского монастыря на мысе Фиолент, Свято-Климентовского монастыря, Свято-Никольского храма, Владимирского собора на Центрального городском холме. Программа тура представляет интерес как для паломников, так и для всех желающих посетить святые христианские места полуострова.

Стоимость тура – 10400 ₽ для небольших групп (до 4 человек).

Индивидуальная 3-часовая экскурсия

Индивидуальная экскурсия по самым интересным и атмосферным местам Инкермана включает в себя посещение каменоломен с печальной историей, горного селения, Свято-Климентовского монастыря и др. По пути участников тура ожидает остановка к монумента Первому бастиону, откуда открывается красивейшая панорама Севастополя.

Стоимость экскурсии – 5500 ₽, продолжительность – 3 часа. Число участников – от 1 до 3 человек.

Пещерный монастырь Шулдан

Располагается у села Терновка, включает в себя два храма и двадцать помещений в двух ярусах. Главный храм выполнен в форме вытянутого помещения прямоугольной формы. Алтарь в форме подковы.

Пещерный монастырь Шулдан внутри

В древности стены храмов были украшены фресками, но они не сохранились до наших времён. Недавно возвели башню-часовню, купол которой хорошо видно издалека.

Со смотровой площадки башни открывается чудесный вид на долину. Повещают достопримечательность не только туристы, но и паломники. Им предоставляются кельи для гостей, где есть возможность переночевать.

История монастыря в Инкермане

Создание монастыря историки связывают с сидевшим в то время на католическом престоле Климентом I, который хорошо относился ко всем христианам, за что его почитали даже в древней Руси и за что он в итоге и пострадал.

По дошедшим до нас преданиям, император Рима Траян именно за христианские проповеди сослал Климента в Инкерманские каменоломни, где он и умер мученической смертью, а скорее всего — был убит и впоследствии причислен к лику святых.

Вехи истории Инкерманского монастыря:

  • I век от Рождества Христова — Римский форпост северного Причерноморья;
  • раннее Средневековье — Пещерная Фиваида, Византийское монашество, обретение и перенесение мощей священномученика Климента;
  • Крещение Руси — княжество Феодоро, форпост Византии;
  • Турецкое завоевание — изгнание христиан;
  • присоединение Крыма к Российской Империи;
  • XIX век — возрождение монашеской жизни;
  • Крымская война — первая оборона Севастополя, Инкерманское сражение;
  • Великая Отечественная война — вторая оборона Севастополя;
  • восстановление монастыря в ХХ веке.

Иоанно-Богословский Крещатицкий мужской монастырь

Монастырь был основан в ХVII веке беглыми монахами, которые ушли от униатов из Манявского скита в Галиции, который ликвидирован вместе с другими святыми монастырями Буковины в 1786 году на основании «Духовного регламента» австрийского императора Иосифа II. По местному народному преданию (записано в 1935 г.), строил новую обитель купец Федор Прида: однажды ночью в пути он увидел свет и сошел с воза, думая, что впереди – чей-то дом, однако через несколько шагов оказался у обрыва, и решил в благодарность Господу за спасение воздвигнуть храм.

 После включения Буковины в состав Австро-Венгрии (1774) монастырь был обращен в приход. 

Возобновлен монастырь был лишь только в 1931 году иеромонахом Михаилом (Мензаком) по благословению Священного Синода Румынской Православной Церкви. В 1957-1959 гг. в монастыре подвизался преподобный Кукша (Величко) Одесский. Но вскоре в 1960 году братию монастыря насильно переселили в Почаевскую Лавру, а сюда перевели из Черновцов монахинь Свято-Введенского женского монастыря. В 1962 году монастырь закрыли, а корпуса его использовали под «Базу отдыха». Монастырский источник переоборудовали в водозабор для завода минеральных вод, который построили возле монастыря. В 1989 году государство передало монастырь Православной Церкви, который был возрожден 20 августа 1991 года.

На территории монастыря находятся: храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (ХVIIIв.); новый Свято-Благовещенский собор с нижним храмом Рождества святого пророка Иоанна Предтечи (1993 г.); часовня над чудотворным источником святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (перестроена в начале XX в.); часовня преподобного Кукши Одесского возле Свято-Благовещенского собора (1996 г.); старый братский корпус (1957 г.); трапезный корпус с Трапезной церковью (1999 г.); три новых братских корпуса (1992-1996 гг.) и др. Монастырь имеет свое собственное подсобное хозяйство и 10 гектаров земли. Святыни обители: в нижнем храме собора находятся раки с частицами святых мощей преподобных Кукши Одесского и Лаврентия Черниговского, икона святой великомученицы Варвары, которая обновилась в алтаре; ковчег с частицами мощей многих святых. В старом храме находится ковчег с частицами святых мощей преподобных Киево-Печерских, источник святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Адрес: 59415, Черновицкая область,

Заставновский район, с. Крещатик

eparhia-cv@utel.net.ua

(03737) 3–12–72, 2–47–43

Географические координаты Свято-Успенского монастыря в Крыму на карте GPS N 44.744096, E 33.910369.

Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае — один из древнейших храмов Крымского полуострова. В разные времена он носил множество названий: Крымская Лавра, пещерный монастырь, пещерный город и другие. Первое упоминание о Свято-Успенском монастыре относится к концу 8-го века. В одной из пещер ущелья Девы Марии поселился монах, который позже и основал монастырь. Существует две версии основания монастыря:​

Первая версия берет свое начало в 754 году. Именно в этом году в Византии состоялся церковный собор, на котором иконы приравняли к идолам, а молитва у иконы стала считаться идолопоклонничеством. В том же 754 году началась борьба с иконами. Один из монахов Михаил решил спасти икону, забрав ее из монастыря. Он начал скитаться по миру и искать новое пристанище. И вот, спасая икону, Михаил добрался до Крыма, и у подножья ущелья ему во сне пришла Дева Мария и сказала, что гонения скоро закончатся, а ему следует поселиться в одной из пещер в ущелье, где вскоре появится большой монастырь. Пророчество сбылось: в 780 году борьбу с иконами закончили, а пещера с монахом превратилась в большой монастырь. ​

Вторая версия основания Свято-Успенского монастыря также связана с иконой и Михаилом. В ней Михаил был простым пастухом и каждый день выгуливал свое стадо в ущелье. И вот однажды в одной из пещер Михаил увидел огонек. Пастух заинтересовался и пошел на свет. Зайдя в одну из пещер, он увидел, что свет идет от иконы Девы Марии. Обрадовался пастух и решил икону с собой забрать. Принес ее к себе домой, поставил на видное место. На утро проснулся пастух, а иконы нет в доме. Все обыскал и снова скот на прогулку повел, и снова свет в пещере увидел. Несколько раз он икону забирал, несколько раз он друзей приводил и показывал это место святое и чудо с иконой. Вскоре, посовещавшись с друзьями, решил икону Девы Марии в пещере оставить и храм там построить. Место стало настолько благодатное, что за несколько лет целый пещерный город получился.
Первое явление иконы произошло 15 августа, в день Успения Божьей Матери, так монастырь и получил свое название — Свято-Успенский монастырь. ​

Какая бы версия не оказалась правдивой, чудеса на этом не закончились.
В 1475 году Османская империя захватывает город Чуфут-Кале. Вырезает половину его жителей и основывает новый город Бахчисарай. Все это происходит в радиусе 2-3 км от Храма. Во время боевых действий и во время строительства Бахчисарая, Свято-Успенский монастырь не только остается в целости и сохранности, но и становится центром христианства в Крыму. ​

Существует множество легенд о том, что Крымские ханы перед важными событиями приходили в монастырь к святой иконе и просили помощи. И, судя по тому, что монастырь не пропал в средневековья, икона Божьей Матери помогала всем.
Следующие трудные времена для храма наступили в 1778 году. Крымские ханы начали гонения на христиан и на веру. Большая часть православного населения перебирается к берегам Азовского моря, где основывает множество сел и будущий город Мариуполь. Крымский хан не останавливается на внутренних чистках на полуострове, делает набеги на материковую часть Российской империи, что приводит к войне с Россией.
В 1783 году Крымский полуостров переходит под управление Российской империи, а Свято-Успенский монастырь вновь наполняется прихожанами и верующими со всех уголков России. ​

Следующие тяжелые времена пришли после революции 17- года. Храм был закрыт и разграблен. Восстановление храма началось в 1993 году. Территорию храма передали Крымскому патриархату, и начались долгие годы восстановления этих древних святынь.
На сегодняшний день Свято-Успенский монастырь открыт для всех. Посещение монастыря разрешается строго по церковным канонам: мужчинам не разрешается входить в шортах, женщины должны быть в юбках и косынках. Если Вы планируете посещение Бахчисарая, то оденьтесь соответственно или возьмите необходимое с собой. ​

Обычно посещение Бахчисарая начинают с посещения Ханского дворца, потом Свято-Успенского монастыря, после монастыря начинается подъем на Чуфут-Кале. Второе посещения Бахчисарая можно посвятить Бахчисарайский парку миниатюр, посещению пещерного города Тепе-Кермен и Марсианского озера. Достопримечательности Бахчисарая довольно обширны и интересны. Посещение всех исторических мест обычно занимает около 2-3 дней.

Как добраться (доехать) из Алушты и Ялты?

Добраться до Космо-Дамиановского монастыря из Алушты можно по трассе «P34», двигаясь на запад:

Чтобы доехать до обители из Ялты, двигаться нужно по той же дороге, только на северо-восток:

Туристу на заметку

В Космо-Дамиановский монастырь в Алуште, к Савлух-Су, даже сейчас непросто попасть, ведь вокруг заповедные земли. Исключением является 14 июля – когда кордоны на дороге открыты всем желающим. В этот день, как и много лет назад, полянка возле родника заполнена людьми, все прилегающие участки заняты палатками и автомобилями. Несмотря на все перипетии жизни, родник по-прежнему привлекает к себе паломников, возле него церковные чины служат торжественную Литургию!

Исторические сведения

В 1475 году Крымом завладели турки. В это время монастырь был уже известен в христианском мире. Здесь обосновалась резиденция митрополита, чтобы приезжавшие в Крым христианские послы могли молиться.

По слова московского историка Лызлова сам крымский хан не раз просил у Богородицы покровительства во время многочисленных походов, но при этом не снимал со скита дани, ухудшающей и без того нищенское существование монахов.

В 1628 году царь Борис Годунов установил для священников ежегодную плату, подчеркивая заслугу Успенской святыни в защите христианства в то трудное время.

В XVIII веке татары изгнали христиан, по призванию митрополита Игнатия монахи покинули Успенский храм и полуостров Крым. Впереди тысячи повозок, уезжавших с полуострова, находилась чудотворная икона Божьей матери Марии.

Переселенцы обосновали в Приазовье город Мариуполь, митрополит Игнатий также переселился на новое место, разделяя с паствой все тяготы.

Святитель Игнатий мариупольский, митрополит

Успенский монастырь остался под охраной греческого священника Константина Спиранди, который возобновил службы, привезя из Бахчисарая икону Успения Богоматери.

О судьбе других храмов Крыма:

В это время построили Царские ворота, фонтан перед храмом. Святой лик наполнялся целительной силой, даря чудеса исцеления, что послужило увеличению числа паломников к Успенскому мужскому скиту.

Пещерная церковь расширялась, появились балконы и лестница, но первозданный вид пещерного храма был утрачен.

Бахчисарай. Свято-Успенский мужской монастырь

Открытие в Бахчисарае собора св. Николая стало причиной оттока прихожан, монастырь пришел в запустение, и до 1850 года службы велись только на праздник Успения Богородицы. В конце XIX века по настоянию архиепископа Херсонского Иннокентия Успенский монастырь начал новую жизнь, стал называться Крымским Афоном или Успенским скитом, возглавляемый архимандритом Поликарпом.

В восстановлении скита помогали всем миром, одни принесли церковную утварь, другие пожертвовали средства на иконостас, третьи — колокола.

Во время Крымской войны скит служил госпиталем, где лечили раненых русских военных.

Мемориальная плита

После Крымской войны была реставрирована церковь Успения Богородицы, появилась фреска, изображающая Божью матерь с Младенцем, по сторонам которой изображены 2 ангела и 7 священномучеников Херсонеса.

В это же время расширена лестница, ведущая к храму. Постепенно архитектурный облик Успенского скита преображался, в его строении появилось 3 яруса.

На самом верху расположились храмы:

  • Успения Богородицы;
  • Евангелиста Марка;
  • Святых Константина и Елены.

Средний ярус украшала церковь св. Ин. Иркутского, архитектура которой скорее напоминала ажурное изваяние. Около храма был обустроен фонтан.

Фонтан и лестница к храму святого Иоанна Иркутского

В 1921 году после революции скит закрыли, ценности разворовали, спасенные иконы передали в музей Бахчисарая. «Помогло» уничтожить христианскую святыню и землетрясение 1927 года, окончательно разрушив все храмы, кроме церкви Успения.

Великая Отечественная война вернула в монастырь раненых воинов, разместив там госпиталь. Рядом с могилами монахов появились холмики с красными крестами.

Это интересно: Бедийский собор в Абхазии — раскладываем по пунктам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector