Мужской пещерный монастырь святого феодора стратилата (челтер-коба)

Возрождение обители

Этот храм является значительным православным памятником в Крыму. Необыкновенное строение разместилось в обширном естественном гроте, площадь которого составляет 150 м². До наших дней дошли только следы прошлого величия этого архитектурного монумента. В древние времена пещерные комнаты закрывались каменными кладками, служившими защитой монахов от непогоды и вторжения разбойников, которые слонялись в здешних окрестностях ради наживы.


Храм в пещерном монастыре Челтер-Коба

Чтобы пробраться в монастырь Челтер-Коба, необходимо миновать заросли кизила и пройти вверх по ущелью, которое создает неоднозначное ощущение. Некоторые считают этот проход мрачным и пугающим, но благочестивые паломники в этом месте успокаиваются в душевном равновесии и обретают возвышенное состояние ума.

  • Пещера обладает скругленной формацией и сужается на восточную и западную сторону.
  • Чтобы соорудить алтарь, строители вырубили здесь прямоугольную нишу, в стенах которой образовали специальные проемы.
  • Небольшая преграда отделяла апсиду (нижний выступ) от основания храма.
  • В северо-восточной части можно увидеть следы давно разрушенной купели.
  • Вдоль противоположных стен, с севера и юга, стоят скамьи, а также сформированы усыпальницы. В полу вырублены четыре могилы, одна из которых отличается меньшим размером.
  • В храме есть трапезная и находятся постаменты с останками святых и иные религиозные реликвии.
  • Когда туристы проходят по краю обрыва, они видят следы келий и глубокий грот, который приводит путешественников к источнику с живительной водой. Паломники с большим благоговением приближаются к святыне, которая питала здешних иноков в древние времена.

Важно! Пережив непростую историю борьбы с османскими захватчиками, безбожных гонений и запустений, монастырь был восстановлен и великолепно украшен милостью Всевышнего. Здесь стали проходить богослужения, где прихожане погружаются в атмосферу искреннего смирения

В храм святого Феодора приходит большое число приверженцев религии, чтобы прикоснуться к святыням, искупаться в святых водах и вознести молитвенные песнопения Всемогущему Творцу

Здесь стали проходить богослужения, где прихожане погружаются в атмосферу искреннего смирения. В храм святого Феодора приходит большое число приверженцев религии, чтобы прикоснуться к святыням, искупаться в святых водах и вознести молитвенные песнопения Всемогущему Творцу.

  • В 2006 г. облагородили источник и отреставрировали купель, а через год монастырь полностью отгородили, установили двери и отопление.
  • В 2007 г. поставили звонницу, через несколько месяцев в монастыре прошло таинство Крещения.
  • В 2011 г. здесь совершили первый постриг в монахи за 5 столетий. В августе этого года рядом с храмом открылась воскресная школа, предназначенная для прихожан. В ноябре 2011 начинается постройка подворья.
  • В 2012 г. в монастыре Челтер-Коба установили благолепные иконостасы и Престол. Вскоре открылась уютная гостиница для паломников с ограниченным количеством мест. Поэтому перед поездкой следует позаботиться о ночлеге (палатка).
  • В 2012 г. обитель навестил правящий архиерей Лазарь, а в феврале 2013 на территории построили дом-общежитие для монахов. В этом же году в монастыре открылась собственная просфорня, где изготавливаются церковные блюда.

Сегодня строится подворье, способное принимать паломников и тех, кто пришел здесь трудиться.

История возникновения обители

Точная дата возникновения мужского монастыря неизвестна. Дата основания колеблется между XIII и XIV веками и храм был создан поклонниками икон из Византии. Существует факт разрушения храма турками в 1475 году. После этого святыня пустовала длительное время и даже использовалась как загон для скота. И только в 2005 годы мужской монастырь получил вторую жизнь. Челтер-Коба постепенно заполняется монахами. Сейчас там проживает около 20 человек, которые посвятили свою жизнь отшельничеству и Богу. Не так давно освятили источник и купель. Монастырь проводит регулярные богослужения по выходным и в праздничные дни.

Интересные факты

  1. Челтер-Коба – трапезный монастырь, где хранятся реликвии и мощи святых;
  2. Монастырь получил такое название благодаря наличию большого количества лестниц, что соединяют ходы. Челтер переводится как решетка, а коба – это пещера;
  3. По приданию, святой источник исцеляет от множества болезней;
  4. Челтер-Коба представляет место захоронения не только самих монахов, но защитников обители, просто жителей деревни.

История основания святыни

Пещерный монастырь, как и многие другие скальные постройки, возник в 8-9 столетии. Изначально он принадлежал православной церкви Византийской империи. Долгое время здесь служили почитатели икон из местных жителей. Рядом располагалась Сюйреньская крепость.

О ранней истории постройки известно очень мало, а современное название, как считают археологи, она приобрела лишь несколько веков спустя. Историки утверждают, что монастырь действительно носит имя Феодора, но какого – точно не известно. Полагают, что это мог быть и Тирон, и Стратилат, и Студит.

Расцвет византийского монастыря пришелся на 14 столетие от Рождества Христова. И связано это было с развитием княжества Феодоро. Недалеко находилась граница, рядом с которой расположился монастырь, здесь постоянно возникали боевые действия. И в скором времени это привело к тому, что монастырь начал постоянно подвергаться атакам врагов с разных направлений. Во время нападений монахи чаще всего перебирались в рядом стоящую крепость.

В 1475 году Челтер-Коба пришел в полное запустение под натиском османов, вторгшихся на крымскую землю. Защитить крепость и монастырь не смог никто. Как только турецкая армия захватила Феодосию, она двинулась на запад, разрушая всё на своем пути. Монастырь попал под это нашествие, и его быстро разорили.

Современная история

Более 500 лет монастырь пребывал в заброшенном состоянии, здесь жили путешественники и племена. Но о восстановлении достопримечательности никто не задумывался. Всё изменилось в 2001 году, когда сюда прибыл митрополит Крымский и Симферопольский – Лазарь. Он благословил это место на постройку нового храма, и в 2003 году началось строительство. В 2004 году храм был освящен.

Иконография

Основная статья: Иконография Феодора Стратилата

Феодор Стратилат на иконах изображается в пластинчатом доспехе, чаще всего в правой руке он держит копьё, которое изображается вертикально (в отличие от Феодора Тирона, копьё которого располагают по диагонали рисунка). Также на иконах часто изображают щит (в основном — круглый), русские иконописцы позже стали писать щит времён Дмитрия Донского. Кроме этого, встречаются иконы, на которых Феодор Стратилат держит крест. Значительно реже встречаются иконы, на которых в руках святого изображён меч.

Значительно реже встречаются иконы, на которых Феодор изображён восседающим на коне. В основном это восточная традиция, в ней существуют некоторые особенности иконописи — на коне Феодора изображается маленький сарацин, также как и на иконах Георгия Победоносца. Этот сарацин является воплощением тех арабов, которые заодно со святым. Масть лошади под святым Феодором на коптских иконах изображается белым, иногда — буланым или соловым.

Чаще всего повторяется два сюжета — Феодора Стратилата со святой великомученицей Ириной и изображения Феодора Стратилата вместе с Феодором Тироном. Также известны житийные иконы Феодора Стратилата, являющиеся памятниками иконописного искусства.

См. также: Иконы Феодора Стратилата, имеющие историческую ценность

Бакла

Этот пещерный город основан 3-м веке нашей эры. Здесь успели пожить готы, аланы и, по версии некоторых ученых, византийцы. В конце 13-го века Баклу взяла Золотая Орда, и с тех пор поселение прекратило существование.

Местные пещеры использовались для защиты от вражеских набегов, хранения провизии и изготовления винограда. Также здесь находились монашеские кельи. У подножия горы тоже было поселение, но его постройки не сохранились.

По мнению археологов, скалы пещерного города Бакла образовались в эпоху, когда на территории современного Крыма было древнее море. Это подтверждают окаменелости моллюсков и других морских существ, которые остаются здесь до сих пор.

Есть что посмотреть и в соседнем селе Скалистое: например, монастырь Преподобного Лазаря Муромского и Марсианское озеро, которое также известно как Мраморное. Несмотря на название, вода в нем лазурная, а не красноватая — в отличие от многих соленых озер Крыма.

Где находится: Бахчисарайский район, вблизи села Скалистое.

Как добраться: сначала нужно доехать до Скалистого на своей машине или на маршрутке, которая идет из Симферополя в село Научное. До Баклы добираются по пешеходным тропам (идти около 2 км).

Цены: проход ко всем сооружениям свободный.

Челтер-Мармара

Это пещерный монастырь в окрестностях Севастополя. Он был действующим с 13-го по 15-й века. По другим версиям, первые монахи в этих горах Крыма жили еще в 9-м веке. Другое название обители — Мужской монастырь Святого Преподобного Саввы Освященного. Также здесь находится храм Николая Чудотворца.

Помещения монастыря располагаются в скале и соединяются между собой деревянными лестницами и балками. Раньше здесь молились в кельях и проводили службы в большом колонном зале.

Также в Челтер-Мармара сохранились комнаты для ведения хозяйства и приема пищи. Сейчас монастырь не заброшен: в нем снова поселились монахи, которые занялись его восстановлением.

Кстати, по соседству расположен еще один знаковый объект — монастырь Шулдан.

Где находится: Балаклавский район, вблизи села Терновка.

Как добраться: из Севастополя в Терновку ходит автобус №40, из Балаклавы — автобус №129. Если едете в Крым на машине, доезжайте до села, затем сворачивайте в сторону скалы Челтер-Кая. Подниматься к монастырю нужно пешком по склону — это займет чуть меньше часа. Лестницы здесь узкие, а высота приличная.

Святыни монастыря

В пределах монастыря Челтер-Коба можно увидеть образцы христианского величия, среди них:

  • Икона Богородицы «Скоропослушница», издавна пользующаяся большим почетом на Руси. Этот чудотворный образ лечил эпилепсию и беснование.
  • Здесь расположены части мощей Божьих угодников, в том числе и останки Феодора Стратилата, родившегося в городе Евхаит. Этот святой был известен милосердием и отвагой, за что Господь вознаградил его знанием христианских тайн. Феодор подавал великий пример праведной жизни и приобщил к религии большинство собратьев. Днем памяти святого считается 21 февраля, а 21 июня вспоминают дату перенесения его мощей.
  • В храме Челтер-Коба находится икона великомученика Харалампия, епископа города Магнезии, успешно распространяющего учение Христа. Здесь же расположен источник святой воды.

Монастырь святого Феодора обладает великолепной атмосферой природного уединения и притягивает паломников, стремящихся прикоснуться к святым мощам и ощутить непередаваемый дух религиозного места. К этому православному памятнику приезжают и светские люди, завороженные здешней красотой.

Эски-Кермен

Люди в пещерном городе Эски-Кермен жили примерно с 4-го по 14-й века. Поселение возникло во времена скифо-сарматов и исчезло после набега монголо-татар. Эски-Кермен имел рукотворные укрепления — правда, они были снесены еще в 7-м веке.

Сегодня от города сохранились руины главной улицы, остатки церквей и подземные казематы. А в скалах по-прежнему остаются пещеры и каменные лестницы. По мнению историков, в этих гротах находились мастерские, хозяйственные помещения, церкви и гробницы.

Интересный факт: Эски-Кермен был одной из локаций, в которых Федор Бондарчук снимал фильм «Девятая рота».

Где находится: Бахчисарайский район, вблизи поселков Залесное и Красный Мак.

Как добраться: можно сесть на маршрутку в Симферополе или Бахчисарае (их конечные остановки — Родное и Хмельницкое). Выходить нужно в селе Красный Мак, а оттуда идти до крепости около 5 км пешком. Если путешествуете на машине, доберитесь до села Холмовка, затем сверните с улицы Севастопольской на Тепличную, далее следуйте по указателям. Автомобиль можно оставить рядом с эко-усадьбой «Эски-Кермен» — там же сдаются в аренду уютные домики, встроенные прямо в пещеру.

Цены: вход для взрослого — 100 рублей, для ребенка от 16 лет — 50 рублей. Детей до 16 лет пускают бесплатно. Можно взять экскурсию за 100 рублей с человека.

Достопримечательности окрестностей

Сюйреньская башня и крепостные стены находятся на восточной стороне мыса Куле-Бурун. Возведены византийцами для защиты горного прохода второй гряды Крымских гор, ведущего к Херсонесу. Крепость просуществовала до конца ХІІІ века и пала под натиском вторгшихся в Крым монголо-татар. Укрепление ограждено стеной толщиной почти 3 м, сложенной из каменных блоков и выступающей наружу тупым углом с возвышающейся смотровой башней. В верхних ярусах находилась капелла, стены и купол которой расписаны удивительной красоты фресками. Фрагменты сохранились до нынешнего времени и представляют необыкновенный интерес для туристов.

Сюйреньские гроты вблизи нынешнего села Танкового примерно 15-20 тыс. лет назад оказывали приют первобытному человеку. Созданное природой убежище обеспечивало надёжную защиту от непогоды: навесная скала длиной свыше 40 м не позволяла осадкам попадать внутрь гротов, близкий берег реки Бельбек подходил для рыбной ловли. Изучение ископаемых останков вымерших северных видов животных, служивших пищей древнему человеку и обнаруженных в гротах, позволяет предположить, что климатические условия Крымского полуострова были достаточно суровыми.

Тарапаны мыса Джаныче-Бурун. Древний винодельческий комплекс рядом с монастырём Челтер-Коба у склона мыса Джаныче-Бурун (Душевного мыса), вероятно, принадлежал монахам, хотя некоторые историки утверждают — поселению на месте современного Малосадового. Тарапаны – округлые виноградодавильни — вырублены в скале чуть дальше источника. Считают, что здесь производили вино со всех окружающих виноградников с территории почти 63 га. До сих пор в ущелье Хор-Хор встречается дикая виноградная лоза, создающая непреодолимые дебри.

Мученицы Валентина, Павла и Еннафа

23-е февр. (10 февр. церк.кал.)

Сведения об этих трех мученицах очень скудны. Известно, что они пострадали за веру Христову в Палестине в 308-ом году при Максимиа́не 2-м Гале́рии (308–313 г.) от областного правителя Фирмилиана. Святая Енна́фа была из окрестностей Га́зы, святая Валенти́на – из Кесари́и Палести́нской, а святая Па́вла – из окрестностей Кесарии. Валентину привели в языческий храм для принесения жертвы. Она бросила камень на жертвенник и обратилась спиной к пылающему на нем огню. За это ее, избив, обезглавили. Подобные мучения претерпели Еннафа и Павла.

Тропарь:Агницы слове́сные, А́гнцу и Па́стырю приведо́стеся мучением ко Христу, тече́ние сконча́вше и веру соблю́дше. Те́мже днесь ра́достною душе́ю соверша́ем, досточу́днии, святую вашу память, Христа́ велича́юще.

Кыз-Кермен

Расположен рядом с уже упомянутым Тепе-Кермен. Это древнее городище нельзя назвать большим, да и сооружений здесь сохранилось немного: оборонительные укрепления, пещерные комнаты, руины сторожевых башен, вырубленные в скалах лестницы.

Археологи считают, что Кыз-Кермен был основан еще до нашей эры, а расцвета достиг в 7–9 веках. После 13-го столетия здесь практически никто не жил: исключением стали крымские монахи-отшельники, которые прибыли сюда после завоевания полуострова турками.

Для осмотра более интересен верхний ярус мертвого города и само горное плато, на котором сохранились руины древних построек.

Где находится: 7 км от Бахчисарая, вблизи села Машино.

Как добраться: из Бахчисарая и Симферополя ходят автобусы до села Синапное — нужно выйти на остановке «Машино» и пройти на север около 1 км. Маршрут на автомобиле аналогичный.

Житие святого

Святой был родом из города Евхаит, который находится у побережья Черного моря. Большое количество язычников, видящих доброту и благие деяния начинали принимать Христову веру. Когда о происходящем узнал император, он лично приехал к Федору с просьбой начать преклонятся идолам и отказаться от веры в Иисуса.

Но святой оставался не непоколебимым, поэтому его подвергали сильным мучениям и жестокостям. В конечном результате его распяли на кресте. В ночь после этого к нему явился ангел и снял его тело с креста и оживил. Наутро слуги императора увидели Федора живым и здоровым. После случившегося многие люди уверовали в Христа и отказались от преклонения идолам. Узнав об этом император приказал казнить Стратилата.

Он умер в 319 году. Все его страдания видел его слуга, который и описал все истории.

Лучшая статья для Вас, переходите: Пряжевская икона Божией Матери о чем молятся, как помогает

Житие преподобного Феодора Студита

Феодор жил в первом столетии в Константинополе. Он родился в семье служащего придворного двора по сбору податей Фотина и его жены Феоктисты, которые исповедовали христианство. Феодор был хорошо образованной личностью, он учился у знаменитых ораторов и мыслителей Константинополя. Это были времена правления Константина, который не сильно придерживался христианских заповедей. Сослал супругу в монастырь и женился на другой женщине, что осуждалось православной верой. После этого случая участились беззаконные разводы.

Взгляды императорского двора противоречили христианской вере Фотина, поэтому мать и отец Феодора по взаимному согласию продали все имущество и постриглись в монахи.

Феодор стал популярным лицом в Константинополе, участвуя во многих диспутах. Он изобличал ложь Константина, за что тот рассердился и распорядился отправить его в тюрьму. Когда Константин нарушил церковные правила, преподобный Феодор разослал послания по монастырям, в которых сообщал, что отлучил императора от Церкви. Он был сослан в место Солунь. Царица Ирина, которая возвратила себе трон, дала свободу Феодору.

Затем его дядя Платон позвал вести монашеский образ жизни. Он отправился в Сакудиан возле Олимпа. К храму Иоанна Богослова начали приходить люди, изъявившие желание совершать отшельнические труды. Так возникла обитель, где настоятелем стал Платон. Феодор тогда:

  • трудился на тяжелых работах;
  • соблюдал пост;
  • уделял время духовным мыслям;
  • читал Святое Писание и труды Василия Великого.

Когда Платон умер, монахи избрали его настоятелем.

Император Никифор свергнул Ирину и грубо нарушил церковные заповеди, Феодор снова выступил с изобличением. Его схватили, истязали и сослали на два года. Царь Никифор был убит в сражении, смерть предсказал еще раньше Феодор. Михаил сменил престол, чтобы избежать междоусобной войны отдал трон Льву Армянину. Новый правитель был ярым противником православной веры, ввел запрет на почитание икон.

Но это не сломило святого, он продолжал бороться с еретиками. Тогда царь сослал Феодора и его последователя Николая в Иллири, затем в Бониту, где их истязали, не давали еды и воды. Лев Армянин был убит, новый император освободил ссыльных и заключенных христиан, но запретил почитание икон в Константинополе.

Феодор поселился в Херсонесе, возле церкви мученика Трифона. Во время пения монахами канона он тихо отошел в мир иной. День перенесения останков святого из Херсонеса в Константинополь – 26 января 845 года.

Во времена Османской империи в пятнадцатом столетии Студийская обитель была занята под мечеть. При землетрясении в 1894 году сильно была повреждена. В настоящее время здание не отреставрировано и стоит в разрушенном состоянии.

Пешком на Челтер-Коба. Монастырь. Крым

Недалеко от Бахчисарая, возле села Большое Садовое, у реки Бельбек возвышаются три обрывистых, скалистых мыса. На ближнем к долине — Куле-Бурун “крепостной мыс” расположена Сюйреньская крепость, на мысе Ай-Тодор «святой Феодор» — небольшой пещерный монастырь Челтер-Коба, а ядом с третьим мысом Джаниче-Бурун «душевный, приятный мыс» располагалось большое средневековое поселение, известное своими виноградниками и винодельнями. Мужской монастырь во имя святого великомученика Феодора Стратилата — один из древнейших пещерных монастырей Крыма. Название Челте́р-Коба́ в переводе с крымскотатарского означает решётка-пещера

илипещерная решётка . Вероятнее всего, он был основан иконопочитателями, бежавшими от преследований из Византии в VIII-IX веках, и просуществовал до турецкого вторжения в Тавриду в XV веке.

Соседство монастыря с цитаделью вполне закономерно. Здесь проходила северная граница княжества Феодоро, которую была призвана защищать крепость. За ее высокими стенами в случае опасности укрывались насельники и жители окрестных поселений.

Тропа от Большого Садового постепенно выводит нас к подножью мыса Джаниче-Бурун. Здесь, в скале, под небольшим навесом сохранились остатки некогда существовавших тарапанов – давилен винограда. Появление этого винзаводика датируется VIII-IX веками. Трапанов было около 20, такая винодельня могла обслуживать порядка 60 га виноградников и производить до 300 000 литров вина в год. Подсчитано, что при тогдашней технологии земледелия для обработки такой площади виноградников нужно было не менее 400 человек.

Джаниче-Бурун ВИНОДЕЛЬНЯ. WINERY Dzhaniche-Burun Rock

Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ССЫЛКУ

Следующая за винодельней достопримечательность — небольшая тисовая роща на пути к святому источнику, расположенному неподалеку, под многометровой каменной стеной мыса Бараний лоб. Тис – дерево реликтовое, но следует помнить, что все его части ядовиты!

Источник великомученика Феодора Стратилата расположен почти на вершине горы. В засушливом краю, из небольшой ращелины, круглый год льется чистейшая целебная вода с постоянной температурой 9 градусов. Источник почитается целебным и помогает женщинам при трудных родах.

Источник Феодора Стратилата. St Theodore Spring

Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ССЫЛКУ

Пещерный комплекс монастыря Феодора Стратилата находится в восточной части балки Хор-Хор на западном склоне мыса Ай-Тодор на высоте около 300 м над уровнем моря. В монастыре насчитывается более 50 пещер, расположенных в 4 яруса.

Когда-то все помещения, пещеры и гроты монастыря Челтер-Коба были соединены между собой деревянными лестницами и переходами. Именно такая особенность и дала название этому пещерному монастырю — «пещерная решётка».

Пещерный монастырь Челтер-Коба. St Theodore Cave Monastery

Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ССЫЛКУ

Главный храм монастыря посвящен великомученику Феодору Стратилату. Это самый большой действующий пещерный храм Крыма.

Храм Феодора Стратилата. St Theodore Cave Church

Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ССЫЛКУ

За храмом есть еще один скальный «балкон», над которым нависают проемы искусственных вырубок. Некоторые из них превращены в кельи и хозяйственные помещения. Из всех искусственных пещер Челтера 12 в древности служили кельями. Средняя площадь такой кельи 7,5 м 2. Одна трапезная площадью 16 м2, остальные являлись хозяйственными помещениями. Такой монастырский комплекс мог вмещать 25 насельников.

Пещерный монастырь Челтер-Коба. St Theodore Cave Monastery.

Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ССЫЛКУ

В конце XX века здесь вновь, как 500 лет назад, зазвучали молитвы. Монастырь возродился, Челтер стал обитаем. https://feodor.church.ua

Далее маршрут путешествия ведет нас к византийской крепости Сюйрень и доисторическим петроглифам горы Бурун-Кая Пешком на Челтер-Коба. Крепость Сюйрень.

Карта-схема Пещерные города Крыма.

P.S. Другие репортажи о пещерных городах Крыма: Пешком на Баклу. Пешком на Чуфут-Кале. Пешком на Тепе-Кермен. Пешком на Качи-Кальон. Пешком на Челтер-Коба. Крепость Сюйрень Пешком на Эски-Кермен. Пешком в пещерный город-крепость Мангуп-Кале. Пешком в пещерный город-крепость Мангуп-кале. Часть 2. Осада

Другие репортажи о пешеходных маршрутах по Крыму: https://www.moya-planeta.ru/clubmembers/view/92557/?page=8

Крепость Каламита

Это сооружение было построено в 6-м веке на Монастырской скале для защиты древнего Херсонеса. Название «Каламита» впервые использовали генуэзцы. Позднее крепостью владело княжество Феодоро, а затем — турки, которые вместо Каламиты назвали ее Инкерманом («пещерной крепостью»).

В разные времена в местных пещерах находились церкви, кельи, скиты, тюрьма, хозяйственные и жилые помещения. Сейчас здесь можно посмотреть на руины стен, башен и других защитных укреплений.

Туристов в первую очередь интересуют крепостной ров, калитка для вылазок, монастырское кладбище и соседние религиозные сооружения, среди которых выделим Инкерманский пещерный монастырь (известен и как Свято-Климентовский мужской монастырь).

Где находится: Инкерман (Балаклавский район Севастополя).

Как добраться: если едете в Крым на машине, лучше следовать в Инкерман через Симферополь и Бахчисарай. Также можно совместить посещение крепости с отдыхом в Севастополе: до Инкермана можно добраться на своей машине, на такси, а также на автобусе или маршрутке до остановки «Больница». Если пользуетесь общественным транспортом, нужно пройти через ж/д пути и старинное кладбище.

Цены: вход на территорию бесплатный.

Мангуп-Кале

Это один из самых интересных пещерных городов Крыма. Мангуп-Кале находится на плато горы Баба-Даг. С юга здесь крутой обрыв, с севера — протяженные выступы. Максимальная высота горы — 583 м.

Сначала в этом поселении попеременно жили готы, аланы и византийцы. Позже город стал столицей крымского княжества Феодоро. В конце 15-го века крепость завоевали турки-османы, а в конце 18-го ее покинули последние жители — караимы.

Главные достопримечательности Мангуп-Кале — это руины крепостной стены, цитадель, фрагменты базилики, караимский некрополь, казематы, мыс Тешкли-Бурун, Свято-Благовещенский мужской монастырь, руины церкви Святого Константина.

В соседнем поселке Ходжа Сала находится Мангупское озеро (водоем также называют Девичьим озером). По отзывам туристов, его берег хорошо обустроен: там работают базы отдыха, кафе, прокат катамаранов.

Где находится: Бахчисарайский район, окрестности села Ходжа Сала.

Как добраться: на машине удобнее ехать через Бахчисарай и Симферополь. Доезжаете до Ходжа Сала и оставляете авто на парковке около музейных касс. Дальше пешком по горной дороге около 3 км. Из Симферополя также можно доехать на маршрутке (следует через Бахчисарай до Ходжа Сала).

Цены: 100 рублей для взрослых, 50 рублей для детей от 16 лет, бесплатно для детей до 16 лет.

Свято-Успенский пещерный монастырь

Находится в окрестностях Бахчисарая и является действующей обителью. Сооружение встроено в скалы, покрытые зеленью (их высота доходит до 140 м).

Большинство историков считает, что этот монастырь в конце 8-го века основали византийские монахи. Позднее он стал центром притяжения для многих крымских христиан. При советской власти монастырь использовали как военный госпиталь и диспансер. В 1993 году лавру вновь передали православной церкви.

Сейчас здесь работают несколько храмов, есть звонница и монашеские кельи. Рядом бьет святой источник, в котором можно свободно набрать воды. В монастыре хранится копия Бахчисарайской чудотворной иконы Божией Матери.

Где находится: Бахчисарай, квартал Староселье, рядом с пещерным городом Чуфут-Кале.

Как добраться: лавра находится в 6 км от центра Бахчисарая, можно дойти из города пешком или доехать на автобусе №2 до остановки «Староселье», а потом пройти по горной асфальтированной дороге (около 600 метров). На своей машине маршрут примерно такой же: авто можно оставить на стоянке у сувенирного рынка.

Откуда взялось название?

Мужской монастырь Челтер-Коба назван на честь Феодора. Так принято считать. Но, достоверных фактов нет и настоящее имя святого просто неизвестно. Так, ученые предполагают, что трое святых могли стать защитниками монастыря: Тирон, Студит, Стратилат. Но, именно святому Феодору Стратилату была оказана такая честь. И он стал покровителем святых в пещере.

Что представляет собой мужской монастырь?

Челтер-Коба не был создан руками человека. Места углублений, которые впоследствии стали монастырем, возникли природным способом и только потом немного изменялись для удобства. Так, все помещения складываются в одну линию, которую прорубили монахи еще много лет назад. Святыня представляет собой 23 отдельных помещения, что расположены в толще скалы. Комнаты разделились на 4 яруса, что позволяет отделить храм, кельи и помещения, предназначенные для хозяйственных нужд. Здесь есть отдельные комнаты для приема пищи и склады.

Самое большое углубление в скале представляет собой именно храм, где проходят служения. Это действительно просторное помещение площадью около 150 метров квадратных. Его природная форма была изменена лишь создание углублений для алтаря. В полу есть углубления и небольшие склепы. Также можно оценить древние скамьи, которые были созданы собственноручно паломниками из камня.

Маленькие кельи созданы специально для отшельников. Есть апартаменты более просторные, для старших паломников. Существует мнение, что кельи никогда не были заполнены монахами на 100%. Множество помещений всегда оставались свободными специально для гостей. В помещениях тепло даже в сильные морозы, они защищены от ветра. Но, современные обитатели активно используют новые технологии для обогрева, что позволяет чувствовать себя в пещерах всегда комфортно.

Архитектура храма охватывает также длинных грот, который ведет извилистой тропой прямо к источнику. Его длина составляет около 150 метров. В самом низу грота можно ощутить себя в плену природы. Тому способствует кристально чистая вода и небывалая свежесть воздуха. Именно здесь есть чаша со святой водой, куда окунаются паломники.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector