Святая царица феодора

Примечания

  1. Год рождения Феодоры неизвестен. Прокопий сообщил, что примерно во 2-й половине правления («когда державой правил ещё Анастасий») императора Анастасия (491—518 гг.) Феодоре должно быть не более 5 лет, откуда историки принимают дату её рождения около 500 года.
  2. Сведения исходят от патриарха Никифора (IX век)
  3. 1234567891011 Диль Ш.Византийские портреты . Часть I. Глава III. Феодора
  4. 123456789101112 Прокопий Кесарийский.Тайная История
  5. Шарль Диль указывает что более полный портрет царицы позволяют написать «Жития восточных святых» и «Церковная история» Иоанна Эфесского, анонимная хроника, выдаваемая за сочинение Захарии Митиленского, жизнеописания патриарха Севера и Якова Барадея (Диль Ш. Византийские портреты . Часть I. Глава III. Феодора)
  6. Память благоверного царя Юстиниана и царицы Феодоры
  7. Хотя текст «Жития восточных святых» написан по сирийски, фраза «Феодора из борделя » передана по гречески, что отражает не столько мнение Иоанна Эфесского, сколько его источники из Константинополя.
  8. James Allan Evans,The Empress Theodora: Partner of Justinian,University of Texas Press, 2003, p. 19; ISBN 978-0-292-70270-7
  9. 12345678910 Карташёв А. В. Вселенские соборы
  10. 12Феодора — дар Юстиниану // Вокруг света. 2007 г. № 10.
  11. James Allan Evans,The Empress Theodora: Partner of Justinian,University of Texas Press, 2003, p. 20; ISBN 978-0-292-70270-7
  12. Прокопий Кесарийский. Тайная история. IX:47
  13. 123 James Allan Evans.Theodora (Wife of Justinian I) / An Online Encyclopedia of Roman Emperors
  14. Юстиниан I Великий, Флавий Петр Савватий (Статья из БСЭ)
  15. 123 Иоанн Малала, «Хронография». Кн. XVIII
  16. Сборник История Византии . Т. 1 // Академик Сказкин С. Д. (отв.редактор) — Москва: Наука, 1967 г.
  17. Сведения Диля исходят из упоминания дочери Феодоры у Иоанна Эфесского.
  18. Хронография Феофана, год 6025 / 525 (532)
  19. 123 Иоанн ЭфесскийЦерковная история . Книга 4
  20. Феодора // Дашков C. Б. «Императоры Византии». — Изд. дом «Красная площадь», «АПС-книги», 1997
  21. Иоанн Малала сообщает: «Василевс повелел, чтобы у тех, кого уличат в педерастии, отсекали член, и было в это время обнаружено много, занимающихся мужеложеством. И возник тогда страх у страдающих этим злом. »: Иоанн МалалаХронография
  22. Диль Ш. История византийской империи (глава «Внешняя политика Юстиниана»)
  23. 12 Иоанн МейендорфЕдинство империи и разделение христиан . Глава VII. Эпоха Юстиниана
  24. Прокопий Кесарийский, «Война с персами»
  25. Геродот, 8.68
  26. 1234 Чекалова А. А. Прокопий Кесарийский: личность и творчество // Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М.: Наука, 1993. С. 422—435
  27. Поснов М. Э. История Христианской Церкви
  28. 12 Дворкин А. Л.Очерки по истории Вселенской Православной Церкви . Глава XXI. Эпоха императора Юстиниана
  29. Диль Ш. История византийской империи (глава «Характер, политика и окружение Юстиниана»)
  30. Виктор Тонненский. Хроника Виктора (Перевод Суровенкова Д., 2009). Восточная литература. Проверено 18 февраля 2011. Архивировано 25 августа 2011 года.
  31. Гудзик К. Юстиниан — наставник епископов
  32. Киракос Гандзакеци. Краткая история
  33. Святой правоверный царь Иустиниан и царица Феодора
  34. 12 Успенский Ф. И.История Византийской империи Т. 1
  35. Stfania Salti, Renata Venturini. The life of Theodora. Ravenna, 1999. ISBN 88-87747-05-9
  36. Мозаики из смальты в церкви Сан-Витале в Равенне, VI в.
  37. Лазарев В. Н. История Византийской живописи

Богослужебное почитание

Празднование в память чудесного обретения иконы известно с XIII века и носило местный характер. После вступления на московский престол Михаила Фёдоровича появляется новое празднование иконе, связанное с событиями его наречения в Ипатьевском монастыре (при этом местное празднование в честь её обретения становится общецерковным). Изначально оно не имело определённой даты. Различные чиновники указывают празднование то «во вторую или в третию или в четвертую неделю святаго поста», то в «неделю вторую или в ин день великаго поста». Под 14 марта в церковном календаре этот праздник закрепляется начиная с 1620 года, что связывают с возвращением из плена патриарха Филарета, царского отца. Этот новый праздник сразу же становится весьма торжественным и приобретает особое значение в царской семье.

Чиновники Успенского собора на этот день указывают: «В 14 день пети пречистой Богородицы Федоровской с Венедиктом для наречения государева…». При первых Романовых дата празднования, приходящаяся на дни Великого поста, соблюдалась чётко и переносилась на другие дни лишь в исключительных случаях (например, совпадение с Лазаревой субботой или погребением кого-либо из царского рода). Во второй половине XVII века дата перестаёт чётко соблюдаться, праздник начинают переносить на следующий воскресный день, что уже уменьшало его статус.

Празднование иконе отличалось нетипичной для великопостных богослужений пышностью. «Указ о звоне и о чине в пост великий и в пятидесятницу до недели всех святых» указывает:

Марта в 13 день праздноват пречистой Богородицы Феодоровские, часы и вечерню пет по Предотечевой главе, а в 14-м числе заутреню пет с величанием по Предотечевой главе, а литоргия по Предотечевой же Прежесвященная, а где храм пречистой Богородицы Феодоровской и тут петь в 13 числе и в 14 день совсем, а литоргия служит Златоустова; а на полиелеи песнь всяку духовную, а служба Преждесвященная окроме храма.

Это указание приравнивает праздник Феодоровской иконы в Успенском соборе к празднику Благовещения, так как на него Великим постом положено совершать литургию Иоанна Златоуста в любой день, на который он придётся. В прочие будние дни из-за строгости поста литургия либо вообще не совершается, либо в среду и пятницу положена Преждеосвященная. В дворцовой церкви накануне праздника совершалось всенощное бдение, которое возглавлял сам патриарх. На сам праздник «Устав» содержит указание облачаться в белые ризы, что в Великий пост опять же делается лишь на Благовещение.

Феодоровская икона с тезоименитыми императорскому дому святыми Николаем Чудотворцем, царицей Александрой, митрополитом Алексием и Михаилом Малеином

При патриархе Филарете в день праздника царь устраивал после богослужения праздничный приём, на котором одаривал своего отца-патриарха, что совершалось лишь на двунадесятые праздники. Эта традиция полностью прекратилась в 1668 году, но патриаршие богослужения в этот день совершались в дворцовой церкви («Празднуют пречистой Богородице Федоровской у Рождества на сенях») вплоть до ликвидации патриаршества Петром I. Укоренившаяся со второй половины XVIII века традиция переносить празднование иконе на ближайшее воскресение лишило его всех этих нехарактерных для Великого поста богослужебных особенностей.

В современном богослужебном уставе Русской Православной Церкви празднование Феодоровской иконе не имеет какого-либо особого статуса и совершается по великопостному уставу. С 2001 года появилась традиция принесения первообраза иконы из Костромы в другие города России. В 2008 году возобновлена традиция крестных ходов со чтимым списком Феодоровской иконы, хранящимся в Городецком Феодоровском монастыре.

Днесь светло красуется преименитый град Кострома и вся Русская страна, созывающи к веселию вся боголюбивыя народы христианския, на преславное торжество Божия Матере, пришествия ради чудотворнаго Ея и многоцелебнаго образа, днесь бо явися нам пресветлое великое солнце, приидите, вси Богоизбраннии людие, новый Израиль, ко источнику цельбоносному, источает бо нам неоскудныя милости Пресвятая Богородица и избавляет вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих. Но, о Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице, Владычице, спаси страну нашу, и архиереи, и вся люди Твоего достояния от всех бед по велицей Твоей милости, да зовем Ти: радуйся, Дево, Христианом похвало.

— Тропарь иконе Божией Матери Феодоровская Феодоровский собор Ярославля

Источники и историография

См. также: Тайная история

Сара Бернар в пьесе Сарду «Феодора» (рисунок Д. Кларина, 1902 год)

Основным источником сведений о императрице Феодоре является памфлет Прокопия Кесарийского «Тайная история

» (греч. Ἀνέκδοτα), написанный спустя 2 года после её смерти. Данный труд был найден только в XVII веке директором Ватиканской библиотеки Никколо Аламанни и сразу вызвал волну споров. При его написании Прокопий, как и знаменитый биограф цезарей Гай Светоний Транквилл, возможно использовал императорские архивы, однако его рассказы об образе жизни Феодоры до её вступления в брак подвергаются сомнениям. Так английская исследовательница А. Камерон в своей фундаментальной монографии о Прокопии вообще отказывается видеть в описании молодости Феодоры какую бы то ни было реальность. Тем не менее осведомленность Прокопия не вызывает сомнений, так как он служил секретарем при крупнейшем полководце Юстиниана Велизарии и был свидетелем многих событий, которые описывал.

«Тайная история

», написанная по мнению одного из исследователей «желчью, а не чернилами », была скорее реакцией Прокопия на опалу его патрона Велизария, в результате чего и он сам потерял благосклонность двора. Об отчасти необъективном характере данного труда свидетельствует, например, то, что шестая часть «Тайной истории » представляет уже мифотворчество на тему «Юстиниан — воплощение дьявола ». И всё же, историки не отвергают «Тайную историю» целиком как абсолютно недостоверный источник, поскольку другие приведённые им данные, в частности, о политической и религиозной деятельности Юстиниана и Феодоры, находят подтверждение в иных доступных текстах, в том числе и в кодексе Юстиниана.

Византинист Успенский Ф. И. в своём труде «История Византийской империи» признаёт, что Прокопий — практически единственный свидетель, описавший эпоху Юстиниана, — однако критикует негативный и предвзятый тон его «Тайной истории

»

По мнению Успенского, этот труд, относящийся к позднему периоду жизни Прокопия и разительно отличающийся от его прежних объективных трактатов, следует рассматривать в контексте распространённого тогда убеждения, «что современный ему порядок вещей не есть нормальный, что слава римская безвозвратно миновала, и современники не походят на героев прошлого ». Он не вдаётся в подробности молодости Феодоры и считает, что она «независимо от своей обстановки и исторической роли, приковывает к себе всеобщее внимание как характер и ещё более — как литературный тип ».. Кроме труда Прокопия, отдельные аспекты жизни Феодоры были описаны в середине VI века одним из её приближённых — епископом Иоанном Эфесским в его сочинениях: «Жития восточных святых

Кроме труда Прокопия, отдельные аспекты жизни Феодоры были описаны в середине VI века одним из её приближённых — епископом Иоанном Эфесским в его сочинениях: «Жития восточных святых

» и «Церковная история ».

Из житийной литературы сведения о Феодоре содержатся в жизнеописаниях патриарха Севера и Якова Барадея. В минее Дмитрия Ростовского о ней лишь кратко сообщается в конце жития императора Юстиниана.

Деятельность Феодоры в области религии, а особенно её роль в укреплении позиций монофизитов подробно освещена А. В. Карташевым в его труде «Вселенские соборы», а также Шарлем Дилем в его многочисленных трудах по истории Византии. Из современных трудов Феодоре посвящена монография 1999 года итальянских исследователей Стефания Салти и Рената Вентурини «Жизнь Феодоры».

Источники и историография


Сара Бернар в пьесе Викторьена Сарду «Феодора»(рисунок Жоржа Кларена, 1902 год)

Основным источником сведений о императрице Феодоре является памфлет Прокопия Кесарийского «Тайная история» (греч. Ἀνέκδοτα), написанный спустя два года после её смерти. Данный труд был найден только в XVII веке директором Ватиканской библиотеки Никколо Аламанни и сразу вызвал волну споров. При его написании Прокопий, как и знаменитый биограф цезарей Гай Светоний Транквилл, возможно, использовал императорские архивы, однако его рассказы об образе жизни Феодоры до её вступления в брак подвергаются сомнениям. Так, английская исследовательница А. Камерон в фундаментальной монографии о Прокопии вообще отказывается видеть в описании молодости Феодоры какую бы то ни было реальность. Тем не менее осведомлённость Прокопия не вызывает сомнений, так как он служил секретарём при крупнейшем полководце Юстиниана Велизарии и был свидетелем многих событий, которые описывал.

«Тайная история», написанная, по мнению одного из исследователей, «жёлчью, а не чернилами», была скорее реакцией Прокопия на опалу его патрона Велизария, в результате чего и он сам потерял благосклонность двора. Об отчасти необъективном характере данного труда свидетельствует, например, то, что шестая часть «Тайной истории» представляет уже мифотворчество на тему «Юстиниан — воплощение дьявола». И всё же историки не отвергают «Тайную историю» целиком как абсолютно недостоверный источник, поскольку другие приведённые им данные, в частности, о политической и религиозной деятельности Юстиниана и Феодоры, находят подтверждение в иных доступных текстах, в том числе и в кодексе Юстиниана.

Византинист Фёдор Успенский в труде «История Византийской империи» признаёт, что Прокопий — практически единственный свидетель, описавший эпоху Юстиниана, однако критикует негативный и предвзятый тон его «Тайной истории». По мнению Успенского, этот труд, относящийся к позднему периоду жизни Прокопия и разительно отличающийся от его прежних объективных трактатов, следует рассматривать в контексте распространённого тогда убеждения, «что современный ему порядок вещей не есть нормальный, что слава римская безвозвратно миновала, и современники не походят на героев прошлого»[]

Он не вдаётся в подробности молодости Феодоры и считает, что она «независимо от своей обстановки и исторической роли приковывает к себе всеобщее внимание как характер и ещё более — как литературный тип»[].

Кроме труда Прокопия, отдельные аспекты жизни Феодоры были описаны в середине VI века одним из её приближённых — епископом Иоанном Эфесским в сочинениях «Жития восточных святых» и «Церковная история».

Из житийной литературы сведения о Феодоре содержатся в жизнеописаниях патриарха Севера и Якова Барадея. В минее Дмитрия Ростовского о ней лишь кратко сообщается в конце .

Деятельность Феодоры в области религии, а особенно её роль в укреплении позиций монофизитов подробно освещена Антоном Карташёвым в труде «Вселенские соборы», а также Шарлем Дилем во многочисленных трудах по истории Византии. Из современных трудов Феодоре посвящена монография итальянских исследователей Стефания Салти и Рената Вентурини «Жизнь Феодоры» (1999).

Житие святого Феодора

Феодор родился в третьем веке в городе Амасии (Турция). Про его детство и отрочество ничего не известно. Феодор служил в войске императора. В те времена начались гонения на христиан. Стало известно, что Феодор верует во Христа.

Его привели к управителю и принуждали принести жертву идолам. Святой отказался. Ему дали некоторое время для размышление. Он молился в эти дни, чтобы Бог укрепил его на мученичество.

Феодора оклеветали за сожжение языческого храма. Он был приведен на суд к градоначальнику, где объявил себя христианином. Его жестоко били, затем бросили в темницу. Там он голодал в течение многих дней. Ему явился Христос и укреплял его. Затем Феодора снова привели на суд, но он повторил свое вероисповедание.

Мучения святого

Тогда начались мучения – его тело строгали железными зубьями, лилась кровь ручьями, но святой громко исповедовал Христа. Тогда его бросили в печь и сожгли заживо. Тропарь святому Феодору Тирону передает всю суть его мучений: «в пламене, словно на воде упокоения, святой Феодор радовался…словно хлеб сладкий Господу принесся». Т.е. он ипекся в печи как хлеб для Господа.

Это случилось в 305 году. Тело святого похоронили в Евхаитах. Позже мощи его перенесли в Константинополь и положили в храме, освященном в его честь. Голова мученика хранится в итальянском городе Гаэте.

Святые Феодор и Венеция

Святой Феодор был покровителем Венеции до того, как мощи Святого Марка были (по традиции) привезены в город в 828 году. Первоначальная часовня дожа была посвящена Святому Феодору после перевода мощей Святого Марка. , его заменила церковь Св. Марка.

Есть некоторые сомнения, был ли этот первый покровитель Венеции святым Феодором Амасейским или святым Феодором Стратилатом, но Отто Демус в 1960 году в своей авторитетной книге «Церковь Сан-Марко в Венеции» положительно заявил, что он был святым Феодором Стратилатом из Гераклеи, и за ним следует Фенлон. Однако в своей более поздней книге о мозаиках Сан-Марко (1984) Отто Демус указывает, что ни одна из мозаик XII века, на которых изображен святой Феодор, не упоминает больше, чем его имя, и предполагается, что он, возможно, стал покровителем церкви. город до того, как два святых были отмечены. Фактически, венецианцы, похоже, никогда не делали различий между разными святыми Феодором. Ни одна из мозаик в базилике Сан-Марко (в Венеции) не изображает его в военной форме.

В Константинополе было 15 церквей, посвященных святому Феодору, греческому святому, особо почитаемому Восточной церковью. Изначально Венеция была подчиненным городом Восточной Римской империи , и венецианцы считали святого Феодора символом своего подчинения Константинополю. Принятие святого Марка их покровителем помогло установить их независимость.

Скульптура Святого Феодора в Венеции

Новая церковь Святого Марка была построена между старой часовней Святого Феодора и Герцогским дворцом . Когда это было расширено и перестроено в конце 11 века, часовня Святого Теодора исчезла при перестройке. Сегодня за церковью Святого Марка находится небольшая часовня, посвященная святому Феодору, но она была построена только в 1486 году (позже она была занята инквизицией в Венеции).

Две византийские колонны на площади Пьяцетта в Венеции были установлены вскоре после 1172 года. На восточной колонне изображено странное животное, изображающее крылатого льва Святого Марка. Статуя, изображающая святого Феодора, была помещена на западную колонну в 1372 году, но это была не та статуя, которую сейчас можно увидеть там, которая представляет собой композицию из нескольких фрагментов, в том числе античных, в том числе крокодила, изображающего дракона, и была помещена там в вторая половина 15 века.

Известные реликвии святого Феодора были вывезены из Месембрии венецианским адмиралом в 1257 году и после того, как были впервые помещены в венецианскую церковь в Константинополе, были доставлены в Венецию в 1267 году. Они были помещены в церкви Сан-Сальваторе.

Дети

У Феодоры и Михаила VIII было семеро детей:

  • Мануэль Палеолог (ок. 1255 — до 1259)
  • Ирина Палеологина (ок. 1256 — до 1328), вышедшая замуж за болгарского императора Ивана Асена III.
  • Андроник II Палеолог (1259–1332)
  • Анна Палеологина (ок. 1260–1299 / 1300), вышедшая замуж за Деметрия / Михаила Комненоса Дукаса , третьего сына Михаила II Эпирского.
  • Константин Палеолог (1261–1306), женившийся на Эйрене Раулайне, своей троюродной сестре.
  • Теодора Палеологина, вышедшая замуж за короля Грузии Давида VI.
  • Евдокия Палеологина , вышедшая замуж за императора Трапезунда Иоанна II.
  • Теодор Палеолог (ок. 1263 — после 1310)

Борьба с турками

Гражданской войной в империи решают воспользоваться турки, которые вторгаются с юго-востока. Однако в сражении у Филадельфии, теперь уже закалённая в боях новая никейская армия на голову громит ослабленных монголами турок.

Понимая, что разгромленный сначала монголами, а потом и греками Конийский султанат слаб как никогда, Фёдор решает этим воспользоваться. При этом он вынужден отложить мечту о возвращении Константинополя.

1262 году ушёл на подготовку кампании, в ходе которой Никейский флот был увеличен до 120-и кораблей.

В 1263 году начато вторжение в Конийский султанат. Флот империи делится на две эскадры, одна из которых движется вдоль южного, а другая вдоль северного побережья Анатолии. Сам же император с основными силами движется вдоль реки Сакарья, вверх по течению. Около городка Дорилеум он встречается с главными турецкими силами и разбивает их. После чего он занимает древний город Аморий. Кроме этого до конца года силами флотов были заняты, на севере Синоп, а на юге Анталия.

В 1264 году Фёдор планировал продолжить отвоёвывание у турок Анатолии, однако этого ему сделать не удалось, так как на захваченных территориях турки подняли восстание на подавление которого пришлось направить основные силы. В течении года была полностью очищена от турок Пафлагония и южное побережье Анатолии.

В это же время, уже фактически умирающая Латинская империя решила попытаться захватить немного земель у воюющих греков. Её небольшая армия нанесла удар по Никейской части Фракии. Однако жившие там половцы на голову её разбили.

В 1265 году Фёдор II возобновляет наступление на Конийский султанат. На этот раз он выбирает своей целью столицу государства, город Иконику (совр. Конья). 27 апреля под стенами Иконики он встречается с армией султана Кылыч-Арслана IV. Имея преимущество в силах Фёдор добивается уверенной победы, однако султан отступает в Иконику под защиту её стен. Начинается осада города, которая длится всего 3 недели, после чего город захватывается в результате решительного штурма.

Однако каким-то чудом султану удаётся покинуть город. Через неделю после падения Иконики он запрашивает у Никейского императора мир. Фёдор соглашается.

По мирному договору, заключённому между императором Феодором II Ласкарисом и султаном Кылыч-Арсланом IV новая граница между двумя государствами идёт от устья реки Ламис (Лимонлу) на северо-запад до Озера 40 мучеников (не знаю о чём идёт речь), затем на север до начала реки Сангариус (Сакарья). Затем граница идёт по реке Сакарья до точки, где он находится ближе всего к реке Кызылырмак. А затем уже по этой реке граница идет на северо-восток к Черному морю. Новой столицей султаната становится Анкара. Таким образом территория Никейской Империи увеличилась почти вдвое.

Никейская Империя после войны с Конийским султанатом

Источник — https://www.alternatehistory.com/forum/threads/the-revival-of-rhomaion-an-age-of-miracles.227279/

Житие

В начале 4-го века все еще продолжалась борьба язычников с проповедниками Евангелия, все жестче происходили гонения. Именно в это нелегкое время, согласно Писанию, и жил Феодор Тирон. Житие его начинается с описания службы в армии (306 г.), которая проходила в городе Амасии (северо-восточная часть Малой Азии). Известно также, что родился он в знатной семье. Отец его занимал высокое положение, потому их семья пользовалась уважением.

По приказу римского императора Галерия в Амасии проходила кампания по обращению христиан в языческую веру. В принудительном порядке они должны были принести жертвы каменным идолам. Тех, кто сопротивлялся, заключали в тюрьму, предавали жестоким мучениям, убивали.

Когда эта новость дошла до легиона, в котором служил Феодор Тирон, юноша открыто выразил протест своему военачальнику Вринку. В ответ ему было дано несколько дней для размышлений. Феодор провел их в молитве и не отступил от веры. Выйдя на улицу, он заметил бурное оживление. Мимо него прошел конвой с вереницей пленных христиан, их вели в темницу. Тяжело ему было смотреть на это, но он твердо верил в Иисуса Христа и надеялся на утверждение истинной веры. На главной площади города Феодор увидел языческий храм. Лукавый жрец зазывал «темный» народ поклониться идолам и принести им жертвы, дабы обрести все желаемые блага. В ту же ночь Феодор Тирон поджег этот храм. Наутро от него остались лишь груда бревен и разбитые изваяния языческих кумиров. Всех мучил вопрос, почему боги предков не защитили себя?

Длительное влияние

Миафизиты считали ее влияние на Юстиниана настолько сильным, что после ее смерти, когда он работал над установлением гармонии между монофизитами и халкидонскими христианами в Империи, и сдержал свое обещание защитить ее маленькое сообщество беженцев-монофизитов во дворце Хормисдас, миафизиты подозревали, что память Феодоры является движущим фактором. Феодора оказала большую политическую поддержку служению Иакова Барадея , а также, очевидно, личную дружбу. Диль приписывает современное существование якобитского христианства в равной степени Барадею и Феодоре.

Ольвия в Киренаике переименовала себя в Феодориас в честь Феодоры. (Это было обычным явлением, когда древние города переименовывали себя в честь императора или императрицы.) Город, который теперь называется Каср Ливия , известен своими великолепными мозаиками VI века.

В художественной литературе[ | ]

  • Феликс Дан. Битва за Рим. Роман. (1871—1875).
  • Николай Гумилёв. Отравленная туника. Пьеса.
  • Harold Lamb. Theodora and the Emperor. Роман.
  • Гарольд Лэмб. Феодора. Циркачка на троне. Беллетризированная биография, русский перевод предыдущего.
  • Роберт Грейвс. Князь Велизарий. Роман.
  • Валентин Иванов. Русь изначальная. Исторический роман.
  • Монахиня Кассия (Т. А. Сенина). Юстиниан и Феодора (недоступная ссылка). Рассказ.
  • Джиллиан Брэдшоу. The Bearkeeper’s Daughter. Роман о последних годах жизни Юстиниана и Феодоры, написанный с точки зрения её незаконного сына.
  • Михаил Казовский . Топот бронзового коня. Исторический роман.
  • Джек Олек. Феодора. Исторический роман.
  • Гай Гэвриел Кей. Сарантийская мозаика. Дилогия. Императрица Аликсана повторяет историю Феодоры[источник не указан 186 дней ].
  • Пол Уэллмен. Феодора. Роман.
  • Артур Конан Дойль. Возвращение на родину. Рассказ
  • Гэри Дженнингс. Хищник. Роман.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector