Житие феодора тирона

Молитва святому великомученику Феодору Тирону

О, Преславне, великомучениче Феодоре Тироне. Услыши моление нас верных, величающих тя и в смирении своем взывающих к тебе от всея души. От юности показавый пламенную веру во Христа Господа и ради нея жизнь свою положивый, подаждь и нам молящимся тебе душевныя силы, во еже блюсти во вся дни чистоту правыя веры. Запечатлевый мученичеством исповедание веры в пещи огненней, буди нам образом в ревности проповедывания Истины Христовой. Оградивый верных от греха язычества и отступничества, соблюди и нас чистыми от еретических козней и всякого диавольскаго навождения. О, Преблаженне, великомучениче Феодоре, своим предстательством у Престола Всевышняго умоли Господа Бога, да подаст нам благодатныя силы, во еже направити пути жизни нашея по Слову Божию во спасение душ наших. Яко да твоими молитвами получивше благодать и милость, прославим всех благих Источника и Дароподателя Бога, Единаго, в Троице Святей Славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Народные традиции и обряды на 2 марта

В православии Феодор и Мариамна описывают как добрых и благочестивых людей. Но в народе они – отрицательные персонажи.

Феодору приписывается жизнь тирана, который со временем раскаялся и начал помогать людям. В этот праздник принято обращаться к нему за защитой от злых людей, просить помощи в нахождении украденной вещи или пропавшего человека.

Святую Мариамну в народе прозвали Кикиморой. По преданиям, кикимора – жена домового. Ее изображают женщиной или старухой маленького роста с растрепанными волосами. Она известна шалостями с пряжей и рукоделием. Забавно, что именно у святой Мариамны в этот день просят защиты от «баловства» кикиморы.

Февральские песнопения

Икона великомученика Феодора Тирона

Искание святости, характерное для русского народа, не могло
не отразиться в его фольклоре. Странствующие певцы, сказители и калики
перехожие из уст в уста передавали былины, притчи и духовные канты, в которых
главными героями были святые угодники, утверждавшие на земле правду Божью. Известны
многочисленные песнопения про подвиги Егория Победоносца, Володимира Красна
Солнышка, Ильи Муромца, Димитрия Донского, Андрея Пересвета, Александра Ослаби
и других христианских воинов.

А 17 февраля по старому стилю крестьяне в самых разных
уголках Руси воспевали подвиги великомученика Фёдора Тирона, который в
незапамятные времена также удостоился внимания древних песнотворцев. В одних
краях великомученика величали «Хвёдором Тирянином», в других – «Тиринином»,
«Тыриновом» или «Тырянином».   

Народная молва в ярких образах и живописных метафорах передаёт сюжет, заимствованный из апокрифа «Чудо бывшее святою Феодора Тирона, како выведе матерь от змея», включённого в «Список отречённых книг».

И пусть с каждым поколением сюжет обрастал в разных краях новыми вымышленными подробностями, но едва ли не в каждой строчке этих красивых стихов сквозит народная любовь к святому мученику, трепетное переживание за его участь и беспрекословное упование на Господа и Пресвятую Богородицу.

Посмертные явления святого

Через пятьдесят лет после своей кончины произошло некоторое событие. Император Юлиан Отступник решил посмеяться над христианами. Он велел тайно на рынках покропить все продаваемые продукты идоложертвенной кровью, чтобы они осквернились.

Тогда святой Феодор явился во сне архиерею Евдоксию и сообщил ему о замысле императора. Он велел сварить всем христианам свою еду, чтобы не покупать на рынке ничего. Они стали варить пшеницу, добавляя в нее мед. Эта пища стала называться с тех пор «коливо» или «кутья», а также «сочиво».

В честь этого события в пятницу первой седмицы Великого поста принято служить молебен с каноном святому Феодору Тирону, который написал преподобный Иоанн Дамаскин, по окончании Литургии Преждеосвященных Даров. После молебна освящается кутия и раздается верующим. Этот праздник существовал еще в четвертом веке, о чем рассказывал Патриарх Нектарий.

Намного позже было еще одно явление святого. По свидетельству многих очевидцев он нес по улицам Костромы чудотворную икону Феодоровской Божией Матери, после чего она стала носить его имя. Ранее она хранилась в Городце Нижегородского уезда, но после чудесного перенесения ее святым Феодором икона была явлена под Костромой в лесу на дереве. Это объясняли тем, что жители Городца чем-то прогневали Пречистую, и Она пожелала видеть Свою икону в Костроме.

Память: 11 февраля / 24 февраля; суббота первой седмицы Великого поста

Воин Феодор Тирон принял мученическую
смерь за отказ принести жертву идолам. Особо стал
известен, что во времена Юлиана Отступника не дал
оскверниться в первую седмицу Великого поста христианам
едой, окропленной идоложертвенной кровью. Феодор,
явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему
объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего
на рынках, а ели вареную
пшеницу с
медом (коливо)
. Ему молятся для укрепления веры,
в унынии, для вразумления неоязычников и
сектантов, просят помощи уберечься от осквернения
похотями мира, при искушениях в бедности.

Великомученик Феодор Тирон. Икона, первая половина
XVII века. Греция

Икос 10

Повеждь верным, о святителю, не
прикасатися пищи на торжищи, яко осквернил ю велением
своим нечестивый отступник. Сего ради возглашаем ти
сице:

Радуйся, исполнителю неписаннаго закона,

Радуйся, вестник божественныя воли.

Радуйся, святительскаго града
ограждение,

Радуйся, яко объявил ему божественную
волю.

Радуйся, вестниче Христа Бога.

Радуйся, яко победил еси Юлиана безумие.

Радуйся, яко отвергл еси оскверненную
пищу,

Радуйся, яко соблюл еси пост верных.

Радуйся, божественное радование
мучеников,

Радуйся, нам Богом данный даре.

Радуйся, служителю Всевышняго.

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Былинный образ святого

Подробнее по этой теме см. Сказание о подвигах Фёдора Тиринина.

«Сказание о подвигах Фёдора Тиринина» — апокриф о Фёдоре Тироне, связанный с темой основного мифа: герой предстает здесь как змееборец. «Сказание» представляет собой тип «мученичества», а не полноценного биографического жития: подвиг святого Феодора лишь внешним образом связан с его житием, которое им и начинается. Александр Веселовский высказывает предположение о возможной связи духовного стиха с былиной «Добрыня и Змей».

Восточно- и южнославянские традиции представляют Фёдора Тирона, как и Егория Храброго, всадником и защитником скота.

  • Его могила в Венеции.
  • Феодор Тирон

Житие Феодора Тирона

Если открыть житие Феодора Тирона и внимательно углубиться в написанные строки, то картина жизни мученика может потрясти своими перипетиями. Будучи легионером, он служил в мармаритском полку, что нес свою службу в Амасии (Понт в Малой Азии). Оттуда, кстати, появилась приписка к имени святого — Амисийский.

На плечи легиона упало тяжкое бремя — по приказу императора Галерия им приходилось принуждать христиан к принесению жертв языческим богам. Ситуация усугублялась тем, что Феодор сам исповедовал христианство и его начальник Вринк прекрасно об этом знал. Он потребовал от Тирона также принести дар языческому богу и дал солдату срок в несколько дней для принятия решения.

2 марта
день памяти святого Феодора Тирона

Однако вместо того чтобы обдумывать какому богу принести жертву святой провел выделенные дни в непрестанных молитвах истинному Господу Богу. За этим занятием его застали пришедшие солдаты. Они думали, что Тирон одумался и отказался от неправильной веры. Однако мученик не оправдал их чаяний и не стал жертвовать никаким римским богам. Подобный поступок не мог не остаться без внимания и Тирона обвинили в поджоге храма богини Кибелы.

Однако мученика не заточили сразу в темницу. Его отправили в гражданский суд к начальнику города Публию. Высокий чин, выслушав все обвинения, принял решение о заточении Феодора в тюрьму и казни путем лишения последнего питания.

Во время судебного процесса Тирон молился Христу. Святого вывели из зала суда и сразу заточили в каземат. Через несколько дней тюремщики совершали обход и проверяли заключенных. К их изумлению Феодор все еще оставался живым. Об этом было доложено Публию и он лично предложил мученику свободу если тот принесет жертву в храме.

Великомученик Феодор Тирон. Монастырь Дионисиат. Афон XI век.

Казалось у Феодора появился реальный шанс избежать смерти и продолжить свою жизнь. Однако он наотрез отказался идти на поводу у Публия и предпочел принять мученическую смерть. Градоначальнику не понравился ответ заключенного. Публий приказал заживо обстрогать святого тупым зубилом. Все время казни Феодор не проронил ни слова и продолжал молиться Христу.

Двусторонняя икона-таблетка

Школа или худ. центр: Новгород

Конец XV — начало XVI вв.

Антонова, Мнева 1963: Конец XV в.

24 × 19.5 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, РоссияИнв. 22034

Входит в серию таблеток из собора Св. Софии в Новгороде.

Оборот — Вознесение (там же см. дополнительную информацию).

См. в «Галерее»:

  • Феодор Стратилат († 319)
  • Феодор Тирон († 306)
  Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982  

18б. Феодор Стратилат и Феодор Тирон.

Воины в рост, фронтально. В правой руке каждый держит обнаженный поднятый меч, левой — придерживает щит (у Стратилата — с маскароном). Одежды: короткие рубахи (у Тирона виден разрез у нижнего края сбоку), украшенные ассистом латы, накинутые на плечи и завязанные впереди узлом плащи, узкие штаны (у Стратилата клетчатые), обувь в виде обмоток.

Надпись:

Значительную когорту составляют мученики. Среди них самую большую группу образуют св. воины. Одна композиция с воинами выделяется (таблетка 18б): представлено лишь двое святых — Феодор Тирон и Феодор Стратилат, причем оба изображены в воинских доспехах, с оружием. Известно, что оба Феодора часто изображались вместе. Культ св. Феодора, солдата римской армии из города Евхаита, жившего, по преданию, в конце III в., возник уже в IV в. Позже, в IX в., у этого Феодора, получившего прозвище Тирон («новобранец»), появился двойник — Феодор Стратилат («военачальник»); каждый из них изображался со своими особенностями ликов, бороды и прически, причем отличительной чертой Феодора Стратилата стали мелкие завитки волос135.

135 Л. Мавродинова. Св. Теодор. Развитие и особенности на иконографския му тип в средновековната живопис. — «Известия на Института за изкуствознание», XIII. София, 1969, с. 33–52.

В Новгороде широко чтился Феодор Стратилат, посвященные ему храмы стоят на Софийской и на Торговой («на Ручью») сторонах. У Феодора Тирона был особый аспект культа, его чтили как победителя дракона. Известно чудо св. Феодора Тирона, спасшего от дракона свою мать (ср. клеймо Людогощенского креста, 1359 г., в Новгородском музее, икону начала XVI в. из собрания Н. П. Лихачева, ГРМ136). Наличие таблетки с парным изображением св. Феодоров заставляет вновь отметить, что в комплекс Софийских таблеток не могло не входить изображение двух других, еще более чтимых воинов — Георгия и Димитрия. Композицию с их фигурами можно представить по аналогии с иконками ГТГ из собрания Мараевых (кат. № 13) и таблетки с двумя Феодорами.

136

  •  В. Н. Лазарев. Византийское и древнерусское искусство. Статьи и материалы. М., 1978, с. 189, 190, 193 (здесь же приведена библиография);
  •  В. К. Лаурина. Новгородская иконопись конца XV — начала XVI века и московское искусство. — «Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV–XVI вв.» М., 1970, с. 434, илл. с. 433.

Литература:


Антонова, Мнева 1963.
Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. — М.: Искусство, 1963. — Т. I, № 113, стр. 163-164.

Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982.
Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. — М.: Наука, 1982. — Кат. № 63 (18б), стр. 301-320, илл. с. 517.

Лазарев 1983/1.
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде = Pages from the History of Novgorodian painting. The double-faced tablets from the St. Sophia Cathedral in Novgorod. — М.: Искусство, 1983. — Табл. XVIII об.

Вздорнов 2007/1.
Вздорнов Г. И. Иконы-таблетки Великого Новгорода. Софийские святцы. — М.: Гранд-Холдинг, 2007.

Интересные факты

  • Тирон является прозвищем Феодора. С латинского оно буквально переводится как «новобранец» и дано святому в честь его военной службы. Так как все испытания, которые выпали на долю великомученика, пришлись на время, когда он был новобранцем в легионе.
  • Сначала останки великомученика (по преданию, нетронутые огнем) были погребены некой христианкой Евсевией в Евхаитах (территория Турции, недалеко от Амасии). Затем мощи были перевезены в Константинополь (современный Стамбул). Глава его в настоящее время находится в Италии, городе Гаэте.
  • Существует предание о чуде, которое явил святой Феодор Тирон уже после своей мученической смерти. Римский император-язычник Юлиан Отступник, правящий в 361-363 годах, задумал оскорбить христиан, потому приказал градоначальнику Константинополя во время Великого поста окропить еду, которая продается на рынках города, идоложертвенной кровью. Но в ночь перед осуществлением замысла архиепископу Евдоксию во сне пришел Феодор Тирон и предупредил об императорском коварстве. Тогда архиепископ повелел христианам в эти дни есть только кутью. Именно поэтому в первую субботу Великого поста проводят благодарственное празднование в честь святого, угощаются кутьей и читают хвалебные молитвы.
  • В Древней Руси первую седмицу поста называли Федоровой неделей. Это также является отголоском памяти о чуде Феодора Тирона.

Жизнь и мученичество

О святом Феодоре ничего достоверного не известно, кроме того, что он был замучен в начале IV века (306 год — дата, указанная для Феодора Амасейского, но 319 год — для Феодора Стратилата ). Истории, рассказанные о его жизни и мученической смерти, являются мифами и легендами.

Легенды о Феодоре из Амасеи рассказывают, что он был новобранцем, служившим в римской армии в Амасии, которая является современной Амасией в Северной Турции, примерно в 30 милях (48 км) к югу от побережья Черного моря в Синопе и Амисусе ( Самсуне ) ( Другая версия гласит, что он не был новобранцем, но его звали «Тиро», потому что он служил в Cohors Tyronum. Когда он отказался присоединиться к своим сослуживцам в языческих обрядах поклонения, он был арестован, но затем (возможно, из-за его молодости) ) освободили после предупреждения. Однако он снова выступил против язычества, поджег храм Кибелы (местной богини-матери) в Амасее. Затем он был приговорен к смерти и после пыток был казнен, брошен в печь. .

Сообщается, что его останки были получены женщиной из Евсевии и захоронены в Евхайте , где он родился. Это был византийский город, которого больше нет, но считается, что он соответствует современному Авхату, который находится примерно в 30 милях от Амасеи. Здесь была возведена святыня, ставшая важным местом паломничества.

Григорий Нисский проповедовал в честь святого Феодора в его святилище в конце 4-го века, и это самый ранний источник любой информации о нем. Он ничего не сказал о жизни святого Феодора, кроме основной легенды, приведенной выше, но он рассказал, как он может повлиять на жизнь своих слушателей, и особо упомянул, что может вмешиваться в сражения. Это стало особенно важным атрибутом святого Феодора. Он был принят крестоносцами своим покровителем.

Святилище святого было основано в Эухайте, возможно, на месте его рождения, а легенды о его жизни и мученической смерти создавались агиографами на протяжении многих лет. Более поздние дополнения к истории, между 8 и 10 веками, рассказывают о драконе, терроризировавшем район вокруг Амасеи, которого он смог победить с помощью креста. К тому времени Амасея находилась в районе, подверженном нападениям варваров-мародеров, против которых, как утверждается, заступился святой. Его святилище продолжали посещать примерно до 1100 года, хотя к тому времени район был оккупирован арабами.

В западном христианстве его обычно называют «Феодором Амасейским» из древнего города Понта, где он принял мученическую смерть. Иногда его называют «Теодор Эухайта» из того места, где он, возможно, родился и куда его тело перенесли, и где его святыня была возведена позже. В восточном христианстве он чаще известен как Теодор Терон, «Теодор Рекрут».

Между ним и преподобным Феодором Стратилатом Гераклейским, о котором также иногда говорят, что у него была святыня в Евхайте, существует большая путаница , но на самом деле святыня последней находилась в Евханее . Его «жизни» перечислены в Bibliotecha Hagiographica Graeca 1760–1773.

Тело святого Феодора сейчас находится в Сербии в монастыре Ново Хопово .

Что за коливо, что за чудо?

Увы, большинство мирян, в силу своей загруженности, могут позволить себе зайти всего несколько раз в храм даже в течение такой чрезвычайно важной церковной недели. Приходится выбирать

И из года в год мы скачем из неразрешенных вопросов начала седмицы сразу в торжественность воскресенья. А вопросы так и остаются без ответа. Где же его искать-то? Вернемся к календарю: четверг, пятница… воскресенье. Да-с, что-то мы пропустили… Ага, суббота: «В сий день в субботу первую постов, еже коливами преславное чудо святаго и славнаго великомученка Феодора Тирона празднуем.» Что за Феодор Тирон, что за коливо, что за чудо?

Любой мало-мальски грамотный православный христианин в общих чертах знает историю празднуемого в эту субботу события. Из чтения Постной Триоди мы знаем, что в Константинополе император Юлиан замыслил обманом осквернить христиан и приказал окропить всю пищу на рынке идоложертвенной кровью. Тогда к архиепископу Евдоксию послал Господь святого. Он предупредил архиерея о замысле градоначальника и рассказал, что кушать они могут кашу из зерен пшеницы, взятой из неоскверненных зернохранилищ. Коливо, как называли эту кашу в местах, откуда происходил святой. Распросив его и узнав, что пред ним посланник Божий, великомученик Феодор Тирон, архиепископ сразу же последовал его совету и уберег христиан от осквернения.

Святой великомученик Феодор Тирон

Сюжет этот при поверхностном прочтении больше похож на сказочный, даже мультипликационный вымысел, где Юлиан, словно одна из шкодливых мышек, творит мелкие козни коту Леопольду-христианам. На сцене появляется супергерой, и все заканчивается хэппи эндом. Но эта история стоит того, чтобы в ней разобраться.

Икос 3

Божественное пламя положил еси,
великомучениче, на идольский жертвенник и опалил еси
идолов, пламенем любви Божией пречудно движимый к
подвигу, посему взываем к тебе тако:

Радуйся, юный воине Царя царей,

Радуйся, словом твоим покоривый Вринку.

Радуйся, подвигом Христа прославивший,

Радуйся, огнем истребивший идолов.

Радуйся, победивший силу пламени.

Радуйся, преславне мучеников красото,

Радуйся, великомучениече, ангелов
радование.

Радуйся, сладчайший защитниче церкви.

Радуйся, православных неусыпный
престателю.

Радуйся, Феодоре, от Бога нам посланный
дар.

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Почитание

Святой Феодор стал особенно важным в Восточной Православной Церкви , где его культ широко распространился. Первая посвященная ему церковь в Константинополе была построена в 452 году, и в итоге у него было 15 церквей в этом городе. Он был известен в Сирии, Палестине и Малой Азии. Ему посвящены многие церкви Восточной Православной церкви. В древнейших грузинских надписях Бир-эль-Кутта он упоминается дважды.

В Италии его показали мозаикой в апсиде церкви СС. Космы и Дамиана в Риме (датируется около 530 г.), а к следующему столетию у него была своя собственная церковь круглой формы у подножия Палатина. Люди приносили своих больных детей в его храм, как на асклепион , или храм исцеления. Эта церковь Сан-Теодоро была превращена в коллегиальную церковь Папой Феликсом IV и передана православной церкви в Риме Папой Иоанном Павлом II в 2000 году. Она была открыта в 2004 году.

Он стал первым покровителем Венеции. Часовня дожа была посвящена ему до тех пор, пока в 9 веке Венеция не пожелала освободиться от влияния Византии, и ему наследовал Святой Марк (см. Следующий раздел: ).

Он не был популярен в Северной Европе за пределами Италии. Однако в Шартрском соборе во Франции есть витраж с серией из 38 панелей, посвященных святому Теодору, которые датируются 13 веком.

Служение Богу

Святой Феодор родился в знатной семье, в городе Евхаитах, на территории современной Турции. По достижению взрослого возраста вступил в армейские ряды. Полк, в котором нес службу Феодор, находился в Амасии Понтийской области.

Великомученик жил во времена жестоких гонений на христиан. Он долгое время скрывал свое вероисповедание. Но не из малодушия, а потому что ждал знамения свыше для того, чтобы принять мученичество. Однажды, пребывая с полком в окрестностях Евхаиты, Феодору стало известно о проблеме местных жителей — их пугал огромных размеров змей, живущий поблизости в лесу.


Феодор Тирон побеждает змея

Воин пришел в покинутую людьми деревню и решил, во что бы то ни стало расправиться с чудовищем. Одна христианка, остававшаяся в селении, указала ему логово зверя. Феодор перекрестившись, бесстрашно пошел навстречу опасности и убил змея ударом копья в голову.

Интересно! Этот случай укрепил его веру в то, что если он с Божией помощью смог преодолеть видимого змея, то сможет сделать то же самое и с невидимым — дьяволом. Святой Феодор вернулся в лагерь полка и больше не скрывал своей принадлежности к христианскому миру.

Испытание верой

Император Галерий издал указ о принуждении всех христиан к жертвенному идолопоклонству. Когда приказ стал известен в полку, где находился Феодор, воин отказался покидать свою палатку для жертвоприношения языческим богам. Военачальник по имени Вринк приказал вывести юношу и приступил к допросу.

Святой Феодор смело отвечал на каверзные вопросы и не скрывал того, что является исповедником христианства. Ему дали несколько дней на раздумье, но позиция Феодора оставалась непреклонной. Как раз в это время на глазах у будущего подвижника провели колонну христиан, которых велено было обратить в язычество. Это было тягостное зрелище.

Той же ночью Феодор поджег жертвенник языческой богини. Кто-то из жрецов увидел его и доложил градоначальнику о произошедшем. Феодора схватили и отвели к игемону Публию, который решил выяснить, чего ради парень сделал это. Дерзкие ответы Феодора вызвали у него приступ неукротимой ярости. В результате воин был заперт в темнице и обречен на голодную смерть.

Интересно! Феодор непрестанно молился, и в темнице ему явился сам Христос, укрепив его в вере и утешив. Продолжая воспевать хвалу Творцу, великомученик вызвал смятение у стражников, охранявших его у дверей. Ведь камера была опечатана, но из нее доносилось прекрасное многоголосое пение.

Заглянув в окно, конвоиры увидели Феодора в окружении мужей в белых одеждах. Об этом тут же доложили игемону Публию. Градоначальник прибыл в темницу, но открыв дверь, увидел только связанного заключенного.

После этого случая все были в страхе и ужасе. Феодору приказали выдавать небольшие порции хлеба и воды. Но святой отказывался от еды, говоря, что его питает Святой Дух.

Смерть мученика

Убедившись в бесполезности дальнейшего удержания Феодора в заключении, его вновь привели на судилище. Судья увещевал его предложениями принести жертву и избавить себя от страшных мук и смерти. Ему даже предлагали место главного жреца языческого храма. Но такое предложение вызвало только смех у верного христианина. Он сказал, что не боится мучений и смерти, большая радость для него пострадать за Христа, ведь в Царстве Небесном ему уготована жизнь вечная.


Икона святого Феодора Тирона

Палачи повесили Феодора вниз головой на дереве и начали истязать его плоть железными когтями. Но он оставался твердым в вере своей. Тогда игемон еще раз спросил — хочет ли остаться Феодор с ними или со своим Богом, на что получил следующий ответ: «Со Христом моим и есть, и буду, а прочее твори как хочешь». Услышав это, Публий велел сжечь узника на костре. Когда Феодора привели на место казни, он со смирением и спокойствием осенил себя крестным знамением и вошел в пламя.

Вознося хвалу Богу, он стоял среди огня, но языки пламени не касались его тела — оно обступило святого триумфальной аркой. А он тихо предал свою душу Всевышнему. Все, кто смотрел на казнь, видели, как его чистая душа, подобно молнии, взметнулась в небеса.

Тело святого выкупила для погребения одна благочестивая христианка, Евсевия. Она помазала мощи миром, обернула их белой чистой плащаницей и погребла дома, в Евхаитах.

Житие святого Феодора

Феодор родился в третьем веке в городе Амасии (Турция). Про
его детство и отрочество ничего не известно. Феодор служил в войске императора.
В те времена начались гонения на христиан. Стало известно, что Феодор верует во
Христа.

Его привели к управителю и принуждали принести жертву
идолам. Святой отказался. Ему дали некоторое время для размышление. Он молился
в эти дни, чтобы Бог укрепил его на мученичество.

Феодора оклеветали за сожжение языческого храма. Он был приведен на суд к градоначальнику, где объявил себя христианином. Его жестоко били, затем бросили в темницу. Там он голодал в течение многих дней. Ему явился Христос и укреплял его. Затем Феодора снова привели на суд, но он повторил свое вероисповедание.

Мучения святого

Тогда начались мучения – его тело строгали железными зубьями, лилась кровь ручьями, но святой громко исповедовал Христа. Тогда его бросили в печь и сожгли заживо. Тропарь святому Феодору Тирону передает всю суть его мучений: «в пламене, словно на воде упокоения, святой Феодор радовался…словно хлеб сладкий Господу принесся». Т.е. он ипекся в печи как хлеб для Господа.

Это случилось в 305 году. Тело святого похоронили в
Евхаитах. Позже мощи его перенесли в Константинополь и положили в храме,
освященном в его честь. Голова мученика хранится в итальянском городе Гаэте.

Великомученик Феодор Тирон

Феодор Тирон (Тирон — т.е. воин-новобранец) — христианский святой, великомученик, чью память Церковь вспоминает в субботу на первой неделе Великого поста (в 2021 году — 16 марта).

Он жил во времена императора Максимилиана, отличавшегося необузданным нравом. В ту пору солдаты были обязаны приносить жертвы римским божествам. Император желал, чтобы и его самого народ почитал как бога. Воинов это касалось в первую очередь. Когда Феодора стали принуждать к принесению жертвы идолам, он решительно отказался. За то, что исповедал себя христианином, Феодор был заключён в тюрьму и обречён на голодную смерть. Обнаружив через некоторое время Феодора живым, ему вновь предложили совершить жертвоприношение. После отказа он был подвергнут жестоким пыткам, но так и не отступился от веры.

В итоге он был приговорен к сожжению на костре. Его останки, по преданию не повреждённые огнём, попросила христианка Евсевия и погребла в своём доме в городе Евхаитах. Позднее его мощи были перенесены в Константинополь, а глава — сначала в Бриндизи, а затем — в Гаэту.

С его именем связано одно интересное событие церковной истории.

В IV веке в Константинополе у власти стоял император Юлиан Отступник, гонитель христиан. Как-то, в первую седмицу Великого поста, он приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все продукты на рынках города. Апостолы призывали христиан «воздерживаться от идоложертвенного и крови», поэтому поступок правителя был жестокой издевкой над христианской верой.

И тут местному архиепископу, Евдоксию, явился во сне великомученик Феодор. Святой предупредил Евдоксия и велел не покупать идоложертвенную пищу, а сварить коливо из домашних запасов крупы. Коливо — вареная с медом пшеница (кстати, аналог колива у славян — кутья, традиционное поминальное блюдо).

Фото www.flickr.com/photos/spbpda/

В память об этом чудесном событии на первой неделе Великого поста, в навечерие субботы (пятницу) после Литургии Преждеосвященных Даров, в храмах звучит канон великомученику Феодору. Его составил преподобный Иоанн Дамаскин. В этот день благословляют и раздают прихожанам коливо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector