Куда исчезла кавказская албания
Содержание:
- Население
- Судьба Кавказской Албании
- Легенда о происхождении албанского царского рода[править | править код]
- Сасаниды
- Христианство как государственная религия[править | править код]
- Ссылки [ править ]
- Значение
- Внешние ссылки [ править ]
- Самоназвание Албании: Shqipëri — Shqipëria
- Территория Кавказской Албании
- Мехраниды, арабы и исламизация Албании
- Древняя история[править | править код]
- Религия
- Наследие
- История [ править ]
- Галерея [ править ]
- Язык
- Складывание государства
- Исследования и знакомства
- Культура Кавказской Албании
- Происхождение
Население
В первый раз албаны упоминаются во времена Александра Македонского у историка Луция Флавия Ариана. Согласно ему, албаны сражались на стороне персов в битве при Гавгамелах в 331 году до н.э.
Античные авторы отмечали высокий рост албан, светлые волосы и светлые глаза. С ними соглашаются антропологи, отмечающие, что каспийский тип людей распространился на Кавказе значительно позже.
Известно, что изначально албанами называли союз из 26 разных племен, говоривших на различных диалектах лезгинского. Албанами они стали именоваться потому, что именно это племя инициировало объединение. Среди племен были гаргары, удины, чилби, лезгины, льпины и сильвы. Все они жили на землях между Иберией и Каспием, населяли предгорья Большого Кавказа и территории Дагестана.
Судьба Кавказской Албании
В самом конце IV века в Закавказье вторгаются гунны, а в V веке – тюрки. Их нашествия не пощадили и Албанию. В то же время в Албании усиливается влияние Персии, христианство частично вытесняется зороастризмом, а в середине V века персы включают Албанию в свою империю. Однако в конце V века в результате восстания независимость Албании была восстановлена.
Но в конце VI века Албания снова оказывается ареной борьбы между Персией и Хазарией. Разгром Персии арабами лишь ухудшил положение Албании. Она также оставалась театром военных действий великих держав, а на смену зороастризму пришёл ислам. Время от времени Албания восстанавливала независимость, но в начале VIII века её государственность была окончательно ликвидирована арабами.
Легенда о происхождении албанского царского рода[править | править код]
Генеалогическую легенду о происхождении царского рода Албании — Арраншахиков — сообщает Мовсес Каланкатуаци, пересказывая при этом Мовсеса Хоренаци. Суть ее в том, что эпоним Албании Арран был назначен править этим районом армянским царем Валаршаком (мифический родоначальник армянских Аршакидов). Этот Арран, согласно легенде, был потомком родоначальника соседней армянской области Сюник, Сисака, который в свою очередь являлся потомком родоначальника армян Хайка, а через него — сына Ноя Иафета. Легенда, таким образом, связывает происхождение албанской государственности с Великой Арменией, причем в первоначальном варианте (у Хоренаци) она просто рассматривает управляемые Арраншахиками земли как часть Армении
Сасаниды
Урнайр был верным союзником Персии, и в награду за этот союз, Албания получила свою долю при разделе Армении между Пресией и Римом (387 г.): области Арцах, Утик и Шакашен и часть провинции Пайтакаран. В последней, в следующем столетии, царь Вачэ построил город, который назвал в честь персидского царя Пероза Перозапат и который известен под названием Партав (позже Бердаа); впоследствии этот город стал столицей Албании.
Однако в дальнейшем Албания стала подвергаться все более сильному давлению Сасанидского Ирана, как политическому, так и религиозному: (принуждения принятия зороастризма, действительно имевшего корни в стране, особенно на ираноязчыном востоке). В частности, албанского царя Вачэ заставили перейти в зороастризм, но он впрочем вскоре вернулся к христианству. Результатом стало то, что в г. албаны приняли участие в антиперсидском восстании, которое возглавил спарапет (главнокомандующий) персидской Армении Вахтанг Мамиконян и к которому примкнули также иберы. Первая крупная победа восставших была одержана именно в Албании, при городе Халхала (совр. Казах), который служил тогда летней столицей албанских (а ранее армянских) царей. Затем, однако, восставшие были разгромлены в Аварайрской битве. В 457 г. царь Вачэ поднял новое восстание; в г. самостоятельность Албанского царства была ликвидирована. Вновь вспыхнувшее восстание трех закавкзских народов, которое возглавили иберийский царь Вахтанг IV Горгосал («Волчья Голова») и армянский спарапет Ваган Мамиконян (—) заставило персов восстановить царскую власть в Албании. При царе Вачагане Благочестивом (—) проводится активная христианизация насления и вообще наблюдается культурный подъем; по словам современного ему историка, он построил столько церквей и монастырей, «сколько дней в году». Однако с его смертью царская власть в Албании вновь была ликвидировна и заменена властью персидских наместников — марзпанов. Впрочем, сохранились мелкие князья, происходившие из местной династии Арраншахиков, возводившей себя к армянским (а через них парфянским) Аршакидам.
Персидское название этой территории — Арран — сохранялось за ней вплоть до ХХ века.
Тем временем через Дербентский проход усилились набеги кочевых племён с севера. В 552 в Восточное Закавказье вторглись савиры и хазары. После этого персидский шах Хосрой (531—579) развернул в районе Дербента грандиозное фортификационное строительство, призванное защитить его владения от новой волны кочевников. Знаменитые Дербентские укрепления, построенные в 562—567, перекрыли узкий проход между Каспийским морем и Кавказскими горами, но всё же не стали панацеей от нашествий. Так в 626 вторгшееся тюрко-хазарское войско под командованием Шада захватило Дербент и вновь разграбило Албанию.
Христианство как государственная религия[править | править код]
Албаны верили, что христианство в их землю занёс Елише (Святой Елисей), ученик апостола Фаддея, претерпевший там же мученичество. Фактически христианство стало государственной религией Албании в начале IV в., когда царь Урнайр был крещён в Армении просветителем этой страны св. Григорием. Григорий назначил епископом Албании и Иберии своего 15-летнего внука, тоже Григория, который, однако, вскоре был убит язычниками.
Албанская церковь, возглавлявшаяся автокефальным католикосом (первым католикосом был умерший в Абас), была тесно связана с армянской. На соборе г. была заключена церковная уния между двумя церквями, и албанский (Агванский) католикосат стал подразделением армянской церкви. Агванский католикосат просуществовал до г.; армянский язык оставался богослужебным языком удин (потомков албанов) до конца ХХ века.
Ссылки [ править ]
- . Commons.wikimedia.org . Проверено 20 января 2020 года .
- (страницы — : CMYK: 0-100-100-0 )
- Надин, Люсия (2013). . Regione del Veneto. п. 96. ISBN 978-88-97784-35-7.
- , стр. 36.
- ^ , «Флаг, албанский», стр. 140: «Орел был обычным геральдическим символом для многих албанских династий в позднем средневековье и стал символом албанцев в целом. Также говорят, что это был флаг Скандербега … Как символ современного Флаг Албании начали видеть в годы национального пробуждения и широко использовался во время восстаний 1909-1912 годов. Именно этот флаг Исмаил Кемаль бей Влера поднял во Влёре 28 ноября 1912 года, провозглашая независимость Албании ».
- , с. 363.
- , стр. 16.
- .
- . letersia.fajtori.com (на албанском).
- ^ , «Иглз», стр. 78.
- . Банк Албании. 2004–2009 гг. Архивировано из 6 марта 2009 года . Проверено 9 марта 2012 года .
- , p. 325.
- .
-
. Проверено 4 марта 2015 года .
В 19 веке албанские независимые круги использовали красный флаг с византийским двуглавым орлом, который предположительно использовался албанским средневековым героем Скандербегом и никогда не забывался в Албании.
Этот флаг также использовался албанским вождем Иса Болетином, когда он восстал против Турции в 1910 году. Когда в июне 1911 года в Мирдите было провозглашено автономное правительство, он также использовался в качестве флага.
Источники
- Элси, Роберт (2010). . Лэнхэм, доктор медицины: Scarecrow Press (издательство Rowman & Littlefield Publishing Group Incorporated). ISBN 978-0-8108-6188-6.
- Элси, Роберт (2001). . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 0-8147-2214-8.
- Грумеза, Ион (2010). . Лэнхэм, доктор медицины: Университетское издательство Америки. ISBN 978-0-7618-5134-9.
- Малькольм, Ноэль (1998). . Лондон: Макмиллан. ISBN 0-333-66612-7.
- Матанов, Христо (2010). . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-533403-6.
- Муха, Людвик; Крэмптон, Уильям; Лауда, Иржи (1985). . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Crescent Books. ISBN 0-517-49951-7.
- Пикард, Роб; Челику, Флоран (2008). . Страсбург: Издательство Совета Европы. ISBN 978-9-28-716265-6.
- Шмитт, Оливер Йенс (2009). (на немецком языке). Регенсбург: Verlag Friedrich Pustet. ISBN 978-3-7917-2229-0.
Значение
Цвета флага Албании не имеют отношения к геральдическим значениям, хотя часто утверждают, что красный фон традиционно обозначает кровь, пролитую албанцами за свою свободу. Но прежде всего в данном случае цвета обусловлены историей создания страны. Красный цвет полотнища обозначает отвагу, смелость, силу и честь народа Албании, и готовность защищать свою свободу.
Что касается черного орла, то он был символом национального героя 15 века Георгия Кастриота (Скандербега), который объединил албанский народ в единое государство и успешно защищал его независимость, лично участвуя во всех битвах. Войско под его предводительством одерживало всевозможные победы любой сложности и не допускало захвата албанских земель турками. Именно его шлем иногда изображается над орлом и до сих пор зафиксирован на гербе государства. О происхождении орла на гербе Скандербега есть две версии.
Одна из них – легендарная – гласит о том, что все албанцы произошли от горных орлов, а правитель страны – прямой потомок предводителя стаи. Это лежит в основе сюжета большинства албанских народных сказок. Да и название страны на албанском языке звучит как “Шкиперия”. В переводе на русский это означает: “страна орлов”.
Флаг Албании представляет собой изображение черного орла на темно-красном полотнище. Выбор таких символов обусловлен нелегкой историей албанского государства.
Внешние ссылки [ править ]
Викискладе есть медиафайлы по теме . |
Албания у флагов мира
vтеФлаги Европы | ||
---|---|---|
Суверенные государства |
|
|
Государства с ограниченным признанием |
|
|
Зависимости и другие сущности |
|
|
Другие организации |
|
vтеГосударственные флаги и гербы | |
---|---|
Национальные флаги |
|
Национальные гербы |
|
Геральдический портал |
Самоназвание Албании: Shqipëri — Shqipëria
Упомянутое албанское издание «Познакомитесь с НС Республикой Албанией» (1978 г.) отмечает, говоря о самоназвании Албании Shqipëri:
Албания (Albania, Albanese) выходит, что албанцы называли себя в средние века так, как называют их и поныне другие народы. Старое название страны сохранилось не только в албанских колониях, о которых речь шла выше, но и в самой Албании. Одна из равнинных местностей западной части Средней Албании — равнина, лежащая между реками Мат и Эрзен, и сейчас называется Arben. Так называется и целый ряд других местностей в Албании. Это название в разных формах arbën-arbër, arbënesh-arbëresh, arbënuer-arbëror используется народом в этническом смысле, для отличия албанца от представителей других балканских народов. С течением времени древние названия были вытеснены новыми shqiptar, Shqipëri.
Названия народа и страны shqiptar, Shqipëri установились в период турецкого господства, после переселения части албанцев в тот период в Грецию и Италию. Однако конкретные причины этого (переименования) проследить невозможно. С наибольшей вероятностью можно сказать лишь одно, а именно, что слово shqip и прежде служило названием языка.
По-видимому, оно как таковое употреблялось еще раньше, быть может, наряду с этническими названиями arbën — arbër, а затем сфера его применения расширилась, и оно стало служить также названием народа и страны. Приблизительно к 1700 году этническое употребление этого названия уже довольно прочно укоренилось, ибо в постановлениях Провинциального Собора от 1706 г. (тогда Албания продолжала оставаться в составе Османской империи. Прим. Portalostranah.ru) наряду с Arbëni (Албания) и arbëreshi (албанец) имеет место и название языка как языка е shqiptarëve. Что же касается происхождения названий shqip, shqiptar, Shqipëri — Shqipni, от которых произошел и глагол shqipëroj (разъяснять, объяснять), то оно все еще продолжает оставаться невыясненным», пишет албанское издание.
Современное издание энциклопедии Britannica более определенно высказывается на тему происхождения албанского самоназвания страны:
«Происхождение слов Shqip или Shqipëri, (означающих самоназвание Албании и албанцев), может быть выведено из (похоже звучащего) албанского слова, что значит «говорить четко, внятно», но эта версия до сих пор оспаривается».
Среди других версий, происхождение самоназвания страны Shqipëri — Shqipni от слова «орел». Но, как мы видим выше, албанский первоисточник эту версию даже не рассматривает. Для албанского издания, как и для современной энциклопедии Britannica, основной версией происхождения самоназвания страны Албания — Shqipëri является глагол shqipëroj. Однако приведем и информацию об альтернативной версии. Так, например, российский справочник «Страны мира» (2002 г.) пишет, что самонаназвание Албания якобы «произошло от алб. shqipe — «орел», а международно принятое название Албании, как уже упоминалось от иллирийского слова olba — «селение». Иллирийцы, напомним, как считается, яляются преками албанцев.
Территория Кавказской Албании
Кавказская Албания – государство, образовавшееся во втором веке до нашей эры. Занимало территории южнее Кавказского хребта, частично на землях современной Армении, Грузии, Азербайджана и Дагестана. Так неправильно перечислять, так как это три самостоятельных государства и одна республика — часть России. Но писать, что Кавказская Албания находилась на территории современной России совсем неправильно.
Карта Кавказской Албании
И совсем не стоит путать Кавказскую Албанию с современным государством Албания. Тут совсем ничего общего не имеется, ни народы, ни территории не пересекались — просто названия случайно совпали.
Племя албан, возможно наиболее крупное, а значит и влиятельное, и другие 25 племён (гаргары, гелы, утии и т.д.) видимо имели какие-то общие экономические и политические интересы, что и сформировало новое государство. По имении этого народа государство стало называться Албанией, а народы албанами, теряя свои предыдущие названия.
До шестого века нашей эры столица Кавказской Албании находилась в городе Кабала, а затем Барда (Партав). Оба города существуют до сих пор, находятся в Азербайджане.
В одном из первых упоминаний про албанцев говорится об их участии в битвах против Александра Македонского. Описывают их и античные авторы, например Страбон (1 век до нашей эры), и армянские авторы, например Егише (5 век нашей эры).
Мехраниды, арабы и исламизация Албании
Во второй четверти VII века независимость Албании от сасанидских шахиншахов была на короткое время восстановлена. Албанию с возглавили князья из династии Мехранидов (Мигранянов), ведшие свое происхождение от персидских Сасанидов. Вараз-Григор и сын его Джеваншир становятся полунезависимыми владетелями; Джеваншир борется с персами, но затем ему приходится объединить силы с Сасанидами в попытке остановить арабское нашествие. Он несколько десятилетий пытался противостоять арабам, заключал союз с хазарами и Византией (под протекторат которой на некоторое время отдался), но в , перед лицом двойной угрозы со стороны арабов на юге и хазар на севере, признал себя вассалом Халифата, что стало поворотным пунктом в истории страны и способствовало её исламизации.
В власть Мехранидов была упразднена арабами.
В эту эпоху получила развитие албанская письменность, созданная изобретателем армянской письменности Месропом Маштоцем в начале V в. Впрочем, армянский язык — язык двора и церкви — мало-помалу вытеснил собственно албанский в литературе. При Джеваншире происходит новый (после Вачагана Благочестивого) всплеск культурной жизни. Вскоре после гибели этого князя (убит заговорщиками), была составлена «История страны Алаунк», принадлежащая перу армяно-албанского историка, уроженца области Утик) Мовсеса Каганкатваци (Каланкатуаци). Это — основной источник по истории Албании (др.-арм. Алаунк, нов.-арм. Агванк) . Этот памятник содержит также уникальный образец армяно-албанской поэзии — элегию-плач, сочиненный неким «ритором» Давтаком на гибель Джеваншира (акростих на 52 буквы армянского алфавита):
По всей земле пронеслась слава его, Имя его долетело во все концы света, Силу разума его и гениальную мудрость Вся вселенная торжественно прославляла.
Император греческий и царь страны южной Рады были узреть владетеля . С радостными приветствиями принимали его, Почестями и славой венчали его.
Но вот нежданно обрушилась беда. Неотступный разврат предстал перед нами. Прогневали Творца своими проступками, И предал Он гибели правителя страны.
Удалились прочь хранители его. Силы небесные покинули его, Ибо Господь удалился в тот черный день, Оставив его злодею на попрание
В VII—VIII веках через территорию Албании, сменяя друг друга, проходили хазары и арабы, боровшиеся за контроль над регионом. В войска Халифата, пройдя через Албанию, вышли за Дербент и атаковали хазарское владение Беленджер, однако сражение закончилось разгромом арабского войска, а хазары взимали дань с Албании и совершили несколько набегов. Самое крупное их нашествие состоялось в . С установлением династии Омейядов арабские завоевания возобновились. Арабам удалось закрепиться в Закавказье, и с первых годов VIII века начинается непрерывная череда арабо-хазарских войн. Успех сопутствовал попеременно как той, так и другой стороне. Пограничной зоной между противниками оставался Дербент. В —, когда арабы осадили Константинополь, хазары вторглись в Восточное Закавказье, оттянув на себя часть арабских сил. В — состоялся самый масштабный набег хазар. Хазары дошли до города Ардебиль в Южном Азербайджане, а отдельные отряды — до окрестностей Мосула. В арабский полководец Мерван, собрав 120-тысячную армию, одновременно через Дербент и Дарьял вторгся в Хазарию. Его войска соединились под тогдашней хазарской столицей Семендер и взяли город. На этом вторжения хазар закончились.
Древняя история[править | править код]
Армения, Колхида, Иберия и Албания в античные времена.
Албаны впервые упоминаются во времена Александра Великого у Арриана: они сражались против македонян на стороне персов в 331 до н. э. при Гавгамелах в войске Атропата, персидского сатрапа Мидии. При этом неизвестно, в какой зависимости они были от Атропата или царя Дария III, была ли эта зависимость вообще или они выступали в качестве наёмников — как, например, греческие гоплиты.
По-настоящему древний мир познакомился с албанами во время походов Помпея, в 66 до н. э. Преследуя Митридата Евпатора, Помпей через Армению двинулся в сторону Кавказа и в конце года расположил войско на зимние квартиры тремя лагерями на Куре, на границе Армении и Албании . Видимо, первоначально вторжение в Албанию не входило в его планы; но в середине декабря албанский царь Ороз переправился через Куру и неожиданно атаковал все три лагеря, но был отбит. На следующее лето Помпей, со своей стороны, в качестве возмездия совершил неожиданное нападение на Албанию и совершенно разгромил в бою албанское войско, частью окружив и уничтожив, частью загнав в соседний лес и там сжегши; после этого он даровал албанам мир и взял у них заложников, которых провёл в своём триумфе. В ходе этих событий были составлены (особенно историографом Помпея Феофаном Митиленским) первые детальные описания этой страны, которые дошли до нас в изложении Страбона (География, 11.4):
Страбон преувеличивает примитивность албанoв: археологические данные показывают известное развитие земледелия, хорошую посуду, изготовленную на гончарном круге и т. д. Но несомненно, что уровень развития албанoв был довольно низок, особенно по сравнению с соседними армянами и даже иберами. Едва сложилaсь ранняя форма государства на базе существовавшего ранее союза племен.
Так или иначе, в I в. до н. э. Албания превратилась из союза племен в раннеклассовое государство Главным городом Албании до VI века была Кабала (Кабалака, Кабалак)
. Этот город просуществовал до XVI века, когда был разрушен войсками Сефевидов. Его руины сохранились в современном Кабалинском (ранее — Куткашенском) районе Азербайджана.
Октавиан Август упоминает в своей надписи о «союзных» (под чем нередко понимались вассальные) отношениях с царями Албании, равно как Иберии и Мидии Атропатены. На протяжении I в. до н. э. в Албании нередко стояли римские воинские части (видимо, для охраны Дарьяльского ущелья от аланов), и одна из них даже оставила в 90-х гг. надпись на берегу Каспийского моря. В г. Траян, ненадолго превратив Армению в римскую провинцию, «дал албанам царя». Однако вывод римских войск из Армении вернул албанам относительно независимое положение. Бедствия, которым подверглась Армения в III в. из-за персидских нашествий, заставляли многих армян искать убежища в Албании, что способствовало социально-экономическому развитию этой страны.
Религия
В период СССР проводились обширные археологические исследования в Кабале, Чухур-Габале, Топрах-кале, Мингечауре и еще много где.
Они дали информацию, что население в начале формирования государства было языческим, поклонялись Гелиосу — богу Солнцу, Селене – богине Луны и Зевсу – богу Неба, а главным божеством была богиня Луны. С 3 по 5 век, повсеместной религией становится христианство. А с появлением ислама и арабскими завоеваниями часть территорий переходит ислам. Это происходит, начиная где-то с 7 века.
Я даю простые цифры, но за ними скрываются сложные и длительные процессы и судьбы народов. Разобраться в которых под силу только целеустремлённым, мотивированным людям.
Наследие
В последней главе второй книги Мовсес Каганкатваци перечисляет монастыри, основанные кавказскими албанцами в Иерусалиме.
- Монастырь Панд
- Монастырь Мроув
- Монастырь Пресвятой Богородицы Партавской
- Монастырь Каланкатуйк
- Монастырь Святой Богородицы Арцахской
- Монастырь Святого Григория Амарасского
- Четыре других неназванных монастыря, захваченные арабами во времена Каганкатваци
В результате продолжающегося нагорно-карабахского конфликта Армянская апостольская церковь не имела официального представительства в Азербайджане за пределами Нагорного Карабаха с начала 1990-х годов. Даже в 1997 году церкви в удинонаселенных районах были закрыты в результате антирелигиозной кампании большевиков 1930-х годов.
История [ править ]
Trionfo ди Mardocheo на Паоло Веронезе в церкви Сан — Себастьяно, Венеция , 1556. Скандербега , который держит албанский флаг изображен как библейский герой Мордехай , который спас евреев в Вавилонской империи
Во время кампании Джона Хуньяди в Ниш в 1443 году Скандербег и несколько сотен албанцев дезертировали из турецких рядов; за двадцать пять лет он одержал выдающиеся победы над турками. Он принял аналогичный византийский имперский флаг с двуглавым орлом и красным фоном, и его впечатляющие победы принесли ему папский титул Athleta Christi . Орел использовался в геральдических целях в средние века рядом благородных семей в Албании и стал символом албанцев . Кастриоти «ы герб, изображающий черного двуглавого орла на красном поле, стал известен, когда возглавил восстание против Османской империи, в результате которого Албания получила независимость с 1443 по 1479 год. Это был флаг Лиги Леже , которая была первой объединенной Албанское государство в средние века и старейший представительный политический орган в стране с сохранившимися записями.
Символ двуглавого орла повторно использовался албанскими националистами в 18, 19 и начале 20 веков как символ их кампании за независимость своей страны от Османской империи . 28 ноября 1912 года во Влёре была провозглашена Декларация независимости Албании, и флаг, поднятый Исмаилом Кемали, был принят как символ новой нации.
Албанский флаг за годы претерпел ряд изменений, так как различные режимы изменили его. Во время правления короля Зога ( годы правления 1928–1939) к флагу была добавлена корона, которая была заменена двумя фасциями во время итальянской оккупации Албании . После Второй мировой войны коммунистический режим добавил пятиконечную золотую звезду , которая была удалена 7 апреля 1992 года после краха коммунистического правительства в Албании.
Морские флаги Албании — гражданский и военно-морской флаг — отличаются от национального флага. Гражданский флаг состоит из трех горизонтальных полос красного, черного и красного цветов. Военно-морской флаг похож на национальный флаг, за исключением того, что орел находится на белом поле, а нижняя часть флага имеет красную полосу. Орел флага Албании изображен на реверсе албанской монеты в пять лек , выпущенных в 1995 и 2000 годах
Начиная с 1969 года, флаг Албании широко неофициально развевался в Косово этническим албанским населением страны. Это был символ непризнанной Республики Косова в 1990-х годах. Нынешнее независимое государство Косово использует другой флаг, который был разработан, чтобы избежать каких-либо символов, связанных с определенной этнической группой, аналогично флагам Боснии и Герцеговины и Кипра .
Галерея [ править ]
Хронологический
-
Флаг, использовавшийся во время национального пробуждения Албании в XIX и начале XX веков.
-
Флаг Независимой Албании (1912–1914).
-
Альтернативный флаг Независимой Албании (1912 г.).
-
Флаг Албании (1912–1937).
-
Флаг Княжества Албания (1914–1920).
-
Де-факто флаг Княжества Албания (сентябрь 1914–1915 гг.).
-
Флаг Княжества Албания (1920–1925) и Албанской Республики (1925–1926).
-
Флаг Албанской Республики (1926–1928).
-
Флаг Албанского королевства (1928–1939).
-
Флаг Албанского королевства под Италией (1939–1943) .
-
Флаг Албании под немецкой оккупацией .
-
Флаг демократического правительства Албании (1944–1946)
-
Флаг Народной Социалистической Республики Албании (1946–1992).
-
Флаг Республики Албания (1992–2002 гг.).
-
Флаг Республики Албания (2002-настоящее время).
Другое
-
Флаг албанских мусульман в первой четверти XIX века
-
Латинский (обычно албанский) торговый флаг 1453–1793 гг. Во времена Османской Албании .
-
Республика Центральная Албания , недолговечное непризнанное государство, созданное Эссад-пашой Топтани .
-
Автономная Албанская Республика Корча , автономное государство.
-
Флаг Республики Мирдита , недолговечной, непризнанной республики, созданной Маркой Гьони .
-
Флаг Албании под Италией (1939–1943), коронованная версия Дома Савойи .
-
Флаг Социалистической Федеративной Республики Югославии албанского меньшинства ( Социалистический автономный край Косово ).
-
Флаг Республики Косова .
-
Флаг Дардании, служивший флагом Республики Косова , и Президентский флаг при МООНК , созданный Ибрагимом Руговой .
-
Флаг, используемый Арбёрешэ (неофициальный).
-
Флаг, используемый Арбёрешэ на Сицилии (неофициальный).
Язык
Самым многочисленным племенем среди албан были гаргары. На основании их языка был создан алфавит, в котором было 52 простых графемы и два диграфа. Кроме лезгинских языков, в Албании говорили на среднеперсидском, армянском и парфянском языках. Албанский постепенно вытеснили тюркские диалекты, армянский и грузинский.
Археологами найдены несколько образцов албанской письменности, которые датируют VII—VIII веками. Так, в христианском монастыре Святой Елены на полуострове Синай в 1996 году был найден текст на албанском в 120 страниц. Поверх его был написан текст на грузинском. Сейчас текст дешифрован и издан.
Складывание государства
Ядро Кавказской Албании располагалось на территории Северного Азербайджана к северу от реки Куры, между Грузией и Каспийским морем или немного не доходя до последнего. Возможно, что в него входила также часть Горного Дагестана. В разное время Албания могла включать в себя также часть Азербайджана между Курой и Араксом, Карабах, а также большую часть как Горного, так и Приморского Дагестана.
Консолидация албанских племён в одно государство произошла, по-видимому, не ранее II века до н.э. Страбон, как мы видели, ещё помнил время, когда у албанцев не было одного царя, и «каждое разноязыкое племя управлялось собственным царём». Столицей Албании стал город Кабала, руины которого сохранились вблизи районного центра Габала современной Азербайджанской Республики.
Албания находилась в очень тесном общении с Арменией, не раз была ею завоёвана и вновь обретала независимость. Частые конфликты не мешали интенсивным культурным контактам двух стран, причём воспринимающей стороной была Албания, отстававшая в экономическом и культурном развитии от древней Армении. Этот процесс позволил историкам говорить даже об «арменизации» Кавказской Албании. Есть гипотеза, согласно которой армянское население Нагорного Карабаха – потомки древних арменизированных албанцев. Тогда как большинство современных азербайджанцев – потомки то же албанцев, но тюркизированных в раннее Средневековье.
Исследования и знакомства
Предметы, найденные на месте церкви, датируются концом 4000 г. до н.э. — началом 3000 г. до н.э.
В 2000–2003 годах Министерство иностранных дел Норвегии финансировало совместный проект Азербайджанского архитектурно-строительного университета и Норвежского гуманитарного предприятия по археологическим исследованиям и реставрации церкви Киш. Д-р Вилаят Каримов из Бакинского Института археологии и этнографии выполнял функции директора раскопок, а советником по археологии проекта был Й. Бьёрнар Сторфьелл . Радиоуглеродный анализ различных объектов, найденных на этом участке, показал, что культовое место, обнаруженное под алтарем церкви, датируется примерно 3000 г. до н.э., а строительство существующего церковного здания датируется примерно XII веком (990–1160 гг. Нашей эры).
Существующее здание церкви нельзя датировать временами святого Елисея, но археологические свидетельства показывают, что церковь расположена на древнем культовом месте. Маловероятно, чтобы Святой Елисей построил на Кише церковь в современном понимании этого слова. Даже если этот человек действительно существовал, вполне вероятно, что он построил только алтарь или использовал существующее языческое культовое сооружение.
Бьёрнар Сторфьель заявил, что есть явные доказательства того, что эта церковь была построена как диофизитская . Раскопки показали, что церковь представляла собой два разных периода использования с двумя разными уровнями этажа. Согласно Сторфьеллу, поскольку архитектура апсиды первоначальной церкви в Кише предполагает диофизитскую христологию , и поскольку Грузинская церковь была единственной диофизитской церковью, существовавшей на Кавказе в период позднего средневековья, кажется разумным предположить, что Кишская церковь была построена как грузинская церковь и позже была захвачена монофизитами .
Святой Варфоломей
Согласно архиепископу VI века и историку Святому Софронию Кипрскому, в 71 году апостол Варфоломей проповедовал христианство в городе Албана или Албанополисе, который сегодня связан с Баку или Дербентом , которые расположены на берегу Каспийского моря . Св. Варфоломею удалось обратить в свою веру даже членов местной королевской семьи, которые поклонялись идолу Астароту , но позже приняли мученическую смерть, содрав кожу с него живьем и распяли по приказу языческого царя Астиага. Останки святого Варфоломея были тайно перевезены в Месопотамию . В начале XIX века, когда Русская Православная Церковь утвердилась на Южном Кавказе , на месте старой кавказской албанской церкви в Баку у Девичьей башни, которая считалась местом св. Варфоломея, была построена часовня. мученичество. Часовня была снесена в советское время, в 1936 году, в разгар большевистской кампании против религии.
Культура Кавказской Албании
Письменные источники уже античных времен сообщают о занятии земледелием, ремёслами и скотоводством. Видимо народ достиг хороших результатов, что способствовало развитию торговли.
Ямы с кувшинами для хранения зерна, следовательно, гончарное ремесло, ручные мельницы, бронзовые и серебряные предметы утвари, изделия из стекла, ювелирные изделия — всё это богатые археологические находки той эпохи.
Отдельное внимание монетам. Их много как своих албанских, так и из других стран
Это говорит о том, что чеканилась своя единая для страны деньги, так и то, что активно велась торговля с соседями.
Благодаря хорошо развитой архитектуре до наших дней сохранилось немало объектов. В основном это храмы. Есть языческие, но большей частью христианские на стенах, которых остались надписи – свидетельство о наличии письменности. К сожалению, отдельных письменных источников нет, но есть упоминания о том, что они были. Албанская письменность появилась с приходом христианства, так адаптировалась новая религия. А потом она заменилась на армянскую письменность.
Происхождение
Бросается в глаза тождество названия этой страны с Албанией на Балканском полуострове. По современным представлениям, мы имеем тут дело со случайным созвучием, а на самом деле кавказские и балканские албанцы никак между собой не связаны. Тем не менее, любопытно, например, что в средние века Шотландия иногда тоже называлась Албанией – от королевства кельтов и пиктов Альба, существовавшего в X-XIII вв., а также, что один из больших островов у берегов Шотландии носит название Арран, как именовалась и Кавказская Албания после её завоевания арабами. По-видимому, «Албания» для всех таких стран – общая латинизированная книжная форма позднейшего времени. Причём Кавказская Албания была так названа раньше всех.
Происхождение же названия Кавказской Албании, очевидно, связано с каким-то из составлявших её племён. На этой счёт есть разные версии. Одна выводит его от ираноязычного народа аланов – предков осетин. Ираноязычные скифы жили там по соседству, а народ удинов – один из главных у албанцев – древнеримский учёный Плиний Старший (I век н.э.) считал скифским (то есть ираноязычным). Однако античные авторы различали албанцев и аланов, а тот же Плиний удинов не причислял удинов к албанцам.
По другой версии, албанцами (Albani) назвали этот народ римляне от слова «белые» (albi), которое в данном контексте означало «свободные люди». Страбон (I век до н.э.) в «Географии» излагает легенду, как предводитель аргонавтов Ясон дошёл из Колхиды до берегов Каспийского моря и посетил Албанию. Плиний Старший в «Естественной истории» уверяет, что албаны прямо произошли от аргонавтов. Впрочем, греки объясняли своими мифами происхождение многих народов. Так, у того же Страбона начало армянам дал спутник Ясона по имени Армен. Самоназвание же албанцев в точности неизвестно.