Порядок чтения псалтири по усопшим
Содержание:
По 4-й кафизме
Трисвятое по Отче наш:Таже тропари, глас 7: Смиренную мою душу посети, Господи, во гресех все житие иждившую: имже образом блудницу, приими и мене, и спаси мя.
Преплавая пучину настоящаго жития, помышляю бездну многих моих зол, и не имеяй окормителя помышлений, Петров провещаваю Ти глас: спаси мя, Христе, спаси мя, Боже, яко Человеколюбец.
Слава: Скоро совнидем в невестник Христов, да вси услышим блаженный глас Христа Бога нашего: приидите, любящии Небесную славу, сопричастницы бывше мудрых дев, уяснивше свещы наша верою.
И ныне: Душе, покайся прежде исхода твоего, суд неумытен грешным есть и нестерпимый. Возопий Господу во умилении сердца: согреших Ти в ведении и не в ведении, Щедрый, молитвами Богородицы ущедри и спаси мя.
Господи, помилуй (40) и молитва:
Тебе, Господи, единому Благому и Непамятозлобному, исповедаю грехи моя, Тебе припадаю вопия, недостойный: согреших, Господи, согреших и несмь достоин воззрети на высоту небесную от множества неправд моих. Но, Господи мой, Господи, даруй ми слезы умиления, единый Блаже и Милостивый, яко да ими Тя умолю, очиститися прежде конца от всякаго греха: страшно бо и грозно место имам проити, тела разлучився, и множество мя мрачное и безчеловечное демонов срящет, и никтоже в помощь спутствуяй или избавляяй. Тем припадаю Твоей благости, не предаждь обидящым мя, ниже да похвалятся о мне врази мои, Благий Господи, ниже да рекут: в руки наша пришел еси, и нам предан еси. Ни, Господи, не забуди щедрот Твоих и не воздаждь ми по беззаконием моим, и не отврати лица Твоего от мене: но Ты, Господи, накажи мя, обаче милостию и щедротами. Враг же мой да не возрадуется о мне, но угаси eго на мя прещения и все упраздни eго действо, и даждь ми к Тебе путь неукорный, Благий Господи: занеже и согрешив, не прибегох ко иному врачу, и не прострох руки моея к богу чуждему, не отрини убо моления моего, но услыши мя Твоею благостию и утверди мое сердце страхом Твоим, и да будет благодать Твоя на мне, Господи, яко огнь попаляяй нечистыя во мне помыслы. Ты бо еси, Господи, свет, паче всякаго света; радость, паче всякия радости; упокоение, паче всякаго упокоения; жизнь истинная и спасение, пребывающее во веки веков, аминь.
Трисвятое по Отче наш:
Тропари, глас 7: Смиренную мою душу посети, Господи, во грехах всю жизнь растратившую; так же как блудницу, и меня прими, и спаси меня.
Переплывая пучину нынешней жизни, помышляю я о бездне многих моих зол, и, не имея кормчего помышлений, обращаюсь к Тебе словами Петра: «Спаси меня, Христе, спаси меня, Боже, как Человеколюбец!»
Слава: Скоро вместе войдём в Христов брачный чертог, возжегши светильники наши верой; да услышим все блаженный глас Христа, Бога нашего: «Придите, любящие небесную славу, ставшие сопричастниками мудрых дев!».
И ныне: Душа, покайся прежде исхода твоего, суд неподкупный для грешников и нестерпимый. Воззови ко Господу в сокрушении сердца: «Согрешил я пред Тобою, Милосердный, в ведении и неведении; по молитвам Богородицы сжалься и спаси меня!»
Господи, помилуй (40) и молитва:
Тебе, Господи, Единому Благому и не помнящему зла, исповедаю грехи мои. К Тебе припадаю я, недостойный, взывая: «Согрешил я, Господи, согрешил и недостоин взирать на высоту небесную от множества неправд моих». Но, Господи мой, Господи, даруй мне слёзы умиления, один Благой и Милостивый, чтобы ими мне Тебя умолить и очиститься прежде конца от всякого греха. Ибо страшное и грозное место предстоит мне пройти по разлучении с телом, и множество мрачных и бесчеловечных демонов встретит меня, и никого не будет в помощь: ни спутника, ни избавителя. Поэтому припадаю к Твоей благости: не предай меня обидчикам моим, и пусть не похвалятся обо мне враги мои, Благой Господи, и да не скажут: «В руки наши ты попался и предан нам». Нет, Господи, не забудь милостей Твоих и не воздавай мне по беззакониям моим, и не отврати лица Твоего от меня. Но Ты Сам вразуми меня, Господи, только с милостью и состраданием. Враг же мой пусть не возрадуется обо мне, но погаси его угрозы на меня и упраздни все его действия. Даруй мне безупречный путь к Тебе, Благой Господи, потому что и согрешив, я не прибег к иному врачу и не простёр руки моей к богу чужому. Не отринь же моления моего, но услышь меня по Твоей благости и утверди моё сердце страхом Твоим, и да будет благодать Твоя на мне, Господи, как огонь сжигающий во мне нечистые помыслы. Ибо Ты, Господи, Свет, высший всякого света; Радость выше всякой радости; Упокоение выше всякого упокоения; Жизнь истинная и спасение, пребывающее во веки веков. Аминь.
Псалом Давиду, 25
1 Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих, и на Господа уповая, не изнемогу.
2 Искуси мя, Господи, и испытай мя, разжзи утробы моя, и сердце мое.
3 Яко милость твоя пред очима моима есть и благоугодих во истине Твоей.
4 Не седох с сонмом суетным, и со законопреступными не вниду.
5 Возненавидех церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду.
6 Умыю в неповинных руце мои, и обыду жертвенник Твой, Господи.
7 Еже услышати ми глас хвалы Твоея, и поведати вся чудеса Твоя.
8 Господи, возлюбих благолепие дому Твоему и место селения славы Твоея.
9 Да не погубиши с нечестивыми душу мою, и с мужи кровей живот мой.
10 Ихже в руку беззакония, десница их исполнися мзды.
11 Аз же незлобою моею ходих, избави мя, Господи, и помилуй мя.
12 Нога моя ста на правоте: в церквах благословлю Тя, Господи.
Для чего читается псалом 4
Эта кафизма незаменима в моменты, когда:
- случается самое страшное, то есть, вера человека в Господа слабнет;
- череда бед кажется непрерывной;
- православный вынужден сражаться с врагами (под врагами подразумеваются не столько люди, сколько пороки, а также проблемы, в том числе и финансовые, болезни телесные и душевные);
- не получается контролировать эмоции;
- жизненная сложная ситуация тупиковая.
В жизни каждого человека случаются беды и скорби, от которых душа его становится тяжелой, а разум затуманивается унынием, способным трансформироваться в отчаяние. На примере Давида, который всегда искал утешение в вере в Бога, православные могут убедиться в том, что помощь Господня посылается тем, кто искренне верит в Его промысел. Искренняя и усердная молитва помогает впустить в сердце радость и благодать дарованную Всевышним.
Четвертая кафизма призывает христиан больше времени посвящать анализу своих деяний, помыслов и слов. Через размышление о всем дурном, допущенном в минуты помутнения разума, приходит осознание своей греховности, простить которую может только Господь.
Вымолить это можно только через искреннее раскаяние. Оно дарует умиротворение, вытесняющее раздражение и гнев, которые часто занимают много места в сердце человека. Псалом 4 – напоминание о том, что непокаянные грехи закрывают перед христианином двери милости Божией.
Толкование
В трудную минуту, преданный родным человеком Давид, как всегда, обратился к Богу. В душе его жила боль, но это не значит, что в ней не нашлось места для любви к Творцу и для чувства благодарности к нему за посланное спасение. Эта кафизма стала очередным доказательством того, что царь был предан Господу.
Чтобы тщательно разобраться в толковании данного песнопения, вошедшего в Псалтырь, нужно обратить внимание на все мелочи. Например, несложно заметить, начинается данное произведение словами «В конец»
Большинство экспертов сошлись во мнении о том, что они указывают на приход Спасителя. Детально стоит разобрать и:
Второй стих, где царь акцентирует внимание читателя на том, что для Всевышнего он всегда был своим, поэтому молитвы его всегда находили ответ. Убежденный в этом, Давид в очередной раз обращается к Единому Творцу с мольбой о помощи и защите
Он подчеркивает, что Господь – правда человека, то есть, он есть его покровительством и силой.
В третьем стихе присутствует укор, который относится к любому православному. Это напоминание о том, что часто в минуты тяжких испытаний люди забывают о том, что нужно верить Богу, не суетиться и не идти на компромиссы, которых можно было бы избежать.
В четвертом стихе Давид, продолжая начатую мысль, говорит о предательстве тех, кто, обольстившись обещаниям Авессала, забыл о том, царь является Божьим помазанником. Каждый, кто сошел с пути истинного, потерял шанс познать милость Господню. Тот, кто отказался от всех пристрастий, избежал наказания и почувствовал любовь Единого Создателя. Оставшийся верным Всевышнему, царь одержал такую желанную победу, справедливость восторжествовала. Такое истинное чудо ему было даровано неспроста, ведь он не просто не отказался от веры в Любящего Отца, но и осознавал себя перед ним, то есть, признавал все свои грехи и искренне в них раскаивался.
В стихах 5 и 6 написаны строки, главная идея и смысл которых прослеживаются во всей Библии
Речь идет о предостережении «Гневаясь, не согрешайте», что важно помнить всем христианам, которые часто забывают, что вершить суд может только Бог, а из праведного верующего, как из создания любящего, река гнева течь не может.
В 7 стихе ответы на важные вопросы найдут все, кто надеется лишь на себя, не понимая смысла веры в Бога, «пользы» от покаяния. Автор песни-плача указывает на то, что такие люди слепы, а значит, им не дано увидеть то, насколько Всевышний милостив и благ.
Знакомясь с содержанием четвертой кафизмы, любой христианин, подобно Давиду, может воздать Единому Творцу благодарное слово. Это инструмент укрепления веры в Его всесилие и милосердие, нравственный урок о высоком достоинстве упования на Господа. Учить псалом 4 наизусть необязательно, его достаточно вдумчиво читать, искренне каясь в своих грехах, надеясь на прощение, дарованное Богом, на Его защиту и помощь.
Толкование и смысл псалма
Архиепископ Ириней (Клементьевский) предложил свой вариант толкования псалма. По его мнению, в тексте говорится о благодарении Давидом Господа за избавление от наговоров Авессалома. Это содержание является историческим. В духовном смысле царь и пророк личным примером убеждает народ всегда прибегать к Богу и просить Его помощи в сложных обстоятельствах. Это показывает, что промысел Божий в большей мере относится к благочестивым. Здесь же автор учит тому, что благополучие человека – это не обилие земных благ и богатств, но спокойная совесть.
По толкованию святителя Афанасия Великого, этот псалом царь Давид написал после победы над врагами. Слова «в конец» Акила и Веодотюн трактовали как «победителю», а Симмах – «победная песнь».
В стихе 2 автор говорит, что Господь не только вывел его из сложных обстоятельств, но и помог стать на «широте». Им были получены пища и ткани в то тяжелое время, когда он спасался от Авессалома в пустыни. Врагам сказано, что суетна и лжива надежда погубить праведного, надеясь на многочисленное войско.
Пророк обратился к своим домашним, а вместе с ними и ко всем людям, говоря, что если человек допустит в себе гнев, то его можно нейтрализовать «умилением сердца в безмолвии».
Чтение кафизм в храме
Деление Псалтири на кафизмы удобнее обозначить в форме таблицы:
Кафизма | 1 Слава | 2 Слава | 3 Слава |
---|---|---|---|
I | 1—3 | 4—6 | 7—8 |
II | 9—10 | 11—13 | 14—16 |
III | 17 | 18—20 | 21—23 |
IV | 24—26 | 27—29 | 30—31 |
V | 32—33 | 34—35 | 36 |
VI | 37—39 | 40—42 | 43—45 |
VII | 46—48 | 49—50 | 51—54 |
VIII | 55—57 | 58—60 | 61—63 |
IX | 64—66 | 67 | 68—69 |
X | 70—71 | 72—73 | 74—76 |
XI | 77 | 78—80 | 81—84 |
XII | 85—87 | 88 | 89—90 |
XIII | 91—93 | 94—96 | 97—100 |
XIV | 101—102 | 103 | 104 |
XV | 105 | 106 | 107—108 |
XVI | 109—111 | 112—114 | 115—117 |
XVII | 118:1—72 | 118:73—131 | 118:132—176 |
XVIII | 119—123 | 124—128 | 129—133 |
XIX | 134—136 | 137—139 | 140—142 |
XX | 143—144 | 145—147 | 148—150 |
Во время богослужения в храме обычно не читается 151-ый Псалом, который в греческой традиции примыкает к концу 20-й кафизмы.
О том, в каком порядке читать кафизмы — говорит Устав. По Уставу Псалтирь на богослужениях за неделю прочитывается полностью, а во время Великого поста – дважды за неделю. Кафизму, положенную для чтения в данный день по уставу называют «рядовой».
В недельном Богослужении кафизмы читаются так:
- Одна на вечерне.
- Две на утрени.
При этом церковная неделя начинается с воскресенья и первая кафизма читается в субботу вечером, что соответствует воскресной вечерне. Если в праздник накануне служилось Всенощное бдение, то вечерняя кафизма отменена. Устав допускает совершение бдения накануне каждого воскресенья, поэтому в воскресенье вечером кафизмы не бывает.
Особый порядок чтения кафизм у Великого Поста:
День | Вечерня | Утреня | 1 Час | 3 Час | 6 Час | 9 час |
---|---|---|---|---|---|---|
Вс | 1 | 2, 3 | — | — | — | — |
Пн | — | 4, 5, 6 | — | 7 | 8 | 9 |
Вт | 18 | 10, 11, 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Ср | 18 | 19, 20, 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Чт | 18 | 6, 7 ,8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Пт | 18 | 13, 14, 15 | — | 19 | 20 | — |
Сб | 18 | 16, 17 | — | — | — | — |
Текст псалма 4 на русском языке
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Давида.
2 “Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою.
3 Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи?
4 Знайте, что Господь отделил для Себя святаго Своего; Господь слышит, когда я призываю Его.
5 Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь;
6 приносите жертвы правды и уповайте на Господа.
7 Многие говорят: “кто покажет нам благо?” Яви нам свет лица Твоего, Господи!
8 Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и вино умножились.
9 Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности.
В псалме 4 каждый человек может найти утешение и укрепление в вере. А искренняя вера всегда оправдывается. Верные царю Давиду люди были близки к отчаянию, но взывая к Богу, они получили помощь. Так должны поступать все люди, возлагая свое упование на Господа.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Псалом Давиду, 24
1 К Тебе, Господи, воздвигох душу мою, Боже мой, на Тя уповах, да не постыжуся во век, ниже да посмеют ми ся врази мои,
2 ибо вси терпящии Тя не постыдятся.
3 Да постыдятся беззаконнующии вотще.
4 Пути Твоя, Господи, скажи ми, и стезям Твоим научи мя.
5 Настави мя на истину Твою, и научи мя, яко Ты еси Бог Спас мой, и Тебе терпех весь день.
6 Помяни щедроты Твоя, Господи, и милости Твоя, яко от века суть.
7 Грех юности моея, и неведения моего не помяни, по милости Твоей помяни мя Ты, ради благости Твоея, Господи.
8 Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающым на пути.
9 Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем Своим.
10 Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета Его, и свидения Его.
11 Ради имене Твоего, Господи, и очисти грех мой, мног бо есть.
12 Кто есть человек бояйся Господа? Законоположит ему на пути, егоже изволи.
13 Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю.
14 Держава Господь боящихся Его, и завет Его явит им.
15 Очи мои выну ко Господу, яко Той исторгнет от сети нозе мои.
16 Призри на мя и помилуй мя, яко единород и нищ есмь аз.
17 Скорби сердца моего умножишася, от нужд моих изведи мя.
18 Виждь смирение мое, и труд мой, и остави грехи моя.
19 Виждь враги моя, яко умножишася, и ненавидением неправедным возненавидеша мя.
20 Сохрани душу мою, и избави мя, да не постыжуся, яко уповах на Тя.
21 Незлобивии и правии прилепляхуся мне, яко потерпех Тя, Господи.
22 Избави, Боже, Израиля от всех скорбей его.
Когда и как читать псалом
Псалтирь читается в храмах, но ее можно и нужно читать во время домашней молитвы. Псалтырь делится на 20 кафизм. Псалом 4 входит в чинопоследование Великого повечерия и находится в первой кафизме. Сколько кафизм читать и о чем молиться на «Славе», человек определяет сам, посоветовавшись с духовником, чтобы молитвенное правило было ему по силам.
Псалмы следует читать на церковнославянском языке. Чтобы было легче, используются церковнославянские тексты, написанные русскими буквами. Не стоит использовать перевод, оправдываясь невозможность понять смысл. Во-первых, постоянно читая Псалтирь, человек постепенно привыкает и вникает в суть. Во-вторых, как учил прп. Арсений Великий, «бесы понимают и бегут».
Существует практика чтения отдельных псалмов в определенных нуждах. Псалом 4 читают в следующих случаях:
- молясь о душевном здоровье;
- прося исцеления мягкосердечных людей, которые впадают в уныние, когда видят деяния жестокосердных;
- в случае обвинений и клеветы.
О том, как молиться в сложившихся жизненных обстоятельствах, какие читать псалмы, каждому православному христианину следует советоваться со своим духовным отцом.
Совет автора
При психическом расстройстве
В периоды уныния и отчаяния
В случае обвинений и клеветы
История написания
Из надписания псалма следует, что он предназначен для исполнения на струнных инструментах. В Библии на еврейском, греческом и латинском языках авторство приписывается царю Давиду. Это подтверждается содержанием текста, в котором отражается бегство царя из Иерусалима из-за восстания Авессалома.
Автор указывает, что он «в тесноте», а о врагах говорит, как о любящих суету и ищущих ложь. Он рассказывает о том, что людям, которые его сопровождают и хранят ему верность, испытывают нехватку продовольствия, чуть ли не отчаиваются, а затем получают пропитание. В это время царь находился в пустыне Маханаим, а продовольственная проблема решилась благодаря дару муки, меда, ячменя, овец и зерен, который принесли Сови, Махир и Верзеллий.
Обратившись к Господу, моля о помощи, псалмопевец предложил восставшим на него одуматься и покаяться. А сам пророк, получивший помощью Божию, в мире засыпает. По последним словам можно предположить, что это вечерняя молитва. Она дополняет 3-й псалом, который можно рассматривать, как молитву утреннюю.
Псалом 4 предназначен для исполнения на струнных инструментах