Святой илья муромец
Содержание:
- Молитва святому преподобному Илии Муромцу
- В чем помогает икона Ильи Пророка
- Сказание о чудесном исцелении богатыря
- Описание иконы
- Чудеса святого
- Проведение экспертизы мощей святого
- Житие преподобного Ильи Муромца
- О чем просят в молитвах перед святым образом
- Жития святых. Илья Муромец
- Ратные подвиги
- История создания
- Илья Муромец
- Описание иконы
- История рождения преподобного Ильи
- Описание иконы
- История жизни Ильи Муромца
- Былинные сюжеты
- Проклятие и чудесное исцеление
- Популярные темы сообщений
- Как богатырь из Мурома в Киевском монастыре оказался
- Роковое нашествие половцев
- Илья Муромец и богатырский конь
- Где находятся мощи
Молитва святому преподобному Илии Муромцу
Тропарь, глас 3
Ликовствует днесь земля Русская, воина и чудотворца своего Илию Муромца прославляюще, яко той в Церкви торжествующей пребывая, соратует сродницем своим и Церкви воинствующей, на враги видимыя и невидимыя Руси Святой испрошая у Господа вспоможение, да невозбранно славят и чтут людие русские Христа Бога.
Тропарь, глас 8
Постом душу Твою просветил еси, молитвами непрестанными сердце Твое сосуд Духа Святаго соделал еси, преподобне отче наш Илие. Темже вся вражия ополчения крепко посрамил еси, и яко победоносец истинный воздаяния получил еси от Христа Бога. Тому помолися о душах наших.
Преподобный Отче Илия, моли Бога о нас!
В чем помогает икона Ильи Пророка
Крестьяне с давних времен привыкли обращаться к чудотворной иконе преподобного старца, чтобы предотвратить засуху и обогатить землю благодатной влагой. Иногда же люди обращаются к пророку, чтобы установить солнечную погоду.
Также просьбы касаются:
- укрепления веры в сердце;
- осознания своей греховной природы;
- восстановления мира в семье;
- защиты от телесных немощей и ран;
- преодолении бедности и безденежья;
- замужества девиц;
- помощи в любых делах.
На Руси образ считался священным и находился практически у каждого христианина.
- Многие верующие считают, что чудотворная икона способна очистить человеческую душу от скверны и ненависти к своим собратьям. Святой содействует удачному исходу доброго мероприятия.
- Молитвы перед священным полотном помогают не терять веры, а также дарят благословение, защищают от бедности и болезней. С иконой Пророка в дом приходит процветание и мир.
- В самом молитвенном прошении говорится о том, что святитель является человеколюбцем и верным служителем Бога. Христианин просит вознести его покаяние до Небесного Отца и получить заступничество от нескончаемых страстей и пороков, навеянных человеческим врагом. Верующий надеется, что преподобный укрепит веру в Господа, придаст характеру кротости, смирения, терпения и любви к ближним. Пророка, бывшего на земле и видевшего горести, восхваляют, а после славят Отца, Сына и Святого Духа.
На заметку! Изображения преподобного старца часто приобретают фермеры и военные. В традициях ВДВ святитель Илия — заступник и великий покровитель, поэтому практически в каждое войсковой части построена часовня, в которой центральное место занимает именно полотно Пророка.
Сказание о чудесном исцелении богатыря
Самым удивительным является то, что Илья с самого рождения был болен, и не мог ходить, пока ему не исполнилось тридцать лет. Но, видимо, именно благодаря болезни, он воспитал в своей душе огромное терпение, кротость и смирение, за что получил от Бога великое предназначение встать во главе войска, чтобы защищать землю русскую.
Вместе с ним защищали Русь и другие богатыри, реально жившие в то время, но именно Илья, несмотря на свое крестьянское происхождение, сумел возглавить их. Другие богатыри были молоды и горячи, в их душах кипели страсти, которые выливались в открытое противостояние. И им нужен был именно такой предводитель, значительно превосходящий их в телесной силе и мудрости, готовый объединить и примерить.
Художник Васнецов, в своей известной картине «Три богатыря», запечатлел образы троих русских богатырей.
Именно эти слова отражаются на полотне, символизируя значимость каждого персонажа.
То, что Илья Муромец избран Богом, очевидно. Свою силу он приобретает чудесным образом: от святых старцев. Однажды, в дом к Илье, где он, как обычно, лежал, пришли «калики перехожие» и потребовали, чтобы он встал и принес им напиться воды. Илья не мог ходить, но, не посмев ослушаться старцев, попытался встать. И за свою кротость был исцелен Богом.
В этом сюжете очень важен факт испытания веры Ильи. Ведь недаром Господь Бог говорит о том, что каждый получит по вере своей. Если человек полон решимости и обладает сильной волей, то на него непременно снизойдет Божья благодать. И Илья доказал Создателю, что он достоин быть избранным. Потому как нужно иметь истинно великую веру, чтобы по требованию странников, попытаться встать, зная, что это невозможно.
Илья же не только встает, но и приносит им доверху наполненное ведро воды. Но вместо того, чтобы взять воду, старцы велят Илье выпить ее. После чего спрашивают, что он ощущает. На что Илья отвечает, что слышит в себе такую силу, что готов дерево с корнем из земли вырвать.
Тогда старцы просят его принести еще одно ведро воды и так же дают ему его выпить. Илья пьет, а святые опять его спрашивают, что он слышит в себе. На что богатырь отвечает, что смог бы повернуть землю.
Старцы считают, что этой силы будет слишком много для Ильи и просят его принести и выпить третье ведро воды. Илья слушается, сил у него становится меньше, и святые, решив, что ему достаточно будет силы, уходят.
Получив великую силу чудесным образом, Илья не возгордился, а отнесся к ней как к дару, который был послан ему, чтобы защищать русский народ от напастей. Он бескорыстно служил людям до самой старости, став образцом духовной и телесной силы.
Описание иконы
На святых образах преподобный Илья изображается с посохом в виде меча. Каждая икона подчеркивает богатырское сложение бывалого воина. Его огромные кисти руки уверенно и спокойно лежат на рукоятке посоха, напоминающего орудие борьбы. Несмотря на то что знаменитый богатырь почил в возрасте 45-50 лет, на иконах его изображают с длинной белой бородой и умными, уставшими глазами. Весь святой лик символизирует мудрость и умиротворение.
Голова святого покрыта капюшоном, который венчается схимническим крестом, означающим Голгофу. На разных иконах можно видеть капюшон от синего до черного цвета, но везде он, как правило, в виде шлема, который подчеркивает боевой дух преподобного.
Икона Ильи Муромца
Нестарый возраст выдает благородный овал лица и ясность глаз, плотно сжатые губы олицетворяют волю и выдержку.
Правая рука поднята в святом крещении, при этом два последних пальца прижаты к ладони, а три соединены вместе. Этим жестом неизвестный художник хотел подчеркнуть, что Илья Муромец — истинный православный верующий.
Чудеса святого
Начальник Кавказского подворья Валаамского монастыря схиигумен Гавриил (Виноградов-Лакербая) рассказал такую известную ему историю:
На родине преподобного в церкви мучеников Гурия, Самона и Авива есть чудотворная икона прп. Илии Печерского с частицами мощей. Настоятель храма отец Олег рассказал о следующем случае:
Сегодня возле этой иконы всегда много людей. А подтверждением многочисленных исцелений являются десятки драгоценных вещей, преподнесенный в дар образу благодарными прихожанами.
Щедрые чудеса источают не только мощи и иконы святого, но также и его богатырский меч. В Спасо-Преображенском монастыре г. Мурома находится удивительная святыня: вырезанная из дерева скульптура святого Ильи с возложенным на нее богатырским мечом, воссозданным по архивным находкам, датированным X—XI веками. Настоятель обители отец Кирилл рассказывает:
Проведение экспертизы мощей святого
В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны. Определен возраст — 40-55 лет, выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесении нашим героем в юности паралича конечностей (строго в соответствии с житием); установлено, что причиной смерти стала обширная рана в области сердца. К сожалению, датировка гибели была установлена очень приблизительно — XI-XII вв.
Интересен тот факт, что преп. Илия почивает в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято и теперь в Православной Церкви — три первые перста вместе, а два последних пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (XVII-XIX вв.) этот факт служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения.
Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 г. в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем. В 1998 г. на территории одной из воинских частей в Подмосковье был воздвигнут и освящен замечательный храм во имя святого Ильи Муромца, где каждый верующий человек может помолиться ему. Есть храм во имя преподобного и в Киеве.
В наше время былинный образ Илии Муромца по-прежнему привлекает к себе внимание, в том числе и среди нецерковных людей. Хочется верить, что при этом за типажом непобедимого воина не будет растворяться живое лицо человека, искренне посвящавшего всю свою жизнь и все свои подвиги во славу Божию
Хотелось бы научиться от преп. Илии удивительной трезвости и рассудительности, благодаря которой мы смогли бы, как и он, будучи велики и способны в земных делах, не забывать и о Царствии Небесном.
Житие преподобного Ильи Муромца
Русский витязь Илья Муромец и инок Илия Киево-Печерской лавры почитаются в народном эпосе, как один и тот же человек. Медицинская экспертиза в конце 80-х годов подтвердила сходство останков, покоящихся в пещерах обители, с описанием дружинника князя киевского Владимира Мономаха. Совпадение касается примерного возраста (40-45), роста (1,77 метра), перенесенного заболевания позвоночника, смертельных признаков (след от ранения в грудном отделе).
Илья был крестьянского рода. Его село находится в 2 километрах от Мурома. До 30 лет он не мог стоять на ногах, пока не свершилось чудо, и он не стал здоров. Получив благословение отца, Илья отправился в Киев и стал главой киевской дружины.
Обладая недюжинной силой, он не знал поражений в боевых схватках. В одном из боев с половцами богатырь получил сильное ранение. Чувствуя, что силы покидают его, богатырь сменил железный меч на меч духовный. В те времена это было обычным делом для воинов, утративших по возрасту или ранению способность быть дружинниками.
Монашеское служение Илья Муромец принял в Киево-Печерском Успенском монастыре, когда настоятелем был Поликарп Печерский. Умер Илья в 1188 году, в возрасте 45 лет. Первоначально он был похоронен в Софийском соборе, а затем перезахоронен рядом со святыми угодниками в пещере Киево-Печерской лавры.
Первым муромского чудотворца воспел в своей былине Боян, певец-сказитель конца XVI века. В русских легендах дано подробное жизнеописание Ильи Муромца. С рождения и до 30 лет он был прикован к скамье, но не роптал на Господа, а лишь сокрушался, что не может защитить землю русскую от нашествия врагов.
Народная молва приписывает чудесное исцеление крестьянского сына явлением к нему трех каликов (прохожих). В лице странников к Илье явился Иисус Христос с двумя ангелами. Прохожие попросили напиться, а получив отказ, снова повторили просьбу, которую больной смог выполнить и исцелиться.
Благодаря Господу, Илья не только встал на ноги, но и ощутил в себе силу великую, которую, по наставлению чудотворцев, должен был потратить на добрые дела. Получив благословение отца и пожелание не убивать никого по злобе, он отправился в Киев, чтобы стать княжеским дружинником. В словах былины заключен глубокий смысл, определивший его жизненный путь: защита веры, родины, слабых.
Подтверждениями служат описания побед былинного защитника:
- под Черниговом (над татарским войском);
- по дороге к Киеву (над Соловьем-разбойником);
- над Идолищем Поганым (половцами).
Илья Муромец – олицетворение верного и могучего слуги отечества. Ему неизвестны неуверенность и метания Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Добрый, уравновешенный, прямодушный, богомольный, защитник слабых, особенно вдов и сирот, – таким сохранился русский богатырь в народной памяти на протяжении веков.
О чем просят в молитвах перед святым образом
1 января в храмах воздается честь памяти преподобного Ильи Муромца.
Принимая верой исцеление Богом богатыря от паралича, многие верующие приходят к иконе с прошениями:
- исцелить детей от ДЦП;
- даровать помощи в сложных, порой безвыходных жизненных ситуациях;
- поднять на ноги неходячих;
- защитить от злых сил.
Непобедимый воин стоял в битвах за свою Родину, за землю русскую, поэтому часто около святого лика преподобного слышны прошения, защитить сына в армии, дать стране мудрого руководителя, оставить своеволие власть имеющих.
Совет! При крещении именем Илья новорожденному мальчику следует подарить икону преподобного, который станет его небесным покровителем, чтобы тот благословил малыша вырасти сильным, мужественным и справедливым мужчиной.
Ракетные войска стратегического назначения считают преподобного Илью Муромца своим небесным покровителем. Главный штаб Ракетных войск разрешил открыть в Подмосковье храм имени богатыря, в котором находится его святой лик с частицами мощей.
Икона Ильи Муромца
Жития святых. Илья Муромец
Поделиться
Е. П. Шитиков. «Илья Муромец». 1981 г. былинный богатырь.
Этого святого в России знают все! Люди, совершенно далекие от православия, слышали о нем, когда были еще в детском саду. О нем не прекращали издавать книги даже при самом жестком партийном, атеистическом контроле. К лику святых он причислен в 1643 году, но рассказы о его подвигах ходили в народе задолго до канонизации, еще в двенадцатом веке. Преподобный Илия Муромец Печерский – легендарный богатырь, о котором написаны десятки былин, и реальный человек, мощи которого находятся в Киево-Печерской лавре. Родился он около 1143 года в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье крестьянина Ивана и его жены Евфросиньи. С детства и до тридцати лет Илья был парализован, а потом чудесным образом получил исцеление от трех вещих старцев – калик перехожих. Существует предание, что этими «каликами» были Христос и два апостола. Факт полного исцеления парализованного человека в двенадцатом веке может показаться невероятным. Но тем удивительнее результаты исследования мощей святого современными экспертами. Ученые признали, что с такими повреждениями нижних отделов позвоночника, как у Ильи Муромца, человек вполне мог сидеть без движения тридцать лет и три года. Они же подтвердили и наличие боевых ранений, и невероятно развитую мускулатуру — стало очевидным, что многие былины основаны на реальных событиях. Но возникает другой вопрос — почему имя героя, который вошел даже в германские эпические поэмы тринадцатого века как Илья Русский, не встречается в официальных документах? Дело в том, что Илия – это монашеское имя. А монашеский постриг он принял в конце жизни, возможно, перед самой смертью. Поэтому, вероятно, он упоминается на страницах исторических документов под мирским именем, которое нам неизвестно. Илия Муромец, былинный и реальный, обладал высокими нравственными качествами. Он сражался не ради корысти и славы, а ради правды и справедливости. Все сказания свидетельствуют об истинно христианском смирении и кротости Ильи Муромца . Вот, как рассказывает о богатыре былина об освобождении Чернигова. Музыка.
Бьют челом Илье черниговцы, несут ему хлеб-соль, серебро, золото, дорогие ткани, камнями шитые. Черниговец: Ты иди к нам в Чернигов воеводой, будем все мы тебя слушаться, тебе честь отдавать, тебя кормить-поить, будешь ты в богатстве и почёте жить.
Покачал головой Илья Муромец. Илья Муромец: Добрые мужички черниговские, я простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Моё богатство — сила богатырская, моё дело — Руси служить, от врагов оборонять.
Стали просить Илью черниговцы хоть денёк у них побыть, попировать на весёлом пиру, а Илья и от этого отказывается. Илья Муромец: Некогда мне, люди добрые. На Руси от врагов стон стоит, надо мне скорее к князю добираться, за дело браться. Дайте вы мне на дорогу хлеба да ключевой воды и покажите дорогу прямую к Киеву.
Получив в одном из боев с половцами неизлечимую рану в грудь, Илья принял монашеский постриг в Киево-Печерском Успенском монастыре. В то время так поступали многие воины, заботясь, прежде всего, о спасении души. Скончался Илия Муромец около 1188 года, примерно на 45-м году жизни.
Православные люди верят, что и сейчас Святой Преподобный Илия Муромец, Печерский, предстоя перед Престолом Божиим, не оставляет своих молитв за слабых и обездоленных, за православное Отечество, за Святую Русь. А военнослужащие ракетных войск и пограничники считают святого богатыря своим небесным покровителем.
Ратные подвиги
Чтобы ученики поняли, насколько важен образ русского витязя, стоит подробно остановиться на его подвигах.
Так, когда он отправляется служить князю, то на его пути встречается город Чернигов, который захватили кочевники. Освобождение жителей от неприятеля и стало первым ратным и отважным подвигом богатыря.
Следующий героический поступок былинного персонажа — это встреча по дороге в Киев с Соловьём-разбойником. Даже конь не мог устоять перед свистом разбойника, но зато Илья не растерялся и выпустил в него стрелу. Он ранит Соловья и уже вместе с ним, взяв его в плен, отправляется в Киев. Разбойника там по приказу князя казнят. Были и другие победы у русского витязя, но он никогда не хвастался ими.
История создания
Ежегодно 1 января в православии чествуют память святого Ильи. Мужчина встретил старость в Печерской лавре и погиб от руки жестоких половцев. Исследования останков мученика подтверждают мнение, что богатырь Илья Муромец – не вымышленный персонаж, а реальный человек.
Илия Печерский — предполагаемый прототип Ильи Муромца
Анализ мощей, который ученые провели в 1988 году, указывает на специфические особенности: погибший мужчина страдал редким заболеванием, влияющим на способность передвигаться. На костях и тканях святого замечены следы ранений. Перечисленные факты дают повод утверждать, что Илия Печерский (под таким именем похоронен мужчина) – прообраз могучего героя.
Возможно, преувеличения, которые свойственны сказаниям и легендам, – последствия постоянного пересказа. Или создатели былин добавили метафор в рассказ, чтобы произвести впечатление на слушателей.
Мощи Илии Печерского
Муромец и вправду отличался от современников. Описание героя (подтвержденное учеными) доказывает, что рост воина составлял 177 см. Средний рост мужчин в Древней Руси не превышал 160 см. Нужно упомянуть цитаты Бориса Михайличенко, исследователя мощей:
Первое письменное упоминание Ильи Муромца относится к 1574 году
Литовский воевода в записке к Остафию Воловичу вскользь упоминает об отважном воине «Ilii Murawlenina » и заточении русского героя в темнице киевского князя
Существует теория, что рукописные свидетельства о подвигах Муромца были специально уничтожены. Якобы незнатное происхождение героя бросало тень на дружинников-бояр и их потомков.
Илья Муромец
Илья Муромец, или Илья Муровец — один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника.
Фигурирует в киевском цикле былин:
- Илья Муромец и Соловей-разбойник
- Илья Муромец и Идолище Поганое
- Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром
- Бой Ильи Муромца с Жидовином
Илья Муромец в былинах
Беспрецедентно большое число сюжетов, посвящённых Илье Муромцу, даёт уникальную возможность представить в более или менее цельном виде биографию этого богатыря (как представлялась она сказителям).
Согласно былинам, богатырь Илья Муромец до 33-х лет (возраста, в котором начал проповедовать и погиб Христос) «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев (или калик перехожих). Они, придя в дом к Илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести им воды. Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья выпил и выздоровел, после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить её. После, старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. После, Илья прощается со своими родителями, братьями и родными и отправляется «к стольному граду ко Киеву» и приходит сперва «к тому камени неподвижному». На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места неподвижного. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: «Ай же ты конь богатырской! Служи-ка ты верою-правдою мне». После этого Илья скачет к князю Владимиру.
В былине «Святогор и Илья Муромец» рассказывается, как Илья Муромец учился у Святогора; и умирая, тот дунул в него духом богатырским, отчего силы в Илье прибавилось, и отдал свой меч-кладенец.
Исторический прототип Ильи Муромца
Прототипом былинного персонажа некоторыми исследователями считается исторический силач по прозванию «Чоботок», родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи, причисленный к лику святых православной церкви как «преподобный Илия Муромец» (канонизирован в 1643 году) Илия Печерский.
По этой теории Илья Муромец жил в XII веке и скончался в Киево-Печерской лавре около 1188 года. Память по церковному календарю — 19 декабря (1) января. Современные антропологи и врачи-ортопеды при исследовании мощей Ильи подтверждают, что нижние конечности этого человека длительное время по каким-то причинам не действовали, вследствие или врождённого паралича или родовой травмы. Травма позвоночника была устранена, что позволило ему восстановить подвижность ног.
Мощи покоятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры. Надгробная плита Ильи Муромца расположена возле могилы Столыпина.
Теория тождества былинного богатыря с иноком Киево-Печерской лавры вполне правдоподобна.
Былины с участием Ильи Муромца:
- Илья Муромец и сила богатырская
- Илья Муромец и Соловей-разбойник
- Илья Муромец и Поганое Идолище
- Илья Муромец и Калин Царь
- Илья Муромец и дочь его
- Илья Муромец в ссоре с Владимиром
- Илья Муромец и татарченок
- Илья Муромец с Добрыней на Соколе-корабле
- Святогор и Илья Муромец
Описание иконы
На святых образах преподобный Илья изображается с посохом в виде меча. Каждая икона подчеркивает богатырское сложение бывалого воина. Его огромные кисти руки уверенно и спокойно лежат на рукоятке посоха, напоминающего орудие борьбы. Несмотря на то что знаменитый богатырь почил в возрасте 45-50 лет, на иконах его изображают с длинной белой бородой и умными, уставшими глазами. Весь святой лик символизирует мудрость и умиротворение.
Голова святого покрыта капюшоном, который венчается схимническим крестом, означающим Голгофу. На разных иконах можно видеть капюшон от синего до черного цвета, но везде он, как правило, в виде шлема, который подчеркивает боевой дух преподобного.
Икона Ильи Муромца
Нестарый возраст выдает благородный овал лица и ясность глаз, плотно сжатые губы олицетворяют волю и выдержку.
Правая рука поднята в святом крещении, при этом два последних пальца прижаты к ладони, а три соединены вместе. Этим жестом неизвестный художник хотел подчеркнуть, что Илья Муромец — истинный православный верующий.
История рождения преподобного Ильи
Русский богатырь, согласно сказаниям, появился на свет около 1143 года. Это произошло недалеко от древнего города Мурома, в селе Карачарово. И по сей день сохраняется название родного села богатыря. Кроме того, многие его жители носят фамилию Гущиных, из рода которых происходил Илья. Народ сохранил и имена родителей богатыря: Ефросинии Яковлевны и Ивана Тимофеевича.
В отличие от других богатырей, имеющих знатное происхождения, Илья Муромец — единственный, кто вышел из крестьянского рода. Возможно, именно поэтому именно он был наделен народом самой большой телесной и духовной силой.
Историк и литературовед Д.С. Лихачев, считал, что в те времена придуманных героев не существовало, и все повести отражали исторические события с участием реальных людей. И даже, если в рассказах встречались фантастические моменты, то их нельзя считать вымыслом, так как сам автор искренне верил в то, о чем писал.
Описание иконы
На иконе Илья Муромец изображается в монашеском или ратном одеянии. Отличие икон заключается также в возрасте святого, изображенного на иконе. Святой монах – это старец с седой/с проседью небольшой, но окладистой бородой. На его голове – монашеский головной убор, на плечах – накидка. В правой руке он держит крест или свиток, левой рукой благословляет.
Илья Муромец-воин – это молодой человек, облаченный в доспехи, шлем, с копьем в правой руке. Над его головой видна хоругвь с образом Иисуса Христа с двумя ангелами-воителями по бокам. За спиной изображен щит.
В нижней части иконы отображено жизнеописание святого:
- отец-крестьянин;
- княжеская рать;
- сражение с половцем;
- насельник на фоне монастыря.
Надпись на старославянском языке гласит: «Преподобный Илья Муромец».
История жизни Ильи Муромца
В 1643 году он был причислен к лику святых и с тех пор остается единственным святым былинным героем. Память преподобного Ильи Муромца отмечается 1 января. Тем не менее, в древнеславянских рукописях он не упоминается. Возможно, просто потому, что Муромец был не княжеских кровей.
По преданию, Илья-богатырь родился в расположенном неподалеку от Мурома селе Карачарове. Некоторые историки уже в XX столетии выдвинули версию, что это произошло примерно в 1143 году в семье местного жителя, крестьянина Ивана Тимофеевича и его жены Евфросиньи Яковлевны Гущиных. И сегодня немало как карачаровцев, так и муромчан считает себя не только родственниками Ильи Гущина, но и его прямыми потомками.
Православная церковь не составила его «официальной биографии» — канонического жития. Мы больше знаем об Илье из былин, чем из сохранившихся исторических документов. Однако былин Илье посвящено больше, чем любому другому русскому богатырю, и они достаточно точно доносят до нас подробности жизни Муромца. По сути дела, былины рассказывают нам об Илье от его рождения до кончины.
Например, Илья выезжает «Из того ли города из Мурома, из того села из Карачарова». Город такой на карте имеется, и село такое сохранилось. Рядом течет Ока. Былины рассказывают, что ее течение Илья однажды изменил, побросав в реку несколько дубов. Возможно. Жители Карачарова показывают приезжим развалины Троицкой церкви, которая по преданию была заложена легендарным богатырем. В ее основу он положил несколько дубов, которые принес с берега реки на крутую гору.
Кстати, древние мореные дубы в три обхвата на дне Оки встречаются и в наши дни.
Старожилы села обязательно укажут на родники, которые, по преданию, возникли от скоков — ударов копыт коня Ильи Муромца. Малым детям в Карачарове рассказывают, что «гром происходит оттого, что Илья Муромец на шести жеребцах ездит». Местная династия Гущиных считает Илью своим далеким предком. Говорят, что дом, где родился Илья, стоял почти в самом лесу, в гуще деревьев. Отсюда сначала возникло прозвище — Гущины, а потом пошла и фамилия.
Теперь на месте рождения былинного героя стоит дом под номером 279 по Приокской улице. Так считают местные жители. Многие потомки Муромца отличались недюжинной силой. Родившийся в конце XIX века Иван Афанасьевич Гущин легко тянул воз, доверху нагруженный дровами. Во время кулачных боев ему разрешали толкаться только плечами. Не рассчитав силу своего удара, он мог просто убить человека.
Былинные сюжеты
На сегодняшний день существует большое количество былинных сюжетов, в которых главным героем является Илья Муромец. Считается, что впервые этот богатырь земли русской был упомянут в 1574 году в письме старосты Орши Филона Чернобыльского. После этот персонаж встречается и в киевском былинном цикле, который состоит из нескольких произведений:
- «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
- «Ссора Илья Муромца с князем Владимиром».
- «Святогор и Илья Муромец».
- Другие.
В одном из этих произведений о герое рассказывается, как он обучался у Святогора. А когда тот стал умирать, то в Илью дунул духом богатырским, и силы после этого у Муромца прибавились. Также Святогор отдал ему меч-кладенец.
Некоторые прозаические сочинения про этого героя записаны в виде русских народных сказок. Обычно в них нет героев, которые бы действительно существовали на Руси, но зато описываются подвиги богатыря, который сражается с разными сказочными чудовищами. Как описывал филолог Азбелев, в настоящее время уже насчитывается пятьдесят три сюжета героических былин:
- Обретение силы.
- Три поездки.
- Камское побоище.
- Поединок с Добрыней Никитичем.
- Другие.
Проклятие и чудесное исцеление
В народе из уст в уста передавали такую историю. Будто бы дед Ильи Муромца был язычником и, не признавая христианство, однажды разрубил икону. С тех пор проклятие пало на его род — все мальчики будут рождаться калеками. Через 10 лет родился Илья, и казалось, проклятие исполнилось: мальчик с детства не мог ходить. Все попытки вылечить его не увенчались успехом. Но Илья не сдавался, упорно тренировал руки, развивал мышцы, становясь все более сильным, но, увы, ходить по-прежнему не мог. Шли годы, и, наверное, не раз ему казалось, что нужно смириться с судьбой: он навсегда останется калекой.
Но когда Илье исполнилось 33 года, произошло нечто необъяснимое. Настал день, который круто и навсегда изменил его жизнь. В дом вошли старцы — калики перехожие (нищие странники), и попросили мальчика подать воды. Он объяснил, что не может ходить. Но гости настойчиво повторили просьбу, которая прозвучала уже как приказ. И Илья, внезапно почувствовав небывалую силу, впервые встал на ноги…
Илья встал на ноги после 33 лет неподвижности. И ученые, проводившие исследования мощей, подтверждают, что костная ткань этого человека чудесным образом восстановилась. Более того, по их заключению, после тридцати лет он вел активный образ жизни, что полностью соответствует былинам.
Популярные темы сообщений
- Растения красной книги Чтобы лучше узнать, как сберечь и увеличить растительные и животные ресурсы природы, создан исключительный сборник, где собраны редкие и исчезающие виды представителей флоры и фауны – Красная книга. Над содержанием сборника постоянно
- Васнецов Виктор Михайлович Виктор Михайлович Васнецов знаменитый и талантливый русский художник. Он родился в небольшом селе в Вятской губернии. Отец его был священником, а в семье кроме Виктора было еще пятеро детей. Вятская губерния всегда выделялась красивой природой
- Город Ставрополь Город Ставрополь является административным центром всего Ставропольского края. Это одновременно и культурный, и промышленный город. В нем хорошо сочетаются старые традиции, и современные передовые технологии.
Как богатырь из Мурома в Киевском монастыре оказался
История умалчивает о том, как Илья Муромец принял монашеский постриг. По одной из версий, он получил тяжелейшее ранение в бою, после чего решил уйти в монастырь.
Для того времени это не было диковинкой: многие воины меняли земное оружие на небесное, тленные ценности — на вечные и готовили свои тело и душу для перехода в мир иной.
Поскольку Илья Муромец по своей натуре был человеком скромным, то о его монашеском подвиге тем более ничего не известно. Сомневаться в том, что его жизнь действительно была святой, не дает тот факт, что его мощи остались нетленными, и примеры исцелений по молитвам ко святому.
Есть и другая версия: недалеко от монастыря или в нем самом Илья Муромец получил смертельное ранение в сердце. Как уважаемого народного героя его похоронили сначала в Софийском соборе, а потом усыпальницу перенесли в Ближние (Антониевы) пещеры Киево-Печерской лавры.
Роковое нашествие половцев
Былинный Илья после пострига за меч никогда не брался. Настоящий Илия Печёрский погиб во время очередного сражения, уже после того, как дал обет. Во время исследования останков на левой руке и груди богатыря обнаружились сильные повреждения. Предположительно, он закрывался рукой от удара чего-то острого, что прошило руку и вонзилось в сердце.
Скорее всего, Илия Печёрский погиб от половецкого копья. Примерно в 1203 году на Киев напали половцы, возглавляемые князем Рюриком. В результате был захвачен Киево-Печёрский монастырь и Софийский собор. Бывший воин не смог сидеть сложа руки, когда захватчики оскверняли святыни. Илие Печёрскому пришлось нарушить обет и вновь, в последний раз, взяться за оружие.
Мощи Ильи Печёрского в Киево-Печёрской лавре
Илья Муромец и богатырский конь
И вот видит: точно – идет мужичок.
Выбегает Илья, спрашивает: — Куда жеребеночка ведешь?
А тот отвечает: — Очень плох получился. Пришибить надо.
Стал тут Илья просить мужичка, чтобы он жеребеночка не пришибал, а лучше ему отдал.
Удивился мужик: — Да на что тебе такой жеребеночек? Куда он годится?
А Илья все свое: отдай да отдай.
Подумал мужичок и отдал Илье жеребеночка. И даже не взял с него никакой платы.
Привел Илья Муромец жеребенка к себе на двор, поставил в стойло и давай поить и кормить, как учили странники.
В скором времени стал жеребеночек от такого ухода расти да хорошеть. А как минуло ему три лета, сделался он сильным, здоровым конем. Илья Муромец начал его выводить в поле чистое и учить скакать через рвы широкие, через тыны высокие. Да только нет для коня ни рва глубокого, ни тына высокого: все ему нипочем. Илья Муромец и сам удивляется, что за конь богатырский из жеребеночка шелудивого вырос.
Стал Илья подыскивать себе колчан со стрелами, лук тугой и меч вострый. Всё разыскал по силе своей да по росту, и пошел к отцу с матерью.
Поклонился и говорит: — Дорогие мои родители, Иван Тимофеевич и Ефросинья Яковлевна, давно мне хотелось по белому свету погулять, людей посмотреть, себя показать. Благословите меня. Я поеду. — А куда поедешь-то? — спрашивает отец. — А в стольный Киев-град, послужить князю Владимиру Красное Солнышко.
Отец с матерью заплакали и стали говорить: — Ах ты, милый наш сын, Илья Муромец, думали мы выкормить, вырастить тебя себе на утешение. Да, видно, не удержишь сокола в тесной клетке. Делать нечего, поезжай к князю Владимиру, людей посмотри, себя покажи.
Опоясался мечом Илья Муромец, оседлал коня, вывел его, сел и поехал.
Где находятся мощи
В Киево-Печерской лавре
Мощи Илии Печерского покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Тело святого лежит в молитвенном положении, правая рука в прорези покрывала. Рука сложена в двоеперстие.
в Муроме
В городе Муроме, на родине Илии, хранится часть левой руки святого. В Спасо-Преображенском мужском монастыре по адресу: ул. Лакина, 1. Там в отдельных покоях с низкими сводами находится гробница, в ней скульптурное изображение святого (резная фигура из дерева), левая рука лежит поверх груди.
В серебряном ковчеге частицы мощей. Лицо Илии спокойно, он в полном монашеском облачении, вокруг головы золотой нимб.