Неделя о самаряныне

Мученичество

Около 63 г. Фотина и ее дети жили уже в Карфагене. Житие святой умалчивает, как и зачем они туда попали из Сихари. Но точно известно, что Фотина передала своим детям горячую веру в Спасителя. Так сложилось, что именно сын святой начал мученический подвиг, который потом прошла и вся семья.

Воин-христианин

Христианская вера не помешала Виктору, старшему из двух сыновей самарянки, служить в римском войске. Храбрый и умелый, он был на хорошем счету. Его даже направили на высокую должность в Атталию

Здесь его открытая проповедь Христа – а своей веры Виктор никогда не скрывал – привлекла внимание градоначальника, Севастиана. Тот, разузнав о новом военачальнике и его семье, просил доблестного мужа не говорить о Христе всем и каждому

Да и мать с братом убедить не делать так. Верите – верьте «в душе». Ведь как будет жаль, если столь прекрасный воин и его семья пострадают за веру в Распятого – как известно, император Нерон христианам не благоволит.

Житие повествует, что Виктор отказался выполнить настоятельную рекомендацию начальника города. А сам Севастиан, «мудро» советовавший христианам воздержаться от проповеди, вдруг лишился зрения. Три дня пролежал он не только без зрения, но и без голоса. А на четвертый день… сам стал христианином узрев некое Божественное видение. Видевшие его обращение слуги также крестились.

Суд в Риме

Император Нерон, узнав о едва ли не скандальном случае перехода в христианство градоначальника и всего его дома, велел привести в Рим на судилище Севастиана, Виктора и прочих уверовавших. По преданию, перед царским судом Сам Господь явился Виктору и Севастиану. Последнего Он благословил и укрепил предстоящий подвиг, а Виктора переименовал Фотином, «Светозарным».

Что же касается Фотины, то она, также извещенная Самим Христом об ожидающем ее Виктора и его друзей судебном процессе у Нерона, пришла в столицу империи сама вместе с младшим Иосией – Анатолией, Фото, Фотидой, Параскевой и Кириакией. Все они, представ на суд, исповедовали себя христианами и не пожелали отречься от своего Бога. Нерон велел выколоть глаза Севастиану и Виктору и бросить их в тюрьму. Фотину и других женщин он решил отправить в свой дворец под надзор дочери, Домнины. Вероятно, Нерон думал, что в языческом окружении христианки оставят свое «заблуждение».

Популярное за 7 дней

На престольном празднике погибла супруга священника
21.11.21 10:33

Митр. Антоний (Паканич): 4-й псалом открывает формулу счастья
17.11.21 11:38

Образы старой Греции в полотнах Теодороса Раллиса
23.11.21 10:45

«А крестик с ребёнка лучше снимите»: о новом атеизме
17.11.21 13:39

Святой Архистратиг Михаил и прочие Небесные Силы бесплотные: как и нам стать Ангелами?
19.11.21 19:14

Митр. Антоний (Паканич) о главном уроке от Архистратига Михаила
20.11.21 22:21

Архангел Михаил. 10 икон
18.11.21 18:17

Что такое эгоизм больного человека?
19.11.21 10:52

Митр. Антоний (Паканич): Зачем нужны правила поведения?
22.11.21 16:39

22 ноября — празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.21 09:21

Традиция Восточной церкви[ | ]

В православной традиции женщина, которую Иисус встретил у колодца, носила имя Фотина (Светлана). Она стала христианкой и приняла мученическую смерть в Риме в 66 году. Вместе с ней пострадали её сыновья Иосия и Виктор, а также сёстры Анастасия, Параскева, Кириакия, Фото и Фотида. Одним из эпизодов её мучений было, что с неё содрали кожу и бросили в колодец.

Её память совершается в греческой Православной церкви в 5-ю Неделю по Пасхе (Неделя о самаряныне) и 26 февраля (григорианский календарь); в Русской — 20 марта (2 апреля).

В византийском обряде воспоминанию истории встречи Христа и самарянки посвящена пятая пасхальная неделя (воскресенье), в амвросианском — первое воскресенье Великого поста.

Беседа с самарянкой

Беседа Христа с самарянкой. Монастырь Карея, Афон, XIII в.

Иисус пробыл со Своими учениками в Иудее еще некоторое время. Многие тогда хотели послушать Его проповедь и стать Его учениками. Но когда Иисус узнал, что это начинает вызывать волнение у иудейских фарисеев, Он решил оставить Иудею и вернуться в Галилею, где прошли Его детство и юность. Прямой путь из Иудеи в Галилею лежал через Самарию — область, которую населяли потомки смешанных браков между израильтянами и язычниками. Самаряне признавали Пятикнижие Моисея как Священное Писание, но в их религии были и элементы язычества. Главным предметом спора между самарянами и иудеями был вопрос о том, где поклоняться Богу: иудеи со времен Давида приносили жертвы в Иерусалиме, а самаряне поставили жертвенник на горе Гаризим. Между самарянами и иудеями существовала вражда, так что само слово самарянин считалось у иудеев бранным и презрительным.

В полдень Господь и ученики остановились у колодца близ самарянского селения Сихарь. Зной мешал продолжать путь, и ученики, оставив Учителя у колодца, пошли в селение купить еды. В это время к колодцу пришла самарянка. Иисус обратился к ней: «Дай мне пить». Видя по одежде и речи, что перед ней иудей, она удивилась: «Как же ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки?» Иисус сказал ей в ответ: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит с тобой, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». Женщина не поняла духовного смысла слов Иисуса и возразила: «Тебе и почерпнуть-то нечем, а колодец глубок. Откуда же у Тебя живая вода?» Иисус сказал ей в ответ: «Всякий, кто пьет эту воду, захочет пить снова, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек, эта вода сделается для него источником, текущим в вечную жизнь». Иисус говорил о даре Святого Духа, но женщина Его вновь не поняла: «Тогда дай же мне такой воды, чтобы я больше не хотела пить и мне не нужно было приходить сюда за водой». Иисус сказал ей: «Пойди, позови мужа твоего», на что самарянка ответила, что у нее нет мужа. Господу не было нужды знать о человеке по рассказам, Он видел насквозь каждого человека и поэтому сказал: «Ты права, сказав, что у тебя нет мужа. Ведь у тебя было пять мужей, и тот, с кем ты сейчас живешь, не муж тебе». Женщина удивилась Ему: «Господин! Я вижу, что Ты пророк. Тогда скажи, где должно поклоняться Богу — на горе Гаризим, как говорят наши отцы, или в Иерусалимском храме, как учат иудеи?» Иисус ответил ей: «Поверь Мне, настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Богу в духе и истине везде, где бы они ни находились».

Фреска Живоносный Источник

В Пятикнижии Моисей говорил о Христе как о великом пророке и наставнике народа, поэтому самарянка спросила Иисуса: «Я знаю, что должен прийти Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все». И тут Иисус открыл ей великую тайну: «Это Я, Который говорю с тобою». В это время вернулись ученики Его с пищей, а женщина, бросив водонос, побежала в селение, чтобы рассказать всем людям о своей удивительной встрече. Между тем ученики предложили Господу еду, на что Он сказал им: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве». Господь пробыл в этом самарянском селении два дня, и за это время многие самаряне из Сихаря с охотой слушали Его и уверовали в Него. После этого Иисус и ученики продолжили свой путь в Галилею.

Придя в город Кану, где Он некогда претворил воду в вино, Иисус совершил Свое второе чудо в Галилее. К нему обратился придворный, у которого в Капернауме лежал при смерти больной сын. Услышав о том, что Иисус совершал в Иудее, он просил Его прийти и исцелить мальчика. «Иди, сын твой здоров», — сказал Иисус. Поверив этому, придворный поспешил домой и узнал, что болезнь оставила ребенка именно в тот момент, когда он говорил с Иисусом.

Игры и мероприятия

Не будь пойманым!

Поместите несколько чашек внутри обруча на полу (если вы проводите игру снаружи  то заполните их водой). Затем разделите игроков: один будет стоять  спиной к обручу, а другие игроки чтобы стояли лицом к  обручу на некотором расстоянии. Начиная  с определенного расстояния, игроки, стоящие  лицом к обручу, должны попытаться подкрасться и забрать воду из «колодца», при этом чтобы они не были пойманы в движении.  Человек стоящий рядом с колодцем может развернуться в любое время. Любой игрок, который будет «пойман» в движении, должен вернуться на стартовую линию.

Переливание воды — эстафета

Заполните большое ведро или бассейн водой. С другой стороны прочертите или создайте стартовую линию и разделите людей на команды. Дайте каждой группе контейнер или ведро и чашку. Игроки должны бегать на перегонки, чтобы заполнить свои ведра водой. Если играть в командах, только один человек может пойти за один раз. Если ваши дети не против того, чтобы намочиться, предложите чтобы они  держали чашку воды над головой на обратном пути.

Изменение цвета воды

Для этой деятельности, вам понадобится несколько прозрачных пластиковых стаканчиков, краски, кисточки, и вода.

Налейте немного чистой воды в чашку и попросите вашего ребенка сделать новый цвет. Они должны мазать и мешать  разные  краски. Начните с первичного цвета, такого как красный, желтый или синий, а затем перейдите на смешивание цветов. (желтый и красный, оранжевый, желтый , синий, зеленый, красный , синий и фиолетовый)

Культурные ссылки [ править ]

В изобразительном искусстве

  • Иисус и самарянка у колодца
  • Самаритянка у колодца 1651 — Жерве Друэ

  • Христос и самаритянка , Дуччо ди Буонинсенья

  • Иисус и самарянка у колодца , с картины Джакомо Франческини

  • Христос и самарянка , Стефано Эрарди

  • Христос и самаритянка , Ян Йост ван Калкар

  • Иисус и самарянка у колодца , с картины Гверчино

  • Христос и самаритянка , Йозеф фон Хемпель

  • Христос и самарянка , с картины Лукаса Кранаха Старшего

  • Женщина у колодца — Карл Генрих Блох

В музыке

  • Иисус встретил женщину у колодца , евангельская песня, датируемая 1949 годом или ранее (самая ранняя известная запись The Fairfield Four )
  • Поднимите его, вот и все , евангельская песня 1927 года или ранее (самая ранняя известная запись Вашингтона Филлипса )
  • Женщина из Самарии , священная кантата 1867 года английского классического композитора Уильяма Стерндейла Беннета
  • Наполни мою чашу, повелитель , гимн, написанный Ричардом Бланшаром в 1959 году
  • Иисус дал мне воду , евангельская песня The Soul Stirrers в 1951 году.
  • Служанка и Палмер, также известные как Колодец под долиной ( Руд 2335, Детская баллада 21)
  • Woman At The Well , христианская поп- песня, написанная и исполненная Оливией Лейн в 2021 году.

В кино и на телевидении

Самарянку играет Ванесса Де Сильвио в многосезонном шоу о жизни Христа «Избранник» . Ее встреча с Иисусом завершает первый сезон. В начале 2 сезона ее снова видели, нетерпеливо рассказывающей всем окружающим об Иисусе.

Внешние ссылки [ править ]

  • на сайте orthodoxwiki.org
  • СМИ, связанные с на Викискладе?
vтеЛюди Нового Завета
Иисус Христос
  • В христианстве
  • Исторический
  • Жизнь Иисуса в Новом Завете
Евангелия
Физическим лицам
  • Alphaeus
  • Анна пророчица
  • Анна
  • Варавва
  • Вартимей
  • Слепой (Вифсаида)
  • Каиафа
  • Селидоний
  • Клеопа
  • Clopas
  • Дьявол
  • Кающийся вор («Дисмас»)
  • Элизабет
  • Габриэль
  • Нераскаявшийся вор («Гестас»)
  • Дочь Иаира
  • Джоанна
  • Иоанн Креститель
  • Джозеф
  • Иосиф Аримафейский
  • Joses
  • Джуд
  • Лазарь
  • Легион
  • Люк
  • Лисания
  • Малх
  • Марта
  • Мария, мать Иисуса
  • Мария Магдалина
  • Мэри, мать Джеймса
  • Мария из Вифании
  • Мария Клопа
  • Обнаженный беглец
  • Сын вдовы Наина
  • Никодим  ( Никодим бен Гурион )
  • Саломея
  • Сатана
  • Симеон
  • Симон, брат Иисуса
  • Симон Киренский
  • Симон прокаженный
  • Симон фарисей
  • Susanna
  • Сирофиникиянка
  • Теофил
  • Закхей
  • Зеведей
  • Захария
Несколько
  • люди по имени Джеймс
  • люди по имени Джон
  • люди по имени Иуда или Иуда
  • люди по имени Мэри
  • люди по имени Саймон
Группы
  • Братья Иисуса
  • Демоны
  • Ученики
  • Евангелистов
  • Ученицы Иисуса
  • Богобоязненные
  • Иродианцы
  • Волхвы
  • Мироносцы
  • Фарисеи
  • Прозелиты
  • Саддукеи
  • Самаритяне
  • Синедрион
  • Писцы
  • Семьдесят учеников
  • Пастухи
  • Женщины у распятия
  • Фанатики
Апостолы
  • Андрей
  • Варфоломей

    Нафанаил

  • Иаков, сын Алфея

    Меньше

  • Иаков, сын Зеведея
  • Джон

    • Евангелист
    • Патмос
    • « Ученик, которого любил Иисус »
  • Иуда Искариот
  • Иуда Фаддей
  • Мэтью
  • Филип
  • Симон Петр
  • Симон Зилот
  • Томас
Акты
  • Эней
  • Агабус
  • Анания (Дамаск)
  • Анания (Иудея)
  • Анания, сын Недебея
  • Аполлос
  • Aquila
  • Аристарх
  • Варнава
  • Blastus
  • Корнелиус
  • Дамарис
  • Деметриус
  • Дионисий
  • Доркас
  • Елима
  • Египтянин
  • Эфиопский евнух
  • Евтих
  • Гамалиэль
  • Джеймс, брат Иисуса
  • Джейсон
  • Иосиф Барсаббас
  • Иуда Варсавва
  • Иуда Галилейский
  • Люциус
  • Люк
  • Лидия
  • Manaen
  • (Джон) Марк

    • Евангелист
    • двоюродный брат Варнавы
  • Мэри, мать (Джона) Марка
  • Матиас
  • Mnason
  • Никанор
  • Парменас
  • Павел
  • Филип
  • Присцилла
  • Прохор
  • Публий
  • Рода
  • Сапфира
  • Sceva
  • Семь диаконов
  • Сайлас  / Сильванус
  • Симеон Нигер
  • Саймон Маг
  • Сопатер
  • Сосфен
  • Стивен
  • Теудас
  • Тимоти
  • Тит
  • Трофим
  • Тихик
  • Зенас
Семья римлян Ирода
Евангелия
  • Антипа
  • Архелай
  • Ирод Великий
  • Иродиада
  • Лонгин
  • Филип
  • Пилат
  • Жена Пилата
  • Квириний
  • Саломея
  • Тиберий
Акты
  • Агриппа
  • Агриппа II
  • Беренис
  • Корнелиус
  • Друзилла
  • Феликс
  • Festus
  • Галлио
  • Лисий
  • Paullus
Послания
  • Ахайкус
  • Александр Эфесский
  • Александр Медник
  • Андроник
  • Архипп
  • Аретас IV
  • Артема
  • Запястье
  • Клаудиа
  • Crescens
  • Димас
  • Диотреф
  • Епафрас
  • Епафродит
  • Эраст
  • Юнис
  • Еводия и Синтихия
  • Иродион
  • Гименей
  • Иисус Юстус
  • Иоанн пресвитер
  • Юния
  • Линус
  • Лоис
  • Мэри
  • Майкл
  • Нимфы
  • Олимп
  • Онисим
  • Онисифор
  • Пуденс
  • Филимону
  • Филет
  • Фиби
  • Quartus
  • Сосипатр
  • Тертиус
  • Трифена и Трифоза
Открытие
  • Антипа
  • Четыре всадника
  • Аполлион
  • Два свидетеля
  • Женщина
  • Зверь
  • Три ангела
  • Вавилонская блудница
Авторитетный контроль
  • BNE :
  • GND :
  • LCCN :
  • VIAF : ,
  • WorldCat Identities :

Оригинальный текст и слова песни Христос И Самарянка:

Под тенью навеса на выступе гладком, Сидел у колодца Христос, Пришла самарянка в обычном наряде. Наполнила свой водонос.

Христос попросил поделиться водою, Она же сказала в ответ: «Ведь я Самарянка, а с нашей средою, Общения кажется нет».

Христос ей ответил: «О, если б ты знала, Кто воду живую творит, Сама бы искала, сама бы просила, Того, кто с тобой говорит».

Колодец глубокий, как воду живую, Ты можешь достать из него, Отец наш Иаков, дал воду простую, Неужели Ты больше его?

Христос ей сказал: «Приведи сюда мужа», Ответила: «Нет у меня». Ты правду сказала, ты пять их имела, И этот, не муж у тебя.

Я вижу, пророк Ты, скажи где молиться? На нашей горе Хирузим, Иль Богу Живому, иль в храме Святому, Пришедше во Ерусалим.

Ни здесь и ни там, но везде и повсюду, Где сердце любовью горит, Об этом Мессия поведает людям, Мессия с тобой говорит.

Она Самарянка быстрей побежала, Забыла про свой водонос, И встречным кричала и всех приглашала, Идите: «явился Христос!»

Он там у колодца, сидит отдыхает, И очи пылают огнём, Послушайте, люди, он всех приглашает В восторге твердила о нём

Он все мне сказал, что я думала тайно, Пойдите, он скажет и вам, И все удивлялись, встречая случайно, И верили этим словам.

И весть Самарянки в сердца проникала, Хоть была коротка, проста, И многие люди спасенья искали, В учении Иисуса Христа.

День ангела Светланы

Св. Фотину церковно чествуют 20 марта (2 апреля). Предполагается, что это день ее мученической кончины около 66 г. от Рождества. Кроме того, событие ее встречи со Христом вспоминается в 5 Неделю (воскресенье) после Пасхи. Этот день называется «Неделей о Самаряныне».

Особую историю в России имеет имя святой, которое носят сейчас очень многие женщины.

Интересный фактФотина – греческое имя, означающее «Светлая». Интересно, что русский перевод «Светлана» возник только в начале XIX в. А.Х. Востоков в 1802 г. впервые употребил это имя в романсе «Светлана и Мстислав». В 1813 г. В.А. Жуковский создал балладу «Светлана». Но только после 1917 г. имя стало распространяться.

Однако в Крещении Светланы обычно нарекаются Фотиниями. В то же время в современных святцах и церковных календарях нередко можно встретить двойное именование мученицы: «Фотиния (Светлана)», поскольку речь идет просто о переводе на русский язык греческого имени.

Немногие храмы посвящены мученице Фотине – она так и осталась как бы в тени самой важной встречи в своей жизни. Ни до, ни тем более после встречи с Господом она не желала славы: судьбой и содержанием жизни была только проповедь веры

Как и Апостол Павел, она могла сказать о себе:

Духовная революция

Наконец, разговор принимает ещё более доверительный характер, и самарянка говорит: «Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:19-24). Слова Спасителя — ключевые в этой беседе. Протопресвитер Александр Шмеман в своих беседах на радио «Свобода» говорил, что эти евангельские строки «имеют решающее значение для понимания самой сущности христианства, ибо в них заключена, выражена и навеки возвещена настоящая духовная революция, революция в самом понимании религии; ими действительно начинается христианство». Это действительно главная идееобразующая мысль в беседе Спасителя с самарянкой. Идея о свободе отличает христианство от всех других религий.

Надо понимать, что религиозная жизнь до Христа была полностью основана на Ветхом Завете. Это декалог, записанный Моисеем, различные ритуальные постановления, которые регулировали самые разнообразные стороны человеческой жизни. Что приносить Богу в жертву, в каком количестве и порядке, в какие дни работать, какие совершать поклонения, где и как молиться Богу — это было чётко прописано, установлено раз и, как казалось, навсегда. Это был жёсткий и беспощадный свод правил, который порой не знал компромисса. Человек должен был подстроить себя под этот закон. Вся суть религиозной жизни Ветхого Завета сводилась к буквальному и чёткому исполнению правил. Это была педагогическая, вынужденная мера: Закон не столько должен был приводить человека к Богу, сколько сдерживать его греховные стороны. Конечно же, для полноценной духовной жизни человеку нужно было другое, и именно это «другое» приносит Христос. Это Он объясняет женщине у колодца: отныне дух и истина вместо буквы закона поставлены в центр духовной жизни каждого человека.

Почитание в православии

Фотина – известная в православии святая, о которой благодаря Евангелию знает каждый. Однако храмов, посвященных памяти мученицы, немного.

Храм в Наблусе

Вероятно, первый и самый знаменитый храм Фотины Самарянки построен у колодца Иакова в Наблусе, бывшем Сихеме. Церковь была здесь с IV по VI в., затем ее разрушили. Восстановить ее пытались при помощи России в начале XX в., но этот процесс прервала 1 мировая война. Однако близ дорогого христианам места находился греческий монастырь.

Церковь св. Фотины Самаряныни у колодца Иакова в Наблусе

В 1979 г. здесь от рук иудеев погиб архим. Филумен. Его принуждали убрать кресты и иконы от колодца Иакова, угрожая смертью. Отказавшись, священнослужитель был замучен по подобию Фотины и ее сродников: его ослепили, изранили лицо, нанеся крестообразные раны в издевку над христианством, отрубили пальцы правой руки. О. Филумена похоронили в Иерусалиме.

29

Август
2008 года

Мощи священномученика Филумена обретены нетленными, и тогда же перенесены в восстановленный храм Фотины.

Сейчас среди святынь храма:

  • колодец Иакова, находящийся в крипте;
  • кувшин Фотины, с которым она пришла за водой в памятный день встречи с Господом.

Другие реликвии

В Цветной Триоди в Синаксаре в Неделю о Самаряныне приводится предание, что камень, на котором сидел Господь во время разговора с самарянкой, принесен императором Юстинианов в храм Св. Софии в Константинополе и положен на паперти «от востока, в храм входящи на левой стране». Здесь, повествует Триодь, бывали многие исцеления

В храме св. Софии находилось также «устие» колодца, в который брошена была самарянка и где она скончалась.

Мощи святой Фотины полностью не сохранились. Но на Афоне находится часть ее главы. Место пребывания святыни – монастырь Григориат. Частицы мощей можно встретить в ее иконах, в том числе в России и на Украине.

Беседа Христа с самарянкой. Италия. Венеция. Собор Святого Марка; XIV в.; местонахождение: Италия. Венеция, Собор Святого Марка

Почитание в России и на Украине

Интересный фактДо 1917 г. Фотину особенно любили в народе как врачующую от лихорадки, видимо, на основании Синаксаря из Триоди. Считалось, что от этой болезни она в свое время исцелила своего сострадальца, мученика Севастиана. Высказывались также предположения, что, поскольку обращение Фотины произошло у колодца, Господь дал святой особое благословение освящать воды, а, по народным представлениям, источником лихорадки как раз являлась вода.

В настоящее время в России не сохранилось храмов, посвященных Фотинии Римской. На Украине в Днепропетровской области в селе Диброво образован приход храма св. Фотинии Римской. Случилось это в 2002 г. Строительство церковного здания пока не завершено. Богослужения совершаются в бывшем здании сельского совета. Но будущий храм уже имеет свою святыню – икону св. Фотины с частицей ее мощей.

Иконография

На иконах св. Фотина изображается в красных одеждах мученицы, с крестом в руке. Отличительная черта изображения – головная повязка святой, характерная для Ближнего Востока. Иногда в руке Фотины – свиток со словами, которые она когда-то обратила к встретившемуся ей Господу:

Чудеса веры

Примерно наказав христиан, Нерон, человек непостоянный, видимо, забыл об этой христианской семье – как повествует житие Фотины, на долгих 3 года.

А потом до Нерона дошли слухи о том, что все пошло совсем не так, как ему думалось. Мало того, что ослепленные Виктор и Севастиан странным образом исцелились и в тюрьме принимали множество людей, обращая их ко Христу. Странное происходило в самом дворце царя, в его собственной семье.

Интересный факт

Фотина своей пламенной верой и чистотой жизни обратила ко Христу и царевну Домнину, и даже ее служанок. Тайно от Нерона все они крестились. Царский дворец стал местом христианских молитв и славословий.

Кончина

Новый суд и новые мучения, которым подверг Нерон Фотинию и ее семью – сопровождались новыми знамениями христианской веры.

Фотина, Иосию и Севастиана распяли вниз головами и три дня избивали. А потом слуги, посланные посмотреть, живы ли непокорные христиане, лишились зрения. Сами страдальцы тогда же получили полное здравие от явившегося Ангела. Помолившись о слугах, Фотин и его сострадальцы вернули ослепшим зрение. Все исцеленные тут же стали христианами. Вскоре они приняли мученическую кончину, как и Фотин, Иосия и Севастиан. Именно их особенно сильно истязали перед смертью: отрубили голени, содрали кожу. То же мучение и отрезание грудей пережили сестры Фотины. Одна из них, Фотида, потерпела и более ужасные мучения: ее за ноги привязали к двум пригнутым к земле деревам. Выпрямившись, деревья разорвали мученицу надвое. Остальных уверовавших Нерон велел усечь мечом.

В это время Фотина, с которой также содрали кожу, лежала в глубоком колодце, куда ее бросили, думая, что она умрет. Но когда, спустя несколько дней, ее вытащили из колодца, она была жива. Оставшись последней из семьи, уже казненной за Христа, мученица безбоязненно продолжала говорить о своем Боге и вере. Акты мученические, протоколы допросов, которые велись тогда на суде, сохранили ее ответ Нерону.

Когда император предложил Фотине поклониться богам, она безбоязненно бросила ему в лицо обличение:

Понимавший толк в мучительстве Нерон не знал, что еще сделать с несгибаемой женщиной. Фотина еще раз была брошена в колодец. Это стало ее последней казнью и окончанием земного пути.

Цветная Триодь в Синаксаре на Неделю о самаряныне дополняет сведения жития и говорит, что перед кончиной Фотина претерпела и другие муки:

Интерпретации [ править ]

Ученые отметили, что эта история, похоже, смоделирована по образцу стандартной « типовой сцены » помолвки из еврейского Священного Писания, особенно с Иаковом в Бытие 29. Это соглашение, которое было бы знакомо еврейским читателям, следуя более раннему сцена, в которой Иоанн Креститель сравнивает свои отношения с Иисусом с отношениями друга жениха. Джо-Энн А. Брант, например, заключает, что «среди литературных критиков есть почти единодушное мнение о том, что сцена у колодца Джейкоба соответствует условностям типовой сцены обручения, найденной в еврейском повествовании». Другие ученые отмечают существенные различия между Иоанном 4 и сценами обручения в еврейской Библии. Например, Дороти А. Ли перечисляет несколько несоответствий между еврейскими сценами обручения и Иоанна 4: «Самарянка — не молодая еврейская девственница, и обручения не происходит; колодец не связан с половым плодородием, но является образом спасения (см. Ис. 12: 3); Иисус представлен не как жених, а как податель воды живой ».

Этот эпизод Евангелия упоминается как « парадигма нашего взаимодействия с истиной» в книге « Римская курия» Христианское размышление о Новой Эре , поскольку в диалоге говорится: «Вы поклоняетесь тому, чего не знаете; мы поклоняемся тому, что знаем». и предлагает пример «Иисуса Христа, носителя воды жизни». Отрывки из иногда называют о воде жизни , которая является дополнением к беседе о хлебе жизни .

В восточно-христианской традиции имя женщины во время ее встречи с Иисусом неизвестно, хотя позже она была крещена «Фотина». Она прославляется как известная святая. Как далее рассказывается в и от , она быстро распространила весть о своей встрече с Иисусом, и благодаря этому многие уверовали в Него. Говорят, что ее продолжающееся свидетельство привело к христианской вере так много людей, что ее называют « равной апостолам »

В конце концов, привлекая внимание императора Нерона , она предстала перед ним, чтобы ответить за свою веру, претерпев множество пыток и умерла мученической смертью после того, как была брошена в сухой колодец. Ее вспоминают в воскресенье через четыре недели после Пасхи., который известен как «воскресенье самарянки»

В Оахаке, штат Оахака , Мексика, в четвертую пятницу Великого поста проходит празднование самарянки . В этот день в церквях, школах и на предприятиях раздают морсы прохожим.

Библейский рассказ [ править ]

Восточно-православная икона Святой Фотины, встречающей Христа

Женщина появляется в от Иоанна 4 : 4–42, однако ниже от Иоанна 4: 4–26:

Этот эпизод происходит перед возвращением Иисуса в Галилею . Некоторые евреи считали самаритян иностранцами, и их отношение часто было враждебным, хотя они разделяли большинство верований, в то время как многие другие евреи принимали самаритян как своих собратьев-евреев или как самаритян-израильтян. Два сообщества, кажется, разошлись в период после изгнания

Обе общины разделяют Пятикнижие , хотя, что очень важно, Самаритянское Пятикнижие помещает святую гору на горе Гаризим, а не на горе Сион , как это подтверждается в Иоанна 4:20

Евангелие от Иоанна, как и Евангелие от Луки, благосклонно относится к самарянам повсюду, и, хотя Евангелие от Матфея цитирует Иисуса на одном из ранних этапов его служения, призывая его последователей не евангелизировать в то время ни один из городов самаритян, это ограничение было явно отменено позже, ко времени Евангелия от Матфея 28:19. Ученые расходятся во мнениях относительно того, являются ли упоминания самаритян в Новом Завете историческими. Согласно одной точке зрения, исторический Иисус не имел контактов с самарянами; другое — это то, что эти отчеты восходят к самому Иисусу. В Деяниях 1: 8 Иисус обещает апостолам, что они будут свидетелями самарянам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector