Евангельская притча о милосердном самарянине

LiveInternetLiveInternet

Недалеко от Иерусалима, всего в получасе езды, находится единственный в Израиле музей мозаики «Приют доброго самаритянина». Всего в мире три таких музея и один из них у нас, в Израиле. В древности в этом месте проходила дорога между Иерихоном и Иерусалимом и ее библейское название было «Красный подъём». Это была тяжелая дорога – перепад высоты с -200 метров до +850, но эта дорога была лучше, чем другие. Её можно было разбить на 2 дня пути, поэтому уже 2,500 лет здесь останавливались на ночь. Свое название она получила из-за горной породы красного цвета по обе стороны от неё.

Есть и другое объяснение происхождения этого названия. Эта дорога всегда была полна разбойников, которые нападали на путников и ради наживы без раздумываний и сожалений проливали чужую кровь. «Её серпантин въется вокруг утесов, за которыми удобно прятаться бандитам. На пути есть сотни мест, где прямой участок на концах ограничен двумя крутыми поворотами, а по бокам огражден валунами или скальными выступами, за которыми легко могут притаиться два-три вооруженных человека. После ограбления ничего не стоит ускользнуть по диким расщелинам, что ведут к тысячам пещер, которые могут послужить отличным укрытием на время…» («Святая земля. Путешествие по библейским местам» Генри В. Мортон).

Именно в этом месте происходит действие, описываемое в известной притче Иисуса Христа «О добром самаритянине». Здесь проходил человек, на которого напали разбойники, ограбили, избили и оставили умирать под палящим солнцем. Ему не помогли ни священник, ни левит, проходившие мимо. А остановился и помог самаритянин, человек из народа, с которым у евреев были враждебные отношения. Он привез избитого на постоялый двор и заплатил за его уход. Это притча о милосердии и бескорыстной помощи тому, кто в этом нуждается, независимо от его происхождения и этнической принадлежности. В некоторых странах мира есть закон доброго самаритянина, обязываюший оказать посильную помощь пострадавшему. В Израиле такой закон был принят в 1998 году.

Выражение «добрый самаритянин»

Фраза стала крылатой и используется для обозначения того, кто готов пожертвовать самым последним ради абсолютно незнакомого человека. Именно это значение отражено в названии некоторых больниц, госпиталей и благотворительных организаций.

Нередко выражение используется в переносном значении, в отношении тех, кто выставляет свою «доброту» напоказ.

Богословская наука лишена подобных одномерных толкований легендарной притчи:

  • Греческий философ Ориген интерпретирует ее как спасение Адама Иисусом, что говорит о неизбежности Второго Пришествия. Прошедший мимо священник олицетворяет бессердечный закон, защищающий власть имущих;
  • Августин предложит еще более символическое толкование: Иерихон олицетворяет вечную жизнь, прошедшие мимо – Ветхий Завет, хозяин дома (где приютили пострадавшего) – Апостола Павла. По мнению современных философов, такая трактовка признается «мешаниной», не имеющей к оригинальному посылу никакого отношения;
  • Одна из ведущих фигур Реформации Жан Кальвин полагал, что история говорит о наличии врожденных обязательств между всеми людьми на земле.

Библия является фундаментом Западной цивилизации. Культура любой страны, принявшей христианство, содержит многочисленные отсылки к ближневосточному фольклору. Так, для обозначения бескорыстного человеколюбия говорят: «добрый самаритянин». Данное выражение, одинаково хорошо понимают как в Нью-Йорке, так и в Москве.

Видео: откуда это пошло, притча

В этом ролике Анна Свиридова расскажет притчу о добром самаритянине, как важно помогать малознакомым людям:

Гипотезы

Джон Дарли и Дэниел Батсон выдвинули следующие гипотезы, которые необходимо было проверить:

  1. Люди, размышлявшие на религиозные и этические темы в то время, когда потребовалась их помощь, будут не более предрасположены к оказанию помощи, чем люди, думавшие о чем-либо другом.
  2. Если люди спешат, когда они столкнулись с ситуацией, в которой требуется их помощь, то они будут менее склонны предложить помощь, чем люди, которые никуда не спешат.
  3. Люди с религиозностью такого же типа, как религиозность самарянина (религиозные нормы являются самоценными, выполнение религиозных норм происходит как реакция на повседневную жизнь, духовный поиск), будут помогать чаще, чем люди с религиозностью такого типа, как у священника и левита (религиозные нормы выполняются ради вознаграждения).

Дарли и Батсон рассуждали таким образом: можно предположить, что священник и левит, будучи глубоко религиозными по своим убеждениям и участниками богослужений по роду своей деятельности, по дороге думали на религиозные темы и, возможно, торопились на службу и другие важные встречи, связанные с их общественной деятельностью.

Самаритянин же, будучи не столь религиозным и занятым, был в гораздо меньшей степени поглощен мыслями о предстоящих встречах, его ждали гораздо меньше людей, и он не так торопился, поэтому мог заметить нуждавшегося в помощи. Кроме того, авторы рассуждают о типах религиозности: искренней, идущей «от сердца», и «профессиональной», которая могла иметь место у служителей культа. Самаритянин действует спонтанно, а не из религиозных соображений, поступает согласно своему внутреннему душевному порыву.

Закон доброго самаритянина

Под этим условным названием в США известен комплекс нормативно-правовых актов, касающихся помощи пострадавшим до приезда спасателей.

Практически каждый штат имеет собственный извод закона, но все они базируются на принципах здравого смысла:

  • Человек обязан помогать пострадавшему только в том случае, если их связывают семейный узы, он является лечащим врачом или виновником бедственного положения. Во всех остальных случаях закон оставляет право спасения на усмотрения каждого гражданина;
  • Если прохожий решил добровольно подойти к пострадавшему, то он не имеет права покидать место происшествия до приезда «скорой». Единственное исключение: опасность для жизни самого помощника;
  • Успешное спасение чужой жизни не подлежит оплате, даже если действия производил квалифицированный специалист;
  • При прочих равных условиях «самаритянин» не несет ответственности за возможную потерю здоровья в результате медвежьей услуги;
  • Мнение пострадавшего имеет значение. Если он явным образом выразил желание не принимать помощь, то нарушение его волеизъявления будет караться по всей строгости закона.

Богословское толкование

Одним из основных моментов данной притчи считается истолкование слова «ближний» для задающего вопрос книжника и Иисуса Христа. Книжник считает «ближним» того человека, кто находится с ним в родственных отношениях или принадлежит к общей этнической или религиозной группе. А ответные слова Иисуса Христа приводят его к пониманию, что ближний — это, на самом деле, «оказавший милость» (добро). По мнению многих исследователей, эти слова, в числе прочего, также выражают необходимость считать «ближним» и всякого человека, который попал в беду или нуждается в помощи. Архимандрит Иоанн Крестьянкин считает данную притчу «назиданием о милосердном самарянине, у которого закон любви был написан в сердце, для которого ближним оказался не ближний по духу, не ближний по крови, но тот, кто случайно встретился на его жизненном пути, кто именно в ту минуту нуждался в его помощи и любви…»

Масло, упоминаемое в Лк. 10:34, в греческом оригинале передано словом elaion

(елей). Милость, которой законник охарактеризовал помощь пострадавшему, также передана схожим словомeleos . Возлияние елея и вина упоминается в контексте священных жертвоприношений Господу, например в принесении жертвы заклания (Числа 15:5). Таким образом, самарянин мог нести с собой елей и вино, предназначенные для ритуала, но пожертвовал их ради реального для него человека, нуждающегося в помощи. Этим примером Иисус отмечает, где на самом деле находится жертва, угодная Богу. Ос. 6:6 «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (также см. Прит. 21:3; Мф. 12:7; Мф. 5:7; Мф. 9:13).

Кто такие самаритяне?

Сегодня самаритяне

представляют собой малый народ численностью не более тысячи человек. Они живут на территории Израиля в мире и спокойствии с титульной нацией евреев.

Но две тысячи лет назад эти оба народа имели немало поводов для нелюбви друг к другу:

  • Название этническая группа получила по городу Самария, что был последней столицей Израильского царства. Они были насильно переселены туда ассирийцами;
  • Оказавшись на иудейской земле, народ воспринял местные обычаи, но не забывал и свои;
  • Проблемы с ассимиляцией вызывали конфликты с евреями, иногда перераставшие в открытые столкновения;
  • К 539 году до н. э. народы по обе стороны от Ханаана окончательно обособились;
  • Александр Македонский после завоевания Ближнего Востока решил воспользоваться местными конфликтами и помогал национальным меньшинствам в борьбе за свои права. Так при участии македонской администрации был построен самаритянский храм;
  • Римляне продолжили политику разделения и властвования. Они предоставили противникам иудеев широкую автономию и вынудили их принять язычество;
  • В последующие века численность народа заметно упала из-за исламизации.

Чему нас учит притча о добром самарянине

«Очень сложно нам понять слова Христа: «И ты твори также!» Тяжко было человеку услышать такие слова. Мы ведь любим любящих нас, мы ненавидим тех, кто не любит нас, мы ненавидим тех, кто скажет нам какое-то колкое слово, мы не терпим критики в свой адрес, даже если она справедлива. Наша гордыня, наша зависть, наше сребролюбие, наше непокорение воле Божьей приводит человека к страшным последствиям – к вечной смерти. И те разбойники (духи злобы поднебесной), которые есть на нашем жизненном пути, как они радуются нашим неудачам, но главные неудачники – это дьявол и все его последователи», – напомнил Владыка Павел.

И добавил: «Мы должны всегда помнить слова Христа о ранах души, которые еще более болят, чем раны телесные: «Не бойтесь убивающих тело, а души не могущих повредить, бойтесь того, кто по убиении душу может ввергнуть в геенну».

«Дорогие братья и сестры, в нашей жизни есть много примеров, когда мы часто заблуждаемся. Мы можем помочь, но не хотим. И сразу при этом уподобляемся ветхозаветному священнику – проходим мимо всего доброго, всего святого. Проходим мимо храма, проходим мимо Евангелия, проходим мимо самого главного в жизни человека. А мы должны помогать, тяготы друг друга носить, тако исполните Закон Христов.

Этот пример показали нам наши родители, наши отцы и братья, которые во время Великой Отечественной войны страдали и не жалели жизни своей, чтобы только мы жили в мире. Ведь те, которые идут на нас со всякой неправдой и злобой, и те, которые эту злобу распространяют, эти люди – исчадие ада. Это те люди, которые действительно не имеют в себе ничего живоносного», – рассказал настоятель лавры.

Он отметил, что в какой-то мере мы все законники: «Христиане, мы знаем Закон, нам Господь поставил Заповедь, поставил путеводитель и Ангела-Хранителя. Он нас оградил от всякого зла этими добрыми самарянами. И Закон Любви Его живет между нами – будьте милосерды, как Отец Ваш милосердный. И апостол Павел говорит: «Будьте подобны мне, как я подобен Христу». Поэтому эта история, эта притча пускай послужит каждому из нас. Будем изучать Закон Божий не только для того, чтобы кого-нибудь уколоть, попрекнуть, но чтобы исполнить Заповеди. Мы должны помнить, что пока мы увидим Бога – мы увидим человека на жизненном пути с его пороками и страстями. Но его не гнушается Бог, его не осуждает Бог, а ты – неправедный судья. Человек, какое ты имеешь право осуждать, злословить, желать смерти, просить неправды для своего ближнего? Такой человек уподобляется дьяволу. Поэтому исполняя Заповеди блаженства, милосердия и любви, мы таким образом приближаемся к Господу».

Иисус и Самарянка

Иисус был отвергнут Иудеями. Они составили заговор против Него.

(Ин 4:3) То оставил Иудею и пошел опять в Галилею.

Это тоже была Еврейская местность, но менее религиозная, чем Иудея.

Комментарий!
Говоря пророчески, Иисус Христос оставил Израиль с целью вернуться туда, когда сердца людей станут такими же смиренными, как у Галилеян.

(Ин 4:4) Надлежало же Ему проходить через Самарию.

Есть причина, почему Ему надлежало проходить через Самарию.

В Самарии была грешница, которую надлежало спасти. Она была язычница.

Иисус оставил Израиль, спас нас, а затем пошел в Галилею. Когда Он вернется, то придет к смиренному Израилю.

(Ин 4: 5-6) Итак, приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.

(Ин 4:7) Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.

У женщины было пять мужей и тот, с кем она жила, не был ей мужем. Иначе говоря, она жила в прелюбодеянии (сожительстве). Иисус должен был пройти через Самарию ради этой женщины. Это свидетельствует о Его любящем сердце.

Ранее Никодим приходит к Иисусу ночью(Ин 3:2).

Здесь Иисус приходит в то место в полдень.

Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя, там, где все мы едва живые.

Он сел у колодца и сказал: «Дай Мне пить».

Иисус не сказал ей сразу, что у нее было пять мужей, и надо об этом поговорить.

Беседа Иисуса с Самарянкой

(Ин 4:9) Женщина Самарянская говорит ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? Ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

Иудеи не ходили тем путем.

(Ин 4:10) Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.

В конце беседы Иисус открыл ей Своё Имя, сказав: «Это Я, Который говорю с тобою».

Когда Господь говорить «Я», это означает «Я Есьм». Так было открыто Имя Бога Моисею в горящем кусте.

Самарянка так обрадовалась, потому что внутри нее был источник. Она побежала в языческий город Самария, хотя там были и другие города. Она назвала Его Христом и больше уже не боялась, потому что до этого она приходила к колодцу, чтобы избежать встречи с другими женщинами. А теперь она идет в город и громко проповедует. Она стала Евангелисткой за один день. Никакой семинарии или библейской школы она не заканчивала, просто встретилась с Иисусом, с Его любовью.

(Ин 4:39) И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.

Израиль отверг Иисуса, и Он проводит время с язычниками два дня.

Забыл ли Он Израиль?

Нет. Не забывайте, Иисус Мессия Израиля.

По пути мы получили спасение.

(Ин 4:41- 42) И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он — истинно Спаситель мира, Христос.

По прошествии двух тысяч лет Он снова сфокусируется на Израиле, когда Израиль будет смирен.

(Ин 4: 43) По прошествии же двух дней Он вышел оттуда и пошел в Галилею.

Исцеление сына царедворца

В конце главы говорится о царедворце.

Иисус пришёл в Кану, где Он совершил первое чудо — превращение воды в вино. Там к нему пришел царедворец, сын которого был при смерти, и умолял Иисуса прийти в Капернаум. Господь сказал ему: «Пойди, сын твой здоров».

Библия говорит, что царедворец поверил Иисусу и еще одну ночь провел в Кане, он не помчался к сыну проверить, жив ли тот.

Расстояние между Каной и Капернаумом 26 км.

На следующий день, когда царедворец возвращался домой, выбежали слуги ему навстречу и сказали: сын твой здоров.

(Ин 4:52) Он спросил у них: в котором часу ему стало легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставили его.

(Ин 4:53) Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: «Сын твой здоров», и уверовал сам и весь дом его.

(Ин 4:54) Это второе чудо сотворил Иисус, возвратившись из Иудеи в Галилею.

Иисус Христос, Господин над временем и пространством.

Мы знаем, что живем в последние времена. Мы — те люди, живущие после двух дней. Мы — то самое поколение «третьего дня».

Игры и мероприятия

Руки помощи

Найдите большой кусок чистой бумаги или картона. Налейте немного смывающейся краски на тарелки и позволить вашему ребенку опускать руки в краску, а затем на бумагу. Повторите столько раз, сколько вы хотите. Напишите на бумаге. У меня есть руки помощи. Напомните своему ребенку, как Бог призывает нас помогать и любить других.

Перевяжите пациента

Для этой игры вам понадобится рулон туалетной бумаги для каждой команды. В качестве пациента можно использовать человека или большую мягкую игрушку. Команда должна как можно быстрее обвернуть пациента в бумажную повязку. Напомните ребенку, что самарянин перевязал мужчине раны.

Послужи своему ближнему

Запланируйте практический способ служения людям, которые проживают рядом с вами. Это может быть приготовление еды для тех, кто живет на вашей улице. Сходить в  магазин за продуктами для тех, кто не может этого сделать сам.  Помочь убрать кому-то дом или огород/сад.  Список может быть бесконечен. Послужите вместе всей семьей.

Притча о милосердном самарянине

Один еврей, законник, желая оправдать себя, (так как евреи считали «ближними своими» только евреев, а всех остальных презирали), спросил Иисуса Христа: «а кто мой ближний?»

Чтобы научить людей считать своим ближним всякого другого человека, кто бы он ни был, из какого бы народа ни происходил и какой бы веры ни был, а также, чтобы мы были сострадательны и милосердны ко всем людям, оказывая им посильную помощь в их нужде и несчастье, Иисус Христос ответил ему притчею.

«Один еврей шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

Случайно тою дорогою шел еврейский священник. Он посмотрел на несчастного и прошел мимо.

Также и левит (еврейский церковный служитель) был на том месте; подошел, посмотрел и прошел мимо.

Затем, по той же дороге ехал самарянин. (Евреи презирали самарян так, что не садились с ними вместе за стол, даже старались не разговаривать с ними). Самарянин, увидев израненного еврея, сжалился над ним. Он подошел к нему, перевязал ему раны, возливая на них масло и вино. Потом посадил его на своего осла, привез в гостиницу и там заботился о нем. А на другой день, отъезжая, он дал хозяину гостиницы два динария (динарий — римская серебряная монета) и сказал: «позаботься о нем и, если издержишь больше этого, то я, когда возвращусь, отдам тебе».

После этого Иисус Христос спросил законника: «как думаешь ты, кто из этих троих был ближний попавшемуся разбойникам?»

Законник ответил: «оказавший ему милость, (то есть самарянин)».

Тогда Иисус Христос сказал ему: «иди, и ты поступай так же».

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Луки, гл. 10, 29-37.

***

Притча о милосердном самарянине, кроме прямого и ясного смысла — о любви ко всякому ближнему, — имеет еще, как учат святые отцы, и другой иносказательный, глубокий и таинственный смысл.

Человек, идущий из Иерусалима в Иерихон, есть никто иной, как наш праотец Адам, а в лице его и все человечество. Не устояв в добре, лишившись райского блаженства, Адам и Ева вынуждены были покинуть «Иерусалим небесный» (рай) и удалиться на землю, где их сейчас же встретили бедствия и всевозможные невзгоды. Разбойники — это силы бесовские, которые позавидовали невинному состоянию человека и толкнули его на путь греха, лишив наших прародителей верности заповеди Божией (райской жизни). Раны — это язвы греховные, обессиливающие нас. Священник и левит, это закон, данный нам чрез Моисея и священство в лице Аарона, которые сами по себе не могли спасти человека. Под образом же милосердного самарянина следует разуметь Самого Иисуса Христа, Который для исцеления наших немощей, под видом масла и вина, дал нам новозаветный закон и благодать. Гостиница — это Церковь Божия, где есть все необходимое для нашего лечения, а гостинник — это пастыри и учители церковные, которым Господь поручил заботу о пасомых. Утренний выход самарянина — это явление Иисуса Христа после воскресения, и Его вознесете, а два динария, данные гостиннику, — это Божественное Откровение, сохраняемое посредством Писания и Священного Предания. Наконец, обещание самарянина на обратном пути зайти опять в гостиницу для окончательного расчета, есть указание на второе пришествие Иисуса Христа на землю, когда Он «воздаст каждому по делам его» (Матф. 16, 27).

Продолжение

Святоотеческое толкование притчи

Притча учит людей ставить милосердное отношение к близким выше всяческой вражды, ведь не существует людей, которые были бы недостойны доброго отношения. Таким образом, родство — это не только кровные узы, но и дела милосердия. Оно способно породнить одинокие души на века, в то время как родственные и общественные связи часто не могут по-настоящему объединить людей.

Мнение Антония Сурожского

Антоний Сурожский считал, что слова «положить жизнь» в этой истории употребляются не в значении «умереть». В притче идет речь о том, чтобы изо дня в день заботиться о тех, кто в этом нуждается.


Притча учит людей быть милосердными к страданиям другого человека

Если внимательно оглядеться вокруг, можно увидеть, как много людей нуждается в нашей помощи и поддержке. Кто-то голоден, кто-то растерян, кто-то нуждается в теплом слове, кто-то потерял веру в людей. Помощь этим людям и есть истинное предназначение каждого человека.

Мнение Всеволода Шпиллера

Как бы странно это не звучало, но любовь часто оборачивается ненавистью. Люди любят свой народ так, что начинают ненавидеть соседние. Иногда человек так любит свое окружение, что начинает с презрением относиться к людям других взглядов. Это не та любовь, которую проповедовал Сын Божий. Любовь должна быть всеобъемлющей, ведь только в таком чувстве человек находит свое призвание и счастье.

Мнение Иллариона Алфеева

Несмотря на то, что книжник хорошо знаком с Законом, многое в книге осталось для него непонятным. Он задал правильный вопрос Спасителю, ведь не достаточно просто знать Заповеди Божьи, нужно еще стараться их выполнять.


История о милосердном мужчине, спасшем постороннего человека, сеет зерна добра в человеческих душах

Оказалось, что люди другой национальности и религии могут выполнять Закон более ревностно, нежели его служители. Господь специально сделал акцент на том, что ближним для иудея оказался самарянин, ведь ближние — это не только соотечественники и единоверцы. Эти барьеры создаются самими людьми, в то время как перед Богом мы все равны.

Мнение Павла Великанова

Любовь всегда говорит о других, нелюбовь — о самом себе. Самарянин смог получить похвалу от Бога, так как нашел в себе силы переступить через условности и предрассудки и помочь иудею, видя в нем прежде всего живого человека, а не врага.

С собой у самарянина были масло и вино, которые обычно используются для жертвоприношения Господу. Не зря Иисус говорил, что Он ждет не жертвы, а милости — самарянин обработал этими снадобьями раны несчастного иудея, и Господь не только не прогневался на него за это, а и благословил этот добрый поступок.

Важно! Эта притча учит людей правильно расставлять приоритеты и грамотно определять иерархию ценностей — вначале должен стоять человек, а потом — политические, идеологические и социальные установки. Подобно самарянину, мы должны учиться видеть в человеке человека, вне зависимости от того, одет ли он в шикарные одежды или нищенские лохмотья

Подобно самарянину, мы должны учиться видеть в человеке человека, вне зависимости от того, одет ли он в шикарные одежды или нищенские лохмотья.

Воскресная проповедь протоиерея Геннадия Заридзе: Притча о добром самарянине

Условия эксперимента

Эксперимент решили проводить на студентах-добровольцах из Принстонской богословской семинарии. Для «жертвы», нуждавшейся в помощи, важным фактором была вероятная оценка пострадавшего участниками как «сомнительного». То есть человек должен быть плохо одет, иметь болезненный и неопрятный вид, но не должно быть понятно, действительно ли он пострадал, болен, пьян или даже потенциально опасен. Встреча с «пострадавшим» не должна была восприниматься испытуемыми как нечто спланированное, находящееся под наблюдением. Поэтому решено было инсценировать эту встречу по дороге из одного заданного пункта в другой, между выполнением других заданий.

Для эксперимента было отобрано 67 студентов. Им не была раскрыта истинная цель эксперимента, вместо этого участникам было объявлено, что они участвуют в исследовании профессиональной карьеры студентов семинарии. Перед началом эксперимента студенты заполнили опросники на выявление их типа религиозности. Перед ними была поставлена задача: пройти несколько экспериментальных процедур в разных помещениях, находившихся в разных зданиях, путь между которыми занимал несколько минут пешком. У дороги из одного здания в другое экспериментаторы поместили актера, который изображал пострадавшего.

Зависимой переменной в данном эксперименте являлось то, окажут ли студенты помощь пострадавшему, и какую. Независимыми переменными были временные рамки — до какой степени студент спешил в другое здание, а также тема речи, которую он должен был там произнести. Одним студентам дали достаточно времени на дорогу, другие же были ограничены во времени. Темы также различались: одни должны были рассказать о своих представлениях, на какой должности они будут работать эффективнее всего, другие — рассказать притчу о добром самаритянине.

В результате эксперимента было отобрано 47 студентов: 7 из них оказались в дальнейшем недоступными для связи по телефону, а 4 догадались о цели эксперимента.

Для оценки религиозности использовались 5 личностных шкал, в основном заимствованных из работ Олпорта и Росса (Allport, Ross, 1967), которые провели разграничение между «подлинной» и «поверхностной» религиозностью.

Исследование проводилось в течение трех дней, с 14 по 16 декабря 1970 года, с 10 до 16 часов. Такие узкие временные рамки были созданы для того, чтобы исключить разницу в погодных условиях и освещении, что могло бы повлиять на ход эксперимента. Испытуемые были разделены по экспериментальным группам случайным образом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector