Лука (войно-ясенецкий)

Архивы

АрхивыВыберите месяц Ноябрь 2021  (73) Октябрь 2021  (91) Сентябрь 2021  (57) Август 2021  (61) Июль 2021  (95) Июнь 2021  (64) Май 2021  (101) Апрель 2021  (85) Март 2021  (71) Февраль 2021  (86) Январь 2021  (98) Декабрь 2020  (116) Ноябрь 2020  (109) Октябрь 2020  (135) Сентябрь 2020  (135) Август 2020  (162) Июль 2020  (143) Июнь 2020  (141) Май 2020  (173) Апрель 2020  (256) Март 2020  (195) Февраль 2020  (127) Январь 2020  (106) Декабрь 2019  (151) Ноябрь 2019  (122) Октябрь 2019  (132) Сентябрь 2019  (139) Август 2019  (132) Июль 2019  (150) Июнь 2019  (118) Май 2019  (130) Апрель 2019  (136) Март 2019  (122) Февраль 2019  (137) Январь 2019  (156) Декабрь 2018  (182) Ноябрь 2018  (143) Октябрь 2018  (146) Сентябрь 2018  (103) Август 2018  (82) Июль 2018  (99) Июнь 2018  (63) Май 2018  (67) Апрель 2018  (65) Март 2018  (69) Февраль 2018  (63) Январь 2018  (69) Декабрь 2017  (59) Ноябрь 2017  (69) Октябрь 2017  (54) Сентябрь 2017  (55) Август 2017  (54) Июль 2017  (75) Июнь 2017  (62) Май 2017  (64) Апрель 2017  (46) Март 2017  (53) Февраль 2017  (35)

Самое интересное

  • Я надеюсь на революцию в РПЦ — просмотров: 131 798
  • Олег Курзаков: О причинах моего ухода из клира Красноярской епархии и сложении священного сана — просмотров: 88 038
  • «Дали бы мне палку! Ух, я б вам…!»: феномен Андрея Ткачева — просмотров: 68 742
  • Мария Кикоть: Мне искренне жаль игуменью Николаю — она тоже жертва системы — просмотров: 64 634
  • Протоиерей Андрей Ткачев назвал иерархов РПЦ бандитами и ряжеными, а саму РПЦ — расколом — просмотров: 64 361
  • И в голове один вопрос: «А судьи кто?» — просмотров: 54 472
  • Ответ анонимного священника брезгливому батюшке — просмотров: 47 173
  • Протоиерей Вячеслав Баскаков: Я прошу прощения у всех, кого ввел в поношение через меня Святой Церкви — просмотров: 45 076
  • Инвалиды духовной войны — просмотров: 38 631
  • Опасный вопрос: кому пора на пенсию? — просмотров: 36 472

Публикации[ | ]

книги

  • На пару ласковых…: ответы священника на вопросы молодежи. — Рязань : Рязанская обл. тип., 2008. — 78 с. — ISBN 978-5-91255-017-1 На пару ласковых…: ответы священника на вопросы молодежи / Сост., оформл. Е. К. Фетисовой. — 2-е изд. — Рязань : Изд-во Ряз. обл. тип., 2008. — 80 с. — 3000 прим.. — ISBN 978-5-91255-020-1
  • На пару ласковых…: ответы священника на вопросы молодежи / Сост., оформл. Е. К. Фетисовой. — 3-е изд., испр. — Рязань : Изд-во Ряз. обл. тип., 2010. — 80 с. — 3000 прим. — ISBN 978-5-91255-055-3

Что не ясно, родной?!: ответы священника на вопросы молодежи. — Рязань : Рязанская обл. тип., 2010. — 105 с. — ISBN 978-5-91255-071-3

  • Что не ясно, родной?!: ответы священника на вопросы молодежи. — 2-е изд. — Рязань : Изд-во Ряз. обл. тип., 2011. — 108 с. — 3000 прим. — ISBN 978-5-91255-091-1

Интернет-улов : ответы священника на вопросы в социальных мрежах. — Рязань : Изд-во Ряз. обл. тип., 2014. — 112 с. — ISBN 978-5-91255-148-2
История и теория социального служения Русской православной церкви : учебное пособие / И. И. Степанов (игумен Лука) ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина». — Рязань : Рязанский гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2020. — 135 с. — ISBN 978-5-907266-21-6 — 100 экз.

статьи

  • Социальная деятельность РПЦ: история и современность // Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность: седьмые международные Покровские образовательные чтения, 21-23 октября 2008 года. — Рязань, 2009. — 272 с. — С. 150—153
  • Строители и настоятели Пронской Спасской пустыни // Рязанский богословский вестник. 2011. — № 2. — С. 146—157.
  • Затвор как форма общественного служения святителя Феофана Затворника // Феофановские чтения : сб. науч. статей. Вып. IV / Ред. В. В. Каширина. — Рязань : Рязанский государственный ун-т им. С. А. Есенина, 2011. — 188 с. — С. 150—156
  • Особенности затвора святителя Феофана Затворника // Парадигмы теологии в системе гуманитарного знания: сб. науч. ст. преподавателей отделения теологии, посвященный 10-летию кафедры теологии РГУ имени С. А. Есенина. — Рязань, 2012. — С. 21—25.
  • Евхаристия в жизни и учении святителя Феофана, Затворника Вышенского // Феофановские чтения : сб. науч. статей. Вып. V / Ред. В. В. Каширина. — Рязань : Рязанский государственный ун-т им. С. А. Есенина, 2012. — 280 с. — С. 162—166
  • Опыт приобщения студентов отделения теологии к духовному наследию свт. Феофана Затворника (на примере кафедры теологии Рязанского гос. ун-та им. С. А. Есенина) // Феофановские чтения : сб. науч. статей. Вып. VII / Ред. В. В. Каширина. — Рязань : Рязанский государственный ун-т им. С. А. Есенина, 2014. — 220 с. — С. 142—145
  • Методические рекомендации свт. Феофана Затворника духовнику и кающемуся о достойном совершении спасительного таинства исповеди // Феофановские чтения : сб. науч. статей. Вып. VIII / Ред. В. В. Каширина. — Рязань : Рязанский государственный ун-т им. С. А. Есенина, 2015. — 516 с. — С. 146—152
  • Свт. Феофан Затворник об угрозе с Запада // Феофановские чтения : сб. науч. статей. Вып. VIII / Ред. В. В. Каширина. — Рязань : Рязанский государственный ун-т им. С. А. Есенина, 2015. — 516 с. — С. 214—223
  • Современное звучание наследия свт. Феофана Затворника Вышенского // Феофановские чтения : сб. науч. статей. Вып. VIII / Ред. В. В. Каширина. — Рязань : Рязанский государственный ун-т им. С. А. Есенина, 2015. — 516 с. — С. 416—419
  • Как и перед кем приносить достойные плоды покаяния. Святитель Феофан Затворник — о совершении таинства покаяния // Журнал Московской Патриархии. — 2015. — № 3. — С. 56-59.
  • «Корень благих — страх Господень». Святитель Феофан Затворник против отчуждения от Церкви // Феофановские чтения : / под ред. д-ра филол. наук В. В. Кашириной. — Рязань : РГУ, 2021. — Вып. 11. — С. 92-100
  • Кризис религиозного сознания в России в 1917 году (по материалам опубликованных архивных документов, периодической печати, дневников) // Христианское чтение. — 2021. — № 3. — С.116-125

Игумен Лука (Степанов): «Это следствие его личных беззаконий»

«Сравнение со знаменитым и оригинальным писателем Львом Толстым явно неудачно в отношении заблудшего раба Божия Александра, который в 1990-е годы стал известен спекулированием на скабрезных и сальных темах. То, что сейчас ему нечего сказать для возрождающейся России, кроме богохульства, — это продолжение его не слишком похвального начала. Нам же радоваться тут не о чем, — Господь не радуется о погибели грешника. Ничего нового тут нет: «Рече безумец в сердце своем: несть Бог» (Пс. 13:1)», — сказал в интервью «Русской народной линии» заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С.Есенина, настоятель Покровско-Татьянинского храма при РГУ, директор православной гимназии игумен Лука (Степанов), комментируя антицерковные выходки журналиста Александра Невзорова, которого некоторые СМИ стали сравнивать с отлученным в свое время от Церкви писателем Л.Н.Толстым. В опубликованном вчера интервью изданию Сегодня.ua Невзоров, отвечая на вопрос, кто ему более импонирует, Владимир Путин или Дмитрий Медведев, ответил, что ему не нравится никто из них, поскольку нынешние лидеры России «попов распустили». На вопрос издания, почему он как православный в последнее время так неприязненно отзывается о Церкви, Невзоров заявил: «Я не православный». Впрочем, и атеистом скандальный журналист себя не считает. «Атеист — это человек, который всерьез воспринимает все эти бредни. А я эти бредни всерьез воспринимать не могу . Мне это все безразлично. Я говорю в данном случае про организацию — жадную, охамевшую, пытающуюся убедить меня в том, что она представляет здесь интересы какого-то сверхъестественного существа, и поэтому ее надо освобождать от налогов, отдавать ей антиквариат, отдавать ей недвижимость. На самом деле это нестриженные, потешные, комически-костюмированные, жирные, похотливые дядьки. Они не вызывают у меня совершенно никакого уважения», — заявил Невзоров. На вопрос, не боится ли он повторить судьбу Льва Толстого, Невзоров ответил: «Анафема, что ли? Конечно, в глубине души мне это немного польстит, но всерьез я не могу воспринять от них ничего — ни анафему, ни доброе слово, потому что для меня они, к сожалению, жулики — люди, которые заявляют о своих чрезвычайных полномочиях, которыми пользуются, но не могут никак подтвердить. Пусть покажут справочку от своего Начальника. Не ту, которую они сами нарисуют, а от того самого Бога, именем которого козыряют. У них есть товар под названием «благодать», которым они торгуют. Хотелось бы посмотреть сертификат соответствия. А к Медведеву и Путину кроме попов претензий больше нет». «Этот случай не новый в мировой истории

В мире много ярких примеров, когда человек бездарный и несостоятельный пытается словесным или деятельным деянием завоевать к себе внимание общества. Герострат, чтобы увековечить свое имя, ничего лучше, чем разрушить шедевр архитектуры, не придумал

В данном же случае, это проявление личного богоотступления, отдаления, отсечения человека от всякой благочестивой традиции, свойственной нашему Отечеству», — заметил отец Лука (Степанов). «Вряд ли мы, священники, по этому поводу можем иметь какие-то иные чувства, кроме сожаления об этой заблудшей душе. К его личности бессмертной мы не можем не обратить слова увещевания, если бы он захотел их послушать, не можем не обратить молитвы ко Господу, чтобы Он даровал ему покаяние для избавления от его жалкого нравственного состояния. Явное и тиражированное богохульство не бывает дымом без огня. Это следствие его личных беззаконий, неисповеданных страшных грехов. «От избытка сердца глаголят уста» (Лк. 6, 45). Уста, глаголящие надменно или богохульно, есть произведение сердца помраченного, отданного на растерзание духам тьмы», — сказал пастырь. «Как говорит св. Иоанн Златоуст, если человек страдает развитием желчи внутри своего чрева и изблевывает ее на окружающих людей, то это не очень приятно. Но гораздо важнее чувство сострадания к тяжко страждущему, когда его изнутри терзает такая болезнь», — добавил священник. Благоразумным препятствием таким публичным высказываниям, считает игумен Лука, должны быть власти, «которые должны заботиться о невозмутимом мире и порядке в нашем Отечестве и положить преграду злу, исходящему от этого человека».

«Доктор, у них будет ДЦП или нет?»

— Мы позвоним, а потом целые сутки не знаем, живы они или нет. Ты набираешь номер, а у тебя сердце бьется: что скажут сейчас? — отец Антоний подается вперед и сжимает ладонь. — Ведь если что-то случилось, не всегда сообщают сразу. Это был такой стресс, я прямо помню, как у меня мозг болел от перенапряжения. Искренне скажу, я не хотел в это верить, я боялся. Сможем ли мы это все выдержать? Я чувствовал, как ко мне подкатывает ропот, но, с другой стороны, понимал, что полностью должен довериться Господу.

Пять месяцев Луку и Аню выхаживали в больнице. На выписке отец Антоний задал врачу «наивный» вопрос: «Доктор, скажите, пожалуйста, все-таки у них будет ДЦП или нет?» Утешая, врач дала надежду, что девочка, возможно, восстановится. Как вести себя дальше и что вообще делать с младенцами, никто родителям не говорил. Дети едва умели глотать. Аню сначала кормили сцеженным молоком, потом приучили к груди. Лука еле-еле пил из бутылочки.

Отец Антоний и матушка Ольга с дочерью Аней

— Это было так тяжело… Он лежит на боку, ты держишь бутылочку минут 50. А сколько кормлений в день должно быть? Мы сначала не додумались, что можно сделать конструкцию из пеленок, чтобы бутылка держалась сама и он сосал ее хоть два часа. Несколько недель я стоял у кроватки, он пил очень медленно. Я срывался и думал, что, если так будет всегда, просто свихнусь. Как это выдержать?

Первый год родители забывали о себе и спали по два часа в сутки.

Позже стало ясно, что у двойняшек тетрапарез — тяжелая форма ДЦП: они не держали голову, не сидели и не ползали. Лука появился на свет первым и пострадал больше сестры, у него произошло внутрижелудочковое кровоизлияние четвертой степени. Из-за этого вскоре началась гидроцефалия — осложнение, при котором у ребенка растет голова.

  • Отец Антоний вспоминает первые месяцы, когда детей привезли домой

  • Отец Антоний вспоминает первые месяцы, когда детей привезли домой

«Пункция», «шунт временный», «шунт регулируемый», «стентирование», «катетеры» — все эти слова стали для отца Антония и матушки Ольги привычными, их сын перенес четыре нейрохирургические операции. У Ани таких серьезных проблем, как у брата, не было: из-за гипоксии в мозге образовались кисты, но со временем они рассосались. Дети страдали ретинопатией — недоразвитостью сосудов глаз — и косоглазием. У Луки атрофировался зрительный нерв, врач оценивал его зрение на 4%, хотя мальчик хорошо различал, кто к нему подходит. Чего еще только не было…

—Ты над ними постоянно трясешься. У родителей обычно великая радость ухаживать за новорожденными. А за детьми с ДЦП нужно ухаживать, как за грудными, всю жизнь. Каждое утро: памперс снял, попу помыл, перевернул, лицо умыл, памперс надел, в стульчик посадил, сделал кашу, покормил. Когда там ныть — не знаю. Но мы с Олей понимаем, что мы есть друг у друга, у нас есть Христос, мы Ему доверяем и чувствуем молитвы других людей, поэтому нам легче.

Отец Антоний и матушка Ольга

До трех лет двойняшки не говорили. Аня могла показать рукой, что у нее болит, а Лука — нет. Девочка в три года сказала первое «ма». Сейчас она уверенно говорит «да» и «не», а раньше просто мотала головой. 

Она положила руку сыну на грудь и слушала, как останавливается маленькое сердце

Лука произносил разные звуки, но главным словом было «папа». Даже когда отец Антоний только звонил в дверь, Лука уже радовался. Но если это вдруг приходила старшая сестра или кто-то другой, он очень расстраивался. Впервые мальчик осознанно позвал маму в пять лет 25 июля — через год в этот же день его сердце остановилось.

— Обычно дети уже в 8 месяцев начинают лепетать что-то вроде «ма-ма-ма», у Луки, мне кажется, было то же самое, но просто намного позже из-за его недоношенности, — задумывается матушка Ольга. — Он даже смеяться начал в три года, а до этого мы видели только его улыбку.

Сначала Лука и Аня «не общались», даже когда лежали рядом на большом ковре. До полутора лет они не переворачивались и научились это делать только во время реабилитации. С трех лет дети стали более подвижными: теперь брат и сестра начали дотрагиваться друг до друга руками. Лука проказничал, отбирая у Ани игрушки. Мог схватить ее за волосы и поспорить из-за еды. Матушка Ольга понимала, что делает он это специально: недовольная Аня прикрикивает — а ему весело.

Отец Антоний играет с Аней

Биография

Биография игумена Луки Степанова начинается с 4 августа 1966 года. Правда, тогда ему было дано имя Игоря Ильича Степанова. Он с детства проявлял таланты в литературе и спорте. Так уже в школьные годы активно участвовал и занимал первые места в конкурсах чтецов, выступал в различных радиопередачах.

Кроме того, И. И. Степанов успешно занимался легкой атлетикой. А после службы в армии поступил в ГИТИС, который окончил с красным дипломом. Во время обучения будущий игумен преподавал курсы актерского мастерства и сценической речи.

Когда И. И. Степанову исполнилось 22 года, он принял крещение. И уже в 1994 году, окончательно решив связать свою жизнь со служением Богу, подвизался в подворье Афонского Пантелеймонова монастыря. А спустя два года он принял монашество. Все это произошло неожиданно для его родных и друзей, несмотря на то, что у Степанова была прекрасная невеста, на которой он ранее планировал жениться и даже совершить обряд венчания с ней. Впоследствии игумен Лука (Степанов) признался, что для такого серьезного шага у него было несколько поводов. Одними из них были прочтение Библии и осознание своих нравственных ошибок. Он понял, что одновременно двум богам (Мельпомене и Иисусу Христу) служить не получится. Поэтому сделал такой выбор.

Путь Степанова в качестве священнослужителя начался в Вышенском Успенском монастыре. Он получил второе высшее образование в Православном Свято-Тихоновском богословском институте на педагогическом факультете. И в 2002 году был принят заведующим кафедрой теологии в РГУ им. С. А. Есенина.

В 2008-2012 гг. игумен Лука (Степанов) возглавлял Рязанскую православную гимназию во имя святителя Василия Рязанского. Параллельно с этой службой он учился в аспирантуре. И в 2012 году игумен защитил диссертацию на тему «Социального служения Русской Православной Церкви в 19 — нач. 20 вв.», получил степень кандидата исторических наук.

Три сына и дочь

После смерти матери заботу о четверых детях взяла на себя молодая коллега Валентина Феликсовича, медицинская сестра Софья Велецкая. Святитель вспоминал, что, читая Псалтирь о умершей супруге он вдруг остановился на словах Псалма: «неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях» (Пс. 112:9).

Неожиданно на память ему пришла София, недавно овдовевшая, не имевшая детей. Ей он предложил пожить в доме, заботясь о сиротах. Софья Сергеевна до самой своей кончины оставалась им второй матерью. По воспоминаниям родных святитель называл ее «мой ангел». Умерла она уже престарелой, живя у младшего сына свт. Луки, Валентина.

Судьба детей «врага народа», к тому же монаха, архиерея, оказалась непростой: им пришлось выдержать гонения, преследования за свое «происхождение».

Михаил (1907-1993) 

После первого ареста отца семья осталась в Ташкенте. В 1927 г. Михаил попытался поступить в медицинский институт. По его собственным воспоминаниям, его не приняли, несмотря на более чем успешную сдачу экзаменов. Причина – родство с «преступником». Однако хлопоты людей, глубоко уважавших отца, все же позволили Михаилу стать студентом.

Впоследствии он избрал врачебную специальность патологоанатома, заведовал лабораторией Всесоюзного института экспериментальной медицины в Ленинграде. Сын, внучка доктора стали продолжателями врачебной династии:

  • Алексей Михайлович (р. 1935) пошел по стопам отца, отучившись в Ленинграде на врача; вместе с супругой Еленой он уехал в Читу, зная, что там начинал работать его дед, свт. Лука; супруги трудились в областной больнице; впоследствии семья переехала в Москву;
  • Татьяна Алексеевна Войно-Ясенецкая (р. 1959) также пошла по стопам отца, деда, прадеда; сейчас она доктор медицинских наук, специалист по патофизиологии, с начала 1990-х живет в США.

Елена (1908-1971) 

Единственная дочь святителя прожила жизнь в Ташкенте. Здесь она работала врачом-эпидемиологом. Две дочери Елены живут одна в Иваново, другая уехала в Бельгию.

Алексей (1909-1985) 

Этот сын святителя стал одним из ведущих биологов страны. Но этому предшествовали непростые годы: как сын «врага народа», он не смог продолжить учебу. Долгие годы прошли на пути к профессии: он работал фотографом  при  различных экспедициях Ташкентских биологов, потом чертежником на ирригационных работах. Тяга к знаниям привела его в Ленинград, но и здесь, прежде, чем поступить в вуз, пришлось едва ли не год перебиваться случайными заработками. 

Только в 1934 удалось поступить на биологический факультет Ленинградского университета. Позже Алексей Валентинович становится учеником академика Орбели, проводит исследования воздействия полетов на нервную систему летчиков.   Работы А.В.Войно-Ясенецкого использовались в космонавтике с 1960-х гг.

Впоследствии, когда Орбели сняли с должности, Алексей остался одним из немногих, кто не бросил учителя, продолжал ему помогать, рискуя быть арестованным.  Возможно, от репрессий его спасла только смерть Сталина. После 1956 г. Алексей Валентинович возглавил лабораторию.

Валентин (1913-1992) 

Младший сын святителя тоже продолжил врачебную династию. Долгие годы он работал в Одессе заведующим отделением Института глазных болезней. Директор этого учреждения, академик В. П. Филатов, постоянно исповедовался у свт. Луки.

Валентин Валентинович считался одним из крупнейших специалистов-офтальмологов:

  • он автор более 100 научных статей и книг;
  • имел множество учеников, среди которых 4 доктора медицинских наук и более десятка кандидатов.

Кроме способностей к науке, Валентин унаследовал от отца талант художника: его кисти принадлежат портреты свт. Луки, матери Анны Васильевны, которую он едва помнил, но написал портрет по фото.

Именно в семье Валентина окончила свои дни «вторая мама» детей святителя, Софья Сергеевна Вилецкая (скончалась в 1962 г.).

Внучка Ольга Валентиновна 

Она считается на Украине крупным специалистом по патологоанатомии. Медицине Ольга Валентиновна училась в Одессе, избрав специальность патологоанатома. Ею создано на Украине патологоанатомическое бюро. 

Ольга Валентиновна свято хранит память о святом Луке. Ее перу принадлежат воспоминания о святителе, основанные на личных детских впечатлениях.

«Захожане» и храмы из бетона

– Сейчас храмы строят в основном из бетона. Считается, это тяжелый материал, не подходящий. И вообще современная архитектура храмов мешает грамотно выстроить концепцию росписей…

Архимандрит Лука (Головков)

– Материалы меня меньше всего смущают. Другое дело, что бетон просто с экологической точки зрения мне не очень нравится. Но без бетона сейчас обойтись, наверное, почти невозможно.

Очень важно, чтобы в архитектуре было впечатление, что это храм – на века. Сейчас у нас иногда архитектура храма в духе современного строительства, которое предполагает разборку через несколько десятилетий

Такого впечатления в отношении храма не должно быть в принципе. Причем это совсем не исключает новых поисков, ведь храмы эпохи модерна – Щусева, Шехтеля, Покровского – порой очень смелые произведения, но они стоят в ряду вечной архитектуры. В отличие от некоторых современных храмов, которые построили лет на 100 максимум. А это даже на уровне подсознания важно. Человек приходит в храм, где вечные истины, где мы прославляем Вечного Бога и Вечный Бог заботится о нас…

– Богословие иконы понимают не все священники, что уж говорить о прихожанах, а тем более «захожанах». Они часто не могут «прочесть» икону даже на сюжетном уровне

Так очень ли важно в этом случае качество?

– Конечно, важно. В XX веке многие пришли в храм через икону

Западное христианство сейчас с интересом изучает свое средневековое искусство и средневековое искусство Византии и Руси.

Наша школа занимается освоением древнего опыта. Глубина православия и глубина культуры влияет на человека через икону на уровне сознания и подсознания, даже если он что-то не понимает.

Конечно, если храм расписывает человек не церковный, тут можно надеяться только на то, что Господь поправит, управит его рукой. Но я не раз сталкивался с тем, что хороший светский художник, хороший скульптор, когда берется за церковную тему, как будто теряет профессионализм.

Не всякого церковного человека нужно допускать до создания произведений в Церкви. Он должен быть еще и понимающим профессионалом. Бывает, что есть в храме хорошая икона или кусок росписи, а человек создает рядом откровенно слабое изображение, как будто он вообще ничего не видит.

Преподобный Евфросин. Икона. 2000. Задание 3 курса. Инокиня Евгения (преподаватель С.Л. Тарасова)

– Вы какое-то время были внештатным членом художественного совета «Софрино». Об этом производстве принято говорить в негативном ключе, критикуя именно с художественной точки зрения. Что вы думаете?

– У «Софрино» есть и большие плюсы, и большие минусы. Минус связан как раз с тем, что это производство. Производство редко когда художественные принципы ставит во главу. И производство, и рынок влияют очень серьезно на сами произведения. И поменять что-то очень непросто, когда этого не требуют обстоятельства. У них есть новые наработки, но развить их – дело трудноосуществимое.

Если говорить о других иконописцах, «Софрино» им не мешает: иконописание сейчас там очень незначительно. Акцент – на машинные вещи, церковную утварь, облачения и так далее. И вот для тех, кто занимается, скажем, вышивкой, трудно – нелегко конкурировать с производством. Человек может взять только качеством, но не все понимают и могут оценить качество. Это проблема заказчика

Важно, повторю, чтобы какие-то эксперты были на местах

– Что еще мешает современному храмовому искусству?

– Спешка. Когда цель – сделать все и подешевле, и побыстрее. Я не считаю, что не может быть некоего упрощения: машинной вышивки, помощи непрофессионалов в работе профессионалов, чтобы они помогали колоть смальту или даже фоны выкладывать под присмотром. Но все ключевые произведения должны быть на уровне.

Если в данный момент у храма нет средств, то лучше не торопиться и подождать с росписью, и если нет написанных икон, можно купить на время качественные репродукции. Вот, недавно в Париже освящали храм и там в иконостасе из-за нехватки времени поместили увеличенные фото эскизов мозаик.

– Может ли иконописец заниматься светской живописью?

– Если иконописец занимается традиционным иконописанием, то серьезное занятие светским искусством, думаю, для него не полезно. Это не значит, что нельзя написать когда-то пейзаж или портрет, чтобы отвлечься, отдохнуть. Я не считаю, что можно заниматься иконой, церковной росписью или мозаикой и в равной степени столь же серьезно светской живописью. Не знаю, как на светское искусство, а на церковное будет влиять отрицательно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector