Храм живоначальной троицы в хорошеве: официальный сайт и адрес

Святыни

Киот с частицей Мамврийского дуба с крестом и иконами резного перламутра и розового мрамора.

«Мамврийский дуб» предание связывает с вышеупомянутым библейским событием (дерево, заметное на каждой иконе Троицы). Его часть хранится в киоте вместе с крестом и иконами резного перламутра и розового мрамора. Они привезены со Святой Земли и помещены туда благочестивым паломником середины XIX века.

По левую сторону царских врат список с величайшей русской святыни –Владимирской иконы Богоматери. Святители Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов прославлены в лике святых на поместном соборе 1988 года.

Почитаемая круглая икона святителя Николая. Она написана в XIX веке на металле и находится в Никольском приделе.

Небольшая икона Святой Троицы у главного алтаря – произведение конца XVII века.

Феодоровская икона Божией Матери начала XIX века, в чеканной ризе. Перед этой иконой еженедельно совершается акафист и к ней с молитвой приходят будущие матери. Появившаяся в храме сравнительно недавно, она стала неотъемлемой частью убранства

Казанская икона Пресвятой Богородицы — дар Святейшего Патриарха Алексия II. Икона с дарственной надписью хранится в алтаре.

Следует отметить две большие иконы XIX века в массивных ризах — «Спас на Престоле» и «Богоматерь Казанская». Они были частью иконостасов неизвестных церквей.

Большую группу составляют старинные списки с прославленных чудотворных икон: «Богоматерь Тихвинская» XVIII века снабжена надписью: «Мерою и подобием против самого Ея чудотворного образа». Под изображением «Богоматери Толгской» XIX века золотом нанесен текст, повествующий о явлении чудотворной иконы. Она помещена в киот над левым клиросом.

Ростовая икона преподобного Сергия собирает вокруг себя учащих и учащихся. Образ, окованный чистым золотом и бывший некогда крышкой раки его святых мощей, хранится в ризнице Троице-Сергиевой Лавры. Список с него был выполнен в XIX веке в лаврской иконописной мастерской, как и небольшая икона «Явление Богоматери Преподобному», лежащая рядом на аналое. Четыре чугунные ручки с тыльной стороны огромной доски говорят о том, что икона преподобного Сергия была выносной и участвовала в крестных ходах.

Небольшая икона XVIII века «Богоматерь Руднинская» в серебряной ризе хранится в алтаре. Сам образ прославился в Киеве, но с ним связаны храм и чудотворный источник в соседнем селе Крылатском, находящемся на другом берегу реки Москвы.

Икона XVIII века «Богоматерь Руднинская» в серебряной ризе (хранится в алтаре)

На стене в Никольском пределе находится список с чтимой иконы, именуемой «Курская Коренная». На ней Богоматерь окружена пророками со свитками богородичных пророчеств. После революции знаменитая икона попала за границу, где стала главной святыней Русской Зарубежной Церкви. Список с нее из нашего храма — выдающееся по своим художественным качествам произведение уральских иконописцев XVIII века, как и две иконы на той же стене: «Спас Смоленский с предстоящими» и «Избранные святые».

В один киот помещены четыре иконы. Среди них довольно редкое изображение Семи отроков Эфесских, по Божию Промыслу проспавших сто лет. Как и поясная икона Николая Чудотворца в напольном киоте, они вышли из старообрядческих иконописных центров XIX века, верных иконописным традициям XVI века. К этой же группе стоит отнести и необыкновенно красивый образ cвятителя Стефана Пермского.

Две небольшие иконы, висящие рядом в Никольском пределе, объединяют покровителей православной семьи — мучеников Гурия, Самона и Авива и святых благоверных Петра и Февронию Муромских.

У иконы святого великомученика и целителя Пантелеимона собираются для молитвы сестры милосердия, избравшие его своим покровителем. Этот образ, как и икона Богоматери «Достойно есть» из алтаря Ильинского придела, созданы на Святой горе Афон. Русский Свято-Пантелеимонов монастырь имел весьма развитые иконописные мастерские и вплоть до революции поставлял в Россию работы своих мастеров. Такие иконы отличают стандартные доски, своеобразное письмо и всегда – «афонский сюжет».

Среди других чтимых икон Богоматери — «Грузинская», «Троеручица» из Ильинского алтаря и довольно редкая «Шуйская-Смоленская» (XIX век). Здесь чередуются иконы старые и новые, в окладах и без них, искусной работы и простого письма. В Хорошеве хорошо — уютный интерьер оставляет живое и вместе с тем цельное впечатление, в немалой степени этому способствуют росписи. Декор не перегружен элементами позднейших стилей, будь то барокко, классицизм или другие. Современными мастерами творчески осмыслена древнерусская традиция.

История церкви Живоначальной Троицы

Сделать это можно как на такси или собственном авто, так и при помощи общественного транспорта.

  • Удобнее всего доехать до метро Щукинская, после чего сесть на трамвай №30 или 28. Выходить следует на конечной трамвайной остановке.
  • Троллейбусом № 59, сесть на который можно на станциях метро Сокол или Октябрьское поле, тоже нужно доехать до конечной.
  • Если вам удобнее добираться от метро Полежаевская, тогда садитесь на троллейбусы №86, 20, 65, 21, 35 или автобусы №155, 48. Выходить из них нужно на остановке улица Живописная, после чего перейти по подземному переходу на другую сторону шоссе.
  1. История храма Живоначальной Троицы началась в конце XVI века, когда в селе Хорошево (ранее эта местность называлась Ходынским лугом), которое было подарено Борису Годунову его братом, Федором Иоанновичем, начали строить каменный собор. Архитектором его считается Федор Конь (мастер, известный строительством Белой стены в Москве, крепости в Смоленске), однако нет точных документальных данных, подтверждающих этот факт. Примечательно, что храм очень похож на малый («старый») собор Донского монастыря, авторство которого тоже приписывают Коню.
  2. Само село привлекало многих российских правителей – кроме храма, здесь возвели в XVIII веке дворец и конный завод. Однако на сегодняшний день именно церковь является одной из достопримечательностей этого района (позже Хорошево слилось со столицей). Поставили ее на берегу реки, на высоком склоне – считается, что предыдущий храм, который был деревянным, находился на том же месте.
  3. Изначально здание было кирпичным, имело два придела, а галереи к нему пристроили потом. Глава храма установлена на пятирядной пирамиде кокошников (такие строения называли «огненными»), причем два нижних ряда были украшены круглыми вставками – исследователи считают, что это были блюда, которые Борису Годунову дарили послы и иностранные купцы. В советское время эти блюда передали столичному Историческому музею.
  4. Как и многие другие церкви, Троицкий храм был закрыт с приходом советской власти – здесь были фабричные цеха, детская консультация, клуб, что не могло не сказаться на внешнем облике строения. Частично отреставрировали его лишь в шестидесятых, а через три десятилетия вернули верующим.

Церковь Троицы Живоначальной находится в столичном районе Хорошёво-Мневники по адресу: Карамышевская набережная, д. 15. Добраться до храма можно несколькими способами:

  1. Доехав до станции метро «Щукинская» следует пересесть на трамвай No 30, 28 и доехать до конечной остановки.
  2. Троллейбусный маршрут No59 также заканчивается в районе хорошевской церкви.
  3. На троллейбусе No65, 20, 35 или автобусе No 155 и 48 необходимо доехать до остановки «Живописная». На противоположной стороне шоссе, преодолевать которое следует только по подземному переходу, располагается Троицкая церковь.

Совет! Собираясь посетить этот храм всей семьёй, необходимо учитывать, что его внутреннее пространство довольно сумрачное, что может не понравиться маленьким детям. Церковь Троицы Живоначальной, расположенная в живописной местности на берегу Москвы-реки, — умиротворение место для общения с Господом и размышлений о духовной стороне мирской жизни.

Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве

Происхождение названия

Название присвоено в 1963 году, сохраняет имя бывшего подмосковного села Карамышево, известного по документам с 1646 года (было перенесено на 1,5 км в 1930-х годах в связи со строительством Карамышевского гидроузла канала Москва-Волга, а в конце 1940-х включено в состав Москвы). Деревня принадлежала старинному дворянскому роду Карамышевых, предок которого татарин Карамыш, согласно родословной, приехал в Москву из Золотой Орды в начале XV в. Среди первых дворян Карамышевых нижегородский боярин Семён Карамышев (1410 г.), князь Михаил Фёдорович Карамыш Курбский (1493 г.), Александр Васильевич Карамышев (1470 г.). В основе фамилии Карамышев — тюркский корень со значением «защитивший».

Святыни и иконы

Многие годы здание использовалось в хозяйственных целях. За это время роспись и фрески на стенах и куполе церкви были утрачены. Во время большевицких набегов иконы и украшения были похищены, а когда храм закрыли, остатки роскошного оформления скрылись под копотью и грязью.

Восстановление собрания икон началось после того, как церковь была возвращена Московской епархии. Сегодня Троицкий храм хранит множество ценных ликов, написанных в XVIII—XIX вв. Самыми почитаемыми принято считать:

  • Образ Николая Чудотворца, написанный на круглом основании в XVIII веке.
  • Мамврийский дуб, который является частью любого образа Троицы. В киоте, где располагается образ, также расположены крест и иконы, обрамление которых выполнено из белого, розового и перламутрового мрамора.
  • Феодоровская икона Божьей Матери, к которой приходят с молитвами о благополучном течении беременности и родоразрешении. Этот образ написан в XIX веке.
  • Икона Сергия Радонежского, на которой старец изображен в полный рост. Она является списком с крыши раки, в которой находятся мощи святого. Датируется концом XIX века.
  • Богоматерь Рудненская — это список c чудотворного лика XVIII века. Образ творит чудеса, многие верующие приходят помолиться и поклониться лику.

Самой почитаемой иконой на сегодняшний день является образ Казанской Богоматери, который был подарен Троицкому храму на Карамышевской набережной Алексием 2. Лик был преподнесен в день празднования 400-летнего юбилея.

Внутреннее убранство

По мере возможности, современное состояние храма сохраняет первоначальный вид сооружения. Многочисленные переделки и изменения не могли не сказаться на храме, но все же внутри он выглядит почти так же, как был задуман изначально. Внутри храм имеет ступенчатый свод с сосудами-голосниками, облегчающими свод и делающими храм более легким в акустике.

Храмовые иконостасы во всех приделах отчасти сохранены, отчасти восстановлены по древним записям. Они располагаются ближе, чем раньше, из-за чего внутренняя поверхность алтаря теперь является больше. В храме расположены иконы, созданные специально мастерской Вахромеева, а все царские врата и прочие элементы с деревянной резьбой выполнены московской мастерской Фехнера.

В целом все убранство храма и живопись созданы в каноническом стиле, здесь почти нет живописных икон. Здание сохраняет старинный дух благодаря повторению современными материалами старинных образцов. Так здесь по такому же образцу созданы покровы на престол и аналои, и Плащаница.

Внутри храма расположен повышенный свод для Распятия, расположены напольные киоты. Храм почти весь расписан, только один из отделов у центрального иконостаса сохраняет первоначальные белые стены.

Святыни

В церкви Троицы в Хохлах расположенной в Москве особо чтятся две иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и «Взыскание погибших». Также здесь находятся иконы с частицами св. мощей следующих святых:

  • преподобномучеников Давидо-Гареджийских;
  • новомучеников Тихона, патриарха Московсковского, Владимира, митрополита Киевского, Фаддея, архиепископа Тверского;
  • св. апостола Матфея;
  • мученика Федора Тирона;
  • св. пророка Иоанна Крестителя.

Кроме того с храмом связано имя священномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны. Для нее в доме причта были отведены специальные комнаты на тот случай, когда она посещала храм. Святитель Филарет Московский освящал антиминс для одного из приделов, а святитель Иннокентий (Вениаминов) оставил при храме один штат вместо двух, чем улучшил материальное положение местного причта.

История

История местности

Храм находится в старинном урочище «Хохловка», где первоначально (с XVII века) селились днепровские казаки после вступления Войска Запорожского в русское подданство в 1654 году. Здесь в XVIII веке стоял двор гетмана Войска Запорожского обеих сторон Днепра — Ивана Мазепы.

Местность здесь была очень живописная. В центре района возвышался холм, который пересекала речка Рачка (в XVIII веке она была спрятана в трубу). В XV веке Василий I построил здесь свой летний дворец с домо́вой церковью, освящённой во имя святого князя Владимира. На склонах холма были разбиты знаменитые княжеские сады с роскошными фруктовыми деревьями (отсюда второе прозвище храма — «в Старых Садех»). Рядом с садами были расположены государевы конюшни. На конном дворе был построен деревянный храм во имя святых мучеников Флора и Лавра. После строительства по соседству с конюшнями загородного дома митрополита Московского (в Трёхсвятительском переулке) к храму Флора и Лавра пристроили домовый митрополичий храм во имя Трёх Святителей Вселенских, известный в настоящее время как храм Трёх Святителей на Кулишках.

Строительство храма

Храм в 1882 году. Фотография Николая Найдёнова

Внешние изображения

Первое упоминание — в «Сигизмундовом плане» в 1610 году. Храм известен с 1625 года. Каменный храм значится в 1657 году.

В 1696 году жена окольничего Евдокия Чирикова (дочь Абрама Лопухина) построила существующий храм — по обету в память дочери Неонилы. В середине XVIII века в храме был устроен необычный, покрытый серебром иконостас с резьбой, изображающей складки тканей, спускающихся книзу. К тому же времени относились иконы и паникадило.

В 1890 году храм был обновлён. В начале XIX века была заново выстроена апсида.

Советский период

После закрытия храм долго стоял разорённый и обезглавленный.

В середине 1970-х годов началась реставрация. Основной объём здания, наличники и ажурный крест были восстановлены в 1983 году.

В 1980 году перестроенные помещения храма были заняты Институтом геофизики, в 1990 году — Инженерно-информационный центр ВНИИПК техоргнефтегазстроя.

Возрождение храма

Икона Святой Троицы на стене храма у ворот В 1992 году храм был возвращён Русской православной церкви и передан Братству святого Владимира. Устроен новый иконостас, идут постоянные богослужения.

В течение нескольких недель в храме пребывала мироточивая икона страстотерпца Николая II.

В 2010 году праздновалось четырехсотлетие храма. В честь этого события была организована фотовыставка и другие памятные мероприятия.

31 октября 2010 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин Великого освящения храма.

Приход

В 2000-х годах приход храма насчитывает около двухсот человек. В основном это представители научной и творческой интеллигенции.[источник не указан 219 дней

] Значительную часть прихожан составляют лица, принявшие крещение в Грузинской Православной Церкви.

В храме служат трое священников и один диакон:

  • протоиерей Алексий Уминский — настоятель;
  • иерей Николай Лызлов;
  • иерей Александр Гумеров, сын иеромонаха Иова (Гумерова);
  • протодиакон Андрей Горбунов.

Кроме того, по праздничным и воскресным дням служение в храме несёт иподиакон-чтец Александр Дворкин.

Проводятся собрания прихожан. Традиционно после воскресных и праздничных литургий проходят общие трапезы, а после них беседы на актуальные темы и концерты. Организуются творческие вечера и ярмарки. После субботних всенощных бдений собирается евангельский кружок.

Клир и прихожане храма помогают заключённым, передавая им одежду и книги.

Действует регулярно обновляемый интернет-сайт храма, на котором публикуются научные, богословские и творческие работы клириков и прихожан храма.

Повседневная жизнь храма

Храм Живоначальной Троицы ведет широкую проповедническую и общественную деятельность. В Хорошево для людей, только пришедших в храм, проводятся регулярные катехизаторские беседы перед принятием Крещения.

Для самых маленьких существует группа раннего православного воспитания, рассчитанная на детей до 6-ти лет. Для взрослых – молодежный клуб «Синаксис» для всех желающих 16-35 лет.

Встречи клуба проходят регулярно раз в 2 недели, куда приглашаются ученые, люди связанные с искусством и культурой. Клуб проводит регулярны паломнические поездки как и по местам Подмосковья, так и более дальние поездки в Санкт-Петербург, Воронеж, Киев.

При храме расположен кружок рукоделия и работает воскресная школа для всех желающих, проводятся беседы священника с взрослыми. Также здесь есть курсы церковно-славянского языка, обучающие письму и правильному чтению, а так же – кружок рукоделия.

Особой приходской деятельностью есть сестричество в честь св. вмч. и целителя Пантелеимона, опекающие находящуюся рядом больницу №67 и больницы района и близлежащих сел. Сестричество приглашает к сотрудничеству всех делающих девушек и женщин, которые оказывают помощь больным в неврологическом отделении, а так же осуществляют уход на дому, несут круглосуточное дежурство.

Сестринское движение насчитывает в целом более 120 человек, из которых 20 штатных сестер, 80 находятся по договору добровольцев и еще около 25 проходят курсы и практику. Все штатные сестры имеют образование и лицензию на уход. Организация существует на общественных началах и финансируется благодаря пожертвованиям.

Активную работу ведет храм и в Интернете: у него имеется сайт, возможность пожертвований, возможность написать священнику, актуальные изменения в режиме богослужений, 3D-модель храма изнутри, позволяющая совершить онлайн-экскурсию.

Интересные факты о Храме Живоначальной Троицы в Хорошеве

Храм Троицы являет собой уникальный образец архитектуры:

  • Фасад храма украшен с помощью расписной посуды: встроенных блюд и чаш. Это уникальное архитектурное решение для Москвы, которое вдобавок было спонтанным – на полное украшение храма посуды не хватило и мастера использовали жестяные круги, расписанные в тон керамическим украшениям.

    Тарелки на фасаде

  • Царь Борис Годунов почти ежегодно посещал праздник зимнего Николая, а путь из царского дворца занимал час времени.
  • На одной из стен храма изображен сам Борис Годунов, склоняющийся перед престолом и преподносящий храм Святой Троице.

Храму Живоначальной Троицы уже больше чем 400 лет. В это время он видел многое. В Хорошеве совершались нашествия, оно передавалось как царская милость, оно видело перестройку и советское атеистическое время. Но над всем этим продолжает звенеть, не замолкая, колокольный звон, а молитвы все так же поднимаются к небесам.

Оформление статьи: Владимир Великий

Посещение храма, режим его работы

Побывать в этой церкви можно ежедневно, поскольку богослужения проводятся здесь каждый день

Обратите внимание, что храм является действующим, поэтому здесь следует соблюдать тишину, отключать мобильные телефоны во время пребывания внутри

Важно! Съемка и фотографирование храма не разрешается.Женщинам необходимо посещать храм в юбках или платьях, которые закрывают колени, с покрытыми плечами, в головных уборах, без косметики (особенно это касается помады). Мужчинам следует снять головные уборы

Нельзя входить в храм с голым торсом или в шортах.

Если вы решили посетить этот храм, обязательно обратите внимание на его иконостас

, в котором немало образов, датируемых XVIII-XIX веком: несколько икон Спаса Вседержителя, Спаса Нерукотворного, списки Казанской, Тихвинской, Владимирской икон Богоматери, Троеручница, Неопалимая Купина. Также здесь сохраняются реликвии из Иерусалима – крест из перламутра, часть маврийского дуба. Есть и несколько серебряных распятий, датируемых XIX веком

Стоит обратить внимание и на изящнуюархитектуру храма , которая сочетает в себе роскошь кокошников и достаточно скромные апсиды и фасады

Знаете ли вы? Некоторые исследователи уверены, что изначально три церкви стояли отдельно друг от друга, соединяясь закрытым гульбищем.

Церковь Троицы Живоначальной

Адрес: Карамышевская наб., 15.

Церковь Троицы Живоначальной была построена в селе Хорошево – вотчине Бориса Годунова – в 1598г. (по другим источникам — в 1596г.). Образцом для постройки этого храма стал построенный незадолго до того (в 1591-1593гг.) собор Донского монастыря (сейчас называемый «старым»). Оба эти храма приписываются зодчему Федору Коню. В селе находился и один из многочисленных дворцов Бориса Годунова, позднее разобранный. До Годунова селом владел Иван Грозный, здесь, по-видимому, устраивались его охотничьи «потехи». От Грозного село перешло к его сыну Федору, который и подарил эти земли Годунову.

Цари не оставляли Хорошево своим вниманием и в последующие века. В XVIII веке здесь был выстроен новый дворец, хотя и редко посещаемый, а в 1737-1739гг

здесь было решено строить новый Конный завод. Несмотря на то, что село сильно пострадало во время войны 1812 года, завод отстроился заново и продолжал существовать до середины XIX века.

Храм в селе Хорошево был поставлен на высоком месте – на берегу Москвы-реки. До него здесь, скорее всего, находилась деревянная церковь. Каменный храм изначально был построен с двумя приделами – северным и южным, в честь Св. Николая и Илии Пророка. Построено древнее здание из кирпича, с небольшим добавлением белого камня, и без галерей, которые были пристроены позднее. Бесстолпный четверик храма венчает одна глава, поставленная на высокую, в пять рядов пирамиду кокошников. Храмы, украшенные несколькими рядами кокошников, назывались «огненными»; одним из ярчайших примеров таких церквей и является Троицкая. Кокошники отличает еще одна уникальная черта: два нижних ряда их украшают круглые вставки. При постройке это были блюда, по-видимому, подаренные Годунову иностранными послами или купцами и пожертвованные им на строительство храма. Разноцветные изукрашенные причудливым узором блюда были изготовлены в селении Изник в Малой Азии, и по местности носят название «изникские». При реставрации в советское время подлинники блюд, уже слегка пострадавшие от времени, были переданы в Музей истории Москвы.

Внешний декор храма сочетает в себе пышность кокошников под центральным и боковыми куполами и кажущуюся скромность фасадов и апсид. Но если присмотреться, то видно, как изящно и мастерски достигается эта простота: апсиды разделены пилястрами, а карнизы сделаны ступенчатыми, в несколько ярусов.

Первоначально окна были намного ýже: их растесали в XVII веке, тогда же, когда заменили открытую паперть на галерею. В середине XVIII века (1764-1768) разобрали обветшавшую звонницу и выстроили отдельную колокольню, сохранившуюся до наших дней. В процессе строительства проект колокольни, выполненный Андреяном Афонасьевым, сильно изменился: ее сделали выше и скромнее по декору. Чуть меньше, чем через сто лет, в 1845г., разобрали западную часть галереи и выстроили новую трапезную, соединившую церковь с колокольней. По некоторым свидетельствам, уже к тому времени кокошники спрятали под простую четырехскатную железную кровлю, более практичную, но не идущую ни в какое сравнение с «огненной» шапкой кокошников.

В советское время, в 1930-х гг. церковь была закрыта и отдана под колхозный клуб, потом – под детскую консультацию. Наконец в 1963-1964гг. под руководством архитектора Б.Л.Альтшуллера ее исследовали и отреставрировали, вернув хотя бы частично первоначальный облик, за некоторыми исключениями, такими, как стесанные при перестройках перспективные порталы, восстановить в прежнем виде которые не оказалось возможным. Трапезной и колокольни реставрация не коснулась. В них располагался цех фабрики офсетной печати. Только в 1990-х гг. церковь полностью передали верующим.

Она так удачно расположена на изгибе дороги и над рекой, что даже современный строительный бум, захвативший всю противоположную сторону Карамышевской набережной, ее практически не касается, и войдя в восстановленную ограду храма, уже не ощущаешь присутствия рядом огромного города и даже шума стройки. Чувствуется спокойствие и простор протекающей внизу Москвы-реки…

Как добраться до церкви Живоначальной Троицы

Сделать это можно как на такси или собственном авто, так и при помощи общественного транспорта.

  • Удобнее всего доехать до метро Щукинская, после чего сесть на трамвай №30 или 28. Выходить следует на конечной трамвайной остановке.
  • Троллейбусом № 59, сесть на который можно на станциях метро Сокол или Октябрьское поле, тоже нужно доехать до конечной.
  • Если вам удобнее добираться от метро Полежаевская, тогда садитесь на троллейбусы №86, 20, 65, 21, 35 или автобусы №155, 48. Выходить из них нужно на остановке улица Живописная, после чего перейти по подземному переходу на другую сторону шоссе.

Архитектурные особенности храма

Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве представляет собой одноглавое здание, к которому с обеих сторон примыкают 2 симметричных придела чуть меньшего размера. Он не расписан снаружи, сохраняя свой красно-белый облик, и контраст стен с цоколем и декорированием создает особый ажурный ансамбль.

Это памятник «годуновского стиля», один из немногих сохранившихся на данный момент, их число изначально было невелико. Этот стиль имеет античные черты и характерные для того времени приемы архитектуры Западной Европы.

Изначально храм имел сходный внешний вид с собором Василия Блаженного: в храме имеется подклет и принципиально похожее соединение боковых приделов. Окна собора сейчас имеют измененный вид. После реставрации в XVII веке узкие окна были растесаны.

На момент постройки храм состоял из 3-х церквей, стоящих вплотную. Каждая имела отдельный вход, а объединялись они с помощью гульбища, галереи по внешнему периметру здания поверх подклетных перекрытий. Над гульбищем была устроена общая звонница.

Постепенно, в процессе реставрации, гульбище заменилось на паперть с небольшими окнами, колокольня была перенесена на отдельное здание, которое спустя некоторое время было объединено с храмом построенной трапезной. Вид колокольни отличается от заявленного в проекте, в процессе строительства она была изменена: части желаемого декора убрались, а за счет этого колокольня стала выше и легче.

Внешние стены храма богато украшены лопатками, карнизами, и сложной подкупольной огранкой вместе с рядами кокошников и причудливых форм, характерных для русского зодчества. Изменения и попытки реконструкции не всегда были удачными. Так, к 1846 г. купольные кокошники были спрятаны под простую кровлю, что упростило и достаточно сильно обеднило внешний вид.

В 1960-х при реконструкции были проведены работы по восстановлению внутренней росписи внутри трапезной, этим занялся иконописец Г. Дробот. Завершить работу полностью не удалось, но некоторые образцы фресок остались. Через 30 лет трапезная была расписана полностью, теперь под руководством художника П. Аносова.

Внутри храма приделы соединяют арки. Именно здесь располагались и порталы, которые вернуть не удалось. Полная современная реконструкция храма произошла в 2002 г., тогда же храму воссоздали внешний облик и вернули на кокошники воссозданные керамические блюда, которыми был украшен храм изначально.

В 2005 г. был предложен новый проект по оформлению архитектурного ансамбля. Так, на территории был достроен дом для церковного притча и мансарда. Достроены помещения крестилен. Вся территория храма огорожена и признана объектом культурного наследия.

Церковь при Романовых

Первые цари из династии Романовых старались дистанцироваться от имени Б. Годунова, ведь именно с ним они связывали беды, которые постигли Россию. Также Романовы помнили, что их предки пострадали при его правлении. Сразу после того, как первые Романовы взошли на русский престол, на колокольне Ивана Великого была замазана надпись, упоминающая Годунова. Именно из-за нее колокольня в народе имела название «Годунов столп».

Однако Хорошево и местный храм пользовались популярностью у царственных особ и их ближайших родственников. В смутное время церковь на Карамышевской набережной была разорена, но постепенно ее переосвятили, а внутреннее убранство обновили.

Со временем Хорошево и храм, находящийся в нем, утратили свой статус, как любимое место для отдыха и почитаемое святое место. В 1812 году церковь была разграблена французами в ходе войны с Наполеоном. Помимо этого, храму угрожало полное разрушение из-за возможного оползня, всерьез обсуждалась возможность его переноса.

В 1854 году была осуществлена масштабная реконструкция, проект которой составил известный архитектор В. Дрегалов. Помимо главного, было создано еще три придела: Ильинский, Никольский и Федора Стратилата. В последнем приделе имелся старинный иконостас, который очень почитался среди прихожан.

Работа храма

Духовенство прихода проводит не только богослужение, но и ведёт активную просветительскую и попечительскую деятельность.

Расписание богослужений

Божественные службы проводятся в церкви Троицы Живоначальной в Хорошёво ежедневно по следующему расписанию:

  • в будние дни и субботу богослужения проводятся в 8.30 и 10.30;
  • по вечерам в 17.00 службы проводятся в пятницу, субботу и воскресенье;
  • в воскресенье проводят раннюю службу в 6.40 и позднюю литургию в 8.40.

Расписание богослужений в дни престольных праздников, перечисленных ниже, уточняют на сайте храма. Его престольными праздниками являются:

  • день Святой Троицы, отмечаемый на 50-й день после Пасхи;
  • Фёдора Стратилата — 21 февраля и 21 июня;
  • Пророка Ильи — 2 августа;
  • Николая Чудотворца — 22 мая и 19 декабря.

Следует знать, что в церкви Троицы Живоначальной в Хорошёво запрещено вести видеосъемку и фотографировать. Одежда мужчин и женщин во время её посещения должна быть скромной, закрывающей колени и плечи у женщин, которым нельзя использовать косметику.

Деятельность прихода

В Троицком приходе действует Воскресная школа, в которой проводятся следующие занятия:

  • изучение Закона Божьего;
  • курсы церковнославянского языка;
  • кружок рукоделия;
  • хоровое пение.

Взрослые могут участвовать в деятельности общества сестёр милосердия и молодёжного клуба «Синаксис», в катехизисных беседах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector