Храм всех святых на кулишках

Вступление

Небольшой деревянный храм был построен князем Донским в 1380 году на том месте, где сейчас находится церковь Всех Святых на Кулишках в честь победы, одержанной в Куликовской битве. Скорее это было не храмовое здание, а усыпальница, возведённая в память о потерях, которые понесла Русь, сражаясь за свою свободу.

Храм построили на месте захоронения воинов, павших в Куликовском сражении. Во второй половине XVI века деревянную храмовую постройку снесли, и на её месте возвели каменную церковь, уничтожив при этом усыпальницу. С этого момента и начали происходить непонятные события, вызывавшие волнение и трепет у жителей Москвы.

Это выражение стало часто встречаться в речи в 1660-х годах, когда в церквях, находящихся в московском районе Кулишки было неоднократно отмечено появление нечистой силы. Всё началось во время проведения службы, когда прихожане заметили непонятное свечение, которое тут же назвали «сатанинским», мерцающие тени и вспышки пламени под сводом церкви.

В стенах раздавался глухой стук, иконы выпадали из иконостасов. В летописи храма писали, что в церкви поселился демон, выпущенный туда чародеем, и он не даёт покоя ни днём ни ночью, сталкивает с постелей жильцов прихода, кричит «разные нелепицы».

Как это водится в простонародье, выпущенному на волю злому духу незамедлительно дали имя: его прозвали Игнашкой. Священнослужители отказывались проводить службы в храме, где живёт нечистая сила, у москвичей появилась присказка «у черта на Кулишках», в которой со временем «кулишки» превратились в «кулички», а церковь обрела нехорошую славу.

Кроме того церковь, где злобствовала нечистая сила, находилась на окраине, в Кулишках, а «куличками» в древности назывались болота, в которых обитала нечисть. После принятия церковными властями соответствующих мер на несколько столетий воцарился мир и покой. В 1930-х годах церковь закрыли, собирались взорвать, но в итоге передали в ведение НКВД.

Там проводились множественные расстрелы, о чём свидетельствует то, что в начале 90-х годов в церковных подвалах нашли останки жертв. В память жертв советского режима возле стены церкви был установлен крест. Церковь Всех Святых отреставрировали, передали православной церкви, и в ней вновь начали проводиться богослужения.

Укрепления Китай-города

Основная статья: Китайгородская стена

План Китай-города Аполлинарий Васнецов. Улица в Китай-городе. XVII век.

В 1394 году в ожидании нашествия Тамерлана вокруг посада стали спешно рыть ров по линии нынешнего Большого Черкасского-Владимирского-Псковского переулков. На протяжении более чем столетия он был единственной защитой посада. При Елене Глинской было принято решение построить каменные укрепления. Весной 1534 года был вырыт новый ров, защищавший уже большую площадь (закончен 20 мая), причём в работе участвовали все москвичи, кроме наиболее знатных и видных.

16 мая 1535 года состоялась торжественная закладка каменной стены, причём первые камни в фундамент заложил митрополит Даниил. Строительством стены руководил итальянец Петрок Малый Фрязин, который строил её по последнему слову тогдашней фортификационной науки, рассчитанной на развившуюся артиллерию, что особо бросается в глаза при сравнении с кремлёвскими укреплениями: стены Китай-города были ниже, но зато толще, с площадками, рассчитанными на орудийные лафеты.

Никольские ворота и церковь Владимирской Богоматери. 1840-е гг.

Стена, законченная в 1538 году, имела длину 2567 м и 12 башен. Первоначально было устроено четверо ворот, носивших названия: Сретенские (с начала XVII века именовались Никольскими), Троицкие (заложены в конце XVII века), Всехсвятские (с XVII века — Варварские) и Космодемьянские (заложены уже к 1616 году). Ильинские ворота впервые упоминаются в 1583. В 1692 Никольские ворота были заложены в связи с постройкой рядом церкви в честь Владимирской иконы Богоматери; взамен в стене рядом с башней были пробиты ворота, получившие по церкви название Владимирские. Никольскими позже стали именоваться проломные ворота у Малого Черкасского переулка.

На Красной площади имелись двойные ворота — Спасские с юга и Воскресенские с севера. Последние были известны также как Иверские, по приделанной к ним часовне Иверской Божьей Матери (с 1669 г.).

В течение XVIII—XIX веков для удобства москвичей в стене, потерявшей былое оборонительное значение, были проломаны несколько ворот. Наиболее известны среди них Третьяковские. Участки стены, примыкающие к Кремлёвской стене, были снесены в начале XIX века.

Китайгородская стена была (кроме небольших участков) снесена в 1934 году. В настоящее время от древних укреплений остался только участок стены на площади Революции и фрагмент белокаменного фундамента Варварской башни в подземном переходе станции метро «Китай-город». В конце 1990-х годов Воскресенские ворота и отдельные участки стены в районе Театральной площади и Третьяковского проезда были воссозданы, хотя не совсем в том виде, который они имели до сноса.

Панорама Китай-города, 1887 год. Вид (справа налево) от Ильинских ворот к Варварским. Между ними глухая Граненая (Многогранная) башня. За Ильинскими воротами видна церковь Николы Большой Крест, близ Граненой башни — церковь Троицы в Никитниках, правее — каланча Городской полицейской части

История Всехсвятской церкви

В середине XIV века происходит усиление Московского княжества. В 1374 году Дмитрий Иванович, правитель государства, отказался платить дань Золотой Орде и не пустил на владимирский престол татарского ставленника Михаила Александровича. Недовольный своевольным вассалом Мамай, один из руководителей Орды, организует военный поход на Москву.

Под знамёна московского князя собираются его сторонники с дружинами, чтобы дать отпор ненавистным захватчикам. Дмитрий Иванович посетил Сергия Радонежского, благословившего русское войско на предстоящую битву. В помощь князю святой инок отправляет монахов Пересвета и Ослябю, возложив на них схиму вместо щита и шлема.

Сражение между русскими витязями и татарской ордой произошло 8 сентября 1380 года на поле недалеко от места впадения реки Непрядвы в Дон. Умелые и смелые действия князей Дмитрия Михайловича и Владимира Андреевича, удельного серпуховского князя, получившего после Куликовской битвы прозвище Храброго, привели к разгрому вражеской рати. Мамай покинул место боя с немногочисленным отрядом.

Восемь дней продолжалось захоронение погибших на Куликовом поле русских воинов. На праздник Покрова Пресвятой Богородицы отряды победителей вернулись в Москву. В Андрониковом монастыре при стечении народа и в присутствии князя Дмитрия Донского патриарх Киприан отслужил литургию.

В память о великой победе Дмитрий Иванович решил установить собор. Место для постройки выбиралось долго и тщательно. Недалеко от Кремля при дороге, ведущей на Владимир, возвели храм в честь Всех Святых. Южнее церкви до устья реки Яузы простирался луг, называемый в народе Кулижковым полем. Возможно, что созвучие названий и впадение реки Яузы в Москва-реку послужило причиной для выбора места.

Первые письменные упоминания о Всехсвятской церкви появляются в 1488 году в связи с пожаром в Москве. Ещё дважды, в 1493 и 1547 годах, деревянная постройка страдала от огня.

В истории «смутного времени» два события связаны с храмом на Кулишках. В тот момент, когда тело убитого Лжедмитрия провозили мимо церкви в «убогий дом», как называлось кладбище для спившихся или замёрзших москвичей, поднялся ужасный ветер. Буря сорвала крышу с Варварских ворот. Второй раз храм пострадал осенью 1612 года во время пушечного обстрела Кремля, оккупированного польскими интервентами, войсками народного ополчения под командованием Дмитрия Пожарского.

Пожалуй, всем полезно знать, чем отличается храм от церкви и собора.

В 1770 году в Москве разразилась эпидемия чумы. Толпы горожан стремились приложиться к Боголюбской иконе Богоматери, находившейся у Варварских ворот недалеко от Всехсвятской церкви. Скопление народа способствовало распространению смертельной болезни. Настоятель храма архиепископ Амвросий запретил служение молебнов перед святым образом, что привело к массовым беспорядкам, получившим название «чумной бунт».

В конце шестнадцатого века на фундаменте деревянной церкви построено каменное здание из красного кирпича большого размера. В восемнадцатом столетии незначительные перестройки не изменили внешнего облика храма. Внутренние стены украсились росписью, обновился иконостас, пол сделан каменным, увеличился размер окошек.

Во время пожара 1812 года, когда Москву оккупировали французские войска, помещение сильно выгорело. Почти двадцать лет ушло на восстановление строения. В 1842 году по указу Московской Духовной Консистории в церковь Всех Святых передан образ Божьей Матери «Боголюбской».

В тридцатых годах прошлого столетия большевики использовали здание церкви для нужд органов государственной безопасности. Музей истории Москвы владел помещением с 1975 года. В 1991 году Всехсвятский собор возвращён Русской православной церкви. С 1999 года в храме на Кулишках разместилось статусное подворье Александрийской Православной Церкви.

Что еще стоит знать?

Храм Всех Святых на Кулишках был воздвигнут в княжение князя Дмитрия Донского, предположительно в память об одержанной им победе на Куликовом поле над татаро-монгольским воинством и вечного поминовения героев битвы. Но в русских летописях 1365 года, когда произошел пожар в Москве, церковь Всех Святых уже упоминается как существующая.

Храм расположен на Славянской площади, близ Солянки, в XV веке это место было малопригодным для заселения — одно из значений слова «кулишки» толкует его как топкое, болотистое место, или заболоченный участок земли. Предполагается, что раньше здесь было болото, на котором водились кулики, давшее местности свое имя.

В древности Кулички, где построена церковь, считалось пропащим местом, здесь якобы водилась нечистая сила. Согласно монастырским преданиям, в этих местах осенью 1666 г. в богадельне, устроенной патриархом Московским Иовом при церкви Троицы на Солянке, появился черт, который делал различные пакости: громко выкрикивал непристойности, сбрасывал людей с постелей и лавок, стучал и гремел на печи и в углах.

В 1488 году церковь Всех Святых перестроили в камне. В 1612 году храм пострадал во время битвы народного ополчения за Москву. Недалеко от церкви стояли пушки, что привело к сильным разрушениям храма.

Вновь Всехсвятская церковь была отстроена в 1687-1689 гг. Одноглавый двухъярусный храм с трехъярусной восьмиугольной колокольней возведен в стиле московского барокко. В последующие годы постоянно обновлялось внешнее и внутреннее убранство храма.

Храм чудом не был взорван в 1930-м г. Тогда его приспособили под нужды НКВД. В 1975 году здание церкви передали Музею истории Москвы, тогда же оно и было отреставрировано.

В 1991 г. церковь вернули РПЦ. В 1994 г. в подвале церкви были обнаружены останки расстрелянных людей. В память о них у стены подвала установили крест с изображениями новомучеников.

Святыни храма

Настоятелем привезены почитаемые православными святыни с острова Кипр.

В храме помещены частицы мощей:

  • святителя Николая Чудотворца
  • святого преподобного Серафима Саровского.

В большом храмовом мощевике помещены частицы святых:

  • апостолов Филиппа и Филимона
  • священномучеников: Антипы Пергамского, Харалампия Магнезийского, Поликарпа Смирнского;
  • преподобномученицы Параскевы Римской;
  • великомучеников: Артемия Антиохийского, Мины Котуанского, Маманта Кесарийского;
  • мучеников Трифона и Саввы Стратилата
  • преподобного Онисифора

Особо почитается список Киккского образа Пресвятой Богородицы. Древняя икона «Милостивая» по преданию была написана святым евангелистом Лукой и отправлена в Египет. В X веке образ перевезли в Византию, поместив в царском дворце.

При императоре Алексии I Комнине (1082-1118), по молитвам старца Исайи, от иконы чудесно исцелилась царская дочь и кипрский наместник. Старец открыл волю Богородицы о передаче иконы на Кипр. Император, не желавший расставаться с чудесным образом, повелел написать точный список. Старцу указала на подлинник пчела, севшая на образ.

По указанию Матери Божией, явившейся Алексею Комнину, икону перевезли на Кипр. На одной из гор возвели монастырь. От иконы происходили многочисленные чудеса, а списки с иконы стали писать с изображением пчелы.

Сегодня о чудесной иконе известно по всему миру, в монастыре не иссякает поток паломников. Лица Богородицы и Христа закрыты пеленой. Считают, что такого было распоряжение императора Алексея.

В благословение из афонской обители Ватопед передан список с иконы Богородицы «Всецарица». Чудотворный образ особо почитается как дарующий исцеление от онкологических заболеваний. Священники совершают молебны и акафисты перед мощами угодников и святыми иконами.

Архитектурные особенности

Храм всех святых на Кулишках в сегодняшнем виде отстроен к началу XVII века на основании прежней церкви времен Дмитрия Донского. Старое здание дополнили элементами в стиле русского барокко. Классический куб окружили галереями с подвальными этажами.

Исполнение сводчатых подклетов даёт представление об изначальной архитектуре древней церкви. Сохранились галереи, устроенные по сторонам четверика, с распалубками. С южной стороны апсиды алтаря освятили придел пророка Наума.

Произведенные в XX веке археологические и строительные работы подтвердили наличие древнего фундамента и каменной кладки XIV века. Барочные изменения в облике храма, произведенные в XVIII веке, существенно не изменили архитектурной самобытности. Появились окна, украшенные в манере, характерной барокко.

Храм всех Святых на Кулишках в разрезе

Двухсветный однокупольный храм выстроен в комплексе с четырехъярусной колокольней. С западной стороны к галерее пристроена паперть. Стены храма до карниза отделаны пилястрами.

Оформление окон, нишевые арки, образуют объемный, нарядный пояс. Оригинально исполнены алтарный фриз, брустверы паперти и галерей. Наличники окон колончатые, с большими белыми кокошниками.

Покрытие плоское, четырехстороннее. Барабан без окон, с мощными кокошниками у основания, увенчан главой. Центральная часть трапезной возвышена и завершается главкой. Колокольня восьмиугольная, трехъярусная, углы смягчены белыми колоннами.

Рост числа прихожан требовал расширения храма. Придел, освященный в честь святого Николая Чудотворца, возвели в 1662 году с юго-восточной стороны. Уничтоженные пожаром 1688 года части здания реконструировали. Тогда же пристроены колокольня и зимний храм, разобраны галереи. Строительные работы в разных объемах продолжались до XIX века.

Современные кресты и главы церкви восстановлены по сохранившимся аналогам XVII века. Изначально выбеленные стены храма покрыли красной краской с возведением колокольни. Внешние элементы исполнены в красном и белом цветах, характерных русскому барокко. Стиль привнес в церковную архитектуру светскую пышность, нарядность.

В 1785 году приход храма принял решение нанести росписи стен, заменить деревянный настил полов на каменные плиты. Расширили проёмы окон верхнего света. Проведены восстановительные работы в алтаре.

Хорошо сохранились подземные помещения храма, продолжительное время служившие усыпальницей. На верхнем ярусе расположен двойной алтарь с древним приделом южной стороны. Своды каждого придела вписаны в общий полукруг под кровлей. Придел пророка Наума снаружи завершался главкой. На сводах верхнего яруса и основного храма под поздними покрытиями найдены росписи XVIII-XIX века.

Бес Игнашка

Произошла эта загадочная история в 1666 году. В те годы неподалёку от храма Всех Святых на Кулишках располагалась богадельня Иоанно-Предтеченского монастыря.

Именно в ней, согласно легенде, и завелась нечистая сила: некий бес стал учинять беспорядки и проказничать в богадельне и близлежащих церквях: сталкивал старух с лавок, выкрикивал бранные слова, пугал людей громким стуком и необъяснимыми звуками. Иконы в церквях выпадали из окладов, а свечи резко затухали — в общем, выражаясь современным языком, на Кулишках словно завёлся полтергейст.

Вид на Иоанно-Предтеченский монастырь из Старосадского переулка

Местные священники пытались изгнать злого духа молитвами, но у них это не получилось. После их попыток бес не только не унимался, но и начинал наводить страх ещё сильнее, а в отместку пытавшимся изгнать его священникам он стал обличать их самих в беззакониях и греховном поведении.

Говорят, известия о творившемся на Кулишках безобразии дошли до царя Алексея Михайловича, и тот повелел московским священникам разобраться с бесом. Тогда для борьбы с ним из Флорищевой пустыни призвали иеромонаха Илариона (будущего митрополита Суздальского и Юрьевского), который обладал даром побеждать нечистую силу молитвой.

Молитвы Илариона дали результат: ему открылось, что проказничающий дух — это душа некого княжеского сына Игнатия, который был проклят своей матерью. Целых семь недель Иларион с двумя иноками провели в молитвах, и в итоге «Игнашка», как прозвали его в народе, исчез. Однако, бес успел напроказничать напоследок: перед тем, как окончательно сгинуть, он забрался на колокольню Всехсвятской церкви, отчего та накренилась, но устояла.

Так бес Игнашка и испортил колокольню.

Улица Забелина, вид от стен Иоанно-Предтеченского монастыря на купола храма Всех Святых на Кулишках

Появление церкви Всех Святых на Кулишках

Церковь на Кулишках в Китай-городе имеет давнюю и славную историю. Однако точной даты постройки храма никто не знает. Первое упоминание церкви датировано 1364 годом. В том году в Москве случился страшный пожар в результате которого погибло много людей и выгорела большая часть города.

1364

в этом году впервые упоминается церковь на Кулишках

Также там упоминается, что церковь была деревянной и вроде, как почти не пострадала от пожара. Интересно, что тогда всю Москву окружала стена, которая нынче известна, как Китеж-град и в то время храм стоял в самом удаленном месте города.

Из других источников, датированных восемнадцатым веком, выдвигается предположение о символическом построение храма. По этом сведениям, церковь воздвигли в честь воинов, павших 8 сентября 1380 в ходе Донского побоища.

Это сражение стало первой удачной попыткой отбиться от Золотой Орды (части ее) и более известно сейчас как Куликовская битва. В месте впадения реки Непрявда в Дон состоялось генеральное сражение объединенных русских сил под командованием Дмитрия Донского с частью Золотой Орды под руководством Мамая.

Именно с этого момента началось освобождение Руси от татаро-монгольского ига

И именно тогда Москва стала постепенно становиться столицей земель русских, постепенно объединяя разрозненные княжество в страну более известную сейчас как Российская Федерация.

Изначально церковь была выполнена из дерева и так продолжалось почти сто лет. В 1488 году храм разобрали и полностью отстроили из камня. Перестройка в камне говорит о том, что в Московской Руси стали появляться свободные деньги.

1488

в этом году на месте разобранного воздвигли новый, каменный храм

Это связано с сильным ослаблением остатков Золотой Орды и снижение выплачиваемой дани. В момент первого вторжения монгол на Русь была наложена такая дань, что долгие столетия никто не мог помыслить о строительстве каменного храма.

Второй раз церковь обновили в конце семнадцатого века. Привычные формы ранних славянских храмов переросли в стиль московского барокко.

Вот так выглядел храм Всех Святых в середине девятнадцатого века. Фотография выполнена Найденовы. Фото: upload.wikimedia.org

Архитектура[ | ]

Здание церкви двухъярусное, одноглавое, с единственной полукруглой апсидой, обстроенной с трёх сторон галереей, к западному фасаду которой примыкает паперть. С северо-западного угла силуэт церкви оживляет трехъярусная восьмиугольная колокольня с барочными деталями. Это одна из немногих «пизанских башен» российской столицы.

Относительно времени строительства храма у искусствоведов нет единого мнения. Пышный декор окон и ложный пояс кокошников указывают на 1680-е годы как на наиболее вероятное время постройки. Впрочем, не исключено и то, что двухапсидный придел и трапезная были пристроены с южной стороны к четверику более раннего времени, возможно, даже годуновской эпохи.

Нижний ярус, скрытый от глаз культурным слоем, сохранил надгробия XV—XVI веков. Интересен северный портал с белокаменными деталями. Стенопись послепетровского времени в последнее время была отреставрирована.

История появления

Основание церкви датируется 14 столетием. Согласно легенде, собор был возведен по приказу князя Дмитрия Донского. В 1379 г. при Куликовской битве объединенные княжьи дружины с большими потерями разбили войско Орды. В честь погибших солдат была освящена не одна церковь, в частности храм всех Святых на Кулишках в Москве.

По реконструкциям современных историков, битва происходила на площади около 3 км2 в сегодняшнем Воловском районе Тулы. Св. Сергий Радонежский дал благословение князю на битву, предрекая победу, и пополнил ряды дружины несколькими иноками из бывших солдат. Победа княжеского войска над Мамаем являлась началом освобождения от ордынского ига.

Сражение выдалось тяжким, князя с трудом отыскали после битвы без сил, находящимся на земле. Церковь всех Святых на Кулишках в Москве была освящена в честь русских воинов при Куликовском сражении. Солдаты, которые отличились храбростью, были погребены возле стен нового храма.

Существует еще одна версия, по которой церковь была сооружена до Куликовского сражения. Предместье Москвы быстро разрасталось.

Происхождение названия

Всехсвятскую церковь построили восточней Кремля, возле Васильевского луга. Тут в Средние века проходили дороги из Москвы в Коломну, Рязань, Владимир. Пересечение рек на этом участке было удобным для переправы. Здесь в древние времена находились торжища, поселения и брод при переходе «из варяг в греки».

Этимология непосредственно «кулишки» расшифровывается по-разному:

  • сенокосная пойма возле речных лугов;
  • заболоченный участок, топь (от этого «кулики» — птицы, которые обитают в болотной местности);
  • от названия Куликовского сражения в связи со строительством церкви в качестве памятника победы;
  • от слова «кульки» (границу селения «Яузские ворота» до этого называли «Кошели»);
  • место вырубки леса.

Первые упоминания

Впервые о храме упоминается после большого пожара в Москве 1487 г. Летописец указывает на колоссальное бедствие, которое едва не дошло от столицы до собора. Деревянные здания Москвы не редко горели.

Всехсвятская церковь не являлась исключением. В 1494—1548 гг. она повреждалась огнем, а в конце 18 столетия пожар полностью уничтожил приходские помещения. Собор и прилегающие сооружения обновляли и реставрировали.

Храм выгорел в пожаре 1811 г. и восстанавливался 18 лет, после был приписан к приходу Св. Иоанна и Кира. Статус самостоятельной церкви был заново присвоен в конце 19 столетия. Приход и священники много жертвовали на строительство соборов, содержание погорельцев, бедных людей, сирот.

В 1865 г. арки и оконные проемы были сделаны из мрамора, украсили икону Богоматери «Боголюбская». В 20 столетии при храме находилось училище. Во времена гонения на церковь в 1932 г. богослужения были запрещены. Планы по сносу церкви не были осуществлены из-за исторического сражения. В храме находилась база органов государственной безопасности.

Сегодняшние времена

В советские времена церковь неоднократно восстанавливалась. В 1992 г. храм вернули прихожанам, начали заново проводить богослужения.

Стараниями священнослужителей были выполнены капитальные восстановительные работы церкви и сооружений, построены дом причта, здание духовенства и архиерейский дом. Известняковый фундамент заменили на железобетонное основание. Так прекратилось образование трещин на поверхностях стен и было остановлено разрушение колокольного помещения.

Сегодня на входе в основную часть церкви установлена монументальная арка. Роспись икон регулярно реставрируется. Восстановлена потолочная живопись, заново был позолочен иконостас.

На западной стене установлены ростовые статуи святых Кирилла и Афанасия Александрийских. По левую сторону от алтаря расположена Киккская икона Богоматери.

История

Наряду с Кремлём Китай-город — древнейший район Москвы (особенно это касается Зарядья), известный изначально как Великий посад. Часть посада находилась на территории нынешнего Кремля, однако после расширения Кремля при Иване Калите и Дмитрии Донском была вытеснена оттуда, в результате чего посад разросся на восток почти на всю территорию нынешнего Китай-города.

В XVI веке с переселением знати из Кремля Китай-город стал все больше приобретать черты аристократического района, тогда как купцы перебрались в Замоскворечье, а ремесленники — в заливаемое водой и потому непривлекательное для знати Зарядье. Иван Грозный выселил из Китай-города бояр и дворян и велел там селиться купцам, но после его смерти, видимо, купцов вновь вытеснили бояре и дворяне, к которым в конце XVII века присоединились приказные из переведенных сюда из Кремля приказов.

Новая площадь в XVIII в. Вид от Большого Черкасского переулка.

Перепись 1701 года показывает в Китай-городе 272 двора, из них 152 принадлежало духовенству, 54 — боярам и дворянам, 24 — дьякам, 6 — дворцовым служащим, 29 — торговцам, 6 — городским служащим и 1 — крепостному человеку. При этом средний размер двора составлял 1100 м². Однако, так как в Китай-городе находился центр московской торговли — Гостиный двор и Торговые ряды, то в XVIII — XIX веках он вновь приобрел характер купеческого района. В XIX веке это был район крупных оптовых торговцев; здесь была построена городская биржа, стали возникать банки и конторы; к началу XX века он приобрел репутацию «московского Сити».

Здесь же в допетровские времена был центр русского книгопечатания (Печатный двор, в дальнейшем Синодальная типография на Никольской) и просвещения (школа Заиконоспасского монастыря, в дальнейшем Славяно-греко-латинская академия, там же); при Елизавете здесь же помещался университет (здание Земского приказа, на месте Исторического музея). В предреволюционные десятилетия на Никольской прославился ресторан «Славянский базар».

В советские времена Китай-город превращается в район, где были сосредоточены партийно-государственные учреждения, включая комплекс зданий ЦК КПСС (ныне администрация Президента). Осенью 2011 года вокруг этих зданий началась установка ограждения, что вызвало опасения «Архнадзора» и других активистов по поводу ограничения доступа к историческим памятникам Китай-города после окончания рабочего дня администрации в 17 часов. По мнению чиновников Федеральной службы охраны, ограждение «будет представлять собой некий символический отсыл к Китайгородской стене».

Архитектура здания

Всехсвятская церковь в современном виде была отстроена к концу 18 столетия на основании бывшего храма при правлении Дмитрия Донского. Старый собор был дополнен элементами русского барокко.

Сооружение сводчатых подклетов позволят представить изначальную архитектуру старого храма. Остались нетронутыми галереи, которые установлены по сторонам четверика. С южной части апсиды алтаря обозначили границы пророка Наума.

Барочные изменения во внешнем виде, проведенные в 18 столетии, сильно не изменили архитектуру. Появились оконные проемы, декорированные в стиле барокко. Двухсветная однокупольная церковь построена в комплексе с 4-х ярусной колокольней. С западной части была сооружена паперть.

Оформленные нишевые арки и оконные проемы формируют нарядный пояс. Оригинально сделаны брустверы галерей и паперти. Барабан без окон, с усиленными кокошниками возле основания. Основная часть трапезной заканчивается главкой.

Увеличение количества христиан потребовало расширение церкви. Придел, который освящен в честь Николая Угодника, соорудили в 1663 г. с южной части. Уничтоженные огнем элементы здания восстановили. В это же время были пристроены зимний храм и колокольня, демонтированы галереи. Строительство в различных масштабах длилось до 19 столетия.

Современные главы храма и кресты реконструированы по оставшимся аналогам 17 столетия. Внешние элементы сделаны в белых и красных оттенках. Стиль принес в архитектуру храма праздничный вид и пышность.

Отлично сохранились подземные части церкви, которые долгое время служили гробницей. На втором ярусе находится двойной алтарь со старинным приделом с южной части. Своды придела вписаны в единый полукруг под крышей. На сводах второго яруса под поздней отделкой были найдены росписи 18−19 столетия.

Интересные факты из истории Храма Всех Святых на Кулишках

  1. Считается, что храм был возведен в 1380 году по указанию Великого князя Дмитрия Донского как память погибшим на поле Куликовской битвы воинам. Хотя многие историки склоняются к мнению, что деревянная церковь стояла на этом месте еще до этих событий.
  2. В 1488 году он был полностью исполнен в камне. Храм пострадал в лихолетье Смутного времени и восстановлен лишь к концу XVII века. После этого он неоднократно перестраивался и обновлялся.
  3. Оказался храм в центре трагических событий во время Чумного бунта. По городу распространился слух, что чума наслана за недостаточное преклонение перед иконой Божией Матери Боголюбской, которая находилась на Варварской башне, и принадлежала приходу Храма Всех Святых. Тысячи москвичей устремились на стены, чтобы приложиться к образу, и духовенство решило спрятать икону в храм во избежание столпотворения, которое только усиливало эпидемию. Разразился бунт, в ходе которого был убит архиепископ и пострадали многие горожане.
  4. Храм мирно просуществовал до первых годов Советской власти, а 1930-х был закрыт. Его даже запланировали к сносу, но передали органам госбезопасности под спецнужды. О том, что это были за нужды, стало ясно, когда в 1990-х годах в подвале обнаружили человеческие останки со следами огнестрельных ранений.
  5. В 1980-х годах была окончена реставрация храма.
  6. В 1990-х годах храм возвращен приходу, в нем вновь начали проводить богослужения.
  7. В 1998 году в Храме Всех Святых было размещено подворье Александрийской Православной Церкви.
  8. В храме проходят регулярные богослужения, находятся ковчеги с частицами святых мощей, хранятся особо почитаемые иконы, среди которых Божией матери Тихвинской, пресвятой Богородицы «Знамение», Божией Матери «Милостивая».

Подведем итоги

По преданию, первый деревянный храм Всех святых был построен великим князем московским Дмитрием Донским в память о воинах, павших в Куликовской битве (8/21 сентября 1380 года). Однако в русских летописях церковь Всех святых упоминается уже в 1365 году: в ней вспыхнул пожар, получивший название Всехсвятского.

Нынешнее здание церкви было возведено после очередного пожара в 1488 году, а современный облик в стиле московского барокко возник после масштабной перестройки 1687—1689 годов. В архитектурном облике сохраняются признаки архитектуры как XV века (двухапсидный алтарь, трапезная), так и XVII века (двухъярусный четверик, трехъярусная восьмиугольная колокольня, пышный барочный декор, пояс ложных кокошников).

В советский период церковь закрыли (в 1930 году), но не стали разрушать из-за ее культурно-исторического значения.

В 1994 году здание было возвращено верующим, а в 1998 году в этот храм перенесли подворье Александрийской православной церкви, ранее находившееся в Одессе.

По преданию, первый деревянный храм Всех святых был построен великим князем московским Дмитрием Донским в память о воинах, павших в Куликовской битве (8/21 сентября 1380 года). Однако в русских летописях церковь Всех святых упоминается уже в 1365 году: в ней вспыхнул пожар, получивший название Всехсвятского.

Нынешнее здание церкви было возведено после очередного пожара в 1488 году, а современный облик в стиле московского барокко возник после масштабной перестройки 1687—1689 годов. В архитектурном облике сохраняются признаки архитектуры как XV века (двухапсидный алтарь, трапезная), так и XVII века (двухъярусный четверик, трехъярусная восьмиугольная колокольня, пышный барочный декор, пояс ложных кокошников).

В советский период церковь закрыли (в 1930 году), но не стали разрушать из-за ее культурно-исторического значения.

В 1994 году здание было возвращено верующим, а в 1998 году в этот храм перенесли подворье Александрийской православной церкви, ранее находившееся в Одессе.

Интересные факты о Храме Всех Святых на Кулишках

  • В 1978—1979 годах, когда готовилось празднование 600-летия Куликовской битвы, в районе храма были проведены археологические раскопки и исследования, в результате которых отыскались остатки фундамента первоначального храма XIV века.
  • В 90-е годы во время восстановительных работ в подвале храма были обнаружили останки расстрелянных органами госбезопасности. В память о безымянных жертвах установлен крест.
  • Во время чумы 1771 года в храме недолгое время пребывала чудотворная Боголюбская икона Божией Матери, прежде находившаяся на Варварской башне: сюда ее приказал перенести архиепископ Амвросий, опасавшийся распространения заразы в многолюдных очередях к иконе. После этого начался Чумной бунт, в результате которого владыка Амвросий был растерзан толпой в Донском монастыре. Восстание удалось подавить только с помощью военного вмешательства властей.

https://youtube.com/watch?v=EXHvycnbP7U

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector