Храм успения пресвятой богородицы в вешняках, москва. адрес, история, режим работы, расписание служб, фото, как добраться
Содержание:
- Храм, построенный в Барашевской слободе
- История храма
- Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль
- Интересные факты про храм, что в окрестностях
- История храма без этих имён осталась бы не полной
- [править] История
- История строительства
- Священномученики Сергий и Иоанн
- Воскресная школа
- Хозяева усадьбы не оставляли храм без внимания
- Богослужения
- Адрес, телефоны и схема проезда
- После него тиф кончился
- В обстановке воинствующего атеизма
- Внутреннее убранство
- Архитектурные особенности храма
- История
- Храм Алексия Мечёва в Вешняках сегодня
Храм, построенный в Барашевской слободе
Существуют достоверные сведения о храме, являвшемся предшественником ныне существующей Введенской церкви. Ряд исторических документов позволяет заключить, что построен и освящен он был в 1647 году. Кроме того, известно, что в середине 60-х годов при храме действовала начальная школа, открытая на собственные средства священником И. Фокиным. Расположен он был в Барашевской слободе именно на том месте, где ныне помещается церковь, о которой идет речь в нашей статье, и, следовательно, являлся ее предшественником.
Попутно отметим, что свое название слобода получила от старинного слова «бараши», которым обозначались царские слуги, ведавшие изготовлением, хранением и установкой его шатров. Они же исполняли обязанности армейских квартирмейстеров и, по своей многочисленности, селились отдельной слободой. Кроме Свято-Введенского храма, поблизости был возведен еще один – Воскресенский, о котором также упоминается в документах той эпохи.
История храма
Данная церковь располагается на территории старинного поместья Вешняково. Первые воспоминания об Успенском храме в Вешняках датировано еще 16 веком. Этот храм тесно связан с Шереметьевыми. Он был построен Федором Ивановичем по обету в 1644-1646 годах. В этот период он занимал достаточно высокое положение в правительстве. В 1646 году он принял решение покинуть занимаемую должность, а в 1649 году он принял постриг под именем Феодосий.
Этот храм не исключение из типичных храмов того времени. Он также относится к шатровым. Конец 17 века ознаменовался строительством колокольни. В 1734 году ее строительство закончили и увенчали шпилем. За все время существования храма не раз проводились его реставрации как снаружи, так и внутри.
Лучшая статья для Вас, переходите: Успенский кафедральный собор в Омске
Основные цвета, которые использовались для покраски храма:
- изумрудный,
- красный,
- светло желтый,
- бордовый,
- темно красный.
Вокруг обители находится кладбище местных жителей. Так как там была проложена железная дорога, то в поселок начали возвращаться жители. И сейчас Вешняки разрастаются и становится крупным пригородным городком.
Немало натерпелся храм во время советского периода. В 1922 году большевики вывезли большое количество церковной утвари. Закрыта была она в 1940 году как раз накануне Великой Отечественной войну. В те годы здание обители было оборудовано под ремонтные мастерские и военный склад. Но уже с 25 января 1947 года там были возобновлены богослужения. Благодаря стараниям местных жителей и церковнослужителей часть церковных ценностей смогли сберечь, включая 3 старинные иконы.
Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль
Точное имя архитектора не сохранилось, но считается, что им был один из московских мастеров того времени, который мог заниматься строительством подобных храмов на территории Москвы и близлежащих городов и сел. Изначально храм представлял собой здание на высоком цокольном этаже, который называется подклет и весьма распространен в храмах того времени.
С трех сторон сооружение охватывала открытая галерея. На цокольном этаже размещался «зимний» не отапливаемый храм. Уже после завершения строительства и уже совершения богослужений, к храму пристроили дополнительные симметричные приделы. Сейчас функционирует и нижний, и верхний храм. Кроме здания храма, здесь находился дом священника, был разбит сад.
Внешне храм отделан облицовочным кирпичом. Купола, изначально однотонные, окрашены в голубой цвет с размещением звезд – символа и цвета Богородицы. Боковые приделы ниже основного здания храма.
Снаружи стены украшены различными архитектурными элементами: выступающими вверх полуарками, иконами снаружи, украшениями над окнами и полуколоннами. Ворота снаружи храмовой территории выполнены в таком же стиле.
Интересные факты про храм, что в окрестностях
Храмовому комплексу нередко отводится роль действующей культурной площадки. Здесь проводятся разнообразные мероприятия, которые посещают не только местные жители, но и москвичи из других районов города. Так, на Пасхальные, Рождественские концерты воскресной школы приходят не только прихожане храма, но и жители близлежащих домов. Совместно с жителями отмечается Масленица, Рождество.
В праздничных гуляниях участвуют дети разных возрастов, члены Молодежного церковного объединения, прихожане, жители района. Непосредственно к храмовой территории примыкает пространство городского парка «Радуга», где помимо аллей и скамеек оборудована большая спортплощадка и детская игровая зона.
Через дорогу располагаются Перинатальный центр, две общеобразовательные школы и здание Детской футбольной академии. Если пройти пешком от церкви по Жемчуговой аллее, то можно попасть в музей-усадьбу «Кусково».
Достопримечательности рядом:
- Парк «Радуга». На его территории находится каскад прудов, Большой и Малый графские пруды, Мост влюбленных.
- Памятный камень, заложенный в честь 60-летия Победы Великой Отечественной войны.
- Памятный камень «Ликвидаторам последствий Чернобыльской катастрофы».
- Детские площадки.
- Футбольное поле.
История храма без этих имён осталась бы не полной
История храма была бы не полной без рассказа о священниках, которые служили здесь и были причислены к лику священномучеников. Вот их имена: Пётр Зверев, архиепископ Воронежский, Сергий Цветков, Иоанн Плеханов и Иоанн Янушев.
У настоятеля храма Воскресения Христова в Вешняках Константина Зверева и матушки Анны было четверо детей: Арсений, Кассиан, Василий и Варвара. Свои первые шаги служения Богу Василий начал делать именно в вешняковской церкви, помогая отцу за богослужениями. Рано утром звонарь, завидев идущего с сыном священника, ударял три раза в колокол. А маленький Василий считал, что два раза звонят отцу, а третий ему. В 1900 году он принял монашество с именем Пётр и был рукоположен в сан иеромонаха.
Рассказывают, что после его ареста в Сормове в мае 1921 года, рабочие объявили трёхдневную голодовку. Тогда им пообещали его отпустить, а на самом деле отправили в Москву на Лубянку. Освободили его лишь в начале 1922 года. Весной начался голод в Поволожье, владыко Пётр объявляет сбор пожертвований в помощь голодающим… А летом произошёл обновленческий раскол, против которого он активно выступает. В итоге его вновь арестовывают и приговаривают к двухлетней ссылке в Туркестан. Местом пребывания определяют город Перовск.
К моменту окончания ссылки освобождается место священнослужителя в Воронеже и верующие зовут его к себе, желая чтобы владыка Пётр взошел на Воронежскую кафедру. Прихожане призывают его не участвовать в политических играх. Но надо сказать, в это время многие храмы в Воронеже были захвачены обновленцами, так что ему довольно сложно было оставаться в стороне от событий. А порой и невозможно… В результате арихиепископа стали вызывать на допросы в ОГПУ.
[править] История
Посвящен одному из двунадесятых праздников православной Церкви — празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы (отмечается 4 декабря).
Храм модульного типа, возведённый в рамках программы по строительству необходимого для Москвы числа православных храмов (в обиходе получившей название «Программа-200»). Введенский храм в Вешняках — первый храм в Восточном административном округе, построенный по этой программе.
Проектировался в 2010 году, строительство началось осенью 2011 года. В ознаменование этого события был установлен закладной камень, который 4 октября 2011 года освятил предстоятель Русской православной церкви патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Первый молебен на территории участка был отслужен 26 августа 2011 года. Во время проведения сначала подготовительных, а потом и непосредственно работ по строительству храма верующие еженедельно собирались на молебны, чтобы всем вместе возносить молитвы об успешном продвижении работ.
Большим подарком для прихожан храма к Рождеству 2014 года стало освящение крестов, совершённое епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном.
В канун праздника Рождества Христова 2015 года управляющий Восточным викариатством епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон в сослужении благочинного Рождественского благочиния протоиерея Иоанна Ермилова и настоятеля строящегося храма протоиерея Максима Кравченко совершил чин малого освящения храма. Рождество 2015 года верующие встретили на первой в истории нового храма ночной Божественной литургии.
Храм был полностью сдан в эксплуатацию в январе 2018 года. В храме установлен иконостас, идёт подготовка к великому освящению. При храме существует воскресная школа для детей и взрослых, проводятся огласительные беседы. Силами прихода ведётся социальная и благотворительная деятельность.
История строительства
История храмового строительства связана с нахождением здесь старинного поместья, связанного с боярским родом Шереметевых. Им принадлежало поместье Вешняково и ими же, а конкретно Ф. И. Шереметевым, была заложена Успенская церковь в 1644 г.
Он был известным политическим деятелем своего времени, и, благодаря его трудам, был заключен Поляновский договор, завершивший русско-польскую войну в 1634 г. и убравший польскую угрозу. Тогда же он решил отойти от государственных дел и построить церковь, согласно данному им когда-то обету. Вскоре после завершения строительства Шереметев ушел в отставку и ушел в монашество.
Строительство было завершено к 1647 г., но в 1655 храм было решено увеличить и достроить к нему дополнительные приделы. За благословением на достройку обратились к московскому патриарху Никону. Он выразил свое согласие и добавил заметку о куполах, запретив впредь делать их островерхими.
В то время популярными были шатровые храмы, в которых вместо луковичных глав были пирамидальные и высокие. Главный купол церкви уже был сделан шатровым и его не переделывали. Никон был противником такого навершия храмов и всячески настаивал на новом виде церквей с одной или несколькими обязательно круглыми главами.
Колокольня, была пристроена в 1695 году
Позднее, примерно в 1695-м, к храму пристроили колокольню, а в 1734 г. был завершен шатровой купол. Храм Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках пережил множество перестроек, реставраций и изменений внешнего и внутреннего вида. Точно нельзя сказать, было ли это связано с некачественным строительством или с пожеланиями владевших землей, но храм несколько раз перекрашивали.
При реконструкции стен были обнаружены слои предыдущих покрасок, которых насчитывалось более 12-ти. Храм в разное время был выкрашен в различные цвета, основываясь на приделы: в желтые и изумрудные святительские оттенки, в бордовые и красные – мученические. В советское время храм серьезно пострадал: уже 22 мая 1922 г. из храма начался вывоз различных драгоценностей и предметов старины.
Были вывезены и бесследно исчезли:
- золотые и серебряные украшения;
- ризы на иконах;
- старинное Евангелие;
- запрестольный и напрестольный крест;
- дарохранительница;
- подсвечники;
- священные сосуды и чаши для причастия;
- множество облачений;
- плащаницы ручной работы;
- ткани.
Несмотря на это, церковь продолжала функционировать, здесь совершались богослужения, и собиралась община вплоть до 1940 г., когда церковь была закрыта и переоборудована.
В 1947 г. храм был передан обратно и здесь снова продолжились богослужения. Хоть множество ценностей были изъяты, некоторое удалось сохранить в домах прихожан и спрятать в колокольне. В частности, таким способом были спасены старинные иконы, хоть хранение в сыром месте и при перепадах температуры повредило и доски, и краску. Позднее иконы были отреставрированы.
Видео — история храма и немного общей информации:
После возврата здания церкви приходу здесь была проведены масштабные ремонтные работы. Храму вернули его первоначальный вид, а так же развели отопление. Теперь и верхний храм подходил для зимних богослужений. В 1951 г. работы были закончены полностью, последней была отремонтирована колокольня и восстановлен шпиль.
Священномученики Сергий и Иоанн
Священномученик Сергий Цветков начинает свое служение в Вешняках в 1892 году в сане диакона, а затем священника. В 1919 году его арестовали вместе с сыном. Батюшку через три недели отпустили, а вот сына, как офицера царской армии, расстреляли. Спустя годы, в 1938-м отца Сергия вновь арестовали. На этот раз его обвинили в контрреволюционной деятельности, пропаганде монархического строя и подготовке к приходу капиталистической власти. Тройка НКВД по Московской области за такие тяжкие грехи выносит смертный приговор, который был исполнен 22 марта на Бутовском полигоне. Сщмч. Сергий Цветков причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 6 октября 2001 года для общецерковного почитания.
Преосвященный Иоанн, епископ Бронницкий, викарий Московской епархии, рукоположил диакона Иоанна Плеханова во священника в вешняковском храме в 1925 году. До ноября 1936-го отец Иоанн служил в Москве, но из-за закрытия храмов и сокращения приходов был вынужден уйти за штат. Некоторое время жил в Волоколамске, однако вскоре получил назначение в храм Дмитриевского погоста Нагорьевского района Ярославской области. Он часто ездил в Москву закупить необходимые для церкви вещи и повидать своих духовных детей. Когда священник приезжал в Москву, то бывал в некоторых храмах. Об этих его приездах осведомители донесли в НКВД. Во время одного из визитов его и арестовали.
В марте 1938-го отца Иоанна, как и Сергия Цветкова, тройка НКВД приговорила к расстрелу. Приговор привели в исполнение через несколько дней. В августе 2000 года юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил Иоанна Плеханова к лику святых новомучеников Российских.
Воскресная школа
На территории храма работает воскресная школа для детей любых возрастов. В зависимости от возраста, учащиеся поделены на классы, где изучают свои предметы. Для учащихся младшей школы это уроки закона Божьего, церковного чтения, уроки молитв. Дети проходят важнейшие библейские события, изучая их в игровой форме и с выполнением различных творческих работ, рисунков или поделок.
Рождество в воскресной школе
Для детей средней и старшей группы существуют уроки библейской истории, церковно-славянского языка, уроки пения. Учащиеся воскресной школы регулярно ставят различные спектакли на церковные праздники, для детей проходят чаепития и общение в кругу друзей.
Хозяева усадьбы не оставляли храм без внимания
Переезд в Санкт-Петербург остановил перестройку. Через несколько десятилетий новый хозяин села Вешнякова, государственный канцлер императрицы Анны Иоанновны Алексей Черкасский вновь задумывает перестройку храма и получает на это разрешение Святейшего синода. Судя по оставшимся массивным укреплениям, сохранившимся дубовым балкам и старинным кованным хомутам, была поставлена задача увеличить общий вес колоколов. Однако императрица Анна Иоанновна вместе с двором переезжает в Санкт-Петербург. Интерес князя-канцлера к перестройке вешняковского храма угасает. Он так и остается старым храмом с «новой» колокольней. Правда, здание оштукатурили и покрасили в бордовый цвет
Храм всегда был окружен вниманием хозяев усадьбы. Не было десятилетия, чтобы им не занимались
Во 2-й половине XIX века его заново расписывают. Тогда же установили новый иконостас из белого итальянского мрамора с золоченными металлическими узорчатыми Царскими вратами.
Именно тогда в подвале левой галереи оборудовали систему отопления. Благодаря этому нововведению в зимнее время в помещениях нижнего храма стало тепло. В 1903 году в нижней левой галерее храма был сооружён и освящён придел в честь преподобного Сергия Радонежского.
После революции вешняковскую церковь постигла общая участь всех российских храмов. 22 мая 1922 года были изъяты чаши, сосуды, дарохранительница, кресты, ризы, большое Евангелие с дорогим окладом. Но и этого оказалось мало. Решением исполкома Московского областного совета № 1104/3 от 13 сентября 1940 года её закрывают.
Во время Великой Отечественной войны в храме устроили военный склад, мастерскую по ремонту танковых двигателей, затем столовую, конюшню. Однако в 1947 году по многочисленным просьбам церковь всё же вернули прихожанам. Вновь засиял иконостас, правда, часть икон, хранившихся на колокольне, погибла. Часть церковной утвари сохранили жители деревень Выхино и Вязовки. Едва храм открылся, они всё вернули. Первая служба в храме состоялась 25 января 1947 года в день празднования памяти Святой мученицы Татианы. С тех пор эта святая здесь особо почитаема.
Богослужения
Расписание в храме Успения Богородицы в Вешняках:
- По будним дням: 08:00 – литургия, 17:00 – вечернее богослужение,
- В воскресенье и праздники: литургия в 07:00 (ранняя) и 10:00 (поздняя).
- Таинство исповеди происходит во время богослужения.
- Ежедневно в 16:00 – Водосвятный молебен с акафистом.
Лучшая статья для Вас, переходите: Храм на Преображенской площади Преображения Господня
Помимо служб в храме в Вешняках есть также престольные праздники:
- 28 августа — православный праздник Успения Пресвятой Богородицы,
- 16 апреля (переходящий) — день Христова Воскресенья ,
- 2 августа — Илии пророка,
- 22 мая, 19 декабря — Николая Чудотворца,
- 25 января — св. Татианы.
Адрес, телефоны и схема проезда
Схема проезда
с сайта накарте.ру:
Расписание
: ежедн. Утреня и Литургия в 8 ч., по воскр. и праздн. Литургии в 7 и 10 ч., накануне всенощное бдение в 17 ч. 164.
Телефон
: 374-50-58 М
Адрес
: ул. Юности, 17
Проезд
: М.» Рязанский проспект «, авт. 133, 208, м.»Выхино», авт.127, 620.
Ближайшее метро
- Метро «Рязанский проспект»
- Метро «Выхино»
Духовенство:
Настоятель — прот. Матфей Грицак, прот. Вячеслав Марченков, иерей Игорь Чехарин.
Внимание!
Сведения о составе духовенства и расписании служб могут быть устаревшими. Если Вы располагаете дополнительными сведениями о составе духовенства храма, об изменениях в расписании служб, об истории храма, о предстоящих и прошедших событиях на приходе, о святынях и иконах храма, о вариантах проезда к храму, и пр. — сообщите их в разделе комментариев.
После него тиф кончился
Осенью 1926 владыку вновь арестовывают. И закончив следствие, архиепископа Петра приговаривают к 10 годам лагерей на Соловках. Уже на месте ссыльный епископат избирает его главой Соловецкого православного духовенства. Новое лагерное начальство, видя его невероятное влияние на заключенных, отправляет владыку на Анзер. 15 января 1929 года владыка писал:
«Слава Богу за всё, что пришлось мне за это время пережить и переживать. Нынешний раз как-то особенно грустно и скорбно я встретил и провожу праздники – ведь шестые праздники провожу вне дома, не с теми, с кем бы желалось. Но всё это решительно надо терпеть. Ну, что делать. Не так живи, как хочется, а как Бог велит: У нас, по-видимому, настала настоящая зима, с ветрами и метелями, так что ветер едва не валит с ног: Живу в уединённом и пустынном месте на берегу глубокого морского залива, никого не вижу, кроме живущих вместе, и могу воображать себя пустынножителем».
В январе 1929 года владыка заболел тифом и 7 февраля скончался. Его духовная дочь, игумения Иулиания, писала: «Владыка умер от тифа последним, после него никто не умирал. Тиф кончился, и настало тепло».
Лагерное начальство приказывало хоронить всех умерших в общих могилах. Архиепископ Пётр также был сначала похоронен в общей могиле, но заключенные добились разрешения перезахоронить его в отдельной. Вопреки запрещениям его облачили в мантию и клобук, одели омофор, вложили в руки крест, чётки, Евангелие и совершили отпевание. На могиле поставили крест.
Честные мощи священномученика Петра были обретены 17 июня 1999 года. В том же году он был канонизован как местночтимый святой Воронежской епархии. В августе 2000 года причислен к лику святых новомучеников Российских юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Мощи сщмч. Петра были перенесены в Соловецкий монастырь. На месте обретения мощей поставлена деревянная часовня. Ещё через девять лет состоялось перенесение мощей сщмч. Петра в Алексеево-Акатов монастырь города Воронежа. Честная глава святителя Петра по благословению патриарха Кирилла осталась в Соловецком монастыре, в храме святителя Филиппа.
В обстановке воинствующего атеизма
До начала 30-х годов приход Свято-Введенского храма продолжал свою религиозную жизнь, хотя и многократно подвергался нападкам со стороны городских властей. Но в 1931 году было объявлено, что, согласно пожеланиям трудящихся фабрики «Руссолент», церковь должна быть закрыта, снесена, а занимаемый ей участок передан под строительство многоэтажного жилого дома.
В те годы подобные акты вандализма, ставшие вполне обыденным явлением, лишили Россию многих памятников ее культурного и исторического наследия. Приговор был подписан и Введенской церкви в Барашевском переулке. Однако судьбе было угодно распорядиться иначе. Церковный приход упразднили, но само здание сносить не стали. Что послужило тому причиной – неизвестно.
Возможно, возведение на этом месте жилого дома не соответствовало общему градостроительному плану или не было выделено достаточных средств, но церковь уцелела, и в ней устроили общежитие для тех самых рабочих, которые якобы ходатайствовали о ее закрытии. Несколькими годами позже тружеников-богоборцев выселили, и в освободившихся помещениях вплоть до 1979 года размещался один из цехов «Московского завода электроизделий».
Внутреннее убранство
Несмотря на различные перестройки, храму удалось сохранить достаточно старинных икон, иконостас и почти нетронутый внутренний вид. Сейчас в нижнем храме находится старинный иконостас неизвестных мастеров. На иконостасе размещены иконы: многие из них очень темные от времени и постепенно будут реконструированы.
Основные работы по внутреннему убранству проходили в 1950-х, тогда были добавлены отсутствующие части иконостасов, вставлены иконы, соответствующие стилю сохранившихся. Пол храма был заново украшен и отделан, вместо досок был настелен особый мозаичный пол в орнаментарном стиле XVII-го века.
Над центральным алтарем работал А. Т. Силин, известный московский художник. Его стараниями были написаны иконы для иконостасов боковых приделов, а так же иконы для центрального иконостаса и роспись внутри алтаря. В 2003 г. храм был отремонтирован и заново расписан.
Сейчас внутренние стены полностью украшает роспись на библейские сюжеты, истории Нового Завета, здесь размещены иконы местных святых. Храм богато украшен растительными орнаментами. В 2014 г. была изготовлена драгоценная риза и венец для Иверской иконы.
Архитектурные особенности храма
По мнению искусствоведов, построенная в Москве Введенская церковь, являет собой яркий образец стиля, который принято называть московским барокко. Об этом свидетельствует, в частности, обилие и характер украшений, используемых во внешней отделке здания. Создатели храма украсили его декоративными кокошниками, венчающими стены, живописными группами колонок, расположенных по углам главного четверика, а также пышными и весьма изысканными наличниками окон.
Не поскупились они и на создание огромного числа мелких деталей, гармонично вписывающихся в общий облик постройки. Известно, что в связи с временным запретом Петра I на использование железа в кровельных работах крыша Введенской церкви имела особое покрытие, выполненное из цветной черепицы и белого камня, что придавало ей праздничный вид. К 1770 году она порядком обветшала, а поскольку запрет к тому времени был снят, ее заменили обычным листовым железом.
История
После необходимых согласований (проводимых Финансово-Хозяйственным Управлением Московской Патриархии) Русской Православной Церкви был выделен земельный участок. Был разработан и утвержден проект храма на 500 человек (автор проекта — организация «МосПроект-3»), проведены необходимые публичные слушания по данному строительству в здании управы района Вешняки.
Строительство началось после молебна 27-го августа 2011 года (см. фотогалерею) и, с Божией помощью, успешно продолжается. Назначен настоятель храма, идет формирование приходской общины. На территории, отведенной под храмовый комплекс, совершаются еженедельные молебны — каждое Воскресенье в 13.00.
Храм Алексия Мечёва в Вешняках сегодня
Храм в честь святого праведного Алексея (Мечёва) Московского расположен в муниципальном округе г. Москвы – Вешняки. Своим появлением он как бы завершает схематичный крест, составленный районными храмами и хорошо заметный на карте: сверху церковь Введения, внизу Успенский собор, слева монастырь Всемилостивого Спаса, справа – храм вправедного Алексия.
Храм Алексия Мечёва в Вешняках находится в ведении Восточного викариата Рождественского благочиния Московской епархии РПЦ. На территории прихода регулярно совершаются богослужения, действует приходская школа, служба паломников, активно развивается миссионерская деятельность.
Алексей Мечёв появился на свет в Москве в марте 1859 г. Его отец исполнял обязанности регента кафедрального хора Чудова монастыря. Детство мальчика проходило в атмосфере любви, добросердечности и живой искренней веры. Окончив Заиконоспасское училище и Московскую духовную семинарию, он увлёкся медициной и всерьёз задумывался о врачебной карьере. Но прислушавшись к родительскому совету, изменил решение и избрал для себя путь проповедника.
Восхождение к святости началось с должности псаломщика Знаменской церкви. В 1884 г. юноша становится диаконом Георгиевской церкви на Лубянке. В диаконском чине он пробыл почти 10 лет, и в марте 1893 г. епископ Нестор рукоположил Алексея Алексеевича в священнический сан. Ему достался один из самых малых столичных приходов – Никольская церковь на Маросейке.
Долгое время священник служил практически без прихожан. В последующие годы, приложив много усилий, ему удалось сплотить вокруг себя многочисленную и дружную общину. Не оставляя молитвенного подвига и духовного бодрствования священнослужитель, как мог, обустраивал быт вверенной ему общины. Он ввел в храме ежедневное богослужение. Его стараниями был открыт сиротский приют для малоимущих.
На нижнем этаже церкви была организована церковно-приходская школа. В течение 13 лет протоиерей А. Мечёв служил преподавателем в женской гимназии Е. В. Винклер, проповедовал и разъяснял Закон Божий. В 1902 г. произошло его знакомство с праведным Иоанном Кронштадтским. Отец Иоанн, видя скромность и прозорливость священника, благословил его принять на себя подвиг старчества (быть наставником).
Прихожане отца Алексия вспоминали, что его советы всегда были деликатны и человеколюбивы. Проповедовал он без нотаций, очень искренне и сердечно. Наставления старца проникали глубоко в души верующих и всегда находили там живой отклик. Одним из духовных сыновей пастыря был философ Н. Бердяев.
В первую половину XX в., во времена гонений на монашество, А. Мечёв избежал ареста, поскольку был тяжело болен. Он умер в мае 1923 г. и был похоронен первоначально на Лазаревском, а позже его останки перенесены были на территорию Введенского кладбища. Сегодня опубликованы многие его поучения, записанные по памяти преданными учениками.
Святой праведный Алексей Московский был канонизирован Синоидальной комиссией на Архиерейским соборе в 2000 г. Сын священника, протоиерей Сергий Мечёв, также прославлен в лике святых, но уже как новомученик и исповедник российский. Святые мощи протоиерея Алексея Мечева хранятся в Московском Никольском храме в Кленниках, на Маросейке, где он провел последние годы в качестве настоятеля.