Церковь василия на горке
Содержание:
- • Служение ближним
- • Сознательная бездетность — грех?
- Современное состояние и режим посещения
- «Больно сердцу, но мы объединились в молитве»
- «Причащали прихожан на дому и делились радостью»
- Дальнейшее строительство (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- «Люди просили, чтобы их впустили»
- • Святые
- Возникновение храма
- Церковь Василия Великого на Горке: что рядом?
- Архитектурные особенности храма
- • Оккультизм
- Фото и описание
- Новый век
- Попытка уничтожения
• Служение ближним
» постоянная ссылка
— Батюшка, здравствуйте.
Я в последнее время стала терзаться мыслью, что не приношу никому пользы. Я работаю, но хотела бы сменить сферу деятельности на более душевную, что ли. Например, в нашем городе в дом милосердия требуются санитарки. Но я не могу быть точно уверенной , что потяну такое служение (нужно помогать стареньким, кормить, а еще менять судна, обрабатывать пролежни и тд.) У меня не было такого опыта, и я не знаю, смогу ли выдержать морально. В общем получается, что хотеть-то я хочу служить ближним, но не уверена в своих силах и боюсь. И начинаю винить себя, что я не исполняю слова Христа о любви к ближним, потому что у меня нет самопожертвования, я привыкла к комфортной жизни. Как понять, нужно ли переступить через свои сомнения и все-таки попробовать поменять профессию или оставить все, как есть?
—Думаю, можно просто стать волонтером и помогать в свободное от работы время. Помоги Господь!
• Сознательная бездетность — грех?
» постоянная ссылка
— Я хочу спросить, является ли грехом нежелание иметь детей? Причин много, не буду перечислять. Но главное — желания нет и это факт. Греховно ли такое состояние? Или лучше быть с собой и Богом искренней, чем обзаводиться детьми без должной на то охоты, просто потому что «так надо», чтоб не выделяться из массы, чтоб пальцем не тыкали, не называли пустозвоном, эгоистом и т.д. Слышала строки: «Женщина спасается чадородием». Как правильно понимать это? И может ли женщина спастись и без чадородия?
—Тогда и живите воздержанно, а так, думаю, грешно. Иначе отношения есть, а детей нет. Конечно, может спастись. Монахини же спасаются, и соблюдающие себя в чистоте тоже. Другой вопрос, что все есть, а дети просто неудобны и хотят жить только для себя. Спаси Господь!
Современное состояние и режим посещения
Васильевская церковь действующая, и каждый день в ней проходят богослужения. Двери храма открыты для паломников и туристов с 8.00 до 19.00. В эти же часы работает церковная лавка. Старинная икона Тихвинской Богоматери (XVI век) сегодня принадлежит Псковскому музею-заповеднику. Васильевский храм хорошо отреставрирован, внутри него можно увидеть богатый иконостас. В настоящее время ведутся работы по росписи внутренних стен.
С 2005 года при церкви открыта воскресная школа, которую посещают дети прихожан. Занятия ведутся в двух возрастных группах: дошкольной (с 3 до 7 лет) и школьной (с 7 до 14 лет). У Васильевского храма также есть собственная иконописная мастерская и мастерская художественной ковки, где можно заказать иконы, кованые кресты, перила, ограды и решетки.
Вид церкви с колокольней
«Больно сердцу, но мы объединились в молитве»
Иерей Георгий Курносов служит настоятелем храма Димитрия Солунского в городе Пскове и храма святителя Николая в деревне Тайлово. Он мечтал стать священником с тех пор, как в шесть лет встретился с отцом Иоанном Крестьянкиным. Отец Георгий говорит, что именно после этого стал ближе к церкви и другого служения себе уже не представлял.
Иерей Георгий Курносов
После школы он окончил Псковское духовное училище.
— Владыка Евсевий рукоположил меня, когда мне было 20 лет. Я был самым юным священником нашей епархии. Какое-то время служил в соборе, может, месяц, и потом меня сразу отправили в Тайлово. А потом уже ввиду моих послушаний меня владыка Тихон благословил в приход Димитрия Солунского. Там нужно храм восстановить, привести в порядок, — вспоминает он.
Храм в Тайлово иерей Георгий Курносов восстановил и постоянно трудится над его реставрацией. Теперь нужно вернуть к жизни храм Димитрия Солунского, который был значим для псковичей. Когда-то он был храмом, который никогда не закрывал свои двери.
— Жизнь изменилась с того времени, когда я начинал служение в Тайлово в 2009 году. И сегодня начинается новый этап, который требует от нас большей внимательности, образованности, потому что появляются вопросы, на которые нужно уметь отвечать людям. И ввиду сложившейся ситуации люди тоже ждут от нас какой-то поддержки, ответов, — рассуждает отец Георгий.
Храм в Тайлово
Одним из таких вызовов стала пандемия коронавируса и ограничения, которые были введены в храмах по всей России. Но благодаря вере это тяжелое время удалось пережить, говорит иерей Георгий Курносов.
— Когда мы друг за друга молимся, мы соединяемся в молитве. Конечно, тяжело, непросто, больно сердцу. Думаю, что не только моему, но и прихожан. Но с Божьей помощью, молитвами и нашего митрополита стараемся справиться с этим, — говорит он.
«Причащали прихожан на дому и делились радостью»
Протоиерей Сергий Андреев — настоятель храма Архангела Михаила в городе Дно. Он стал священником после того, как посмотрел в детстве фильм «По вере вашей да будет вам» о Сергии Радонежском. По словам отца Сергия, тогда у него родились детские мечты о служении.
— Потом я впервые пришел с мамой в храм в Старой Руссе, и там на меня произвел глубокое впечатление покойный ныне архимандрит Агафангел Догадин. Потом попал в воскресную школу, благословили быть пономарем. Уже в армии принял решение поступать в духовную школу. Я не думал, что стану священником, что меня рукоположат. Но когда демобилизовался, поступил в Псковское духовное училище, потом учился в Троице-Сергиевой лавре. Когда еще в училище был, меня рукоположили сначала в дьякона, потом в иерея. Так вот и служу, — рассказывает он.
Протоиерей Сергий Андреев
В Изборске на день Сергия Радонежского священника рукоположили в сан иерея и назначили вторым священником в храме Архангела Михаила в городе Дно. С 2008 года он служит его настоятелем.
Дно — город железнодорожников. Среди прихожан храма Архангела Михаила есть машинисты, помощники машинистов. К сожалению, их в приходе встретишь редко — они постоянно на работе.
Большинство прихожан — люди 40 лет и старше. Молодежь часто уезжает из Дна, потому что здесь нет учебных заведений, кроме железнодорожного техникума.
«Мы заболели, но никто из прихожан не заразился в храме». Священники — об уроках эпидемии и том, как изменится Церковь
— В 2005 году у нас в районе было 13 тысяч жителей, сейчас — где-то 5,5 тысяч. Многие уезжают. Начались оптимизации так называемые, многие жители остались без работы. Даже на железной дороге сокращения были. Люди уезжают на заработки, семьями переезжают. И из прихода у нас много семейных пар уехало, — с грустью отмечает протоиерей Сергий Андреев.
Но в приходе есть воскресная школа, где учится 60 человек. Много молодых людей, есть ребята, которые служат пономарями. Митрополит Тихон помогает протоиерею Сергию Андрееву строить новый приходской дом для воскресной школы. Ученики получили новую аппаратуру: проектор, ноутбук, акустическую систему, мультимедийную доску.
Когда началась пандемия, митрополит Тихон ввел в Псковской области ограничительные меры. Протоиерей Сергий Андреев вспоминает, что воспринял их с пониманием. И пасхальную радость все равно пережил, несмотря на службу без прихожан.
Храм Архангела Михаила в райцентре Дно
— Надо было сберечь паству. Вирус передается от человека к человеку, а храмы плохо проветриваются, возможность заразиться есть. Мы очень ждали, как пройдет Пасха. Переживали. А когда начали служить ночную службу, все равно почувствовали такую радость, будто с прихожанами, хотя был пустой храм: служили только с нашими пономарями и певчими. Радость пасхальная все равно была. На Светлой седмице мы, по благословению владыки, ходили, причащали наших прихожан, пели «Христос Воскресе» — несли праздник людям, — рассказывает он.
Протоиерей Сергий Андреев говорит, что время пролетело быстро — священники причащали пожилых прихожан на дому, служили для них молебны, старались поддержать словом. Сейчас службы с участием прихожан возобновились.
Фото: pskov-eparhia.ru
Дальнейшее строительство (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
В 1585-1587 годах был выстроен северный придел церкви апостола Иоанна Богослова, в котором имелась пристройка. Это была часовня-усыпальница, но, к большому сожалению, она не сохранилась.
В XVI веке была сооружена подцерковь, представляющая собой нижний этаж здания. Именно в ней более 10 лет назад был обнаружен древний детский гробик, в котором находились останки маленького ребенка, захороненного приблизительно в XVI-XVII веках. Его ножки обуты в красивые кожаные башмачки с загнутыми носочками, поэтому было выдвинуто предположение, что малыш принадлежал к одному из знатных родов. Эта находка была обнаружена в 2002 году во время проведения ремонтно-восстановительных работ.
«Люди просили, чтобы их впустили»
Храм Василия Великого (на Горке) — один из самых многолюдных приходов в Пскове. В нем служат четыре священника, настоятель — протоиерей Андрей Большанин. Он приехал в Псковскую область из Кемерова. Вспоминает, как из родного города хотел сначала сбежать в монастырь, а потом решил стать священником.
— Евангелие мне отец подарил, потому что я любил читать и читал все подряд. Потом сам уже купил Библию лет в 15. Потом меня заинтересовало, где у нас храм, зашел в него. Там мне дали почитать жития Серафима Саровского и Амвросия Оптинского, прочел, и меня просто потрясло, что есть совсем другая жизнь, — рассказывает протоиерей Андрей Большанин. — Потом прочитал четвертый том «Добротолюбия», потом собрался сбежать в монастырь, но меня настоятель удержал. Стал пономарем, потом поступил в 1993 году в Троице-Сергиеву лавру в семинарию. И на четвертом году обучения меня рукоположили.
Сначала отец Андрей служил в лавре, в семинарии, потом вернулся в Кемерово, в Знаменский собор.
— Жена у меня — псковичка, ей тяжело было к Сибири привыкнуть, и я у владыки Софрония спросил, можно ли мне переехать. И меня принял в свою епархию митрополит Евсевий. Сначала я служил в Троицком соборе, но мне было тяжеловато, хотелось на приход. Я стал проситься, и владыка дал мне этот приход Василия-на-Горке. Это было в 2003 году, — вспоминает он.
Протоиерей Андрей Большанин
Отец Андрей начал служение в Пскове при митрополите Евсевии. Затем Псковскую епархию возглавил митрополит Тихон.
— С ним можно объясниться. Если ты объяснишь свою позицию и покажешь, что ты прав, он спокойно меняет . Не претендует на то, что он непогрешим и все знает, — говорит он. — Священники обычно сильно переживают, когда митрополит приезжает на приход. Но когда приезжает митрополит Тихон, если у нас все нормально, то я не волнуюсь. Еще когда он служит, в алтаре никто не нервничает. Нет такого, что все стоят напряженные. Что в соборе, что в приходах — все стоят и молятся.
Протоиерей Андрей Большанин говорит, что среди его прихожан много семей с детьми. «До карантина в воскресный день 80–90 только детей могло причащаться. Открываешь царские врата, у тебя под амвоном целый детский сад стоит», — улыбается он. Но как же оказалось тяжело пережить службы без прихожан во время карантина.
— Служить в закрытом храме — это ужасно. Я думаю, что все священники скажут, что если много людей в храме, молиться очень легко. Когда привык, что в храме есть люди и все молятся (потому что молитва — это общее дело), а получилось, что этой поддержки не стало.
Молиться очень тяжело, это просто катастрофа. Открываешь царские врата — и никого нет. Непередаваемо.
Протоиерей Андрей вспоминает, что с началом эпидемии из его храма часть прихожан исчезла сразу, другая — дождалась ограничений и отнеслась к ним с пониманием и абсолютным согласием. Но были и те, кто не понимал, что происходит и почему нельзя прийти в храм.
Храм Василия Великого
— Были люди, которые и роптали. Но я не склонен никого осуждать. Просто им нужно время. Мы в такой ситуации в нашей жизни оказались впервые, — считает протоиерей. — Владыка принял то решение, которое посчитал верным. И я вижу, что у нас все могло быть хуже. Многие люди могли заразиться. Сейчас из священников у нас никто не заболел. Если бы митрополит Тихон не ограничил доступ в Печорский монастырь и другие монастыри, было бы, скорее всего, то же самое, что и в Сергиевом Посаде. Приехали бы москвичи, питерцы.
Псков и Печоры рядом, отмечает он. В регионе могла бы возникнуть вспышка. «У нас Эстония под боком, Латвия — владыка переживал. Но человек он волевой и в критические моменты принимает волевые решения», — заключает протоиерей Андрей Большанин.
Митрополит Тихон (Шевкунов) — о службах на улице, отмене взносов и опасном легкомыслии
— Как только стало возможным, митрополит Тихон сразу позаботился, чтобы разрешили богослужения на улицах. Теперь у нас все желающие приходят, стоят на улице — молятся. У нас много причастников. Раньше, конечно, было в разы больше, но сейчас тоже люди ходят. И я очень рад, что послабления случились. У владыки вся мотивация обоснована заботой о своей епархии — вот и все
Для него важно, чтобы мы выжили и жили
• Святые
» постоянная ссылка
— Здравствуйте.
Храни Вас Господь от каши инфекции душевно телесной. У меня вопрос предложение.
Святым образам же на иконах необходима ежедневная молитва и в музеях, и в запасниках и там, где есть репродукции. А можно ли внедрить на Руси по благословению Патриарха и разрешению руководства и музейных работников ежедневное включение в записи молитв всем святым, чтоб просветление разумение и Божья помощь шла и населению, и посетителям, и обслуживающему персоналу в округе.
—Всем святым регулярно молебны служатся, а чтобы были для всех обязательны особые прошения, нужно, чтобы это рассмотрела Синодальная комиссия и было благословение Патриарха. Помоги Господь!
Возникновение храма
Первые строительные работы по возведению церкви начались в 1337 году. Основателем храма был купец по имени Кристофер Карел Дол, имевший немецкое происхождение. Он также явился родоначальником таких ставших впоследствии знаменитыми фамилий, как Левшины, Яхонтовы и Свечины.
О купце немецкого происхождения есть записи в летописи, где говорится, что Дол прибыл в Псков из принадлежащей ему вотчины Гдова. Здесь он принял православную веру и был крещен под именем Василий, а свои владения передал псковскому князю. Затем построил деревянную церковь вблизи Труперховских ворот. Она была названа в честь святителя Василия Великого.
В летописи, датированной 1597 годом, Горку уже называют Васильевой. А в старинном документе под 1415-м есть запись, в которой говорится, что летом была поставлена каменная церковь в честь святого Василия. Позднее ее будут достраивать и восстанавливать не один раз.
В середине XVI века храм Василия на Горке находился уже у стены Среднего города. Так называлась древняя часть псковского исторического центра. Рядом с церковью возвышалась четырехугольная башня с надстроенной звонницей, где висел сполошный колокол, созывающий всех жителей города в случае какой-либо беды. Как гласит старинное предание, в 1581 году именно он оповестил народ о надвигающихся войсках Стефана Батория.
Церковь Василия Великого на Горке: что рядом?
Церковь Василия Великого на Горке находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона
В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.
Церковь Николая Чудотворца со Усохи ~ 0,1 км. Музей-квартира Ю.П
Спегальского ~ 0,1 км
Музей-квартира Ю.П. Спегальского ~ 0,1 км
Музей романа «Два капитана» ~ 0,2 км
Церковь Анастасии Римлянки ~ 0,2 км
Церковь Вознесения Христова с Полонища ~ 0,2 км
Псковская областная филармония ~ 0,2 км
Театр в исторических памятниках «Карусель» ~ 0,3 км
Псковский академический театр драмы им. А.С. Пушкина ~ 0,3 км
Архитектурные особенности храма
Одноглавый трехабсидный храм простроен из тесаного камня на известковом растворе. Он опирается на четыре несущих круглых столпа и имеет повышенные подпружные арки. К основному четверику примыкают три придела – основной и два боковых, расположенные с севера и юга. Пристройки появились в разное время и служили для проведения церковных служб и хранения ценных вещей и товаров. Они придают храму сложную, асимметричную форму, делая его похожим древнерусские хоромы.
Вначале основной объем покрывало подзакомарное покрытие. Потом его заменили на более практичную четырехскатную кровлю. А при последней реставрации, проведенной совсем недавно, покрытию четверика и северного придела вернули первоначальную форму.
Внешний декор Васильевской церкви говорит о явном влиянии традиций московского зодчества. Абсиды алтаря и барабан завершены орнаментальными фризами, в которых использованы новгородские мотивы с треугольниками и впадинками. Однако, идут эти орнаменты тройными лентами, как это принято в московской архитектурной школе.
• Оккультизм
» постоянная ссылка
— Доброго времени суток.
Батюшка, помогите мне, пожалуйста. По отцовой линии бабушка и тетя хочет передать мне оккультизм, и твердит, что я та самая последняя, седьмая поколение и есть шанс быть сильнее к оккультизму. Я не взяла, накричала на нее, а она прям давила на психику и уговаривала меня, это было в Страстной неделе. (Моя ошибка была в том, что я накричала на нее в Страстной неделе, это мой грех). Видела сны, как три Демоны ходили вокруг меня и просили, чтобы я им отдала свою руку, а у них рука черная и какой-то браслет старинный одетый. Я сказала что не дам, и просила Божьей помощи не отдавать им мою душу, и молилась, Господь услышал меня, а они разозлились. Хожу в церковь уже давно, заказываю всегда сорокоуст о здравии, ставлю свечи как за здравии так и за упокой, всегда поминаю всех усопших. Раздаю милостыни. Службу не всегда получается отстоять, то болезни, то ковид, то проблемы в деньгах, пропускаю иногда, пост не слежу, читаю дома молитвы как за здравии так и за упокои. Но волнует меня…
—Причащайтесь, посты соблюдайте, молитесь, и ничего не будет. Храни и спаси Господь!
Фото и описание
Храм святителя Василия Великого (на Горке) в Пскове является одним из самых известных памятников архитектуры XV –XVI веков. Горка, на которой возвышается церковь, окруженная деревьями, в древнее время представляла собой островок посреди большого болота. У самого основания Горки протекал ручей Зрачка, сейчас – это улица Пушкинская. В 1375 году около ручья была возведена стена Среднего города, проходящая как раз недалеко от храма. Тут же возвышалась башня, с которой можно было видеть, что происходит на далеком расстоянии. Башня была оснащена осадным колоколом, который в 1581 году оповестил местных жителей о наступлении войск Стефана Батория.
Первый храм святителя Василия Великого был построен в 1337 году. Основатель церкви – купец Кристофер Карел Доль, по происхождению – немец, родоначальник псковских родов Свечиных, Яхонтовых, Левшиных. В летописях имеются сведения, по которым Доль приехал в Псков, крестился, обрел имя Василия и построил здесь каменный храм во имя Василия Великого. При церкви Василий Доль возвел южный предел во имя святого православного Алексея Человека Божия, в честь жены и дочери построил в 1377 году храм во имя мученицы Анастасии Римляницы. Северный предел церкви во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова был сооружен гораздо позже – в 1585-1587 годах и имел пристройку — часовню-усыпальницу, по форме напоминающую часовню церкви Николы со Усохи, которая не сохранилась до нашего времени. В это же время был построен нижний этаж храма (подклет).
Одним из основных событий первой половины XVI века явилась роспись церковной иконы Тихвинской Божией Матери с акафистом в 24 клеймах – маленьких прямоугольниках на иконе, которые иллюстрируют житие Пресвятой Богородицы. Эта икона находилась в одном из верхних ярусов старинного иконостаса. Сейчас ее можно увидеть в Псковском музее-заповеднике. О судьбе других храмовых икон – святителей Василия Великого и Николая Чудотворца, Казанской Божией Матери и других – ничего неизвестно.
В 1533 году для церкви к празднику Рождества Пресвятой Богородицы были отлиты и первые колокола, местонахождение которых, как впрочем, и колоколов, их заменивших в 1920 годы, также ничего неизвестно. В отличие от XVI столетия, характеризующегося расцветом и приобретениями в истории храма Василия на Горке, XVII и XIX века являются периодом лихолетий и лишений. Были попытки к разрушению церкви, потеря древнейшей утвари и, наконец, его закрытие. Поначалу по причине малочисленности прихода, храм был причислен к Никольской церкви (со Усохи), а с 1875 года был выкуплен настоятелем Крыпецкой обители и являлся его подворьем до закрытия монастыря. Один раз в год из монастыря в Васильевский храм приходил крестный ход, все остальное время он пустовал.
С 1921 года храм закрыли. В 1941-1945 годы он почти не пострадал, задело лишь северный предел. В 2003 году, к 1100-летнему юбилею со дня I упоминания Пскова в летописях, службы в храме возобновились. При храме работает приходская воскресная школа, открытая в 2005 году. Школа занимается воспитанием детей и подростков в лучших традициях православной педагогики. Традиционным является проведение православных праздников, особенно ребятам нравится Рождество и Пасха. Дети вместе готовят костюмы, разучивают роли и песнопения. Разумеется, помощь в подготовке к праздникам осуществляют и родители.
Новый век
Поздней ночью 5 августа 2002 года храм на Горке был подожжен несколькими злоумышленниками. Пожарный наряд тушил возгорание в течение 5 часов. Огонь был обнаружен в перекрытиях, откуда распространялся по балкам, где крепятся колокола. В результате кровля притвора и южного придела была уничтожена. Кроме того, металлический купол на колокольне от высокой температуры оплавился и сильно просел.
Нужно сказать, что незадолго до случившегося этот уникальнейший памятник архитектуры был лишен сигнализации и снят с охраны. Постепенно он превратился в место сборища бездомных и наркоманов.
Через 4 дня после первого поджога произошло повторное возгорание — на том же месте. На этот раз была уничтожена практически вся кровля здания. А в следующую ночь часть стены храма, где находился южный придел, рухнула.
В очень короткий срок ряд благотворителей при поддержке верующих и духовенства проделали большую работу, и уже в начале декабря 2003 года, в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, состоялась первая за долгие годы забвения служба. Так началось возрождение церкви.
На сегодняшний день в храме есть два придела. Первый из них посвящен Алексею Человеку Божию, а второй – Иоанну Богослову. Территория церкви уже по установившейся традиции является собственностью Крыпецкого монастыря.
Сейчас здесь проходят ежедневные богослужения, и храм на Горке открыт для посещения. Часы работы: 8.00 — 19.00. Настоятель – протоиерей Андрей Большанин.
Стоит выразить огромную благодарность жителям разных уголков России за то, что они совершенно безвозмездно участвуют в восстановлении уже полуразрушенных или давно заброшенных храмов. Поруганные за время правления советской власти святыни начинают восставать из пепла именно благодаря неравнодушным, бескорыстным и деятельным людям. Можно с уверенностью сказать, что такая работа приносит только радость и удовлетворение!
Попытка уничтожения
Если в XVI веке храм на Горке процветал, то последующие за ним столетия оказались периодом бесконечных лишений и лихолетий. Церковь пытались разрушить, она потеряла свою старинную утварь и в конце концов была закрыта. В 1820 году несколько приходов Пскова подлежали сносу, ввиду их запустения и частичного разрушения. В их число входил и храм святителя Василия Великого. Но этому не суждено было случиться. Уже через 9 лет его позволили отремонтировать.
В 70-х годах XIX века храм на Церковной Горке выкупил настоятель Иоанно-Богословского Крыпецкого монастыря. В конце столетия здание было отремонтировано и увенчано куполом с крестом.