Собор василия блаженного

Содержание:

Мифы и легенды

Будучи одной из наиболее известных достопримечательностей Москвы и имея при этом довольно невнятную историю, храм Василия Блаженного просто обязан был обрасти городскими легендами.

Наиболее распространённая легенда касается строительства храма: якобы царь Иван Грозный, поражённый невероятной красотой здания, велел ослепить его зодчих — Барму и Постника, — чтобы они нигде и никогда не смогли построить храма красивее, чем в Москве. В действительности это маловероятно: во-первых, доподлинно неизвестно, какие зодчие возводили здание. Кроме того, непонятно, были ли легендарные Барма и Постник разными людьми — Иваном Бармой и Постником Яковлевым — или это был один человек — Постник Яковлев по прозвищу Барма. Как бы там ни было, после строительства Покровского собора Постник Яковлев участвовал в строительстве Казанского Кремля, значит, не мог быть ослеплён — если это, опять же, не были разные люди.

Существует легенда, будто бы в строении храма Василия Блаженного «зашифрован» образ исторической мечети Кул-Шариф, уничтоженной русскими войсками при взятии Казани в 1552 году: 8 его глав якобы символизируют 8 минаретов разрушенной мечети, а 9-я господствует над ними в ознаменование победы.

Говорят, что Василий Блаженный, предвидя победу над Казанью, собирал деньги на строительство Покровского собора и незадолго до своей смерти в 1552 году передал их Ивану Грозному. Однако, эта легенда не имеет никаких подтверждений.

Не обошлось и без библиотеки Ивана Грозного! По одной из легенд она была спрятана как раз в подвалах Покровского собора. К сожалению, на деле это невозможно: у здания попросту нет подвалов. Собор возведён на массивном подклете, который покоится на искусственном холме, и его фундамент не так глубок. Впрочем, в подклете были помещения для хранения ценностей; другая городская легенда говорит, что в них могла храниться царская казна.

В Отечественную войну 1812 года, когда французские войска покидали Москву, Наполеон приказал взорвать собор, однако, сделать это французам не удалось: якобы начавшийся дождь погасил фитили и помешал подготовить взрыв здания. Говорят, Наполеон отдал такой приказ в сердцах: собор настолько ему понравился, что он захотел перенести его в Париж, но ему донесли, что это невозможно (какая неожиданность!).

В 1930-х годах Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы на Красной площади было больше места для парадов и демонстраций. Согласно городской легенде, он изготовил макет Красной площади со съёмным зданием собора и принёс его для демонстрации Сталину, чтобы показать, как собор мешает проходу машин и колонн. Показывая макет, он неожиданно сорвал с него Покровский собор, чтобы наглядно показать, насколько без него будет лучше, но удивлённый Сталин воскликнул: «Лазарь, поставь на место!» — и собор был сохранён.

В наши дни храм Василия Блаженного — одна из наиболее популярных достопримечательностей Москвы, обязательная к посещению точка на картах приезжающих в столицу туристов. Его необычный и запоминающийся внешний вид сделал его одним из чудес и символов России — и даже те, кто никогда не был в Москве, легко угадают его купола, которые часто печатают на открытках и сувенирной продукции, в книгах, учебниках и энциклопедиях. Если где-то говорят или пишут о Москве и России — слова с большой вероятностью будут проиллюстрированы именно фотографией Покровского собора.

Одновременно с этим его по-настоящему любят и горожане.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву находится на Красной площади, дом 2. Добраться до него можно пешком от станций метро «Охотный Ряд» Сокольнической линии, «Площадь Революции» Арбатско-Покровской, «Театральная» Замоскворецкой и «Китай-Город» Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.

Еще один Покровский храм в Москве

Есть в столице у Покровской заставы (другое название — Абельмановская Застава) одноименный ставропигиальный женский монастырь. Он имеет свою славную историю, которая началась в 1635 году при царе Михаиле Федоровиче. После нескольких столетий, когда с обителью происходили разные метаморфозы, в 1994 году Священным Синодом было принято решение возродить в нем монастырь. Обитель стала женской, но известность к ней пришла в 1998 году, после того как она обрела мощи М. Д. Никоновой . В 2004 году она была прославлена в лике месточтимых святых как «блаженная Матрона Московская». На территории монастыря есть освященный в 1998 году Покровский собор. В Москве Матрона, вернее ее имя, больше всего связано именно с этим монастырем, куда нескончаемой чередой поклониться ее мощам идут тысячи столичных жителей и гостей города. По некоторым данным в дни престольных праздников Покровский собор с мощами Матронушки посещают до 50 тысяч человек, а ежедневно приходят около 3000.

Интерьеры

Собор отличается декоративностью внешнего вида, полихромностью орнаментов и росписей, умелым сочетанием различных архитектурных элементов.

Комплекс стоит на едином подклете, заменяющим фундамент. Своды внутри зданий поддерживаются столбами. Для вентиляции используются узкие прорезные отверстия в стенах – продухи. Естественное освещение проникает внутрь через световой барабан под куполом церкви.

Убранство часовен отличается сочетанием цвета и манерою росписи. Фрески наносились масляными красками. В храме собрана огромнейшая коллекция (св.400) икон (16-19 вв.). Большая часть из них создана новгородскими и московскими живописцами.

Сколько куполов

Поскольку собор представляет собой храмовый комплекс, то в нем насчитывается 10 куполов. Каждый купол венчает соответствующие престолы, расположенные по разные стороны от центральной Покровской церкви. Десятая маковка возвышается над колокольней.

Главы всех церквей имеют форму луковиц. Они отличаются разнообразием рисунков и окраски. У храма Покрова шатрообразное навершие с маленькой главкой.

Интересно, что общее количество куполов сократилось в 2,5 раза, по сравнению с изначальным. В первое время собор украшало 25 глав. Центральный обозначал Господа, а его окружение – 24 старцев, восседающих по сторонам престола.

Второе название собора и место расположения

Несмотря на прижившееся и распространенное упоминание храма, его полное название – Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на рву. Этот ров был частью Кремлевской стены в качестве ее укрепления.

Собор находится недалеко от транспортных путей. Доехать к нему удобно от станций метро «Театральная» и «Охотный ряд» через Манежную площадь. Оттуда обзор закрывает Исторический музей, но если его обойти, то на противоположной стороне площади будет располагаться Покровский собор.

Также доехать можно с помощью другого транспорта, поскольку в округе налажены автобусные маршруты и троллейбусные пути. Доехать автобусом удобнее всего до остановки «Красная площадь» или «Театральная площадь», троллейбусом – «Метро Китай-город», так называемая Славянская площадь.

Архитектор

Источники различным образом передают имя создателя (или создателей):

  • по одной версии, это Постник Яковлев, по прозванию Барма;
  • по другой – два мастера, Барма и Постник.

Такая разноголосица в исторических документах не случайна: строители тех лет не стремились «остаться в истории», приписывая всю славу возведения дома Божия не себе, но Господу – потому так мало известно о них самих.

Было ли ослепление

Существует предание о том, что мастер (или мастера) были ослеплены по приказу Ивана Грозного, дабы они не смогли возвести храм более прекрасный, чем Покровский. Однако, рассказ этот у историков вызывает сомнения: он восходит к одному из иностранных дипломатов в Москве, повторяя аналогичные легенды о строителях красивейших соборов Европы. А имена зодчих Покровского встречаются среди имен создателей других столичных церквей второй половины XVI в., так что их «ослепление», скорее всего, легенда. 

Как добраться

Собор возвышается в непосредственной близости от стен Кремля и набережной Москвы-реки. Его официальный адрес: Красная площадь, 2.

Доехать к храму можно наземным и подземным транспортом.

На метро:

  • до ст. «Китай-город» (пешком по ул. Варварка до Большого Москворецкого моста)
  • до ст. «Охотный ряд», «Театральная», «Площадь Революции» (с Манежной площади пешком по ул. Ильинка до Красной площади)

На автобусе:

  • №25 до ост. «Красная площадь»
  • № Н1 и Н2 (ночные), 12ц и 144ц до ост. «Театральная площадь»
  • № 158, Н4 и Н5 (ночные) до ост. «Славянская площадь»

На троллейбусах №16, 45, 63 (круглосуточный) до ост. «Славянская площадь».

Где хранятся мощи блаженного сейчас, как и когда можно приложиться к святыне

С 1588 г. мощи святого пребывают в Покровском соборе, одном из самых красивых храмов страны, построенном как память о взятии Казани войсками Ивана IV. Здесь 11 престолов, один из которых посвящен блаж. Василию. Так как все храмы – очень маленькие, службы здесь обычно совершались на престольные праздники.

Церковь блаж. Василия до революции была единственной, где литургию служили ежедневно – по множеству народа, стремящегося к его мощам. Более того, придел, по ряду свидетельств, был открыт круглые сутки, при раке всегда горели свечи.

С 1918 г. собор был конфискован государством, с этого времени до наших дней здесь – музей. Вход сюда платный. Богослужения бывают лишь по определенным дням, один из них – 15 августа, память святого, когда молебен ему служит Патриарх.

Это интересно: Храм Василия Блаженного

Часовня св. Василия Блаженного

Василий Нагой или Блаженный прославился при жизни своими благочестивыми поступками. Его предсказания часто сбывались, поэтому к словам юродивого прислушивался даже царь. После смерти старца, Иван Грозный приказал похоронить тело на кладбище у Кремлевских стен, во рву.

Позже рядом с ним был возведен Покровский Собор. Царь Федор Иоаннович повелел воздвигнуть над могилой святого человека придел. Он получил имя Василия Блаженного. Мощи юродивого были помещены в раку и перенесены в собор.

Часовня имеет форму куба, который венчает небольшая маковка. Внутренний интерьер украшен масляной росписью. Она сохранилась с начала прошлого века (1905 г):

  • Спас Вседержатель – в центре, под куполом
  • Праотцы – вокруг светового барабана
  • Деисус и евангелисты – на сводах
  • Житие Василия Блаженного – на стенах с севера и юга
  • Покров Пресвятой Богородицы – на стене в западной части

Стены придела условно разделены на верхнюю и нижнюю части:

  • на верху – святые покровители царской династии
  • внизу – орнамент в древнеславянском стиле

Пол здания покрыт плитами, отлитыми из чугуна в Касли.

В часовне установлен иконостас необычной формы. Сжатый объем помещения не позволял разместить иконы вдоль одной стены. Потому, по замыслу архитектора А.Павлинова, часть образов была перенесена на боковые стены. Такой тип иконостаса получил наименование « с заворотами». Основная часть икон была написана художниками, возглавляемыми О.Чириковым, в конце 19 в.

Южную стену украшает огромная икона Богоматерь Владимирская, выполненная на металлической основе. На ней изображена Божья Матерь в окружении московских святых.

Могила Василия Нагого отмечена аркой. Его рака с мощами пропала в начале 17 в. Сохранился лишь покров. Он был вышит мастерицами из окружения Ирины Годуновой.

С 1929 по 1991 год придел был закрыт. Богослужения в нем возобновились в 1997 году.

Интерьер храма

Внутреннее пространство храма – бесконечная вереница сводчатых помещений, украшенных экспозициями из истории строительства собора. Всюду чувствуется древность. Архитектурное украшение – ступенчатые подоконники узких высоких окон, которые отражают и рассеивают свет, попадающий на каждую ступеньку, поэтому в храме светло и уютно.

Под окнами – маленькие круглые отверстия (голосники), которые не усиливают звук, а очищают от лишних голосовых колебаний. Звук становится сочным и ярким, песнопения, проповеди и молитвы слышны отчетливо.

Собор украшен росписью, выполненной масляными красками. На стенах – сюжеты из жития святого Василия Блаженного. На западной стороне – образ Покрова Пресвятой Богородицы. Верхний ярус расписан фресками святых – покровителей царского дома Романовых: мученицы Ирины, Иоанна Предтечи, святой Анастасии Узорешительницы и Федора Стратилата. На южной стороне – Богоматерь Владимирская с избранными святыми московского круга.

Паруса свода (треугольники под потолком) расписаны иконами Евангелистов, а перекрытия – иконами Спаса Нерукотворного, Иоанна Предтечи, Божией Матери. Под куполом – образ Спаса Вседержителя.

Иконостас создан по проекту архитектора Андрея Павлинова и украшен резьбой по дереву и прорезным позолоченным кружевом. Он так велик для небольшого храма Покрова, что продолжается на боковых стенах. Иконостас украшают старинные иконы – Богоматерь Смоленская XVI века и образ святого Василия Блаженного на фоне Красной площади московского Кремля, написанный в XVIII веке.

Интересные факты о соборе

  • 8 малых церквей расположены таким образом, что образуется восьмиконечная звезда; это символ Богородицы, одновременно – звезды Вифлеема.
  • До революции единственным приделом, имевшим отопление, был посвященный св. Василию. Именно поэтому здесь служили круглый год, тогда как в остальных приделах – только летом.

Нынешняя ограда существует с XIX в. Ранее она украшала набережную р. Неглинки, которая была «спрятана» в трубу, под землю. 

Что общего у храма Василия Блаженного и Спаса на крови 

Петербургский храм был построен на месте убийства Александра II, которое произошло в результате заговора революционеров 1 марта 1881 г. Как Покровский, куда переносили престолы церквей на месте казней, он построен «на крови», только… царской.

Как знать, не этим вызвана его стилистическая близость к «Василию блаженному»? Ведь «Спас» совсем не типичен для Петербурга, где больше церквей стиля барокко и классицизма.

Превратности судьбы

Француз Астольф де Кюстин, побывавший в Москве в 1839 г., писал:

К тому времени собор уже пережил нашествие Наполеона, по преданию, намеревавшегося взорвать «эту мечеть», как он именовал здание, или увезти его во Францию. Сделать не удалось ни того, ни другого – разобрать здание оказалось невозможно, а начавшийся дождь намочил порох, приготовленный для взрыва.

Новое время испытаний началось после 1918 г. Тогда был расстрелян последний настоятель, сщмч. Иоанн Восторгов, приход упразднили, правда, культурная ценность здания была настолько очевидна, что его не разрушили, а передали музею.

Реальная опасность нависла над бывшим «русским Иерусалимом» в 1930-е, когда руководство страны озаботилось реконструкцией Красной площади. Возникла идея сноса здания, которое мешало движению автомобилей. О том, почему и на этот раз уничтожить его не удалось, есть две не подтвержденных документально легенды:

согласно первой, инициатором сноса был Л.М.Каганович, который во время обсуждения «проблемы» убрал макет собора со схемы Красной площади, но был резко остановлен И.В.Сталиным, сказавшим: «Лазарь! Поставь на место!»; 

по другой версии, уничтожить здание не дал архитектор П.Барановский, который пригрозил совершить самоубийство, если это будет сделано; некоторые же рассказывают историю о том, что он якобы встал на колени перед партийным начальством. 

Современная жизнь храма, его статус, проводятся ли богослужения

Как все соборы Кремля, он к настоящему времени не принадлежит Церкви. Здесь – с советских времен филиал Государственного исторического музея. Однако с 1 октября 1991 г. здесь проводятся регулярные службы:

  • по воскресным дням; кроме того, тогда же читается акафист св. Василию;
  • на второй день после Пасхи;
  • на престольные праздники – но только Покрова Богородицы и блаж. Василия.

Как купить билеты в музей и сколько они стоят 

Вне богослужения вход – платный. Билеты можно приобрести как на интернет-странице Исторического музея, так и в кассе близ входа. Цена билета – 500 р. (для иностранцев – 1000 р.), предоставляется скидка 50% студентам, пенсионерам.

Заказ билетов  экскурсий: https://shm.ru/museum/hvb/

Как заказать экскурсию

Это можно сделать на сайте музея или в кассе. Музей предлагает 16 тематических экскурсий на разную тематику. Стоимость такой услуги составляет 2000-4000 рублей на 1 человека, для иностранцев – увеличивается в 2 раза. При этом сайт музея указывает, что экскурсии проводятся для групп не менее 15 человек, а стоимость входных билетов в цену не включена.

Часы работы 

Вход открыт с 10 до 18 ч. Время работы может меняться в зависимости от различных мероприятий на Красной площади, когда этот филиал музея закрывается.

Как добраться, ближайшие станции метро 

Большинство туристов добираются метро. Близ Красной площади находится сразу несколько станций – Охотный ряд, Китай-город, Александровский сад, Театральная.

Татьяна Сарачева, заведующая расположенным здесь филиалом музея, говорит: «Покровский собор — очень удачный пример сосуществования в одном храме и музея, и Церкви». В утверждении есть с чем поспорить, однако бесспорно: светским реставраторам удалось воссоздать атмосферу храма Москвы XVI в., погружение в которую оставляет неизгладимый след в душе каждого, побывавшего здесь. Вот лишь некоторые отзывы:

Осколок Святой Руси в современном мегаполисе – таков древний храм, «Русский Иерусалим». Но все же реальность иного, духовного мира, чувствует каждый, прикасающийся к этому чуду, созданному нашими предками. И выходит из этих стен пусть немного – но другим.

Наталья Сазонова

Начало ХХ в

Война с Францией и Наполеоном в 1812 г. едва не привела к разрушению храма. В нем солдаты держали лошадей, а по одной из легенд храм и вовсе хотели взорвать, и только божественное вмешательство в виде дождя его остановило. Несмотря на это, собор теперь был в плачевном состоянии. Его разграбили и повредили взрывами соседних зданий.

После окончания войны началась реставрация площади, но сам храм тогда еще не был восстановлен во всем великолепии: тогда была поправлена только ограда и опорная стена. В 1880 г. храм приобрел усадьбу, и на ней до 1918-го г. там жил его последний настоятель, о. Иоанн (Восторгов). В 1880-х гг. началась масштабная реконструкция храма. Ризница была украшена витражами, полы были укреплены.

Была созвана особая Комиссия, призванная обновить и отреставрировать собор в его изначальном виде. Но надвигавшаяся Октябрьская революция, ее последствия, и отсутствие средств, не позволила этому произойти.

Какие поучения, высказывания святого сохранились до наших дней

В житии угодника Божия есть некоторые высказывания, записанные его почитателями, краткие, но емкие, посвященные духовной жизни:

о церковной молитве: «Не бо судится истинно моление, токмо еже телом в церкви стояти, а умом всюду мястися. — но истинное моление, еже в церкви телесно предстояти, а умом к Богу возводится»; 

о подвиге юродства святой так сказал одному диакону, который хотел подражать его деланию: «Друже, моя работа тяжела есть, и многим неудобь понести ея, ибо и ты не можеши великия труды исправити». 

Предсказания о России 

Из жития угодника Божия и других источников известно, что:

  • в 1521 г. он пророчествовал о нашествии на Москву казанских татар, что сбылось;
  • при своей кончине он особо обратился к присутствовавшему сыну Ивана IV, Феодору со словами: «Вся прародителей твоих твоя будут, и наследник будеши им»; впоследствии именно при Феодоре Василий церковно прославлен (1588 г.);

Житие также содержит сведения о том, что блаженный предсказывал бедствия России, которые разразятся после его кончины: «пророчествова о настатии времен лютых, яко вскоре имать в Русии православная вера разрушена быти от зловерных еретик, и возникнет род последний, свойствен Антихристову царству, и будут человецы сластолюбцы, сребролюбцы, славолюбцы, блуды и пиянствы всю землю осквернять, и протчая вся таковая, яже сбудется пред пришествием Христовым, якоже и неложно бысть пророчество его». Видимо, на основании этой фразы жития святому приписывают множество конкретных пророчеств о правителях страны, событиях ее дальнейшей истории. Однако все они не имеют подтверждения источниками и, скорее всего, представляют собой фантазии «на тему» жития святого. 

Архитектура

Облик собора со дня его возведения менялся не один раз – изначально его архитектура была достаточно строгой, а упор делался на декоративные элементы и ажурную отделку.

Описание храма может показаться сложным, но на самом деле оно достаточно простое – десять отдельных престолов (церквей), расположенных по кругу вокруг центральной, носящей имя Покрова Пресвятой Богородицы. Они называются в честь праздников, во время которых проходили важные битвы за Казань.

Историк Лихачев утверждал, что храм Василия Блаженного напоминает растение или цветущий куст. Действительно, если посмотреть на фото, демонстрирующее его вид сверху, он слегка напоминает цветок. Восемь церквей, из которых четыре являются осевыми, а еще четыре расположены между ними, окружают центральную столпообразную церковь. Они увенчаны маковками в форме луковиц, причем каждая из них имеет свой орнамент и цвет.

Значение цветовой окраски куполов до сих пор не разгадано. Есть версия, что святому Андрею Юродивому (Константинопольскому) однажды приснился сон, в котором ему привиделся Небесный Иерусалим с невероятными садами, где были увенчанные золотой листвой деревья с разноцветными плодами. Это видение и стало основой для росписи куполов.

Уникальная особенность храма – отсутствие подвальных помещений, которые заменяет шестиметровый подклет. В его стенах проделаны небольшие отверстия, благодаря чему там круглый год стоит особый микроклимат. Ранее вход в эти помещения прихожанам был запрещен – историки считают, что в них хранили царские сокровища. Сейчас подклет используется в качестве хранилища для ценных образов.

Внутреннее убранство каждой из церквей комплекса имеет свои особенности и отличается друг от друга по стилю оформления, гамме оттенков и манере исполнения. Часть стен расписана маслом, а в некоторых местах можно найти фрески XVI века.

Интересно, что кирпичи, которые использовались при постройке храма, сохраняются лучше и меньше подвержены истиранию чем те, которые использовались во время реставрации.

Весь комплекс опоясывает крытая галерея с ажурными элементами, которая представляет собой единое целое с ансамблем. Ее стены расписаны растительными мотивами, полы выложены кирпичом – в некоторых местах обычной «елочкой», а в других сохранились особые узоры-розетки.

Колокола были возвращены собору сравнительно недавно, всего несколько сотен лет назад, но многие из них представляют собой произведения литейного искусства. Самый старый из них был отлит в XVI веке, а самому «молодому» едва исполнилось 20 лет.

Храм Василия Блаженного используется не только как духовный объект, но и в качестве музея. Здесь можно найти образцы обмундирования и оружия, с которым воины Ивана Грозного шли на Казань, полотна известных русских живописцев, коллекцию старинных рукописей.

Изменения в архитектуре и дизайне

Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.

Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.

Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.

Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.

До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.

Доработки XVI века

По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.

Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.

Как изменился храм в XVII веке

Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.

Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.

К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.

Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.

Пожар и восстановление

Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.

Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.

Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.

В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.

XIX — начало XX века и их влияние

Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.

Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:

  • укрепили полы;
  • обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.

Музей

После прекращения богослужений, по решению советского правительства, здание храма с начала 20-х гг. стало использоваться как историко-архитектурный музей. В нем открывается экспозиция, формируются фонды, начинают проводиться исследовательские работы.

С 1928 г. музей становится подразделением Государственного исторического музея. Его выставочная деятельность имела антирелигиозную направленность. Параллельно с работой экспозиционной части в здании проводятся крупномасштабные реставрационные мероприятия.

Музей прекращал работу в период 1941-1947 гг. В разные годы в помещении были представлены тематические собрания, посвященные строительству и архитектуре 16 века, библиографии 16-20 века, завоевательным походам Ивана Грозного.

Покровский храм является одним из главных туристических объектов столицы. С 1991 г. наряду с музейной, в нем возобновляется религиозная деятельность.

Основные коллекции:

  • оружия 15-16 вв.
  • колоколов 16-20 вв.

В 2014 г. вниманию посетителей была представлена постоянно действующая экспозиция «Сокровища Покровского собора». В нижней части здания экскурсанты знакомятся с историей храма. В верхней части публика осматривает старинные интерьеры с элементами живописных и скульптурных работ мастеров древнерусского искусства.

История храма Василия Блаженного

Строительство собора, и именно так его именуют в народе, началось в 1555 году. И всего за 6 лет строители возвели невиданной красоты дворец из камня. Распоряжение о заложении храма поступило от царя всея Руси Иоанна Грозного в честь победы, которую одержали русские войска над казанским ханом. Случилось это событие в один из православных праздников — Покрова Пресвятой Богородицы, поэтому этот собор часто называют Храм Покрова Божьей Матери.

История храма Василия Блаженного до сих пор загадочна и неясна.

Легенда первая

Храм построил архитектор, настоящее имя которого Постник Яковлев. Такое прозвище он получил за то, что тщательно и долго постился. Это был один из самых искусных мастеров Пскова. Позднее он был отправлен в Казань, чтобы руководить строительством каменного города. Интересна притча, которая рассказывает о сборе денег на строительство прихода. В Москве жил и побирался Василий Блаженный. Собранные монеты он бросал через правое плечо в одно место, и никто не осмеливался взять хотя бы одну. Со временем, когда денег оказалось достаточно, Василий отдал их Иоанну Грозному.

Но факты говорят о том, что это всего лишь красивая сказка, так как юродивый скончался еще до того, как было решено возводить собор. Тем не менее именно на месте постройки здания был захоронен Василий Блаженный.

Легенда вторая

Над возведением собора колдовали сразу два мастера — Постник и Барма. Легенда гласит, что как только Иван Грозный увидел построенное здание, то был поражен его необычностью и ансамблем. Чтобы зодчие больше не смогли повторить такую красоту, царь приказал выколоть архитекторам глаза. Но эта версия не находит подтверждения, так как имя Постника встречается в более поздних летописях. Получается, что мастер мог заниматься строительством других построек.

Легенда третья

Самой реалистичной версией считается следующая: храм возводили под руководством зодчего, который приехал из Западной Европы. Доказательством этого факта считается необычный стиль, в котором переплетены узоры русского и западноевропейского зодчества. Но официально эта версия нигде не подтверждена.

Кафедральный собор

В столице России есть еще Покровский кафедральный собор. Москва, Рогожский поселок, 29 – адрес этого по-своему интересного культового сооружения. Он является главным на территории России храмом РПСЦ, которая до 1988 года называлась «Древлеправославная Церковь Христова». Официальная русская церковь относит РПСЦ к деноминации, то есть к чему-то среднему между сектой и церковью. Тем не менее у старообрядческой церкви есть свой Митрополит Московский и всея Руси, и Покровский собор на Рогожском кладбище является его кафедральным собором. Закладка первого камня этого культового сооружения была произведена в 1791 году.

Проект был заказан у великого русского зодчего М. Ф. Казакова. Официальная церковь как могла боролась с существованием этого храма. В 1856 году алтари были все же опечатаны. Произошло это в результате доноса митрополита Филарета. Распечатали их только в 1905 году. Этот день считается у старообрядцев великим праздником. В силу каких-то обстоятельств эта церковь не была закрыта в годы советской власти. Два придела, Николы Чудотворца и Сергия Радонежского, имеет это очень красивое, выстроенное в классическом стиле здание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector