Крещение хлодвига

Имя

Исходя из засвидетельствованных форм, первоначальное имя реконструируется на франкском языке как * Hlodowig , что означает «славный в битве» или «славный воин». Он состоит из корня hlod- («слава, слава»), присоединенного к — wig («бой, битва»).

На среднем нидерландском языке , франконском языке, тесно связанном с франкским, название переводилось как Lodewijch (ср. Современные голландские Lodewijk и Lowik ). Название встречается в других языках западногерманских с когнатами включая староанглийский Hloðwig , Старый саксонской Hluduco и древневерхненемецкий Hludwīg (вариант Hluotwīg ). Последний превратился в Людвига в современном немецком языке., хотя самого короля Хлодвига обычно зовут Хлодвиг. древнескандинавский форма Hlǫðvér , скорее всего , заимствован из языка западногерманского.

Франкское имя * Hlodowig происходит от французского имени Луи (вариант Ludovic ), которое носили 18 королей Франции , через латинизированную форму Hludovicus (варианты Ludhovicus, Lodhuvicus или Chlodovicus ). Английский Льюис происходит от англо-французского Людовика . На испанском языке имя стало Луис, на итальянском — Луиджи (варианты Людовико и Венецианский Альвизе , реже — Алиги и Алоизио ), а на венгерскомЛайош .

Причины, по которым Хлодвига не причислили к лику святых

Супруга Хлодвига и мать его детей была канонизирована, однако сам он, несмотря на свои значительные заслуги перед католической церковью, не оказался среди французских святых. После подведения итогов правления короля стало очевидно, что он принимал крещение с прагматичными целями. Именно поэтому христианская вера не привела к изменению личности правителя в лучшую сторону и к покаянию в совершенных грехах.

Известно, что Хлодвиг, уже будучи христианином, без сомнений расправлялся со своими родственниками. Так он стал прямым виновником гибели Синиберта Хромого, короля рипуарских франков, а впоследствии приказал убить и его сына Хлодериха. После их гибели Хлодвиг присоединил освободившиеся земли к собственным владениям и заявил о полной непричастности к произошедшим трагическим событиям. Также он захватил территории своего союзника Рагнахара, уничтожил других родственников, которые, по его мнению, могли в будущем стать соперниками или покуситься на его жизнь.

Епископ Григорий Турский описал следующие события: «Собрав однажды своих, Хлодвиг с сожалением стал вспоминать о погубленных родных, начал жаловаться на то, что остался один и никто не поможет ему в случае беды». В дальнейшем оказалось, что король говорил так вовсе не из сожаления или раскаяния. На самом деле Хлодвиг хитрил и пытался узнать, не осталось ли еще кого-нибудь в живых, чтобы умертвить всех своих потенциальных конкурентов без исключения.

Очередной поход

Со временем Хлодвиг стал уже хорошим дипломатом. Ему удавалось не только заключать многочисленные союзы, но и продолжать вести активную завоевательную политику, которая шла практически беспрерывно.

При этом войско было довольно невелико. Количество воинов в армии Хлодвига составляло от трех до пяти тысяч человек. Но, напомним, она была отлично организована.

Так, король франков Хлодвиг (краткая биография которого изложена в статье) с войском успешно атаковал короля Бургундии Гундобальда. После этого отправился во владения алеманов. Битва против них произошла в районе Толбиака. Хлодвиг одержал убедительную победу. Земли алеманов перешли к франкам

Кроме того, данное сражение очень важно по своим последствиям. Дело в том, что супруга короля франков Клотильда — принцесса Бургундии и истовая христианка – с давних пор убеждала его оставить язычество

Однако сам Хлодвиг медлил, пока не случилась вышеупомянутая битва с алеманами…

В вихре событий

После реставрации Бурбонов вернулся с некоторыми вариациями и королевский герб. В 1830 году вспыхнула новая революция, возведшая на престолкороля-буржуа» Луи-Филиппа Орлеанского.

Он старался показать себя большим демократом и решил доказать это с помощью герба. Вместо лилий на синем щите появилась большая скрижаль с надписьюКонституционная хартия. 1830 год». По мысли короля, это обозначало, что теперь конституция стоит выше королевских лилий.

В 1848 году началась новая революция. Франция опять стала республикой, а первым президентом избрали популярного политика Луи-Наполеона(племянника Наполеона I).

В 1852 году президент отбросил республиканские декорации и стал Наполеоном III. Началась эпоха Второй империи. Вместе с императором вернулся и наполеоновский герб.

Последний Бонапарт в 1870 году проиграл войну с Пруссией и лишился короны. С тех пор и до наших дней Франция остаётся республикой. Согласно старому обычаю, у неё нет герба, но имеется неофициальный символ — ликторский пучок.

В годы оккупации во время Второй мировой войны вишистский режим, возглавляемый немецким ставленником маршалом Анри Филиппом Петеном, выбрал своим символом лабрис — двухлезвийный боевой топор с рукоятью в виде ликторского пучка. А сторонники генерала Шарля де Голля шли в бой под символомСражающейся Франции» — красным лотарингским крестом с шестью концами.

Несмотря на бурную историю, французские лилии не исчезли. Их можно встретить не только на гербах, которые традиционно используют потомки старинных аристократических фамилий. Мы увидим лилии на гербах и печатях городов, провинций и, конечно, на многочисленных французских сувенирах. Так расцветший ещё в пятом веке геральдический цветок продолжает свою жизнь вместе с Францией.

Биографические сведения

Основные сведения о жизни Хлодвига I имеются в трудах епископа Григория Турского, жившего спустя несколько десятилетий после этого короля. Будущий правитель франков появился на свет около 466 г. Он был сыном короля Хильдерика I и королевы Базины Тюрингской. После смерти своего отца 15-летний наследник сразу вступил на трон.

Политика молодого короля

В период властвования Хлодвига франки не были единым народом и разделялись на две группы – рипуарских, живших на побережье реки Маас, и салических, расположившихся рядом с морем. Поначалу новый король правил небольшой территорией, расположенной рядом с современной Бельгией. Вскоре он стал вести завоевательную политику, захватив Суассон и всю Северную Галлию, подчинив алеманнов на востоке и присоединив Аквитанию. Благодаря такой тактике уже в начале VI века королевство франков стало занимать большую часть Галлии. При Хлодвиге город Париж был выбран столицей.

Жены и наследники

В молодости Холдвиг жил с гражданской супругой по имени Эвохильда, которая происходила из кельтских франков. Скорее всего, эта женщина была дочерью короля рипуаров Сигиберта Хромого. Эвохильда родила своему супругу сына Теодориха, который впоследствии получил немалую часть владений отца.

Ближе к 30 годам Хлодвиг осознал необходимость в выборе более достойной партии

Король обратил внимание на принцессу Бургундии Клотильду, славившуюся своим умом и красотой. Она была младшей дочерью бургундского короля Хильперика II, которого убил при разделе власти его брат Гундобад

Именно к последнему Хлодвиг отправил своих послов с просьбой выдать за него Клотильду. Гундобад не посмел отказать воинственному королю, и вскоре была сыграна громкая свадьба.

У Хлодвига и его молодой жены родилось несколько сыновей. По просьбе супруги короля первый из них, Ингомер, был окрещен в христианской вере, которую Клотильда еще ранее приняла под влиянием своей матери Каретены. Вскоре малыш умер, в чем его отец обвинил крестильный обряд. Через небольшой период времени королева родила второго наследника – Хлодомира. Младенца также крестили, после чего он начал серьезно болеть. Отец связывал это с христианским обрядом, однако Клотильде удалось отстоять свою веру и спасти жизнь малыша усердными молитвами.

Хлодвиг — почти как Зигфрид

Всё началось с того, что жил себе в пятом веке нашей эры король франков Хлодвиг I — и было ему в целом нормально. В пятнадцать он надел корону, унаследовав от отца сравнительно небольшую территорию в районе современной Бельгии.

На ту же тему Три державы: наследники утраченных корон

От дамского внимания он не страдал, проживая то ли в законном, то ли не очень браке с некой красивой женщиной Эвохильдой из кельтских франков(её сын Теодорих, кстати, в итоге заполучил бо́льшую часть папашиного королевства). Однако Эвохильда Эвохильдой, а дипломатия дипломатией. Так что в один прекрасный день Хлодвиг перед Эвохильдой извинился и начал искать более выгодную супругу. На тот момент ему стукнуло около тридцати лет, он славился военными победами, изрядно прирастил королевство — в общем, был одним из самых завидных женихов варварской Европы.

Выбор пал на бургундскую принцессу Хлодехильду. Для благозвучности будем называть её, как делают многие, Клотильдой.

Бургундия на тот момент была довольно могущественным и воинственным государством. О недоразумениях между франками и бургундцами написана целая   Песнь о Нибелунгах». События там происходят незадолго до воцарения Хлодвига, в те времена, когда по Европе гулял Аттила и щедро раздавал всем на орехи. Принц Зигфрид, живший чуть восточнее нашего Хлодвига, совершил множество подвигов, убил дракона и всячески увенчался славой. А потом женился на прекрасной бургундке Кримхильде, что, собственно, и создало сюжет. Потому что дальше Зигфрид поехал на родину к любимой жене, а её родственнички взяли да и убили его, чтобы завладеть драконьими сокровищами, которые Зигфрид добыл раньше.

Но у Хлодвига с его прекрасной бургундкой всё сложилось благоприятнее. Возможно, потому что бургундскому королю Гундобаду он заранее объяснил, кто тут крутой. Было время, когда Гундобад боролся за власть с братом. Тогда Хлодвиг поначалу договорился с тем самым братом и погонял Гундобада, как зайца. Однако потом позволил ему откупиться и заключил союзный договор. И видимо, расставив все нужные точки и запятые, Хлодвиг наслаждался своей прекрасной бургундкой дома, а к её родичам в гости не ездил. Ну мало ли.

Хлодвиг I

Салическая правда[править | править код]

Основная статья: Салическая правда

Манускрипт 4404 (Королевская библиотека) — титульный лист «Салической правды»

Хлодвиг проводил в своем королевстве и законодательную политику. Это было необходимо для унификации и ассимиляции всех галльских земель, которые вошли в его королевство. Сначала он распространил в своих землях «Кодекс Алариха», а затем приказал составить свод законов салических франков, получивший название «Салической правды» (лат. Lex Salica). Этот правовой памятник состоял из 65 статей и в нем описывался порядок судопроизводства и заключения сделок, были перечислены преступления и соответствующие им наказания.

Благодаря «Салической правде» историки смогли сделать выводы о хозяйстве франков, социальных группах этого народа, изучить оставшиеся к концу V века пережитки родового строя, понять, что из себя представляла власть франкского короля. В отечественной историографии «Салическая правда» считается одним из древнейших памятников, который дает представление о генезисе (возникновении) феодального строя в Западной Европе.

Слово «lex» с латинского языка переводится как «закон», довольно общее понятие, поэтому в российской историографии чаще звучит название «правда». «Правда» — это судебник, который составлялся на примере конкретных судебных случаев (казусов), превратившихся в результате многократных повторов в судебный обычай. Поэтому по «Салической правде» изучается не только правовая сторона жизни франкского государства, но и повседневный быт людей.

На основе данного источника можно сказать, что франки в конце V века были свободными крестьянами (так называемые «дофеодальные крестьяне»). Они владели землями на правах собственников, но существовало и понятие коллективной собственности (леса и луга, принадлежавшие общине). Франки пользовались определенными политическими правами (например, самоуправлением). Большую роль в их жизни играла родовая общинная организация, которая покровительствовала и защищала крестьян (примером тому может послужить соприсяжничество или коллективная уплата судебных штрафов).

Важную роль в жизни франков играло животноводство, они занимались бортничеством, собирали грибы и ягоды, охотились, рыбачили. Но и земледелие у них было уже неплохо развито. Им были знакомы плуг и борона, в которые запрягались быки. Сеяли франки зерновые культуры, лен, на огородах выращивали бобы, горох, капусту, репу. Зарождалось виноградарство.

Несомненно, «Салическая правда» испытала на себе влияние римского права, но все же не такое большое, как появившиеся ранее в Европе «Вестготский кодекс» и «Бургундская правда». Римское влияние прослеживается, например, в порядке наследования земель только по мужской линии и ее продажи лишь с согласия всех родственников.

Коварный король

Одним словом, со временем Хлодвиг превратился в настоящего короля и политика. Он всячески пытался сохранить свою власть и расширить франкское государство. И для этого он никогда не останавливался ни перед чем.

По большому счету, коварство короля франков Хлодвига (годы правления — 481-511) вообще не знало пределов. Как хладнокровный убийца, он приказывал уничтожать не только друзей и соратников, но зачастую даже и дальних родственников. Если он, конечно, чувствовал в них настоящих соперников. В результате разными способами ему удалось истребить их. Тем самым он присоединил эти территории к своему государству. А все богатство погибших, не стесняясь, присвоил себе.

Так, он решил убить родных братьев Ригномера и Рихара. А на правителя рипуарских франков Сигеберта, который правил в Кельне, натравил его отпрыска, который ликвидировал родного родителя. Правда, сын Сигеберта впоследствии также был умерщвлен посланцами франкского монарха. В итоге все эти владения перешли к Хлодвигу, который заявил о том, что он совершенно непричастен к этим трагическим событиям.

В иных случаях франкский король был вынужден прибегать и к военной силе. К примеру, после непродолжительных военных действий монарх Рагнахар, который правил в Камбрэ, был предан и выдан консулу франков, после чего Рагнахара казнили.

Также король Харарик и его сын были захвачены в плен. Хлодвиг насильно остриг им волосы и объявил Харарика священником, а сына – дьяконом. Спустя некоторое время основатель франкского государства счел это все недостаточным, после чего оба были убиты.

По большому счету, такие распри в венценосных семействах с давних пор случались у германцев. Но вот король франков Хлодвиг (годы жизни — 466-511) сумел придать им поистине колоссальный масштаб

Современники короля обратили внимание на это. Ведь в те времена среди родственников взаимопомощь и солидарность еще не были пустым звуком

Правда, быть может, впоследствии Хлодвиг мучился от угрызений совести. Во всяком случае, по преданию, он сказал однажды, что теперь он чужой среди иноземцев и родственников, которые могли бы помочь ему, уже не существует…

Хронология

c. 466: Хлодвиг родился в Турне .
c. 467: Родилась сестра Хлодвига, Аудофледа .
c. 468: Родилась сестра Хлодвига, Лентейлд .
c. 470: Родилась сестра Хлодвига Альбофледис .
c. 477: Басина умирает , мать Хлодвига .
c. 481: отец Хлодвига, Хилдерик I, умирает, ему наследовал Хлодвиг.
c. 486: Хлодвиг побеждает Сиагрия в Суассоне и начинает захват королевства.
c. 487: Родился сын Хлодвига Теудерик I.

c

491: Хлодвиг завершает завоевание королевства и обращает свое внимание на другое место.
c. 493: Хлодвиг женится на Аудофледе и Теодерике Великом

Хлодвиг женится на бургундской принцессе Клотильде .
c. 494: Ингомер, первый ребенок Хлодвига и Клотильды, родился и умер.
c. 495. Родился второй сын Хлодвига и Клотильды, Хлодомер . Хлодвиг становится дядей, когда Аудофледа рождает остготскую принцессу Амаласунтху .
c. 496: Крещение Хлодвига (ранняя оценка). Хлодвиг побеждает угрозу Аламанни. Родился третий сын Хлодвига и Клотильды, Хильдеберт I.

c. 497. Кловис и четвертый сын Клотильды, в Хлотарь I родились.
c. 500: Хлодвиг покоряет Бургундию. Родилась единственная дочь Хлодвига и Клотильды, Клотильда . Альбофледис умирает.
c. 501: Союзник и зять Хлодвига, Годегизель , убит.
c. 502: Хлодвиг вступает в союз с Armonici. Теудерик женится на Суавеготе .
c. 503: Хлодвиг становится дедушкой, когда Теодорих обеспечивает сына своего, Теодеберт I .
c. 507: Хлодвиг освобождает Аквитанию и убивает различных франкских регуляров.
c. 508: Хлодвиг крестился епископом Реймса (поздняя оценка).
c. 509: Хлодвиг казнит последнего языческого регула. Хлодвиг объявлен королем всех франков.
511 г., 27 или 513 г.: Хлодвиг умирает в Париже.

Войны во имя Христа

Вскоре Хлодвиг стал ревностным христианином. Иногда чересчур ревностным.

Христианское рвение Хлодвига достигло такой силы, что он пошёл войной на Южную Галлию, мотивируя это тем, что в ней засела арианская ересь, которую нужно выкорчевать во имя истинной церкви.

Поскольку Хлодвиг вёл себя очень куртуазно и запретил солдатам грабить местных жителей, последние не имели ничего против. Так Хлодвиг и присоединил Аквитанию к своим владениям, убив короля вестготов. Потом ему понравился Прованс, где засели остготы, и уж непременно бы Хлодвиг нашёл еретиков и там, но византийский император понял, что нового Аттилу — теперь под знаменем Христовым — он себе не хочет, поэтому обласкал Хлодвига и назначил его консулом.

На ту же тему От Хлодвига до наших дней: как менялись лилии на французских знамёнах

Так что Хлодвиг был очень польщён, а Клотильда наконец успокоилась.

Хлодвига до сих пор почитают как первого христианского владыку Франции — хотя Франция на тот момент была довольно условная, а часть населения и без того уже исповедовала христианство.

Он объединил приличное количество разрозненных франкских племён, и крещение его подданных прошло достаточно легко, поскольку большая часть до этого уже крестилась. Будучи под римлянами, конечно.

Но ведь главное — что? Чтобы король крестился. А там уже и строительство соборов начнётся, и поголовное крещение детей, а через несколько сотен лет далёкого преемника Хлодвига будут называтьхристианнейшим королём Европы».

использованная литература

Сноски

Источники

  • Дейли, Уильям М. (1994) «Хлодвиг: насколько варварский, насколько языческий?» Зеркало , 69 : 3 (1994), 619–664
  • Джеймс, Эдвард (1982) Происхождение Франции: Хлодвиг и Капетинги, 500–1000 . Лондон: Macmillan, 1982.
  • Кайзер, Райнхольд (2004) «Das römische Erbe und das Merowingerreich», в: Enzyklopädie deutscher Geschichte ; 26. Мюнхен (на немецком языке).
  • Оман, Чарльз (1914) Темные века 476–918 . Лондон: Ривингтонс
  • Уоллес-Хэдрилл, JM (1962) Длинноволосые короли . Лондон

Хлодвиг I

Родился: 466 Умер: 27 ноября 511 

Королевские титулы
Предшественник Хильдерика I Король салианских франков 481 — ок.  509 Завоеванная Франция
Завоевание Франсии Король франков ок.  509-27 ноября 511 Преемник Клотера I как короля Суассона
Преемник Хильдеберта I как короля Парижа
Преемник Хлодомера как короля Орлеана
Преемник Теудериха I как короля Реймса

Почему Хлодвиг принял христианство. Хлодвиг долго отказывался креститься, несмотря на настойчивые просьбы его жены-христианки. Подумайте, какие доводы «за» и «против» принятия христианства были у Хлодвига?

Важнейшим событием
правления Хлодвига стало его крещение.
Григорий Турский отмечает, что обращение
короля произошло после его победы над
алеманнами. Якобы когда алеманны начали
побеждать, Хлодвиг воскликнул: «О Иисусе
Христе, к тебе, кого Клотильда исповедует
сыном бога живого, к тебе, который, как
говорят, помогает страждущим и дарует
победу уповающим на тебя, со смирением
взываю проявить славу могущества твоего.
Если ты даруешь мне победу над моими
врагами и я испытаю силу твою, которую
испытал, как он утверждает, освященный
твоим именем народ, уверую в тебя и
крещусь во имя твоё», — и тут же король
алеманнов был сражён, а его войско,
оставшись без руководства, обратилось
в бегство.

Вернувшись домой,
он рассказал королеве, как он одержал
победу, призвав имя Христа. Королева
вызвала Ремигия епископа Реймса, который
стал склонять короля принять крещение.
Король сказал ему в ответ: «Охотно я
тебя слушал, святейший отец, одно меня
смущает, что подчиненный мне народ не
потерпит того, чтобы я оставил его богов.
Однако я пойду и буду говорить с ним
согласно твоим словам». Народ, после
речи короля, воскликнул: «Милостивый
король, мы отказываемся от смертных
богов и готовы следовать за бессмертным
богом, которого проповедует Ремигий».
Так было принято решение креститься.

Дата и год крещения
Хлодвига остаются наиболее спорными
из всей хронологии правления Хлодвига.
Ни Григорий Турский, ни повторяющие его
Фредегар и анонимный автор «Книги
истории франков» не приводят никаких
дат. О крещении Хлодвига упоминают в
своих письмах современники короля
епископ Вьенна Авит и епископ Реймса
Ремигий, но они также не приводят ни
каких дат. Традиционно считается, что
крещение состоялось на Рождество 25
декабря 496 года, хотя Фредегар говорит,
что оно прошло на Пасху. Крещение
происходило в Реймсе от руки Ремигия.
Примеру Хлодвига последовало три тысячи
франков из его войска, по-видимому, его
дружина (Фредегар говорит, что крестившихся
было 6000), а также и его сестра Альбофледа,
которая, впрочем, скоро умерла. Другая
его сестра, Лантехильда, впавшая в
арианскую ересь, также обратилась в
ортодоксально-никейскую веру.

Крещение
способствовало укреплению власти
Хлодвига, обеспечив ему поддержку
ортодоксально-никейского духовенства
и благожелательное отношение галло-римского
населения

Важно было именно то, что
Хлодвиг принял христианство в его
ортодоксальной форме. Раньше крестившиеся
германские народы (вестготы, остготы,
бургунды и др.) отдавали предпочтение
арианству

Ортодоксальное, никейское
вероисповедание воспринималось ими,
как официальная религия императорского
Рима, а поскольку их государства возникали
на сильно романизированных территориях,
короли инстинктивно опасалась, что их
народы «растворятся» в чуждой и мощной
цивилизации. Хлодвиг почувствовал, что
эти опасения неосновательны, да и
конфигурация его владений была такова,
что обеспечивала возможность постоянного
прилива новых сил из германского мира.
Принятое им решение создало предпосылку
романо-германского культурного единства
и синтеза, и в этом состоит заслуга
франкского монарха перед европейской
культурой. Интересно, что галло-римский
епископат считал принятие Хлодвигом
христианства в форме ортодоксально-никейской
веры своей победой. Так, епископ Авит
Вьеннский в поздравительном письме к
Хлодвигу писал: «Ваше вероисповедание
— это наша победа».

Сакральные регалии и символы власти

Отличительный властный символ Меровингов — длинные волосы, подстрижение которых было сопоставимо с отречением от власти. К примеру, Клотильда, жена Хлодвига, оказавшись в ситуации выбора: расставание с волосами или смерть пленённых внуков, согласилась на второй вариант, не поступившись своей властью. Длинные волосы связывались также с паранормальными способностями Меровингов, в том числе и целительным даром. Подобно библейскому сказанию о Самсоне и вероломной Далиле, остричь волосы значило лишиться силы.

Сакральная эмблема династии — золотые пчелы, инкрустированные гранатами.

Пчелы — это сакральный языческий символ бессмертия, вечной жизни. Именно эту эмблему впоследствии заимствовал Наполеон, полагавший, что она укажет на факт исторической преемственности его власти.

Правление – каким был король Хлодвиг?

Правление Хлодвига I, особенно военная политика, неплохо изучены. За годы правления Хлодвиг сделал немало, но присоединение новых земель приходилось проводить силой. В 486 году он пошел против Саргия и через несколько лет завоевал его территории. Затем разбил тюрингов, совершающих набеги на франков.

Король Хлодвиг значительно расширил границы франкского государства.

После заключения брака Хлодвиг увидел новые возможности и увеличил королевство от Сены до Луары, укрепляя власть. В 500 году воевал против Гундобальда. В 506 году пошел против вестготов, расширив свои территории в Галлии. А после победы в готской войне определил столицу государства в Париже, где и продолжил объединение франкских земель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector